Порядок запуска двигателя на американском истребителе F-16

29

Многократно побывавший в бою истребитель 4-го поколения F-16 стал рабочей лошадкой истребительного парка 30 стран мира.

Отличительной чертой F-16 от большинства других реактивных самолетов является то, что он использует стартер для [подачи] реактивного топлива (jet fuel starter, JFS). JFS – это небольшая реактивная турбина, питающаяся от бортового баллона со сжатым воздухом. Однако, в отличие от вспомогательной силовой установки (ВСУ), JFS напрямую связан с основным двигателем, поэтому он не может работать независимо

- отмечается в издании The Aviation Geek Club.



Типичная последовательность запуска F-16 начинается с включения батареи и генератора, установив переключатель электропитания в положение MAIN PWR («основное питание»). Затем пилот включает подачу топлива, запуская топливные насосы (тумблер ENG FEED), и воздуха (AIR SOURCE), выставляется стояночный тормоз.

Для запуска двигателя переключатель стартера (JET FUEL) установлен в положение «ПУСК 1» или «ПУСК 2». Эти комбинации относятся к количеству баллонов со сжатым воздухом, используемых для запуска JFS. Обычно одного должно быть достаточно, но оба могут потребоваться в жаркие дни или на больших высотах, чтобы создать достаточное давление воздуха для вращения стартера.

Когда стартер провернётся, начинается набор оборотов. Как только они достигают примерно 20% на датчике, пилот начинает подачу топлива, поднимая ручку дроссельной заслонки и перемещая её над фиксатором холостого хода. Важно это сделать вовремя: если поспешить, то вы получите горячий старт (зажигание топлива происходит, когда воздушного потока недостаточно для охлаждения двигателя), если опоздать – вы исчерпаете запас сжатого воздуха перед тем, как запустить двигатель.

На приборе FTIT (температура в турбине) показатели начинают расти вместе с частотой вращения. Лётчик контролирует FTIT (должен оставаться ниже 900°С при обычном запуске), будучи готовым прервать процесс в случае горячего запуска. Давление масла и гидравлическое давление также повышается, за этим пилот также присматривает (давление масла не менее 40 фунтов на квадратный дюйм, гидравлическое давление не менее 2000 фунтов на квадратный дюйм - такие величины используются на американских индикаторах).

Как только частота вращения двигателя достигает примерно 55%, включается главный генератор. Примерно на 70% двигатель переходит из вторичного режима работы SEC в основной PRI. На этом запуск силовой установки завершается. Следующий шаг – включить всё бортовое оборудование, начать проверку систем и быть готовым ко взлёту.

  • Сайт Минобороны США
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 декабря 2021 07:11
    Я могу лететь? Прямо с дивана? laughing
    1. +10
      18 декабря 2021 07:26
      Не знаю как улететь а потренироваться сможете. После этого тайно пробраться на авиабазу где Ф-16 стоят и угнать парочку к себе.
    2. +10
      18 декабря 2021 07:27
      Последовательность запуска дивана в студию! good
    3. +10
      18 декабря 2021 07:49
      Цитата: Ros 56
      Я могу лететь? Прямо с дивана?

      - Доктор, а я после операции смогу на скрипке играть?
      - Конечно сможете.
      - Странно, раньше не мог.
    4. +1
      18 декабря 2021 08:35
      и быть готовым ко взлёту.
      Вы готовы ?
      - Тады взлёт !
    5. +3
      18 декабря 2021 13:34
      Можно лететь. Но как садиться, расскажут в следующем номере:))
    6. 0
      19 декабря 2021 14:57
      Цитата: Ros 56
      Я могу лететь? Прямо с дивана? laughing

      Можете, если есть ДКС и купленный Ф-16.
  2. +3
    18 декабря 2021 07:23
    А я всё делал неправильно....То поспешу,то опоздаю. И не могу ведь,не взлетаю! Уже и команду "от винта!" давал! Тоже не помогло.
    А оно вон как!
    1. +5
      18 декабря 2021 07:45
      Цитата: Borz
      А я всё делал неправильно....То поспешу,то опоздаю. И не могу ведь,не взлетаю! Уже и команду "от винта!" давал! Тоже не помогло.
      А оно вон как!

      А там тумблер-переключатель RFS* есть - Вы, наверное, его забыли переключить в положение ON. Я тоже долго мучился, пока не догадался.

      *Remove the Feet of the Sofa (Убрать ножки дивана).
  3. +4
    18 декабря 2021 07:59
    Ну и на кой предмет выложили кусок РЛЭ F-16 по порядку запуска?
    Че молчим? Специалисты по 16 перевелись штоля? Давайте обсосем, что кому понравилось, пока в армейке 16й ющали! laughing
    ВО, вы движек в "мысЯх" еще на Л-39 здесь запустите, не ну а че? У него в минусах конструкции тоже записан "сложный порядок запуска"! Турбину на ракетном катамаране Бор тоже мона!
    У вас так в редакции статей на года хватит - писать не переписать! wassat
  4. -2
    18 декабря 2021 08:45
    А не слишком ли сложно? Не легче ли, особенно учитывая всемогущество США в электронике, сделать старт одним нажатием кнопки?
    1. +2
      18 декабря 2021 10:40
      Цитата: Басарев
      А не слишком ли сложно?
      Как у нас на танке Т-80 : для запуск турбины достаточно нажать одну кнопку.
      Если ошибаюсь, поправьте.
      1. -2
        18 декабря 2021 10:59
        Вообще же, стремиться следует к тому, чтобы управление было не сложнее, чем в любой аркаде, должно быть достаточно всего десяти кнопок. Больше не надо, потому что на большее не хватит пальцев.
      2. +3
        18 декабря 2021 11:30
        к сожалению до нажатия на кнопку сначала, сделать все вышенаписанное, а самое главное просунуть 4 аккума через люк мехвода и поставить их на стеллажи
        1. +3
          18 декабря 2021 12:54
          Цитата: NAIL77DM
          К сожалению до нажатия на кнопку сначала, сделать все вышенаписанное, а самое главное просунуть 4 аккума через люк мехвода и поставить их на стеллажи
          Вы шутите ? механик-водитель прибегает к боксу, где стоит танк, имея при себе 4-е аккумулятора (в моё время они весили 64кг каждый) и начинает заводку танка с их установки ? И где Вас такому учили ?
          1. 0
            27 декабря 2021 08:54
            у нас аккумы стояли на вечной зарядке, если что ТБОУП
            1. 0
              27 декабря 2021 12:47
              Цитата: NAIL77DM
              у нас аккумы стояли на вечной зарядке, если что ТБОУП

              Если это север и танки даже в боксах стоят при сильных морозах, то нахождение аккумуляторов в тёплом месте я могу понять.
              Я в Венгрии служил, механиком-водителем Т-62. Сейчас точно не вспомню, но вроде бы раз в пол года мы снимали аккумуляторы и сдавали их на профилактику в аккумуляторную. Всё остальное время они стояли в танке, который в свою очередь был загружен боекомплектом. Вобщем заводи - и в бой.
              При тревоге механик водитель из казармы сразу бежал в танко-парк и заводил танк. У остальных членов экипажа были свои задачи. К примеру, заряжающий бежал в оружейку, где ему выдавали автомат. Вобщем, экипаж прибегал к танку чуть позже, когда он был уже прогрет и готов к выезду.
              Заводить Т-62 было не сложно: садишься на место механика-водителя, включаешь "массу", открываешь подачу воздуха в систему, ручным топливным насосом прокачиваешь топливо, проверяешь нахождения рычага переключения скоростей (должен быть на нейтралке), справа, на приборном щитке, поворачиваешь переключатель на 90°, запускается масляный насос, ждёшь пока давление масла подымется больше 4-ёх атмосфер, выжимаешь "главный фрикцион", и проворачиваешь переключатель дальше, уже на 180°, в двигатель подаётся воздух и он заводится (вместо воздуха можно заводить электростартером, или и тем и другим одновременно). Ручным "газом" устанавливаешь холостые обороты. Всё.
              Когда очень холодно, охлаждающая жидкость и масло (а стало быть, и двигатель) прогреваются специальным подогревателем. Расписывать его запуск не буду (не сложно).
    2. +1
      18 декабря 2021 11:19
      F-16 уже очень старый самолёт
    3. +4
      19 декабря 2021 10:57
      На моих ржавых Жигулях 2107 запуск двигателя даже сложнее, чем на F-16, без матюгов в определённом порядке не обойтись, особенно в мороз.
    4. +1
      19 декабря 2021 21:17
      Цитата: Басарев
      А не слишком ли сложно? Не легче ли, особенно учитывая всемогущество США в электронике, сделать старт одним нажатием кнопки?

      Это самолет конца 70-тых, ему несколько раз меняли РЛС и авионику, но базовую механику или электрику особо не трогали.
      На Ф-35, насколько я слышал, запуск автоматизирован по максимуму. Там просто физически нет такого количества всяких тумблеров, кнопочек, переключателей.
      1. 0
        21 декабря 2021 00:25
        Какое то все пластмассовое, дешевое. А при катапультировании пилот ноги не оторвет, об консоль приборов?
        1. -1
          21 декабря 2021 11:22
          Цитата: Usher
          Какое то все пластмассовое, дешевое. А при катапультировании пилот ноги не оторвет, об консоль приборов?

          Вы искренне считаете западныех инженеров идиотами? request
          1. 0
            22 декабря 2021 18:29
            На обложке видео видно с другого ракурса, что ноги по колено за консоль уходят.
            1. 0
              22 декабря 2021 18:34
              Цитата: Usher
              На обложке видео...

              ...Явно не пилот, а видеоблогер не обделенный ростом.
              Вы вообще в курсе, что при отборе в пилоты истребителей есть ограничения по росту? request
  5. +3
    18 декабря 2021 11:12
    Самолёт F-15 то же запускается только с помощью внешних устройств. Он даже своих аккумуляторов не имеет.
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    19 декабря 2021 00:08
    Два небольших дисплейчика и масса механических приборов.
  10. +4
    19 декабря 2021 00:27
    Ну, поразительно допотопный процесс запуска двигателя у "современнейших" истребителей..... А лопата и багор там надеюсь прилагается....для экстренных случаев запуска?
  11. -1
    19 декабря 2021 17:16
    Видео не смотрел, по тексту запуск полный геморой.
  12. 0
    20 декабря 2021 08:33
    Инструкция для тех, кто будет угонять такой самолетик в Россию.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»