Archipelago Province of Russia

0
Once there was a Russian province. Soldiers marched along it, barracks were built, “offices”, there was even their own Admiralty. Thousands of subjects in Orthodox churches offered up prayers for the health of the empress, Empress Catherine.
Everything is as it should be, but this province was in ... the Mediterranean Sea.
Nevertheless, all this is genuine, but long forgotten. story...


Archipelago Province of Russia


26 — 27 On June 1770, the Russian squadron under the command of Count Alexei Orlov burned down the Turkish fleet in Chesmenskaya Bay. Killed 14 ships, 6 frigates and up to 50 small ships. The 60-gun ship "Rhodes" and 5 of large galleys became the trophies of the Russians. The Russian fleet became the master of the Aegean Sea. In St. Petersburg, Catherine II ordered, in honor of the victory, to mint a medal, which depicted a burning Turkish fleet with a laconic inscription: "He was." And in Tsarskoye Selo, on the pond, the Chesme Column was erected, to which tourists still lead today.

Дmore historians describe the brilliant victories of Rumyantsev and Suvorov, the uprising of Pugachev, and so on. Meanwhile, the Russian fleet left the Mediterranean only at the beginning of 1775. And what did he do there for five (!) years?

After Chesma, Catherine II sent three more squadrons to the Mediterranean, there were only ships in the Archipelago (the term “battleship” was not used) - as many as nineteen!

Generally speaking, the sending of Russian squadrons to the Mediterranean Sea itself was a brilliant strategic plan of the great empress and her advisers, who would later be called "Ekaterina's eagles." Indeed, before that, not a single Russian warship even sailed into the Atlantic, except for the transfer of “newly built” ships from Arkhangelsk to Kronstadt.

All Russian victories fleet grow dim before Chesma, and not only by the number of enemy ships sunk, but also because the battle was won many thousands of miles from their bases. In previous and subsequent battles in the Baltic and the Black Sea, Russian squadrons went to sea for a week, with a force of three, gave battle 100 miles from the base, or even in view of their own shore, and went home. The wounded and sick were unloaded at the base, the ship got up for repairs. And only after a few weeks or even months the squadron was replenished with new sailors to replace the retired and, taking on board ammunition and provisions, again went to sea.

And then Count Orlov was alone in a strange sea. Transport ships that came from Kronstadt in 5 years can be counted on fingers. The entire Mediterranean coastline from Dalmatia to Dardanelles and from Dardanelles to Tunisia was Turkish. France and Spain were hostile to the Russians and did not allow them in their ports. True, the Knights of Malta and the Italian states were ready to provide hospitality, but only for very good money. Orlov’s squadron was to die in less than a month, like Napoleon’s Great Army in Russia.



According to the original plan of Catherine, it was supposed to land small landings on the territory of mainland Greece, and then the “sons of Hellas” should have raised a rebellion, expel the Turks and present their ports to the Russians. But the Turks concentrated in Greece, a large force, and the leaders of the rebels did not get along with each other and never managed to create a regular army. As a result, the Russian paratroopers had to get aboard the ships.

After Chesma, Catherine II in every way encouraged the count to break through the Dardanelles and bomb Istanbul from the sea. The fortifications of the Turks in the strait were then very weak, and technically the task was easily accomplished. However, Alexei Orlov was scared. The 24-year-old sergeant of the Preobrazhensky regiment was not afraid to plot against the legal emperor in favor of the German, who had no rights to the throne, and later in Ropsha personally arrange “hemorrhoidal colic” to Peter III. But after Chesma the count was at the height of his fame. Previously, a beggar guardsman risked his head only, and with luck, he acquired everything. Now he could lose everything, and in case of luck, not get anything.

With a probability of 95%, the Russian squadron would break through the Dardanelles. What's next? Well, if Mustafa III, seeing the Russian fleet under the windows of the palace, asks for peace. And if not? Drop landing? No troops. You can burn Istanbul, but why? The Sultan will be angry and will continue the war, and Catherine will lose in Europe the image of a wise and enlightened empress, whom she had so hard created for many years. And to leave the Dardanelles Russian squadron will be much more difficult.

And then, with the approval of the Empress, Orlov decides to establish a Russian province on the Cyclades and adjacent islands of the Aegean Sea.

It is not known who suggested choosing Paros Island as the main base of the Russian fleet. Anyway, strategically, he was chosen successfully. Paros belongs to the Cyclades Islands (southern Aegean Sea) and is located in the center of them. Thus, owning Paros, you can easily control the Aegean Sea and the approaches to the Dardanelles Strait, which is about 350 km. The nearest point of the peninsula of Asia Minor from Paros is 170 km, and it is impossible for the Turks to land troops from the mainland on the island without securing domination of the sea.

15 October 1770 The squadron of Count Alexei Orlov consisting of the ships Three Hierarchs, Rostislav, Rhodes, the bombardier ship Grom, the frigates Slava, Pobeda and Saint Paul arrived to the island of Paros.
By the time the Russians captured Paros, 5 had thousands of people, the vast majority of Orthodox Greeks. They were engaged in arable farming, viticulture and sheep farming. The population of the island dragged a beggarly existence.

There were no Turkish authorities on the island, and the Greeks joyfully welcomed our ships. Russian sailors used both bays of the island - Ausu and Trio, where the ships' stops were equipped. But the capital of the "province" became the city of Aouz, built by the Russians on the left bank of the bay of the same name.

First of all, the bay was fortified; on its left bank two forts were built with stone parapets for nine and eight 30-and 24-pounders. A 10-gun battery was placed on an island at the entrance to the bay. Accordingly, the Trio bay was strengthened.

The Admiralty building was erected on the left bank of Auz Bay. Yes Yes! Russian Admiralty! The Baltic Fleet had an Admiralty in St. Petersburg, the Admiralty did not even exist on the Black Sea, as there was no fleet, but the Admiralty appeared on the Mediterranean Sea for our Archipelagic Fleet. Dozens of shipwrights, including the famous A.S. Kasatonov, who later became the chief inspector of shipbuilding, were discharged to Ausa from Petersburg. 3 July 1772 Admiral Spiridov gave the Xatum Prize to the Kasaton Prize with the announcement in the order.

Large ships in Ausa were not built, and there was no need for this, but they repaired ships of all ranks. But in a large number built small sailing and various rowing vessels.

Ausu was filled with various administrative buildings, bakeries, spinners, barracks of sailors. I note that ground forces for some objective, but rather subjective reasons, were stationed outside the city. Thus, the barracks of the Shlisselburg Infantry Regiment were located on the right bank of the Auz Bay. A little further were the camps of the Greeks, Slavs and Albanians. The camp of the Preobrazhensky regiment of the Life Guards was located deep in the island. Even a gymnasium was established in Auza, in which hundreds of Greek boys studied.
The county of the 27 islands was supposed to provide a fleet of up to 50 pennants and several infantry regiments. Therefore, the islands were levied with a tax (10 interest tax) on bread, wine, timber, etc. A certain share of the tax was levied in cash. In addition, part of these goods was bought by the Russian authorities, but the author failed to establish the proportion between the paid goods and the taxes collected. But, alas, these taxes were not enough, and Orlov did not want to become a burden to the friendly Orthodox people. Basurmans must pay for everything!

Since the 15th century, the Greeks, in particular the islanders, have already held in their hands most of the maritime transport in the Mediterranean. They considered piracy to be a completely legitimate business, as if part of trade. The only thing that restrained them was the prevailing power of the Turkish fleet. Chesma and a number of other victories of the Russian fleet freed them from the Turks. Even before Chesma, several Greek owners of merchant ships (they were captains) arrived at Orlov and were asked to enter Russian citizenship. The count willingly accepted the Greeks and allowed them to raise the flags of St. Andrew on their ships.

Frigates, brigs, shebeks and galleys flying Russian flags flew all over the Eastern Mediterranean. Recall that the vast Turkish empire had almost no roads, and trade was mainly by sea. Every year, hundreds of Turkish and, to be honest, neutral ships became the prey of the Greek corsairs. And sometimes a mixed (Russian-Greek) crew commanded by Russian officers went hunting. Corsairs made several daring raids on Turkish ports in Asia Minor, Syria and Egypt.

It must be said that the Greek captains did not "krysyatnichali" and gave the provinces to the authorities both in money and in kind. The same Alexey Orlov received a lot of jewels, thoroughbred horses and noble beauties.
The adventures of the captains of Orlov’s squadron were much greater than those of the praised filibusters of the Caribbean. So, on the night of September 8, the 1771 of the “St. Mikhail ”(sailing merchant ship), carrying a landing of four officers and 202 soldiers of the Shlisselburg regiment, missed the Russian squadron. And the next morning there was a calm - the sails of an awkward trektra hung. And out of nowhere - five Turkish galleys. The Turks were counting on easy prey, but Captain Alexander Mitrofanovich Ushakov decided to fight to the death. According to his order, “instead of rounds, empty water barrels were hung around the side, hung with beds and a dress, and two boats were sent with a tug to make it easier to turn the trektra during defense. Two Turkish galleys attacked our ship from the stern, and the third - from the starboard, but, met with strong carcass fire, stopped. Recovering, the Turks amicably rushed to the trektra with the intention of boarding it. Having let them in on a pistol shot, Ushakov suddenly turned the skating track over to them and opened a continuous rapid fire, which forced the enemy to retreat in great frustration. ”



On “St. Michael ”the sails and rigging were badly damaged, there were five holes in the starboard side, but thanks to the improvised“ armor ”of Ushakov only one musketeer was killed and seven were wounded.

On the night of September 9, 1772, Lieutenant Commander Panaioti Alexiano approached Stanchio Island and landed troops. A small Turkish fortress of Keffano, where 11 cannons were captured, was taken on the move. For this, Catherine II awarded Alexiano with the Order of St. George 4 degree.

And in just a month and a half, Panaioti Alexiano, in his “St. Pavle "and with the corsair feluca rowing, commanded by the Greek Palamida, goes to the mouth of the Nile.

Frigate "St. Pavel is a former merchant ship. Gun ports were disguised. And the feluka was also no different from the hundreds of the same felucus swimming in the Eastern Mediterranean. Thus, the Alexiano ships, which did not cause any suspicion among the Egyptians, calmly entered the Damietta harbor (now Dumyat, in 45 km north-west of modern Port Said). And in the port the corsairs opened fire. In the two-hour fierce battle, all Turkish military and trade ships "were betrayed by the flame."
Already leaving the port, Aleksiano stumbled upon a Turkish frigate. After a short firefight, the Turk lowered the flag. The frigate was taken by the local ruler Selim Bey "with the three main agami, various other officers and servants, of whom all of them are 120 Turks."

13 June 1774 Aleciano on the frigate “St. Pavel "together with the two semi-trailers" Zizhiga "and" Lion "took to the sea and headed for the Dardanelles. 26 Jun Alexian landed 160 paratroopers on a small island Karybada (Mekasti), located in the Gulf of Decaria near the Rumelian coast. Towards them advanced detachment of the Turks with a gun. But the paratroopers scattered them and captured the gun.

Then the paratroopers besieged the weakly fortified stone fortress with five towers. After a short exchange of fire, her garrison capitulated with the condition that the besieged be allowed without weapons by boat to cross over to the Rumelian coast. The paratroopers fulfilled their promises, and the head of the fortress Sardar Mustafa aka Kaksarli with fifty Turks went to the European coast. Our sailors overloaded to “St. Pavel ”taken in the fortress 15 caliber guns from 3 to 14 pounds, 4200 cores, 40 gunpowder barrels and other supplies. On the shore, the paratroopers burned the Feluki 4, and in the fortress - all the houses of the townsfolk, and on that left back home.
Everything described above was not included in the history books as ordinary everyday life of a forgotten war.



Turkish maritime trade was paralyzed, famine began in Istanbul. The Turks were rescued by the French, who, under their flag, transported food and other goods to the Turkish capital. Count Orlov and the Russian admirals demanded from the empress permission to seize the French indiscriminately, but this was not done because of Catherine’s indecision.

25 July 1774. A Turkish semi-galera with a white flag approached the Russian squadron of Admiral Yelmanov, who was stationed near the island of Tasso. On it arrived Major Belich (a Serb in the Russian service) with a letter from Field Marshal Rumyantsev, in which it was said that on July 10 peace was concluded with the Turks. The campaign in the Archipelago is over.

Catherine failed to keep the promises made to the Greeks. Our admirals told them that after the war, if not all of Greece, then at least the “province” would become part of Russia. And now the Turks were to return to the islands. As far as possible, Catherine tried to alleviate the fate of the Greeks who trusted her. The terms of peace included an article on amnesty for all Greeks, Slavs and Albanians who fought on the side of Russia. To monitor the implementation of this article by the Turks was entrusted to the Russian consulates in Greece. Everyone from the population of the island province was allowed to sail to Russia on Russian and Greek ships.

Thousands of Greeks went to Russia, most of them settled in the Crimea and on the coast of the Azov Sea. The gymnasium was transferred to Petersburg, where a Greek gymnasium was opened, later renamed the Greek Corps.

Several Korsar frigates with Greek refugees - the Archipelago, Tino, Saint Nicholas and others, disguised as merchant ships, passed the Straits, and then became one of the first ships of the Black Sea Fleet.

Catherine ordered the formation of a Greek Infantry Regiment in Crimea. Many Greek corsairs became admirals of the Russian fleet. Among them are Mark Voinovich (he had Serbian roots), Panayoti Aleksiano, Anton Alekiano and others.

Kyuchuk-Kaynardzhiysky world was only a short truce. In August 1787, the Ottoman Empire again declared war on Russia. Greeks from the first generation of corsairs became the captains of a number of ships of the Black Sea Fleet, and the old pirate Mark Voinovich commanded the Sevastopol squadron of the Black Sea Fleet. And the young Greek corsairs, without waiting for the arrival of the Russian squadrons, themselves equipped the ships and under the Andrew flags went out to the Mediterranean Sea.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Архипелажная губерния России

Жила-была русская губерния. Маршировали по ней солдаты, строились казармы, «присутственные места», имелось даже собственное Адмиралтейство. Тысячи подданных в православных храмах возносили молитвы о здравии государыни императрицы Екатерины.
Все как и положено, но губерния сия была в… Средиземном море.
Тем не менее все это — подлинная, но давно забытая история…


Архипелажная губерния России



26—27 июня 1770 г. русская эскадра под командованием графа Алексея Орлова сожгла турецкий флот в Чесменской бухте. Погибло 14 кораблей, 6 фрегатов и до 50 малых судов. Трофеями русских стали 60-пушечный корабль «Родос» и 5 больших галер. Русский флот стал хозяином Эгейского моря. В Петербурге Екатерина II приказала в честь победы отчеканить медаль, на которой был изображен горящий турецкий флот с лаконичной надписью: «Был». А в Царском Селе на пруду возвели Чесменскую колонну, к которой и поныне водят экскурсантов.

ДАрхипелажная губерния Россииалее историки описывают блестящие победы Румянцева и Суворова, восстание Пугачева и т. д. А между тем русский флот ушел из Средиземного моря лишь в начале 1775 г. А что он там делал пять (!) лет?

Екатерина II после Чесмы направила на Средиземное море еще три эскадры, всего в Архипелаге имелось только кораблей (тогда термин «линейный корабль» не употреблялся) — аж девятнадцать!

Вообще говоря, сама отправка русских эскадр на Средиземное море была гениальным стратегическим замыслом великой императрицы и ее советников, которых позже назовут «екатерининскими орлами». Ведь до этого ни один русский военный корабль не выходил даже в Атлантику, если не считать перевода «новопостроенных» кораблей из Архангельска в Кронштадт.

Все победы русского флота меркнут перед Чесмой, и не только по числу потопленных вражеских судов, но и из-за того, что битва была выиграна за многие тысячи миль от своих баз. В прежних и последующих сражениях на Балтике и Черном море русские эскадры выходили в море на неделю, от силы на три, давали сражение в 100 милях от базы, а то и в виду собственного берега и шли домой. В базе выгружались раненые и больные, корабль вставал на ремонт. И лишь через несколько недель или даже месяцев эскадра пополнялась новыми моряками взамен выбывших и, приняв на борт боезапас и провиант, вновь выходила в море.

А тут граф Орлов оказался один в чужом море. Транспортные суда, пришедшие из Кронштадта за 5 лет, можно пересчитать по пальцам. Все побережье Средиземного моря от Далмации до Дарданелл и от Дарданелл до Туниса было турецким. Франция и Испания враждебно относились к русским и не допускали их в свои порты. Правда, мальтийские рыцари и итальянские государства готовы были оказать гостеприимство, но только за очень хорошие деньги. Эскадра Орлова должна была погибнуть менее чем за месяц, как Великая армия Наполеона в России.

Архипелажная губерния России


По первоначальному плану Екатерины предполагалось высадить небольшие десанты на территории материковой Греции, а затем «сыны Эллады» должны были поднять восстание, выгнать турок и предоставить свои порты русским. Но турки сосредоточили в Греции большие силы, а вожди повстанцев не ладили между собой и так и не сумели создать регулярное войско. В итоге русским десантникам пришлось убраться на корабли.

После Чесмы Екатерина II всячески понуждала графа с боем прорваться через Дарданеллы и бомбардировать с моря Стамбул. Укрепления турок в проливе тогда были очень слабы, и технически задача была легко выполнима. Однако Алексей Орлов испугался. 24-летний сержант Преображенского полка не побоялся составить заговор против законного императора в пользу немки, не имевшей никаких прав на престол, а позже в Ропше лично устроить Петру III «геморроидальные колики». Но после Чесмы граф находился в зените славы. Раньше нищий гвардеец рисковал только головой, а при удаче приобретал все. Сейчас он мог потерять все, а в случае удачи не получить ничего.

С вероятностью 95% русская эскадра прорвалась бы через Дарданеллы. А что дальше? Хорошо, если Мустафа III, увидев русский флот под окнами дворца, запросит мира. А если нет? Высаживать десант? Нет войск. Сжечь Стамбул можно, но зачем? Султан обозлится и будет продолжать войну, а Екатерина потеряет в Европе имидж мудрой и просвещенной государыни, который она с таким трудом создавала много лет. А уходить из Дарданелл русской эскадре будет куда сложней.

И тогда Орлов с санкции императрицы решает основать российскую губернию на Кикладских и прилегающих островах Эгейского моря.

Кто предложил выбрать остров Парос главной базой русского флота, неизвестно. Во всяком случае, стратегически он выбран удачно. Парос принадлежит к Кикладским островам (южная часть Эгейского моря) и находится в центре их. Таким образом, владея Паросом, можно легко контролировать Эгейское море и подступы к проливу Дарданеллы, до которого около 350 км. До ближайшей точки полуострова Малая Азия от Пароса 170 км, и туркам высадить десант с материка на остров невозможно, не обеспечив себе господства на море.

15 октября 1770 г. эскадра графа Алексея Орлова в составе кораблей «Три Иерарха», «Ростислав», «Родос», бомбардирского корабля «Гром», фрегатов «Слава», «Победа» и «Святой Павел» прибыла к острову Парос.
К моменту захвата русскими на Паросе проживало 5 тысяч человек, в подавляющем большинстве православных греков. Они занимались хлебопашеством, виноградарством и овцеводством. Население острова влачило нищенское существование.

Турецких властей на острове не было, и греки радостно приветствовали наши корабли. Русские моряки использовали обе бухты острова — Аузу и Трио, где были оборудованы стоянки кораблей. Но столицей «губернии» стал город Ауза, построенный русскими на левом берегу одноименной бухты.

Первым делом бухта была укреплена, на ее левом берегу построили два форта с каменными брустверами на девять и восемь 30-и 24-фунтовых пушек. На островке у входа в бухту расположили 10-орудийную батарею. Соответственно была укреплена и бухта Трио.

На левом берегу бухты Ауза возвели здание Адмиралтейства. Да, да! Российского Адмиралтейства! Балтийский флот имел Адмиралтейство в Петербурге, на Черном море Адмиралтейства тогда вообще не было, как не было и флота, а вот на Средиземном море возникло Адмиралтейство для нашего «Архипелажного флота». В Аузу из Петербурга были выписаны десятки корабельных мастеров, включая знаменитого А. С. Касатонова, который позже стал главным инспектором кораблестроения. 3 июля 1772 г. адмирал Спиридов выдал Касатонову премию 50 червонцев с объявлением в приказе.

Большие корабли в Аузе не строили, да и нужды в этом не было, но ремонтировали корабли всех рангов. Зато строили в большом числе малые парусные и разнообразные гребные суда.

Аузу заполнили различные административные здания, пекарни, прядильни, казармы матросов. Замечу, что сухопутные войска по каким-то объективным, а скорее, субъективным соображениям дислоцировались вне города. Так, казармы Шлиссельбургского пехотного полка располагались на правом берегу бухты Ауза. Чуть дальше находились лагеря греков, славян и албанцев. В глубине острова располагался лагерь лейб-гвардии Преображенского полка. В Аузе была учреждена даже гимназия, в которой учились сотни греческих мальчиков.
Губерния из 27 островов должна была обеспечивать флот численностью до 50 вымпелов и несколько пехотных полков. Поэтому острова были обложены податью (10-процентным налогом) на хлеб, вино, строевой лес и т. д. Определенная доля налога взималась деньгами. Кроме того, часть этих товаров покупалась русскими властями, но установить пропорцию между оплачиваемыми товарами и собираемыми налогами автору не удалось. Но, увы, этих налогов не хватало, да и Орлов не желал становиться в тягость дружественному православному народу. За все должны платить басурманы!

Греки, в особенности островитяне, уже с XV века держали в своих руках большую часть морских перевозок в Средиземноморье. Пиратство же они считали вполне законным бизнесом, как бы частью торговли. Единственное, что их сдерживало, это преобладающая мощь турецкого флота. Чесма и ряд других побед русского флота избавили их от турок. Еще до Чесмы несколько греческих владельцев торговых судов (они же были капитанами) прибыли к Орлову и попросились в русское подданство. Граф охотно принял греков и разрешил поднять на их кораблях Андреевские флаги.

Архипелажная губерния РоссииИ вот по всему Восточному Средиземноморью полетели фрегаты, бриги, шебеки и галеры под русскими флагами. Вспомним, что огромная турецкая империя почти не имела дорог, и торговля шла в основном морем. Ежегодно сотни турецких да и, чего греха таить, нейтральных судов становились добычей греческих корсаров. Причем иной раз на охоту выходил и смешанный (русско-греческий) экипаж под командованием русских офицеров. Корсары совершили несколько дерзких налетов и на турецкие порты в Малой Азии, Сирии и Египте.

Надо сказать, что греческие капитаны не «крысятничали» и отдавали положенное властям губернии как деньгами, так и натурой. Тот же Алексей Орлов получил массу драгоценностей, породистых скакунов и знатных красавиц.
Приключений у капитанов эскадры Орлова было куда больше, чем у хваленых флибустьеров Карибского моря. Так, в ночь на 8 сентября 1771 г. трекатра «Св. Михаил» (парусное купеческое судно), перевозившая десант из четверых офицеров и 202 солдат Шлиссельбургского полка, разминулась с русской эскадрой. А наутро наступил штиль – паруса неуклюжей трекатры повисли. И тут откуда ни возьмись – пять турецких галер. Турки рассчитывали на легкую добычу, но капитан Александр Митрофанович Ушаков решил драться насмерть. По его приказу «вокруг борта вместо туров были поставлены пустые водяные бочки, обвешанные постелями и платьем, и посланы две шлюпки с буксиром, чтоб удобнее было поворачивать трекатру при обороне. Две турецкие галеры атаковали наше судно с кормы, а третья — с правого борта, но, встреченные сильным картечным огнем, остановились. Оправясь, турки дружно устремились на трекатру с намерением абордировать ее. Подпустив их на пистолетный выстрел, Ушаков вдруг повернул к ним трекатру бортом и открыл непрерывный беглый огонь, чем принудил неприятеля отступить в большом расстройстве».

Архипелажная губерния России


На «Св. Михаиле» были сильно повреждены паруса и такелаж, в правом борту — пять пробоин, но, благодаря импровизированной «броне» Ушакова был убит всего один мушкетер и семеро ранено.

Ночью 9 сентября 1772 г. капитан-лейтенант Панаиоти Алексиано подошел к острову Станчио и высадил десант. С ходу была взята небольшая турецкая крепость Кеффано, где было захвачено 11 пушек. За это Екатерина II наградила Алексиано орденом Св. Георгия 4-й степени.

А всего через полтора месяца Панаиоти Алексиано на своем «Св. Павле» и с корсарской гребной фелукой, которой командовал грек Паламида, отправляется к устью Нила.

Фрегат «Св. Павел» — это бывшее торговое судно. Орудийные порты были замаскированы. И фелука тоже ничем не отличалась от сотен таких же фелук, плававших в Восточном Средиземноморье. Таким образом, суда Алексиано, не вызвавшие никаких подозрений у египтян, спокойно вошли в гавань Дамиетты (ныне Думьят, в 45 км северо-западнее современного Порт-Саида). И уже в порту корсары открыли огонь. В двухчасовом ожесточенном бою все турецкие военные и торговые суда «были преданы пламени».
Уже выходя из порта, Алексиано наткнулся на турецкий фрегат. После короткой перестрелки турок спустил флаг. На фрегате был взят местный правитель Селим-бей «с тремя главнейшими агами, разными другими офицерами и служителями, коих всех осталось 120 турок».

13 июня 1774 г. Алексиано на фрегате «Св. Павел» вместе с двумя полугалерами «Зижига» и «Лев» вышли в море и направились к Дарданеллам. 26 июня Алексиано высадил 160 десантников на небольшой остров Карыбада (Мекасти), находящийся в заливе Декария у румелийского берега. Навстречу им выдвинулся отряд турок с пушкой. Но десантники их рассеяли и захватили пушку.

Затем десантники осадили слабо укрепленную каменную крепость с пятью башнями. После короткой перестрелки ее гарнизон капитулировал с условием, что осажденным разрешат без оружия на лодках переправиться на румелийский берег. Десантники выполнили свои обещания, и начальник крепости Сардар Мустафа ага Каксарли с пятьюдесятью турками отправился к европейскому берегу. Наши моряки перегрузили на «Св. Павел» взятые в крепости 15 пушек калибра от 3 до 14 фунтов, 4200 ядер, 40 бочек с порохом и иные припасы. На берегу десантники сожгли 4 фелуки, а в крепости — все дома обывателей, и на том отбыли восвояси.
Все описанное выше не вошло в учебники истории как заурядные будни забытой войны.

Архипелажная губерния России


Турецкая морская торговля была парализована, в Стамбуле начался голод. Выручили турок французы, которые под своим флагом перевозили продовольствие и другие товары в турецкую столицу. Граф Орлов и русские адмиралы требовали у императрицы разрешения захватывать французов всех без разбора, но из-за нерешительности Екатерины этого сделано не было.

25 июля 1774 г. к русской эскадре адмирала Елманова, стоявшей у острова Тассо, подошла турецкая полугалера с белым флагом. На ней прибыл майор Белич (серб на русской службе) с письмом от фельдмаршала Румянцева, в котором говорилось, что 10 июля был заключен мир с турками. Кампания в Архипелаге закончилась.

Екатерина не сумела сдержать обещаний, данных грекам. Наши адмиралы говорили им, что после войны, если не вся Греция, то, по крайней мере, «губерния» войдет в состав России. А теперь на острова должны были вернуться турки. По мере возможности Екатерина постаралась облегчить участь доверившихся ей греков. В условия мира была включена статья об амнистии для всех греков, славян и албанцев, сражавшихся на стороне России. Следить за выполнением этой статьи турками было поручено русским консульствам в Греции. Всем желающим из населения островной губернии было позволено на русских и греческих судах отплыть в Россию.

Тысячи греков уехали в Россию, большинство из них поселилось в Крыму и на побережье Азовского моря. Гимназию перевели в Петербург, где была открыта Греческая гимназия, позже переименованная в Греческий корпус.

Несколько корсарских фрегатов с греческими беженцами — «Архипелаг», «Тино», «Святой Николай» и др., замаскировавшись под торговые суда, прошли Проливы, а затем стали одними из первых кораблей рождавшегося Черноморского флота.

Екатерина приказала сформировать в Крыму Греческий пехотный полк. Многие греческие корсары стали адмиралами русского флота. Среди них Марк Войнович (он имел сербские корни), Панаиоти Алексиано, Антон Алекиано и др.

Кючук-Кайнарджийский мир оказался лишь коротким перемирием. В августе 1787 г. Оттоманская империя вновь объявила России войну. Капитанами ряда кораблей Черноморского флота стали греки из первого поколения корсаров, а севастопольской эскадрой Черноморского флота командовал старый пират Марк Войнович. А молодые греческие корсары, не дождавшись прихода русских эскадр, сами снарядили корабли и под Андреевскими флагами вышли в Средиземное море.
Автор: Александр Широкорад
Первоисточник: http://www.bratishka.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.bratishka.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня