Военное обозрение

Универсальные солдаты: гусеничная пожарная техника

15

ГПМ-64. Источник: fireman.club


Для леса и артиллерийских складов


В предыдущих частях истории бронированной гусеничной пожарной техники шла речь о ГПМ-54, самом массовом в мире пожарном танке.

Машина выпускалась и выпускается под заказ до сих пор на Львовском бронетанковом ремонтном заводе на базе Т-54 и долгое время была единственной в своем классе в стране. ГПМ-54 применялась для тушения пожаров в самых экстремальных условиях, прежде всего, на артиллерийских складах.

Машина не отличалась совершенством исполнения, из-за чего порой гибли люди. Так, в 1982 году в Йошкар-Оле в ходе ликвидации пожара на складе артвооружений сгорели два ГПМ-54 вместе с экипажами.

Для менее суровых условий предназначалась легкая гусеничная бронетехника, способная пробраться сквозь лесные завалы и при необходимости провести минерализованную полосу вокруг очага пожара.

Первыми в отечественной линейке пожарной техники стоят небронированные вездеходы пожарные лесные ВПЛ-149 и ВПЛ-149А.

Универсальные солдаты: гусеничная пожарная техника


ВПЛ-149. Источник: fireman.club

Это универсальная гусеничная машина, способная перевозить до 6 человек личного состава и более 300 литров воды с пенообразователем. Техника базируется на плавающем вездеходе ГТ-СМ (ГАЗ-71) Заволжского завода гусеничных тягачей или по-современному – ГАЗ-34039.

ВПЛ одна из самых распространенных гусеничных пожарных машин, неплохо приспособленных к ликвидации лесных пожаров – на борту имеются две мотопомпы, брандспойт, 60-метровые напорные рукава, бензопилы, мотопомпы и дисковый плуг для прокладки минерализованных полос. Однако относительно небольшой запас воды снижает автономность ВПЛ-149.

Следующей модификацией, значительно расширившей возможности машины, стал ВПЛ-6. Разработчики просто прицепили к тягачу полуторатонную цистерну на колесном ходу и нарастили емкость баков на самом шасси до 700 литров. В такой конфигурации гусеничный ГТ-СМ уже не мог плавать, не избавившись предварительно от прицепа.








ЛПА-521. Источник: kargoteka.info

За технику более тяжелого класса отвечает Рубцовский филиал Уралвагонзавода в Алтайском крае, выпускающий гусеничные машины на базе БМП.

Рецепт прост – ходовую дополняют седьмым опорным катком и меняют мотор на более долговечный дизель ЯМЗ-238БВ мощностью 310 л. с. По такой схеме в Рубцовске рождается универсальное снегоболотоходное шасси 521 М1, которое внешне роднят с военным предком только опорные катки. Гусеницы, кстати, также пришлось заменить на широкие 700-миллиметровые с повышенным ресурсом.

На базе данного шасси выпускают немало техники, но в рамках статьи интерес представляет лесопожарный агрегат ЛПА-521, серийный выпуск которого стартовал относительно недавно – в 2010 году.

Это настоящий универсальный солдат, способный на многое в районе стихийного огненного бедствия.

Помимо мелкого пожарного скарба (ранцевые огнетушители, зажигательные аппараты, средства защиты и тому подобное), на нос машины навешен массивный клин-толкатель. Этим отвалом машина способна на скорости до 5 км/ч формировать 3,2-метровую минерализованную полосу, а хвостовым ПЛК-2А – двухметровую борозду. При этом гусеничная машина везет на себе до 4 тонн воды и шестерых спасателей. В кабине предусмотрены два спальных места.

Для самых тяжелых случаев


Сходной по комплекции с рубцовской пожарной машиной можно считать целую линейку техники, выпускаемой на предприятии «Муромтепловоз».

За основу взят вездеход МТ-ЛБу с комплексом минимальных изменений. В соответствии с добрыми отечественными традициями пожарная машина несет длинное имя – МТ-ЛБу-ГПМ-10.


МТ-ЛБу-ГПМ-10. Источник: industrialmachine.ru


МТ-ЛБу-ГПМ-10. Источник: wikimedia.org

В активе у вездехода 4 тонны воды, 300 литров пенообразователя, лафетный ствол, бульдозерный отвал и противопульная броня, позволяющая залезать в лесные очаги. Внешняя система орошения кузова позволяет спасти машину в самых экстремальных условиях. Армейский тягач также стал основой еще и для пожарной передвижной насосной станции, позволяющей перекачивать воду из открытых источников на несколько сот метров.

Интересным вариантом исполнения является авианаводчик для разведки в очаге пожара, топопривязки, целеуказания и корректировки действий авиации.


Пожарный авианаводчик. Источник: muromteplovoz.ru

В корпусе МТ-ЛБу специально разместили рубку авианаводчика с полным комплектом радиосвязи. Бронекорпус тягача, в случае чего, может безболезненно пережить падение нескольких тонн воды из воздушного пожарного танкера. При этом сам авианаводчик не потерял способности бороться с огнем – баки с водой и лафеты сохранились.

Последней модификацией МТ-ЛБу для нужд огнеборцев стала «Специальная амфибийная гусеничная пожарная машина», опознать которую можно по характерным бакам, размещенным прямо на крыше. Машина напичкана современными средствами связи и навигации, а также массой специфического пожарного оборудования – в списке есть грунтомет, зажигательный аппарат, индивидуальные газодымозащитные комплекты «Шанс-Е» и многое другое.




Специальная амфибийная гусеничная пожарная машина. Источник: muromteplovoz.ru

В Муроме выпускают легкий артиллерийский тягач МТ-ЛБ, и он также стал основной для пожарной машины.

Это специфическая машина, относящаяся к классу пожарных тракторов. На «Мотолыгу» установили носовой отвал, плуг – в корме, а на крышу – ковш экскаватора. МТ-ЛБ-ЛП может как минерализованные полосы в горящем лесу проделывать, так и завалы разгребать для прохода более легкой техники. В случае необходимости конструкция позволяет подцепить к бронетягачу еще и четырехтонный прицеп с водой.






«Рубеж – 4000». Источник: stroyland.biz

Немного отвлечемся от военной техники и рассмотрим пожарный трактор, созданный на базе трелевочного трактора МСН-10.

Выпускают этот специфический агрегат на Алтайском заводе самоходных машин в Барнауле, который славится гусеничной техникой для лесного хозяйства. Пожарный вариант получил красивое имя «Рубеж – 4000», где число обозначает количество литров воды на борту. Машина оборудована в лучших традициях жанра отвалом, плугом и насосом. Но кузов не бронирован, что серьезно ограничивает боевую эффективность единицы в войне с лесным огнем.

И снова танки


На постсоветском пространстве одним из ведущих производителей тяжелой бронированной пожарной техники является Львовский бронетанковый завод.

В настоящее время он производит по заказу массивный пожарный танк ГПМ-72, больше походящий на фургон на гусеницах. Инженеры учли опыт не самого совершенного предшественника ГПМ-54 и основательно переработали конструкцию.

Прежде всего, танк оборудовали спасительной системой орошения кузова, а также снабдили цистерной сразу на 20 тонн воды – у ГПМ-54 было всего 9 тонн. Увеличилась и дальнобойность лафетного ствола. Водяной поток уходит на 100 метров, а пенный – на 60. Это очень важный параметр для машины, предназначенный для борьбы с возгораниями артиллерийских арсеналов. Во многом такая дальность обусловлена мощным импортным насосом FPN Ziegler-6000-2H.


ГПМ-72. Источник: fireman.club


ГПМ-72. Источник:golosua.info

Экипаж состоит из трех человек – это позволяет командиру машины не отвлекаться на управлением лафетом, что было неизбежно в двухместном ГПМ-54.

В случае необходимости пожарный танк способен эвакуировать из зоны бедствия до 6 человек – для этого предусмотрен специальный отсек. Украинцы впервые продемонстрировали пожарный танк на базе Т-72 семь лет назад в Астане на выставке вооружений «KADEX-2014». Это была инициативная разработка Львовского завода.






















ГПМ-64. Источник: fireman.club

А вот разработкой пожарного танка на родном украинском шасси Т-64 занимались уже на Харьковском бронетанковом ремонтном заводе (ХБТРЗ).

Машину под именем ГПМ-64 построили в 2010 году и успели даже обкатать при тушении нефтебазы под Киевом и военных складов в Лозовом.

Отличия от аналога из Львова – не только в используемом шасси, но и в большем объеме цистерны на 25 кубометров воды, а также в отсутствии отсека для эвакуируемых. В остальном харьковчанин схож с львовским пожарным танком. Надо отдать должное инженерам ХБТРЗ, пожарный танк у них получился ладный.

Продолжение следует…
Автор:
15 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. rocket757
    rocket757 21 декабря 2021 18:31
    +3
    Круто, круто ... а почему мы все так же горим, теряя лесные площади ... ???
    1. ares1988
      ares1988 21 декабря 2021 19:22
      +5
      Ну как почему? "На тушение пожара на одном гектаре леса в Якутии — не считая срочного дополнительного финансирования — выделяется 6 руб. 10 коп. То есть на десять гектаров — столько, сколько стоит в магазине пятилитровая бутыль воды". И то ли с 20-го, то ли с 21-го года не проводится тушение лесов при отсутствии экономической целесообразности.
    2. Flanke
      Flanke 30 декабря 2021 15:39
      +1
      Потому что Россия малонаселенная страна и полно дураков со спичками.
      1. rocket757
        rocket757 30 декабря 2021 16:40
        0
        Да большие, да людей маловато, да дураков более чем ... но всё таки, горим не только где то там, где тушить некому, горим и рядом, где людей гораздо больше, а тушить приходится по старинке, техники не хватает, а уж такой, какая в статье была представлена, только на картинках и видели.
    3. Yarhann
      Yarhann 7 февраля 2022 22:33
      0
      тебе нужен тот лес? едь и туши ! тайга горит миллионы лет и как бы не сгорела до сих пор - так в чем смысл ее тушить если это вдали от населенных пунктов ? это ж не олимпиада - где главное участие . Просирать на тушение бесполезного леса бессмысленно , каждое лето тайга горит и каждый год она тухнет в конце лета и так миллионы лет ....
  2. viktortarianik
    viktortarianik 21 декабря 2021 18:36
    +4
    Спасибо, дождался. Особенно удивила техника из Украины, как говорится - ще не вмерла.
    1. Paranoid50
      Paranoid50 21 декабря 2021 21:39
      +1
      Цитата: viktortarianik
      Особенно удивила техника из Украины, как говорится - ще не вмерла.

      Вмерла-вмерла, не извольте сумлеваться. yes laughing Тут как-то так:
      Машину под именем ГПМ-64 построили в 2010 году и успели даже обкатать при тушении нефтебазы под Киевом и военных складов в Лозовом.
      Хотя, следует признать, что девайс таки весьма функциональный.
  3. Владимир_2У
    Владимир_2У 22 декабря 2021 04:24
    +1
    Необычная тема, интересная и приятная в чтении статья.
    зажигательный аппарат
    Встречный пал!
  4. Letnab
    Letnab 22 декабря 2021 12:43
    +6
    Напишу немного о лесных пожарах из своего опыта. Из всей техники в статье, для тушения лесных пожаров в условиях тайги. положительно могу оценить только МТЛБ-У, МТЛБ, ВПЛ-149, также трактора на базе ЛХТ-55. Но всю технику невозможно сделать универсальной. Пока весной почва промерзшая, тяжелая техника успешно может применяться, вплоть до тяжелых бульдозеров, но по мере оттаивания почвы применение тяжелой техники затрудняется, т к проваливаться начинает... Но самая большая проблема в применении тяжелой техники, это ее доставка к месту работ. Дорог в тайге мало, поэтому пока техника доходит до лесного пожара, площадь этого пожара уже совсем немаленькая, и требуется значительное время для ликвидации этого пожара. Авиацией ее особо не повозишь из-за гигантских затрат, на что никто не пойдет, да и специальные условия для этого надо создавать, что невозможно...
    В нашей стране проблема в гигантомании, у нас все большое и тяжелое, хотя для многих специфических задач требуется малоразмерная техника. То что вижу в сети, что пытаются создать, в большинстве своем малопригодно для всего спектра работ. Хотя есть уже готовые технические аппараты со всем необходимым навесным оборудованием, которые возможно доставить к месту работ в отдаленных районах, и в кратчайшие сроки. В комплексе с выше указанными вездеходами и вертолетами для доставки, это может показать положительный результат. Но все это почему то только за границей, в основном Китай..
  5. exo
    exo 22 декабря 2021 19:57
    +2
    Интересная и для меня-неизвестная тема. Спасибо Автору!
  6. Iris
    Iris 26 декабря 2021 17:14
    0
    Увлекательно написано, легко читается. Статья на важную для нашей страны и, тем не менее, часто уходящую от внимания тему.
    Спасибо автору !
  7. eule
    eule 10 января 2022 14:41
    0
    А зачем пожарным противопульная броня? Не лучше ли еще пару тонн пенообразователя, или просто облегчить машину?
    1. Крымский партизан 1974
      Крымский партизан 1974 30 января 2022 14:01
      0
      А зачем пожарным противопульная броня?
      ...военные склады тушить
  8. Крымский партизан 1974
    Крымский партизан 1974 30 января 2022 14:06
    0
    толковая статья..спасибо автору ...но хотелось бы отметить из личного опыта что самая надёжная тема в любых ЧС как была так и остаётся симбиоз человека и ....правильно..лопаты...из личного архива
  9. штурм
    штурм 22 февраля 2022 13:27
    0
    Красивые картинки, а лесные рожары тушат по прежнему вениками да ручными брызгалками, больше подходящими для опрыскивания картофеля от колорадского жука...