Борьба морских гигантов. Первый в своём классе

96

Великие корабли ХХ века от Cunard Line, White Star, Nordeutscher Lloyd и Hamburg – Amerika стали вещественным воплощением технической революции, прототипами, служившими образцами для корабелов будущего.

В конце XIX века атлантические лайнеры претерпели серьёзную трансформацию. Раньше они были лишь неприятным, неудобным и медленным средством пересечения океана, но теперь они внезапно стали символами роскоши, власти и силы.



Каждый корабль, в свою очередь, стал легендой. Некоторые достигли этого мифического статуса за свой прекрасный послужной список, как в мирное, так и в военное время, других – помнят из-за их катастроф и позорных судеб.

Рассказы о них, их истории поразительны, увлекательны и неразрывно связаны с мировой историей первой половины ХХ века.

Борьба гигантов


В статье «Судьбы людей и судьбы кораблей» я уже рассказывал о германском предпринимателе Альберте Баллине, ещё в 1890 году предложившем идею круизных рейсов. Над ним тогда откровенно смеялись и говорили, что он ненормальный.

Борьба морских гигантов. Первый в своём классе

В то время человек поднимался на борт парохода или парусного судна по жестокой необходимости попасть, скажем, из Европы в Америку. Именно Баллин сделал самостоятельным направлением бизнеса морские круизы, главной целью которых являлся не переезд морем из одной страны в другую, а отдых на борту судна в тёплых широтах.
На самом деле эта придумка возникла как решение важной логистической проблемы. Северная Атлантика зимой – место неуютное: холод, дождь, шторма, огромные волны. Поэтому число пассажиров, желавших добраться до Америки, в зимние месяцы резко сокращалось. Чтобы не простаивали суда и экипажи, им следовало найти новую работу.
Баллин первым понял, что существует большое число богатых людей, готовых заплатить за новое развлечение, и дал им это развлечение. Круизные корабли не только оснащались мощными машинами и наилучшими навигационными приборами. Они также поражали пассажиров роскошью убранства и множеством приятных мелочей, без которых суровые моряки, конечно, могли бы обойтись.

Компания HAPAG (Гамбург – Американише Пакетфарт Акциен-Гезельшафт), известная также как Hamburg – America Line, заключила с компанией Vulcan AG контракт на строительство пассажирского лайнера, первого германского корабля в своем классе – Augusta Victoria, в честь супруги кайзера Вильгельма II.


Первый в мире прогулочный круиз, на борту роскошного парохода 241 пассажир, в том числе сам хозяин Альберт Баллин и его жена Марианна, совершили за 57 дней 11 часов и три минуты.

Гостям Баллина понравились первоклассные каюты. Была также отличная кухня и ежедневная газета, напечатанная на борту. Корабль заходил более чем в дюжину портов (в комплекте с береговыми экскурсиями), начиная с Саутгемптона на южном побережье Великобритании, через Гибралтарский пролив, средиземноморские порты захода, включая Геную, Александрию, Яффо, Бейрут, Константинополь (ныне Стамбул), Афины, Мальту, Неаполь и Лиссабон. Круиз был оценен как весьма успешный.

С тех пор каждый год HAPAG предлагал подобные круизы.

Такие морские круизы в экзотические места сегодня считаются нормой, но в конце XIX века это была новаторская идея.

4 июля 1900 года компания HAPAG выходит в море 16-тысячным океанским лайнером Deutschland.


Это не самый большой лайнер на тот момент, но на скорости 23 узла он достаточно быстр, чтобы лишить «Голубой ленты Атлантики» – переходящего приза, присуждаемого океанским лайнерам за рекорд средней скорости при пересечении Северной Атлантики, конкурирующую немецкую линию Norddeutscher Lloyd и их лайнер 1897 года выпуска – Kaiser Wilhelm der Grosse.


Deutschland отличалась значительно улучшенным дизайном и доселе невиданной на судах роскошью по сравнению с Kaiser Wilhelm der Grosse.

Залы для публики широкие, а в просторном и уютном кафе был великолепный купол – стеклянный прозрачный потолок с замысловатым декоративным крестообразным обрамлением. Это был практически идеальный корабль для вступления в новый век.

В 1901 году, через год после спуска на воду, Deutschland уступает рекорд скорости немецкому сопернику Nordeutscher Lloyd и их новейшему лайнеру Kronprinz Wilhelm.


У быстрой Deutschland нет проблем с тем, чтобы быстро вернуть себе «Голубую ленту» и сохранить ее. Она будет оставаться рекордсменкой еще пять лет.

Первая демонстрация новой стратегии Hamburg – Amerika: «роскошь превыше скорости» – это лайнер Amerika выпуска 1905 года, отправившийся в свой первый рейс 11 октября.


При тоннаже 22 225 регистровых тонн Amerika являлась вторым по величине судном в мире после 23 876-тонного лайнера Baltic компании White Star 1904 года выпуска.


Amerika поражала воображение роскошными интерьерами, включающими в себя первые в истории электрические лифты на судне и ресторан с обслуживанием по меню Ritz Carlton, спроектированный всемирно известным архитектором Чарльзом Мьюзом, который займет видное место в будущих проектах линии Amerika Line.


Наступает 1906 год, и 10 мая 705-футовая (214,9 м) 24 581-тонная великанша Kaiserin Auguste Victoria (названная в честь императрицы Германии) отправляется в свой первый рейс к океану.


Снаружи слишком много палуб придают ей непривлекательный вид, но внутри неё, как считает Hamburg – Amerika, изысканная роскошь. Как и Amerika , она также спроектирована Чарльзом Мьюзом.

Благодаря этому последнему пополнению флота, Hamburg – Amerika Line теперь может претендовать на управление самым большим и самым быстрым лайнером в мире. Но размер и скорость этих великолепных лайнеров удерживают престиж всего год до того, момента, как Amerika Line, а также ее конкуренты Norddeutscher Lloyd и White Star Line столкнутся с двумя новыми грозными претендентами на атлантическую гонку.

1907 – это год, когда воплощение роскоши и размера сочетается с современной скоростью: на воду спущены два британских гиганта-тяжеловеса – Lusitania и Mauretania.



С созданными на новейших технологиях турбинами, 790-футовая (240,8 м) Mauretania с тоннажем 31 938 регистровых тонн становится самым большим и самым быстрым лайнером в мире с расчетной эксплуатационной скоростью 25 узлов (и она даже сделает 27,75 узла во время испытаний в открытом море). Её скорость, превосходящая даже скорость сестры, стала возможной благодаря модернизации силовой установки в 1908 году.

Чтобы построить эти два великих лайнера, молодой компании Cunard Line пришлось воспользоваться государственными ссудами. Но риск стоил результата. Они спаслись от властолюбивой White Star Line, а также сокрушили немецкое превосходство в Северной Атлантике.

С появлением Lusitania и Mauretania, Cunard стало очевидно, что наступила новая эра океанских лайнеров, и теперь быть лучшим означает создавать корабли, которые сами по себе являются ни чем иным, как шедеврами. Cunard Line зажгла пламя новой коммерческой гонки, и после этого ставки стали стремительно повышаться.

Соперник Cunard, компания White Star Line, понимает это и заказывает сразу три корабля неслыханных размеров, с тоннажем более 45 000 регистровых тонн, чтобы узурпировать атлантический трон у Cunard Line. Они будут известны как Olympic, Titanic и Britannic.




Hamburg – Amerika, несмотря на самый большой запас лайнеров на линиях, стала опасаться за свой престиж.

Вдруг она никогда больше не будет управлять либо самым большим, либо самым быстрым океанским лайнером?

Это могло означать и серьёзную потерю национального престижа, и убытки для бизнеса.

Первый в своём классе


Итак, новое тысячелетие завершало свое первое десятилетие. Это было захватывающее время индустрии океанских лайнеров.

Конкуренция между англичанами и немцами за лучшие лайнеры в мире достигла нового пика, и это соответствовало духу времени и повышало ажиотаж, вызываемый спуском на воду каждого нового судна.

Альберт Баллин, президент Hamburg – Amerika, решает действовать. Он отменяет планы по постройке 44 000-тонного корабля компанией Harland & Wolff из Белфаста, так как считает, что корабль не будет достаточно большим или достаточно впечатляющим по сравнению с 25-узловой Mauretania и лайнерами White Star водоизмещением 44 000 тонн – Olympic и Titanic.

Баллин излагает новую стратегию.

Его планы предусматривают строительство трех гигантов, которые будут иметь тоннаж более 50 000 регистровых тонн каждый, длину более 900 футов (274,3 м) и станут ещё более роскошными, чем любой корабль до них. Они выйдут под названиями Imperator, Vaterland и Bismarck . Первым будет построен Imperator, и вся тройка так и будет называться: «лайнеры класса Imperator». Они станут «морской симфонией стали», которая выведет Hamburg – Amerika Line в авангард торгового судоходства на следующее десятилетие и далее.


Это было 18 июня 1910 года, за несколько месяцев до спуска на воду Olympic, первого из трех гигантов White Star Line, а второй в их линейке – Titanic – строился уже год.

Однако, при всём моём уважении, и Olympic, и Titanic уже превращались в лайнеры «скромных» габаритов, потому что в этот день на верфях Vulcan Shipyards в Гамбурге был заложен киль огромного лайнера Imperator, пока известного лишь как Hull 314. Он будет первым кораблем, превышающим длину 900 футов и регистровый тоннаж 50 000 тонн, и первым немецким лайнером, имеющим четыре винта.

У него будут общественные помещения большего размера, высоты и роскоши, чем у любого другого корабля в мире, и теперь он сможет претендовать на то, чтобы перевозить больше пассажиров, чем любой лайнер в истории.

Чтобы ощутить всю грандиозность замыслов, только представьте себе, что верфи в процессе строительства потребовалось 25 000 тонн стали, 1 500 тонн заклепок и 5 600 кубометров лучшей в Америке светлой орегонской пихты. В партии из 47 444 брёвен они были отправлены даже неотесанными, а затем были разрезаны и подогнаны в Германии.

Огромный каркас состоял из 654 стальных шпангоутов (по 327 с каждой стороны).


Когда строительство приблизится к завершению, гибель «Титаника» потрясёт мир.

Будучи преисполнен решимости никогда не допустить, чтобы подобный инцидент дискредитировал репутацию крупнейшей в мире судоходной компании, Баллин потребовал от конструкторов и строителей разместить «вторую оболочку» в пяти футах от внешней оболочки корпуса «Императора», что фактически сделало его кораблем внутри корабля. Эта вторая обшивка проходила по всей длине корпуса, а ее переборки отличались исключительной прочностью и высотой.


Пример «второй оболочки».
Публикуется с любезного разрешения веб-сайта «Норвежское наследие».

Имелось двенадцать водонепроницаемых переборок и тринадцать поперечных водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки были оборудованы тридцатью шестью водонепроницаемыми дверями и поднимались до палубы H, на высоту 55 футов (16,7 м) над килем.

Двадцать три из этих тридцати шести водонепроницаемых дверей управлялись гидравлически с помощью запатентованной системы Dorr. Эта система позволяла закрывать водонепроницаемые двери либо с командирского мостика, либо с помощью вспомогательных средств управления с верхней палубы.


Кроме того, электрические оповещатели позволяли капитану и его офицерам удостовериться, что их приказы были правильно получены и выполнены, что давало возможность организовать силы, способные немедленно принять меры в любой ситуации.


Корабельные переборки поддерживали прочные двутавровые балки весом от одной до 4,5 тонн.

Благодаря разделению судна на различные водонепроницаемые отсеки, безопасность обеспечивалась даже в том случае, если два или более смежных отсека заполнятся водой. Чтобы доказать эффективность переборок, Vulcan Shipyards попросила пожарную службу Гамбурга использовать одну из своих пожарных машин для заполнения нескольких отсеков во внутреннем корпусе.

Продольные переборки, расположенные рядом с четырьмя котельными, образовывали огромные боковые бункеры, в которых содержалось около 8 500 тонн угля, который 422 человека бросали в топки. Угольные бункеры находились над котлами на палубах 4 и 5. Глубоко внизу на палубе 7 находился ещё один угольный бункер. Для удаления шлака, образующегося при сжигании угля, на палубе 4, примыкающей к бункерам, имелись пять устройств, способных утилизировать 180 кубометров шлака в час.

Четыре котельных имели длину 74 фута 9 дюймов (22,6 м). В этих котельных были установлены 46 водотрубных котлов типа Yarrow.

Котлы были рассчитаны на нагрузку 235 фунтов/кв. дюйм с принудительной тягой и питали четыре пары паровых турбин Curtis AEG Vulcan с прямым приводом. Компания Hamburg – Amerika стала первой торговой судоходной линией, которая применила такие котлы на суперлайнерах.

Первые две трубы на судне использовались по своему прямому назначению. Третья труба представляла собой обманку и использовалась для вентиляции котельных. Вытяжка воздуха шла через вертикальные стволы вентиляционных шахт с помощью электровентиляторов. После этого четыре вентилятора с крыльчатками диаметром 2,5–3 метра выводили воздух через третью трубу.

Носовое машинное отделение имело длину 65 футов (19,8 м) и было разделено на три водонепроницаемых помещения двумя переборками. По правому борту – установка для охлаждения. Заднее машинное отделение имело длину 95 футов (29,8 м) и разделено одной переборкой. Как и в котельных, три вентилятора обеспечивали вентиляцию машинных отделений.

В переднем машинном отделении имелись две турбины низкого давления. Они весили 380 тонн каждая. В заднем машинном отделении находились турбины высокого и среднего давления. Каждая из них весила 135 тонн. Турбины высокого давления в заднем машинном отделении имели 50 000 лопастей. Корпуса турбин имели диаметр 18 футов (5,5 м) и длину 25 футов (7,62 м). Шесть масляных насосов беспрерывно подавали к турбинам смазку.


Ротор турбины в процессе сборки

Турбины выдавали мощность 72 000 лошадиных сил (35 000 на заднем ходу) и приводили в движение Imperator со средней скоростью 22 ½ узла.

Каждый из четырех гребных валов имел диаметр 1 ½ фута (0,45 м), а каждый из четырех гребных винтов из бронзы – 16 футов (4,87 м) в диаметре, они работали на полной мощности при 185 об/мин. Каждый гребной винт мог работать независимо.


На случай каких-то неисправностей, мелкого профилактического или необходимого ремонта в заднем машинном отделении имелся хорошо оборудованный ремонтно-механический цех, в котором установили сверлильный, токарный, строгальный, фрезерный и шлифовальный станки. К потолочным балкам крепились цепные и электрические лебёдки.

По левому борту в кормовом машинном отделении было пять мощных турбогенераторов с напряжением 110 вольт для питания двигателей, лебедок спасательных шлюпок, вентиляционной системы, всей светотехники корабля и всего отопления салонов и кают. Аварийный бензиновый генератор находился на лодочной палубе.

Не было сомнений в том, что новый лайнер Hamburg – Amerika будет самым тяжелым из когда-либо построенных. Один только его руль весил 90 тонн, а баллер с рычагами и валами управления – 110 тонн.

Imperator был настолько огромен, что для его строительства пришлось соединить два обычных сухих дока.





И все же будет ли он самым длинным лайнером в мире – это был совсем иной вопрос.

В то время линия Cunard уже разрабатывала планы своего третьего лайнера Aquitania, а ее размеры, особенно длина, держались в строжайшей тайне. Тем не менее Альберт Баллин был уверен, что его новый лайнер будет длиннее, но он не стал рисковать.

В качестве гениального плана страхования длины своего нового лайнера Баллин поручил доктору Бруно Крузе, одному из лучших скульпторов Берлина, вылепить 10,3-футового (3,1 м) с размахом крыльев 16 метров из позолоченной бронзы немецкого орла, у которого в когтях будет огромный глобус. Из шара исходили восемнадцать лучей, которые прикрепили массивную фигуру к форштевню. На ленте, охватывающей этот глобус, начертан девиз компании Hamburg – Amerika: «Моё поле – мир» (Mein Feld ist die Welt).


Скульптура будет установлена уже после спуска лайнера на воду.

И по завершении установки длина судна станет 919,3 фута (280,2 м), Imperator будет на тот отрезок времени самым длинным лайнером в мире.

Источники:
Atlantic Liners: A Trio of Trios J. Kent Layton, 2005
The Hamburg-American Company's New 50,000-Ton Liner (International Marine Engineering)
Robert D. Ballard, Ken Marschall: Lost Liners – Von der Titanic zur Andrea Doria – Glanz und Untergang der großen Luxusliner. München, 1997
Arnold Kludas: Die deutschen Schnelldampfer. Die Imperatorklasse – Höhepunkt einer Epoche
Эберхард Мертенс: Гиганты Hapag класса Imperator
Статьи «Википедии» и пр.
Все изображения в статье взяты с медийного склада «Википедии», ресурса свободно распространяемых изображений Flikr и тому подобных, если прямо не указано иное.


Продолжение следует…
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 декабря 2021 18:14
    Даааа...гиганты роскоши........
    1. +9
      28 декабря 2021 19:02
      Не только, во время Первой Мировой войны некоторые трансатлантики, в частности германские, превратились во вспомогательные крейсера и занимались борьбой с торговым судоходством противника. Обладая большой автономностью и приличной скоростью, они занимались рейдерством под военно-морским флагом своей страны. "Кронпринц Вильгельм", например, при встрече с лёгким крейсером "Карлсруэ", получил стрелковое вооружение и две 88-мм пушки.

      Не все рейды заканчивались удачно, лайнер "Кап Трафальгар" в упорном бою был потоплен британским вспомогательным крейсером, бывшим лайнером "Кармания".

      Бой "Кармании" с рейдером "Кап Трафальгар".
      1. +16
        28 декабря 2021 20:45
        некоторые трансатлантики, в частности германские, превратились во вспомогательные крейсера

        А некоторые - в военные транспорты. «Куин Мэри» брала на борт дивизию - 15 000 человек.

        С июня 1943 г. по апрель 1945 г. лайнер совершил 28 трансатлантических рейсов «туда-обратно», прошел 180 тыс. морских миль и перевез 340 тыс. американских и канадских военнослужащих.
        1. +11
          28 декабря 2021 20:57
          Добрый вечер, Вик. hi
          Ну, "Лузитания" тоже не картошку перевозила...

          Так что ещё и вопрос, стоит ли присваивать Швигеру "лавры" военного преступника.
        2. +10
          28 декабря 2021 23:54
          А некоторые - в военные транспорты. «Куин Мэри» брала на борт дивизию - 15 000 человек.

          Виктор Николаевич, кто написал статью? hi Не указана фамилия автора, хотя он проделал большую работу. request Попросите, пожалуйста, многоуважаемую администрацию указать имя творца! yes drinks
          1. +1
            31 декабря 2021 11:21
            Обычная практика во-неизвестный герой.
            Просто переведчик уже много, достаточно - корректор.
            После автоперевода компа.
            Много раз писал про анонимный. Скорее всего - это запрет в раб время заниматься посторонними делами, вот и шифруютя
  2. +21
    28 декабря 2021 18:29
    Была у меня в детстве книжка - "Голубая лента Атлантики". Как раз про эту гонку технологий. Начиная с парусно-колесного "Сириуса" (кажется первого кто пересек Атлантику без парусов) до последних рекордсменов вроде "Нормандии" и "Unated States" Очень рекомендую к прочтению камрады hi
    1. +4
      28 декабря 2021 19:01
      Есть у меня эта книга, читал я ее в молодости.
      «эту гонку технологий» - это была не гонка технологий, это была гонка конструкций, если можно так выразиться. А технологии при изготовлении этих кораблей использовались одни и те же.
      1. +9
        28 декабря 2021 20:37
        А технологии при изготовлении этих кораблей использовались одни и те же.
        Серьезно? За 1838—1952 технологии не изменились, только конструкции поменялись? hi
        1. +4
          28 декабря 2021 20:59
          А при чем здесь 1952 г.? В статье речь шла лайнерах построенных до ПМВ. И таки да, после ПМВ появилось кое-что новенькое - сварка, секционная сборка и т.д.
      2. +3
        29 декабря 2021 09:11
        А технологии при изготовлении этих кораблей использовались одни и те же.

        Ой, не скажите,
        - от дерева к стали
        - переход с клепки на сварку
        - двойное дно, и т.п.
        - от гребных колёс к винтам
        - от угля к мазуту
        - от паровых машин к турбинам
        - внедрение электричества
        И ещё очень много чего
        1. +1
          29 декабря 2021 10:50
          Повторюсь - речь идёт о рубеже 19- 20 в.
          Дерева уже нет.
          Сварки ещё нет.
          Двойное дно - конструкция, а не технология.
          Колёса на лайнерах??? Колесо и винт - это часть механизма, а не технология.
          Уголь и мазут - это топливо.
          Паровые машины и турбины - это двигатели.
          Электричество - это источник энергии.
          Совет - посмотрите в серьезном словаре (Ожегов, БСЭ и т.п.) значение слова «технология».
          1. +1
            29 декабря 2021 12:56
            Есть у меня эта книга, читал я ее в молодости.
            «эту гонку технологий» - это была не гонка технологий, это была гонка конструкций,

            Ваши слова?
            Обсуждали именно книгу "Голубая лента Атлантики", в книге описывается не только период начала двадцатого века. Так что не перескакивайте с книги на статью.
            И если для вас применение угля или мазута для топки котлов одна и та же технология, hi
            1. 0
              29 декабря 2021 13:17
              Совершенно верно - временной период книги, это рубеж веков, не только начало 20 в.
              «И если для вас применение угля или мазута для топки котлов одна и та же технология» - использование топлива это вообще не технология. Ознакомьтесь на досуге со значением данного термина.
      3. 0
        29 декабря 2021 09:35
        это была не гонка технологий
        ну извиняйте. Слишком узко выразился )))
    2. +13
      28 декабря 2021 19:11
      А у меня в детстве "настольной" книгой была "По следам морских катастроф" Скрягина.))
      1. +5
        28 декабря 2021 23:55
        А у меня в детстве "настольной" книгой была "По следам морских катастроф" Скрягина.))

        А у меня в подростковом - двухтомник "Великий час океанов" Жоржа Блона... drinks
        1. +3
          29 декабря 2021 00:04
          У Блона на русском языке вышло пять книг в этой серии, они все у меня есть. Изумительные книги и издания приятные.
          1. +4
            29 декабря 2021 00:28
            У Блона на русском языке вышло пять книг в этой серии, они все у меня есть. Изумительные книги и издания приятные.

            Сергей, у меня вот эти две:


            и



            Зачитывался. Надо забрать со старой квартиры. Даже в свои 40 лет прочитаю с удовольствием. drinks
        2. +2
          29 декабря 2021 00:07
          Блона читал и читал с удовольствием. А с особым о похождениях "Эмдена" и всей этой бравой команды. smile drinks
      2. +4
        29 декабря 2021 09:14
        А у меня в детстве "настольной" книгой была "По следам морских катастроф" Скрягина.))
        точно! И такая была! good Еще Станюковича "Морские рассказы", целая серия книг серии "Океан и человек" и.... еще много-много его. И, не смотря на все ужасы там описанные я стал моряком winked drinks
    3. +6
      28 декабря 2021 19:11
      Сириус в 1838 за 18суток и 10 часов
      1. +3
        29 декабря 2021 00:27
        Цитата: SaLaR
        Сириус в 1838 за 18суток и 10 часов

        интересно и за что минус влепили recourse
    4. +4
      29 декабря 2021 00:21
      Цитата: Region-25.rus
      Была у меня в детстве книжка - "Голубая лента Атлантики"

      А у нас дома, в моём детстве была книга "SOS", о кораблях и кораблекрушениях, брошюрного типа в мягком переплёте, более 200 страниц. Не сохранилась почему-то, а ЖАЛЬ.
      Её мне напомнил стиль написания этой статьи, очень похоже.
      А кто автор, почему-то не подписано ((( А интересно читается, захватывающе !
      P.S. Нашёл книгу "SOS" в Сети, сразу, даже иллюстрации те же
      ( https://coollib.com/b/365924-david-yakovlevich-eydelman-sos/read )
      1. +3
        29 декабря 2021 08:51
        А у меня была в жёстком переплёте, зачитал до дыр.
  3. +7
    28 декабря 2021 19:05
    Гребной винт "Лузитании", сейчас находящийся в музее порта приписки-Ливерпуля.
    Офис ее владельца Cunard в трехста метрах от винта.
  4. -1
    28 декабря 2021 19:06
    молодой компании Cunard Line
    Автор, срочно убери это...
  5. +7
    28 декабря 2021 19:11
    Элита для элиты.


  6. +12
    28 декабря 2021 19:25
    В конце XIX века атлантические лайнеры претерпели серьёзную трансформацию. Раньше они были лишь неприятным, неудобным и медленным средством пересечения океана, но теперь они внезапно стали символами роскоши, власти и силы.

    Все же не в конце XIX века, пожалуй - в середине, начиная с Great Eastern.

    Для пассажиров с соответствующими финансовыми возможностями условия при пересечении Атлантики были отнюдь не спартанскими.

    1. +18
      28 декабря 2021 20:05
      Great Eastern была можно сказать одной из "первых ласточек", но прослужила пассажирским судном всего два года, поскольку была убыточной.
      1. +10
        28 декабря 2021 20:38
        Запомнилось с детства.При разделке Грейт Истерна на металлолом ,в междудоном пространстве обнаружены два скелета,предположительно отца и сына клёпальщиков,пропавших в 1885 г на постройке.С этим и связывают невезучесть судна,страшная и красивая легенда.Отличная статья .Спасибо.
        1. +5
          29 декабря 2021 00:02
          пропавших в 1885 г на постройке.С этим и связывают невезучесть судна,страшная и красивая легенда.Отличная статья .Спасибо.

          Видимо, опечатались - в 1855-м. Но да, легенда такая есть. yes
          А разгадка, ЕМНИП, в ужасной тряске. Создатели попытались "впихнуть невпихаемое" - колеса и винтовой движитель. request
      2. +4
        28 декабря 2021 23:33
        А. Привалов, поправьте - шпангоут один на одно поперечное сечение. За статью - спасибо! hi
        1. +8
          29 декабря 2021 00:07
          Поправить ничего после публикации статьи я уже не могу. Однако, за любое уточнение и дополнение буду весьма признателен. Морские дела -- новая для меня тема. По элементам жёсткости обшивки корпуса, в частности по поперечным элементам -- для всех пояснений, вам карты в руки. hi
          1. +1
            29 декабря 2021 00:36
            Цитата: А. Привалов
            По элементам жёсткости ... вам карты в руки

            Да я сам в наборе путаюсь: ТУС (теория и устройство судна) - не мой профильный предмет. Tут есть камрад Cniza (Кница) - он точно должен знать.
      3. +5
        28 декабря 2021 23:59
        Great Eastern была можно сказать одной из "первых ласточек", но прослужила пассажирским судном всего два года, поскольку была убыточной.

        Александр, приветствую! После Вашей статьи про яхты я предполагал, что эту статью тоже написали Вы. Либо мог предположить, что это Бубалик, или Виктор Николаевич (Undecim). Просто Ваше имя внизу не указано! request
        Продолжайте, почитаем с удовольствием! Свой стиль, своя выбранная тематика... good drinks Удачи Вам в творчестве! yes
        1. +10
          29 декабря 2021 00:14
          Цитата: Пане Коханку
          Продолжайте, почитаем с удовольствием! Свой стиль, своя выбранная тематика... Удачи Вам в творчестве!

          Спасибо. Я уже говорил, что суда и вся морская тематика для меня штука новая. Многое пришлось подучить. Теперь, я достиг такого уровня, что кнехт от брамселя отличаю уверенно. wassat
          А для этой статьи пришлось ещё много переводить с нескольких языков. Так что с некоторыми терминами могут быть какие-то неточности. Прошу подсказывать и уточнять.
          1. +4
            29 декабря 2021 00:31
            А для этой статьи пришлось ещё много переводить с нескольких языков.

            Да, я обратил внимание на список использованных книг. yes
            Теперь, я достиг такого уровня, что кнехт от брамселя отличаю уверенно.

            Постепенно, потихоньку - Вы приходите к своей тематике. Удачи Вам! Ждем продолжения!
            Статьи на ту тему, которой никто не ожидал. Удивили и затянули. "Удивить - победить!" (А.В.Суворов) soldier
          2. +2
            29 декабря 2021 00:58
            Ум vs Скромность.Основное время - счет 1:1. Овертайм...
    2. +3
      29 декабря 2021 00:29
      Парадокс истории. Стальные гиганты в десятки тысяч тонн меняются неузнаваемо за 20 лет, а стул №14 Михаэля Тонет неизменен с 1860 года.
      1. +2
        29 декабря 2021 00:47
        Венский стул? Почитал навскидку... Да, мебель - это не техника.. прогресс ее не настолько затрагивает.
        1. +4
          29 декабря 2021 01:03
          Да, вы правы, венский стул. И нет, мебель - это технологии, может не столь яркие нежели технологии стали, пара и электричества, но тем не менее. Виндзор, Чапендейл, Эймс, Вегнер - стиль рожден технологией. А производство братьев Тонет - это сплав маркетинга, техники, технологии не хуже Маска или Джобса.
          1. +4
            29 декабря 2021 01:23
            Виндзор, Чапендейл, Эймс, Вегнер - стиль рожден технологией. А производство братьев Тонет - это сплав маркетинга, техники, технологии не хуже Маска или Джобса.

            Мое познание о мебели, Владимир, ограничивается "Двенадцатью стульями" и мебелью Пинскдрев. request
            Но про Чиппендейл... дайте, посмешу! yes Знаете про мое глубокое уважение к В.И. Сухорукову, который впервые показал императора Павла в человеческом обличье. good



            Но вот забавная короткометражка с ним - про мебель Чиппендейл, и нелегкие будни своего героя. Смотреть до конца! laughing drinks

            1. +2
              29 декабря 2021 21:05
              Немного не в тему но может кому интересно
              Венские стулья братьев Тонет
              Попробую объяснить почему этот простой предмет - венский стул явился удобным объектом для иллюстрации процесса изменения технологий на рубеже веков и того как это нашло отражение в современной жизни.
              Как осуществлялась производство мебели до середины 19 века? Очень кропотливо.
              Заготовка деловой качественной древесины
              предварительная сушка
              предварительная распиловка
              снова сушка до 10%
              распиловка на заготовки
              индивидуальное проектирование - с учетом отделки (инкрустация и резьба), окраски, лакировки и др.
              изготовление деталей по проекту,
              прорезание соединений шип-паз
              сборка на клей
              отгрузка в собраном виде
              Это кроме высокой стоимости материалов требовало большие трудозатраты высокорофессиональных рабочих - столяров-краснодеревщиков, резчиков итд.

              Что сделали братья Тонет - практически все наоборот.
              Дешёвое сырьё - не используемые ранее молодые стволы буковых лесов предгорий
              Практически сразу изготовление заготовок элементов нескольких типоразмеров, в основном цилиндрические, легко произведенные машинным способом детали.
              Проектирование серийных изделий с на основе нескольких базовых технологий производства и ограниченного количества типоразмеров заготовок.
              Подготовка в рамках проектирования модели кондукторов и трафаретов
              Изготовление основной номенклатуры деталей методом гнутья после обработки паром. Это относится как гнутью элементов ножек и спинок так и к формовке обода сиденья и собственно придания анатомического изгиба фанерному листу сидения.
              Установка деталей в кондуктор для сушки по сокращенной схеме, в виду малого размера деталей
              Окончательная обрезка и сверловка деталей по трафаретам
              Простая шлифовка, тонировка, лакировка
              Сборка на шурупах - быстро.
              Отличная заменяемость деталей внутри модельного ряда.
              Легкий ремонт

              Особенности
              Существенно снижена трудоемкость
              Использование высокопроизводительной техники ограниченной номенклатуры
              Использование труда обученного, но не высокопрофессионального персонала.
              Пооперационность предусмотренная при проектировании дала возможность организовать практически конвейер (уже недалеко видится Генри Форд)
              Неоднократное перемещение производственных площадок в места заготовки сырья - бука. Оборудование мобильно перевез, персонал нанял и быстро обучил элементарным операциям.

              Это по производству, а по продвижению продукции
              1. Активное продвижение продукта в имиджевых проектах - выставки, общественные пространства , сбрасывание с Эйфелевой башни и др - формирование положительного образа продукта в глазах потребителя. Начали с Вены поэтому название “венские”.
              2. Типовые проекты отработаны в производстве - можно продавать по каталогу. Это обеспечило на порядок более широкий охват рынка
              3. Отгрузка в разобранном виде. В 1 м3 помещалось 12! стульев. Почувствуй разницу. Сборка на месте.
              4. Формировалась сеть продавцов во всем мире. Им осуществлялись поставки вовсе не отделанных изделий. Тонировка и лакировка, а также сборка на месте.

              Замечания:
              На фото в статье хорошо видны стулья имеющие номер 14 по каталогу Тонет. Несмотря на престижность корабля самые простые стулья нашли свое место в интерьере. Они стали стандартом “де факто” для кафе, гостиниц, домов интеллигенции итд.
              Лично мне больше нравится другая модель, но модели 14 и 18 - это классика.
              На даче мне попались несколько сломанных стульев немецкого производства конца 19 века. Оригинальные изделия отлично разобрались, с помощью доноров удалось часть восстановить и привести в рабочее состояние.
              Ремонт прост и удобен, отделка восстанавливается хорошо, клей использован только в ободе сиденья, остальное шуруп. Правда шурупы специальные выточенные на токарном станке с учетом применения именно в фирменных изделиях.
              Сейчас ряд европейских компаний имеет право и пользуясь им производит каталожные стулья братьев Тонет. Конечно Китай не отстает и копирует во всю. Я себе приобрел полукресло мод 165.


              Итог:
              Все новое хорошо забытое старое. Точно также Стив Джобс, например, собрал имевшиеся на рынке технологии, решения, элементы, придал им характеристики, отвечающие его видению продукта, мощно надавил на рынок маркетинговой программой и вот весь мир у ног компании “надкусанное яблоко”. Мы в очередной раз вкусили от древа познания.
      2. kig
        +2
        31 декабря 2021 15:21
        Не только стул, ииеются примеры не менее удивительного постоянства


        Или вот, тоже отличный пример lol
  7. +8
    28 декабря 2021 19:26
    Прекрасная статья!
    Прочитал на одном дыхании! Сам ни разу не "водоплавающий", но этими лайнерами впечатлён.
    А спустя несколько десятков лет подобная гонка будет и в воздухе...
    Я так понимаю, что Титаник будет в продолжении?
    1. +14
      28 декабря 2021 20:29
      Цитата: CHEREDA73
      Я так понимаю, что Титаник будет в продолжении?

      Сперва, закончим с "Императором". hi
      1. +4
        28 декабря 2021 23:58
        Цитата: А. Привалов
        Сперва, закончим с "Императором".

        Отдельное вам, уважаемый автор, спасибо за то. что популяризируете историю этого замечательного корабля! Увы, в современном информационном поле Император полностью затерялся на фоне трёх "проклятых сестёр"...
        1. +6
          29 декабря 2021 00:19
          Цитата: Albert1988
          Император полностью затерялся...

          Верно. Я и выбрал его, так как о нём мало кто что-то знает и статья может стать интересной для многих.
      2. +7
        29 декабря 2021 00:04
        Сперва, закончим с "Императором".

        Про крейсерские операции бывших лайнеров (с английской и немецкой стороны) во время Первой Мировой будет? winked
        1. +5
          29 декабря 2021 00:17
          Цитата: Пане Коханку
          Про крейсерские операции бывших лайнеров (с английской и немецкой стороны) во время Первой Мировой будет?

          У меня где-то был материал по этой теме... Нужно будет посмотреть.
          1. +5
            29 декабря 2021 00:41
            У меня где-то был материал по этой теме... Нужно будет посмотреть.

            Вот эту книгу купил в 2013-м. Многое посвящено действиям вспомогательных крейсеров - бывших лайнеров. Меж ними были бои, и некоторые даже гибли в результате!
            https://www.labirint.ru/books/300925/



            За историчность не ручаюсь, не проверял. hi

            Тематики много. В Цусимском походе участвовал вспомогательный крейсер "Урал" - бывший германский лайнер, с мощной радиостанцией. Погиб не слишком удачно.. но что еще стоило ожидать от громадного слабовооруженного гражданского корабля в бою военных эскадр? request
            Плюс есть "Джервис-Бэй" - вспомогательный крейсер (бывший лайнер), который дал бой в 1940-м году "карманному линкору" "Адмирал Шеер". Благодаря его ожесточенному сопротивлению большинство судов конвоя спаслись.



            Пишите, Александр! Вам - и карты в руки! yes
            1. +7
              29 декабря 2021 01:07
              Цитата: Пане Коханку
              Вот эту книгу купил в 2013-м. Многое посвящено действиям вспомогательных крейсеров - бывших лайнеров. Меж ними были бои, и некоторые даже гибли в результате!

              Да, я даже когда-то натыкался на рассказ о событии произошедшем осеню 1914 года в районе острова Тринидад.
              Там была стычка английского вспомогательного крейсера "Кармания" (запомнилось странное для уха название) и немецкого "Трафальгар" (кажется). Оба они были когда-то пассажирскими лайнерами.
              1. +7
                29 декабря 2021 01:14
                Там была стычка английского вспомогательного крейсера "Кармания" (запомнилось странное для уха название) и немецкого "Трафальгар" (кажется). Оба они были когда-то пассажирскими лайнерами.

                Выше по ветке форума многодражайший Морской Кот даже картинки выложил об этом бое. Остальное найдете, Александр! Создавайте свои циклы статей! yes
                1. +4
                  29 декабря 2021 01:25
                  Цитата: Пане Коханку
                  Выше по ветке форума многодражайший Морской Кот даже картинки выложил об этом бое.

                  Точно!
                  Специально полез заполнить пробел в образовании, поискать что это за Кармания такая. Оказалась, что это древняя историческая область, которая располагается на юге современного Ирана.
                  Во истину, век живи, век учись...
                  1. +9
                    29 декабря 2021 01:27
                    Во истину, век живи, век учись...

                    По себе знаю: вменяемые (нормальные, доброжелательные, ценящие) собеседники на ВО - половина вдохновения для статьи! yes
                    1. +4
                      29 декабря 2021 13:19
                      Николай, здравствуйте!
                      Я Вас вдохновлю wink
                      Ваши материалы перечитал с огромным удовольствием!
                      Более подробно обязательно в личке отвечу, надо больше свободного времени... drinks
                      1. +5
                        29 декабря 2021 13:37
                        Я Вас вдохновлю

                        Спасибо сердечное, Евгений! Признателен за теплые слова! drinks Рад, что понравилось.
            2. +3
              29 декабря 2021 12:59
              Цитата: Пане Коханку
              Тематики много. В Цусимском походе участвовал вспомогательный крейсер "Урал" - бывший германский лайнер, с мощной радиостанцией. Погиб не слишком удачно.. но что еще стоило ожидать от громадного слабовооруженного гражданского корабля в бою военных эскадр?

              У РИ для крейсерской войны был целый Добровольный флот с его лайнерами-ВСКР. Плюс срочно закупленные корабли иностранной постройки - та же "Кубань", она же "Augusta Victoria".
              Но, как оказалось, для ведения крейсерской войны одних кораблей мало - после задержания вспомогательными крейсерами "Петербург" и "Смоленск" британских судов "Малакка", "Ардова" и "Формоза" последовала жёсткая реакция МИД Британии, в результате чего Петербург сначала ограничил действия ВСКР в самом "богатом" районе. а затем и отозвал их. Перья оказались сильнее пушек.
              1. +4
                29 декабря 2021 13:03
                Но, как оказалось, для ведения крейсерской войны одних кораблей мало - после задержания вспомогательными крейсерами "Петербург" и "Смоленск" британских судов "Малакка", "Ардова" и "Формоза" последовала жёсткая реакция МИД Британии, в результате чего Петербург сначала ограничил действия ВСКР в самом "богатом" районе. а затем и отозвал их. Перья оказались сильнее пушек.

                О чем потом сильно убивался в мемуарах великий князь Сандро.
              2. +2
                29 декабря 2021 13:21
                «последовала жёсткая реакция МИД Британии» - насколько я помню дело было не в факте задержания, а в процедуре оформления российских судов как военных кораблей.
  8. +5
    28 декабря 2021 19:34
    Чтобы построить эти два великих лайнера, молодой компании Cunard Line пришлось воспользоваться государственными ссудами

    Если мне память не изменяет, то там выделялись субсидии. Условия: при строительстве закладываются платформы для установки пушек. В процессе эксплуатации 100% офицеров и не менее 75% матросов англичане. В военное время корабль быстро переделывался во вспомогательный крейсер или вооруженный транспорт.
  9. +11
    28 декабря 2021 20:25
    Один из читателей, который не может сейчас участвовать в обсуждении, обратил внимание, что на приведенной мною иллюстрации лайнер Lusitania изображён с тремя трубами, тогда, как в действительности у неё было четыре трубы.
    Очень верное замечание.
    На иллюстрации ранний концепт.
    Проект «Lusitania» был разработан конструктором Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход. В 1904 году было принято решение установить более мощный движитель и дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу.

    Так выглядела Lusitania в металле:
    1. +5
      28 декабря 2021 21:48
      А я, как читатель, который может писать тут - хочу спросить : Чем вызван тот факт, что статья не подписана автором? Или это только у меня не видно? Или теперь так принято...? Не сочтите за придирку ))
      1. +9
        28 декабря 2021 22:00
        Цитата: alsoclean
        А я, как читатель, который может писать тут - хочу спросить : Чем вызван тот факт, что статья не подписана автором? Или это только у меня не видно? Или теперь так принято...? Не сочтите за придирку ))

        Ничего внятного сказать не могу... request
    2. +5
      28 декабря 2021 22:07
      Александр, не могли бы вы пояснить термин "Котлы ... с принудительной тягой". У меня было представление, что для повышения отдачи угольной топки в паровых котлах, осуществлялся наддув воздуха в котельном отделении. Попросту, кочегары работали при избыточном давлении. Вход в котельное отделение оснащался герметичным тамбуром. Или в данном случае используются дымососы для увеличения тяги? В описании много о трубах для вентиляции но не понятно как работает схема в целом.
      1. +5
        28 декабря 2021 22:49
        Цитата: balabol
        Котлы ... с принудительной тягой".

        Подача воздуха от нагнетающих вентиляторов прямо в поддувала топки.
        1. +2
          28 декабря 2021 23:59
          Это именно для угольных котлов и именно на этих судах ?
          1. +3
            29 декабря 2021 09:19
            Это именно для угольных котлов и именно на этих судах ?
            ну почему только для угольных и именно судов? )) У меня в армейской кочегарке (да-да.. пришлось в этой жизни и кочегаром побыть) был принудительный поддув вентилятором. Когда естественной не хватало. Уголь к примеру не очень качественный.... hi
        2. +1
          29 декабря 2021 13:10
          Увы. В топку поддув осуществляется только для котлов с непосредственной подачей топлива. В основном имеется ввиду жидкое топливо (ака мазут) , ну или подача угля/торфа/щепы/гранул в автоматическом режиме непосредственно в топку. Во времена , когда уголёк кидали лопатами, попытки увеличивать наддувом давление в топках приводило к выбросу пламени и горящего угля при открытии заслонок. Причём нередко в лицо кочегару. Поэтому, в то время наддували именно в КО. Коэффициент наддува был не более 5-6% учитывая несовершенство всего!! Про тамбуры я честно сказать ничего не слышал. На боевых кораблях КО обычно не имели сообщающихся дверей/люков. Выход был только через верхние люки в палубах. На трансатлантиках - трудно сказать, возможно так же..
          1. +2
            29 декабря 2021 15:22
            Цитата: alsoclean
            Увы. В топку поддув осуществляется только для котлов с непосредственной подачей топлива

            Поддув непосредственно в топку был на заложеном в 1904г "угольном" броненосце «Евстафий», а на английских и немецких лайнерах это было внедрено ещё раньше.

            Описание испытаний линкора "Евствфий":

            "Много хлопот в процессе ходовых испытаний вызвал подвод воздуха к котлам для усиления тяги. На «Иоанне Златоусте», в связи с отсутствием традиционных дефлекторов с широкими раструбами, с учетом которых выполнялись расчеты паропроизводительности, Франко-русский завод решил проводить испытания не с открытыми, согласно условиям договора, а с закрытыми котельными отделениями и нагнетающими воздух вентиляторами, что привело к превышению давления в отсеках сверх принятых норм. Другой путь избрали создатели котельной установки для «Евстафия», не до конца, однако, согласовав свои действия с МТК. По своей собственной инициативе они применили подачу воздуха от тех же вентиляторов непосредственно в поддувала котлов. Подобный способ давал возможность большей форсировки котлов, что подтвердилось на испытаниях, когда на «Евстафии» на 1 м2 колосниковой решетки сжигалось 145 кг угля в час, в то время как на «Иоанне Златоусте» только 104,5. Несмотря на то, что этот прием кардинально отличался от общепринятой тогда на флоте системы подачи воздуха к котлам (улучшение тяги создавалось за счет повышения давления в общем объеме котельного отделения), приемная комиссия постановила не переделывать систему наддува прямо в котлы, а лишь предусмотреть некоторые конструктивные изменения для возможности подачи воздуха и традиционным способом. На «Иоанне Златоусте» МТК разрешил во время длительных переходов поднимать давление в котельных отделениях с превышением технических требований".

            1. +1
              29 декабря 2021 19:16
              Спасибо за пояснения. Дело в том, что давным давно мне рассказывали о службе на минном заградителе "Марти" (бывшая яхта "Штандарт"). Несмотря на царские корни корабля, служба кочегаров была не сахар. Не каждый мог смену забрасывать уголь в топку, прочищать колосники и проводить иные необходимые работы. При этом давление в котельном отделении повышалось, гудение машин, жара, короче тяжело. При этом требовалась сноровка чтобы выйти их отделения. Если случайно открыть одновременно двери тамбура то может припечатать тяжелой стальной дверью так что мало не покажется. Двери открывали по очереди по одной. Хотел уточнить детали.
    3. +4
      29 декабря 2021 00:14
      Александр, спасибо! smile
      Вот казалось бы много чего было читано на эту тему, а читать всё равно интересно. Умеете сделать материал. good

      Про крейсерские операции бывших лайнеров (с английской и немецкой стороны) во время Первой Мировой будет? winked

      Хочу присоединиться к Николаю, тема-то интересная.
      1. +8
        29 декабря 2021 00:35
        Цитата: Морской Кот
        Хочу присоединиться к Николаю, тема-то интересная.

        Я должен пересмотреть имеющиеся у меня материалы. Дело в том, что сегодня уже так много обо всём и обо всех написано, что иной раз, нечего добавить. А писать о том, что все и так знают, не интересно ни автору ни читателям...
        1. +4
          29 декабря 2021 00:42
          Понятно, но будем надеяться. smile
          1. +5
            29 декабря 2021 01:17
            Понятно, но будем надеяться.

            Дядя Костя, куда Александр денется с подводной лодки! laughing drinks Кстати, про подводные лодки - мне кажется, надо Сергею-Бубалику предъявить нашу общую дружескую претензию. fellow Давненько он не писал по любимой тематике! request
            1. +5
              29 декабря 2021 02:02
              , куда Александр денется с подводной лодки!


              К всплытию. Продуть балласт! Даёшь больше статей, хороших и разных! drinks
            2. +2
              29 декабря 2021 23:56
              Кстати, про подводные лодки - мне кажется, надо Сергею-Бубалику пре
              ,, hi про подводные лодки участвующие в ВМВ,можно отдельную рубрику надо вводить. Столько историй!
              1. 0
                30 декабря 2021 00:10
                Столько историй!

                КТО мешает? am Пусть многоуважаемый А. Привалов пишет про лайнеры. А Вы, Сергей - про подлодки и прочий плавсостав. yes
                Хотите тему? drinks "Озерные грузовики США". О них ВООБЩЕ никто не знает! А, между прочим, одно судно пережило атаку немецкой подлодки! hi

                Друзья мои - ПИШИТЕ! good Больше новых, неизбитых статей на ВО - уважение и Авторам, и нашему Сайту! fellow drinks
                "Удивить - победить!". (А.В. Суворов). bully
                1. +1
                  30 декабря 2021 00:13
                  ВООБЩЕ никто не знает
                  , tongue читал такое.
                  1. +1
                    30 декабря 2021 00:29
                    читал такое.

                    Надобно писать! soldier Обратите внимание, многие из них переделали в музеи, а к ним - отдельная ссылка на американские сайты. good
                    Ну, и кому карты в руки, Сергей? wink
        2. +2
          29 декабря 2021 11:45
          Цитата: А. Привалов
          Дело в том, что сегодня уже так много обо всём и обо всех написано, что иной раз, нечего добавить. А писать о том, что все и так знают, не интересно ни автору ни читателям...

          Вы знаете Рому Скоморохова это совсем не смущает. Кстате мне вот ваша подача материала очень понравилась. Вон на одном только стихотворении Пушкина " ...я вас любил ..." люди уже более 200 лет дессертации защищают и неповторяются. Поэтому, это конечно моё мнение, когда человек грамотно и со знанием пишет людям интересно будет читать. А не смеятся над перлами "ИЗЯЧНОЙ" словестности типа
          хвостовой костыль скорости тоже заменили неубирающимся колесом.
          или
          Изменились стойки шасси: они стали двухколесными, но меньшего диаметра.
          Жду продолжения, как и прочие... hi
  10. +2
    28 декабря 2021 22:33
    Цитата: Морской Кот
    Ну, "Лузитания" тоже не картошку перевозила...

    Да , по фильму на канале "Discovery " обнаружены в трюме боеприпасы для
    полевых орудий . Но с чего боеприпасам взрываться минут через 10-ть -12-ть
    после попадания торпеды в переборку перед первым котельным отделением.
    Я за версию "Взрыв котлов " . Ваше мнение ?
    1. +4
      28 декабря 2021 23:02
      Цитата: Рядовой СА
      обнаружены в трюме боеприпасы для
      полевых орудий

      По официальной версии перевозили патроны к стрелковому оружию и неснаряженные "стаканы" шрапнельных снарядов.
    2. 0
      29 декабря 2021 01:58
      Там и кроме снарядов всего хватало, что могло сдетонировать, а уж как там с задержкой по времени, не знаю. Где-то читал про взрыв угольной пыли, но там тоже не всё ясно.
      А вообще, я вспомнил эту историю в связи с тем, что в ней есть вопрос на который нет конкретного ответа -- кто там более виновен, Швигер, торпедировавший как бы гражданское судно под коммерческим флагом, или те, кто под этим флагом, на набитом пассажирами лайнере, перевозил военные грузы.
  11. +8
    28 декабря 2021 23:33
    Лучшая книга на эту тему "Голубая лента Атлантики" С. И. Белкина. Раритетное издание из Советского Союза...
    1. +2
      29 декабря 2021 09:20
      "Голубая лента Атлантики" С. И. Белкина. Раритетное издание из Советского Союза...
      Во! Вот про нее и говорил как раз в начале good
  12. +2
    29 декабря 2021 03:12
    Помнится в 90-х годах в книжном магазине , вы не поверите но тогда были большие книжные магазины в которых продавали чисто техническую литературу, купил книгу "Голубая лента Атлантики".Честно говоря после прочтения этой книги я чуть было из авиамоделизма не ушел в "корабелы"...
    1. +2
      29 декабря 2021 09:22
      Честно говоря после прочтения этой книги я чуть было из авиамоделизма не ушел в "корабелы"...
      good А сейчас... насмотрится молодежь "этих вашЫх ынтЫрнэтов" и хотят кривляться на камеру (быть блогерами) wassat
  13. +1
    29 декабря 2021 07:12
    Александр hi как всегда,выше всяких похвал.статья очень интересная,и тема для меня в новинку drinks Единственное,что смущает,не указала администрация автора, request непорядок soldier
    1. +7
      29 декабря 2021 08:38
      Цитата: Korax71
      Александр hi как всегда,выше всяких похвал.статья очень интересная,и тема для меня в новинку drinks Единственное,что смущает,не указала администрация автора, request непорядок soldier

      Спасибо. Я теперь близко к морю живу. Почти каждый день там бываю. Вот и потянуло на морскую тематику.
      Почему авторства у статьи нет -- не знаю. Может, во время редактирования пропала подпись. Сейчас уже трудно сказать, а исправить, как оказалось, не просто. Даже редактор может что-то со статьями делать только во время модерации. После выпуска, только Самый Главный, наверное.
      1. +1
        29 декабря 2021 12:49
        Классная статья и как обычно (от вас) "вкусно подана", спасибо.
      2. +1
        29 декабря 2021 14:11
        Ну постоянные читатели узнают вас по стилю изложения, good и обстоятельности подхода к теме статьи.а то что близко к морю живёте,так это вообще отлично,можно заняться морской рыбалкой bully тоже очень увлекательное занятие good drinks ну и в очередной раз огромное спасибо,за статью,надо будет на праздниках немного углубиться в кораблестроение,расширить горизонты знаний.на море в это время вряд ли попаду,но на ближайшую реку точно сорвусь подушить жирных плотв и окуней lol drinks
  14. +1
    29 декабря 2021 16:06
    Цитата: BORMAN82
    Поддув непосредственно в топку был на заложеном в 1904г "угольном" броненосце «Евстафий», а на английских и немецких лайнерах это было внедрено ещё раньше.

    Ээээ! Насчёт внедрено и заложено. А Вы в курсе что броненосец "Евстафий" вступил в строй в 1911 году? Котлы конечно установили/испытали раньше....но
    Понятно что хотели КПД котлов увеличить. Вот только огнетрубные котлы с большими объёмами топок к внутреннему наддуву были не готовы. После РЯВ появились водотрубные котлы по конструкции топок которых можно было наддувать с некоторыми ухищрениями и уже без опасности.
    Однако про лайнеры - надо разбираться с котлами более подробно hi
  15. -1
    4 января 2022 20:42
    Начиная с первых строчек.
    Не "корабли", а судА. От слова судно. Лайнеры, наконец. Но не корабли. Дальше статью прочитать не успел, прочитаю - отпишусь
  16. 0
    30 января 2022 19:30
    Итак, новое тысячелетие завершало свое первое десятилетие.

    Это как??? Какой календарь использует автор???