Военное обозрение

К 50-летию ввода в строй первой атомной подводной лодки проекта 705 «Лира»

26

31 декабря 2021 года исполняется ровно 50 лет со дня введения в строй ВМС Советского Союза по-настоящему уникальной подводной лодки – К-64 проекта 705 «Лира». Построена она была в кратчайшие сроки.


У этой атомной подводной лодки, как и всех субмарин упомянутого проекта, титановый корпус. Кроме этого есть и другая особенность: «Лиры» единственными в мире в серийном варианте использовали реакторы с жидким металлом в качестве теплоносителя. По понятным причинам, и служба на таких подлодках, и их обслуживание имели свои особенности.

У К-64 проекта 705 «Лира» непростая судьба. Всего через несколько недель после постановки её на вооружение возникли серьёзные проблемы с реакторной установкой. К апрелю 1972 года произошло полное застывание первого контура, после чего реактор был заглушен. Здесь важно отметить, что ещё до официального ввода в строй, на этапе испытаний, К-64 успела совершить более двух десятков погружений и пройти в одном только подводном положении более 1,5 тысяч морских миль.

Подлодки проекта 705 (К) «Лира» отличались быстроходностью – могли развивать скорость в 40 с лишним узлов в подводном варианте плавания. Предельная глубина погружения «Лир» - около 450 м. При этом экипаж субмарины составлял всего 32 человека.

На канале «Звезда» в сюжете «Военной приёмки» вышел материал, который посвящён подводным лодкам проекта 705 «Лира», в том числе и уникальному тренажёру, повторяющему внутреннюю конструкцию этих субмарин:

26 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. jonht
    jonht 21 декабря 2021 08:07
    +9
    Очень сложные и обслуживании реакторы, но зато за минимальное время выдавали максимум мощности. Жаль не продолжили работы по данным реакторам дальше, очень перспективное направление, хотя возможно на том же Посейдоне стоит именно такой же реактор с теплоносителем на жидких металлах. Но это лишь мое предположение. hi
    1. Кроу
      Кроу 21 декабря 2021 09:48
      +11
      Лодка-прорыв! Один из немногих недостатков - если реактор глохнет, то свинец затвердевает и реактор становится негодным… все. абзац. И не проработана была замена реактора, то есть после остановки и застывания свинца реактор, установленный в лодке больше не работает. Это как Мартеновская печь - металл застыл - выбрасывай печь… Что и случилось с «самой длинной лодкой Союза» (нос в в Ленинграде, а корма - в Северодвинске). Но все же считаю, что это действительно уникальный проект, во многом опередивший свое время! Жаль, что сейчас ее нет...
      1. KCA
        KCA 22 декабря 2021 10:00
        +4
        Сейчас РБН делают с натрием в качестве теплоносителя, БН-600 с 80-го года работает, БН-800 с 2015, промышленные реакторы, у меня под окном ИБР-2, исследовательский
    2. Alex777
      Alex777 21 декабря 2021 15:41
      +1
      Цитата: jonht
      Жаль не продолжили работы по данным реакторам дальше, очень перспективное направление

      И продолжили, и больших успехов добились. hi
      1. jonht
        jonht 22 декабря 2021 05:21
        +1
        Все может быть, но нам об этом ещё цать лет не расскажут hi
        1. Alex777
          Alex777 22 декабря 2021 09:10
          +1
          Я уже сейчас точно знаю. Но без приведения подробностей, разумеется. bully
  2. mark1
    mark1 21 декабря 2021 08:16
    +5
    Предельная глубина погружения «Лир» - около 450 м.
    Вот и в Википедии про тоже, а в моем справочнике РАБОЧАЯ глубина погружения 700 м (а у меня хороший справочник)
    1. Аэродромный
      Аэродромный 21 декабря 2021 08:31
      +3
      теперь не до "лир"..."боингам" нужен титан.В 2015 году «ВСМПО-Ависма», компания Boeing и Уральский федеральный университет объявили о подписании соглашения о стратегическом партнёрстве.В июле 2015 года корпорация ВСМПО-Ависма подписала три долгосрочных соглашения с компанией Rolls-Royce plc на период времени с 2016 по 2025 год.В декабре 2016 года Boeing, крупнейшая в мире аэрокосмическая корпорация, и «ВСМПО-Ависма» приняли решение о расширении мощностей завода Ural Boeing Manufacturing. В январе 2021 года «ВСМПО-Ависма» и американская авиастроительная компания Boeing заключили долгосрочный контракт на поставку титановой продукции. Российская компания будет поставлять Boeing и ее поставщикам титановые поковки. Их будут использовать для изготовления различных самолетов, в частности 787 Dreamliner, 777, 767 и 737.

      В ноябре 2021 года «ВСМПО-Авима» и Boeing подписали меморандум об увеличении нагрузки СП Ural Boeing Manufacturing (UBM) и объёма инвестиций в НИОКР. В рамках документа «ВСМПО-Ависма» сохраняет статус крупнейшего поставщика титана для продукции Boeing." педивикия".. война войной...
      1. Ros 56
        Ros 56 21 декабря 2021 08:55
        -1
        Ну и что, производство работает, люди получают зарплату, государство налоги. Понадобится титан нам в таких количествах, не переживайте сократят поставки туда. Бизнес бизнесом, а своя рубашка, особенно стратегическая, ближе к нашему телу. Или вы предпочитаете сидеть, как та собака на сене?
        1. Аэродромный
          Аэродромный 21 декабря 2021 09:26
          +3
          Цитата: Ros 56
          Ну и что, производство работает, люди получают зарплату, государство налоги. Понадобится титан нам в таких количествах, не переживайте сократят поставки туда. Бизнес бизнесом, а своя рубашка, особенно стратегическая, ближе к нашему телу. Или вы предпочитаете сидеть, как та собака на сене?

          странная ситуация с санкциями. глобальный блеф.дизель в сша танкерами возим,нефть на шельфе разрешаем качать,за санкции..блеф...всё не так как кажется.
      2. Ардален
        Ардален 21 декабря 2021 09:52
        +2
        по моему это очень хорошо америкосы развивают производство и технологии в России...титан для америкосов и для наших военных это разные вещи ...
  3. Leha667
    Leha667 21 декабря 2021 09:12
    +8
    Наверно, самая революционная лодка в нашем флоте по используемым технологиям.
    Отличная гидродинамика, почти абсолютная автоматизация. Хорошая акустическая скрытность.
    Сама концепция небольшой лодки, с малым водоизмещением, с маленьким экипажем, но с отличной скоростью и технически грамотно спроектированной сильно отличается от всех других лодок, включая ясени и Бореи.
    Жаль, что эта концепция задвинута в дальний угол.
    Про ЯЭУ с ЖМТ.
    Суть не только в большой скорости изменения мощности реактора, но и в ядерной безопасности.
    Давление жидкого металла в 1 контуре намного меньше давления питательной воды во втором контуре. Поэтому при разгерметизации 1 контура попадание радиоактивных элементов в турбинный отсек исключено.
    1. Кроу
      Кроу 21 декабря 2021 09:53
      +13
      Наверно, самая революционная лодка в нашем флоте по используемым технологиям.
      Полностью с Вами согласен! На этих лодках, впервые в отечественной практике, применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубиной стрельбы от перископной до предельной. Впервые в мировой практике лодка имела всплывающую спасательную рубку (камеру), вмещавшую в себя весь экипаж. Кстати, об экипаже - впервые в отечественном подводном кораблестроении весь экипаж размещался в отдельном отсеке. В нем находились не только каюты, но и камбуз, и медицинский блок. Кают-компания на 12 человек. Простор, продуманность всех бытовых мелочей. Спальное помещение - чуть ли не копия купе спального вагона (СВ) - тогдашний железнодорожный бизнес-класс. Наконец-то была реализована давно вынашиваемая конструкторами идея - разграничить место обитания человека и корабельные механизмы. Получился своеобразный маленький дом под водой! Добавлю, что ни один человек не погиб на этих лодках в результате аварий. А скоростище! Не только от кораблей, от торпед могла уйти!
    2. Alex777
      Alex777 21 декабря 2021 15:44
      +6
      Цитата: Leha667
      Хорошая акустическая скрытность.

      Вот тут ошибаетесь. Слышно ее было хорошо. Догнать не могли.
      1. Yaroslav Zhigulin
        Yaroslav Zhigulin 21 декабря 2021 16:06
        +5
        Ко времени постройки уже могли

        Однако в 1971 году (то есть одновременно со сдачей флоту головной АПЛ проекта 705) ВМС США принимают на вооружение торпеду Mk48, имевшую максимальную скорость 55 узлов и с временем хода на ней более 12 минут
    3. Kedrovich
      Kedrovich 21 декабря 2021 19:58
      +2
      Любую, даже самую хорошую концепцию, в итоге портит человеческий фактор.
    4. Dos
      Dos 22 декабря 2021 09:49
      +3
      Акустическая скрытность ... Да она грохотала как паровоз по рельсам! Особенно при наборе скорости! Без гидрофонов слышно было.Наверное это единственный недостаток был.
  4. Серый Волк_30
    Серый Волк_30 21 декабря 2021 10:39
    +6
    Где-то читал, что на очередных испытаниях вышли на максимальную скорость под водой и при повороте руля на 5 градусов лодка пошла в "занос"! Вот это мощь!!!
  5. Тестов
    Тестов 21 декабря 2021 13:04
    +5
    Кроу, уважаемый, злые языки ВМФ СССР считали и считают, что в образовании самой длинной АПЛ в мире виновны всего 4 человек. Гнать в море лодку не полностью обслуженную - это, как минимум, "Халатность" по УК РСФСР. Но Главком приказал - Северный флот выполнил...Как пела Алла Борисовна:" Фарш не возможно прокрутить назад"?...Вы правы, на 202%, жаль, что сегодня нет такой маленькой скоростной АПЛ- охотника. Ведь на берегу сегодня, практически, во флоте нет срочников, обслуживание "вермутового" реактора сегодня было бы совсем другим...
  6. Yaroslav Zhigulin
    Yaroslav Zhigulin 21 декабря 2021 16:04
    +4
    Самая длинная лодка в СССР
    Нос в Ленинграде корма в Северодвинске
  7. Не_боец
    Не_боец 21 декабря 2021 20:32
    +5
    Хорошая акустическая скрытность

    А поподробнее можно?
    На 40 узлах она шумит на полокеана.
    На "подкрадывании" ей все эти прибамбасы с ЖМТ реактором нафиг не нужны.
    И насчет убегания от торпед. Вертолет вообще то быстрее, а самолет ПЛО тем более. Разгонится до 40 - будут слышать ВСЕ, ну и сбросят вертушки пару-тройку торпед по курсу, чтобы в нос шли и как убегать будем?
  8. kytx
    kytx 22 декабря 2021 04:38
    +3
    Тема "лиры" в статье не раскрыта совсем.
    И это печально.
    Про эту лодку можно 10томник написать, а не вот эту заметку.
    Прям я разозлился :(
    1. Не_боец
      Не_боец 22 декабря 2021 21:41
      +2
      Когда я читаю про это чудо-юдо то складывается впечатление что лодку делала промышленность+ наука, а ВМФ думал что с ней вообще делать. К примеру, первоначально экипаж задумывался чуть ли не 10 человек, в процессе проектирования разросся до 16, эксплуатация - 32.
      1. kytx
        kytx 23 декабря 2021 01:02
        +1
        Ну в 2х словах да. Минимальный экипаж, максимальная скорость.
  9. demo
    demo 22 декабря 2021 18:55
    +2
    Когда лодка выходила на максимальную конструктивную скорость, двигаясь в подводном положении, то на поверхности оставался кильватерный след, который полностью демаскировал лодку.
    Т.е. наличие такого движителя, обеспечивающего такие скоростные показатели совершенно безумная затея.
    А иметь мощнейшую силовую установку и двигаться со средней скоростью - еще более глупая затея.
    Вот и получилось то, что получилось.
  10. Павел-строитель
    Павел-строитель 24 декабря 2021 05:53
    +1
    Это была концепт-лодка охотник за другими субмаринами. То и скорость во главе угла