Боевые самолеты. Удивительная судьба учебного истребителя

139

Иногда судьба самолетов может запросто переплюнуть самый круто заверченный детектив. Так получилось с самолетом И-26, точнее, с его учебным вариантом И-26УТИ или УТИ-26.

Этот самолет было решено проектировать и строить в соответствии с решением Правительства СССР от 4 марта 1940 года. То есть, еще до принятия на вооружение истребителей МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1.



Это вполне нормально, позаботиться о самолете, который станет учебным классом для летчиков, которых придется переучивать на новую технику. Решение по И-26 было принято главным образом потому, что конструкция этого самолета изначально позволяла с незначительными затратами переделать его в двухместный учебно-тренировочный самолет.

Кроме того, из трех групп конструкторов (Микоян и Гуревич, Лавочкин и Горбунов с Гудковым, Яковлев) только Яковлев имел опыт постройки учебных самолетов, а его УТ-1 и УТ-2 стали «утятами», классическими учебными машинами, давшими путевку в небо не одной тысяче истребителей.


УТ-1


УТ-2

Так что совершенно неудивительно, что учебно-тренировочный самолет, на котором будут переучиваться на новую технику советские летчики, должен будет родиться в стенах КБ Яковлева.

Но кто мог подумать, что самолет для вывозки и тренировки летного состава в дальнейшем превратиться в боевую машину и сыграет более важную роль, чем та, которая ему вначале предназначалась.

Как так получилось, что двухместный учебно-тренировочный самолет снова стал истребителем? И более того, за то время, что Як-7, как истребитель, стоял на конвейере, было разработано 18 модификаций, из которых 10 строились серийно. А всего было построено 6 399 экземпляров самолета.


Главным поводом для массовой переделки стало начало Великой Отечественной войны и огромные потери ВВС РККА в первые месяцы войны. Потери надо было компенсировать, потому приняли беспрецедентное решение – переделать двухместные самолеты обратно в одноместные и отправить на фронт.

Як-7УТИ - это серийный учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением, построенный по чертежам опытного экземпляра УТИ-26-2.


Самолет был доработан в сторону упрощения конструкции. Убирающееся хвостовое колесо было заменено обычным «костылем», рабочие обороты двигателя снижены с 2700 об/мин до 2350 об/мин, из вооружения был оставлен один 7,62-мм пулемет ШКАС с боекомплектом в 500 патронов. Для проведения учебных стрельб этого было достаточно.

Первый полет Як-7УТИ совершил 18 мая 1941 года, а серийно самолет выпускали с июня по ноябрь. Все было изготовлено 186 самолетов из запланированных 600.

Як-7УТИ стал кузницей кадров для ВВС РККА. Все летчики, вне зависимости от того, на каких самолетах они летали впоследствии, ЛаГГ-3, Як-1, МиГ-3 или дальнейшие модели, прошли школу на Як-7УТИ.

Но кроме учебной работы Як-7УТИ использовался в качестве разведчика и корректировщика. Применение оказалось удачным, неплохой обзор из кабины позволял вести визуальное наблюдение, а большая скорость затрудняла работу ПВО по самолету. Разведчики Як-7УТИ также применялись представителями командования для личных полетов с целью рекогносцировки местности и расположения войск, как своих, так и противника.

Як-7 с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П


Боевые самолеты. Удивительная судьба учебного истребителя

Это и была переделка двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель.

Переделка производилась на заводе №301 в подмосковных Химках силами заводских бригад и бригады ОБК Яковлева под руководством ведущего инженера К. Б. Синельникова.

Над самолетом в ходе переделки (модернизацией это назвать сложно) была проделана очень большая работа:
- из задней кабины убрали кресло и органы управления, установили бронеспинку;
- демонтировали фотокинопулемет;
- обычные бензобаки заменили протектированными и установили систему заполнения баков углекислотой из баллона;
- установили мотор-пушку ШВАК с боекомплектом 120 снарядов и еще один пулемет ШКАС. Боекомплект пулеметов довели до 1500 патронов;
- под крыльями установили направляющие для пуска РС-82 плюс оснастили электрооборудованием для пуска снарядов.

Случилось почти чудо: по сравнению с Як-1 одноместный Як-7 стал более совершенным! Смещение центровки улучшило продольную устойчивость, изменение конструкции руля высоты и стабилизатора улучшило управляемость, пустая кабина позволила перебрасывать оперативные грузы или технический состав при перебазировании частей, либо разместить дополнительный топливный бак.


Об улучшениях было доложено Яковлеву, тот сообщил наверх. В результате НКАП двумя приказами и двумя постановлениями ГКО самолет стали выпускать серийно сразу на двух заводах: в Химках на заводе №301 и в Новосибирске на заводе №315.

Одновременно был проработан проект установки на Як-7 более перспективного мотора М-107.

Самолет показал себя в эксплуатации весьма положительно. Особенно впечатляли его противоштопорные способности. Для вывода самолета из штопора было достаточно поставить педали и ручку в нейтральное положение и самолет выходил. В этом плане Як-7 был намного лучше, чем ЛаГГ-3. Подвеска реактивных снарядов не ухудшила аэродинамических характеристик самолета, а хорошая устойчивость обеспечила Як-7 меньшее, чем у МиГ-3 и ЛаГГ-3 рассеивание при стрельбе по целям на земле.

Як-7А



Весьма приличная доработка истребителя главным образом заключалась в радиофикации истребителя. На все самолеты начали монтировать приемники РСИ-4 «Малютка» и передатчики РСИ-3 «Орел».

В конструкцию вернули хвостовое колесо, которое убиралось с помощью пневматики в фюзеляж. Установили дополнительные щитки, которые прикрывали в полете ниши для колес и стоек шасси.

Взамен звеньеотводов пулеметных лент установлены звеньесборники, что позволило ликвидировать отверстия в капоте и обеспечить сохранение звеньев для повторного использования. Уменьшены радиусы желобов под пулеметы в капоте двигателя.

Установили систему заполнения бензобаков выхлопными газами от двигателя. Демонтировали систему пневматической перезарядки пушки, оставив только механическую.

Вооружение Як-7А оставили прежним, 20-мм пушка ШВАК и два пулемета ШКАС 7,62-мм.

Як-7А выпускали на заводе №153 в январе-мае 1942 года. Всего было построено 227 самолетов.


Серийные самолеты показывали худшие характеристики, чем исходная модель И-26-2. Масса самолета увеличилась на 73 кг, скорость упала до 476 км/ч у земли и до 550 км/ч на высоте 5000 метров. Время набора высоты 5000 м увеличилось с 5,9 до 6,8 минут.

Як-7А неплохо показал себя в боях против FW-190A и Ме-109F. Укомплектованный этими самолетами 434-й иап (впоследствии 32-й гвардейский иап) сбил за время пребывания в небе Сталинграда 163 самолета противника.

Отмечалась высокая живучесть Як-7А. Многократные пулевые и снарядные попадания не приводили к фатальным повреждениям и после ремонта в полевых условиях истребители продолжали боевую работу.

Як-7Б



Дальнейшее развитие Як-7А с мотором М-105ПА. Отличался более мощным вооружением и аэродинамическими усовершенствованиями.

К мотор-пушке ШВАК путем огромных усилий добавили два пулемета УБС калибром 12,7-мм. Боезапас к пулеметам был неравный, к левому пулемету 260 патронов, к правому – 140. Кроме того, под крыльями все также можно было разместить 6 реактивных снарядов РС-82 или две бомбы весом от 25 до 100 кг. С мая 1942 года самолеты Як-7Б стали выпускать без направляющих под реактивные снаряды.

Была проделана огромная работа по аэродинамическому усовершенствованию самолета. Произведена герметизация каналов подвода воздуха, улучшена отделка щитков, лючков, секций капота. Установлены усовершенствованные тоннели водо- и маслорадиаторов.

Обороты двигателя были увеличены до изначальных 2700 об/мин.

В итоге летные характеристики Як-7Б, несмотря на переделку капота, связанную с установкой крупнокалиберных пулеметов, увеличение массы и установку мачты радиостанции, оказались выше, чем у Як-7А.


Усиление вооружения вывело Як-7Б в лидеры по показателям веса секундного залпа. ШВАК и два УБС давали в секунду залп в 2,72 кг. Это было выше, чем у всех советских истребителей. Як-1, Як-7 и Як-7А уступали в 1,57 раза, ЛаГГ-3 в 1,36 раза, МиГ-3 и вообще в 2,56 раза. Но более интересным было превосходство Як-7Б над немецкими истребителями. Ме-109F уступал в 2,87 раза, Ме-109G-2 (с тремя огневыми точками) в 1,62 раза. Единственный, кто имел превосходство, это, конечно, FW-190.

Если же учесть, что с Як-7Б постоянно велись работы по улучшению летно-технических характеристик (более современные радиостанции, радиополукомпас), и улучшения не сказывались на ЛТХ и боевых данных истребителя.


Значительная заслуга в этом принадлежит сотрудникам ОКБ Яковлева, которые шаг за шагом улучшали конструкцию самолета.

Естественно, в стенах летного исследовательского института и ЦАГИ проводились сравнения Як-7Б с одноклассниками, как советского производства, так и немецкой техники, как закупленной перед войной, так и трофейной, и полученной по ленд-лизу. По факту исследований был сделан вывод о том, что Як-7Б с мотором М-105ПА не только не уступает, но и превосходит многие образцы иностранной техники.

Самолеты Як-7Б очень эффективно проявили себя в небе Сталинградской битвы и на Кубани.


Давая оценку эффективности Як-7Б, многие специалисты на основании анализа воздушных боев сделали вывод, что из всех советских истребителей к 1943 году Як-7Б был лучшим.

Як-7Б спокойно вел воздушные бои с Ме-109 в горизонтали и вертикали. В горизонтали Як-7Б и Ме-109F имели равную скорость, но Як-7Б в горизонтальных виражах легко заходил Ме-109F в хвост. На вертикали Як-7Б отставал от немецкого истребителя, равно как Ме-109F имел преимущество в наборе скорости.

Основными недостатками Як-7Б считались:
- излишний вес, что сказывалось на наборе скорости;
- большое сопротивление за счет водяного и масляного радиаторов;
- практически отсутствовал обзор назад;
- плохой целлулоид в фонаре, что затрудняет наблюдение и не дает возможности летать с закрытым колпаком;
- слабый для такой массе двигатель;
- при стрельбе приходится снимать руку с сектора газа и переносить на гашетки, что ухудшает управление самолетом и сбивает точность прицела;
- самолет требует длинных и хороших площадок для взлета.

Несколько лучше Як-7Б стал себя чувствовать в небе после того, как на него установили новый более мощный мотор М-105ПФ, мощностью 1180 л.с. Плюс в очередной раз поработали над аэродинамикой.


Выражать эволюцию в цифрах лучше всего сравнивая самолет с машинами противника. Як-7Б с М-105ПФ имел преимущество перед трехточечным Me-109G-2 у земли на 23 км/ч и на высоте 1000 м - на 16 км/ч. Однако уже на высоте в 5000 м Me-109G-2 превосходил в скорости Як-7Б М-105ПФ на 24 км/ч. Выше 5000 м преимущество в скорости у «Мессершмитта» достигало 80 км/ч.

Як-7Б с двигателем М-105ПФ выпускался на двух заводах, №153 в Новосибирске и №82 в Москве. Самолеты московского завода получались немного тяжелее (разница составляла 25-35 кг) и и имели скорость ниже примерно на 15 км/ч.
Всего два завода за период с мая 1942 по июль 1944 года изготовили 5 120 самолетов.

В конце 1942 года, силами технической бригады ОКБ Яковлева была выполнена экспериментальная работа по замене остекления Як-7. Летчики повсеместно жаловались на отсутствие обзора назад из Як-7, что давало очевидные преимущества противнику. ОКБ Яковлева отреагировало, направив в 42 иап, действовавший в составе Северо-Западного фронта необходимое количество подготовленных специалистов.

Сотрудники ОКБ непосредственно в полевых условиях срезали гаргрот и установили фонарь каплевидной формы.


Переоборудованные таким образом самолеты были испытаны летчиками 42-го иап в боевых условиях при сопровождении бомбардировщиков. Переоборудованные самолеты совершили 242 самолето-вылета, участвовали в 6 воздушных боях, сбив 4 самолета противника, потеряв один свой самолет. Кабина с каплевидным фонарем получила положительные отзывы летчиков и была рекомендована для применения на всех истребителях ВВС РККА.

Непосредственно на фронте бригадой ОКБ А.С.Яковлева была выполнена работа по улучшению обзора назад из кабины Як-7 М-105ПФ - срезан гаргрот, фонарю придана каплеобразная форма. С 17 ноября по 13 декабря 1942 г. на Северо-Западном фронте в 42 иап (командир Ф.И.Шинкаренко) 240 иад 6 ВА проводились войсковые испытания на боевое применение.

Итоги испытаний: 242 самолето-вылета, 6 воздушных боев, сбито 4 самолета противника, в том числе: Me-109F - 2, He-126 - 1 и FW-189 - 1; свои потери - один Як-7Б. Кабина с улучшенным обзором получила положительную оценку летчиков и была рекомендована для применения на всех самолетах истребительного типа.

Была поставлена на поток еще одна модификация Як-7Б с М-105ПФ. Она именовалась Як-7Б МПВО и предназначалась для службы в частях ПВО. Эти самолеты оборудовались радиополукомпасом РПК-10 и посадочной фарой, устанавливаемой в левом крыле. Всего было произведено около 300 машин этой модификации.

Як-7Д (дальний)



Это была большая работа по переделке Як-7 в дальний разведчик с наблюдателем (пассажиром) или с аэрофотоаппаратом в задней кабине. Изначально был использован фюзеляж Як-7В с мотором М-105ПФ. Шасси, хвостовое оперение и хвостовое колесо взяли от Як-7Б, крыло спроектировали заново.

Для обеспечения надлежащей дальности полета на самолете установили 11 топливных баков общей емкостью 925 литров, для чего понадобилось новое крыло больших размеров. Восемь бензобаков устанавливались в крыльях, остальные – в фюзеляже. Маслобак был сделано большего размера, на 65 литров. Устанавливался на штатное место за двигателем.

Новое крыло имело ту же площадь, что и стандартное (17,15 кв.м.), но меньший размах, 9,74 м вместо 10 метров. Оконцовки крыльев были сделаны менее закругленными, в перспективе планировалось установить предкрылки.

Стандартное оборудование Як-7Д не отличалось от Як-7Б. Вариант фоторазведчика оснащался аэрофотокамерой АФА-Б. Камера имела дистанционное управление, выведенное на ручку управления и могла сделать 50 фотоснимков с высоты до 8000 метров. Кроме того, самолет оборудовался системой подачи кислорода для летчика, которая позволяла находиться на высоте 8 000 метров до двух часов.

Для облегчения самолета вооружение было сокращено. Пулеметы сняли совсем, боекомплект пушки ШВАК уменьшили вдвое, до 60 снарядов.

Получился многофункциональный самолет разведчик-корректировщик дальнего действия.


Конструкция самолета позволяла легко переоборудовать самолет под решение разных задач. Установка АФА-Б занимала 5-6 минут, демонтаж – около 1 минуты. Установка кресла для наблюдателя-корректировщика – 5 минут, демонтаж кресла – 3 минуты.

Был и минус: заправка самолета занимала очень много времени. Так как крыльевые баки были соединены последовательно, требовалось время для перелива бензина от горловины в конце крыла до баков в корневой части. Заправка могла занимать до 1 часа.

Естественно, оборудование второй кабины, кислородные баллоны, увеличение количества топлива и масла не могли не сказаться на летных характеристиках. Максимальная скорость потяжелевшего Як-7Д упала на 30-40 км/ч во всех диапазонах. Время набора высоты 5 000 метров увеличилось почти на минуту, меньше на 1000 метров стал и практический потолок.


Однако в плане дальности и продолжительности полета Як-7Д не имел себе равных. Дальность полета была 2 285 км, продолжительность – 6,5 часов.

Для сравнения, разведчик-корректировщик Fw.189 летал на значительно ближе (665 км) и «висел» в небе значительно меньше (2,5 часа). Хотя крови портил нашим солдатам по полной программе.

Интересно, но после серии испытаний, которые прошли вполне нормально, самолет на государственные испытания не предъявлялся. Яковлев предпочел не рисковать и приказал все работы по Як-7Д прекратить.

Однако работа не пропала втуне, все наработки по компоновке и оборудованию были впоследствии использованы при создании дальних истребителей Як-9Д и Як-9ДД.

Як-7М (модифицированный)



Это очень интересная работа, которая шла параллельно первой переделке Як-7УТИ в боевой самолет. работы велись на заводе №21 в Саратове силами заводских специалистов и группы инженеров ОКБ Яковлева, которых направили на завод для помощи в налаживании производства Як-1.

Як-7М представлял собой стандартный Як-7УТИ с мотором М-105ПА. Размах крыла был уменьшен до 9,74 м (то самое, рожденное в стенах ОКБ Яковлева под использование предкрылков), установлены автоматические предкрылки, увеличена площадь посадочных щитков с 1,77 до 2,15 кв.м.

Главные изменения коснулись вооружения.

Пулеметы ШКАС были демонтированы вместе с патронными ящиками. Осталась мотор-пушка ШВАК с боекомплектом 120 снарядов.

В корнях крыльев были установлены еще две пушки ШВАК с боекомплектом 110 снарядов на ствол.

Для того, чтобы разместить пушки, пришлось убрать два бензобака. Для компенсации потерь топлива во второй кабине был размещен бензобак емкостью 80 литров.

Узлы крепления и электропроводка для реактивных снарядов РС-82 были сохранены. Крылья подверглись значительному усилению.

В итоге в конце 1941 года получился самолет с пушечным вооружением, который не имел себе равных. Вес секундного залпа составлял 3,84 кг/с.

Это было больше, чем у ЛаГГ-3 с тремя пушками (1ШВАК и 2Б-20С) в 1,5 раза, МиГ-З - в 3,2 раза, Me-109Е (с двумя крыльевыми MG-FF) - в 1,5 раза, Me-109F - в 4 раза.

По летным характеристикам Як-7М не уступал другим самолетам. Увеличение массы самолета не сильно сказалось на управляемости, а техника пилотирования благодаря автоматическим предкрылкам была существенно облегчена.

Скоростные характеристики несколько ниже, чем у стандартных самолетов. Максимальная скорость у земли 470 км/ч, на высоте 5 000 метров – 556 км/ч.

В октябре-декабре 1941 года самолет был допущен к госиспытаниям, которые закончил с удовлетворительными результатами. Отмечалось, что истребитель доступен для использования летчиками средней квалификации и легко может быть освоен. Як-7М было рекомендовано запустить в серийное производство.

Однако в серию самолет по каким-то причинам не пошел, хотя в 1942 году наличие самолета с таким вооружением было бы более чем полезно. Более того, кроме размещения во второй кабине бензобака, ни одно из новшеств не применялось. Автоматические предкрылки «из-за отсутствия в них необходимости», крыльевые пушки из-за того, что требовалось значительное усиление крыла.

В целом, от результатов работы по Як-7М остается какой-то осадок. На выходе получился самолет с шикарным секундным залпом, способный развалить любой самолет того времени. У немцев такой самолет получился только в 1942 году («Фокке-Вульф» 190), а у нас и того позже – Ла-7 в 1944 году, да и то, трехпушечные Ла-7 с пушками Б-20 выпускались очень небольшими количествами.

В чем причина отказа Яковлева от Як-7М, мы уже никогда не узнаем. Возможно, для этого были веские причины, а возможно, что проект «запорол» сам Яковлев, поскольку известно, что Александр Сергеевич был, мягко говоря, ревнив по отношению к своим подчиненным.

Довод, что «крыльевые пушки нехороши, так как при стрельбе из одной пушки сбивается наводка», озвученная во многих исследованиях, лично мне кажется бредовым. Кто будет стрелять из ОДНОЙ крыльевой пушки, если это неминуемо приведет к разворачиванию самолета? Физику никто не отменял.

Видимо, в прекращении работ по самолету, который прошел цикл государственных испытаний, были и другие причины, о которых мы не знаем.

Як-7П (пушечный)



Эта модификация появилась путем проведения комплекса работ над Як-7Б с мотором М-105ПФ. Были демонтированы синхронные пулеметы УБС и вместо них установлены две синхронные пушки ШВАК.

Установки пушек были собраны из деталей и агрегатов других самолетов: передние узлы крепления от самолета Ла-5, задние узлы - с «Харрикейна».

Работу проводила бригада инженеров 1 воздушной армии. В ноябре 1943 года самолет был представлен в НИИ ВВС для проведения испытаний.

Испытания выявили:
- замена трехкулачковых шайб однокулачковыми увеличила скорострельность синхронных пушек на 150...175 выстрелов в минуту;
- установка нового пушечного вооружения не ухудшила летно-пилотажных качеств самолета.

Были выявлены и недостатки:
- отвод звеньев пушек выполнен неудачно: звенья и гильзы при стрельбе в воздухе попадали в стабилизатор, повреждая его переднюю кромку;
- отсутствие предохранителей синхронных пушек исключало возможность быстрого и надежного прекращения самопроизвольной стрельбы и было чревато опасностью прострела лопастей винта. Во время испытаний случились два прострела.

В заключении говорилось, что замена двух крупнокалиберных пулеметов на две синхронные пушки заслуживает внимания, так как не ухудшают летных характеристик самолета. Было решено установить на опытный экземпляр две синхронных пушки Б-20 и провести еще один цикл испытаний.

Як-7П с тремя пушками ШВАК был показан главному конструктору А.С.Яковлеву, но в итоге в серию не пошел. Схема вооружения, примененная на Як-7П была впоследствии использована на Як-9УТ и Як-3П.

Як-7ПД



Высотный истребитель-перехватчик, специально предназначенный для использования в ПВО. Продолжение работы, начатой по проекту перехватчика Як-5 в 1940 году.

Сердцем разработки стал опытный двигатель М-105ПД с нагнетателем Э-100. Были переделаны гаргрот и фонарь по типу Як-1, установлены бронестекла, радиомачта. Радиооборудование не устанавливалось, так как на самолете не было генератора и экранировки.

Вооружение состояло из одной мотор-пушки ШВАК с боекомплектом в 120 снарядов. Этого было явно недостаточно, так как работа перехватчика обычно идет на высотах, близких к максимальному потолку и повторные атаки на таких высотах были маловероятны. Но было решено принести в жертву высотности именно вооружение.

Як-7ПД превосходил высотный МиГ-3 с мотором АМ-35А в скорости до 5 000 метров и уступал ему начиная с 6 000 метров. Ла-5 с мотором М-82А был быстрее на высотах до 4 000 метров и уступал Як-7ПД выше 4 000 метров.

Практический потолок у Як-7ПД был выше, чем у любого советского истребителя того времени.

Но был ряд существенных минусов, которые поставили под сомнение необходимость ВВС в таком самолете. Двигатель М-105ПД не был доведен, кроме того, ручное управление турбомуфтами, не имевшими помпы для подкачки масла, усложняло эксплуатацию самолета, отвлекая летчика от управления необходимостью постоянного контроля за нагнетателем.

Кроме того, летчик просто физически был не в состоянии точно поддерживать номинальное значение давления наддува в соответствии с изменением атмосферного давления, в результате чего летные характеристики самолета снижались.

По результатам испытаний были проведены работы по установке автомата управления турбомуфтой нагнетателя и одного пулемета УБС калибром 12,7-мм с боекомплектом в 200 патронов. Была все-таки установлена радиостанция.

Несмотря на проведенную «работу над ошибками», Як-7ПД в серию не пошел. В основном из-за недоведенности мотора М-105ПД и отсутствии большой необходимости в высотных перехватчиках.

Что можно сказать о самолете Як-7 в целом? Это был один сплошной эксперимент. Эксперимент по переделке учебного самолета в истребитель, разведчик и корректировщик, внедрению новых разработок.

То, что многие разработки были потом применены в самолетах семейств Як-9 и Як-3, говорит о том, что работа велась не зря. Что касается самого самолета Як-7, то его роль в сражениях в небе Сталинградской битвы и битвы на Кубани сложно переоценить. Самолет был на своем месте.


ЛТХ Як-7Б

Размах крыла, м: 10,00
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15

Масса, кг
- пустого самолета: 2 490
- нормальная взлетная: 3 010

Двигатель: 1 х М-105ПФ х 1 180 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли: 514
- на высоте: 570

Практическая дальность, км: 645
Скороподъемность, м/мин: 862
Практический потолок, м: 9 900

Экипаж, чел: 1

Вооружение:
- одна 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов);
- два 12,7-мм пулемета УБС с боезапасом 400 патронов (левый пулемет - 260, правый - 140);
- под крылом можно было подвешивать шесть РС-82 или две бомбы от 25 до 100 кг каждая.

Вот такая оказалась судьба у изначально учебного самолета УТИ-26. Самолет и повоевал, и доставлял разведывательные данные и стал платформой для многих разработок, часть из которых нашла свое применение в дальнейшем.
139 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    23 декабря 2021 18:20
    Без мощного,надёжного двигателя все ухищрения по аэродинамике,облегчению видут в тупик. Как пример мотор Роллс-Ройс вдохнул новую жизнь в посредственный Мустанг с Аллисоном!
    1. Комментарий был удален.
    2. -9
      23 декабря 2021 20:13
      Зачем нести эту неуместную чепуху?Какое отношение к теме имеет Мустанг?
      1. +9
        23 декабря 2021 22:43
        Я думаю, он привел мустанг в качестве подтверждения своим словам. Это довольно известная история.
        1. -12
          23 декабря 2021 23:16
          Он написал глупость.Наличие мощного двигателя не отменяет ни весовое совершенство,ни аэродинамику.Наличие мощного двигателя не помешало американцам улучшить аэродинамику и уменьшить вес например у F8 Биркет.
          1. +15
            24 декабря 2021 07:38
            Что вы пытаетесь какими-то глупостями выставить слова этого человека неуместными. Да, наличие мощного двигателя не мешает работать с аэродинамикой, но наличие работ по аэродинамике не даёт такого же прироста лтх как двигатель, это всем очевидно, зачем вы это написали вообще. Тем более аэродинамика корсара и болта явно хуже тех же Яков, так же как и у биркета, плоская морда которого видимо вас вообще не смущает. Человек привёл очень хороший пример своим словам, мустанг изначально имел хорошую аэродинамику, но спас его только двигатель, вы пытались поумничать, а вышло не очень.
            1. -19
              24 декабря 2021 09:03
              Тебя забыл спросить,что мне писать.Какое отношения ваши рассуждения имеют к теме?Причем здесь Мустанг вообще-можешь объяснить-умник?Ты хоть понимаешь что прирост мощности сопровождается общим ростом массы,требует организации нового моторного производства,новых пропеллеров,радиаторов,новых топливных баков,меняет центровку самолета и много чего еще-например высококачественного топлива.Что надо было сделать Яковлеву-поставить Мерлин или что?
              1. +12
                24 декабря 2021 10:20
                Цитата: ElTuristo
                Что надо было сделать Яковлеву-поставить Мерлин или что?

                Вот Лавочкин глупец. Вместо того, чтобы без конца полировать аэродинамику, воткнул вместо М 105 воздушник АШ 82. И самолет полетел.
                1. -17
                  24 декабря 2021 10:25
                  Не надо приписывать свою собственную глупость другим.
                2. +1
                  26 декабря 2021 16:20
                  Цитата: Tima62
                  Вместо того, чтобы без конца полировать аэродинамику, воткнул вместо М 105 воздушник АШ 82.

                  А потом и аэродинамику полирнул.
          2. +6
            24 декабря 2021 11:58
            Цитата: ElTuristo
            Наличие мощного двигателя не отменяет ни весовое совершенство,ни аэродинамику.

            Не отменяет. Но позволяет игнорировать их в угоду технологичности - и получить в результате "убийцу "Зеро" с обшивкой хвостовой части внахлёст и перетяжелённым силовым набором. smile

            Слева - "Зеро", в середине - "Уайлдкэт", справа - "Хэллкет".

            Слева - "Зеро", сверху - "Уайлдкэт", снизу - "Хэллкет".
            В итоге, масса «сухого» F6F «Хэллкэт» оказалась на 1517 кг больше, чем у его пред­шест­вен­ника. Хотя его моторная группа (включая всё оборудование, более мощный двигатель «Пратт-и-Уитни» R-2800-10, ради которого всё, собственно, и затевалось, а также изрядно увеличенные протектированные топливные баки) была лишь на 668 кг тяжелей моторной группы с «Пратт-и-Уитни» R-1830-86, стоявшей на F4F-4 «Уайлдкэт». Таким образом, масса собственно планера увеличилась на 850 кг, что составляло, ни много ни мало, почти ровно половину «сухой» массы всего «Зеро» – 1680 кг.
            © midnike
            1. -2
              24 декабря 2021 13:03
              Ага,спасибо-интересная информация.Не думаю что F6 все же был совсем утюгом.Например на пикировании он запросто уходил от Зеро, имевшего конструкцию что называется на пределе.Да и сбрасывать со счетов общее техническое и количественное превосходство американцев не стоит.С другой стороны японцы тоже замутили для новых авианосцев новые истребители со взлетной массой 6т. Да и игнорировать то большую массу F6 можно было до определенного предела-при встрече с сухопутными истребителями новых моделей Хеллекету доставалось на орехи.
              1. +3
                24 декабря 2021 15:38
                Не думаю что F6 все же был совсем утюгом. Например на пикировании он запросто уходил от Зеро

                Так вот тут Вы и описали его "утюговость". Большой и тяжёлый, на пикировании набирал скорость быстрее и большую, чем Зеро. Тем же приёмом пользовались и ФВ и Корсары. Грамотное использование плюсов и нивелирование минусов своего самолёта, это залог победы. Но это в конкретном бою, ты выжил, остался цел.
                А у наших пилотов главным было выполнение боевой задачи. Отогнал супостата от охраняемых штурмовиков или бомберов, честь и хвала. Ввязался в драку и кого-то сбил, но твоих "подопечных" покусали, нет ни чести не почёта.
                1. -7
                  24 декабря 2021 16:12
                  Да все верно.Только спор то разгорелся, по другому поводу-внучата Геббельса используют любую возможность что бы нагадить и поплевать в сторону СССР.Да и Корсар почему особенно полюбился антисоветчикам,даже не знаю и почему.А ведь этот утюг имел целый ряд неустранимых недостатков,поэтому американцы и сплавили его сначала в морскую пехоту,а потом союзникам,как хлам.
                  1. +4
                    24 декабря 2021 16:58
                    Ну я не вижу тут "внучат", хотя один коммент удалён, потому не могу быть на 100 объективным.
                    мотор Роллс-Ройс вдохнул новую жизнь в посредственный Мустанг с Аллисоном

                    Несомненно возможность установить более мощный двигатель, это хорошо.
                    То что написал Тима62, про Лавочкина и АШ82 тоже верно.
                    Но не стоит забывать, что Яковлев тоже пробовал этот мотор и не зашло.
                    И вот представим:
                    ЛаГГ на грани снятия с производства. МиГи уже сняты. И только яковлевские машины массово производятся... Повезло, что ЛА-5 получился. Ещё не шедевр, но с прицелом на будущее. Но не получился бы, остались ЯКи.
                    А вот начал Яковлев переделывать все свои машины под новый движок.
                    И да, перекомпоновка, переразвесовка, изменение технологического цикла... А дальше: срыв поставок самолётов в войска.
                    Почему Ваши оппоненты даже не отметили очевидное: "Зачем производить ЯК-7, вместо ЯК-1?" А потому-что это требует изменения технологических процессов на заводе-изготовителе. Ведь крыло и его крепление к фюзеляжу на ЯК-1 и ЯК-7 разное по технологии. В итоге к концу войны ЯК-9 и Як-3.
                    Две модели. Просто потому, что технологический процесс разный.
                    Ну и ещё один момент: мотор М-107... Если бы его сделали, то и ЯКи и ПЕ-шки без особых переделок получили бы необходимый прирост мощности.
                    Яковлеву большое уважение, что он с той матчастью, которую ему могла предоставить наша промышленность в годы войны, сделал истребители, которые позволяли нашим пилотам "землить" расфуфыренных с крестами-мечами-дубовыми листьями "дедов".
                    1. -4
                      24 декабря 2021 18:49
                      Все там зашло с М-82 у Яковлева.Просто были созданны мощности по производству М-105,М-82 и планера ЛаГГ.Вот и вся мозайка.Планер последнего требовал достаточно сложной оснастки-уж поверьте я работал на производстве-знаю не по наслышке.Раз инвестиции сделаны то их надо использовать,в СССР преобладал рационализм в промышленной политике.
                  2. +3
                    24 декабря 2021 17:02
                    А вообще Яковлев-величайший конструктор "летающих парт". Я думаю, что он и его КБ может поспорить за мировое лидерство в количестве пилотов, поднятых в воздух на своих машинах.
                    А то, что его УТ стал ещё и весьма успешным истребителем, лишнее подтверждение гениальности конструктора.
                    1. -6
                      24 декабря 2021 18:42
                      Вот...лучший коммент по теме...счас поедатели мацы заминусуют....
                  3. +4
                    25 декабря 2021 20:14
                    Цитата: ElTuristo
                    поэтому американцы и сплавили его сначала в морскую пехоту,





                    Различие между NAVY от MARINE знаете ? И что делают самолеты КМП на палубах авианосцев ?
                    Корсаров сделали 12 500 бортов, а Британия получила только 2000.
                    П.С. Вертикальная стрела на киле означает принадлежность самолета к авианосцу Банкер-Хилл, но никак не к КМП.
                    1. 0
                      30 декабря 2021 18:00
                      Корсары действительно активно использовала морская пехота в качестве ударников, но не потому что он был плох, а потому что имел весьма неплохой ударный потенциал, ну и на флоте он так же служил, хоть и не так активно, как хеллкет.
                      1. 0
                        31 декабря 2021 17:12
                        Цитата: LastPS
                        а потому что имел весьма неплохой ударный потенциал,

                        А еще потому, что КМП может рассчитывать только на поддержку авианосной авиации.
            2. 0
              1 февраля 2022 08:25
              Хэллкэт это самый дешёвый Американский истребитель той войны, кстати
          3. +3
            25 декабря 2021 18:47
            Цитата: ElTuristo
            Наличие мощного двигателя не отменяет ни весовое совершенство,ни аэродинамику.

            Сами американцы говорили в таких случаях-Победа мощности над аэродинамикой.
  2. +31
    23 декабря 2021 18:23
    плохой целлулоид в фонаре

    Фонари из целлулоида никогда не делали. Целлулоид - пластмасса на основе нитроцеллюлозы. Из него делали кинопленку и линейки, которые очень хорошо горят. А фонари самолетов делали из полиметилметакрилата или, если проще - плексигласа.
    1. +11
      23 декабря 2021 18:42
      В 30-е годы делали, тот же И-16, СБ, плексиглас в стране начали выпускать перед войной, хотя и синтезировали в 36м, в случае с Як-7, пожалуй действительно плексиглас плохого качества, хотя для учебных самолетов может быть (мое предположение которое наверное можно опровергнуть) и применялся целлулоид.
      1. Комментарий был удален.
      2. +11
        23 декабря 2021 19:27
        Комментарии почему-то пропадали после написания, потому я немного не корректно написал, пропустив "во время второй мировой войны". Для примера, на ДБ-3 целлулоид заменили на плексиглас еще в 1939 году. Хотя в мемуарах Шахурина тоже встречается фраза о том, что истребители летали с открытыми фонарями из за того, что плохой целлулоид. Возможно из за перебоев с производством оргстекла, связанных с эвакуацией заводов, какая то часть самолетов действительно производилась с фонарями из целлулоида и я зря критикую автора?
        1. +5
          23 декабря 2021 19:36
          По этому вопросу надо исследование проводить (но желания нет), а так логично предположить, что при хроническом дефиците всего, замена оргстекла целлулоидом (хотя бы частично, например на сдвижную/заднюю часть фонаря) производилась.
          1. +11
            23 декабря 2021 22:42
            А может просто пилотам было не сильно интересно вникать из чего сделаны фонари и они по привычке называли плексиглас целлулоидом. Примерно как мы зовем копир ксероксом а универсал повышенной проходимости джипом. О, кстати, поликарбонат стеклом чуть не каждый первый называет, когда про телефоны или автомобильные фары.
            1. +1
              24 декабря 2021 07:30
              Цитата: MooH
              А может просто пилотам было не сильно интересно вникать из чего сделаны фонари и они по привычке называли плексиглас целлулоидом.

              Да запросто...
        2. +7
          24 декабря 2021 03:52
          Скорее всего называли по привычке. Как сейчас у некоторых пакетики цалафановые. Целлофан никто уже давно не делает. А полиэтилен и прочие полимерные пленки цалафаном зовут всё еще те, кто его уже и в глаза не видел.
          1. 0
            24 декабря 2021 16:06
            Я ещё могу различить целлофан от полиэтилена. Где то в тумбочке есть ещё чуток. В детстве он был обёрткой для пачек сигарет и для букетов цветов. В домашнем хозяйстве использовали целлофан для склейки полиэтилена горячим утюгом. У меня так все учебники оборачивали. Целлофан передавал тепло, но к утюгу не лип. Сейчас его и не найдёшь. Если фибергласс стал стекловолокном-стеклопластиком, то целлофан видимо ушёл в историю.
  3. +18
    23 декабря 2021 18:29
    Это было больше, чем у ЛаГГ-3 с тремя пушками (1ШВАК и 2Б-20С) в 1,5 раза

    Такого ЛаГГ -3 не существовало, хотя по сети информация бродит, даже в "Уголке неба". Пушку Б-20 начали выпускать, когда самолет ЛаГГ-3 уже сняли с производства.
    1. 0
      1 января 2022 12:19
      Эта инфа скопирована из книги Степанца про Яки
      1. +2
        1 января 2022 13:24
        И Степанец ошибается.
  4. +9
    23 декабря 2021 19:33
    Однако в плане дальности и продолжительности полета Як-7Д не имел себе равных. Дальность полета была 2 285 км, продолжительность – 6,5 часов.

    Для сравнения, разведчик-корректировщик Fw.189 летал на значительно ближе (665 км) и «висел» в небе значительно меньше (2,5 часа). Хотя крови портил нашим солдатам по полной программе.

    М-да, сравнил одноместный дальний разведчик и специальный корректировщик поля боя...Ужа и ежа...
    На вертикали Як-7Б отставал от немецкого истребителя, равно как Ме-109F имел преимущество в наборе скорости.

    На вертикали ЯК хуже 109-го, на горизонтали ЯК разгоняется медленнее. Но при этом
    Як-7Б спокойно вел воздушные бои с Ме-109 в горизонтали и вертикали.

    Может, я чего-то не понимаю ?
    Кстати, в Боевом Уставе 42 года было сказано, что ЯК-7 единственный из советских истребителей догоняет ФВ-190 на пикировании. Что купил, за то и продаю.
    1. +4
      24 декабря 2021 12:45
      Цитата: Альф
      Кстати, в Боевом Уставе 42 года было сказано, что ЯК-7 единственный из советских истребителей догоняет ФВ-190 на пикировании. Что купил, за то и продаю.

      Первые FW-190 на Восточном фронте, под Ленинградом появились в составе разведэскадрильи в составе JG26 в варианте FW-190A-3.
      Вот в этом издании была напечатана глава из книги "Тактика истребительной авиации" 1943 год.
      кстате там говорится
      В конце 1942 г. самолеты ФВ-190 появились на советско-германском фронте.
      хотя известно что первые два FW-190были сбиты в одном бою, и упали на нашей территории. Цитата из книги
      Наши летчики на самолетах Як-7, дравшиеся с ФВ-190 и неоднократно сбивавшие самолеты этого типа, пришли к выводу, что Як-7 можно вести борьбу с ФВ-190 в любых условиях и легче, чем с самолетом Ме-109Г. За все бои не наблюдалось, чтобы ФВ-190 при равной высоте с нашими истребителями делал попытки уйти вверх. Это подтверждает его меньшую скороподъемность по сравнению с нашими истребителями и с Ме-109Г. На пикировании Як-7 догоняет ФВ-190. На правом вираже Як-7 легко заходит в хвост ФВ-190, на левом вираже ведет бой на равных условиях. На самолетах Як-1 и Ла-5 вести бой с ФВ-190 еще легче.
      Глава из книги 1943 года выпуска :
      “ТАКТИКА ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ”
      Текст данной публикации приводится с незначительными сокращениями и в соответствии с современной системой правописания.
      Воздушный бой с истребителями

      читать здесь https://vk.com/@soldiers_of_fortune-taktika-istrebitelnoi-aviacii-1943-god
      1. +2
        24 декабря 2021 18:58
        Оттуда я и взял. Кстати, отличный был журнал, самое то для моделистов, особенно расклад по серых английским краскам. Да и система обозначений морских самолетов США была очень кстати.
  5. 0
    23 декабря 2021 19:46
    Кроме того, из трех групп конструкторов (Микоян и Гуревич, Лавочкин и Горбунов с Гудковым, Яковлев) только Яковлев имел опыт постройки учебных самолетов


    Яковлев, напротив, практически не имел опыта постройки истребителей (в отличие от Микояна, у него был влиятельный брат, но который работал на Поликарпова и украл его готовый проект И-200, и Горбунова, благодаря своему опыту работы над самолетами-бомбардировщиками, поддержaние Наркомата оборонной промышленности).

    Нo Яковлев благодаря своей дерзости и даже лжи, однако, пользовался поддержкой Сталина .
    1. Комментарий был удален.
      1. +5
        23 декабря 2021 20:33
        Так каким был опыт Яковлева в постройке истребителей раньше? Как оценить данные Сталину заверения о характеристиках ББ-22?

        Микоян? О том, что , эскизный проект И-200 был разработан ещё в ОКБ Н. Н. Поликарпова Вы даже можете прочитать это в русской Википедии и в многочисленных монографиях по МиГ-3. И то, что его брат Анастас он был влиятельным человеком - с 1937 года он был заместителем Председателя Совета Министров СССР., - это факт.
        Анекдот о создании коллектива ЛaГГ в коридоре Кагановича можно прочитать в каждой монографии об этом самолете.

        Просто читать
        1. -14
          23 декабря 2021 20:56
          ББ-22 был опытным самолетов,и предлагался в качестве разведчика. Поликарпов много чего "разработал" в том числе И-180 который убил 2 выдающихся пилотов.По поводу ЛаГГ тоже брехня.Иди вообщем читай дальше Солонина дальше...
          1. +4
            23 декабря 2021 22:01
            брехня это ваши высказывания об авиации - ББ-22 был в концепции скоростном бомбардировщикoм ближнего действия стал самолетом-разведчиком (Як-4), когда Як-2 оказался катастрофически неудачным.

            В гибели Чекалова виноват не самолет, а двигатель (чтобы не сказать заговор) в то время как при крушении И-26 (прототип Як-1) испытатель Юлиан Пионтковский погиб - и это из-за ошибок конструкции самолета - повреждение конструкции крыла из-за выступа, а затем поломки шасси в полете.

            Солонин - авиационный инженер, вы - турист - выбор прост.
            1. -12
              23 декабря 2021 23:18
              Заклинило что ли?
            2. +1
              30 декабря 2021 18:06
              Чкалов сам и был виноват в своей гибели, когда нарушил программу полета на откровенно сырой машине, которую он и не знал толком.
          2. +3
            24 декабря 2021 13:29
            Цитата: ElTuristo
            ББ-22 был опытным самолетов,и предлагался в качестве разведчика.

            Я бы на вашем месте сначала бы почитал про ББ-22 чтобы не блистать здесь интеллектом как у кувалды.
            Завод No.1 имени Авиахима, один из наиболее мощных в стране, в марте 1940 г. предъявил на испытания серийный ББ-22, зав. No.1012 (первый полет на серийном ББ-22 совершил 26 декабря 1939 г. летчик А.Н.Екатов).
            это к примеру про то что самолёт был, как утвеждает один знаток, опытным. Читаем дальше про производство ББ-22
            Для спасения машины следовало предпринять что-то радикальное. Первой такой мерой стала передача производства ББ-22 по указанию НКАП на тушинский завод No.81 им. В.М.Молотова (существовали также планы развертывания постройки самолетов этого типа на заводе No.381). Завод No.1, изготовив 81 машину (что составило 116 процентов плана, много раз скорректированного в сторону уменьшения), перешел на выпуск истребителей И-200. Второй мерой стала разработка серийной модификации ББ-22 с моторами М-105, чем занялись в сформированном на заводе No.81 ............ В соответствии с распоряжением НКАП яковлевские машины также получили новые наименования: ББ-22 с моторами М-103 стал называться Як-2.
            К моменту официального прекращения производства завод No.81 успел построить 30 Як-2 Таким образом, общий итог выпуска двухмоторных Яков на двух заводах составил 111 Як-2 (все постройки 1940 г.
            Так что прежде чем хамить людям вы бы знания свои подтянули.хотя бы до уровня Википедии.
            Цитата: ElTuristo
            Поликарпов много чего "разработал" в том числе И-180 который убил 2 выдающихся пилотов.

            И как же САМОЛЁТ убил выдающихсы пилотов? Если вы про гибель В.П. Чкалова...
            Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении 1-го испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

            Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября.

            2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ.

            7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

            13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10—15 минут без уборки шасси. Впоследствии, после тщательного осмотра всей машины, планировалось осуществить испытательный полёт и 1—2 полёта по 30—60 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7 000 метров.

            Валерий Чкалов должен был совершить только 1-й, самый дорогой по оплате полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна...Несмотря на очень низкую температуру, вылет прошёл неплохо, машина набрала высоту 100—120 метров и с виражом пошла на 1-й круг над аэродромом. Далее полёт продолжался на высоте 500—600 метров.

            После 1-го круга самолёт пошёл на 2-й круг, растянув последний в сторону завода № 22. По свидетельству В. К. Коккиннаки, который в это время летал в районе аэродрома на высоте 2000 метров, Чкалов подлетел к нему, показал большой палец, мол, всё отлично, после чего пошёл на посадку.

            По свидетельству наблюдателей находящихся на аэродроме, «не доходя до аэродрома один-полтора километра, на высоте около 100 метров самолёт сделал вираж влево и скрылся за постройками». При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно остановился. Лётчик, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами», в районе автобазы Мосжилгосстроя (Магистральная ул., д. № 13)
            А что скажите про эту катастрофу?
            Юлиан Иванович Пионтковский (13 (25) февраля 1896, Киев — 27 апреля 1940) — советский летчик-испытатель.Погиб 27 апреля 1940 года при испытании истребителя И-26 (прототипа будущего Як-1).

            Рекомендую почитать для общего развития,
        2. +1
          24 декабря 2021 12:54
          Цитата: Кonstanty
          Анекдот о создании коллектива ЛaГГ в коридоре Кагановича можно прочитать в каждой монографии об этом самолете.

          Причём пролил свет на эту историю Семён Михайлович Алексеев.
  6. +10
    23 декабря 2021 20:14
    Многократно разкритикованные истребители Яковлева - это рабочие лошади, взявшие основную тяжесть воздушных боёв. Не буду вдаваться в характеристики вертикального и горизонтального маневров, это много раз уже сделано и не в пользу Яков. Но, имея в наличии М-105, Яковлевское КБ прыгнуло выше головы, чтобы дать приличные характеристики. Кстати, М-105ПФ это инициатива Яковлева, а не Климова, который был уверен, что " очень скоро" он выдаст М-107. Не получилось "скоро".
    Не будем забывать, Яковлевское КБ, это не только Яковлев, но и Олег Антонов тоже.
    1. +1
      23 декабря 2021 20:42
      Да, я знаю, что от Марка Солонина в вашей стране отрекаются, но статистика небоевых потерь самолетов Як, которую он приводит, ужасает.
      Симптоматично и то, что настоящие чемпионы - Кожедуб и Покрышкин - большую часть своих побед добились либо на Ла-5, либо на Р-39.
      1. +4
        23 декабря 2021 20:53
        Это все известно.
        Не надо приводить прописные истины, здесь разбирающиеся в деталях люди обретаются.
        И ещё: война - не спорт.
        Некрасиво называть героев войны чемпионами. Они другим делом занимались...
        1. +7
          23 декабря 2021 21:23
          Простите чемпионов, - написал я в переводчике, - asów myśliwskich - "воздушных асов", тaк мне перевели
          1. +3
            23 декабря 2021 23:24
            По поводу асов: тут тоже такая неоднозначная тема...
            Знаете, Покрышкина вообще равнять ни с кем нельзя, он выше всех на голову (и не надо смотреть на боевые счета, я уже говорил, что война - не спорт).
            Вот подлинный ас-охотник - это, пожалуй, Григорий Речкалов. Он всегда за Покрышкиным тянулся, но, похоже, так и не понял, в чём преимущество Покрышкина.
            Кожедуб, хоть и имел счёт ОФИЦИАЛЬНЫЙ больше, тоже признавал за Александром Ивановичем старшинство моральное.
            1. +4
              24 декабря 2021 00:01
              У Аэрокобры было одно несомненное объективное преимущество перед самолетами производимыми в СССР-высокая скорость пикирования,обусловленная цельнометаллической конструкцией и аэродинамикой.Это в свою очередь позволяло успешно бороться с немецкими машинами которые часто использовали пикирование для выхода из атаки.Например при испытаниях в Англии Р-39 догонял на пикировании Me-109F.Советские машины из-за конструктивных особенностей,связанных с широким применением дерева сравнимые с противником скорости на пикировании развивать не могли.Видимо с нарушением правил эксплуатации(ограничения скорости пикирования) связана относительно большие потери ВВС СССР ,которые приходятся на не боевые потери.
              1. +2
                24 декабря 2021 06:09
                Да, кобра у нас, что называется "зашла". Конечно, если правильно использовать. Александр Иванович, как поклонник "вертикали" раскрыл кобру полностью, но ему и МиГ-3 в маневре был хорош.
                А вот Савицкий кобру не оценил, что объяснимо: командовал и летал на Яках...
                Но эта отдельная тема уже - сравнение самолётов, статья про Як-7.
                1. 0
                  24 декабря 2021 07:56
                  Да, кобра у нас, что называется "зашла"

                  А то, грубо говоря: ничего что гарантировано догнало бы мессера у нас не было, кроме кобр. Неудивительно, что она раскрылась только у нас, за неимением гербовой... Возможно и немцы были расслабленные и на востоке считали что никто их не догонит, от того и кобра преуспела. На тихом корсар когда появился размазал японские самолёты вместе с их асами, именно скорость.
                  1. -9
                    24 декабря 2021 09:08
                    Да хватит врать и мести языком как метлой не по теме.То что быть здоровым и богатым,лучше чем бедным и больным известно и без твоего мусора.Посмотри уже на небоевые потери Корсаров,прими галопередола и успокойся.
                    1. +1
                      24 декабря 2021 19:08
                      Цитата: ElTuristo
                      Посмотри уже на небоевые потери Корсаров,

                      Небоевые потери Пиратов были велики из-за строгости машины на посадке.
                2. +1
                  24 декабря 2021 08:19
                  Ну и вооружение у кобры, что называется тоже зашло. 37мм пушка и от 2х до 4х 12.7 браунингов. Вес залпа очень даже. Хотя конечно и были проблемы, что с центровкой, что с покиданием машины. Но в целом самолет получился удачный. И нам пришелся очень к месту.
                  1. +1
                    24 декабря 2021 19:12
                    Цитата: Сергей Кюлян
                    Ну и вооружение у кобры, что называется тоже зашло. 37мм пушка и от 2х до 4х 12.7 браунингов. Вес залпа очень даже. Хотя конечно и были проблемы, что с центровкой, что с покиданием машины. Но в целом самолет получился удачный. И нам пришелся очень к месту.

                    Еще наши пилоты очень хвалили качество радиосвязи, говорили-Словно по телефону в соседнюю комнату говорить.
                3. 0
                  24 декабря 2021 09:17
                  В данном случае от тактики зависит.Для парирования немецкой тактики которая базировалась на атаках с использованием вертикального маневра,в СССР разработали свою-этажерка.Самолеты Як маневрировали на низких высотах,а более прочные Аэрокобра и Ла-5-7 летали выше.Эта тактика имела конечно свои минусы и не всегда срабатывала на 100%,но в целом позволяла сопровождаемым ударным самолетам нанести эффективный удар по противнику.Это и было главной задачей истребителей.А большие счета асов во многом обусловлены отсутствием обязательных задач на сопровождение и работой на них других пилотов.
              2. +1
                24 декабря 2021 11:21
                Увы, с "Коброй" на пикировании не все так хорошо было, как мы привыкли считать:
                вот что пишут ветераны про «Кобру»: на штатных режимах «Аэрокобра» «мессерам» 1943 года по летным данным уступала. Bf109G, отмечает ветеран 19-го гвардейского И.Д.Гайдаенко, «существенно» превосходил «кобру» по вертикальной маневренности; вообще, получив «густавы», немцы «стали нас прижимать». К уровню летных данных Bf109G «Аэрокобра» – тяжелая, прочная и обладавшая неплохой аэродинамикой – приближалась лишь по скорости пикирования (до 800 км/ч370). Но пикировать на ней было не всегда безопасно: при резком маневрировании (а значит, и при резком выводе из пике) у «кобр» 1943 года могли деформироваться хвостовая часть фюзеляжа и оперение.А вот что писал Александр Иванович Покрышкин про другие недостатки машины:". При интенсивном маневрировании из-за больших перегрузок деформировалось хвостовое оперение, заклинивало рули. Из-за невозможности быстро выяснить и устранить причины этого изъяна летчикам временно запретили выполнять интенсивные маневры, что равноценно запрету на ведение воздушного боя. Но от боевой работы на время поисков причин дефектов не освобождали. И летчики шли в бой, и часть их гибла «не в сражении, а от непростительной ошибки создателей техники». Разбивались не только наскоро обученные пилоты военного времени, но и опытные летчики». Кроме тенденции к сваливанию в штопор, "Кобра" на малых высотах была мало манёвренная."
                1. 0
                  24 декабря 2021 11:45
                  При скорости превышающей 700 км/час возрастала вероятность наступления флаттера ,что и являлось причиной разрушения конструктивных элементов в самолетах.Разрушение хвостового оперения на Аэрокобрах были связаны не с недостаточной прочностью базовой конструкции как таковой,а превышением допустимых нагрузок на пикировании.Проблемы аналогичного типа были например и на Мустангах.
                2. 0
                  24 декабря 2021 11:52
                  «Мустанги» с двигателями Merlin были заметно тяжелее и оснащались винтами с четырьмя широкими лопастями. Поэтому у Р-51В и Р-51С при пикировании заметно ухудшалась устойчивость. Нагрузка на педали падала, и, если пилот не действовал рулем направления, то самолет начинал крутить бочку и сваливался в неконтролируемый штопор. В этой ситуации несколько самолетов потеряли хвостовое оперение.https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%98/ivanov-s-v/r-51-mustang-chastj-1/3
              3. 0
                24 декабря 2021 19:07
                Цитата: ElTuristo
                Видимо с нарушением правил эксплуатации(ограничения скорости пикирования) связана относительно большие потери ВВС СССР ,которые приходятся на не боевые потери.

                Не только. Сказала свое слово низкая культура производства на наших заводах. Вполне закономерный итог, работали женщины, старики да подростки. На Курской дуге были случаи отрыва плоскостей у ЯКов именно из-за заводского брака. Никуда от этого не денешься, все объять невозможно, мужчины ушли на фронт.
          2. +1
            24 декабря 2021 13:37
            Цитата: Кonstanty
            - asów myśliwskich - "воздушных асов",

            Если мне память не изменяет то- myśliwiec на польском обозначает истребитель, так что скорее асы-истребители.·
      2. +6
        24 декабря 2021 03:56
        Статистика небоевых потерь ВСЕХ истребителей ВСЕХ стран во время войны поражает. От 30 до 50%.
        1. +1
          24 декабря 2021 08:21
          Ну еще бы. Вы же представляете что такое полевой аэродром, особенно весной/осенью. И представляете, что такое посадка неопытного летчика на такой аэродром. А это только 1 пример.
        2. +2
          24 декабря 2021 12:11
          Цитата: mmaxx
          Статистика небоевых потерь ВСЕХ истребителей ВСЕХ стран во время войны поражает. От 30 до 50%.

          ЕМНИП, у нас статистику небоевых потерь подпортило ещё то, что в них записывали самолёты, списанные по возрасту, износу или устареванию.
          1. 0
            24 декабря 2021 15:27
            Ну, дык, если самолет списывается - это потеря. Если по-честному.
            1. 0
              28 декабря 2021 14:25
              Цитата: mmaxx
              Ну, дык, если самолет списывается - это потеря. Если по-честному.


              И чего же здесь честного? Если самолет разбился - то да, потеря. А если списан из-за износа (салаги добили моторесурс, проходя последний этап обучения), то с чего его в "небоевые потери" записывать?

              "Ничто не вечно под луной, ржавеют даже мерседесы..."
      3. +1
        24 декабря 2021 19:02
        Цитата: Кonstanty
        Симптоматично и то, что настоящие чемпионы - Кожедуб и Покрышкин - большую часть своих побед добились либо на Ла-5, либо на Р-39.

        Да, но войну выиграли не единицы асов (которые реально много чего привнесли в авиацию), а конвейерное воспроизводство летчиков.
  7. -1
    23 декабря 2021 20:18
    Спасибо автору за статью. Страна должна знать своих героев-давших в трудное время простое и надежное оружие для защиты.
  8. exo
    +1
    23 декабря 2021 20:18
    Вот,ей-богу не понял:
    "Для обеспечения надлежащей дальности полета на самолете установили 11 топливных баков общей емкостью 925 литров, для чего понадобилось новое крыло больших размеров."(с)
    И дальше:
    "Новое крыло имело ту же площадь, что и стандартное (17,15 кв.м.), но меньший размах, 9,74 м вместо 10 метров."(с)
    1. 0
      24 декабря 2021 15:32
      Ну. Перепроектировали крыло. Чтобы топлива влезло больше.
      1. exo
        0
        24 декабря 2021 16:29
        Разве что,изменили профиль крыла,в сторону утолщения.
  9. +4
    23 декабря 2021 20:20
    По поводу " пушек в крыле" автор выразил сомнение, что наводка сбивается и даже назвал это бредом.
    Уважаемый автор - это не бред. И именно потому, что физику никто не отменял.
    1. -1
      1 февраля 2022 08:42
      Автору срочно читать про "точку схождения крыльевого вооружения"
  10. 0
    23 декабря 2021 20:23
    А в целом статья понравилась.
    Роман хорошо пишет, а главное, хочется после прочтения освежить информацию по другим источникам. hi
    1. +8
      23 декабря 2021 21:26
      Для меня это упрощенная версия от airwar. ru, и сильно пропагандистской.
      Оригинал однозначно лучше.
      1. +3
        24 декабря 2021 04:21
        Ну так айрвор вообще подход серьёзней hi
      2. +1
        24 декабря 2021 13:47
        Цитата: Кonstanty
        Для меня это упрощенная версия от airwar. ru, и сильно пропагандистской.
        Оригинал однозначно лучше.

        Честно говоря мне больше нравится вот это издание
  11. -1
    23 декабря 2021 20:26
    Да, двигатель для самолёта стоит на втором месте после летчика, что тогда, что сейчас.
    Всегда удивляет, что наши сварганят что-нибудь эдакое, а потом двигатель под это пытаются, сделать, китайцы то же этим грешат.
    А начинать надо с двигателя, потом определяем вес всего аппарата исходя из характеристик скорости, скороподъемности и маневренности, а уж потом наполняем его тем количеством, которое позволяет не снижать лётные характеристики.
    Двигатель, это основной узел самолёта.
    1. 0
      23 декабря 2021 21:02
      К чему эта пустопорожняя болтовня?Лицензию на Испано-Сюизу купили то-ли в 1932 то ли 1934 году,двигатели серии АМ-34 доводили все 30-е,ну и так далее -что не так сделало Советское руководство?Авиаконструктор диванный?
      1. +1
        23 декабря 2021 21:48
        Где Рим, где Крым?

        Развитием Hispano-Suiza 12Y - М-100 стал М-105, но pазработка M-34 началась в 1928 году как замена M-17- лицензионной копии BMW VI cчиталось, что М-34 был первоначально разработан в Италии компанией Fiat.
        Однако история советской авиации знает множество конструкций и прототипов, которые были потеряны из-за неудачной разработки двигателя - например, И-180 с двигателем М-87, И-185 с двигателем М-71, Таиров Та-3 с двигателем М-89... ...
        1. -7
          23 декабря 2021 23:20
          Иди уже зубровки попей-тебе сколько лет?
        2. -6
          23 декабря 2021 23:31
          На, почитай по поводу испытаний И-180 может наберешься ума-разума.https://airpages.ru/dc/i180doc.shtml
      2. +4
        23 декабря 2021 23:28
        Сам то понял чего написал?
        Сьюза-Лаперуза....
        Говорю без хорошего двигателя все плохо летает, эффективности нет! ЛаГГ, когда полетел, когда двигатель хороший появился!
  12. -1
    23 декабря 2021 21:29
    Про Як7М вообще , перед войной испытывали трех пушечный И 30 так что наработки были.А почему не запустили в серию так есть тому логика ШВАК кроме самолетов еще ставился на танки Т 60 коих выпустили аж 5000 , банально не хватало бы пушек.
    1. +1
      23 декабря 2021 23:26
      Деревянное крыло не подходило для установки пушек,И-30 имел цельнометаллическое крыло.
  13. +1
    23 декабря 2021 21:31
    Так осталось не ясным, как и зачем нужно было тянуть две линейки Як-1/3 и Як-7/9, что мешало делать одну линейку истребителей? Или отличия были не так существенны, но зато какое многообразие истребителей.
    1. +3
      23 декабря 2021 23:17
      Отличия были существенны. Як-1 в своем первом варианте очень трудно проходил испытания, и аварии и по ттх были вопросы. Потому по ходу испытаний сразу стал разрабатываться улучшенный вариант. Но правительство поджимало время и дали приказ запускать Як-1 в серию не дожидаясь испытаний исправленной версии. Что кстати и послужило поводом для наездов на Яковлева по причине запуска явно сырой машины. А вот Як-7 изначально создавался на базе полноценной, исправленной версии. Потому и в боевой версии оказался лучше сырого Як-1. Так и родилась линия Як-7\Як-9
    2. -2
      23 декабря 2021 23:25
      Названные вами типы на самом деле очень мало отличались друг от друга,гораздо меньше чем Ме-109 E от Ме-109 К или Спитфайры разных серий.По существу это одна базовая конструкция. Устроство фюзеляжа,оперение,оборудование,двигатель,система вооружения -все было идентичным.
    3. +2
      24 декабря 2021 00:36
      Так осталось не ясным, как и зачем нужно было тянуть две линейки Як-1/3 и Як-7/9,


      Разные заводы . И никакой больше причины. Оснастка , шаблоны и проч-проч были под учебный . Да и отличия значительные .Срочно понадобились одноместные - просто переделали, закрыв кабину . Не меняя практически ничего в налаженном производстве. Вот и вышло что линейка Новосибирска Як-7 , 9 гораздо многочисленнее Саратовских Як-1, 3
      Кстати , 7,9 оказались рабочей лошадью именно из-за тех самых "отличий". Имел больше резерва для модификаций. И по раме, и по шасси , и по "пустому" месту за кабиной и более передней центровке.
      1. -2
        24 декабря 2021 00:45
        Як-7/9 было больше потому как завод в Новосибирске по мощней был,и изначально был предназначен для ЛаГГ-3.Это кстати выставляет дураками болтунов утверждающих что Яковлев завалил Поликарпова. Кабину перенесли назад уже на Як-9.Объясните в чем принципиальные различия Як-1 от Як-9?
    4. +2
      24 декабря 2021 03:58
      Все просто. Завод делает самолет. Вот пусть и делает. Запуск нового самолета приостанавливает или останавливает основной.
      Что это значило в той войне, думаю, что объяснять не надо.
  14. +2
    23 декабря 2021 21:45
    Неплохая статья.
    Но....
    Фотографии надо обязательно подписывать.
  15. 0
    24 декабря 2021 02:13
    Хорошо, если в Горьком Яковлев планировал разворачивать Як-7, то почему в Тбилиси развернул Як-3?
    А по поводу Поликарпова в Горьком. Кроме Яковлева желающих забрать завод под свой самолет было достаточно. Монополия Яковлева многих не устраивала, вот и родился Ла-5, причем вопреки настрою самого Лавочкина, а иначе был бы Як7/9.
    1. +1
      24 декабря 2021 09:23
      Вообще то кроме Лавочкина были и другие попытки переделки,например Гу-82.История появления Ла-5 хорошо известна,зачем придумывать всякую ерунду про монополию.Изначально в СССР основным планировался ЛаГГ.А родился Ла потому как с М-105 он уступал Як вчистую.А производственные мощности под ЛаГГ были уже созданы.Поэтому и прописали М-82 на ЛаГГ а не на Як.
      1. 0
        24 декабря 2021 19:24
        Цитата: ElTuristo
        Поэтому и прописали М-82 на ЛаГГ а не на Як.

        М-82 и на ЯК пытались поставить, получился ЯК-7М-82, но результат от ЛА-5 отличился не сильно. Зеленый цвет.
        1. -1
          24 декабря 2021 19:55
          И что это означает-Яковлев теран?
          1. 0
            24 декабря 2021 19:59
            Во-первых, не "тЕран", а "тИран".
            А во-вторых-не получился у Яковлева истребитель с М-82.
    2. 0
      24 декабря 2021 19:20
      Цитата: Pavel57
      вот и родился Ла-5, причем вопреки настрою самого Лавочкина,

      ???
  16. 0
    24 декабря 2021 07:26
    Товарищи Лавочкин и Яковлев - отцы победы в небе! Слава Героям труда и фронта!
  17. 0
    24 декабря 2021 09:43
    Цитата: ElTuristo
    Вообще то кроме Лавочкина были и другие попытки переделки,например Гу-82.История появления Ла-5 хорошо известна,зачем придумывать всякую ерунду про монополию.Изначально в СССР основным планировался ЛаГГ.А родился Ла потому как с М-105 он уступал Як вчистую.А производственные мощности под ЛаГГ были уже созданы.Поэтому и прописали М-82 на ЛаГГ а не на Як.

    Производственные мощности были созданы под И-180 и ничего. Забили легко. Историю ЛаГ-5 знают все, надеюсь. Гу-82 создан не в Горьком, если создавался бы в рамках триумвирата, то имел бы шансы.
    1. +1
      24 декабря 2021 11:45
      С И-180 сами Поликарповцы виноваты.
      Николай Николаевич, зная, что решается судьба его КБ и его истребителя И-180, на завод в Горький НЕ ПОЕХАЛ!!! А послал туда бригаду во главе с молодым, неопытным и беззубым тогда Янгелем, будущим ракетчиком! В итоге Янгель "подергался и забил" на продвижение И-180, решение вопросов по подготовке его к серийному производству пустил на самотек. А потом вообще самоустранился! Далее, та бригада поликарповцев, которая работала в Горьком по И-180, постоянно устраивала переделки исходной машины, что привело к срыву всех возможных сроков изготовления опытной партии И-180! Но и это еще не все. За целый год, поликарповцы не удосужились СДЕЛАТЬ И ПРЕДОСТАВИТЬ ЗАВОДУ ЧЕРТЕЖИ И-180!!! Это как вообще? Завод просил, требовал, писал в КБ и в НКАП- без результатно! И что должен был делать завод, от которого требовали внедрения в серию истребителя нового типа? Дементьев, будущий министр авиации Союза, а тогда директор авиазавода в Горьком, справедливо усомнился в возможностях КБ Поликарпова отработать опытную серию и запустить в производство И-180!!! И тут Шахурин и НКАП подкинул ему Пашинина с проектом ИП-21. Многообещающий самолет, но времени и возможностей для его доведения не хватило. А бригада поликарповцев в Горьком продолжала извините, вымучивать И-180. Плюс постоянные неприятности с его мотором. Ну и в довесок ко всему сам Николай Николаевич уже потерял интерес к И-180, и переориентировался на новый истребитель - И-185. Так что, поликарповцы в-основном сами виноваты в том, что не увидел серию И-180.
      1. +1
        24 декабря 2021 20:31
        Поликарпов мог конечно поехать сам в Горький, забив при это на все остальные проекты своего КБ, наверное за это его бы похвалили.
        Молодой Янгель, да не самая удачная кандидатура, про пропихиванию самолёта, на который завод положил большой болт
        Бригада в Горьком сама ничего не переделывала, она была послана в помощь заводу в налаживании серийного производства.
        Чертежи И-180 КБ Поликарпова передали, а вот переделывать их под заводские стандарты, должно было опытное КБ завода, а не КБ Поликарпова. АКБ завода было занято своим проектом ибо иметь свой заводской проект для завода намного выгоднее. Конец этому бардаку положили как раз уже после снятия И-180 с серии
  18. 0
    24 декабря 2021 11:14
    Над моим другом в артели многие смеялись, когда в заявке он написал, что нужно несколько метров "салофана". Я , чтобы избежать насмешек, схитрил т.к. совершенно запутался, как правильно пишется это проклятое слово с двойными буквами и написал, что нужно 10 м пластиковой пленки для продуктовой палатки.
    1. 0
      24 декабря 2021 19:26
      Цитата: геолог
      Над моим другом в артели многие смеялись, когда в заявке он написал, что нужно несколько метров "салофана". Я , чтобы избежать насмешек, схитрил т.к. совершенно запутался, как правильно пишется это проклятое слово с двойными буквами и написал, что нужно 10 м пластиковой пленки для продуктовой палатки.

      А ЭТО к чему ?
  19. +1
    24 декабря 2021 12:08
    Рискну предположить. Самолет получился удачнее профильных потому, что ему уделял мало внимания сам Яковлев, к тому же сослав на "непрофильную тему" неугодных ему конструкторов. Тот еще деятель был...
    На тему вообще учебных самолетов, и боевых, разумеется. Вот у нас СССР, где все должно было делаться по единому плану. Какого ощипаного ангела у всех советских самолетов были АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ КАБИНЫ?! Почему все органы управления имели индивидуальные особенности, вплоть до шарика, который надо было дернуть, чтобы стрелял пулемет?! Кто это придумал все, и почему не был расстрелян?
    Злую шутку с советским руководством сыграло увлечение рекордами и рекордсменами. Толку было в руководстве от персонажей типа Рычагова, который и на ступе полетит, не глядя на то, что метлой управлять неудобно. Понимаю, что глупо переживать теперь), а все же тоскливо...
    1. +3
      24 декабря 2021 12:39
      Михаил, да хватит вам. Нормальный он деятель был!
      Нам бы его сейчас, давным-давно бы полетели и МС-21, и ИЛ-112 с ИЛ-114, и Ил-276, и Су-57 с движками "третьего цикла"...
      Антонова Олега Константиновича, своего зама, не только отпустил, но и похлопотал, чтобы ему КБ выделили.
      Ан-2 благодаря ему и полетел: Резолюция Яковлева: "Это интересный самолет. Надо его
      построить." решила судьбу машины, над которой все смеялись и всерьез не воспринимали.
      Самолет Щербакова Ще-2 запустил в серию, сняв свой Як-6.
      Вертолет Як-100 на испытаниях оказался лучше Милевской "единички". Тем не менее, Яковлев не только уступил дорогу Милю, но и подарил ему и всему вертолетному миру такую важнейшую вещь как рукоятка "шаг-газ"!!! Да-да, "шаг-газ" был впервые сделан именно в КБ Яковлева.
      1. -2
        24 декабря 2021 13:24
        Спасибо за интересную информацию.Тема с тирана Яковлева толкается антисоветчиками.По И-180 и с испытаниями было не все в порядке https://airpages.ru/dc/i180doc.shtml.А заменить И-180 должен был И-28 Яценко.
      2. -2
        24 декабря 2021 13:50
        Угу. Поликарпова плющил изо всех сил. Видать конструкторов к себе в КБ прибрать хотел. Ударно исполнял пожелание Сталина, насчет дюраля. Иосиф Виссарионыч попросил, чтоб по возможности дюраль экономили. Так у Яков на форсаже крылья рассыпались! Сколько людей погибло, жуть... Илюшин стал доказывать, что ему дюраль нужен, и получил его. А Яковлев не стал, чего ему "портить отношения"? Из за мертвых пилотов и несбитых фашистов? Смешно, правда? Несопоставимые же вещи...
        Не будет мне) Терпеть этого интригана ненавижу.
        1. +4
          24 декабря 2021 15:40
          Когда человек что-то начинает ДЕЛАТЬ, он сразу становится во всем виноват. А Яковлев сочетал административную работу и конструкторскую. Ему ПРИХОДИЛОСЬ принимать решения. Не для всех удобные. Найдите ангелов среди больших начальников. Такое получается у единиц. Кто в те времена был паинькой? Да, никто. Пытался Поликарпов. Результат какой?
          А уж история Ла-5 - это самый ярких пример, что Яковлеву нужно было дело, а не бирюльки. Он должен был запустить завод. Но он подождал до конца. И Лавочкин, во многом благодаря даже не себе, сделал Ла-5. Сожрать Лавочкина ничего не стоило. При этом Яковлев ходил под расстрелом.
        2. -3
          24 декабря 2021 16:30
          Еще один внучок Геббельса:) страдалец за безвинно убиенных конструктором Яковлевым пилотов.Что то ты без огонька набрасываешь.Пишу сразу что Яковлев отстрел бортового оружия по живым узникам сталинизма проводил,не надо рефлексировать-так и так плюсов наставят.
        3. +3
          24 декабря 2021 19:35
          Цитата: михаил3
          Так у Яков на форсаже крылья рассыпались!

          Не на форсаже, а на пикировании, а это несколько разные вещи.
          Цитата: михаил3
          Иосиф Виссарионыч попросил, чтоб по возможности дюраль экономили.

          Просил правильно, дюраль, особенно после потери Украины, почкованием не размножается. ЛАГГ изначально делался полудеревянным, МИГ тоже. Но почему-то Лавочкину и Микояну Вы это обвинение не выдвигаете...
          Цитата: михаил3
          Илюшин стал доказывать, что ему дюраль нужен, и получил его.
          Потому, что деревянный ИЛ-2 не получится.
          Цитата: михаил3
          Поликарпова плющил изо всех сил.

          А вот обращения "интригана" Яковлева по И-185.

        4. +2
          25 декабря 2021 23:56
          Михаил, ну да, так он "плющил" Поликарпова, что даже написал официальное письмо в НКАП и ГКО о ЗАПУСКЕ В СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИСТРЕБИТЕЛЯ И-185!!! Да, именно Яковлев! В письме требовал запустить в серию И-185, сформировать на них несколько авиаполков из самых опытных летчиков-асов, и эти полки перебрасывать на сложные участки фронта с целью достижения нашего господства в воздухе!!! Документ сохранился, найден в архивах и опубликован!
          А еще Яковлев так "плющил" Николая Николаевича, что был единственным человеком, который навещал смертельно больного Поликарпова, когда от него уже отвернулись все. И именно Яковлев после смерти Поликарпова, добился и выхлопотал для его семьи квартиру, дачу, пенсию, всяческие льготы.
          Вот так он его "плющил"...
          1. +1
            28 декабря 2021 15:21
            От же изверг.... А я то думал.... И это все по приказу кровавого тЕрана Сталина. А еще по его приказу дюраль экономил. Штоп летчики убивались.
    2. +2
      25 декабря 2021 18:46
      Цитата: михаил3
      Какого ощипаного ангела у всех советских самолетов были АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ КАБИНЫ?!

      А почему и Форда и Мерседеса тоже разные салоны ? Что, водители разные ?
      Цитата: михаил3
      Почему все органы управления имели индивидуальные особенности, вплоть до шарика, который надо было дернуть, чтобы стрелял пулемет?!

      Потому, что конструкторы опирались на возможности завода, а не на свои хотелки. Например, Т-34 112-го завода имел штампованную башню, а 183-й завод гнал литую Почему ? Да потому, что технология литья на 183-м была отработана на раз, а штамповать лучше всех получилось у 112-го завода.
  20. +2
    24 декабря 2021 14:49
    Как так получилось, что двухместный учебно-тренировочный самолет снова стал истребителем?


    Тоже мне, детектив.
    Як-7УТИ планировалось выпускать на авиазаводе №301.
    Московский авиазавод №301 -- это сегодняшнее Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина. Ни на что не намекает?
    Продолжаем "запутанную историю". :)
    Создан в апреле 1937 года как авиационный завод № 293 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР на базе бывшей мебельной фабрики Наркомлеса... В конце мая 1939 года на заводе открыто ОКБ-301 для создания скоростного истребителя И-301 (в дальнейшем ЛаГГ-3) с применением дельта-древесины под коллективным руководством В. П. Горбунова, С. А. Лавочкина, М. И. Гудкова.
    Дальше намекать?
    Ладно, не буду тянуть кота за....
    Завод №301 -- это то самое производство, которое Яковлев "отжал" под свой Як-1, сплавив Лавочкина в Горький. Но самолёт Як-1 был сырой, плохо спроектирован, требовал многочисленных доработок, которые на заводе, три года назад выпускавшего шкафы и тумбочки проходили с огромным трудом. Яковлев, судя по всему отжимал завод по признаку "поближе к дому", а не по принципу технической оснащённости. К тому же, отжимать завод у конкурентов -- это одно, а вот, как оказалось, налаживать работу с поставщиками -- другое. Для Як-1 не было ни пушек, ни достаточного количества моторов. Да и сам самолёт вовсе уже не был цельнодеревянным. Поэтому очень быстро стало понятно, что выпуск, и главное, доработка Як-1 на 301 заводе была чистейшей авантюрой Яковлева. Там, где Гудков, Гуревич и Лавочкин могли делать свой истребитель, Яковлев свой истребитель делать не может.
    Поэтому завод перевели на производство УТИ. Не нужны пушки, на нём оставили один пулемёт, и требования к ЛТХ значительно снизили. Ниже был и объём производства. То есть тезис о массовом переоборудовании УТИ в истребители не выдерживает критики. Этих машин сделали очень мало.

    С этим проектом завод 301 был эвакуирован в Новосибирск. На завод №153, который до этого производил И-16.
    Поскольку оригинальный Як-1 так и оставался сырым, косым и недоделанным, заводу поставили задачу выпускать уже обновлённый Як-1 с металлическим крылом, увеличенным диаметром колес, отъемной моторамой и наличием радиостанции. Но, этот проект оказался абсолютно не реалистичным. ЕДИНСТВЕННЫМ проектом, пригодным к постановке в серию оказался именно привезённый из Москвы УТИ, который ещё в Москве был под руководством К.В.Синельщикова перепроектирован в боевой.

    Видимо, чтобы не раздражать начальство, которой к чужим разработкам было весьма ревниво, самолёт поначалу производили как "Як-1 типа Як-7". Потом "камуфляж" убрали и самолёт пошёл с завода под индексом "Як-7А", но к тому моменту он уже успел получить в Правительстве и Наркомате наименование Як-3. Чувствуете масштаб бардака в ведомстве Яковлева? Индексом Як-3 обозначалось четыре типа машин ОКБ. Это - И-30; нереализованный проект одноместного двухмоторного тяжелого истребителя; Як-7А и собственно Як-3.

    Вот и вся причина. Чистейшая субъективщина. Яковлеву очень хотелось "свой" авиазавод "под задницей". Вот бы ещё как конструктор и руководитель КБ он в тот момент был бы столь же компетентен как в подковёрных играх...
    1. +2
      24 декабря 2021 15:50
      А можно спросить: Як-1 был лучше ЛаГГ-3? Или нет. Может быть дороже? Или была в достатке дельта-древесина? Про нее я вот ничего, кроме писанины самого Яковлева не слышал.
      Но что это такое я знаю. В обработке не подарок. Сейчас вот предпочитают его (балинит) на металлорежущих станках обрабатывать, а руками косячки доводить. Это не сосну строгать.
      1. +2
        24 декабря 2021 19:08
        Дело не в самолёте. Дело в заводе. Этот завод 3 года назад делал шкафы и тумбы. Никто не умел там работать с металлом и уж точно не имел опыта доработки самолётов. То, что потом ложилось на плечи "заводских КБ" там просто некому было делать, особенно, после того, как Лавочкина убрали.
        Сам же Як-1 был машиной предельно сырой. Яковлев не имел ни опыта проектирования истребителей, ни опыта налаживания крупносерийного производства. Если выпускать серийно ЛаГГ на этом заводе ещё была какая-то возможность, то Як-1 даже запустить в серию этот завод не мог.
        Чтобы запустить на этом заводе ЛаГГ, требовались усилия ТРОИХ специалистов: из которых Гудков и Горбунов имели реальный опыт организации производства, а Лавочкин напрямую занимался развёртыванием новых авиазаводов в 1938-1939 годах и проектированием истребителя.
        Так что вопрос стоял не так "ЛаГГ-1 или Як-1", а так "ЛаГГ-1 или ничего". Благодаря Яковлеву целый завод по сути год работал на него лично, обслуживая его конструкторские поиски на единичных экземплярах.
        1. +1
          25 декабря 2021 01:50
          Перепитии того, что творилось на заводах, уже не восстановишь. Всем интересно читать и обсуждать самолеты, но производство никого не интересует. Даже лет за 30 происходит много чего и все имеет свои причины. И все забывается. И мало кому хочется по этому поводу копаться в архивах. Поэтому, зная немного производство, не могу назвать точных причин. Надо смотреть бумаги. И связывать это с предыдущими событиями. А так, все превращается в домыслы. У Яковлева хватало недоброжелателей. И он был не ангелом. Но в отличие от них, он за что-то отвечал. И поступал в меру своей ответственности. Могу сказать, что такого рода решения один человек принять не может. Это всегда согласованная и кем-то утвержденная позиция.
          1. 0
            26 декабря 2021 01:01
            Цитата: mmaxx
            У Яковлева хватало недоброжелателей. И он был не ангелом. Но в отличие от них, он за что-то отвечал.


            Я далёк от оценок личности Яковлева. Я констатирую факт: к моменту эвакуации завод №301 не имел готового к производству самолёта. И было лишь счастливой случайностью то, что заводские инженеры в инициативном порядке адаптировали УТИ к боевой деятельности. В противном случае завод просто оказался бы бесполезным. Целый завод. И, кстати, Яковлев за это не ответил.

            Цитата: mmaxx
            Могу сказать, что такого рода решения один человек принять не может. Это всегда согласованная и кем-то утвержденная позиция.

            Специфика советского военпрома 20-30-х годов была в том, что специалисты по целым отраслям производства имелись практически в единичном экземпляре. Это хорошо видно, например, при рассмотрении экспертных заключений представленных в Политбюро и Совнарком. Например, экспертное заключение по танку Т-34 давал, кто бы вы думали? Гинзбург. Прямой конкурент Кошкина по программе основного танка. А просто не было никого другого.
            Так и в этом случае. Кто мог квалифицированно противоречить Яковлеву в вопросе разработки скоростного истребителя? Поликарпов? Так у него тогда как раз случились проблемы с его собственным проектом. В целом ситуация была КРАЙНЕ специфическая. Из книги Яковлева:

            Уже с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультации по авиационным делам. Первое время меня смущали частые вызовы в Кремль для доверительного обсуждения важных вопросов, особенно когда Сталин прямо спрашивал:
            — Что вы скажете по этому вопросу, как вы думаете?
            Он иногда ставил меня в тупик, выясняя мнение о том или ином работнике.
            Видя моё затруднительное положение, смущение и желая ободрить, он говорил:
            — Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молоды[7]. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото.
            Именно тогда он сказал мне:
            Мы не знаем, кому верить.


            Думаю, Яковлев очевидно, злоупотребил своим влиянием и "решил вопрос" завода для своего самолёта не с точки зрения рациональности и эффективности, а с точки зрения "поближе к дому". Это произошло потому, что он не имел к тому моменту опыта разворачивания массового серийного производства самолёта. ЕМНИП самый массовый самолёт его КБ к тому времени был произведен в количестве 138 штук.
            При этом вопрос развёртывания в стране авиапрома как раз был из тех, которые решались на уровне Политбюро, и мнение Сталина там было значимым.
            1. +1
              26 декабря 2021 05:43
              У т. Сталина была манера выдергивать к себе в разное время разных людей. Вполне возможно, что спросив сегодня Яковлева, вчера он спросил кого-то другого, а на завтра ему привезли еще кого.
        2. 0
          25 декабря 2021 01:54
          А опыта производства не имела и ЛаГГ-фирма. И их самолет был еще хуже. И все они тогда были одного поколения с соответствующим опытом. Других не было. И взять неоткуда
          1. 0
            26 декабря 2021 01:48
            Цитата: mmaxx
            А опыта производства не имела и ЛаГГ-фирма. И их самолет был еще хуже. И все они тогда были одного поколения с соответствующим опытом. Других не было. И взять неоткуда


            Вы ошибаетесь. ЛаГГ-1 я вернее И-301 не мог быть хуже Як-1. Просто потому, что нельзя быть хуже того, чего нет. Истребителя Як-1 к тому моменту просто не было. Был далёкий от реализации проект. Был самолёт, спроектированный по опыту разработки "спортивных" машин. Истребителя не было. То, что Яковлев пытался запустить в производство было чем угодно, но не боевым самолётом. Целый год был потрачен на то, чтобы выявить и устранить дефекты проектирования. Самолёт буквально сшивали на коленках, изменения в конструкцию вносились в течение всего года, причем в одни и те же детали и системы самолета по нескольку раз:
            маслопроводка - 8 февраля и 15 апреля;
            выхлопные патрубки - 20 февраля и 15 апреля;
            установка маслорадиатора - 26 февраля, 9 и 11 апреля;
            управление жалюзи маслорадиатора - 14 марта и 9 апреля;
            пеногаситель - 20 марта и 11 апреля;
            маслобак - 8 февраля, 10 марта и 15 апреля;
            установка маслобака - 8 февраля, 20 марта и 15 апреля;
            установка баллонов сжатого воздуха и кислорода - 11 февраля, 10 марта и 2 апреля.

            При этом, замечу, даже летом 1940 самолёт ещё ни разу не стрелял. А в мае выяснилось, что нужно переделывать крыло. Лишь летом 1940 он начал полёты снова. При этом пришлось переделать и весь задел для первой серии. До октября самолёт многократно переделывали, но как только за штурвал сели военные лётчики выяснилось, что машины ещё и изготовлены плохо. Ведь делались они в состоянии бардака, по чертежам изначального И-26 с вносящимися по ходу дела многочисленными исправлениями. А 301-ый завод, напоминаю, это мебельная фабрика, там культура производства была, мягко говоря... Даже закончив в принципе проектирование машины Яковлев не смог запустить его в серию. Заводы, на которые возлагалось производство агрегатов и сборка самолётов, делать это просто не могли.
            В то же время И-301 к концу 1940 года был уже вполне сложившейся машиной пригодной к постановке в серию. Лавочкин, Горбунов и Гудков за создание И-301 были удостоены Сталинской премии 1-й степени. Дооборудованный дополнительными баками И-301 был запущен в серию под индексом ЛаГГ-3.
            До 22 июня удалось выпустить 322 самолета, на 1 июля 1941 г. - 805 ЛаГГов. Для сравнения в то же время Як-ов было выпущено 425.
            1. +1
              26 декабря 2021 05:49
              Читаю про обычный запуск самолета. Ничего особенного.
            2. +1
              26 декабря 2021 05:52
              И вообще, я не выгораживаю Яковлева. Просто смотрю на все со стороны. А так как немного знаком с производством и принятием решений там, то логика всего усматривается. Личные качества могут нравиться или нет, но деловые качества идут на первом месте. Весь вопрос как они используются.
      2. +1
        24 декабря 2021 21:53
        А вы литературу почитайте...
        Военным захотелось создать из ЛаГГ-3 истребитель с большим радиусом действия и в него "воткнули" 5 топливных баков. Захотели усиленный "секундный залп" и конструкторы" вкрячили в развале цилиндров двигателя УБ, "вокруг мотора" 2 УБС и 2 ШКАС.
        На Як-1 была ШВАК и 2 ШКАСа!
        И топлива меньше!!!
        ЛаГГ-3 (1 серия) взлётная масса - 3346 кг.
        Як-1 взлётная масса - 2950 кг.
  21. +2
    24 декабря 2021 22:53
    Мне одному показалось, что статья - откровенная копипаста из профильных источников? Даже не выверенная по-хорошему (особенно дублирование абзацев про доработку фонаря и срезку гаргрота...)
    1. +2
      25 декабря 2021 20:19
      Цитата: Теплосчетчик
      Мне одному показалось, что статья - откровенная копипаста из профильных источников? Даже не выверенная по-хорошему (особенно дублирование абзацев про доработку фонаря и срезку гаргрота...)

      "Фирменный" стиль Романа...
  22. -1
    27 декабря 2021 11:14
    Пустые споры.
    Война чётко расставила все самолеты по их нишам:
    - Яки заняли нижний эшелон и были незаменимы при сопровождении штурмовиков;
    - Лавочкины с их вооружением и скороподъемностью господствовали в среднем эшелоне;
    - а "кобры" с их прекрасным обзором вниз, великолепным радио и отличным пикированием были наиболее уместны на верхнем этаже.
    Осталось только научиться грамотно пользоваться всем этим арсеналом. Что и было сделано.
    1. 0
      27 декабря 2021 21:59
      Цитата: Гиви_49
      - Яки заняли нижний эшелон и были незаменимы при сопровождении штурмовиков;
      - Лавочкины с их вооружением и скороподъемностью господствовали в среднем эшелоне;
      - а "кобры" с их прекрасным обзором вниз, великолепным радио и отличным пикированием были наиболее уместны на верхнем этаже.

      Вот только и ЯКи и ЛА и П-39 воевали до 5 тысяч, выше очень редко.
      1. 0
        29 декабря 2021 13:14
        Раз с этим набором победили, то всё остальное - слова.
        1. +1
          31 декабря 2021 17:15
          Цитата: Гиви_49
          Раз с этим набором победили, то всё остальное - слова.

          С каким набором ? Что , ЛА в охранении не ходили ? Или Кобры не привлекались к эскортированию ? А ЯКи на перехватах не применялись ?
          1. 0
            31 декабря 2021 17:45
            Яки у нас занимались иногда и штурмовкой. Штурмовики?
            1. +1
              31 декабря 2021 17:48
              Цитата: Гиви_49
              Яки у нас занимались иногда и штурмовкой. Штурмовики?

              Понимаю. Знакомая политика, когда возразить нечего, начинается забалтывание темы. Продолжайте в том же духе !
              1. 0
                31 декабря 2021 21:18
                Я Вам всё доложил. Добавить нечего и незачем. А что в каждом правиле полно исключений, так это не требует пояснений. Это Вас понесло по исключениям. Знакомая история: есть моё мнение и неверное.
      2. 0
        1 февраля 2022 08:52
        У Аэрокобры не было турбонаддува, с односкоростным нагнетателем и критической высотой в 3500-4000 метров выше Кобре было делать особо нечего
  23. +1
    28 декабря 2021 13:08
    Уважаемый Роман Скоморохов!
    А почему же это вы в своей статье не упомянули про такую модификацию яковлевской "семерки", как Як-7-37?
    Як-7-37 являлся модификацией серийного самолета Як-7БМ-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением. Вооружение: мотор-пушка МПШ-37 Б.Г.Шпитального калибра 37 мм, два синхронных пулемета УБС калибра 12,7 мм и в перегрузку - шесть РС-82 [Изменения в фюзеляже самолета обеспечивали установку любой из следующих пушек: МПШ-37, ВЯ-23, ШВАК (при двух последних боезапас увеличивался) в сочетании с двумя пулеметами УБС или ШКАС].
    По мощности огня Як-7-37 значительно превосходил все известные истребители, участвовавшие в боевых действиях в 1942 г. Секундная масса залпа составляла 4,15 кг/с и была больше, чем у Як-1 и Як-7А в 2,4 раза, Як-7Б - в 1,53 раза, ЛаГГ-З-37 - в 1,15 раза, ЛаГГ-З последних серий - в 2,07 раза, Кертисс P-40 "Киттихаук" - в 2,55 раза, Me-109F с пулеметом MG-151 - в 4,4 раза и с пушкой MG-FF - в 1,46 раза.
    Як-7-37 как представлявший для ВВС определенный интерес был выпущен небольшой серией в августе 1942 г. - 22 самолета без предкрылков, проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 иап 240 иад и хорошо проявил себя в воздушных боях.

    На Як-7-37 было проведено 12 групповых боев при примерно равном соотношении сил. Сбито 10 самолетов противника, из них: Me-109 - 8, FW-190 - 1, He-129 - 1; подбито 2 Ме-109. Свои потери: сбито 4 самолета, подбито - 3.

    Пушка МПШ-37 зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. Попадание снаряда в бензобаки сопровождалось взрывом, в крыло - появлением пробоины площадью свыше 1,0 м*. Попадания одного снаряда практически было достаточно для уничтожения самолета противника. Бронебойный снаряд с расстояния 200 м пробивал 50-мм броню.

    Отдача при стрельбе переносилась летчиком и самолетом в общем безболезненно. Однако на первых порах отмечались случаи течи масла из заднего уплотнения редукторного вала после 200...300 выстрелов. Дефект со временем был устранен путем разжатия кожаных манжет уплотнения, а также установкой (по типу самолета ЛаГГ-З) конусной втулки со спиральным канавками.


    ЛТХ:
    Модификация Як-7-37
    Размах крыла, м 10.00
    Длина, м 8.50
    Высота, м 2.75
    Площадь крыла, м2 17.15
    Масса, кг
    пустого самолета 2697
    нормальная взлетная 3235
    Тип двигателя 1 ПД М-105ПА
    Мощность, л.с. 1 х 1050
    Максимальная скорость , км/ч
    у земли 485
    на высоте 564
    Практическая дальность, км 550
    Скороподъемность, м/мин 694
    Практический потолок, м 8250
    Экипаж 1
    Вооружение: одна 37-мм мотор-пушка МПШ-37
    два синхронных 12.7-мм пулемета УБС
    и в перегрузку - шесть РС-82.
  24. 0
    29 декабря 2021 16:39
    "Смещение центровки улучшило продольную устойчивость" Не то, что улучшило, а сделало ее чрезмерной. При перетягивании ручки Як-7А начинал парашютировать - и превращался в идеальную мишень.
    "Для вывода самолета из штопора было достаточно поставить педали и ручку в нейтральное положение и самолет выходил." Обычно, об этом пишут при отсутствии других достоинств. И-16 тоже имел вполне удовлетворительные штопорные характеристики.
    "Подвеска реактивных снарядов не ухудшила аэродинамических характеристик самолета" Вот чудо-чудное, диво-дивное: на всех самолетах - от И-153 до Ил-2 установка тех же РО приводила к снижению скорости, а на Яке - нет ;)
    "В горизонтали Як-7Б и Ме-109F имели равную скорость" Это не так. Тем более, что с 1942 года уже шел Bf-109G, превосходивший самолет Яковлева по всем статьям, кроме времени виража. Но по этому параметру рекордсменом всех времен и народов был И-15.
  25. 0
    4 января 2022 05:04
    Fitter65 (Александр). , хоть и оффтоп, но повторю ту инфу, что мне попалась на глаза лет 10+ назад, книгу брал в библиотеке ( уже давно живу не там, название не уточнить). Воспоминания авиаинженера, богоизбранной национальности, окончил школу в конце ВОВ, московский авиаинститут и был распределён к Сухому, где работало большинство Поликарповцев. Вот они на "корпоративе" и рассказывали, что:
    1. если бы и-185 был бы, то немцы б испугались напасть (без комментариев),
    2. а также про последний полёт Чкалова: самолёт был, конечно - с замечаниями, но это тогда было нормой. На нём не было жалюзей воздушного охлаждения, и прибор - датчик температуры стоял в неудобном месте и был мелким - а В.П имел уже заметные проблемы со зрением...... А также и подзазнался - лётчиком он был гениальным, но этот самолёт имел куда большую нагрузку на крыло относительно и-15 и И-16, а это вызывало более крутую посадочную глиссанду. Но это В.П. не изучил и не осознал -- типа "я крутой". Далее - про два круга вместо одного - уже сказали, а когда В.П. повёл самолёт на посадку - то из за того, что он не учёл данных - рассчёт был произведён с ошибкой, возникла необходимость нарушить тогдашние наставления ( об этой дури тогдашних наставлений в "Небе Войны" и А.И . писал, что требовалось сразу рассчёт делать) - и подтянуть мотором. Но то, что двигатель уже был переохлаждён - он не увидел, и переохлаждённый двигатель при даче газа "обрезал". Да, В.П. был гением в воздухе - он почти посадил самолёт, но цапнул ЛЭП. Что делать - ТБ всегда и везде пишется кровью.
    За верность пересказа того, что было в книге - ручаюсь.
    А в спор не полезу - со свечкой не стоял.
    Ах да, этот инженер автор конструкции какого то крыльевого лючка, всё переживал, что во-время конструкцию не зарегистрировал, поэтому денег не получил, когда подал, ответ был - "где новизна, это уже скольо лет в производстве" ( это если кто то захочет книгу найти). А более из неё ничего не помню.