Military Review

Aerial reconnaissance from a submarine. The first helicopters of the Kriegsmarine

7
Read about stories gyroplanes Fa. 330 Bachstelze in a new article from the creators of World of Warships.


At times, private engineering solutions will seriously advance overall technological development. A similar example was the Focke-Achgelis Fa gyroplane. 330, which significantly increased the field of view of German submarines during World War II. Despite the original folding hull and the ability to gain a decent height, the gyroplane still did not have a serious impact on the course of battles.

The Kriegsmarine submarine fleet covered an ever wider area of ​​operations, as a result of which the need for long-range reconnaissance increased. It was the detection of enemy warships and transports that was a difficult task for submarines on campaigns. Hydroacoustic devices had limited capabilities compared to conventional visual observation of the horizon. However, the radius of view from the low deckhouse of the boat was minimal. The solution to the problem that arose fell on the shoulders of German aircraft designers.

In 1940, the Kriegsmarine command considered a proposal from Arado, which consisted of a reconnaissance aircraft project that could be carried on board a submarine and when folded was placed in a pipe with a diameter of 2 meters. However, in spite of the well thought-out design, there were difficulties with assembling the aircraft in high seas, and it was also very problematic to return it on board. Because of this, the command abandoned this idea.


Focke-Achgelis Fa 330

The project of another company called Focke-Achgelis looked more promising - a light helicopter with a convenient and compact design. The model was called Fa. 330 Bachstelze, or "Wagtail" in Russian.

Focke-Achgelis was involved in the development and implementation of projects in the helicopter industry in the 1940s. This industry was completely new at that time: the world's first working helicopter was created in 1935. Five years later, Focke-Achgelis made Fa. 223, which was already serial. The series was small and included various modifications: search and rescue, military transport and anti-submarine. Therefore, the project proposed to the divers turned out to be so promising - the company did not have to make it from scratch.

And yet Fa. The 330 Bachstelze was not a helicopter. It would be more correct to call it a gyroplane or an autogyro. It did not have its own engine, it rose due to the oncoming air currents on freely rotating blades. They were located at an angle, and the lift thrust was achieved by the influence of the wind, which lifted the gyroplane into the air. The design was simple: a vertical boom with a rotor and three blades, the simplest vertical and horizontal rudders, a ski-shaped landing gear and, of course, a pilot's seat with a dashboard. The curb weight was 172 kilograms, the diameter of the blades was 7,3 meters.

The pilot could control the climb and landing using an adjustable blade angle. The gyroplane was attached to the boat with a steel cable; there was also a telephone connection with the conning tower. In the event of an emergency submersion of the submarine, the pilot, with one movement of a special lever, dropped the blade propeller and descended on a parachute that was next to him. After that, the fastening cable was disconnected, and the pilot in the water could only wait for the submarine to surface soon.

The passed tests were successful and showed that from a height of 50 meters the pilot could see objects at a distance of up to 22 km, and from 200 meters, that is, from the maximum height, the detection range increased to 50 km! This significantly increased the reconnaissance capabilities of the submarine. Obviously, such a project could not but arouse the interest of the German military command, which ordered the construction of 488 new gyroplanes. Moreover, both for the Kriegsmarine and for the Luftwaffe. Less than half of what was ordered was built - 200 copies. Initial modification A-0 - 20 cars, the rest - improved model Fa. 330 A-1.


Focke-Achgelis Fa.330 Bachstelze by submarine

These gyroplanes were used only by submariners. They were not in service with the surface forces. They were used to equip type IX D2 ocean-going submarines, which, due to their size and great autonomy, operated at a distance of tens of thousands of kilometers from their bases. According to the plan, each submarine was supposed to have two gyroplanes, but only 19 boats were equipped with them. Several were bought by Japan.


German submarine type IX D2

One of the areas where Wagtails were used was the Indian Ocean. There, the risk of a sudden enemy attack was minimal. Successful use of Fa. 330 was documented: in August 1943, submarine U-177, using aerial reconnaissance, discovered and sank a transport off the coast of Madagascar. There is some more evidence of the use of gyroplanes, in particular in the South Atlantic.

And yet, many submarine captains did not trust gyroplanes, despite their very simple and successful design. The reason for this was the risk of detection when the rotorcraft was in the air. In addition, the crews did not receive sufficient training to operate the Fa. 330.


Fa.330 in trials in the UK

Various proposals were made to improve the gyroplane. So, in 1944, the possibility of equipping an air reconnaissance aircraft with an engine was considered so that flights would not depend on weather conditions. However, the technology of radar systems developed faster, which neutralized visual observation. The development of gyroplanes in Germany, which at that time was losing in World War II, was stopped. After the end of the war, the Allied forces captured large numbers of Fa. 330 Bachstelze. They went to Great Britain, the USA and France, and the ideas of German designers became part of the history of the world helicopter industry.

Sometimes intelligence aviation able to do much more than one would reasonably expect from her. In 1940, for example, two German seaplanes managed to capture an entire submarine. Find out the details of this story in the video from Wargaming.

Author:
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. alex neym_2
    alex neym_2 23 December 2021 07: 38
    0
    I read about these cars, but the fact that they are without an engine, on a leash - for the first time.
    1. ycuce234-san
      ycuce234-san 23 December 2021 14: 04
      -1
      The engine was not there and the device was launched like a kite by towing behind a fast moving submarine.
      And the pilot was put there in vain - it would be more expedient to raise the direction finder antennas on it. And even an optical view could be provided by replacing a person with a set of the simplest automatic cameras. At that time, there was even infrared photographic film, which means that cameras would provide observation of the situation for tens of kilometers around - even in the conditions of moonless nights or polar nights.

      In general, a towed light gyroplane can make a wonderful sports equipment - the same as from a flying wing or board towed by a boat or aqua bike.
      1. alex neym_2
        alex neym_2 23 December 2021 14: 47
        0
        An autogyro is a flying vehicle with a pull / push rotor and a freely rotating main propeller instead of wings, and towed is something else ...
        1. ycuce234-san
          ycuce234-san 23 December 2021 18: 13
          +2
          The photo from the article clearly shows the absence of any engine, well, and the presence of a carrying propeller.
          Therefore, with the help of this simple, like sneaker, apparatus, it would be possible to operate aerial surveillance on German high-speed landing barges and on torpedo boats and destroyers, and in many places where there was a need for an observer.
          Even on land, towed by a truck, it is possible to conduct surveillance from the air, for example, in the interests of gunners or night bombers.
      2. Bolt cutter
        Bolt cutter 24 December 2021 12: 37
        -1
        even infrared film and that means
        This means that during the development of the photographic film, the obtained data will become useless for the submarine.
  2. Serge-667
    Serge-667 23 December 2021 17: 47
    +2
    Well, strictly speaking, such an adaptation.
    Firstly, the author did not indicate that this apparatus had rather severe restrictions on the strength of the wind.
    20 to 40 knots. Moreover, the launch is obligatory against the wind.
    Secondly, the use of the Fa-330 was only possible during daylight hours and in fairly clear weather.
    The boat, during this action, had restrictions on maneuverability. And the time of ascent and descent took at least 10-15 minutes, during which the boat became vulnerable to enemy aircraft.
    So, the adaptation is very dubious for submariners.
  3. MaxGyro
    MaxGyro 26 December 2021 00: 31
    0
    New technologies open up new opportunities in the XNUMXst century.
    ☆ The army and the navy need all-weather automatic systems for continuous high-altitude video monitoring, security, reconnaissance, target designation, communications, AWACS and other services.
    Aerodynamic tethered aircraft do not fight the wind, but are able to efficiently use the energy of the wind flow to lift and power the payload, provide a reliable closed fiber-optic communication channel.
    ■ Traditional propellers with fixed-geometry blades have a narrow operating range in one mode, and are unable to provide helicopter lift, and flight with a high elevation angle on autorotation, and flow energy pickup.
    □ Therefore, special bearing rotors with a wide working range and high aerodynamic quality have been developed and patented. On flying demonstrators, aerodynamically stable schemes of tethered aircraft have been worked out.
    A technology with a wide range of scaling from miniature personal devices to large telecommunication platforms - networks of geostationary atmospheric satellites at altitudes of 9-14 km.
    :( No customer investor.

Военное обозрение

Воздушная разведка с подводной лодки. Первые вертолёты Кригсмарине

7
Читайте об истории гиропланов Fa. 330 Bachstelze в новой статье от создателей World of Warships.


Порой частные инженерные решения серьёзно продвигают общее технологическое развитие. Подобным примером был гироплан Focke-Achgelis Fa. 330, существенно увеличивавший радиус обзора немецких подводных лодок времён Второй мировой войны. Несмотря на оригинальный складной корпус и возможность набирать приличную высоту, гироплан всё же не оказал серьёзного влияния на ход сражений.

Подводный флот Кригсмарине охватывал всё большую зону действий, вследствие чего возрастала необходимость в дальней разведке. Именно обнаружение неприятельских боевых кораблей и транспортов было непростой задачей для субмарин в походах. Приборы гидроакустики имели ограниченные возможности по сравнению с обычным визуальным наблюдением за горизонтом. Однако радиус обзора с невысокой рубки лодки был минимален. Решение возникшей задачи легло на плечи немецких авиаконструкторов.

В 1940 году командование Кригсмарине рассмотрело предложение компании Arado, заключавшееся в проекте самолёта-разведчика, который мог перевозиться на борту подводной лодки и в сложенном состоянии помещался в трубу диаметром 2 метра. Однако, несмотря на продуманную конструкцию, имелись трудности со сборкой самолёта при сильном волнении на море, да и возвращать его на борт было тоже весьма проблематично. Из-за этого командование отказалось от данной идеи.


Focke-Achgelis Fa 330

Проект другой компании под названием Focke-Achgelis выглядел более перспективным — лёгкий вертолёт с удобной и компактной конструкцией. Модель называлась Fa. 330 Bachstelze, или «Трясогузка» в переводе на русский.

Компания Focke-Achgelis в 1940-х годах занималась разработкой и реализацией проектов в вертолётостроении. Эта отрасль промышленности на тот момент была совсем новой: первый в мире рабочий вертолёт был создан в 1935 году. Пять лет спустя Focke-Achgelis сделали Fa. 223, который уже был серийным. Серия была небольшая и включала в себя различные модификации: поисково-спасательную, военно-транспортную и противолодочную. Поэтому проект, предложенный подводникам, и получился столь многообещающим — компании не пришлось делать его с нуля.

И всё же Fa. 330 Bachstelze не являлся вертолётом. Правильнее было называть его гиропланом или автожиром. Своего двигателя он не имел, поднимался за счёт набегающих потоков воздуха на свободно вращающиеся лопасти. Они были расположены под углом, а подъёмная тяга достигалась под воздействием ветра, который и поднимал гироплан в воздух. Конструкция была проста: вертикальная штанга с ротором и тремя лопастями, простейшие вертикальные и горизонтальные рули, шасси лыжной формы и, разумеется, место пилота с приборной панелью. Снаряжённая масса составляла 172 килограмма, диаметр лопастей — 7,3 метра.

Пилот мог управлять набором высоты и посадкой при помощи регулируемого угла наклона лопастей. Гироплан крепился к лодке стальным тросом, также наличествовала телефонная связь с боевой рубкой. В случае экстренного погружения субмарины лётчик одним движением специального рычага сбрасывал лопастной винт и опускался на парашюте, который находился рядом с ним. После этого отсоединялся крепёжный трос, и находящемуся в воде пилоту оставалось лишь ждать скорого всплытия подлодки.

Прошедшие испытания были успешными и показали, что с высоты 50 метров пилот мог видеть объекты на расстоянии до 22 км, а с 200 метров, то есть с максимальной высоты, дальность обнаружения возрастала до 50 км! Это существенно увеличивало разведывательные возможности субмарины. Очевидно, что такой проект не мог не вызвать интерес немецкого военного командования, которое заказало строительство 488 новых гиропланов. Причём как для Кригсмарине, так и для Люфтваффе. Построено было менее половины от заказанного — 200 экземпляров. Первоначальной модификации А-0 — 20 машин, остальные — усовершенствованной модели Fa. 330 А-1.


Focke-Achgelis Fa.330 Bachstelze на подводной лодке

Эти гиропланы использовались лишь подводниками. На вооружении надводных сил они не состояли. Ими оснащались океанские подводные лодки типа IX D2, которые за счёт размеров и большой автономности действовали на расстоянии десятков тысяч километров от своих баз. По плану каждая субмарина должна была иметь два гироплана, однако оснащены ими были только 19 лодок. Несколько экземпляров купила Япония.


Немецкая субмарина типа IX D2

Одним из районов, где применялись «Трясогузки», был Индийский океан. Там риск внезапной вражеской атаки был минимален. Успешное использование Fa. 330 было задокументировано: в августе 1943 года подводная лодка U-177 при помощи воздушной разведки обнаружила и потопила транспорт возле берегов Мадагаскара. Существуют ещё несколько свидетельств применения гиропланов, в частности в Южной Атлантике.

И всё же многие капитаны субмарин не доверяли гиропланам, несмотря на их весьма простую и удачную конструкцию. Причиной тому был риск обнаружения, когда винтокрылая машина находилась в воздухе. Кроме того, экипажи не проходили достаточную подготовку, необходимую для эксплуатации Fa. 330.


Fa.330 на испытаниях в Великобритании

Делались разные предложения, направленные на усовершенствование гироплана. Так, в 1944 году рассматривалась возможность оснастить воздушный разведчик двигателем, чтобы полёты не зависели от погодных условий. Однако технологии радарных систем развивались быстрее, что нивелировало визуальное наблюдение. Развитие гиропланов в Германии, которая на тот момент проигрывала во Второй мировой, было остановлено. После окончания войны союзные войска захватили большое количество экземпляров Fa. 330 Bachstelze. Они отправились в Великобританию, США и Францию, а идеи немецких конструкторов стали частью истории мирового вертолётостроения.

Иногда разведывательная авиация способна сделать намного больше, нежели от неё разумно было бы ожидать. В 1940 году, например, двум немецким гидросамолётам удалось захватить целую подводную лодку. Узнайте подробности этой истории в видео от компании Wargaming.

Автор:
7 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. aleks neym_2
    aleks neym_2 23 декабря 2021 07:38
    0
    Читал про эти машины, но то что они без двигателя, на привязи - впервые.
    1. ycuce234-san
      ycuce234-san 23 декабря 2021 14:04
      -1
      Движка там не было и аппарат запускали как воздушный змей буксировкой за быстро движущейся подлодкой.
      А пилота туда зря посадили - поднимать на нём антенны радиопеленгатора было бы целесообразней. Да и даже оптический обзор можно было бы обеспечить заменив человека набором простейших автоматических фотоаппаратов. В то время уже была даже инфракрасная фотоплёнка и это значит, что фотоаппараты обеспечили бы наблюдения ситуации на десятки километров вокруг - даже в условиях безлунных ночей или полярной ночи.

      А вообще из буксируемого лёгкого автожира может получиться прекрасный спортивный снаряд - такой же как из летающего крыла или борда, буксируемого катером или аквбайком.
      1. aleks neym_2
        aleks neym_2 23 декабря 2021 14:47
        0
        Автожир - летающий аппарат с тянущим/ толкающим винтом и свободно вращающимся несущим пропеллером вместо крыльев, а буксируемые это что-то другое...
        1. ycuce234-san
          ycuce234-san 23 декабря 2021 18:13
          +2
          На фото из статьи отлично видно отсутствие какого либо движка, ну и наличие несущего пропеллера.
          Потому, с помощью этого простого, как тапок, аппарата, можно было бы эксплуатировать воздушное наблюдение и на немецких быстроходных десантных баржах и на торпедных катерах и эсминцах и много где, где была потребность в наблюдателе.
          Даже на суше, буксируя грузовиком, можно вести наблюдение с воздуха, например, в интересах артиллеристов или ночных бомбардировщиков.
      2. Болторез
        Болторез 24 декабря 2021 12:37
        -1
        даже инфракрасная фотоплёнка и это значит
        Это значит, что за время проявления фотопленки полученные данные станут бесполезными для субмарины.
  2. Серж-667
    Серж-667 23 декабря 2021 17:47
    +2
    Ну, строго говоря, такое себе приспособление.
    Во- первых, автор не указал, что этот аппарат имел довольно жесткие ограничения по силе ветра.
    От 20 до 40 узлов. Причем, запуск обязательно против ветра.
    Во-вторых, использование Fa-330 было возможно только в светлое время суток и при достаточно ясной погоде.
    Лодка, во время сего действа, имела ограничения по маневренности. А время подъема- спуска занимало не менее 10-15 минут, на которые лодка становилась уязвима для авиации противника.
    Так что, приспособа весьма сомнительная для подводников.
  3. MaxGyro
    MaxGyro 26 декабря 2021 00:31
    0
    Новые технологии открывают новые возможности в XXI веке.
    ☆Армии и флоту необходимы всепогодные автоматические комплексы непрерывного высотного видеомониторинга, охраны, разведки, целеуказания, связи, ДРЛО и пр.сервисов.
    Аэродинамические привязные летательные аппараты не борятся с ветром, а способны эффективно использовать энергию ветрового потока для подъёма и питания полезной нагрузки, обепечивают надёжный закрытый оптоволоконный канал связи.
    ■Традиционные винты с лопастями фиксированной геометрии имеют узкий рабочий диапазон в одном режиме, не способны обеспечить и вертолетный подъём, и полёт с большим углом возвышения на авторотации, и съём энергии потока.
    □Потому разработаны и запатентованы специальные несущие роторы с широким рабочим диапазоном, с высоким аэродинамическим качеством. На летающих демонстраторах отработаны аэродинамически устойчивые схемы привязных летательных аппаратов.
    Технология с широким диапазоном масштабирования от миниатюрных персональных аппаратов, до крупных телекоммуникационных платформ - сетей геостацинарных атмосферных спутников на высотах 9-14км.
    :( Нет заказчика-инвестора.