От комплексов ПВО к электромобилям: реальность диверсификации отечественного военпрома

101

Патентное изображение электрокара-водородомобиля E-Neva. Изображение: пресс-служба концерна "Алмаз-Антей"

Поручение президента


Будущее для отечественного ВПК не самое радостное – впереди снижение оборонных заказов. Во-первых, бюджет не резиновый, а во-вторых, армия постепенно насыщается современной техникой. В самом позитивном случае следующая волна государственных заказов ждёт оружейников только через 10-15 лет. Именно поэтому Владимир Путин ещё несколько лет назад предупредил структуры ВПК о необходимости перехода на гражданские рельсы. Частично, конечно. Это позволит с наименьшими потерями переждать период безденежья.

Планы на это строятся очень амбициозные – к 2025 году около трети всей продукции должно поставляться в гражданский сектор, к 2030 году – половина. Самое интересное, что ещё в прошлом году компании ВПК должны были не менее 17 % производимого продавать «мирным» потребителям. Неизвестно, насколько этот показатель выполняется, но Алмаз-Антей уже давно выпускает метеорологические радиолокаторы, аэродромные радиолокационные комплексы, а также автоматизированные системы управления воздушным движением.



Впрочем, срыв программы диверсификации оружейникам можно будет списать на пандемические времена. А вот что делать дальше? Российский рынок уже сейчас растёт и это самое время, чтобы предлагать конкурентоспособную продукцию. Фантазии на эту тему у всех разные. Познакомимся с идеями знаменитого на весь мир концерна Алмаз-Антей, в структуре которого предусмотрительно организовали целый департамент развития гражданской продукции.

Специалисты провели соответствующий анализ рынка и постановили, что выпускать будут… электромобили. В мире сейчас настоящий бум транспорта на батарейках, экономика стремительно «зеленеет», государство вводит программы стимулирования – в общем, конъюнктура соответствующая. К концу лета 2021 года для форума «Армия» была готова тележка E-Neva, на которой разместили не только литийионную батарею, но ещё и водородные ячейки. Разработчики Алмаз-Антея анонсировали несколько вариантов компоновки силовой установки, в одной из которых нашлось место и для привычного двигателя внутреннего сгорания. Такая широта технических вариантов может говорить только об одном – проект ещё на начальной стадии разработки.


В светлое будущее диверсификации за рулём E-Neva. Руль, правда, от чешской Skoda. Изображение: пресс-служба концерна "Алмаз-Антей"

В декабре 2021 года в сети появляются первые изображения электрокара E-Neva от Алмаз-Антея, по которым понятно – готовится электрический (гибридный) кроссовер очень ладной внешности. Озвученные характеристики впечатляют. Суммарная мощность двух электромоторов достигает 435 л. с., тяговая батарея предусмотрена сразу на 90 кВт∙ч, а в качестве опции установят и электрохимический водородный генератор. Получился у Алмаз-Антея очередной «убийца Теслы», разгоняющийся до 100 км/ч за 3-5 секунды и проезжающий на одной зарядке до 426 км.

В разработке платформы принимали участие специалисты Обуховского завода (сборка командных пунктов для ракетных войск) и петербургского Политеха. Даже поверхностное знакомство с техническими характеристиками вызывает массу вопросов. Сколько будет стоить такая машина? Например, зарубежные аналоги вплотную подбираются к 10 млн рублей. В России вряд ли найдётся хотя бы сотня энтузиастов-миллионеров, готовых заплатить бешеные деньги за поделку Алмаз-Антея. А это именно поделка. Откуда у оборонного предприятия, никогда не выпускавшего легковую колесную технику, компетенции в автомобилестроении? Причём скакнуть решили сразу в высшую лигу премиум-кроссоверов на электротяге. Присовокупив, на всякий случай, водородный электрохимический генератор.

Третий вопрос – откуда у концерна свободные деньги на запуск в массовое производство E-Neva? Разработка автомобиля «с нуля» стоит от 2 до 3 млрд долларов. Для интереса, уточните, сколько потратили бюджетных средств на проект «Аурус», который до сих пор не вышел в полноценное серийное производство. Машина от 24 млн рублей всё ещё «в пути». При этом лимузин строили в НАМИ, они хотя бы помнят, как автомобили проектируются. Как бы общественность отнеслась к новости о том, что в Тольятти на АвтоВАЗе планируют собирать противотанковые ракеты собственной разработки? Вот именно так и стоит оценивать E-Neva от Алмаз-Антея. Диверсификация, очень похожая на мистификацию.

Возможное невозможно


Сама логика перехода половины производственных отраслей ВПК на гражданские рельсы уже к 2030 году сильно переоценена. Производители военной продукции столкнутся со значительными трудностями в ходе диверсификации. И это мягко сказано. В Советском Союзе, откуда и ведут свою историю большинство предприятий военного комплекса, оборонные заводы строили без оглядки на гражданский сектор. Если продукция и шла на «мирные» нужды, то исключительно по остаточному принципу. Подобное, например, наблюдалось на миасском автозаводе – сначала вездеходами насытили армию, а уже потом народное хозяйство. Военная техника любого профиля так или иначе обладает рядом особенностей. Заказчик чаще всего не особенно считается со стоимостью производства – для военных главное получить технику с требуемыми характеристиками. Понятие «окупаемости» производства в принципе неуместно, а это ключевой параметр гражданского рынка. Как и где упоминаемый выше Алмаз-Антей собирается наладить выпуск 25 тыс. электромобилей E-Neva? Именно с этого объёма автомобильное производство начинает приносить доход. К слову говоря, у военной техники совсем другие требования к ресурсу и гарантийному пробегу. Пожалуй, проще всех в этой ситуации концерну Калашников с его потенциальной возможностью производить охотничье и спортивное оружие, боеприпасы. Ещё можно назвать «Уралвагонзавод», в портфолио которого, помимо танков, трамваи и строительная техника. Большинство других производителей такой привилегии лишено.

Между тем масштабы проблемы вызывают серьёзную озабоченность. Сейчас в секторе оборонно-промышленного комплекса зарегистрировано более 1300 предприятий, в которых заняты 2 млн человек. Закончится госзаказ – немалая часть этих людей окажется без работы. А ведь это нередко высококвалифицированные кадры с большим опытом. При этом некоторые мелкие предприятия, занимающие узкие ниши, вообще могут закрыться. Это повлечёт за собой перебои с поставками на крупные, системообразующие заводы, на тот же самый Алмаз-Антей.

Авторы идеи диверсификации российской оборонной промышленности кивают на американский опыт быстрого перевода страны на мирные рельсы. Действительно, в США после Второй Мировой это прошло достаточно быстро. Просто потому, что основные поставщики армии (Ford, GM, Boeing и другие) были изначально гражданскими компаниями, просто очень неплохо заработавшими на военных заказах. Любое гражданское предприятие с лёгкостью перейдёт на выпуск военной техники, а вот обратный фокус очень и очень сложен.

Безусловно, выходов из данной ситуации масса, но все они связаны с серьёзными рисками. Государство в заботе о состоянии ВПК может ввести заградительные меры на профильную гражданскую продукцию, например, на медицинскую технику. Многие предприятия в рамках диверсификации готовы выпускать оборудование для больниц – АО «Швабе», АО «Росэлектроника», АО «МПО «Металлист» и другие. По понятным причинам продукция данных заводов не может конкурировать по цене и качеству с зарубежными аналогами. В итоге такого манёвра государство получает снижение качества медицинской помощи и перерасход средств бюджета.

Ещё одним выходом может стать прямое субсидирование предприятий ВПК из госбюджета в периоды финансового затишья. Проще говоря, закупки будут осуществляться, но исключительно для поддержания заводов на плаву. Это безусловный «стоп» в развитии отрасли, и самым ярким примером стал Ульяновский автозавод, недавно объявивший о закрытии всех перспективных проектов. То есть о скорой кончине – на скромных государственных закупках древних машин долго не прожить. А рыночно успешную технику в Ульяновске делать разучились.

В итоге государство в очередной раз упирается в технологические проблемы гражданского сектора. Как только в дело вступают законы рыночной экономики, а не требования военной приёмки, ситуация хуже некуда. И успешный выход из положения по праву будет достоин попасть на страницы мировых экономических талмудов.
101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    27 декабря 2021 15:06
    Как бы общественность отнеслась к новости о том, что в Тольятти на АвтоВАЗе планируют собирать противотанковые ракеты собственной разработки?..Почему бы нет? Ведра, всякие нужны, ведра, всякие важны, даже противотанковые.
    1. +13
      27 декабря 2021 15:24
      Цитата: Даниил Коноваленко
      что в Тольятти на АвтоВАЗе планируют собирать

      Почему-то сразу вспомнился анекдот про беседу бывших директора и главного инженера АвтоВАЗа: я тебе говорил - место проклятое, а ты руки из... руки из...
      По статье: не уверен, что стране сейчас массово нужны электрокары. Разве что мегаполисам. Хотя основная масса платёжеспособного населения как раз в мегаполисах и сконцентрирована. Так что логика в этом присутствует. Опасаюсь только, что с массовым приходом электрокаров начнётся бешеный рост цен на электроэнергию...
      1. +1
        27 декабря 2021 15:46
        Цитата: Лесовик
        Опасаюсь только, что с массовым приходом электрокаров начнётся бешеный рост цен на электроэнергию...

        Ваша правда. Не сомневайтесь. В СССР, когда в личном пользовании не было «дизелей», соляра была самым дешёвым горючим (на заправках). Теперь цена на уровне высокооктанового бензина. Так и с электричеством на заправках...Если только до частника не дойдёт устанавливать частные «розетки».
        От комплексов ПВО к электромобилям: реальность диверсификации отечественного военпрома

        Диверсификация напоминает мне слово «диверсия». Вроде бы, хотят сделать лучше, а будет, как обычно.
        Недавно понадобилась серная мазь (простая). В СССР она копейки стоила. Сегодня в аптеке извольте заплатить 85 рублей...Диверси...В общем понятно.
        Тут и название такое знакомое:
        «E-Neva»...Раньше «Е» с двумя точками наверху была и автомобиль называли «Ё-мобиль»...Опять какую-то хрень мутят. Нам только «E-Невы» для полного счастья и развития семенного производства не хватало. «Навоз с ёго разбрасывать, а то наша страна сгубила на корню своё семеноводство»...
        hi
        1. +10
          27 декабря 2021 19:03
          Цитата: ROSS 42
          Теперь цена на уровне высокооктанового бензина.

          Чего ??? На уровне ? Если бы...В Самаре солярка дороже 95-го ! И хорошо дороже.
        2. +5
          28 декабря 2021 09:22
          Главная проблема "электричек" где их заряжать. Согласитесь, что живя в мегаполисе что бы зарядить такую машину требуется паркинг, ибо просто так розетку на улице не поставишь, из окна квартиры удлинитель не сбросишь, соответственно проблема есть, если не живешь в коттедже/таунхаусе. Кстати с зарядкой на работе проблема такая же. Следующая проблема это скорость зарядки: сидеть на заправке минимум час, пока твоя ласточка зарядится - удовольствие ниже среднего.
          1. +3
            28 декабря 2021 18:59
            Цитата: Илья22558
            Следующая проблема это скорость зарядки: сидеть на заправке минимум час, пока твоя ласточка зарядится - удовольствие ниже среднего.

            Зимой и по пробкам, например в Москве, электричка просто не реальна. Есть энтузиасты, но в основном имеют частные дома и заранее просчитывают маршрут и пробег, что хлопотно и не целесообразно.
            1. 0
              2 января 2022 09:08
              Далеко на этой машинке,не уехать. Везде нужна розетка. Все это всего лишь планы. Как себя поведут машины,на дороге- в пробках,на больших расстояниях ещё не ясно. В остальном же, идея хорошая,но не везде применима. Разве что если ты живёшь в небольшом райцентре,в своём доме и далеко ездить не собираешься. В качестве второй машины,разве что. Но не более. Лично я- на рыбалку только на своей Ниве поеду- ей розетки в лесу не нужны и проходимость хорошая.
            2. 0
              5 января 2022 17:04
              Шурин прикупил себе электротойоту. Б/у, конечно. И теперь на "малую родину" ездит с остановкой на одной заправке. Там 40 минут "дозаряжает", а потом уже докатывает до избы.
              Правда, ездит он в село раз в три-четыре месяца. А по городу ему выгодно.
              Но! Заправляется на работе через счётчик, по договоренности с начальником.
              1. 0
                12 января 2022 00:59
                Тойта не делает электромобилей. В 22-м будет первый. Наверное у него Ниссан?
          2. 0
            28 декабря 2021 21:16
            Цитата: Илья22558
            Главная проблема "электричек" где их заряжать. Согласитесь, что живя в мегаполисе что бы зарядить такую машину требуется паркинг, ибо просто так розетку на улице не поставишь, из окна квартиры удлинитель не сбросишь, соответственно проблема есть, если не живешь в коттедже/таунхаусе. Кстати с зарядкой на работе проблема такая же. Следующая проблема это скорость зарядки: сидеть на заправке минимум час, пока твоя ласточка зарядится - удовольствие ниже среднего.

            Всё не так сложно,на самом деле. У голландцев " розетка" чуть ли не у каждого пятого,фонарного столба. Без гос.поддержки такие вещи не продвигаются.Была бы воля!))
      2. +3
        27 декабря 2021 16:35
        Цитата: Лесовик
        Опасаюсь только, что с массовым приходом электрокаров начнётся бешеный рост цен на электроэнергию...

        Если ВПК подойдет серьезно к этому направлению , то аккумуляторы ( с нашими низкими температурами) не вариант. Если у ВПК получится создать мини электростанцию ( размером с бензиновый бак автомобиля и по приемлемой цене ) или катализатор расщепляющий воду на водород и кислород , тоже не дорогой . Тогда у зеленой автопромышленности есть будущее . В РФ есть потребность в гражданских самолетах , тракторах ,гусеничной технике высокой проходимости, кораблях ,лодках .....
        У ВПК серьезные перспективы в гражданской области , просто нужно работать в этом направлении. hi
        1. +6
          27 декабря 2021 19:10
          Цитата: fif21
          Если у ВПК получится создать мини электростанцию ( размером с бензиновый бак автомобиля и по приемлемой цене ) или катализатор расщепляющий воду на водород и кислород , тоже не дорогой .

          Александр ! Я бы Вам не советовал такое говорить. laughing Дело в том, что сейчас к Вам на огонек заскочит Вадим237 и популярно объяснит, что
          1. В России вообще ничего производить не выгодно.
          2. Нет рынка сбыта.
          Это его стандартные мантры. Причем он сам что-то производит. Я уже пару лет в открытую каждый раз задаю ему вопрос-Что ж Вы производите, если нет рынка сбыта в России ? Молчит, как партизан в в VI отделе РСХА.
          1. +2
            27 декабря 2021 20:59
            Цитата: Альф
            Молчит, как партизан в в VI отделе РСХА.

            Может ему сказать нечего? ! laughing В 80 годы была хорошая передача по ТВ " Это Вы можете" и меня поразил там сюжет. Один умелец , заливал воду из колонки в бензобак машины и заводил ее. На вопрос ведущего - Как ? Показал небольшую коробку и пояснил, что в ней вода разлагается на водород и кислород. Обещал после оформления патента раскрыть тайну . Похоже сгинул в подвалах .VI отдела РСХА laughing Неужели эта тайна , оборонке не под силу? А рынок сбыта - весь мир, соответственно и выгода огромная. hi
            1. +4
              27 декабря 2021 21:38
              Цитата: fif21
              А рынок сбыта - весь мир,

              Вадик на все утверждает, что Там уже все поделено и Россию туда не пустят. С такими как он действительно никуда не пустят.
            2. +4
              28 декабря 2021 06:57
              Ого... вот даже как, сделанный в гараже катализатор нарушающий начала термодинамики. Этож лять... Нобелевка или развод хомячкофф.
          2. 0
            7 января 2022 11:26
            О, как! Оказывается у нас в стране всё видимо выгодно производить, а почему тогда полки магазинов в стране на 80-90% завалены импортным товаром, китайским в основном, последние лет так 20?
        2. +7
          27 декабря 2021 21:40
          или катализатор расщепляющий воду на водород и кислород , тоже не дорогой .
          то это гарантированная нобелевская премия или пуля от нефтегазовых концернов. Кто быстрее успеет. wink
          1. +1
            28 декабря 2021 18:28
            Цитата: Ua3qhp
            или катализатор расщепляющий воду на водород и кислород , тоже не дорогой .
            то это гарантированная нобелевская премия или пуля от нефтегазовых концернов. Кто быстрее успеет. wink

            Сначала пуля, премия посмертно.
        3. +10
          28 декабря 2021 09:28
          Электромобиль с прицепленным дизель-генератором видеть не приходилось? Шикарное зрелище))))
      3. -11
        27 декабря 2021 16:44
        " Почему-то сразу вспомнился анекдот про беседу бывших директора и главного инженера АвтоВАЗа: я тебе говорил - место проклятое, а ты руки из... руки из..."

        Этот анекдот ровно про иранскую ядерную програму . Там точно так же ничего не выходит , но все мы знаем откуда там ноги растут.
        Так же и в Тольятти.
    2. +4
      27 декабря 2021 15:29
      "веста" уже с ума сошла...а сколько за электрочайник запросят-думать страшно.
      1. +6
        27 декабря 2021 15:57
        А что вы хотели, ее процент локализации – 3300 баллов из 8800 возможных т.е. 37,5%.)
        1. -1
          27 декабря 2021 16:24
          процент локализации – 3300 баллов из 8800 возможных т.е. 37,5%.)

          Вот, кстати, нормальная тема для ВПК на период низкого оружейного рынка.
    3. +8
      27 декабря 2021 16:34
      Ведра, всякие нужны, ведра, всякие важны, даже противотанковые.

      Вот и начинали бы с вёдер . В прямом смысле. Отдали всю бытовуху китайцам от изоленты до молотков и бумаги для принтера , а замахиваемся сразу делать самолёт . Что сложного в центробежном водяном насосе с асинхронным движком ? Почему-то они теперь повсеместно из Китая , а на личных дачах из Австрии.
      Простая упаковка чипсов ,или кошачьего корма. Полиграфическая машина из Кореи, плёнка и краски из Германии. Нашего только рисунок на сменных полированных валах. Это что , не деньги ? Или они хуже тех, что за Ё-мобиль получат ?
      Вот прижало хвост, так научились углеткань делать для МС-21 . Может хоть теперь удилище не из Китая на Али заказывать будем.
    4. +2
      27 декабря 2021 17:04
      Цитата: Даниил Коноваленко
      Как бы общественность отнеслась к новости о том, что в Тольятти на АвтоВАЗе планируют собирать противотанковые ракеты собственной разработки?

      возможно, инициатива Алмаз-Антея связана с БАЗом
    5. +8
      27 декабря 2021 19:21
      Евгений, не все специалисты выехвли в забугорье,умных голов в стране хватает. Так что,при должном финансировании вам и звездолёт спроектируют,пусть и невозможно его будет построить. А,насчёт "насыщения армии современным оружием и техникой "-самому не смешно?Старые Т72 из резерва вытаскиваем, поскольку Арматы и прочие Бумеранги будут испытываться и доводится до ума ещё не один год, а то и много лет вообще!И,причины тому убитые в хлам отрасли экономики типа станкостроения, приборостроения, электроника и микроэлектроника-все маде ин чайна...
  2. +20
    27 декабря 2021 15:26
    готовится электрический (гибридный) кроссовер очень ладной внешности. Озвученные характеристики впечатляют. Суммарная мощность двух электромоторов достигает 435 л. с., тяговая батарея предусмотрена сразу на 90 кВт∙ч, а в качестве опции установят и электрохимический водородный генератор. Получился у Алмаз-Антея очередной «убийца Теслы», разгоняющийся до 100 км/ч за 3-5 секунды и проезжающий на одной зарядке до 426 км.

    А на хрена? Может сделать два электромотора по 35 кВт, батарею 45 кВт ч и время разгона 11с до сотни, но цену при этом не три миллиона, а 700 тыс. Вот и потянутся люди.
    1. +5
      27 декабря 2021 15:48
      Цитата: Ua3qhp
      но цену при этом не три миллиона, а 700 тыс. Вот и потянутся люди.

      Читал как-то статью про разработку новых моделей автомобилей. Запомнилось как автор утверждал, что проектировать дешевый автомобиль могут только героические конструкторы, сложностей и рисков уйма, а заработок минимален...
      1. +6
        27 декабря 2021 20:30
        проектировать дешевый автомобиль могут только героические конструкторы, сложностей и рисков уйма, а заработок минимален...
        Именно так, дешевую в производстве вещь сделать намного сложнее, чем дорогую.
        А в дорогом сегменте главное имидж. Никто из богатых не будет покупать "безымянный" автомобиль.
        1. +4
          27 декабря 2021 21:25
          Цитата: Ua3qhp
          в дорогом сегменте главное имидж...

          Абсолютно согласен.

          Цитата: Ua3qhp
          Никто из богатых не будет покупать "безымянный" автомобиль.

          Именно, а бренд, узнаваемый бренд, за который готовы платить, и за десять лет практически нереально создать...
    2. +5
      27 декабря 2021 19:17
      Цитата: Ua3qhp
      Вот и потянутся люди.

      Особенности российского бизнеса-лучше продать одно за миллион, чем 10 по 100 тысяч. Быстро хапнуть и отвалить.
      1. +15
        27 декабря 2021 21:35
        Особенности российского бизнеса-лучше продать одно за миллион, чем 10 по 100 тысяч.
        Особенность Российского бизнеса-рассказать, как я продам за миллион, хапнуть под это дело бюджетные деньги, а потом отвалить.
      2. 0
        2 января 2022 00:55
        Цитата: Альф
        Особенности российского бизнеса-лучше продать одно за миллион, чем 10 по 100 тысяч. Быстро хапнуть и отвалить.

        В России по сравнению с КНР труднее найти рабочего готового дешево производить продукцию и не уходить регулярно в запой. В КНР дороже труд конструктора и технолога. Поэтому в России невозможно выпускать массовую продукцию, котораябудет успешно конкурировать с китайской. А сделать единичный оригинальный проект средней сложности в России можно.
        1. +1
          2 января 2022 17:19
          Цитата: gsev
          В России по сравнению с КНР труднее найти рабочего готового дешево производить продукцию и не уходить регулярно в запой

          А вот на Кузнецове, где я имею честь ишачить уже 18 лет, руководство вопрос решило просто-поймали пьяного-за ворота, не взирая на квалификацию и вопли начальника. Десяток-другой так выгнали и о ЧУДО ! Пить перестали.
          Цитата: gsev
          Поэтому в России невозможно выпускать массовую продукцию, котораябудет успешно конкурировать с китайской.

          И кто ж довел экономику до такого состояния ? Кто отменил ввозные пошлины ? Почему недавно средняя ЗП в КНР превысила российскую ?
          А раз невозможно, значит, промышленность надо уничтожить, что уже сделано.
          Знакомые слова "Да кому нужны ваши дерьмовые станки, мы все на Западе купим"...
          1. 0
            3 января 2022 13:05
            Цитата: Альф
            А вот на Кузнецове, где я имею честь ишачить уже 18 лет, руководство вопрос решило просто-поймали пьяного-за ворота, не взирая на квалификацию и вопли начальника.

            Видимо на Вашем предприятии не требуются особо квалифицированные сотрудники. В одном подразделении Аэрофлота подобный вопрос решали оригинальнее. Там приняли решение увольнять начальника в случае если его рабочий напьется. Однако несколько лет перед этим политика стимулирования рабочего персонала заключалась в разрешении пьянствовать на рабочем месте вместо доплаты за высокую квалификаци. На мой взгляд если человек пьет, то он уже потерял высокую квалификацию или по крайней мере остановился или вскоре остановится в своем росте. Такой человек в авиации может соперничать с иранцами и турками, но не с израильтянами и англо-саксами.
            1. 0
              3 января 2022 18:18
              Цитата: gsev
              Видимо на Вашем предприятии не требуются особо квалифицированные сотрудники.

              Как раз очень требуются, особенно на производство лопаток турбин. Именно поэтому я и указал, что после НЕСКОЛЬКИХ показательных увольнений на заводе пьянство как отрезало.
              Цитата: gsev
              Там приняли решение увольнять начальника в случае если его рабочий напьется.

              Помогло ?
    3. -1
      27 декабря 2021 23:03
      Если хочешь заявить о себе, делай сразу крутую тачку. Пусть и дорогую. Посмотрите на остальных, и задумайтесь, заметили бы вы их не выдвинь они крутые коцепт кары или тачки премиум класса? Как бы вы отнеслись к шкоде которая бы выпускала лишь простые дешевые авто? Наверно всяко приятнее покупать бренд который может, и может мощно. Даже если сейчас вам доступна лишь простая модель. Это как покупать простой мерин, но мерин!!
      1. +2
        28 декабря 2021 07:45
        Как бы вы отнеслись к шкоде которая бы выпускала лишь простые дешевые авто?
        Вы относите Шкоду к премиум классу?
        1. +1
          28 декабря 2021 11:31
          Кодьяк уже попал под "налог на роскошь"...свыше 3 млн.
        2. -1
          28 декабря 2021 17:46
          Нет, я на самом деле плохо знаю линейку моделей Шкоды. Лишь для примера привел. Можно и мерседес привести, но у них как раз дешевых нет) Главное посыл, марка тут не критична
          1. +1
            28 декабря 2021 19:35
            Главное посыл, марка тут не критична

            Марка очень критична, например Тойоте, что бы отделаться от имиджа производителя дешевых автомобилей (это давно было wink ) пришлось придумать новую торговую марку Лексус.
      2. 0
        12 января 2022 01:03
        Сделать - меньшая из проблем. Самое главное - продать. Маск смог. Сможет ли Алмаз-Антей... Вы сами знаете ответ
  3. +1
    27 декабря 2021 15:27
    Я бы на месте тех кто дает деньги не лез бы в эту нишу. Есть куча готовых узлов, которые РФ закупает и ставит на автобусы, тролейбусы, трамваи , электрички и скоростные поезда. Типа портальных мостов на эл автобусы и остальные компоненты для этого. Сейчас это призводит БОШ-Сименс и иже с ними......а Техника вовсю закупается Москвой и Казанью и цены там не хилые.
    1. -2
      27 декабря 2021 16:51
      " Я бы на месте тех кто дает деньги не лез бы в эту нишу."

      Президент TSMC как то прокомментировал планы США вернуть производство полупроводников домой , и выделенные для этого 150млрд$. Он сказал же эти 150 млрд $ это только десятая часть от необходимых денег для восстановления полупроводниковой отрасли в США. )))
      1. 0
        27 декабря 2021 17:00
        Там кроме них еще Эпл и Самсунг и еще кто то....
  4. -4
    27 декабря 2021 15:30
    Главное,чтобы это не осталось на уровне прожэктов.Если концерн будет работать и нарабатывать компетенцию и думать о производстве,то и результат в итоге даст
    1. +1
      27 декабря 2021 15:51
      Илон Макс тоже не тойоту возглавил . однако Тесла самая большая по капитализации компания (что абзац странно ибо выпускает в разы меньше чем тойота а в стоит больше все крупные автомобильные производители вместе взятые)
      1. -4
        27 декабря 2021 16:21
        ну про Маска пусть американцы думают,а про наш проект-нужно чтобы дело делалось на результат
      2. -1
        31 декабря 2021 08:03
        Просто биржа учитывает с какой скоростью растёт Тесла
    2. 0
      27 декабря 2021 16:53
      " Главное,чтобы это не осталось на уровне прожэктов.Если концерн будет работать и нарабатывать компетенцию и думать о производстве,то и результат в итоге даст"

      Дорогу осилит идущий....
      Надо что-то делать ,тогда и компетенции появятся . Хотя бы для начала копировать всё , как копировал СССР и Китай .
      1. -6
        27 декабря 2021 18:31
        Цитата: lucul
        Дорогу осилит идущий....

        Вспомнился идущий вперед Прохоров и его Ё-мобиль...
        Как бы наш ВПК не наступил на те же грабли, лучше бы специализировался на чисто военной тематике.
        К слову, есть огромная проблема - изготовление и утилизация химических источников тока, и пока электромобили выпускают в ограниченном количестве, проблема решаема. А вот когда начнется выпуск десятка миллионов в год, взвоют не только зеленые но и энергетики. Не хотелось бы чтобы и мы поняли потом, что слишком быстро отказались от ДВС и погнались за журавлем в небе.
      2. -4
        27 декабря 2021 22:17
        не совсем так..нужно именно нарабатывать свою базу,благо есть гос.заказ
  5. KCA
    +3
    27 декабря 2021 15:30
    У Ростеха, вроде, осталось немножечко акций АвтоВАЗа? Так почему не собирать железо на ВАЗе, а электронную и электрическую начинку на Алмаз-Антей?
    1. +1
      27 декабря 2021 19:22
      Цитата: KCA
      У Ростеха, вроде, осталось немножечко акций АвтоВАЗа?

      Вот именно, что немножечко.

      Право решать не у РТ.
  6. +3
    27 декабря 2021 15:40
    Именно поэтому Владимир Путин ещё несколько лет назад предупредил структуры ВПК о необходимости перехода на гражданские рельсы.
    . Опять и снова ... впрочем, после сокращения возможностей по реализации продукции за бугор, иного ожидать было б наивно.
  7. +6
    27 декабря 2021 15:47
    Читал как-то интервью одного из руководителей нашей оборонки, где он сказал - мы готовы производить гражданскую продукцию, если нам гарантируют долю рынка!
    Проще говоря, работать в рыночных условиях они не только не умеют, но и не желают. Пусть уж лучше свои ракеты делают...
    1. +5
      27 декабря 2021 16:56
      К примеру, зачем делать ССЖ или МС21 , если государство не гарантирует долю рынка? На котором монопольно Боинг и Айрбас и на которые беспошлинный ввоз...? И разные офшорные схемы.....и куча бу машин.
    2. +1
      27 декабря 2021 18:24
      Цитата: Sahalinets
      работать в рыночных условиях они не только не умеют, но и не желают.

      В современных условиях ни одна технология не может быть развита в принципе без поддержки государства. Слишком долгосрочные и неопределенные перспективы. Только в Советском Союзе, а потом и в России из-за сплошной секретности военные технологии замкнуты сами на себя, а не являются как во всем мире двигателями экономик и конкурентоспособных технологий.
      И если Алмаз-Антей сейчас обладает свободными ресурсами, то для этой компании риск все равно не маленький, да и политическая воля не помешает что бы выпустить на гражданку некоторые технологии разработанные за деньги МО РФ. В любом случае необходимы гарантий рынка, хотя бы на уровне служебных авто чиновников, что будет соответствовать минимальной партии окупаемости НИОКР, типа войсковых испытаний предсерийного производства.
    3. +3
      27 декабря 2021 19:29
      Цитата: Sahalinets
      Проще говоря, работать в рыночных условиях они не только не умеют, но и не желают.

      А Вы поинтересуйтесь, какова поддержка с/х производителей в Европе и в России, причем европейцы кричат, что Россия не должна поддерживать своих кормильцев.
      1. -1
        29 декабря 2021 07:07
        Вы лично купите непонятно что, лишь бы отечественное или предпочтете иностранное качество?
        1. +2
          31 декабря 2021 17:04
          Цитата: Sahalinets
          Вы лично купите непонятно что, лишь бы отечественное или предпочтете иностранное качество?

          Я с большим удовольствием куплю колбасу фермера из-под Самары, чем то, что имеет срок годности в 6 месяцев и не портится после лежания на Солнце.
  8. -7
    27 декабря 2021 15:49
    Вот поэтому надо брать Киев и восстанавливать на югах производство гражданских вещей, на Украине теплее и легче жить инженерам, чем 7 мес зима.
    1. 0
      27 декабря 2021 16:28
      эм...т.е. потратить 10 трлн рублей ради того чтобы "инженерам было теплей" ?
  9. +6
    27 декабря 2021 15:53
    Прошлая диверсификация, насколько мне помниться, закончилась очень печально, но тогда еще был большой запас прочности интеллектуальной и материальной, огромный задел технологий и проектов. Теперь это скорее всего закончится полным уничтожением, на радость "нашим партнерам", наконец то "славянский вопрос" приблизится к своему окончательному решению, что не удалось в 1812 и 1941-м. Причем полностью в соответствии с их планом, своими руками и за наш же счет.
    1. +2
      28 декабря 2021 11:32
      Не нужно производителя ракет заставлять делать кастрюли......
  10. +4
    27 декабря 2021 15:54
    Сама логика перехода половины производственных отраслей ВПК на гражданские рельсы уже к 2030 году сильно переоценена. Производители военной продукции столкнутся со значительными трудностями в ходе диверсификации. И это мягко сказано. В Советском Союзе, откуда и ведут свою историю большинство предприятий военного комплекса, оборонные заводы строили без оглядки на гражданский сектор.

    Можно сразу сказать - будет не выполнена, причем существенно! Дискуссии с предприятиями ВПК строятся примерно так "если государство с нас хочет гражданскую продукцию, пусть даст денег на НИОКР, на постановку на производство и... пусть найдет нам покупателя", это самая большая проблема, они думают в логике ВПК! При этом денег у них сейчас достаточно, чтоб вложиться в развитие гражданской продукции.
    Основная проблема ментальная, они просто не умеют и не хотят уметь, создавать и продавать гражданскую продукцию! Им и так хорошо, а с учетом нехватки грамотных кадров "кто их снимет, они же памятник".)))
  11. kig
    +2
    27 декабря 2021 15:58
    Будущее для отечественного ВПК не самое радостное

    Значит, после всех усилий по развитию ВПК ему все равно грозит крах, на этот раз по причине ненужности? Значит, нужна небольшая войнушка, желательно победоносная. По ее результатам неминуемо выяснится, что где-то что-то не так сделали, не туда смотрели, не то развивали. И заказы опять повалят валом. И все будут довольны. Может быть.
    1. 0
      27 декабря 2021 16:41
      Цитата: kig
      Значит, нужна небольшая войнушка, желательно победоносная.

      Войнушки или идут уже, или к ним готовятся . Что то , что другое - корм для ВПК и информация к размышлению для политиков РФ. Так уж нам нужен мир во всем мире? hi
  12. +4
    27 декабря 2021 16:09
    Помнится Прохоров Ё-мобиль уже делал, наверное у Жириновского сохранился. Посерьезнее надо относиться к делу.
  13. +8
    27 декабря 2021 16:15
    Я живу в городе где пять градообразующих оборонных предприятий, там работают примерно 20 тысяч человек, которые кормят свои семьи, руководители этих предприятий практически все "варяги" с Центра, озадаченных выжать максимум прибыли здесь и сейчас, каких либо перспектив перейти у этих предприятий частично на гражданские рельсы к 2025 году шансов ноль, после окончания работы над ГОЗом людей скорее всего уволят, а предприятия вероятнее всего обанкротят и распродадут по частям за долги, как то так, капитализм с неприкрытым лицом так сказать
  14. +2
    27 декабря 2021 16:54
    Цитата: ROSS 42
    .Опять какую-то хрень мутят.

    Да пусть делают все что угодно-ТОЛЬКО ЗА ДЕНЬГАМИ В БЮДЖЕТ НЕ ЛЕЗТЕ! Ищите инвесторов пусть своими деньгами рискуют.Но по моему это новый распил бюджета.Где у нас "Маруся",Е-мобиль.?Сколько уже продано "Аурусов"?Ну хоть президент свой автомобиль получил.Но 12 млрд.довольно дорого!
    1. 0
      27 декабря 2021 19:33
      Цитата: фа2998
      Но 12 млрд.довольно дорого!

      Откуда 12 миллиардов-то ? Бронированный Аурус сейчас официально продается за 107 миллионов, хотя, конечно, тоже не сто рублей.
      1. 0
        27 декабря 2021 20:56
        Это стоимость разработки Ауруса.Выпускается единицами и цены поэтому бешенные
        1. +2
          27 декабря 2021 20:58
          Цитата: фа2998
          Это стоимость разработки Ауруса.Выпускается единицами и цены поэтому бешенные

          Просто Вы написали сколько продано и привели сумму в 12 ярдов, я и подумал, что "что-то тут не то"... laughing hi
  15. +7
    27 декабря 2021 17:31
    В нашем климате Е-мобили это крайне спорное решение , а уж использование топливных элементов на водороде это однозначный призрак неудачи. Если очень хочется соответствовать экологическим трендам пусть разрабатывают двигатель на метане .
    Лучше бы "Алмаз-Антей" занялся рынком гражданских БПЛА-коптеров , возможно в легковой нише интересным направлением был бы выпуск погрузчиков-малой колесной техники т.к эти изделия куда меньше требований предъявляют дизайну ,скажем так.. возможно изготовление какой то строительной техники также было бы вполне неплохим решением. Но не легковые авто - этот рынок сейчас ОЧЕНЬ конкурентный .
  16. +1
    27 декабря 2021 17:59
    dauria (Алексей), уважаемый, "Звёздочка" и СМП делают часть морской ледостойкой платформы для месторождения "Каменномысское-море", ещё на "Звёздочке" есть специализированное винтообробатывающее производство и цех по огранку алмазов, а по ремонту АПЛ пр. 971 "Щука-Б" сроки - закачаешься...
    Жители острова Бревенник (население 5 000 человек) в Архангельске записывают в декабре 2021 года видеообращение к Президенту РФ - нет переправы через Маймаксанское русло Северной Двины понтоны текут - никто не ремонтирует, так как владелец понтонов - частник... Что и по какой цене предприятие ОПК РФ будет продавать из ТНП - будем наблюдать...
    На "Звёздочке" с 1967 года кузова для рыбаков, ягодников, грибников и сегодня малыми партиями делают: https://smartik.ru/severodvinsk/post/120250428 А на СМП,увы-увы, не делают знаменитых фляжек "Просянкин на охоте". Вещь во флоте почти легендарная: https://proza.ru/2021/09/05/945
  17. +2
    27 декабря 2021 18:32
    ребята а как же вам такой пример из мировой практики - Mitsubishi Group. Японский конгломерат. Крупнейшие компании, входящие в его состав — Mitsubishi Corporation, Mitsubishi UFJ Financial Group, Mitsubishi Heavy Industries (в которую, в свою очередь, входят автомобилестроительный гигант Mitsubishi Motors, химический концерн Mitsubishi Chemical[ja], корпорация Nikon и другие индустриальные активы). Мысль такая - почему мы не можем использовать научную базу включающую в себя ученых, конструкторов, инженеров наряду с их инструментами супер ЭВМ и прочее. Так как это сделали японцы. Смотрите Mitsubishi конструирует истребитель5 поколения X-2 Shinshin. Mitsubishi делает космические ракеты (японская ракета-носитель среднего класса, семейства H-II. Создана по заказу Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) компанией Mitsubishi Heavy Industries.) Mitsubishi делают прекрасные гражданские и военные автомобили легковые и грузовые мирового уровня. Численность населения в Японии почти как у нас. Территории намного меньше на порядки меньше. Почему в России не создавать нечто подобное объединяя научный и производственный потенциал ВПК, науки, гражданского производства. финансовые компании в объединения, конгломераты, центры. И делать как военную продукцию мирового уровня так и гражданскую. Что мешает? Ответьте
    1. +2
      27 декабря 2021 20:27
      Предприятие ВПК по своей структуре не может рентабельно выпускать гражданскую продукцию. Не рентабельно. Слишком много получается "лишних" людей, которые задействованы на военном производстве и не нужны на гражданском. А эти "лишние" люди тянут рентабельность вниз. Да крупные зарубежные концерны выпускают и военную и гражданскую продукцию, но это разные предприятия, у которых только хозяин один.
    2. +1
      28 декабря 2021 11:34
      Или Хундай.....в Ю.Корее
    3. 0
      29 декабря 2021 10:24
      Автомобильное подразделение далеко не самое прибыльное в дзайбацу митсубиси. Неожиданно так.))
  18. +2
    27 декабря 2021 19:07
    Вот действительно разумны ли эти люди собирающиеся выпускать авто с 435 лс и 3 секунды разгона, те у кого есть на это деньги скорее возьмут ту же тесла или электропорше, сделайте народный автомобиль с народной ценой, пусть будет мощность 100-110 лс, разгон 8-10 секунд, но ценник 700-800К, ну и конечно со всеми полагающимеся для электричек фаршем, глядишь и люди начнут покупать.
  19. 0
    27 декабря 2021 20:43
    Второго удара ВПК не переживёт. Предприятия ВПК не способны выпускать конкурентную гражданскую продукцию.
    1. +2
      28 декабря 2021 11:34
      Если делать правильную продукцию, то могут.....
  20. +3
    27 декабря 2021 20:43
    Очередное "Ё"?
  21. Комментарий был удален.
  22. 0
    28 декабря 2021 08:31
    Цитата: народник
    Второго удара ВПК не переживёт. Предприятия ВПК не способны выпускать конкурентную гражданскую продукцию.

    Да ладно...
    Во времена СССР на Туполевской фирме параллельно проектировали и строили например Ту-160 и Ту-204.
    На НПО "Энергия" помимо ракет делали скороварки и кухонные комбайны, один раз вообще строили яхту по космическим технологиям )))
    1. 0
      28 декабря 2021 11:38
      Производство оружия для экономики - работа на склад...Если нет войны. Инженерам и конструкторам нужно чем то заниматься, что то проектировать....ДВС, ТРД, ТВД.......многие узлы по техническому уровню находятся на грни гражданских и военных технологий. А в некторых сегментах, не известно что круче - условный ПД-14 (и сам МС21) или условный ПАК ДА и НК32....а масштабы производства несопоставимы, а это все люди ВУЗы, студенты, налоги...
  23. -1
    28 декабря 2021 14:11
    Почитал комменты.
    Форумчане, откуда у вас столько негатива и неверия в свою страну?
    Или тут скакуасы одни? Или память отшибло?
    Подскажите откуда взялся МС 21??? Кто его выпускает?
    Откуда взялся двигатель ПД 14? Кто его выпускает?
    Новый арктический вертолет когда увидел, то первая мысль была - выглядит ничуть не хуже иномарки.
    Калашников недавно стал выпускать катера, лодки и мотоциклы. Да, там много импортных комплектующих. вы точно знаете что не будет локализации?
    УВЗ выпускает вагоны отличного качества? Да.
    В Миассе всегда выпускали только вездеходы. Седельный тягач Урал все видели?
    И это малая часть того, что появилось "вчера" и его можно купить!
    Кроме того, есть предприятия ВПК, которым переход на гражданскую продукцию не нужен в принципе.
    Например тот же Ульяновский авиазавод. Он заказами на 76-й завален по крышу, а потом нужно будет замену Руслану выпускать.
    Пример Мицубиси можно также применить к Калашникову. Есть и гражданская продукция и военная.
    А одно из моих ружей МР 155 очень даже ничего. И на утку/гуся мне другого не надо.
    По переходу предприятий на гражданские рельсы.
    Да предыдущий опыт был не удачен. Но и ситуация в стране была не такой.
    Сейчас ассортимент необходимых для страны товаров, просто огромен. Многие из которых просты в изготовлении. А значит многие предприятия с этим справится. Конечно не нужно заставлять выпускать одни кастрюли, нужно переделать/модифицировать военную продукцию в гражданскую. Или начать выпускать то, чего вообще нет РФ из сложного. Какие нибудь медицинские комплексы, электронику и тп.
    Рекламные ролики о Су 75 говорят, что наш ВПК научился рекламировать продукцию на достойном уровне. Значит продукцию производить и рекламировать можем. Нужно только определиться с выбором.
    Алмаз Антей заявил о своем выборе. Выбор своеобразный конечно. Но может мы чего то не знаем?
    У данной компании есть свой автомобильный завод. Есть свои технологии и какие то свои разработки. Может быть такое, что все это в купе и натолкнуло на мысль о производстве своего авто? Тем более у нас
    1. 0
      28 декабря 2021 14:16
      окромя уазика своего авто нету. ВАЗ по факту продан.
      Думаю присутствует вариант покупки лицензии у какого то автопроизводителя с тем чтобы получить готовый кузов и еще что то, а потом будет его переделка. или совместное производство с кем то. вариантов масса.
      Так что верим в свою страну.
      Ну и сами что то делаем для ее процветания и своего!)))
      1. +2
        29 декабря 2021 10:21
        Уаз кстати тоже проходит процедуру предпродажной подготовки, избавляясь от всего кроме сборочного конвеера. Так что и уаз скоро станет подразделением какой нибудь хино или из китая кого
        1. 0
          29 декабря 2021 12:49
          думаю вряд ли. Проще новый завод построить, чем переделывать уаз)
    2. -3
      31 декабря 2021 18:53
      Какое изделие у Вас есть дома сделанное в России из Российских комплектующих?
      1. +2
        31 декабря 2021 20:53
        вся мебель, 3 морозилки, три ствола оружия, Нива, Газель, Лада.
        и все такое же есть импортное кроме оружия. И что?
  24. +2
    28 декабря 2021 16:01
    Цитата: Zaurbek
    Производство оружия для экономики - работа на склад...Если нет войны. Инженерам и конструкторам нужно чем то заниматься, что то проектировать....ДВС, ТРД, ТВД.......многие узлы по техническому уровню находятся на грни гражданских и военных технологий. А в некторых сегментах, не известно что круче - условный ПД-14 (и сам МС21) или условный ПАК ДА и НК32....а масштабы производства несопоставимы, а это все люди ВУЗы, студенты, налоги...

    Война двигатель прогресса (с)
    Не всё оружие работа на склад. Многие военные технологии востребованы на гражданке. Беда СССР была в том, что многие военные технологии были засекречены и были не доступны для гражданки. Главное теперь, что бы "эффективные менеджеры" не загубили в очередной раз экономику страны при переходе ВПК на гражданские рельсы
  25. 0
    29 декабря 2021 10:19
    Выпускал тут один, завалил электромобилями всю страну, второй всех школьников гаджетами, третий водкой и бабами, Над качеством сборки АУРУСА ржут все кто на 600м в 90х ездил.Ну ну, а аккамуляторы делать научились, а где и главное-как их утилизировать??? С нашей безолаберностью это смерть природе и очень быстро. Т.к технологии кроме как закопать в землю акб литиевый да и разобрать его без пожара просто физически нет, вообще, никакой. Ютуб, стас астафьев Спасет ли нас нефть посмотрите там все понятно про электромобили в маштабе планеты и экологов опусано причем весьма простым и доходчивым способом.
    1. -2
      30 декабря 2021 06:43
      с вашей да! у нас все нормальнО!
  26. -2
    30 декабря 2021 06:17
    Откуда у оборонного предприятия, никогда не выпускавшего легковую колесную технику, компетенции в автомобилестроении?-------автору можно ответ! а что в автомобиле строение сильно далеко ушли с прошлого века? как были гужевые повозки так и остались! ракетные двигатели запрещены.. личные машины для полета так же! так куда там ушел автопром с прошлого века.. НИКУДА! как стоял на месте так и СТОИТ .. дизайн да ЛАПША ПО УШАМ!
  27. 0
    1 января 2022 14:51

    В светлое будущее диверсификации за рулём E-Neva. Руль, правда, от чешской Skoda. Изображение: пресс-служба концерна "Алмаз-Антей"

    На другом сайте один из камрадов в коменте заметил, что скорость 50, а сама АКП находится в положении паркинг. Я не автомобилист, поправьте если ошибаюсь, но я так понимаю в реальности такого быть не может. Одно исключает другое.
    Вывод. Тут не только руль от Шкоды, но и все изображение "светлого будущего" от фотошопа или чего-то подобного.
  28. +1
    3 января 2022 00:47
    Понятие «окупаемости» производства в принципе неуместно, а это ключевой параметр гражданского рынка. Как и где упоминаемый выше Алмаз-Антей собирается наладить выпуск 25 тыс

    Интересное утверждение про окупаемость... Оборонный заказ делают производится все же в рамках определенной суммы на единицу продукции. Если вспомнить про ВОВ, то за годы ВОВ было внедрено множество изобретений и рац.предложений, вследствие чего стоимость многих единиц военной продукции была сокращена в разы. В итоге все это было применено в народном хозяйстве и на благо народа.
  29. +1
    4 января 2022 10:28
    Какая смешная юмореска)))))
  30. 0
    18 января 2022 00:12
    Цитата: ROSS 42
    понадобилась серная мазь (простая)

    Не работает. Испачкаете белье, две недели мазать.
    А если замешана на вазелиновом масле (гораздо дешевле)
    то вообще не сработает.
    Из-за лазеек в ТУ, сейчас отечественные мази мешают на вазелиновом
    масле, которое не пропускает лекарство, вот совсем.
    Используйте двухкомпонентный препарат - при смешивании серебристая жидкость
    получается. Достаточно (одной таблэтки) разового применения.
    Всех прошу извинить за оффтоп.
  31. 0
    18 января 2022 08:06
    построить еще один цех сборки, ума много не надо, да набрать слесарей сборщиков. Проблема в другом, у нас нечего там собирать, а вот почему, это уже другая причина, проблема которой все там же, где и указ выпускать на военных заводах гражданскую продукцию...Одна рука дает указание, а вторая все делает, что бы российский автопром загнулся.....