Изобретение якоря

22
Изобретение якоря
Адмиралтейский якорь с деревянным штоком, фото: wikimedia.org

Человеческая цивилизация прошла долгий путь в своём развитии, и на протяжении всего этого пути людей тянуло к воде. Сначала первобытные люди выходили в реки и озёра на примитивных выдолбленных из ствола дерева лодках или на тростниковых плотах. Со временем они отправились покорять моря и океаны. Уже в этих первых попытках зарождающегося мореплавания стало очевидно, что необходимо устройство, которое позволяло бы удерживать судно на середине быстрой реки или вдали от морского берега.

Первые якоря были каменными


Учёные считают, что первое судоходство появилось шесть тысяч лет назад или ещё раньше. Примерно тогда же, очевидно, появился и первый якорь, который представлял собой самый обыкновенный камень. Камень привязывался к верёвке, которая могла быть сплетена из лиан или из сухожилий убитых диких животных. На протяжении сотен лет такое примитивное устройство оставалось единственным из доступных для первых мореплавателей.



Помимо камней первобытные люди могли использовать мешки из кожи или плетёные корзины, которые также набивались различными камнями, сами мешки также могли привязываться к различным растительным тросам. У таких примитивных якорных устройств была масса недостатков. Они могли выскальзывать из петли троса, а корзины, которые набивались для утяжеления камнями, нередко рвались.

Несмотря на это, благодаря максимально простой конструкции, такие якоря активно применялись по всему миру. Каменные якоря среди прочего использовали в Древнем Египте, о чём в своих трудах упоминал древнегреческий историк Геродот. Он указывал, что во время плавания по Нилу египтяне использовали якорные камни для уменьшения скорости судна, бросая их с кормы.


Каменный якорь, обнаруженный в Израиле, его возраст оценивается в 3400 лет, фото: imj.org.il

Со временем якорь совершенствовался. Первоначально в его конструкцию добавился выдолбленный ободок, который упрощал крепление троса. Затем уже в самом камне появилось отверстие, в которое и продевался трос. Уже в начале III тысячелетия до н. э. появились каменные якоря, в которых отверстия были пробиты и в нижней части. Учёные предполагают, что эти отверстия могли использоваться для деревянных вставок, которые зарывались в грунт, удерживая корабль на месте. То есть уже в те годы якоря могли приобрести элемент конструкции, которую позднее назовут рогом.

Каменные якоря активно использовали все мореходы древности – граждане Финикии, Вавилона, Карфагена, Рима и Греции. В знаменитом произведении Гомера «Одиссея» указывается, что якорь на корабле «Арго» также был выполнен из камня. Максимально простой якорь до сих пор можно встретить на маленьких рыбацких лодках и катерах, особенно в тех районах, где присутствует каменистое или плоское дно и якорь с лапами просто не нужен.

Деревянные якоря


Считается, что уже в III тысячелетия до н. э в регионе Юго-Восточной Азии мог быть изобретён якорь, по своему внешнему виду близкий к современным – это был двурогий якорь со штоком и перекладиной. Его изобретателями могли быть предки китайцев или малайцев. В средиземноморье якоря такой конструкции появились гораздо позднее, считается, что они оказались здесь в районе VIII века до н. э.

Такие якоря долгие годы изготавливались из твёрдых, тонущих в воде пород дерева. Деревянные якоря также оказались максимально живучими. Простота конструкции и доступность древесины способствовали их распространению по миру. Такие якоря по-прежнему сохраняются на небольших китайских и малайских джонках, которые можно встретить, к примеру, у побережья Сингапура или Гонконга.


Деревянный древнеримский якорь, найденный в Италии в начале 1930-х годов, фото: museumanapa.ru

Если первоначально шток на деревянном якоре делали также из тяжёлого дерева или камня, то начиная примерно с IV века до н. э. его начали отливать из свинца. Тяжёлый и массивный шток помогал якорю плотнее прижаться к морскому дну и позволял рогу глубже проникнуть в грунт. В якорях современной конструкции роль прижимающей силы во многом берёт на себя массивная стальная цепь.

Конструкция уже первых двурогих деревянных якорей оказалась настолько эффективной и одновременно простой, что применяется до сих пор в конструкции якорей, получивших название адмиралтейских. Якорь такой конструкции, оказавшись на дне, опирался на основания рогов и на один из концов штока. Подобное положение якоря являлось неустойчивым, и как только на канате возникала тяга, якорь самостоятельно переворачивался на конец одного из рогов, начиная заглубляться в грунт.

Появление железного якоря


Исследователи считают, что якоря в том виде, в котором мы их себе представляем, начали появляться в V веке до н. э. При этом относительно имени и национальности изобретателя до сих пор ведутся споры. К примеру, древнегреческий писатель Павсаний (II век н. э.) утверждал, что первый двурогий железный якорь был изготовлен по заказу фригийского царя Мидаса (VII век до н. э.).

Римский писатель Плиний Младший (62-114 года) утверждал, что конструктором железного корабельного якоря был грек, которого звали Евлампий. Одновременно с этим изобретение железного якоря, рога которого имели на своих концах лапы, Плиний приписывал древним жителям Этрурии.


Русские названия частей якоря (в данном случае — адмиралтейского), изображение: wikimedia.org

Ещё одно свидетельство, дошедшее до наших дней, оставил древнегреческий историк и географ Страбон (64 год до н. э.). По его утверждениям, первым изобретателем железного якоря со штоком являлся греческий учёный Анахарисис, имевший скифское происхождение и ещё в VII веке до н. э. перебравшийся в Грецию. Так или иначе, во многих источниках сегодня можно встретить информацию о том, что именно древние греки подарили нам якоря той формы и вида, к которым мы привыкли.

В некотором роде это связано и с происхождением слова. Древние греки называли якорь словом «ankura». Корень этого слова «анк» означает в переводе на русский язык «крюк» или «кривой». Таким образом, «анкура» на русский можно было перевести, как имеющий кривизну или изогнутость. Позднее древнегреческое слово «ankura» перекочевало в другие языки Европы, сохранив общий корень «анк». К примеру, в немецком, датском и норвежском языках слово якорь звучит и пишется как «anker».

При этом не стоит забывать о том, что железный якорь в древнем мире был штучным и очень дорогим товаром. Железный якорь станет обычным изделием для кузнецов наряду с мечом, топором и плугом много позже. Считается, что сколь-либо существенное распространение железные якоря начинают получать только во II веке до н. э., а по-настоящему массовым изобретением они станут только в Средневековье.

Распространению железного якоря долгое время мешала его очень большая стоимость. Вплоть до II века до н. э. железо стоило очень дорого и ценилось наравне с серебром, его стоимость могла быть в 120 раз дороже стоимости меди. Поэтому выковать себе железный якорь могли позволить только богатые судовладельцы. Неслучайно якорь тогда же обрёл сакральное значение.


Древнеримский деревянный якорь со свинцовым штоком, фото: wikimedia.org

В Древней Греции якоря, изготовленные мастерами, сначала несли в храм Зевса, где этому изобретению возводились должные почести. Для большей веры в надёжность якоря в античном мире часто его конструкцию украшали символами древних богов, например Посейдона. Моряки античного мира на своей шкуре убедились в полезности данного приспособления. Оно нередко спасало им жизнь, не давая кораблю разбиться о скалы, поэтому моряки считали само изображение якоря символом надежды.

В древнеримском искусстве якорь стал одним из символов возвращения на родину после долгих плаваний и скитаний по миру. По одной из версий, в эпоху распространения в мире христианства у многих народов, которые жили на берегах Средиземного и ближайших к нему морей, якорь был символом надежды, спасения и непоколебимости. При этом верхняя часть якоря со штоком могла напоминать первым христианам изображение креста.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 декабря 2021 06:36
    Рекомендую, если кому интересно: Скрягин, "Книга о якорях". В тырнете есть.
    1. 0
      27 декабря 2021 14:00
      -якорь - я_кор/корень
      -анкер- ан/анти кор/корень
      Т.е.и то и другое слова руские
      и означают корень, это и так ясно потому что корабль при остановке и выбрасывании якоря именно укореняется.
      -корабль- короб
      Все по руски
    2. +2
      27 декабря 2021 17:20
      Совершенно правы.
      Лучше Льва Скрягина написать трудно.
      История, типы якорей и их технические особенности, технология изготовления, особенности оснастки кораблей, вплоть до описания применения. При информативной наполненности читается легко и увлекательно. Все это заинтересованный читатель найдет у Скрягина.
      Маленький пример:
      "В России со времен Петра каждый линейный корабль снабжался пятью якорями. Самый большой и тяжелый, обычно правый становой, именовали плехтом. Второй по величине, левый становой — дагликсом, третий — бухтом. Он хранился закрепленным по-походному под вторым крамболом за дагликсом, на левой скуле корабля. Четвертый якорь носил название шварта. Это был запасной якорь, и хранили его в трюме за грот-мачтой. Веретено этого якоря принайтавливали к бимсу, а лапы зарывали в каменный балласт. Шток шварта, чтобы он не мешал погрузке в трюм, клали на днищевой настил плашмя. Пятый по весу якорь назывался тоем; его крепили по-походному, как и бухт, но на правой скуле корабля позади плехта. Кроме этих пяти якорей, на русских парусных кораблях могло быть несколько верпов, самый тяжелый из которых назывался стоп-анкером."
  2. +16
    27 декабря 2021 07:51
    Неслучайно якорь тогда же обрёл сакральное значение.

    Верно, мне старые моряки рассказывали, что если якорь всплыл, то это плохая примета.

    К слову, на верхнем фото, по последним исследованиям, не древний якорь, а древний номерок из гардероба. Такой не потеряется, его рассеянный посетитель домой не унесёт. Видите, как гардеробщица довольна?
    1. 0
      14 января 2022 14:08
      Как Вам такая информация?))).
      ,,, ...Во время второй мировой войны советские специалисты разработали конструкцию, показанную на рис. 165. Конструкция якоря железобетонная пустотелая. В веретене сделаны два завинчивающихся отверстия. Когда они закрыты, якорь может плавать. После того как шлюпка отбуксировала его на место закладки, пробки вывинчивают. Заполненный водой якорь погружается на грунт лапой вниз. Шток не дает ему опрокинуться на бок.

      По окончании операции водолаз подсоединяет к нижнему отверстию шланг воздушного компрессора. Затем изменением направления тяги рог якоря выламывают из грунта и начинают нагнетать воздух. Якорь всплывает, шланг отсоединяют и оба отверстия завинчивают пробками. Якорь снова готов к буксировке."

      Книга о якорях, Скрягин
      1. +2
        14 января 2022 17:58
        Цитата: Corsair71 (Анатолий)
        Как Вам такая информация?))).
        ,,, ...Во время второй мировой войны советские специалисты разработали конструкцию, показанную на рис. 165. Конструкция якоря железобетонная пустотелая. В веретене сделаны два завинчивающихся отверстия. Когда они закрыты, якорь может плавать. После того как шлюпка отбуксировала его на место закладки, пробки вывинчивают. Заполненный водой якорь погружается на грунт лапой вниз. Шток не дает ему опрокинуться на бок.

        По окончании операции водолаз подсоединяет к нижнему отверстию шланг воздушного компрессора. Затем изменением направления тяги рог якоря выламывают из грунта и начинают нагнетать воздух. Якорь всплывает, шланг отсоединяют и оба отверстия завинчивают пробками. Якорь снова готов к буксировке."

        Книга о якорях, Скрягин

        Именно об этом якоре мне и рассказывали старые моряки.
        Когда он всплыл, то перевернул ту самую шлюпку, а перехлестнувшиеся воздушные шланги чуть не утопили трёх находящихся в ней матросов.
        Именно после этого случая, всплывающий якорь стали считать плохой приметой. hi
        1. +1
          14 января 2022 21:28
          Теперь понятно. Я думал байка о деревянном . ))
  3. +9
    27 декабря 2021 07:59
    статья , фактически, об одном типе якоря-двурогом

    А ведь изобретено было их-великое множество : безштоковые многороговые, якорь-гриб, якорь с поплавком, якорь-раструб,якорь-плуг и пр и пр
  4. +8
    27 декабря 2021 09:19
    Судно (или корабль) удерживает на месте не только якорь, как таковой. Держит система "якорь - цепь". Чем больше вытравленно в воду якорной цепи, тем выше демпфирующие свойство этой системы. Даже на хорошем грунте у якоря с хорошими держащими свойствами, но с недостаточно вытравленной якорной цепью, может появиться "ползучесть" при ухудшении погодных условий. Вообще, полная держащая сила системы "якорь - цепь" рассчитывается по хитрой формуле с различными коэффициентами, полученными путем натурных испытаний. Обычная глубина якорной постановки, это 15 - 25 метров, а длину вытравленной в воду якорной цепи при этом считают в смычках. В метрах ее считают речники и военные. На судне практически всегда есть один запасной якорь, на случай потери основного. Обрывы якорей на морских судах происходят довольно часто.
    1. +2
      27 декабря 2021 13:38
      Раньше, когда в правилах РС в зависимости от характеристики снабжения было требование иметь на борту запасной якорь, скобу и якорную смячку, то их возили. Потом требования начали смягчать, а сейчас вообще нет обязательного запаса, имеется ввиду как якорное устройство, так и ЗиП на ГД и ВДГ, а только рекомендуемое уже на многих судах не возят запасные якоря.
      1. +6
        27 декабря 2021 14:26
        . требования начали смягчать, а сейчас вообще нет обязательного запаса

        Возможно, вы правы. У меня сейчас нет под рукой правил Регистра последней редакции, нет могу проверить...Но на тех судах, где мне приходилось работать, запасной становой якорь был. Как и запасная лопасть гребного винта...Знаю одну хохму, когда рукастые боцман и плотник, по заданию старпома, сделали из аварийного леса запасной якорь, взамен потерянного в районе о. Итуруп во время тайфуна. Ну, сделали... покрасили, повесили на штатное место в якорную нишу. Это должен был быть запасной якорь, но как раз его уже потеряли раньше, а доложить побоялись...В общем, поставили "на штатное место" и экипаж благополучно сменился, приехали новые люди, которые не в курсе были. Все было нормально, пока не возникла необходимость становится на якорь. Это был небольшой рыболовный траулер, ловили на Курилах и частенько пережидали плохую погоду, отстаиваясь на якоре в бухтах. И вот команда с мостика: "Отдать правый якорь!"...якорь, как ему положено, с грохотом полетел в воду...доклад боцмана с бака: "Якорь вышел! Якорь всплыл...". Капитана чуть "кандрат" не хватил....
        1. +4
          27 декабря 2021 14:57
          Я сам прифигел, когда в этом году узнал, что запас теперь не требуемый, а рекомендуемый. Причём эту инфу мне знакомый инспектор дал, когда я попросил его напомнить в каком томе правил говориться о ЗиПе.
          Ну а эту хохму на флоте наверное каждый первый слышал. Но мы то с вами понимаем, что цепь утащила бы якорь на дно своим весом. wink
          Кстати вы правы, что работает система цепь/якорь. Если мне не изменяет память, то цепи в воде должно быть 3-4 глубины. Тогда достигается наилучшее удержание судна.
          1. +1
            27 декабря 2021 23:56
            Цитата: Трус
            Я сам прифигел, когда в этом году узнал, что запас теперь не требуемый, а рекомендуемый.

            Насколько я знаю - с 15-года:

            1. +1
              28 декабря 2021 00:52
              Вполне может быть и с 15-го, но я об этом узнал в этом году. Знаете, когда считаешь что-то незыблемым, то и не отслеживаешь это.
    2. +4
      27 декабря 2021 14:55
      Вообще, полная держащая сила системы "якорь - цепь" рассчитывается по хитрой формуле с различными коэффициентами, полученными путем натурных испытаний. Обычная глубина якорной постановки, это 15 - 25 метров, а длину вытравленной в воду якорной цепи при этом считают в смычках.

      При постановке на якорь глубины подразделяются на малые, средние и большие. Малыми глубинами считаются глубины до 20 м, средними — до 50 м и большими — свыше 50 м.


      Исходя из многолетнего опыта, морская практика рекомендует иметь следующие нормы длины якорной цепи на клюзе при средних сравнительно благоприятных условиях погоды и грунта:

      — при постановке корабля на якорь на малых глубинах —

      4 глубины якорного места, а в некоторых случаях (гаванях) от

      6 до 10 глубин;

      — при постановке на средних глубинах— 3 глубины якорного места;

      — при постановке на больших глубинах—1,5—2 глубины якорного места;

      — при постановке в худших условиях эти нормы являются недостаточными, и на клюзе следует иметь якорные цепи несколько длиннее.
  5. +2
    27 декабря 2021 10:42
    Якорь на картинке не заточен - непорядок
  6. +5
    27 декабря 2021 11:01
    Основные типы современных якорей.

    А всё пошло вот от этого.))
    1. +8
      27 декабря 2021 14:06
      Основные типы современных якорей.


      А всё пошло вот от этого.))

      1. +7
        27 декабря 2021 14:16
        Красиво ответили! good smile drinks
  7. +2
    27 декабря 2021 13:33
    Древние греки называли якорь словом «ankura». Корень этого слова «анк» означает в переводе на русский язык «крюк» или «кривой». Таким образом, «анкура» на русский можно было перевести, как имеющий кривизну или изогнутость. Позднее древнегреческое слово «ankura» перекочевало в другие языки Европы, сохранив общий корень «анк».


    Греческое слово «ankura» здорово смахивает на древнеегиптский "ангк", то есть "крест". И по форме якорь здорово смахивает на подобный крест, так что это не случайно.
    Не удивительно, что якоря обрели сакральный смысл.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    27 декабря 2021 20:19
    Статья неплоха, но не полная. Замечательно, что знатоки в комментариях дополняют и развивают тему.
    А сувенир-память о Дальнем Востоке - 22-х сантиметровый якорь Холла с надписью "Владивосток" - у меня и сейчас стоит на столе. А 32-х сантиметровый штурвал из Совгавани, купленный в Лососине, висит на стене. smile
  10. +1
    27 декабря 2021 20:54
    Статья не полна: нет ни слова о лексиконе боцмана, сочетающем якорь и части человеческого тела!