Похож на F-35B: «странные» особенности нового китайского истребителя

99

Один плюс один


Последние месяцы оказались для авиастроения КНР более чем плодотворными. Поднебесная приступила к летным испытаниям первого в истории двухместного истребителя пятого поколения, созданного на базе «невидимки» J-20. Эту машину всё чаще рассматривают как платформу для управления БПЛА, чем будет заниматься оператор вооружений.

Ещё более интересна другая новинка — палубный истребитель, также впервые поднявшийся в небо не так давно. Слово «новый», как и в случае с J-20, можно применить условно. Машина, иногда обозначаемая неофициально как «J-35», стала развитием Shenyang FC-31, впервые поднявшегося в небо 31 октября 2012-го. Между тем она отличается от базового варианта куда сильней, чем серийный Су-57 от своего прототипа.



Сам FC-31 — нечто среднее между F-35 и F-22 Raptor. При этом он не является «копией» ни того, ни другого. Ни тем более российского истребителя пятого поколения Су-57.


Как и многие малозаметные истребители, машина имеет два двигателя, V-образное оперение и одно место пилота. Всё это унаследовал и палубный вариант, однако сразу обращает на себя внимание важное различие, на которое в числе первых обратило внимание англоязычное издание The Drive.

Особенности новинки


До появления последней версии FC-31 прототип и последующая усовершенствованная версия имели «куполообразный» фонарь с хорошим обзором задней полусферы. Новый вариант отличается полностью изменённым расположением фонаря и кабины летчика. Де-факто пилот вообще не имеет возможности нормально видеть то, что происходит позади: верхняя часть фюзеляжа «сливается» с задней частью фонаря.


Нечто похожее можно видеть на F-35, однако не на самом массовом сухопутном варианте (А), и не на палубном (С), а на самолете с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, предназначенном для универсальных десантных кораблей.


Американский летчик тоже в значительной мере «слеп», если говорить про обзор задней полусферы. Однако здесь есть нюанс. Во-первых, в случае с F-35B жертва оказалась вынужденной и была продиктована необходимостью размещения за кабиной подъёмного вентилятора, без которого самолет не смог бы вертикально сесть. Кроме того, система камер должна позволять пилоту 35-го смотреть «сквозь» самолет благодаря инновационному нашлемному дисплею. Как это удалось реализовать на практике — другой вопрос, сейчас мы его касаться не будем. Известно, что невозможность посмотреть «через плечо» до сих пор остаётся серьёзной проблемой американских летчиков.

Говорит ли это о том, что Китай создаёт самолет укороченного взлета и вертикальной посадки? Такой истребитель может пригодиться для легких авианосцев или авианосцев, не имеющих стартовых катапульт. К числу таких, например, относится новый британский авианосец «Куин Элизабет», для которого после отказа от катапульты выбрали F-35B вместо предполагавшегося F-35С. Сама же необходимость разработки «B»-версии была продиктована наличием у США универсальных десантных кораблей, для которых этот вопрос в силу ограниченного места на палубе стоит ещё острее.

Что мы видим на примере КНР? Китайцы уже построили несколько универсальных десантных кораблей типа 075, ставших одними из самых крупных боевых кораблей в истории Китая. Однако при всех своих достоинствах это не аналог американского УДК типа «Америка», на которых базируются F-35. 75-й — «чистый» вертолетоносец, способный нести около 30 винтокрылых машин.


Помимо этого, Пекин имеет два авианосца — «Шаньдун» и «Ляонин». Они лишены стартовых катапульт, но имеют крупные трамплины, позволяющие запускать тяжелый J-15 — китайский вариант Су-33. Третий строящийся сейчас авианосец получит катапульту. Как и последующие, нужно полагать. Именно для них и создают новый истребитель.

Таким образом, у Китая нет прямой необходимости в создании самолета укороченного взлета и вертикальной посадки. Причина «странного» облика J-35 может крыться в другом. Возможно, китайцы решили максимально использовать внутреннее пространство, чтобы самолет смог нести как можно больше топлива. Это критически важно по двум причинам. Во-первых, огромные морские пространства традиционно требуют большого боевого радиуса. Во-вторых, если истребитель пятого поколения хочет оставаться «невидимым», он не должен нести подвесные топливные баки.

Наконец, ограничения накладывают чрезвычайно крупные внутренние отсеки для вооружений. Именно в силу причин, перечисленных выше, американский F-35 выглядит «раздутым», что нередко ставят ему в упрёк, называя «летающим топливным баком» (и другими, ещё менее лестными прозвищами).

Нельзя также исключать, что компоновка китайского палубника продиктована требованиями аэродинамики или же необходимостью разместить за фонарём какую-то аппаратуру. Однако всё это можно было сделать, не прибегая к столь резкому ограничению обзора у летчика.

Главная скрипка морской войны


Как бы там ни было, всю правду о новом самолете мы едва ли узнаем в ближайшем будущем (не факт, что это вообще будет известно когда-нибудь). Это касается его летно-технических качеств, показателей малозаметности, состава БРЭО и арсенала вооружений. Одно можно сказать наверняка. Появление аналога F-35C открывает совершенно новую главу в истории Военно-морских сил Китая.

Сейчас основа его палубной авиации — упомянутый выше Shenyang J-15. Это истребитель четвертого поколения, который часто критикуют за его высокую аварийность, общую недоработанность и отсутствие технологии стелс. Единственными реальными преимуществами машины перед старым Су-33 можно назвать более высокий уровень БРЭО и гораздо более широкий арсенал авиационных средств поражения. Однако ни того, ни другого недостаточно для эффективного противодействия американским палубным F/A-18E/F Super Hornet, не говоря уже об истребителе пятого поколения F-35C.


Таким образом, «Шаньдун» и «Ляонин» с их J-15 нельзя рассматривать как эффективную меру против ВМС США. Де-факто мы сейчас лишь в начале формирования по-настоящему мощной авианосной ударной группы Пекина. Её история начнётся с появлением Type 003.

Новый палубник может стать ключевой частью АУГ будущего, однако не единственным потенциально эффективным оружием против ВМС США. Недавно китайцы показали слайд, на котором представлено столкновение американской и китайской авианосных ударных групп. Акцент сделан не на пилотируемые машины, а на применение БПЛА GJ-11, которые хотят запускать с УДК типа 075 и которые смогут нести крупные высокоточные бомбы и ракеты.


Палубные истребители пятого поколения тоже присутствуют на изображении: они летят позади БПЛА и осуществляют прикрытие.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    28 декабря 2021 05:41
    Похож на F-35B: «странные» особенности нового китайского истребителя
    "нот всего семь?"(С)
    1. +10
      28 декабря 2021 06:38
      Я какого то большого ограничения обзора назад не вижу, а с учётом заголовника кресла и здоровенного шлема и с "полноценным" фонарём у пилота нет особой возможности за хвостом приглядывать.
      1. 0
        28 декабря 2021 08:27
        А может добыли документы именно по Ф-35 В? Потому и конфигурация такая.
      2. +10
        28 декабря 2021 10:36
        Да и даже интересно, что он там увидит то? Как вражеский истребитель медленно, но верно подкрадывается на дистанцию пистолетного выстрела, чтобы не тратить ракеты, или летящий на нескольких махах зур?
    2. PPD
      +1
      28 декабря 2021 11:11
      Зато звуков 12. laughing
      1. 0
        29 декабря 2021 16:09
        Цитата: PPD
        Зато звуков 12. laughing

        гораздо больше
    3. 0
      4 января 2022 18:21
      Аэродромный (Аэродромный). 28 декабря 2021 05:41, НОВЫЙ -
      "...Похож на F-35B: «странные» особенности нового китайского истребителя
      "нот всего семь?"(С)..."

      Ничего "личного", crying грамотная "работа" от внешней разведки +диаспоры + УЖЕ хорошие специалисты нынешнего Китая good . Компиляция с возможность переосмысления(у всех полученных заимствований, есть слабые места и проблемы) и создания СВОЕГО...Грамотно и перспективно и МИНИМИЗАЦИЯ затрат!!!!...И теперь это СВОЁ, hi и не только на "бумаге", но и отработанное производство....
  2. -3
    28 декабря 2021 05:42
    А, у нас кораблики странно горят... recourse Не до авианосца...
    1. +3
      28 декабря 2021 06:27
      Цитата: Улиточник N9
      А, у нас кораблики странно горят...

      Шпиёны англосаксонские виноваты, не иначе.)))))
      1. +5
        28 декабря 2021 07:10
        Шпионы... Думаете опять "англичанка гадит? Или всё же наши " эффективные менеджеры" так концы в воду, пардон- в огонь, прячут? То тайга, то кораблик... Система уже, однако...
        1. +1
          28 декабря 2021 07:26
          эффективные менеджеры"

          Что значит «эффективные менеджеры»

          Почему все повторяют эту фразу
          1. +1
            28 декабря 2021 08:02
            Цитата: Santa Fe
            Что значит «эффективные менеджеры»

            Почему все повторяют эту фразу

            Некропатриоты совершенно убеждены: если где-то ещё что плохое случается, то это непременно всего лишь неблагоприятное стечение обстоятельств. А вот ежели у нас, то ничего другого быть не может, кроме злого умысла или непроходимой глупости.
          2. -2
            28 декабря 2021 16:52
            От зависти.
          3. -1
            2 января 2022 14:33
            Цитата: Santa Fe
            Почему все повторяют эту фразу

            Больше нечего им сказать)))
            Главное - поднять ногу (руку) и отметиться
          4. 0
            3 января 2022 19:01
            Правильно пишется так - деффективные менеджеры.
        2. +11
          28 декабря 2021 09:34
          Ну вот например сегодня:

          Гарнизонный военный суд в Москве отправил под стражу бывшего консультанта департамента ВМФ АО «Рособоронэкспорт» Андрея Клокоцкого и экс-начальника службы развития и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения управления кораблестроения Вадима Мовчана.

          Как пишет 28 декабря «Коммерсант», капитаны 1-го ранга проходят в качестве обвиняемых по уголовному делу о хищении почти 700 млн рублей при модернизации вооружения боевых кораблей Северного флота.

          Ранее также были арестованы экс-руководители ОАО «Завод "Электроприбор"» Муталиб Эмиралиев и АО «Союз-М» Замир Ахмедов.

          По версии следствия, в 2013 году Клокоцкий и Мовчан вступили в преступный сговор с Эмиралиевым, Ахмедовым и другими фигурантами. В период до декабря 2017-го они «путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц Минобороны» похитили 692,7 млн рублей. Деньги, в частности, были предназначены для закупки навигационного оборудования и ремонта зенитных ракетных комплексов, входящих в состав вооружения ракетных крейсеров Северного флота.
          belay what
          1. +5
            28 декабря 2021 10:34
            А ещё при разработке одного из БЛА тоже слямзали около миллиарда рубликов
          2. +5
            28 декабря 2021 12:04
            Все идет к тому, что президентом РФ будем выбирать между "Муталибом Эмиралиевым" и " Замиром Ахмедовым". Как эти господа оказались в креслах оборонных предприятий?
            1. 0
              6 января 2022 01:46
              Не стоит горячиться. Я не готов разделить вашу радость по поводу выбора президента из "Андрея Клокоцкого" и "Вадима Мовчана". Но если упомянутые вами просто вороватые коммерсанты, то один из названных мной - начальник службы развития и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения управления кораблестроения. Это, наверное, его извиняет.
          3. Комментарий был удален.
        3. -1
          28 декабря 2021 15:35
          Цитата: Улиточник N9
          Шпионы... Думаете опять "англичанка гадит?

          Да нет, навеяло просто этими комментами.))))))
          Цитата: lucul
          .....Интересно ,а если следствие подтвердит ,что это спланированная диверсия Запада ? Скоморохов будет извиняться или нет ? )))

          Цитата: lucul
          Суть в том , что там всё можно было щедро полить хоть напалмом (ремонтные работы в тот день не велись ) , а эти негорючие материалы, из которых сделана надстройка , после достижения ими 800⁰С температуры - пылают только так .
          Главное - помочь им достигнуть 800⁰С.
          1. +1
            3 января 2022 19:04
            Особая примета шпиона-диверсанта , это бачок с напалмом на спине.
        4. -1
          28 декабря 2021 15:40
          Цитата: Улиточник N9
          Система уже, однако...

          Давно пора уже менять эту систему.
    2. 0
      6 января 2022 01:56
      Положим горел не "кораблик", а объект строительства (если так можно назвать эту металлоконструкций). Чего не бывает на производстве. А вот совсем недавно горел американский боевой десантный корабль USS Gunston Hall (LSD-44) типа "Уидби Айленд". Так там счёт на миллард зеленых. Поэтому, спокойнее, без надрыва.
  3. -19
    28 декабря 2021 06:12
    Найдите 10
    совпадений Ф 35 с ЯК 141.
    1. +17
      28 декабря 2021 06:24
      Отличий всё же больше, чем совпадений.
    2. +7
      28 декабря 2021 07:50
      Цитата: tralflot1832
      Найдите 10 совпадений Ф 35 с ЯК 141.

      Провалил вашу задачу(( не нашёл (( Может подскажите какие есть совпадения?
      1. -9
        28 декабря 2021 09:27
        это потому что думать не пытаетесь. Если не вдаваться в детали, то 6 как минимум схожих черт: 1. Двухкилевое оперение. 2. вернепланер нормальной аэродиномической схемы. 3. Крыло малого удлинения. 4. одноместная кабина пилота. 5. Полумонокок с прямоугольным миделем. 6. Однодвигательный ПМД.
        1. -8
          28 декабря 2021 09:57
          Можно еще добавить зону отклонения сопла относительно кормовых килей,местоположение. hi
        2. +11
          28 декабря 2021 10:40
          Так по таким "совпадениям" можно несколько самолётов найти
        3. +1
          29 декабря 2021 00:29
          Цитата: Ка-52
          это потому что думать не пытаетесь. Если не вдаваться в детали, то 6 как минимум схожих черт: 1. Двухкилевое оперение. 2. вернепланер нормальной аэродиномической схемы. 3. Крыло малого удлинения. 4. одноместная кабина пилота. 5. Полумонокок с прямоугольным миделем. 6. Однодвигательный ПМД.

          Забыл про вентилятор за спиной пилота...
    3. +1
      28 декабря 2021 08:55
      А вот задача от меня, найдёте совпадения с Як-141?
      1. 0
        28 декабря 2021 09:10
        Цитата: OgnennyiKotik
        А вот задача от меня, найдёте совпадения с Як-141?

        Какого года картинка, не скажете? А то ведь может лучше с Як-38 её сравнивать.
      2. -6
        28 декабря 2021 09:18
        Ну вот первое нашли с вашей помощью ,отклоняемое сопло двигателя на 90 градусов!А насчёт планера? lol
    4. +1
      28 декабря 2021 21:30
      есть одно разве что, но на фото его не видно. Трехзвенное поворотное сопло конструкции Ролс - Ройс.
    5. +1
      28 декабря 2021 22:51
      Думаете что совпадения должны быть только внешние ? laughing Но если вы посмотрите на внутренние конструктивы, и сравните с существующими на то времи зарубежными, то ответ будет очевиден. Ф-35Б - разрабатывался КБ яковлева-это если вам так интересно.
      1. +1
        4 января 2022 13:13
        - Тяжёлая "чушь на постном масле". Эту бредятину тиражируют лет 20, на все лады. В ней правды только то, что Локхид Мартин действительно купила в своё время за очень мелкие деньги лицензию на поворотное сопло Як-141. Это - правда. Всё остальное - враньё.
        1. +1
          4 января 2022 13:19
          Цитата: Outsider
          Локхид Мартин действительно купила в своё время за очень мелкие деньги лицензию на поворотное сопло Як-141. Это - правда.

          Нет. LM заказали разработку системы вертикального взлёта у RR, они в свою очередь купили доступ к конструкторской документации по соплу Як-141. Использовали ли или нет RR эти данный для разработки сопла неизвестно т.к. Rolls-Royce уже имели разработки по данной теме десятилетием ранее.
  4. +3
    28 декабря 2021 06:27
    Рад за Китай, много интересных новинок выкатывают.
    Жаль в своё время довольно сильно поругались с ними, сейчас могло бы быть много совместных военных проектов
  5. +4
    28 декабря 2021 06:50
    У любого человека башка не крутится на 180 градусов, хоть тресни. Нет открутить то можно. laughing Ну и проблема заднего обзора она везде, хоть и у пешеходов.
    1. +2
      28 декабря 2021 07:41
      всоминается фильм " в бой идут одни "старики""...помните ? " его,как "мессер"сбил,он каждые 10 секунд оглядывается теперь..."
      1. +1
        28 декабря 2021 18:40
        Однако это из Балтийского неба.
      2. +1
        4 января 2022 13:15
        - Совершенно правильно оглядывается - только поздно начал. Начни бы он раньше - его бы "Мессер" не сбил, а он сбил бы "Мессера"... smile
  6. +8
    28 декабря 2021 08:16
    Когда-то китайцы радовались нашим тракторам и с удивлением смотрели на трактор Беларусь, а сегодня УАЗ учат как делать внедорожники... вот вам и наш "прогресс"
    1. -1
      28 декабря 2021 08:47
      какая взаимосвязь между УАЗом, внедорожниками, "нашим прогрессом" и заданным в теме вопросом (пусть и бестолковым) о сходстве китайского и американского истребителей? У вас, у всепропальщиков, любая тема автоматом переводится на российские проблемы, даже если речь в ней пойдет о том, что "если ли жизнь на Марсе" fool
      1. 0
        28 декабря 2021 08:58
        Просто китайцы тоже осознали необходимость иметь самолет конструкция которого позволяет в перспективе между двигателем и кабиной пилота разместить большой эл генератор , возможно с накопителем эл.энергии необходимые для работы лазерного оружия
      2. +2
        28 декабря 2021 10:35
        Точно, вот на Марсе жизнь, это да , а то у нас в России))
      3. -2
        28 декабря 2021 14:29
        Связи нет никакой, но пострадать то надо!
      4. +1
        2 января 2022 14:58
        Цитата: Ка-52
        какая взаимосвязь между УАЗом, внедорожниками, "нашим прогрессом" и заданным в теме вопросом (пусть и бестолковым) о сходстве китайского и американского истребителей?

        - таким как вы ставлю +, потому что по теме статьи и должно обсуждаться техническое новшество тех или иных ЛА;
        - состояние же 80% здесь - это не "Военное Обозрение", а Весеннее Обострение, независимо от времён года!)))
        Удачи и всяческих благ!
  7. +2
    28 декабря 2021 08:49
    А почему бы не использовать чужие наработки и усовершенствовать их? Уж точно для Китая это не новость.
  8. -5
    28 декабря 2021 08:59
    Клоны это все для китайцев и корейцев, сами плохо умеют создать свое.
  9. +1
    28 декабря 2021 09:10
    Американский летчик тоже в значительной мере «слеп», если говорить про обзор задней полусферы.

    товарищ Легат уже определился бы. То он считает что эра ближнего боя, когда важно иметь было втч визуальный контакт с противником, миновала и теперь все решают ракеты ВВ дальнего радиуса действия, то ему вдруг стало важно пилоту смотреть что там за спиной.
    1. +7
      28 декабря 2021 10:48
      И я о чём.
      Я хоть и не знаток авиации, просто "заворожённый слушатель", но что-то мне подсказывает, если ты после 60х годов, можешь раглядеть вражеский самолёт или зур, то уже поздно.
      Да и автор будто не в курсе, что сввп изначально создавались не для авиа несущих кораблей вообще, а именно что для противодействия бомбардировкам впп, поэтому кто ему сказал что китайцы его для авианосца делают. Тем более я в статье не увидел про вертикальный взлёт, может это вообще просто лёгкая, быстрая, неуловимая бомбилка, какими и являются ф35а/б. Да и упоминание су-35 будто бы намекает читателю, мол опять китайцы у нас всё скопировали, но увы, китайцы давно уже копируют не у нас, да и мы сами ф35 скопировали, только китайский летает, а наш макет.
  10. +2
    28 декабря 2021 09:10
    А чему удивляться? В США давно китаец признался о том что они совершали серию кибершпионажа по документам ф-22 и ф-35, им вообще пофиг. Санкциями такую экономику и такого экспортёра не запугаешь, военным вторжением тоже.
  11. +1
    28 декабря 2021 09:26
    Shenyang J-15. Это истребитель четвертого поколения, который часто критикуют за его высокую аварийность, общую недоработанность и отсутствие технологии стелс.

    1. Мне кажется, что для доведения J-15 больше шансов и готовых решений.....облик Су35С -пример...
    2. В чем превосходство Ф18?
    3. Если будущее в БПЛА типа С-70 в палубном исполнении, то может, не надо заморачиваться с самолетом стелс именно сейчас?
  12. +1
    28 декабря 2021 09:27
    Чему удивляться? Половина разработчиков этнические китайцы,а другая половина регулярно ест китайскую лапшу. Вот и утикают секреты в Поднебесную,с мочой наверное.
    1. +3
      28 декабря 2021 10:50
      мочой наверное

      Невежда, не с мочёй, а с энергией Ци
  13. -11
    28 декабря 2021 09:53
    По сути полноценная "5ка" - самолёта обладающего характеристиками которые доминируют над ТТХ самолётов 4го поколения есть только у России. США и Китай пока пробуют
    1. +1
      28 декабря 2021 17:16
      Какой самолет 5 поколения есть у РФ? СУ-57 еще нет в войсках,да и двигатель 2 этапа ,как говорится, "Сатурн почти невидим ".
  14. +5
    28 декабря 2021 11:29
    Известно, что невозможность посмотреть «через плечо» до сих пор остаётся серьёзной проблемой американских летчиков.

    Надо делать на корпусе отдельную кабинку для стрелка-радиста! feel
    1. +1
      3 января 2022 19:14
      Там зеркало заднего вида стоит наверняка , его раньше весьма успешно применяли.
      1. 0
        3 января 2022 19:36
        Его вполне себе можно заменить палочкой для селфи и Хуавеем
  15. +10
    28 декабря 2021 11:33
    "Известно, что невозможность посмотреть «через плечо» до сих пор остаётся серьёзной проблемой американских летчиков"///
    ----
    ??? belay
    На Ф-15 и Ф-16 у летчиков великолепный круговой обзор из выпуклых безпереплетных
    колпаков.

    На Ф-35 летчику не нужно вертеть головой вообще.
    Всю инфу о противнике он получает на единый экран (или прямо на шлем) со
    многих датчиков по периметру фюзеляжа.
    Инфа в виде анимаций. (Кабину можно хоть вообще закрасить черной краской laughing ).
    1. -1
      28 декабря 2021 16:35
      Цитата: voyaka uh
      На Ф-35 летчику не нужно вертеть головой вообще.
      Всю инфу о противнике он получает на единый экран (или прямо на шлем) со
      многих датчиков по периметру фюзеляжа.
      Инфа в виде анимаций. (Кабину можно хоть вообще закрасить черной краской ).

      Зачем тогда пилоту безпереплетный колпак на Фу-35 и чем обусловлена тогда классическая схема расположения пилота ,ведь при такой системе единого экрана,он может располагаться в самолете хоть где ,не обязательно быть кабине пилота впереди ?
      1. +7
        28 декабря 2021 17:01
        Когда Ф-35 проектировали не было понятно, будет ли
        эта новейшая система "полной осведомленности вслепую" работать,
        как задумана. Это первый такой самолет.
        Поэтому все классические элементы сохранили.
        Собственно, только сейчас в 2020-2021 годах стало ясно,
        что "навороты" виртуальной реальности удались.
        И их переносят с F-35 на B-21 и NGAD.
  16. +4
    28 декабря 2021 13:58
    Если кто-то подзабыл, напоминаю, что в общем случае
    светло только половина суток, да и то не всегда вас будет
    окружать безоблачное небо. Современные военные стратеги
    собрались воевать только в светлое время суток? И только в
    ясную погоду? (См. новость из Сирии - порт разбомбили ночью)
    Зачем и куда летчику оглядываться в темное время суток или
    в туман/облачность? Может ему лучше "эвакуатор" вызвать?
    1. 0
      29 декабря 2021 16:43
      Цитата: Кушка
      Зачем и куда летчику оглядываться в темное время суток или
      в туман/облачность? Может ему лучше "эвакуатор" вызвать?

      будет ориентироваться по фарам и габаритным огням, ну или летать по освещённым трассам
      1. +1
        29 декабря 2021 18:46
        Ключевое - освещенным.
        Было у меня раз на Москвиче- отвез семью на море,
        там завис немного, а назад в ночь. Еду, осталось 50 км,
        стал засыпать. Вышел погулял (ночь - пальцев рук не видно).
        А вот и город, фу, ожил немного, но еду осторожно.
        Проехал промпригород, впереди перекресток и за ним городской
        дендропарк, свет на перегоне почему- то вырубили и ни зги не видно.
        Я глаза выкатил- вроде как на осевой метров 100 каких то пару огоньков
        тлеют. Пока я врубался, вдруг сбоку от них, появляется еще два -один над
        одним и рядом. Они "свисают" прям до асфальта и качаются. И вдруг взлетают
        вверх и начинают кружится. Ну думаю, здравствуй белочка.
        Когда пузатый гаец бац пузом на капот. - "движение закрыто- объезд"
        Фу, второй раз.....
        Так вот, ржавая пятерка стояла на осевой. Из нее вылез гаец
        с зажженной палкой и она его хлестала по сапогу, потом он ее
        поднял и стал выписывать нею круги.......
        Потом в городе говорили, там было ночное ДТП, а "мой" день
        там проводили следственный эксперимент.........
      2. 0
        3 января 2022 19:17
        А что там насчёт магнитол , их тоже ставят для комфорта пилота ?
        1. 0
          3 января 2022 20:33
          Цитата: Третий район
          А что там насчёт магнитол , их тоже ставят для комфорта пилота ?

          а то! с фм-приёмником, чтобы слушать Авиарадио и Воздушное радио
  17. 0
    28 декабря 2021 14:06
    "..то ему вдруг стало важно пилоту смотреть что там за спиной."
    Ну, а вдруг, подумал человек, пилоту задом на авик парковаться
    придется?
  18. +3
    28 декабря 2021 15:19
    Не понятно почему столько копий уже сломано в дискуссии по поводу возможности или невозможности для пилота рассматриваемого самолета оглядываться, чтобы обозревать заднюю полусферу и визуально обнаруживать «подкрадывающийся» сзади самолёт противника.
    Во - первых, возможность бросать взгляд через плечо элементарно решалась и решается сейчас с помощью простейших оптических средств (перископов, зеркал заднего вида и т п «приспособ»).
    Во-вторых многие современные самолеты уже сейчас оснащаются системами обзора задней полусферы (электронно - оптическими, радиолокационными и т д, информация от которых выдаётся пилоту в удобоваримом для него виде, в том числе в виде звуковых сигналов или спец отметок на дисплеях.
    В третьих, в ВВС развитых стран уже давно используются наземные и воздушные КП и ПУ оснащённые средствами обзора воздушного пространства (самолеты ДРЛОиУ, ПОРИ и т д) которые обеспечивают слежение за воздушной обстановкой в зонах БД и выдачу соответствующей информации о своих и чужих самолетах в этих зонах. Т е самолету истребителю или фронтовому бомберу есть от кого получить информацию о том что происходит в задней полусфере. Причём информацию необходимую и достаточную для выполнения истребителем БЗ.
    Но самое главное не в том. Допустим самолёт «офанорел» настолько, что сумел предоставить пилоту возможность крутить головой и смотреть через плечо «взад». Вопрос на какой дистанции данный пилот сможет увидеть приближающийся самолёт противника, распознать что это действительно противник и оценить угрозу, которую тот собой представляет.
    При этом нужно учитывать, что при абсолютно ясной погоде самолёт противника на дальности в 5 км будет для наблюдателя выглядеть как муха на оконном стекле, если на муху смотреть из противоположного угла комнаты средних размеров. И вот эту « муху» пилот должен успеть увидеть а также оценить ее полёта параметры при кратковременном взгляде через плечо.
    В более сложных условиях (сумерки, облачность, и т д) задача визуального обнаружения самолета(в) противника и оценки параметров его полёта возрастает многократно. А учитывая то, что на вооружении ВВС многих стран уже давно имеются ракеты «воздух- воздух» для применения которых нет необходимости подходить к противнику на расстояние визуального контакта, то все эта «стрельба глазками через плечо» никакой пользы кроме вреда (за редким исключением) не принесёт .
    Можно также заметить что ещё во время 2й Мировой попытки визуального обнаружения воздушных целей опытными летчиками- истребителями были успешными не более чем в 20% от общего числа вылетов на перехват. Т е истребители взлетали на перехват и….целей в воздухе не находили после чего возвращались на свои аэродромы ни с чем. В то же время использование данных от весьма примитивных в то время радаров (например цепи стационарных радаров ВВС Великобритании) доводило этот процент до 90.
  19. 0
    28 декабря 2021 16:34
    мне кажется выводы автора не совсем логичны. Допустим, китайцы экономили место, но кто мешал им сделать хотя бы немного выпуклый фонарь или какой-нибудь небольшой скос, чтобы улучшить обзорность, чтобы иметь частичный обзор назад? Ну допустим, самолет потеряет при этом километров 20 максимальной скорости - не велика потеря ради повышения боевой устойчивости.
    Получается, их вообще мало волновал обзор назад.
    1. 0
      28 декабря 2021 22:53
      Цитата: yehat2
      мне кажется выводы автора не совсем логичны. Допустим, китайцы экономили место, но кто мешал им сделать хотя бы немного выпуклый фонарь или какой-нибудь небольшой скос, чтобы улучшить обзорность, чтобы иметь частичный обзор назад? Ну допустим, самолет потеряет при этом километров 20 максимальной скорости - не велика потеря ради повышения боевой устойчивости.
      Получается, их вообще мало волновал обзор назад.
      Вот Мессершмит Bf-109
      Кабина сделана по такому же принципу. Первый полёт Bf-109 в 1935г.
      А вот уже Мессершмит Me262
      Сделан с другой кабиной, в которой можно смотреть назад. Первый полёт в 1941г.
      Конструкторам наверно "виднее"...
      hi
      1. 0
        30 декабря 2021 13:46
        bf109 вырос из линейки спортивных самолетов, где эргонимика и обзорность назад вообще не имели значения
        1. 0
          30 декабря 2021 23:03
          Цитата: yehat2
          bf109 вырос из линейки спортивных самолетов, где эргонимика и обзорность назад вообще не имели значения

          Немцы до 14 апреля 1945г наклепали 30573шт, в Испании Bf-109 делали с 1944г до 1958г, в Чехословакии Bf-109 делали в 1945-48г, и никто не озаботился, что у "мессера" нет обзора назад...
          hi
          1. 0
            31 декабря 2021 17:46
            ну там не обошлось без большого лоббизма. Далеко не все в люфтах были довольны 109-м. А среди асов половина сразу пересаживалась с худого на другие машины, как появлялась возможность. И это не случайно - треть погибших пилотов худых погибла не от вражеской пули, их убила машина.
    2. -2
      29 декабря 2021 09:09
      Мне кто нибудь может обьяснить, зачем современному самолету фонарь вообще? Может быть, еще нужно приделать пару оглобель и дугу с колокольчиками? Честно говоря, иногда рутинный тупизм просто вымораживает.
      В современном самолете общий отказ электроники абсолютно фатален. В смысле летных качеств это просто кувалда, и все. А раз так, на электронику надо полагаться так, как на основную систему. Поэтому, логично изготовить для пилота бронекапсулу с ложементом, расположив его так, чтобы максимально противостоять перегрузкам.
      Сидеть, вцепившись в ручку - дурацкий анахронизм. Пилот должен лежать, руки вдоль тела, и органы управления должны быть адаптированы под это положение. Картинка должна формироваться парой десятков видеокамер, расположенных по всему корпусу. Камеры должны работать на разных принципах (на данный момент можно различать не менее четырех), связь с управляющим центром тоже должна быть организована по разному. Таким образом нужно формировать мультикартину реального кругового обзора.
      Все это странное древнее барахло, которое нам втюхивают как "новейшую технику", выглядит смешно и ужасно глупо.
      1. 0
        30 декабря 2021 09:03
        Цитата: михаил3
        Все это странное древнее барахло, которое нам втюхивают как "новейшую технику", выглядит смешно и ужасно глупо.


        Благодетель, отец родной - да где же вы был столько лет, а нам ученые физиологи парят обзор вперед, обзор вниз, регулировка катапультного кресла по высоте, что бы углы обзора соблюсти.
        А тут вот как все просто человек расписал: "пилот должен лежать" - точно! Докторскую степень в студию!
        1. -1
          30 декабря 2021 14:12
          Господи)) Я прямо не знаю, как вам и отвечать. Эта картинка из времен где то сороковых годов прошлого века. Ну пятидесятых, ладно. Эти самые "углы обзора" зависят от положения головы, внезапно. И физиологически обоснованная поза, это поза минимальной нагрузки, то есть лежа. Просто в те старые времена рулить приходилось руками, таская ручкой тросы. И борясь с маслом, которое ссало из двигателя во все стороны, заливая прицел. Вот с тех пор ничего, вообще ничего, абсолютно, в мышлении заказчика не изменилось.
          Вы все еще хотите Фарман 4. Максимум - сильно продвинутый Сопович-Кэмел. Укатайка))
      2. 0
        30 декабря 2021 09:33
        Цитата: михаил3
        Сидеть, вцепившись в ручку - дурацкий анахронизм. Пилот должен лежать, руки вдоль тела, и органы управления должны быть адаптированы под это положение.

        Был один такой немецкий деятель, спроектировал экспериментальный ЛА где пилот лежал...
        Зибель-346


        Носовую часть корпуса занимала герметическая кабина летчика, ложе размещалось горизонтально так, что он находился в лежачем положении лицом вниз. Такая компоновка рабочего места пилота применялась с целью снижения лобового сопротивления фюзеляжа. Под стать ей была и система спасения летчика в случае аварии. Кабина крепилась к фюзеляжу на взывных болтах и в аварийной ситуации отделялась от самолета.

        Попробуй ка длительное время лежать на животе и смотреть, по отношению к телу - вверх - сосуды головного мозга пережимает, через 15-20 минут пилот уже чувствует себя не комфортно. Тоже самое, если лежать на спине и смотреть себе на ноги - неестественные положения, сказываются на кровообращении головного мозга и затрудняют управление.
        Поэтому лежачие схемы посадки пилота только в экспериментальных ЛА, а в серийных нет и никогда не будет!
        1. 0
          30 декабря 2021 14:15
          На каком животе? Зачем?! Немец сделал это потому, что летчику приходилось смотреть в фонарь, елка! И даже такое изменение положения давало пилоту огромные преимущества . А современная мультикартина может дать человеку обзор на 360 градусов, полный шар. Вне зависимости, в каком положении находится пилот вообще.
          Черт, да тут парад остроумцев))
  20. +1
    28 декабря 2021 22:26
    Ожидаемо, почти то же самое, но по цене в три раза дешевле и с двумя симками.
  21. 0
    29 декабря 2021 08:59
    Войны не было давно. Очень давно. Поэтому современное вооружение все более монструозно, и все более непригодно для реальных боевых действий. Довольно обычная картина.
    1. +1
      4 января 2022 13:47
      - Это неправда, поскольку в развитых странах все системы вооружения, а самолёты - в первую очередь, - проверяются в ходе многочисленных учений, где степень тяжести обстановки можно задавать какую угодно!
      Вот в ходе этих учений и выявляются все недостатки и недороботки самолётов на стадии предсерийной и вносятся в конструкцию соответствующие коррективы (если это возможно). Как правило модели для запуска в серию выбираются на конкурсной основе (YF-22 и YF-23, X-32 и X-35)
      1. -3
        4 января 2022 18:06
        В тридцатые-начале сороковых Красная Армия тоже "проверялась в ходе многочисленных учений". И как все здорово было! И медальки раздавали, и премии, и звания, все по итогам...
        И это в стране, где капитал не правил. А сейчас? Встать на пути стомиллиардных денежных потоков?! Вы правда такой наивный? Этими учениями даже задницу не подотрешь.
        1. 0
          5 января 2022 00:48
          - Какая связь между развитием авиации в тоталитарном сталинским СССР, "где не правил капитал" - и развитием авиации в современных демократических США, "где правит капитал"?! fool
          Этими учениями даже задницу не подотрешь.

          - Я думал, вы плохо разбираетесь в ситуации с развитием военной авиатехники в США. Но ваши представления гораздо хуже нулевого уровня, нечто с отрицательным знаком...
          1. -1
            5 января 2022 10:55
            Денежку на "развитии авиации" имеете? Это правильно) Прибыльно, ага. Вот только... Деньги имеют мощь. Для того, чтобы ограничить эту мощь, наши предки на смерть не дрогнув шли. Очень уж хорошо знали, что она такое - денежная мощь.
            А сейчас за то, чтобы деньгам по сусалам дать, никто не встанет. Не тот момент. Так что всем, совершенно и абсолютно всем, плевать на какую то там смешную обороноспособность, и тем более на развитие авиации. Нет таких людей среди тех, кто эти дела решают. затем и контрреволюцию делали.
            Так что эти самые учения и испытания не для того, чтобы дело поднять. Они для того, чтобы финансовые потоки получить и поделить. Конечно, если перейти на проверенные Ньюпоры, денег будет еще больше (и об этом все мечтают), но не получается. Так что уровень надо поддерживать. Чтоб "не хуже зарубежных". Это все.
            Надо ли для войны или развития авиации эти штуки, или совсем не надо, могут ли эти самолеты выполнять боевую задачу, не могут, на то совершенно полностью плевать. Если вы имеете отношение, вы все это отлично знаете) Стараетесь не признаваться себе?) Зря. Все это со стороны отлично видно...
            1. 0
              5 января 2022 11:01
              - А как же получаются в США тогда самолёты, в процессе всей этой "делёжки бабла", которых в СССР и России с фонарём не отыщешь?! Которые с американскими "и рядом не валялись"?! Которые отстают "на две-три головы"??
              Вы кроме термина "поделить финансовые потоки" знаете ещё термин "создать уровень высоких технологий"?!

              1. -2
                5 января 2022 11:03
                Америку построили люди умнейшие. Как они сделали это, и почему даже сейчас, когда Америка в жестоком упадке, она все равно продолжает (уже редко, но все же) выдавать сильные результаты, вопреки всему, этого в двух словах не изложишь) Статей для ВО я больше не пишу. Думайте сами, думать полезно.
                1. 0
                  9 января 2022 12:45
                  Статей для ВО я больше не пишу.

                  - Так вы сюда ещё и "статьи писали"?? laughing lol feel
  22. 0
    30 декабря 2021 08:57
    верхняя часть фюзеляжа «сливается» с задней частью фонаря

    Уж не гаргрот ли это? :))
    Гаргрот - аэродинамически элемент, обеспечивающий сопряжение выступающих элементов и фюзеляжа.
  23. 0
    30 декабря 2021 12:12
    Цитата: tralflot1832
    Найдите 10
    совпадений Ф 35 с ЯК 141.

    Видимо имеется в виду схема ПМД с трехсекционным поворотным соплом. Которую якобы купили американцы за 10000долларов в 90е.
  24. 0
    30 декабря 2021 12:13
    Цитата: Дмитрий Владимирович
    верхняя часть фюзеляжа «сливается» с задней частью фонаря

    Уж не гаргрот ли это? :))
    Гаргрот - аэродинамически элемент, обеспечивающий сопряжение выступающих элементов и фюзеляжа.

    При интегральной компоновке планера гаргрот очень тяжко выделить.
  25. +1
    4 января 2022 00:32
    Цитата: Владимир_2У
    Я какого то большого ограничения обзора назад не вижу, а с учётом заголовника кресла и здоровенного шлема и с "полноценным" фонарём у пилота нет особой возможности за хвостом приглядывать.

    - Лётчику F-35 нет необходимости вертеть головой на 180°, у него есть система DAS:

  26. +1
    4 января 2022 00:41
    Цитата: Дмитрий Владимирович
    Цитата: михаил3
    Все это странное древнее барахло, которое нам втюхивают как "новейшую технику", выглядит смешно и ужасно глупо.


    Благодетель, отец родной - да где же вы был столько лет, а нам ученые физиологи парят обзор вперед, обзор вниз, регулировка катапультного кресла по высоте, что бы углы обзора соблюсти.
    А тут вот как все просто человек расписал: "пилот должен лежать" - точно! Докторскую степень в студию!

    - Лежать - не лежать, но на самых приличных истребителях мира спинка катапультного кресла устанавливается под углом к вертикали до 30°, и ручку делают боковую тензометрическую - чуть кистью шевельнёшь и самолёт легко управляется - локоть опёрт, при любой перегрузке. Да и отклонение спинки на 30° назад снижает нормальную перегрузку (ny) с 9g, до 9*cos30°=7.8g, - уже дышать легче! Плюс ВКК работает, ещё три единички снимает, остаётся 4.8g - а с такой перегрузкой, да при хорошем прессе, можно уже получить шансы выиграть самый крутой догфайт... smile
  27. +1
    4 января 2022 00:46
    Цитата: APASUS
    Зачем тогда пилоту беСпереплетный колпак на Фу-35

    - Для резкого снижения радиолокационной заметности, вестимо!
    и чем обусловлена тогда классическая схема расположения пилота, ведь при такой системе единого экрана, он может располагаться в самолете хоть где, не обязательно быть кабине пилота впереди?

    - Совсем? fool Это оптимальное место для лётчика.
  28. +1
    4 января 2022 13:31
    Цитата: Ка-52
    какая взаимосвязь между УАЗом, внедорожниками, "нашим прогрессом" и заданным в теме вопросом (пусть и бестолковым) о сходстве китайского и американского истребителей? У вас, у всепропальщиков, любая тема автоматом переводится на российские проблемы, даже если речь в ней пойдет о том, что "если ли жизнь на Марсе" fool

    - Китайцы, пользуясь тем, что монголоиды не краснеют, совершенно беззастенчиво и беспощадно на свои два стелса содрали все наработки американцев. И совершенно правильно сделали.
    Создатели Су-57 пошли по нехоженным тропам, по оврагам и буеракам, - и пришли туда, куда пришли, - получив самолёт, который не нужен никому абсолютно, включая родное МО и родные ВКС. Потому, что начхали на все наработки американцев и сделали две фундаментальных ошибки в самом начале проектирования, - спроектировали отсеки вооружений "друг за другом", вместо того, чтобы поставить их рядом. В результате:
    1. "Псу под хвост" пущены силовые характеристики планера - максимальная эксплуатационная перегрузка до того, как самолёт отправили на капитальную доработку, была +6.5/-2 (позор доля истребителя), а главного конструктора Давиденко - отправили куда-то ко всем чертям.


    2. Из-за этой компоновки самолёт лишился полезнейшей S-образности входных устройств, - и стелсом его сделать уже невозможно, - из воздухозаборников торчат лопатки ВНА и первого каскада компрессора низкого давления, задирающие фронтальную ЭПР чёрт знает докуда:



    В результате самолёт, в отличие от прагматичных, хоть и бессовестных китайцев, оказался совершенно никому не нужен, ни своим, ни чужим. А потому, что хотели сделать "ни как у них". Фраера сгубила гордыня...

  29. +1
    4 января 2022 13:51
    Цитата: михаил3
    Мне кто нибудь может обьяснить, зачем современному самолету фонарь вообще? Может быть, еще нужно приделать пару оглобель и дугу с колокольчиками? Честно говоря, иногда рутинный тупизм просто вымораживает.
    В современном самолете общий отказ электроники абсолютно фатален. В смысле летных качеств это просто кувалда, и все. А раз так, на электронику надо полагаться так, как на основную систему. Поэтому, логично изготовить для пилота бронекапсулу с ложементом, расположив его так, чтобы максимально противостоять перегрузкам.
    Сидеть, вцепившись в ручку - дурацкий анахронизм. Пилот должен лежать, руки вдоль тела, и органы управления должны быть адаптированы под это положение. Картинка должна формироваться парой десятков видеокамер, расположенных по всему корпусу. Камеры должны работать на разных принципах (на данный момент можно различать не менее четырех), связь с управляющим центром тоже должна быть организована по разному. Таким образом нужно формировать мультикартину реального кругового обзора.
    Все это странное древнее барахло, которое нам втюхивают как "новейшую технику", выглядит смешно и ужасно глупо.

  30. +1
    4 января 2022 14:32
    Цитата: Ка-52
    Американский летчик тоже в значительной мере «слеп», если говорить про обзор задней полусферы.

    товарищ Легат уже определился бы. То он считает что эра ближнего боя, когда важно иметь было втч визуальный контакт с противником, миновала и теперь все решают ракеты ВВ дальнего радиуса действия, то ему вдруг стало важно пилоту смотреть что там за спиной.

    - Для хорошего истребителя, где предусмотрена и высокая вероятность победы в догфайте (ближнем маневренном бою на пушках) хорошая визуальная осмотрительность желательна. К ней стремятся. А уж как у кого получается - второй вопрос... Но для кого-кого, а для F-35 этот момент не актуален: во-первых, это изначально не самолёт для догфайтов, во-вторых, у него есть DAS и лётчику совершенно не нужно выворачивать себе шейные позвонки, чтобы иметь возможность обнаружения целей, прицеливания и стрельбы назад до 180° ракетами малой дальности, теми же AIM-9X, или Python-5 в Израиле.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»