«Результат реверс-инжиниринга Су-33»: западная пресса о китайском истребителе J-15 и его новой версии

30

J-15


Китайскому ВПК не привыкать к конструированию боевых самолётов путём реверс-инжиниринга – создания чертежей или 3D-модели на базе существующего летательного аппарата. Так было в случае с истребителем превосходства в воздухе J-11, созданного на основе Су-27; при разработке истребителя-бомбардировщика J-16, базирующегося на Су-30; таким методом пошли специалисты из КНР, получив в итоге тяжёлый истребитель палубного базирования J-15.



«Младший брат» Су-33


J-15 является результатом реверс-инжиниринга российского истребителя Су-33, приобретённого на Украине в процессе закупки авианесущего крейсера «Варяг»

- указывается во французском издании Meta-defense.

При этом отмечается, что в отличие от J-11B и особенно J-16, J-15 претерпел небольшую модернизацию в процессе создания, заимствовав некоторые «пороки» советской модели:

J-15 страдал от ряда недостатков, свойственных его «старшему брату» [Су-33], в частности, от низкой надёжности, которая стала причиной многочисленных аварий

- поясняется в издании.

В скором времени Пекин ожидает поступления на вооружение нового палубного «стелс»-истребителя J-35. Однако на данный момент КНР оснащает свои авианосцы J-15. При этом ведётся работа по улучшению данного самолёта, модернизированная версия которого получила обозначение J-15T.

Это более современный самолёт, прежде всего способный использовать мощные катапульты будущего китайского авианосца [Type 003] для взлёта с полной нагрузкой

- пишет автор.


J-35


В уровень с авиагруппой ВМС США


На основе скудных фото- и видеоматериалов, обозреватель в западной прессе пытается отследить изменения, внесённые в облик новой вариации J-15T. На нём появились новые пилоны на концах крыла, аналогичные таковым у J-16. По всей видимости, они предназначены для подвески новой ракеты класса «воздух-воздух» PL-10 – намного более эффективной по сравнению с предшественником PL-8. J-15T имеет в передней части новый ИК-датчик системы IRST [поиска и отслеживания целей]. Изменённый носовой конус предполагает наличие новой РЛС, скорее всего с АФАР, которую получили все другие современные китайские самолёты от J-10 до J-20.

Как замечает автор, интересным является решение китайских военных оснастить свой перспективный авианосец сразу двумя типа боевых самолётов – «невидимкой» J-35 и J-15T. Последний представляет собой более тяжёлую машину:

Он, вероятно, будет играть роль «грузовика с боеприпасами» для «стелса» J-35 (J-31), оставаясь при этом на безопасной дистанции [от средств поражения противника]

- считает обозреватель.

С его слов, в ВМС НОАК прослеживается формирование полноценной палубной авиагруппы. Работу J-35 (J-31) и J-15T будут координировать самолёты РЭБ J-15D (проходит испытания). Имеются признаки оснащения авиазвена малозаметными ударными дронами GJ-11, которые расширят наступательный потенциал авианосцев.

Благодаря оснащению первого авианосца Type 003 новыми машинами J-35 (J-31), J-15T, J-15D, GJ-11 и KJ-600 [самолёт ДРЛО], он получит боевой потенциал, сравнимый с американскими авианосцами

- делается вывод в западной прессе.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 декабря 2021 16:06
    Реверс-инжиниринг. Ха-ха. Это банальное воровство, наглое и неприкрытое. А возможно Россия передала или продала технологии изготовления. Китай вообще мало чего сам делает, они тупо все воруют, у всех и у вся)
    1. +14
      25 декабря 2021 16:31
      Это нормально, многие страны шли по этому пути. В том числе и СССР. Но Китай делает огромные успехи во многих областях и авиации в том числе.
      1. +2
        25 декабря 2021 19:37
        Так шел СССР и это было давно, почти все до войны и часть позже. Сейчас простой копипаст не работает.
        Огромные успехи "не верю". Придаток, он и есть придаток. Есть только русские и весь Мир.
        Как русский я ставлю на "русский Мир".
        Нас всего 1,5%. Евреев для сравнения не предлагать, все что сделали евреи в естественных науках это СССР и опять "русские".
    2. +6
      25 декабря 2021 16:58
      Ну передрали же мы когда-то реактивные движки Ролл-Ройса? И бриттов послали, когда они роялти потребовали... laughing
      1. +3
        25 декабря 2021 19:28
        И В-29 передрали. Причем был прямой запрет что-то улучшать.
        1. 0
          26 декабря 2021 07:50
          А "Дуглас" Ли-2 ? Выкупили пакет техдокументации и право на производство .
          Про танки и вспоминать грешно - за рубежом наши БТ всех серий просто называли "Танки Кристи" . Т-26 -английский цельнотянутый .
          А уж "Фау-2" и мы , и американцы после войны на вооружение приняли и на них учились свои ракеты строить .
          Это всё нормально .
          Они просто тянут всё лучшее , а на тот момент Су-27(и его производные) были лучшими .
          Ненормальным было в нарушение контракта отказаться от закупки прежде заказанной партии . И по Су-27 , и по Су-30 .
          Авиация , особенно истребительная , а тем более двигатели , это сложно . Очень сложно . Но они очень стараются .
          И успехи у них на лицо .
    3. +2
      25 декабря 2021 18:05
      Цитата: ERsytype
      Это банальное воровство, наглое и неприкрытое.

      Давайте не будем выяснять, что, когда и у кого украл. На этом поприще у многих рыльце в пушку.
      Гораздо важнее состояние флота страны.
      А оно таково: у Китая 2 авианосца в строю (вертолетоносцы опускаем) с полусотней самолетов.
      У России дырка от бублика на сегодняшний день.
      Вот это существенно. Все остальное лирика и хлюпанье носом.
    4. 0
      25 декабря 2021 18:32
      Цитата: ERsytype
      Реверс-инжиниринг. Ха-ха.

      Это теперь "китайский ксерокс" так называется? Представляю
      Я вчера купил на рынке реверс-инжиниринговые кроссовки "AdidOs"...
      "АдидОс" - реальная вещь, сам видел, посмеялся.
    5. +2
      25 декабря 2021 18:37
      Вообще - то, прототип Су - 33, китайцам продали бандерлоги, за абсолютно смешные деньги, даже смешнее, чем "Варяг".
    6. -2
      25 декабря 2021 19:28
      ERsytype. Китайцы украли в России микросхемы, которые в России ещё не спроектировали.
      1. +1
        25 декабря 2021 20:59
        Цитата: zenion
        Китайцы украли в России микросхемы, которые в России ещё не спроектировали.

        Уже спроектировали. Байкал-С называется.
        это первый в новейшей истории России конкурентноспособный general-purpose high performance CPU. Причём конкурентноспособный во всех смыслах – по цене, по производительности, по потребляемой мощности. Никаких уникальностей и «аналоговнет». Просто хороший чип, способный достойно соревноваться с конкурентами, с понятными рыночной нишей и перспективами.

        КАк говорится" -- Лиха беда -- НАЧАЛО !
        1. -2
          26 декабря 2021 21:09
          Цитата: Удав КАА
          Цитата: zenion
          Китайцы украли в России микросхемы, которые в России ещё не спроектировали.

          Уже спроектировали. Байкал-С называется.
          это первый в новейшей истории России конкурентноспособный general-purpose high performance CPU. Причём конкурентноспособный во всех смыслах – по цене, по производительности, по потребляемой мощности. Никаких уникальностей и «аналоговнет». Просто хороший чип, способный достойно соревноваться с конкурентами, с понятными рыночной нишей и перспективами.

          КАк говорится" -- Лиха беда -- НАЧАЛО !

          Байкал, то 100% купленный арм у английского арма. И производимый только на Тайване у ТМСЦ
    7. +2
      25 декабря 2021 20:11
      Цитата: ERsytype
      Реверс-инжиниринг. Ха-ха. Это банальное воровство, наглое и неприкрытое.
      да ладно вам. Промышленный шпионаж был всегда (в.т.ч. и во времена противостояния СССР окружающему миру) !!! yes а тут ещё и сами продавали Китаю половину (минимум) технологий в авиастроении ...
      А что мешает РФ, сейчас "клонировать" к примеру супер удачную схему ГЭУ, от даже своего же "Сметливого" ... ?!!! Уравновесить работу четырёх одинаковых ГТД *!! Там и редукторы должны быть легче (проще чем в ДГТА для 22350) ...
      Банальная лень и не желание развивать свой же ВМФ ... ?!!! .
      Или (по той же причине), не развить более быстрый выпуск линейки дизелей семейства "Д-500" (Коломне, на 8000-12000 л.с.), а довольствоваться устаревшими 16Д49 на (6000 л.с.), и передавать флоту корветы 20380 (!), с заведомым дефицитом скорости (запаса мощности), без ПЛУР (!), со сверх дорогими комплексами РЛС, (которые при том не могут обеспечить полноценное ЦУ для ЗУР) ...
      Супер-корвет (из-за цены РЛК), ОВР/ПЛО для мирного времени ... ?!

      Цитата: Косм22
      Гораздо важнее состояние флота страны.
      А оно таково: у Китая 2 авианосца в строю (вертолетоносцы опускаем) с полусотней самолетов.
      У России дырка от бублика на сегодняшний день.
      Вот это существенно. Все остальное лирика и хлюпанье носом.
  2. +2
    25 декабря 2021 16:26
    Что, реверс инжинирингом технологии научились восстанавливать? Главное не что сделать, а как сделать.
    1. +2
      25 декабря 2021 22:21
      Цитата: Дилетант
      Что, реверс инжинирингом технологии научились восстанавливать? Главное не что сделать, а как сделать.
      прошу прощения, Виктор, но данный тезис не такой уж и без спорный ... ?!!
      возьмите примером из истории допустим Курскую битву (как частичку наиболее наглядного и яркого эпизода), в противостоянии танкостроительных концепций Германии (а под ней и Европы, как минимум заводы Чешской Шкоды), против СССР .... ?!!!
      Т-34 был конструктивно проще "Тигров" или "Пантер" (и пробивал вражеские максимум с 500 метров, а не 1,2-1,5 км.), но гораздо более массовым и дешёвым (!), и количественное превосходство (на поле боя), переросло в такое "иное качественное измерение", - как победа !!!!
      Поэтому ... И в авиации, и в ВМФ наверное, важен не только качественный, но и количественный показатель ... ?!!! Мне так кажется, что даже если ТОФ (допустим) и получит того же "Нахимова" после модернизации, то это сразу же повергнет в ужас и весь флот Японии ...
      или не дай бог столкнуться с Китаем на море ... Где в год прибавка в три фрегата и пару тройку ЭМ (не считая корветов и вертолётоносцев) как минимум ...
      1. 0
        26 декабря 2021 06:23
        Не забывай те ,что в советских танковых соединениях ,на время Курской битвы,было много легких танков т60 и т70 до трети состава,а не только т34.большие потери в танках вынудили Ставку издать приказ о прекращении производства легких танков.
      2. 0
        26 декабря 2021 08:56
        Простите, а какое отношение Курская битва имеет к реверс-инжинирингу?
        1. 0
          27 декабря 2021 00:15
          Цитата: Дилетант
          Простите, а какое отношение Курская битва имеет к реверс-инжинирингу?
          тот мой комментарий касался в основном Вашего тезиса,-
          Цитата: Дилетант
          Главное не что сделать, а как сделать.
          (!). hi
          в частности, рождение как раз к Курской битве, самой "Пантеры", был отчасти промышленный шпионаж в части рациональных наклонов листов бронирования танка, как раз уже с Т-34 (!)....
          После столкновений с нею ранее "Панцирей 3 и 3/4" (как основных "рабочих лошадок" танковых соединений Вермахта, первых лет войны !!). Такой вот пример "усовершенствованного плагиата", или как обозвали в данной статье, - "реверс-инжиниринга", со стороны Германии ... yes
          Но попутно, был рассмотрен и подразумевавшийся выше тезис, - в части перехода количества в качество.... ибо один в поле не воин. !
    2. 0
      26 декабря 2021 21:13
      Цитата: Дилетант
      Что, реверс инжинирингом технологии научились восстанавливать? Главное не что сделать, а как сделать.

      Научились.
      Что бы повторить реверс- нужны конструкторы, технологи, инженеры, производственная база "того же уровня развития".
      Иначе, не поймут и не повторят.

      Запомните это.
      1. 0
        26 декабря 2021 21:29
        Пардон, а что именно и для чего мне надо что-то запоминать про китайский реверс-инжиниринг?
        1. 0
          26 декабря 2021 21:39
          Цитата: Дилетант
          Пардон, а что именно и для чего мне надо что-то запоминать про китайский реверс-инжиниринг?

          Повторяю второй раз.
          Как для прапорщика.
          Что бы что то повторить, нужно иметь тот же уровень развития науки и техники.
          Это для того, что бы вы больше думали , прежде чем писать ...
          1. 0
            26 декабря 2021 22:09
            Я понял! Вы еще не придумали, зачем (и далее по предыдущему тексту)
  3. bar
    +10
    25 декабря 2021 16:29
    J-15 страдал от ряда недостатков, свойственных его «старшему брату» [Су-33], в частности, от низкой надёжности, которая стала причиной многочисленных аварий

    То есть низкую надёжность и аварии китайцы тупо содрали? Зря. Надо было приделать высокую надёжность и безаварийность. laughing
  4. 0
    25 декабря 2021 16:34
    Имеются признаки оснащения авиазвена малозаметными ударными дронами GJ-11

    А этот у кого украли?
  5. -5
    25 декабря 2021 20:45
    Цитата: Косм22
    Цитата: ERsytype
    Это банальное воровство, наглое и неприкрытое.

    Давайте не будем выяснять, что, когда и у кого украл. На этом поприще у многих рыльце в пушку.
    Гораздо важнее состояние флота страны.
    А оно таково: у Китая 2 авианосца в строю (вертолетоносцы опускаем) с полусотней самолетов.
    У России дырка от бублика на сегодняшний день.
    Вот это существенно. Все остальное лирика и хлюпанье носом.

    Все то, что вы перечислили, есть у китайцев по причине наличия больших денег (реальных или кредитно-напечатанных) и воровство наверняка не в таких масштабах. В России тоже все может быть, но сильно много эффективных менеджеров сидят на ключевых точках.
    СССР вряд ли получится вернуть, люди уже совсем не те. Сейчас рулит не идея, а бабло.
  6. 0
    25 декабря 2021 21:46
    Фюзеляж скопировать, ну, да, возможно.
    А вот движки с ресурсом, очень сомневаюсь.
  7. 0
    26 декабря 2021 22:10
    Действительно, зачем с нуля самим что-то придумывать/разрабатывать, когда есть вполне проверенный аппараты Су-33, тем более Китай давно этим занимается и неплохих успехов добился на этом поприще...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»