Цусима: Рожественский – виновен
Объекта атаки, слабейшей левой колонны… не было! Первым,
мощно расталкивая воду, вздымался флагманский «Кн. Суворов»,
а за ним… Да! За ним, заканчивая выравнивать линию, шла в
кильватер вся русская эскадра… Того буквально уносил ноги!
От адептов З.П. Рожественского.
Данная статья является ответом А. Колобову на его публикацию
«Цусимское сражение и З.П. Рожественский. Казнить нельзя помиловать».
Следует отметить, что автор талантливой фантастической альтернативы «Глаголь над Балтикой» А. Колобов является автором еще и многих, безусловно, интересных статей «Военного обозрения», пока… тематика не начинает касаться личности З.П. Рожественского и Цусимы (где начинается снова фантастический «Глаголь»).
С учетом момента и военно-политической обстановки (реальной угрозы войны с Японией), тематика Русско-японской войны 1904–1905 гг. и Цусимы становится исключительно важной и общественно значимой. И здесь проблемой является ряд статей, которые не несут в себе цели разобраться в произошедшем, а лишь любыми путями обелить и «оправдать» Рожественского. Примером таких публикаций был и «Цусимский цикл» А. Колобова, и последняя его статья «Цусимское сражение и З.П. Рожественский. Казнить нельзя помиловать».
При этом необходимо отметить, что дискуссии как таковой нет, а то, что есть, гораздо более соответствует слову спор. Тем не менее в нем имеются определенные тезисы и, с учетом остроты и общественной значимости темы, есть смысл показать их ошибочность у А. Колобова.
Тезис № 1 – статья В. Чистякова «Четверть часа для русских пушек»
А. Колобов пишет:
Разгромный ответ В. Чистякову уже был и известен (ссылка), в связи с чем полаю необходимым остановиться только на наиболее одиозных и фэнтезийных аспектах данной статьи.
Для начала стоит отметить фразу г. Чистякова:
К ней мы еще вернемся, а пока продолжим цитировать В. Чистякова:
Т. е. по фантазиям г. Чисткова (и г. Колобова), Рожественский (отказавшись от разведки крейсерами), ведя радиоразведку, тем самым якобы «получал точную дистанцию» (которая требовалась для того, чтобы своевременно «выставить приманку»).
А теперь немного реалий.
Современная корабельная радиолокационная станция целеуказания 3Ц-25Э (ссылка) имеет в т. ч. пассивный канал (диапазон частот принимаемых сигналов: сантиметровый, дециметровый) со среднеквадратичной ошибкой по дальности 5–20 %.
Т. е. даже 3Ц-25Э не обеспечивала точности, необходимой для заявленного адептами Рожественского замысла! При этом рабочая полоса передатчиков начала ХХ века находилась в длинноволновом диапазоне сотен метров, а указанные точности 3Ц-25Э обеспечивались в высокочастотных сантиметровом и дециметровом диапазонеах! Т. е. даже без учета примитивности техники того времени, ни о каком «определении расстояния с хорошей точностью» просто физически не может быть и речи! Вся «точность» там получается на уровне «близко – далеко».
Здесь остается только процитировать г. Колобова («Жемчуг» и «Изумруд» в Цусиме. Действия крейсеров в дневном бою 14 мая):
И из заключения комиссии по Цусимскому разгрому:
Однако продолжим. Чистяков:
Очень хочется поинтересоваться у гг. Чистякова и Колобова, как на море «отмечена» эта «чудесная точка»?
И с чего они взяли, что по этой абстрактной точке стрелять лучше, чем, например, по реально визуально наблюдаемой цели на постоянном прицеле и целике?
При этом очень хотелось бы увидеть не их фантазии, а, например, ссылки на документы и учебники по артиллерийскому делу. Полагаю, что искать их придется очень долго (за отсутствием таковых).
Впрочем, дальше начинается просто «улет фантазии»:
Как говорится – картина Репина «Приплыли». Ах, если бы не «Фаберже»! Уж тогда Рожественский показал всем, какой он «Нельсон»!
При этом г. Колобовым к этому даже «обоснование» (в кавычках) приводится:
Предельно простой вопрос к г. Колобову: с чего он решил за Того, что тот «собирался атаковать на контркурсах»?
Да, есть источники, в которых такое упоминается. Однако подобное предположение не выдерживает ни малейшей критики, ни тактически, ни просто здравым смыслом: «пролетая» на контркурсах, Того просто не успевал «накидать» левой колонне Рожественского сколько-нибудь значительного количества снарядов, а главное – терял выгодную позицию. Причем такую ошибку он совершил возле Шатунга, едва не упустив Первую Тихоокеанскую эскадру.
Погода в Цусиме была весьма свежая, видимость плохая, туман, и иди эскадра Рожественского узлах на 14, сколько после этого ее догонял бы Того? И насколько сократилось бы оставшееся время для боя до наступления темноты?
Тезис № 2 – «неврастеническое поведение Рожественского перед боем»
А. Колобов:
О маневре – чуть позже, а пока о Рожественском.
Ранее г. Колобов заявлял:
Начнем с адмирала Г.И. Бутакова, давшего молодому Рожественском следующую характеристику:
А.С. Новиков-Прибой:
Здесь весьма уместно вспомнить «начопера штаба эскадры» (увы, «милостью денежной ведомости», а по факту пассажира и «летописца») В. Семенова! Рожественскому был нужен не один из ключевых офицеров в штабе, а ушлый «глашатай в СМИ»!
– Куда ты, проститутка подзаборная, прешь? Куда прешь?
Все понимали, что на этот раз провинилась «Аврора»…
…матросы, находившиеся на палубе вдали от непосредственной угрозы, смеялись между собой:
– Тише, ребята! На мостике спектакль начался.
И все слушали, как Рожественский разносил какого-нибудь командира, заменяя его фамилию придуманной кличкой, и все понимали, кого под какой кличкой он подразумевает. Не только командиры, но и младшие флагманы не избежали прозвищ, иногда остроумных, иногда похабных.
Хочется спросить г. Колобова – действительно ли он считает такой «стиль управления» адекватным и целесообразным?
Рожественский не щадил и чинов своего штаба и постоянно третировал их. В особенности пришлось унижаться перед ним флаг-капитану капитану 1-го ранга Клапье-де-Колонгу… Прежде чем пойти с докладом к своему барину, Клапье-де-Колонг производил через его вестового рекогносцировку о настроении адмирала:
– Вроде как ничего, ваше высокоблагородие.
Однажды потребовалось ему спешно о чем-то доложить командующему… временно прислуживал адмиралу командирский вестовой. Когда Клапье-де-Колонг взглянул на его лицо, распухшее от адмиральских кулаков, то сразу упал духом.
– Значит, его превосходительство в плохом настроении?
– Беда, ваше высокоблагородие, расшиб меня совсем.
Клапье-де-Колонг растерянно забормотал:
– Но как же мне теперь быть? Ведь у меня спешное дело к нему.
– Не могу знать, ваше высокоблагородие, а только лучше не показывайтесь на глаза. Весь кипит.
Срочное дело было отложено до более благоприятного времени.
Писарь Устинов не раз заставал флаг-капитана в каюте плачущим.
По Колобову, это все якобы «наветы» Новикова-Прибоя. Хорошо, почитаем самого З.П. Рожественского – из письма жене из Носси-Бэ 31 марта:
Надеюсь, самого Рожественского источником «наветов» на него самого г. Колобов считать не будет?
Капитан 1-го ранга Озеров (командир «Сисоя Великого»):
Тон же этих собраний вообще был таков, что с них торопились уехать, а не было желания их посещать. Не мне судить самого себя или, тем более моих коллег, из коих большая часть покоится на дне морском, но надо было понимать полную нашу недоброкачественность, при виде такого надменного и презрительного обращения, как председателя собраний, так даже его штаба, которое не только отнимало желание какого-либо вопроса, совета, обсуждения, парализовало инициативу, но рождало сердечную тоску о благополучном окончании собрания. Неприличное обращение с именем командира судна царило всегда и за глаза, и в глаза, и устно, и письменно.
Контр-адмирал Небогатов:
Инженер-механик А.Н. Михайлов («Наварин»):
Старший артиллерист лейтенант П.Е. Владимирский («Суворов»):
Лейтенант П.Н. Шмидт (да, «тот самый») в письме к жене своей от 17 октября 1904 года:
При всем при этом подчеркну, у меня нет ни тени сомнения в нормальности Рожественского в «психиатрическом отношении». Налицо типаж, очень хорошо описанный у А.С. Пушкина в «Дубровском»: Троекуров. Фактически мы имеем полностью потерявшего берега военно-морского Троекурова, зашкаливающее самомнение и презрение к подчинённым которого не только вне достойного поведения и приличий, а находится практически на грани просто неадеквата.
Здесь уместно вспомнить еще один эпизод, имевший крайне тяжелые последствия.
А. Колобов («Ночь перед Цусимой. Зачем госпитальные суда своими огнями выдали расположение русской эскадры?»):
Точного ответа на этот вопрос дать невозможно, но, скорее всего, дело обстояло так… русский командующий ожидал боя и серьезных потерь… большое количество раненых… можно предположить, что наличие госпитальных судов, даже при определенных затруднениях в передаче на них раненых после боя, могло бы спасти множество жизней…
Очередная фантазия А. Колобова парируется даже не тем, что госпитальные суда по факту не спасли ни одного раненого или погибающего в сражении, но и просто тем, что никаких соответствующих приказов им не отдавалось.
При этом г. Колобов сам признает:
Однако вернемся к «клеветнику» (по А. Колобову) Новикову-Прибою:
Из письма мичмана Д. Головнина («Суворов»):
Но, может, это очередной клеветник и очернитель «светлого образа» (в кавычках) «почти Нельсона»?
Что ж, почитаем письма к жене («Письма из похода к Цусиме» 2006 г.) человека, весьма близкого к Рожественскому и которому он в немалой степени был обязан своим феерическим карьерным «взлетом» в 1902 году, фактически организатору «военно-морской показухи» для двух императоров, флагарта Ф.А. Берсенева.
Но сначала стоит обратить внимание на оценку Берсенева одного из весьма известных офицеров штаба:
И его оценку, данную самому Рожественскому:
В итоге мои отношения к окружающей среде таковы: с Адмиралом частью вынужденно хорошие; близких по духу людей нет; знаю, что в случае нужды никто из них не поддержит, а каждый будет заботиться о своей шкуре.
К анализу деятельности самого флагарта Берсенева мы вернёмся во второй части статьи (при рассмотрении «артиллерийских вопросов»).
И комментарий к сноске –
И письмо Рожественского жене:
Т. е. Рожественскому «больно» не за неготовность эскадры, идущей в смертный бой, а за расстроенную заграничную поездку!
Собственно говоря, еще раз из Берсенева (подчеркну – весьма близкому ему человека):
Что касается «неадекватного маневрирования», автору приходилось видеть в море нечто подобное, именно бессмысленное и неадекватное маневрирование, просто потому что человек был не в состоянии совладеть сам с собой, и увещевания старшего на борту там помогали мало. Бинокли за борт, как у Рожественского, не летели, но вот бессмысленные и откровенно вредные команды и нервное тыканье в случайные кнопки на пультах из-за плеч операторов – было.
Маневрирование Рожественского в завязке боя не имеет никаких логических и адекватных объяснений, несмотря на все усилия «адептов несостоявшегося Нельсона», А. Колобов:
Считать адекватным объяснением «версию», что Того хочет внезапно на него напасть в тумане (т. е. под заведомое «перфорирование» бронебойными снарядами), причем крайне неудобным строем фронта, как говорится – увольте. Да, есть те, кто в это верит, однако теологические вопросы не являются предметом тактических и технических диспутов (ввиду отсутствия всякого смысла в таком споре).
В конце концов, заявление о «нападение в тумане» просто говорит о пишущем подобное как об абсолютном дилетанте.
Итак, Рожественский перед сражением:
– полностью отказался от разведки (по мысли адептов, «заменив» ее якобы «фантастически эффективной» радиоразведкой);
– включенные огни госпитальных судов, которые он тащил с собой, в итоге привели к обнаружению эскадры и исключили скрытный прорыв;
– эскадра шла к бою в негодном для боя строю, и никаких адекватных оправданий этому ни сам Рожественский, ни его адепты привести не смогли.
И вот здесь я еще раз процитирую Чистякова:
Тезис № 3. «Манёвр Рожественского» и гибель броненосца «Ослябя»
Суть дела: из походного строя из двух кильватерных колонн броненосцев Рожественский на виду неприятеля начал перестроение в одну кильватерную колонну, вследствие чего (недостаточной скорости броненосцев первого отряда) в начале боя «Ослябя» был вынужден стопорить ход, а наши броненосцы второго отряда потеряли строй и практически свалились в кучу.
А. Колобов пишет:
Т. е. по А. Колобову – маневр Бэру нужно было начинать «за полчаса»?! Отсыл к автомобильной логике (где водитель прямо видит и дистанцию, и вектор скорости и расстояние между машинами) просто «прекрасен» своей абсолютной дилетантской уверенностью и незамутненностью (и абсолютным непониманием специфики маневрирования кораблей – тем более в то время, когда РЛС не было).
Из комментариев к статье к этому тезису:
Поясняю: дело в большой инерционности кораблей, что в данной ситуации усугубляется объективной невозможностью точной выработки параметров движения и, соответственно, точного расчета условий расхождения. Причем, уж если ситуация такая возникла, самым простым для ее разрешения было «Орлу» отвернуть на время на прежний курс, а потом коордонатом занять свое место в кильватере (т. к. в отличие от крайне стесненного «Ослябя», «справа» у «Орла» было свободно)!
Теперь о самом замысле (которого, по сути, и не было) манёвра Рожественского.
Первое. Для начала стоит отметить, что в своих рапортах и показаниях Рожественский многократно лгал, и к его показаниям нужно относиться соответственно.
Второе. Маневр должен иметь запас (времени, расстояния, скорости). Ничего этого в данном случае и близко не было.
Третье. Команда на маневр должна быть ясна, понятна и не допускать двоякого толкования. В сигнале Рожественского же была одновременно указана и скорость (причем заведомо недостаточная), и количество оборотов винтов, и это для броненосцев, не только имевших существенно отличавшиеся характеристики (по результатам испытаний), но и просто разные машины и винты.
И четвёртое. Главное – скорость.
А. Колобов:
…если З.П. Рожественский допустил ошибку в перестроении, то, вероятно, М. Климову, не понаслышке знакомому с морем, не составило бы труда пояснить, в чем она заключалась. Увы, в его статье ничего такого нет.
А. Колобов, мягко говоря, пишет неправду, процитирую себя еще раз из статьи «Главный виновник Цусимы» (т. е. то, что г. Колобов упорно пытается не видеть):
При увеличении скорости в завязке боя никакой проблемы «скомканного маневра Рожественского» и «свалки» наших броненосцев в начале боя гарантированно не было бы! Все ясно и понятно! Однако «адепты Рожественского» упорно стараются этого «не замечать».
К скорости мы еще вернемся, и не раз. Ибо скорость – это один из ключевых факторов Цусимского разгрома, с чем, кстати, ранее был согласен и сам А.Колобов:
Тезис № 4 – окраска кораблей
Корабли Рожественского вступили в бой покрашенными в черный цвет (с желтыми трубами), что из-за отличной их наблюдаемости обеспечило японцам возможность хорошо и быстро пристреливаться. Более того, несмотря на хороший опыт и специальные испытания в российском флоте окраски, обеспечивающей наихудшие условия наблюдаемости наших кораблей, ничего из этого не только не было использовано Рожественским, но и по его приказу были перекрашены корабли, ранее покрашенные в малозаметную «шаровку» (как, например, крейсер «Олег»).
Разумеется, после такого катастрофического урока так корабли больше не красил никто (единичные случаи черного окраса «под ночь» кораблей только подтверждают этот общий ввод). Тем не менее адепты фантазируют в попытках оправдать Рожественского и в этом вопросе:
Причем в комментариях к статье от г. Колобова прозвучало даже слово «камуфляж»:
24 ноября 2021, 18:56. В дальнейшем камуфляж, включавший в себя горизонтальные полосы различного цвета с переходом от тёмных оттенков (у воды) к светлым, вполне себе использовался.
Здесь остается только повторить: вопросы веры и теологии не являются предметом технических и тактических споров.
А из личной практики: в ночи в подавляющем большинстве случаев «все серые кошки одинаково черны». Нюансы есть только при внешнем освещении, например, прожекторами.
Тезис № 5 – погрузки угля в океане
Собственно, просто непонятно, ради чего г. Колобов по этом вопросу наглаголил порядка 900 знаков с пробелами (с учетом того, что в своем ответе он усиленно не замечал и всячески уклонялся от действительно важных вопросов, например, скорости и ее влияния на вероятность поражения снарядами противника), особенно с учетом того, что он сам, дочитав, сознается:
Однако здесь есть еще один момент.
Из статьи Э.Б. Созаева «Цусима и фактор скорости»:
Не могу пока сказать ничего за достоверность этого, кроме того, что тема угля меня очень заинтересовала, и постараюсь в ближайшее время поднять эти вопросы в архивах.
Тезис № 6 – вопросы к Рожественскому
«…было более чем достаточно критической информации об отставании и откровенно ненормальной ситуации у нас на флоте по целому ряду военных вопросов». Каких вопросов?
Да хотя бы дистанций боя!
Уже один этот фактор, проявившийся с первых боев Русско-японской войны, заставлял пересмотреть и проанализировать массу деталей (начиная с таблиц стрельбы и заканчивая вопросами управления огнем и эффективности фугасных боеприпасов)!
Следует отметить, что в известной записке бывший подчиненный Рожественского Щеглов еще очень гуманно прошелся по своему бывшему начальнику. Реально перечень нехороших вопросов к Рожественскому был многократно больше.
Все это адепты Рожественского, разумеется, категорически не жалеют видеть (заменяя реальность и факты очередными фантазиями).
На что повлиять?
А на то, что должен и обязан был – по своему кругу функциональных обязанностей!
Да, есть МТК и ГУКиС, имевшие соответствующий аппарат и ресурсы. Однако отвечал Рожественский (как начальник ГМШ)! Организация, безусловно, не просто «оставляла желать лучшего», а более чем отдавала «организованной безответственностью», порой на грани просто маразма. Наиболее наглядный пример – те же фугасы:
Главное Управление кораблестроения и снабжений сообщило комитету, что предположенные опыты вызовут расход до 70 000 рублей; что с хозяйственной стороны самые опыты уже не имеют большого значения, так как требующиеся для судов снаряды изготовлены или заказаны почти до полного боевого комплекта; что оно полагает возможным допустить производство опытов лишь попутно при испытаниях снарядов, плит… и что эти соображения управляющим.
А теперь очень серьезный момент.
Ситуацию, аналогичную с ГМШ и ГУКиС перед Русско-японской, мы, по сути, имеем сегодня: с Главным командованием ВМФ (которое «формально отвечает») и ДОГОЗ (у которого деньги ресурсы).
И, следуя логике «адептов Рожественского», если за неготовность флота к войне он якобы «не виновен» (т. к. виновны (и, безусловно, виновны!) и ГУКиС, и МТК, и Авеллан, и генерал-адмирал)… Причем это не какие-то «теории», отмазки, что сегодня ВМФ РФ «не виновен» (в целом ряде провальных вопросов), потому что «это все структуры Минобороны» (ДОГОЗ, Тыл, ДТО и т. д.), вполне в ходу.
Скажу по данной ситуации от себя: виновны! Хотя бы за то, что молчат, в т. ч. по вопросам, по которым надо «в набат бить»!
При этом, говоря о Рожественском, стоит напомнить, что, помимо должности начальника ГМШ, он еще был причислен к свите, т. е. имел возможность прямого доклада «первому лицу»!
На фоне этого потуги его адептов изобразить сегодня его как «стрелочника», «Нельсона», «агнца» и т. д. – просто нелепы.
Тезис № 7 – возможность решительной атаки броненосцев первого отряда
А. Колобов в статье «Об интенсивности русской стрельбы в Цусиме» заявляет:
Колобов отрицает возможность эффективной атаки японцев «скоростным отрядом» броненосцев Второй эскадры, при этом признавая порой эффективность для нас «боя на коротке»:
Вопрос в том, что А. Колобов путает дальность прямого выстрела и эффективную дистанцию стрельбы, что вообще удивительно – это, что называется, базовые понятия, а по заявлению самого г. Колобова он «изучил 90 % литературы» по Русско-японской войне.
Впрочем, отставим иронию и вернемся к эффективным дистанциям стрельбы.
С учетом крайне низкой эффективности наших фугасных снарядов. А также того, что на бронепробиваемость влияет много факторов, в первом приближении для 12-дюймового главного калибра броненосцев для условий Цусимы эффективная дистанция составляла чуть более 20 каб, для 6-дюймового среднего калибра – чуть более 10 каб (что было и отражено в инструкции флагарта Берсенева).
Соответственно, можно нарисовать приблизительный график сравнительной эффективности артогня в зависимости от дистанции.
Две «ступеньки» на нем для орудий Второй эскадры – это как раз «площадки пробития брони» для главного и среднего калибров.
А. Колобов пишет («глаголя» в т. ч. и о «волшебных палочках»):
Это чудо называется – тактика.
Я ни в коей мере не претендую на то, что «специалист всегда прав». Те же Берсенев и Рожественский в артиллерии, безусловно, были специалистами, но об этом – во второй части.
Здесь же было бы уместно вспомнить и Джона Клерка. Однако если «новый человек» действительно хочет разобраться в тематике, то он должен в ней разобраться (а не подменять отсутствующую или непонятную ему информацию собственными фантазиями)! И тогда свежий взгляд на проблемы может действительно открыть много нового – даже специалистам.
Какие «теоретические возможности» были у английского линкора «Дюк оф Йорк» уничтожить «Шарнхорст», с учетом того что по скорости он уступал противнику на 3 узла?
С точки зрения диванных флотоводцев – никаких:
Однако на деле уступающий «Шарнхорсту» по скорости «Дюк оф Йорк» с эффективной дистанции зарядил ему снаряд в машинное отделение, после чего спокойно добил потерявшего преимущество в скорости противника.
Возвращаясь к Цусиме, вопрос сводился к задаче сближения на дистанцию около 20 каб (оптимально с траверза цели) и создания условий для точной стрельбы главным калибром бронебойными снарядами с целью поражения машинно-котельных отделений японских броненосцев.
Здесь возникает интересный вопрос о начальной дистанции боя.
Принимая момент его начала с первым выстрелом, мы приходим к дистанции 32 каб, как измеренной дальномером и подтвержденной пристрелкой (снаряд упал рядом с «Микасой»).
Еще раз процитирую (из моей статьи):
На что г. Колобов возражает:
К этим рассуждениям г. Колобовым приводится рисунок.
Я не вижу особого смысла для того, чтобы кропотливо устанавливать фактическое положение кораблей в завязке боя, по простой причине: как только последуют активные действия русской эскадры (о которых идет речь), противник будет предпринимать меры с учетом их. Поэтому полагаю возможным для иллюстрации взять рисунок самого А. Колобова (наложив на него японский кильватер из отчета «Фусо»).
Здесь необходимо подчеркнуть принципиальную ошибку (хочется думать, что случайную, а не намеренную) А. Колобова: то, что за момент начала маневра русской эскадры он берет момент открытия огня.
При этом от момента поворота «Микасы» до момента открытия огня прошло 3–4 минуты. Маневр по курсу цели визуально обнаруживается очень легко по изменению курсового угла цели (практически мгновенно). Соответственно, на принятие решения необходимы считанные секунды. Передача приказа на следующие корабли семафором (скорость которого позволяет передать именно текстовую команду, а не просто команду свода сигналов) с одновременным маневром. Скорость до максимальной, для первого отряда, должна была быть увеличена еще с обнаружением противника.
В этом случае траверзная минимальная дистанция до «Микасы» для «Суворова» уверенно находится в пределах 20 каб. При этом «Микаса» в 8-кратном прицеле Перепелкина будет занимать почти треть поля зрения:
Условия для стрельбы идеальные!
Бить в начале необходимо с прицелом в среднюю часть корпуса – по машинам, после их поражения – с переносом огня на артиллерию, погреба и ходовой мостик противника (со сближением на дистанцию около 10 каб).
Где там любимая цитата г. Колобова?
При этом строй противника – это не «материальная точка» «Микасы», это именно кильватерная колонна.
Поэтому рассуждения А. Колобова:
Вынужден огорчить г. Колобова: то, что он имеет в виду, называется в тактическом маневрировании «сближение с целью в кратчайшее время», и является, по сути, «торпедным треугольником». При этом, если скорости цели и нашего корабля равны, то никакого треугольника не получается – ибо вектора скорости (равной!) будут параллельными.
С учетом этого пассаж г. Колобова про «учебник 5-го класса» выглядит весьма забавно:
Может быть, прежде чем с легкостью публично раздавать советы по маневрированию кораблей в полтора десятка тысяч тонн водоизмещения, взять для начала учебник по тактическому маневрированию (разумеется, школьный «5 класс» к этому отношения не имеет, это тема векторов и векторной диаграммы скоростей), задачник, маневренный планшет и хотя бы задачки порешать?
Допустим, «Микасе» в очередной раз фантастически повезло, она проскочила опасный для пробития брони участок, не получив повреждений машинно-котельной установки, предположим. Но ведь в строю она не одна! И с учетом этого фактора рисунок А. Колобова выглядит так:
Т. е. хвост колонны Того находится в пределах дистанции уверенного огневого поражения (с пробитием брони).
На самом деле здесь вопросов немало, в первую очередь по последующим броненосцам первого отряда – как им наиболее оптимально маневрировать. Ну так готовить нужно было!
Тем более что на эскадре командиром скоростного корабля – известный «военно-морской отморозок» (в хорошем смысле этого слова) Добротворский. Формируется на переходе скоростная «учебная эскадра агрессоров»: «Олег», «Аврора», один из «скаутов» (второй, по очереди, на репетовании или разведке) и начинается отработка тактического маневрирования в самых разных тактических вариантах. Можно и по буксируемым щитам при этом пострелять.
Угроза от крейсеров Камимуры?
Как говорится, «милости просим», ибо бой получается (причем сразу, с завязки) на оптимальных дистанциях для русских кораблей, а задуманная Того схема боя сломана, инициатива перехвачена русскими.
И здесь очень хороший вопрос – что он предпримет?
Оптимально ему «разрывать дистанцию» (попросту – бежать) с тем, чтобы отойдя атаковать по новой и с нилучшей для себя дистанции:
Но с учетом разгрома его хвоста и весьма вероятных тяжелых повреждений его кораблей, далеко не факт, что самурай решил бы отступить. Гораздо логичнее – поворот вправо на помощь хвосту. Только вот, опять же – это получается на довольно хороших для русской эскадры дистанциях.
На все это адепты Рожественского отвечают, что, мол, не получится, потому что наши скоростные броненосцы японцы якобы перестреляют.
Тезис № 8. Маневр на противника «Александра III» и его тяжелые повреждения
А. Колобов пишет:
14:26 – «Суворов» выходит из строя. «Александр III» сперва следует за ним, потом, поняв, что флагман З.П. Рожественского не управляется, возвращается на прежний курс и затем поворачивает на японский строй.
14:40 – «Александр III», совершенно избитый, выходит из строя. В дальнейшем занял место то ли позади «Орла», то ли позади «Сисоя Великого», но эскадру вести не мог и существенного влияния на бой оказать не мог тоже.
Итого – японской эскадре, с их «беспомощными» фугасными снарядами, хватило от силы 14 минут (при плохом курсовом угле для четверки броненосцев Х. Того), чтобы выбить атакующий их строй броненосец типа «Бородино». При том, что стреляли они в это время, конечно же, не только по «Александру III».
Возникает вопрос – почему г. Колобов упорно не замечает других примеров, близкого сближения русских кораблей с главными силами противника, например, крейсера «Новик» (ссылка):
Причем это происходило 27 января 1904 года в бою, о котором г. Колобов пытается иронизировать:
В бою 27 января 1904 г. японцы израсходовали 79 снарядов калибром 305-мм, добившись 8 попаданий в русские корабли. Точность составила 10,1 %, что для эскадры, впервые вступившей в сражение, едва ли заслуживает эпитета «бледно».
Очевидно, что без учета конкретных условий все эти проценты показывают «не то цену дров, не то количество жителей», причем сам г. Колобов это прекрасно понимает (но периодически «внезапно забывает»):
Цитата:
Примечание. ВИР – величина изменения расстояния.
Это английский флот, причем уже послеютландский. По источнику этой цитаты – весьма подробно во второй, артиллерийской части.
Впрочем, ничего удивительного, об этом прекрасно знали задолго до:
Источник: Лейтенант Иениш «Тактическая часть артиллерии и целесообразность стрельбы» (1886– 1887).
Т. е. ответ на вопрос, как снизить эффективность огня противника в этих условиях, заключается в грамотном тактическом маневрировании.
Об этом и про артиллерийскую часть вопросов – во второй части.
Информация