Военное обозрение

А ведь Углич считался глубоким тылом

15
А ведь Углич считался глубоким тылом

«Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом нашей Родины».

Г.К. Жуков

Памятный знак


Непросто удержать в памяти имя буквально каждого героя. Но если и сегодня где-то действительно готовы помнить кого-то из них, то вряд ли уже потом забудут. О летчике Сергее Пичугине известно и написано довольно много (Подвиг Сергея Пичугина в ночном небе), но точное место его гибели нашли только в 2021 году.

В морозный декабрьский день 2021 года под Заозерьем был установлен Памятный знак о ночном воздушном таране, совершённом С.С. Пичугиным во время Великой Отечественной войны. Всё было сделано усилиями очень многих людей.


Прежде всего – ветеранов из общественной организации ОВД города Углича (С.И. Антипаев, А.А. Руденко, В.Л. Матвеев, О.Ю. Самодуров) и Всероссийской общественной организации «Боевое Братство» (руководитель Е.В. Натальин), а также заместителя военного комиссара городов Углич и Мышкин А.В. Кулагина.

К ним присоединились и учащиеся классов правоохранительной направленности «Юный друг полиции» средних школ № 2 и № 4 города Углич (руководитель А.А. Руденко).

Почему памятный знак появился именно под Заозерьем? И кто такой Сергей Степанович Пичугин? И при чём здесь Ярославский край, граничащий конкретно в этом месте с Тверской областью – ведь в нашей области не было войны? Много вопросов, которые предваряют само событие. А теперь разберёмся в сути мероприятия, его участниках и значимости.

Провинциальный репортаж


Заозерье. Впервые я открыла его для себя, не зная никого из общества ветеранов. Мы приехали туда лет шесть назад весной с мамой в составе экскурсионной группы, душой которой был Виктор Иванович Ерохин.

Стоял чудесный день: село встретило нас улыбкой пушистой сирени и золотыми куполами храма Казанской иконы Божьей Матери. Виктор Иванович рассказывал о храме: «Он построен в 1730 году, имеет приделы в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии».


Я убежала от группы, поднявшись на самый верх колокольни. Село раскинулось передо мной, как на ладони, искренно и честно показав всё своё богатство: озёра и луга, дома и перелески. Того впечатления не забуду…

Пожалуй, той искренностью и неподкупностью, открытостью и природной самобытностью отличаются и жители этого села. Они болеют душой и сердцем за свою малую родину, как и за Россию в целом.

Встретились мы впоследствии с заозерцами и Заозерьем ещё не раз. Узнала я о Юрии Орлове (ГИПЕР), погибшем при выполнении воинского долга в Афганистане, чью память чтут ветераны Угличского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое Братство» во главе с Евгением Натальиным.

С каждым годом их ряды пополняются ветеранами локальных войн – ведь только объединившись, можно и нужно хранить память о войнах и о героях, передавать память подрастающему поколению. Пообщалась с Сергеем Антипаевым, ветераном МВД, отец которого Иван Иванович Антипаев прошёл Великую Отечественную войну до Великой Победы, стал участником штурма Берлина, кавалером ордена Красной Звезды.


По крохам, дотошно и бережно собирает Сергей Иванович факты о земляках-героях, включив их в две Книги Памяти, рассказывающие о тысяче заозерцев, прошедших через ад Великой Отечественной войны. Удивительно, но даже сейчас, спустя 80 лет, открываются всё новые страницы книг – уже при участии внуков и правнуков героев войны.

Так открылась и дополнилась страничка подвига молодого летчика Сергея Пичугина, который совершил ночной таран и обрушил на землю вражеский бомбардировщик в небе над Заозерьем в далёком 1943 году. Теперь есть место, где можно поклониться его подвигу. Так кто же он – Сергей Пичугин?

Глядя на старые фото


С фотографии на нас смотрит молодой человек, выражением лица которого я не могу не восторгаться: весёлые глаза, лучистая полуулыбка, открытый, искренний взгляд.


Сергей Степанович Пичугин родился 22 февраля 1922 года в Подмосковье – деревне Матвейково. Был пятым ребёнком в семье. Детство у мальчика было нелёгким. Несмотря на то, что учёба в школе давалась ему легко, пришлось оставить учебное заведение и пойти работать.

Сергей стал помощником монтера на одном из столичных заводов. Параллельно занимался в клубе Осоавиахима – его всегда влекло небо. После обучения был направлен во вторую Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени Чкалова.


С начала 1941 года Сергей служил в составе 439-го истребительного авиационного полка. Летом 1942-го его полк вёл жестокую борьбу с фашистской авиацией под Сталинградом. С ноября 1942 года Сергей Пичугин служил в составе 147-го истребительного авиаполка Рыбинско-Ярославского района ПВО.

Именно здесь он и совершил свой подвиг, внеся самый дорогой вклад в дело Победы – собственную жизнь. В ночь с 20 на 21 июня 1943 года Пичугин защищал Ярославль от вражеских бомбардировщиков, целью которых был Ярославский шинный завод.

В ту ночь он преследовал гитлеровский бомбардировщик и даже смог его подбить. Нацистский пилот попытался скрыться, но наш летчик настойчиво продолжал вести беспощадный огонь. Пока не закончились боеприпасы.

Тогда Сергей принял решение – таран. Враг был уничтожен, а у Сергея оставалась призрачная надежда на спасение. Однако он покинул самолет слишком поздно, парашют не смог раскрыться. Так трагически оборвалась жизнь первоклассного пилота…

Где самолет?


Действительно, а где же самолет? Сергей Иванович Антипаев – коренной заозерец – с детства помнил историю о том, что где-то в их краю был воздушный бой во время войны. Но укрыла Заозерская земля в своих недрах останки самолета советского пилота, и сбитого им фашистского бомбардировщика.

Местные бабульки говаривали: «Да, сынок, вон там, на опушке под яблонькой, видели железяки!» Но уже ушли из жизни очевидцы событий, пропали с лица земли деревни Костенёво, Инобожь…

Лишь спустя десятилетия после изучения архивных материалов С.И. Антипаевым, а также А.В. Кулагиным родилась идея обозначить место крушения самолетов, найти их останки и увековечить это памятное место. Сначала была мысль установить камень на перекрёстке Ивановской и Заозерской дороги с памятной табличкой, рассказывающей о ночном воздушном бое.


Однако эту идею не поддержали, несмотря на успешную архивную работу Алексея Викторовича Кулагина: им были описаны подробности ночного тарана С.С. Пичугина и установлены имена членов экипажа германского самолета, а также его разновидность – бомбардировщик «Heinkel» He-111H-16.

Хочется надеяться на поддержку администрации района и скорое появление на Заозерской земле памятного комплекса Сергею Пичугину: камня с табличкой и памятного знака на месте подвига героя Великой войны, представленного к званию Героя Советского Союза посмертно.

Эстафета памяти


Ветераны передают эстафету памяти. Морозным утром на месте установления памятного знака вблизи села Заозерье встретились ветераны и школьники. Похрустывал снег под ногами, звенело в воздухе каждое слово.

Алексей Кулагин разъяснил школьникам их задачу – по заснеженному лесу они должны пройти к памятному месту, где были обнаружены останки самолета советского летчика Сергея Пичугина. Ребята внимательно слушали своих наставников – Кулагина и Руденко. А дорогу показывал Сергей Иванович Антипаев.

Дружно потянулась за ним вереница ребят. Через некоторое время их глазам открылся памятный крест – место, откуда были подняты из земли останки советского самолета. А где-то рядом – самолет германский. Но до него в этот раз не дойти, это событие на перспективу.

Глаза ребят устремились на Кулагина, который рассказал историю событий 1943 года, и того воздушного тарана над Заозерской землёй. Да, и обломок крыла самолета можно было потрогать – вот он, извлечённый не так давно из земли. Дети внимательно слушали, ловя каждое слово рассказчика – настолько мастерски он доносил до них информацию.

Потом они шли обратно – через лес, сквозь снег, к месту установления памятного знака летчику Пичугину вблизи автодороги. Идею С.И. Антипаева по увековечиванию места памяти летчика поддержали ветераны Угличского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое Братство», организовав изготовление и установку памятного знака. Торжественно возложили цветы ребята к памятному месту.


«Память о героях Великой Отечественной войны – святое дело. Мы живём – помним. И вы – помните и передавайте её своим детям», – сказал школьникам Евгений Натальин.

Ребят накормили горячей кашей, приготовленной на костре. Надеемся, это событие останется у них в памяти навсегда, как и история подвига Сергея Пичугина.

За свой подвиг – ночной таран над Ярославлем – Сергей Пичугин был посмертно награждён орденом Ленина и похоронен в братской могиле в Ярославле, на Туговой горе. Но молчит братское захоронение о подвиге героя, у него нет индивидуальной могилы, а место его подвига забыто.

Так не должно быть! Пусть же знают дети XXI века о том, что и на Ярославщине тоже была война, и совершались подвиги во имя Великой Победы, а также есть места памяти. Теперь такое место есть и под Заозерьем.

Многие ли знают, что в 2021 году село Заозерье Угличского района, наряду с городом Мышкиным, официально получило статус самого красивого населённого пункта по программе «Самые красивые деревни и городки России». Достойно!

А как же хочется, чтобы приезжающие в село туристы, среди которых всегда есть и дети, наслаждались бы не только архитектурной особинкой Заозерья, но знали бы ещё об одном факте – над Заозерьем в 1943 году был совершён подвиг молодым летчиком Сергеем Пичугиным.


Теперь есть и памятный знак, рассказывающий о подвиге. Есть возможность отдать дань памяти героя в том месте, где всё и случилось – под селом Заозерье Ярославской области. И загорятся алые гвоздики, как капельки крови, под фотографией 20-летнего парня с открытым, честным лицом. Он защищал Родину. Наш долг – об этом помнить!..

Остаётся только выразить благодарность Угличскому рекламному агентству «УРА» за помощь в изготовлении памятного знака Сергею Степановичу Пичугину. Благодарим также АНО «Добрые сердца» за участие в мероприятии.
Автор:
Использованы фотографии:
автора, aviator76.ru, mystiwot.nl
15 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 10 января 2022 04:34
    +3
    Хорошо что поставили памятный знак на месте гибели героя, но ещё радует и то что подростки осилили поход и почтили Память, а ведь могли отказаться сами или отказать родители.
  2. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 10 января 2022 04:50
    +6
    Такие эскурсиии школьников по местам боев необходимы.
    Память детишек в юном возрасте хорошо отпечатывает яркие события,всю жизнь помнить будут.
  3. Третий район
    Третий район 10 января 2022 06:04
    +8
    Хорошая статья о герое , только марку его самолёта не указали. Сергей Пичугин служил в составе 174-го авиаполка ПВО и летал на истребителе МиГ - 3.
    1. vladcub
      vladcub 10 января 2022 10:54
      0
      Миг для своего времени был хороший самолёт. На нем начинал войну Покрышкин
  4. Ольгович
    Ольгович 10 января 2022 07:15
    +5
    Какие красивые, хорошие дети на фотографиях! И учители у них прекрасные: такие ученики и преподаватели и делают бессмертной память о Героях войны за Отечество
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 10 января 2022 08:10
    -1
    Моя мама из Ярославской области. Поэтому от деда и от стариков слыхал историю о рухнувшей за селом сбитом немецком бомбовозе. Тогда, правда, обошлось без наших потерь, а остатки нацистского самолета на многие годы стали местом паломничества пацанов.
    И ветеран в селе жил, которому ногу оторвало... на станции в Ярославле. Тоже, во время налета. Такое вот дело - ветеран инвалид, а немцев даже издали не видел....
    1. Konnick
      Konnick 10 января 2022 10:00
      +3
      Такое вот дело - ветеран инвалид, а немцев даже издали не видел....

      А из ветеранов только 5-10% от силы видели немцев в бою...такая специфика войны.
      До сих пор находят самолеты...
      У моей одноклассницы деда, летчика-штурмовика, нашли вместе с самолетом три года назад в Смоленской области.
  6. vladcub
    vladcub 10 января 2022 10:50
    0
    Вообще не слышал о таком таране. Как- то получилось, что события на фронте заслоняли боевые события в тылу.
    А тылу тоже воевали и погибали. Пример - подвиг Пичугина.
    Хорошо, что автор рассказала об этом событии, а сколько ещё полузабытых историй боевого подвига далеко от линии фронта
    1. tralflot1832
      tralflot1832 10 января 2022 11:48
      +3
      Как тесно во время войны переплетаются судьбы .В небе Ярославля взошла звезда ,аса ВОВ Дважды Героя Советского Союза Амета Хана Султана.31 мая 1942 г он одержал свою первую победу ,сбив тараном Ю 88 .Который грохнулся в Волгу.Пичугин Сергей Степанович во второй половине 1942 года был переведён с Сталинградского фронта защищать небо Ярославля,а Ахмет Хан улетел на Сталинградский фронт.Вполне возможно что они в Ярославле встречались.Судьба героев известна Пичугин С.С погиб совершив героический таран ,а Амет Хан начав свой список побед с тарана дошёл до Берлина.( 30 + 19 побед)Погиб в возрасте 50 лет ,при испытании авиационной техники.Вечная им память!
    2. Андрей Жданов-Недилько
      Андрей Жданов-Недилько 10 января 2022 13:47
      +1
      Да, в тылу тоже иногда погибали летчики. Наша семья до 1970-х жила в городе Выкса Горьковской (ныне - Нижегородская) области. Там у нас крупный металлургический завод - "ВМЗ", но его в войну немцы не бомбили, а вот на Горький бомбить Горьковский автозавод ("ГАЗ") летали до 1943 года над нашим городом, причем пунктуально в одно и тоже время - часы, говорят, можно было сверять. Наши истребители стояли на аэродромах Мурома и Севаслейки. При подлете немцев поднимались, но те летали довольно высоко и сбить над Выксой было нереально. А вот зенитки с ж/д моста через р.Оку в Муроме - у тех получалось. Приведимый мною случай относится к зиме 1942/43 гг. Группа наших бомбардировщиков перелетала с Урала к линии фронта. Один бомбардировщик из-за поломки приотстал и столкнулся с возвращающейся из рейда немецкой группой бомбардировщиков. Произошел небольшой воздушный бой, наш самолет повредили окончательно и он совершил вынужденную посадку на лед Верхнего пруда металлургического завода - это довольно большой водоем размерами примерно 1 км х 3 км. Не знаю, что думал их штурман, но ребята были, видимо, полностью дезориентированы, плюс поломка и краткий бой в воздухе, но свое место они не смогли определить. До ближайших домов было далеко, а местные жители не рассмотрели звезд на крыльях, так как вечереет рано зимой и посчитали, что это сел подбитый немец. Наши побоялись выйти из самолета, а местные жители ждали военнослужащих. У командира не выдержали нервы и он застрелился, чтобы не попасть в плен. Остальных членов экипажа утром обмороженных и полуживых выгрузили и отвезли в госпиталь к нам в городе (в войну у нас в некоторых школах были госпитали). Так что на войне можно и в глубоком тылу погибнуть, иногда вот так нелепо.
      1. vladcub
        vladcub 10 января 2022 20:39
        0
        "иногда погибали лётчики", а девушки из ПВО. Они также рисковали жизнью. И сотрудники милиции, а там тоже было много девушек. Они не редко погибали. К сожалению имена и обстоятельства гибели уже забывают
  7. Михаил55
    Михаил55 10 января 2022 11:58
    +3
    Огромное спасибо, Татьяна, за статью!!! Постараюсь узнать все поподробнее. Не только, значит, над Ярославлем были тараны...
  8. Glagol1
    Glagol1 10 января 2022 17:43
    +3
    Дети, получающие этот исторический задел, в будущем смогут анализировать многое. Зная историю, они будут понимать многие вещи, которые происходят в настоящем и могут произойти в будущем.
  9. Комментарий был удален.
  10. БедМакс
    БедМакс 10 января 2022 21:09
    0
    Разобрался, однофамильцы. Оба лётчика. Но вот фото не героя статьи.
  11. serezhasoldatow
    serezhasoldatow 12 января 2022 21:13
    0
    Какое прекрасный поход. Для детей память на всю жизнь.