Военное обозрение

История униформы. Начало красных мундиров

220

Униформа британских войск середины XVIII века очень хорошо показана в гэдээровском кинофильме «Чингачгук – Большой Змей». И комендант форта там очень хорош во всех отношениях. Типичный такой колонизатор: «Британской короне нужны земли…»


Если вдруг солдаты к вам нагрянут в дом,
Красные мундиры с желтым галуном,
По щеке потреплют, посулят сластей,
Кто, куда и с кем ходил – говорить не смей!
«Песня контрабандистов». Редьярд Киплинг

История форменной одежды. Сегодня мы продолжаем наш рассказ про униформу военнослужащих разных времён и народов, и речь у нас сегодня пойдёт про униформу… англичан, вернее самое её начало.

А начало пришлось на период 1640-1660 гг. или эпоху английской буржуазной революции. Тогда ударной силой армии парламента стала йоменская конница Кромвеля, дисциплина которой была основана на добровольном подчинении солдат принятому уставу. В армии открыто обсуждались любые, в том числе и политические, проблемы, её солдаты были куда более сознательными и дисциплинированными, чем солдаты королевской армии. Поскольку в большинстве своём солдаты армии «новой модели» были пуританами, то и одевались они по пуританской моде, плюс ко всему и практическая целесообразность.

Вот почему всадники носили кожаный (замшевый) колет, поверх которого надевалась кираса и круглая шляпа, в боевой обстановке заменявшаяся на шлем. Ну а пехотинцы – пикинеры, тоже носили кирасы с набедренниками и шлемы морион или кабассет, а мушкетеры «щеголяли» в дешёвых кафтанах и таких же штанах из серого небелёного сукна. Офицеров отличали по шарфам, кроме того, в пехоте они имели ещё алебарду.

Так что сначала и на протяжении весьма длительного времени английская армия в основном была одета в жёлтую кожу и серое сукно! Однако уже в 1660 году армия, и в первую очередь королевская гвардия короля Карла II, выглядела совсем иначе. Чего-чего, а красного сукна на гвардейцев не пожалели!


Униформа полка Королевских гренадеров 1660-1670 гг.: первый слева – офицер в синем камзоле, но в красных штанах и лучках; рядовой гренадер в кожаном колете, железном шлеме и красных штанах, гренадер 1670 г. был весь в красном с ног до головы, включая гренадерский колпак; ну а мушкетер, как вы сами видите, был «солдатом второго сорта» и выглядел менее «роскошно». Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992

Но следует подчеркнуть, что так одевалась гвардия. Даже в конце XVII века основная масса линейной пехоты носила серые суконные кафтаны, и о «красном мундире» могла лишь мечтать!


Британская армия в конце XVII века. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 65. Слева – британский пехотинец. Полки различали в основном по цветам обшлагов, бывших очень модной частью костюма того времени, чулок, и количеству, и расположению пуговиц; в центре – британский артиллерист. Эта форма примечательна тем, что была богато отделана тесьмой, а создана по образцу униформы из Бранденбурга. Интересно, что позже английская артиллерия поменяла основной красный цвет на синий.; справа – британский драгун 1672 г. Поздний характерный алый красный базовый цвет британской униформы очень рано начали носить именно конные части. Синие манжеты указывают на то, что драгуны принадлежали к полку королевской гвардии. Типичной чертой британских драгун того времени были шапки с шлыком, отороченные мехом

Красный цвет в английской армии получил распространение ещё и потому, что покровителем страны и её войска считался Святой Георгий, эмблемой которого был простой красный крест на белом фоне. Кроме того, неплохие красители, дававшие красный цвет, в это время уже получали из сумаха и терновника, марены и некоторых других растений. Ну а позднее, потеснив на морях голландцев, португальцев и испанцев, англичане получили доступ к кармину – высококачественному красителю красного цвета животного происхождения, который получали из самок кошенили - насекомых, паразитирующих на растениях.

Впрочем, не все полки в ту пору ходили в сером и красном. Были и полки, одетые в синие мундиры.


Гренадер 1685 года Линкольнширского пехотного полка графа Бата и мушкетер того же полка. Впрочем, у них красные обшлага, штаны и чулки! Для сравнения рядом с ними стоят гренадер и фузилер полка Королевских фузилеров. Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992

А это совершенно «красные» солдаты и офицеры: сапер полка Королевских фузилеров, полковник 5-го полка Нортумберлендских фузилеров 1689 года, рядовой 1-го полка гвардейских пеших гренадеров 1705 г. и офицер этого же полка в униформе 1745 года. У двух последних, как видите, шляпы с полем, отогнутым в одну сторону, уже превратились в треуголки! Сам мундирный кафтан, на нём, кстати, появились лацканы, теперь стало модно застёгивать только частично или не застёгивать вообще, чтобы под ним можно было видеть камзол. Он почти что полностью повторял фасон кафтана, но обычно рукавов не имел и мог быть пошит из ткани отличного от мундира цвета. Кюлоты – короткие до колен штаны из моды не вышли, зато вместо чулок с подвязками теперь стали носить полотняные гетры с напуском на башмаки. Фалды мундирного кафтана стали подворачивать, застегивая отвороты на пуговицу.

Отметим, что как раз к 1745 году финансовое благополучие Великобритании уже настолько возросло, что «красные мундиры» стали получать и обычные армейские полки.


Перед нами сержант, барабанщик, флейтист и гренадер 1-го гвардейского пехотного полка – полка «Гвардейских гренадеров». Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992

А следом идут офицер и рядовой 30-го полка Восточного Йоркшира 1745 г., рядовой Королевской Ирландской гвардии (18-ый пехотный полк) и гренадер 36-го Ворчестерского пехотного полка. Как видите – разница в оформлении мундиров у них не так-то уж и велика. Интересно, что гренадерские митры у англичан имели вышитый, а не металлический налобник. И вышивка на них была очень красивой, но… вот металла на них британцы явно пожалели. А ещё по опыту войны патронную лядунку у них переместили на живот! Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992


Ещё одна иллюстрация: два гренадера 1751 г., первый 9-го пехотного Норфолкского полка, второй – 17-го Лейчестерского полка. Два офицера – один 1742 года (12-ый Суффолкский полк) и второй 1756-го – 7-го полка фузилеров (гвардия «Королевских фузилеров»), их сравнение весьма наглядно показывает нам, как медленно и постепенно изменялся в это время военный мундир. Причём в сторону его усложнения! Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992


А вот так британские солдаты в те годы ходили в атаку. Кадр из фильма «Барри Линдон» (1975)


Ну а французы в белых мундирах аналогичного покроя и в таких же треуголках вот так в них стреляли! Тот же кинофильм…

1768 год стал в некотором роде переломным для британской военной моды. В пехотных полках исчезли красные панталоны. Их заменили на белые. Белыми стали камзолы. Мундиры стали все одинаковыми по покрою, а полки различались цветами лацканов и обшлагов. Гренадеры получали меховые шапки-гренадерки, правда, по размеру они были не очень велики. Гетры или штибль-манжеты, как их тогда называли, стали чёрного цвета. Ремни для амуниции стали белить. До этого они были из жёлтой буйволиной кожи.


На этой иллюстрации Артура Боулинга мы видим 4-х гренадеров 1768 года. Первый слева: 50-ый Королевский Западного Кента полк; второй: 53-ий Королевский Шропширский полк легкой пехоты; третий – 66-ой Королевский Беркширский полк; и, наконец – 65-ый Йорка и Ланкастера полк. Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992

Новая перемена в одежде британских солдат имела место в 1790 году. Камзолы, которые носили под мундиром, заменили на жилеты белого или палевого цвета. Мундир приобрёл высокий ворот-стойку, чуть ли не упирающийся в уши. Офицеры получили сапоги с отворотами, штибль-манжеты стали намного короче. У гренадеров появились высокие меховые шапки с небольшими султанчиками.


Офицер Колдстримской гвардии 1790 г.; барабанщик Колдстримской гвардии; сержант-гренадер Колдстримской гвардии (имел знак власти – трость!), гренадер Колдстримской гвардии. Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992

Однако не у всех панталоны и жилеты были белого цвета. В некоторых полках они были тёмно-жёлтого цвета, «цвета буйволовой кожи», как говорили в Англии, из-за чего полки, имевшие в мундирах такую расцветку, так и прозвали «The Buffs» (что дословно можно перевести, как «Буйволы», «Баффы» или «Буйволокожие»). В частности, такую расцветку имел Королевский Восточно-Кентский полк.


Рядовой Королевского Восточно-Кентского полка 1790 г.; офицер 5-го Нортумберлендского полка; сержант 5-го Нортумберлендского полка; рядовой 5-го Нортумберлендского полка. Рисунки Артура Боулинга из альбома: British infantry regiments 1660-1914. A.H. Bowling. L.: Argus Pub. 1992

Обратите внимание, что изменилась мода и на головные уборы. Шляпу с тремя загнутыми углами заменила шляпа с двумя загнутыми кверху полями двууголка. Причём считалось шиком носить её несколько наискосок…

Причёски… всё это время с 1745 года было временем буклей и париков, которые вполне были ещё одним головным убором. А как иначе прикажете бороться со вшами? Голову, обритую наголо, или с очень короткой стрижкой легко привести в порядок. Парик достаточно подержать над огнём и всем вшам в нём придёт конец, а вот как бороться с ними в своих собственных длинных волосах? Вот от них в армии и отказались!

P.S. Обратите внимание – перед нами, по сути дела, готовые рисунки для так называемых плоскопечатных солдатиков. Есть и такое направление в их производстве и коллекционировании. Но об этом будет отдельный материал…

Продолжение следует…
Автор:
220 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Болторез
    Болторез 15 января 2022 05:04
    +11
    «The Buffs» (что дословно можно перевести, как «Буйволы», «Баффы» или «Буйволокожие»
    Buff- светложелтый охряной цвет кожи, выделанной из шкур быков и оленей. Буйволы не при делах.
    1. kalibr
      15 января 2022 06:18
      +7
      Да, но это сегодня. То время от нашего отличалось. И смысл придавался именно такой, не цветной, а "животный".
      1. Комментарий был удален.
      2. Эррр
        Эррр 15 января 2022 12:11
        +10
        Аглицкий Buff coat - прикид из бычьей шкуры (около 1630 года).
        https://en.wikipedia.org/wiki/Buff_coat
        Может это как раз и есть тот самый элемент, что лежит в основе оформившейся клички вояк из 3-го и 31-го пехотных полков? smile
        Истории известен ещё такой вот вариант (т.ж. около 1630 года).
        https://andrewbek-1974.livejournal.com/846810.html?view=comments
      3. Ищущий
        Ищущий 15 января 2022 22:45
        +1
        наверное в то время буйволы по англии так и расхаживали.
  2. yuriy55
    yuriy55 15 января 2022 05:06
    +3
    Порадовали, Олег Вячеславович! good
    Однако не у всех панталоны и жилеты были белого цвета. В некоторых полках они были тёмно-жёлтого цвета

    Это - чтобы противник не увидел проявлений «страха»... lol
    1. kalibr
      15 января 2022 06:16
      +4
      Как в анекдоте про Котовского...
    2. vladcub
      vladcub 15 января 2022 09:12
      +4
      Камрад, yuriy, рисковать изволите, вдруг, В. О."вожжя под мантию попадёт" (с) :"я писал, а благодарят Олега?! Вот я сейчас шкуру спущу с етого наглеца. Меньше бухать будет"
  3. Хозяин Трилобита
    Хозяин Трилобита 15 января 2022 07:14
    +8
    В XVIII - XIX вв на военных картах диспозиции войск отмечались традиционными цветами, если не ошибаюсь, англичане - красным, французы - синим, австрийцы - жёлтым, пруссаки - черным, русские - зелёным. Вероятно, выбор цвета соответствовал основному цвета униформы, а он, в свою очередь определялся геральдическим цветами государства. Стало вдруг интересно почему у русских оказался зелёный цвет. По остаточному принципу? Или были какие-то иные причины?
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 15 января 2022 07:51
      +10
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Стало вдруг интересно почему у русских оказался зелёный цвет. По остаточному принципу? Или были какие-то иные причины?

      Решение о камзолах зелёного цвета принимал лично Пётр I. История не оставила причин выбора монархом «светло-зелёного цвета» как основного, но это факт. Впрочем, первоначально в планах Петра предполагалось тем же канонирам иметь красные камзолы. Так что рода войск «по цвету штанов».
      Впрочем, при взятии Нарвы - Меньшиков провернул эволюцию с обманом гарнизона. Сформировав два отряда из солдат в синей и голубой униформе имитировал события «первой Нарвы». Гордон (комендант крепости) на обманку купился и сделал вылазку конницей, которую отрезали от крепости и настреляли «мнимые солдаты Карла».
      Всем доброго утра, Вячеславу за статью спасибо. С уважением, Влад!
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 15 января 2022 08:43
        +6
        Про Петра - понятно. Но вот интересно именно почему. Может практические соображения, типа камуфляж? Вряд ли. Доступность красителей? А чем сукно в зелёный цвет красили? Какие ещё варианты могут быть? Предлагаю, пока Виктор Николаевич не пришёл, набросать идей, а то он всё расскажет со ссылкой на источники и конец научным изысканиям. smile
        1. Avior
          Avior 15 января 2022 10:46
          0
          Возможно, потому что другие подходящие цвета были уже « заняты» другими армиями. Ц ведь был как знак принадлежности.
          1. Коте пане Коханка
            Коте пане Коханка 15 января 2022 12:30
            +4
            Цитата: Avior
            Возможно, потому что другие подходящие цвета были уже « заняты» другими армиями. Ц ведь был как знак принадлежности.

            Не думаю. Из соседей боле-менее регулярную армию имели только шведы, с основным цветом униформы - голубым. Речь Посполитая и Оттоманская Порта представляли собой «набор юного художника». К слову основной цвет камзолов Семёновского потешного полка был васильковым, как и у свеев. Выбор цветов формы потешных полков мог также был случайным, что на складах во второй четверти 17 века завалялось, то и на одежку и пустили. Может кто из стольников Петра, мзду с успешной сделки поимел или банально выбрали по цвету подштанников Петра Михайловича с подачи его сестрицы Натальи! laughing
            Интересно другое, решение Сената в 1720 году о повсеместном переходе пехотных полков на темно-зелёную форму, предвосхитило многие армии мира. Так как русская армия получила боле-менее одежду защитного цвета.
            Британцы в зелёный цвет одели своих лучших стрелков спустя только полвека!
            1. Avior
              Avior 15 января 2022 12:37
              +5
              Думаю, во времена боев в плотно сомкнутом строю маскировочный цвет мундира большое значение не имел.
              Это позже, когда бойцы узнали о пулеметах , перестали ходить в бой колоннами и рядами, рассыпались и вжались в землю- это стало важно.
              1. Liam
                Liam 15 января 2022 12:48
                +7
                Цвет униформы в те времена определялся не тактическими соображениями,а исключительно экономически технологическими возможностями.Ткани зеленого цвета были самыми дешевыми.Самый дорогой и самый сложный в технологическом плане-красный цвет.Не случайно красный могла позволить себе только богатая Англия
                hi
                1. Старший матрос
                  Старший матрос 15 января 2022 18:26
                  +3
                  Насколько я помню зеленый цвет был только у кафтанов и первоначально только у Преображенского полка. Семеновцы носили васильковый, а камзолы обшлаги и чулки были красными.
                  А по армии
                  Вернувшись из заграничного путешествия в 1698 году, Петр I решил одеть свою армию в мундиры венгерского типа. Семь тысячных солдатских полков, сформированных весной 1700 г., должны были получить новое «венгерское платье» следующих цветов: полк Гордона темно-зеленого, К. Гулица — голубого, Н. Балка — красного, Т. Юнгора и И. фон Вердена — зеленого, М. Фливерка — зеленого и темнозеленого, О. Польмана - вишневого. Для четырёх полков дивизии A. Головина изготовили мундиры темно-зеленого, зеленого, красного и голубого цветов. Основным видом головного убора для солдат и офицеров была суконная, с небольшим верхом и меховой опушкой шапка[2]. «Венгерское платье» использовалось в гвардии до 1702–1703 гг., а в полевой армии — до 1704–1705 гг. Но уже с конца 1702 года в гвардии, а затем и в остальных полках, стал вводиться мундир общеевропейского образца[3]
      2. LisKat2
        LisKat2 15 января 2022 10:04
        +2
        "Меньшиков про вернул эволюцию с обманом гарнизона" об этом эпизоде я читала в книге: "Петр 1". Книгу читала 19 лет назад и точно уже не помню. Комендант Нарвы ожидал помощи,чтоб отбить у него охоту ждать помощь. Разыграли такое представление. Кто был автор представления??
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 15 января 2022 12:32
          +6
          Авторство переписываю А.Меншикову. В художественной литературе эпизод известен по романам А.Толстого.
      3. Эдуард Ващенко
        Эдуард Ващенко 15 января 2022 10:38
        +8
        Все добрый день,
        Вячеслав Олегович, спасибо за субботнюю статью!
    2. kalibr
      15 января 2022 09:43
      +7
      Цитата: Хозяин Трилобита
      австрийцы - жёлтым,

      Белым!
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 15 января 2022 10:29
        +4
        На картах - именно жёлтым. Я сейчас с телефона, поэтому приложить картинку для меня проблема, но можно поискать карты времён, например, Семилетней войны, русско-турецких или наполеоновских войн. Турок, кстати, по-моему, как и англичан, красным изображали.
        1. kalibr
          15 января 2022 10:51
          +5
          Точно! На картах! Невнимательно прочитал. Белыми были мундиры. Это все глаза застит.
          1. Хозяин Трилобита
            Хозяин Трилобита 15 января 2022 12:11
            +3
            Жёлтый цвет - один из основных в гербе Габсбургов, а белыми цветом на карте рисовать неудобно - наверное потому и рисовали жёлтым.
    3. yuriy55
      yuriy55 15 января 2022 09:54
      +4
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Стало вдруг интересно почему у русских оказался зелёный цвет. По остаточному принципу? Или были какие-то иные причины?

      Прочтите это:
      https://zen.yandex.ru/media/dnevnik_rolevika/pochemu-tradicionnym-cvetom-russkoi-armii-schitaetsia-zelenyi-60850fd3924e08292fceb47f
      Особенно мне понравился первый комментарий:
      Про цвет Вы верно заметили. Послали меня как-то от работы на учёбу в МЧС. На одном из занятий, преподаватель показал ВПХР (прибор химической разведки), спросил, кто знает, что это. Одна из обучающихся дам, ответила - Что-то военное... Преподаватель - Почему? Дама - Потому что зелёное и железное.
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 15 января 2022 10:48
        +3
        Цитата: yuriy55
        Прочтите это:

        Как версия сойдёт. smile
        Если других, более обоснованных, не будет, будем считать её основной. smile
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 15 января 2022 11:52
          +3
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Цитата: yuriy55
          Прочтите это:

          Как версия сойдёт. smile
          Если других, более обоснованных, не будет, будем считать её основной. smile

          Спасибо за намётку!
          Версия интересная. Психологический аспект ни кто не отменял, но постараюсь подвергнуть ее критики.
          Пётр I сам по себе был любопытной личностью, если не феноменом среди дома Романовых. Вслед за ним в царском доме родились подобные «индивиды», но венец на свое село и державу в руки они не принимали. Один из «бунаршных» потомков Петра даже поменял «юбку» на «корону»!
          Теперь по существу, Пётр почти десятилетие «именовал» себя капитан-бомбандиром и носил соответствующий чину и роду красный (малиновый) камзол поверх белых панталонов.



          Так что, на вкус и цвет у каждого свои фломастеры и тараканы. Впрочем как парадные портреты Петра в доспехах и красной мантии (плаще).



          1. Хозяин Трилобита
            Хозяин Трилобита 15 января 2022 12:20
            +5
            На самом деле интересный вопрос - почему все-таки зелёный. Детские комплексы Петра - как версия вполне годится, но, думается мне, что у личности такого масштаба должны были быть и иные причины для такого выбора. Всё-таки Пётр был большим политиком, а значит, в первую очередь прагматиком и реалистом. Должны быть какие-то практические соображения, из которых он исходил, делая свой выбор в пользу зелёного цвета для мундиров пехоты.
            1. vladcub
              vladcub 15 января 2022 13:41
              +3
              "прагматиком и реалистом" Миш, добрый день. Соглашусь, и Пётр и Сталин были прагматик и в первую очередь они думали о пользе, а потом об идеалогии.
              И поэтому рывок вперёд сделали
              1. Хозяин Трилобита
                Хозяин Трилобита 15 января 2022 14:59
                +3
                Привет, Слова. Романтиками были Петр III и Николай II. Первому из них ещё повезло...
                1. Ezoterik
                  Ezoterik 15 января 2022 17:58
                  0
                  России очень не повезло, что победил клан "Медведихи", которая скорее всего и отравила царя Федора. К сожалению, царевна Софья и Василий Голицын не победили, и власть досталась Петеньке, которого обучил Никита Зотов, своеобразно обучил его "князь - папа", бухал он очень хорошо.
                  1. kalibr
                    16 января 2022 08:34
                    -1
                    Цитата: Ezoterik
                    России очень не повезло

                    Не в людях ей не повезло. А в географии. Вспомните, что по этому поводу писал Ключевский.
                2. vladcub
                  vladcub 15 января 2022 18:01
                  0
                  Про Петра 3 лучше спросить у Валерия. Помнишь, как он его защищал?
            2. Ezoterik
              Ezoterik 15 января 2022 17:51
              -2
              личности такого масштаба

              Как умиляют апологеты Петра. Алкоголика, садиста, богохульника, который направил Россию по погибельному пути, последствия ощущаются до сих пор.
              1. Хозяин Трилобита
                Хозяин Трилобита 15 января 2022 17:58
                +1
                А какие "апологеты" вас не умиляют? Чьи?
                1. Ezoterik
                  Ezoterik 15 января 2022 18:00
                  +2
                  Апологеты Фёдора III Алексеевича. Ему бы еще лет тридцать жизни, и Россию было бы не узнать, причем без живодерских "нововведений" Петра, которые и никакими нововведениями то и не были.
                  1. Хозяин Трилобита
                    Хозяин Трилобита 15 января 2022 19:25
                    +3
                    Цитата: Ezoterik
                    Апологеты Фёдора III Алексеевича.

                    Есть и такие? Склоны дела твои, Господи... laughing
                    Вот Ленину ещё лет тридцать жизни, можно, и мир был бы не узнать. А что было бы, если бы правило Федор вместо Петра - никто, увы, не знает и не узнает...
                    Хорошо, хоть масштаб личности Петра вы не оспариваете. laughing
                  2. kalibr
                    16 января 2022 08:32
                    -1
                    Цитата: Ezoterik
                    Ему бы еще лет тридцать жизни, и Россию было бы не узнать, причем без живодерских "нововведений" Петра

                    Бы всегда мешает. Это точно!
              2. kalibr
                15 января 2022 18:06
                +2
                Цитата: Ezoterik
                последствия ощущаются до сих пор.

                Ощущаются. Именно он создал ВПК и это самое тяжелое из последствий. А другие... Вы хотите, что вот этому были бы хорошие последствия: Тем и сильна была Россия, что прикрыв срам лица брадою, аки голубь в святом неведении возносила молитвы. Даже страшно подумать о последствиях вот такого развития.
                1. Ezoterik
                  Ezoterik 15 января 2022 18:10
                  +1
                  Самое точное определение для него нашел Лев Толстой — «осатанелый зверь». Ну вы же историк, вы должны знать какая кликуха, простите за выражение, была у него во Всепьянейшем соборе. Привести ее тут не возможно, уж больно она..
                  «Великий мерзавец, благочестивый разбойник, убийца, который кощунствовал над Евангелием… Забыть про это, а не памятники ставить» он же, Лев Толстой.
                  1. Avior
                    Avior 16 января 2022 00:33
                    +1
                    какая кликуха, простите за выражение, была у него во Всепьянейшем соборе. Привести ее тут не возможно, уж больно она..


                    Все лица «собора» носили с подачи Петра І прозвища, которые по словам Василия Ключевского, «никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати»
                    smile
                  2. kalibr
                    16 января 2022 08:30
                    -1
                    Цитата: Ezoterik
                    Ну вы же историк, вы должны знать

                    И что? Они все, правители того времени, были такими. Кто больше, кто чуть меньше! Важны не слова - дела!
                2. Ezoterik
                  Ezoterik 15 января 2022 18:19
                  +2
                  Почему то все, кто пишет о Петре скромно обходят его самую любимую забаву - Всепьянейший собор.
                  Главное требование устава, данного клуба по интересам, было просто: «быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда». Ну и требование подчиняться иерархии собора — его 12 кардиналам, епископам, архимандритам, иереям, диаконам, протодиаконам. Все они носили клички, «которые никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати» (Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Т. 2. Ростов–на–Дону, 2000. С. 495). Были и «всешутейшие матери–архиерейши и игуменьи». Все облачения всех чинов, все молитвословия и песнопения, весь порядок «службы Бахусу и Ивашке Хмельницкому» и «честного обхождения с крепкими напитками» прописывались самым подробным образом.
                  1. kalibr
                    16 января 2022 08:28
                    0
                    Цитата: Ezoterik
                    «которые никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати»

                    Была статья с ними в журнале Родина. Включая клички. Поскольку они сложносоставные журнал их давал. Например, одна звучала так "Вырви..." и далее в традициях народной лексики. Так что об этом было и очень подробно. Просто "Родину" почему-то посетители ВО не читают!
                3. Ezoterik
                  Ezoterik 15 января 2022 18:28
                  +1
                  Копипаста о любимой забаве Петра
                  "В общем, собор был откровенной и до крайности похабной пародией на Церковь и на ее обряды, а некоторые обряды собора таковы, что в это трудно поверить. При вступлении в собор нового члена, его спрашивали: «Пиеши ли?» — в точности как в древней церкви новичка спрашивали: «Веруешили?»

                  Когда новопринимаемый отвечал: «Пью», его хватали люди, одетые в вывернутую наизнанку одежду, с масками кошек и свиней на лицах или с зачерненными сажей физиономиями, тащили его к винной бочке.

                  Никита Зотов, пьяный, естественно, в дупель, восседал на этой бочке, с «крестом», сделанным из двух табачных трубок, в одежде монаха, но с прорезью на заднем месте. В другой руке он держал сырое яйцо вместо державы.

                  — Благослови, отче!

                  Тот дико матерился и «благословлял» — махал «крестом», отпихивал ногой и бил о темя «посвящаемого» сырым куриным яйцом, чтобы разбившееся яйцо стекало по лицу. Налетали прочие, так сказать, рядовые участники собора. С мяуканьем, воплями, ржанием, топотом, визгом волокли человека — упаивать до морока, до рвоты."
  4. Михалыч
    Михалыч 15 января 2022 07:27
    -6
    Шпаковский!
    А где же русская стрелецкая униформа?
    Ах да, русские же дикари, в шкурах воевали. . .
    Терпеть не могу таких аффтароф.
    stop
    1. Van 16
      Van 16 15 января 2022 08:17
      +11
      "А где же русская стрелецкая униформа?"

      Вообще то была статья, если не ошибаюсь, в самом начале января. Вам нужно быть повнимательнее. И повежливее.
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 15 января 2022 08:58
        +6
        Цитата: Михалыч
        Шпаковский!
        А где же русская стрелецкая униформа?

        На прошлой неделе в субботу на сайте ВО в рубрике история публиковалась статья Вячеслава Олеговича, как раз была о униформе и структуре стрелецкого войска
        Ах да, русские же дикари, в шкурах воевали. . .

        Ну Вы даёте? Или редкий мех собственной хомячковой шкурки взывает лютой завистью к шубам и тулупам начальствующих и рядовых стрельцов родного Отечества? Так я Вас «убью», только одним фактом, что на опушку головных уборов стрельцов шёл соболиный, волчий и медвежий мех. Только рядовые стрельцы использовали овчину. К слову зимой все без исключения ходили в валенках, которые одевали поверх сапогов.
        Терпеть не могу таких аффтароф.
        stop

        Ну это уже диагноз!

        Р.s. Традиционно стараюсь избегать подобных пикировок, да и они в основном не радуют своими «трудами» лепя минусы инкогнито, по мышиному.
        Если честно, начинаю задумываться, а так ли плох был «небезызвестный» камрадам Орден. Который ратовал в первую очередь за «простое человеческое и культурное общение».
        Р.s.s. По существу, я лично не против почитать конструктивную критику настоящей работы Вячеслава, а не хайп!
        «Долой афтора, потому, что он мне нравится»!!!
      2. Михалыч
        Михалыч 15 января 2022 09:23
        +1
        Вам нужно быть повнимательнее. И повежливее

        Постараюсь быть повнимательнее. Насчёт повежливее, труднее. Я живу в Литве и меня раздражает срач на Россию и игнорирование русских тем в российских изданиях. hi
        P.S. Только не надо писать о том, что я смылся в Литву. Меня ребёнком привезли сюда родители в 1960 году когда отец вышел в запас. Здесь с 1945 года жила семья деда, который восстанавливал Литовские железные дороги. Хотел переехать в Россию, однако мосмотрел как 1 канал обгаживает русских Литвы почище Саюдиса и передумал. Сейчас ситуация другая, однако, когда Российские СМИ пишут про Литву, не учитывая национальный состав, возникает стойкое дежавю с 90-ми. Россия предала русских, а местные, естественно играют свои ноты.
    2. Хозяин Трилобита
      Хозяин Трилобита 15 января 2022 08:59
      +8
      Цитата: Михалыч
      Терпеть не могу таких аффтароф.

      А на хрена читаете? Я вот Самсонова терпеть не могу, так и не читаю.
      У меня складывается стойкое впечатление, что вы и вам подобные индивиды просто ищут место почище для испражнения, ибо все остальные места вами уже загажены донельзя.
      В связи с этим у меня к вам лично, да и к вашим единомышленниками большая просьба: если вас не затруднит, пожалуйста, ХОДИТЕ CPАТЬ В ДРУГОЕ МЕСТО. Я понимаю, навалить смрадную кучу на паркет в центре комнаты - оно как-то и приятнее, есть чем гордиться, но, может вы всё-таки для производства таких эффектов ограничитесь средой своего естественного обитания?
      1. Михалыч
        Михалыч 15 января 2022 09:15
        -3
        А на хрена читаете? Я вот Самсонова терпеть не могу, так и не читаю.

        Что мне читать - это не ваше дело. hi
        У меня складывается стойкое впечатление, что вы и вам подобные индивиды просто ищут место почище для испражнения, ибо все остальные места вами уже загажены донельзя.

        Вижу, что вы любитель посещать заные места, особенно любите
        навалить смрадную кучу на паркет в центре комнаты
        и не только в центре. fellow
        1. Хозяин Трилобита
          Хозяин Трилобита 15 января 2022 10:18
          +7
          Цитата: Михалыч
          Что мне читать - это не ваше дело.

          Да мне и пофигу что в там читаете. Мне вообще пофиг всё, что вас касается. laughing
          Мне просто интересно зачем вам читать Шпаковского, если вы его терпеть не можете. Избавьте себя от негативных эмоций, а нас от ваших извержений и всем будет хорошо. Высшее счастье для вас и для меня - не знать о существовании друг друга, зачем было нарушать эту идиллию? laughing
      2. CHEREDA73
        CHEREDA73 15 января 2022 11:20
        +6
        Здравствуйте, Михаил!
        С добрым, Вас, субботним утром hi
        Что поделать, ведь это неизбежные издержки популярности автора. Континент увеличивается и он разный... fellow
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 15 января 2022 12:00
          +3
          Цитата: CHEREDA73
          Здравствуйте, Михаил!
          С добрым, Вас, субботним утром hi
          Что поделать, ведь это неизбежные издержки популярности автора. Континент увеличивается и он разный... fellow

          Прошу прощения, что в очередной раз вмешиваюсь в Ваш диспут!
          Комментарий Михайловича ни как не связан с конструктивной критикой. Тезис один - автор плох. И сделано это для «хайпа»!!!
          Причём по всем канонам желтой прессы:
          1. Оппонент голословно, подло и лживо обвиняется.
          2. Ему навешивают ярлык «врага отечество».
          3. Делается вывод, что все подобные «аффторы »!
          Все точка.
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 15 января 2022 12:23
            +4
            Дружище! У меня появился еще один повод приехать в Екатиренбург, расхреначить твой телефон, вдоль и поперек, раз уж ты не умеешь им управлять!
        2. Хозяин Трилобита
          Хозяин Трилобита 15 января 2022 12:01
          +5
          Приветствую, коллега. hi
          Тут дело не в популярности автора, а в его репутации в определённых кругах. Для некоторых персонажей неважно что автор пишет, не уверен, что они даже читают написанное. Чтобы оставить такой комментарий достаточно просто прочитать название статьи а начале и фамилию "Шпаковский" в конце. smile
          1. Коте пане Коханка
            Коте пане Коханка 15 января 2022 12:17
            +4
            Сегодня даже Валерий Рыжев попал под раздачу за цикл о маршалах Наполеона, ведь у последнего есть хорошие статьи о отечественных князьях, воеводах и полководцах, в том числе Отечественной войны 1812 года.
            Вся эта псевдоборьба, ничто иное как «не читал, но не одобряю!!!»
            1. Хозяин Трилобита
              Хозяин Трилобита 15 января 2022 12:29
              +4
              Давненько Бориса 55 (кажется так) не видно. Он у нас первопроходец был этой темы - писать нужно только о России и русских. smile
              А ведь была статья и про стрельцов у Вячеслава Олеговича. Будет, наверное и о петровской армии, но кому это будет интересно из "критиков". Шпаковский всё равно враг, а значит доброго слова не заслуживает. smile
              1. kalibr
                15 января 2022 14:34
                +2
                Цитата: Хозяин Трилобита
                Будет и о петровской армии
                1. Хозяин Трилобита
                  Хозяин Трилобита 15 января 2022 15:01
                  +3
                  И, может быть тогда мы, наконец, узнаем почему "зелёный". smile
                  1. kalibr
                    15 января 2022 18:02
                    +2
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    почему "зелёный".

                    Да Вы и так знаете: самый дешевый краситель именно зеленый. Красный, как и красное сукно, покупали в Англии.
                    1. Хозяин Трилобита
                      Хозяин Трилобита 15 января 2022 19:26
                      +3
                      До сего дня только подозревал... smile
              2. 3x3zsave
                3x3zsave 15 января 2022 18:59
                +3
                Он у нас первопроходец был
                Первопроходимец.
      3. Морской Кот
        Морской Кот 15 января 2022 16:11
        +7
        Миша, привет! hi
        ХОДИТЕ CPАТЬ В ДРУГОЕ МЕСТО.

        В других местах его уже не принимают -- всё переполнено. request laughing
        1. Хозяин Трилобита
          Хозяин Трилобита 15 января 2022 17:53
          +4
          Привет, дядя Костя. hi
          Когда Вячеслава Олеговича клюют за его статьи про СССР, КПСС и прочее такое, я помалкиваю, ибо автор знает на что идёт, публикуя такие материалы и реакция людей на такие провокации видится мне вполне допустимой, хоть и не всегда адекватной. Но в данном случае тема статьи такой полемики не предусматривает, мне кажется. Как люди не понимают, что, загаживая беседу таким темами, они сами себя лишают возможности потом прийти сюда и отдохнуть душой, получить новые достоверные знания, мирно пообщаться на исторические темы, без политики и вечного cpaча, с ней связанного.
          Впрочем, возможно, я, как это часто бывает, думаю о людях слишком хорошо и здесь просто имеет место быть банальное желание выделиться. Ведь в другой теме такой комментарий просто никто не заметил бы, а здесь он сразу бросается в глаза.
          В любом случае, реагировать надо, иначе утонем здесь в потоке политического безумия и в какой-нибудь статье о мечах или алебардах будем в комментариях читать про Путина, Украину и т.п.
          А мне это очень не хочется и ибо если такие произойдёт, я буду вынужден урезать количество посещений сайта на порядок, а я к нему привык. smile
          1. Морской Кот
            Морской Кот 15 января 2022 18:07
            +5
            Я с тобой полностью согласен и сам опасаюсь загаживания Истории псевдопатриотическим навозом. Но есть определённая категория двуногих, вразумить которую практически невозможно, им хоть что вглаза -- "всё божья роса", а бог у них один, и тот не с крестом. Остаётся только держаться, дабы не потерять то, что имеем, не так уж много этого в нашей жизни. smile drinks
            1. Хозяин Трилобита
              Хозяин Трилобита 15 января 2022 19:29
              +6
              Цитата: Морской Кот
              Остаётся только держаться, дабы не потерять

              Вот и приходится огрызаться, как бобику дворовому, карму себе портить. smile
              1. Морской Кот
                Морской Кот 15 января 2022 19:52
                +3
                Ничего, карма дело наживное. smile
          2. kalibr
            15 января 2022 19:47
            +2
            Цитата: Хозяин Трилобита
            ибо автор знает на что идёт

            Он знает!!!
            1. Морской Кот
              Морской Кот 15 января 2022 19:53
              +3
              "Товарищ волк знает кого кушать."(с) soldier
              1. Korsar4
                Korsar4 15 января 2022 20:44
                +2
                «Сперанский, Сперанский...Что за автор такой, Сперанский?» (с).
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 15 января 2022 20:57
                  +3
                  "— Есть, есть такой писатель, очень даже прекрасные романы пишет."(с) wink
                  1. Korsar4
                    Korsar4 15 января 2022 21:31
                    +3
                    «А я в ответ
                    На твой обман
                    Найду еще кудрявее!
                    А наш роман —
                    И не роман,
                    А так, одно заглавие!» (с).
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 15 января 2022 21:42
                      +2
                      "Да, женщина похожа на вино,
                      А где вино,
                      Там важно для мужчины
                      Знать чувство меры.
                      Не ищи причины
                      В вине, коль пьян —
                      Виновно не оно.
                      Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.
                      Понять способен смысл её великий
                      Лишь грамотный.
                      И не сердись на книгу"(с)
                      1. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 21:49
                        +2
                        «В одной руке держу бокал,
                        Да так держу, чтоб не упал,
                        Другою обнял нежный стан –
                        Теперь я папа и султан!» (с).
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 21:58
                        +2
                        "Показано не пить кому-то - может быть...
                        Другому - с кем, когда и сколько чаш делить...
                        Когда четыре все соблюдены условья,
                        Мужи разумные, конечно, будут пить."(с)
                      3. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 22:09
                        +2
                        “Раньше я мог свободно четверть выкушать. Не, ну, конечно, был романтизм… закуска» (с).
                      4. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 22:15
                        +2
                        Знаешь, иногда забавней не играть, а наблюдать за развитием Игры.
                      5. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 22:36
                        +2
                        Да. Надеюсь, что у каждого дня своя тональность.
                      6. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 22:47
                        +1
                        Вероятно. Мы с тобой придумали эту игру. Я рад, что подключились другие игроки, ....
                        Но игра в "Средневековье" нынче для меня значитеьно увлекательней....
                      7. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 23:03
                        +1
                        Конечно. Очень нравится одна фраза Кортасара: «Я играю всерьёз».
                      8. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:08
                        +2
                        Так и я всегда ставлю на "зиро". Иначе, зачем играть?
                      9. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 23:15
                        +1
                        И сколько оттенков у игры. И у каждого - своя красота.
                      10. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:23
                        +1
                        Так и есть. Пока мы с тобой играли, мне было интересно, когда в игру вступили другие игроки, азарт угас. Это как с выросшим ребенком...
                      11. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 23:32
                        +1
                        Игра, в первую очередь, распознавательная. Причём, начиная с себя.
                      12. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:39
                        +1
                        Причём, начиная с себя.
                        Эвоно как.... Я об этом даже не думал. Ощущал себя этаким Цоем, "занят бездельем, играю словами"...
                        Пришиб ты меня напрочь!
                      13. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 23:46
                        +1
                        Поднимаются пласты, иногда запылённые.

                        «Вспомнишь и лица, давно позабытые» (с).
                      14. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:54
                        +2
                        Знаешь, я боюсь. В моем прошлом иногда такие демоны являлись...
                      15. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 00:02
                        +2
                        Без внутренней цензуры не обойтись. Здесь открытое пространство. Не всегда в полный голос выговоришься. Да, далеко не всегда и надо.

                        Дочка старшая вчера в театр вытащила на «Джекила и Хайда».
                      16. 3x3zsave
                        3x3zsave 16 января 2022 00:06
                        +1
                        Она умница!!!
                        Мюзикл?
                      17. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 00:09
                        +1
                        Да. Мне наши оперетты нравятся.
                        Тут, конечно, перевод текстов с английского, поэтому тексты не идеальны.

                        Впрочем, настолько не театрал, что и воспринимается живо, и о чем подумать есть.
                      18. 3x3zsave
                        3x3zsave 16 января 2022 00:19
                        +1
                        Я эту постановку не видел, но Николай фанатеет...
                        Попробуй, по возможности, сходить на "Бал вампиров". Та же труппа, кстати.
                      19. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 00:23
                        +1
                        Как окошко открывается в другие миры, и со многим другим цепляется.

                        Кстати, какое у Стивенсона разнообразие в произведениях. И как в нашей стране откликается.
                      20. 3x3zsave
                        3x3zsave 16 января 2022 00:43
                        +1
                        Стивенсон - очень сложная личность для меня. Доджсон и Клемменс, гораздо ближе и понятней.
                      21. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 07:11
                        +1
                        Кто такой Клеменс - даже не знаю. Американский эколог Клементс лишь вспоминается. У Митяева песня про Стивенсона нравится - «Не нам судить».
                      22. 3x3zsave
                        3x3zsave 16 января 2022 08:38
                        +1
                        Сэмюэл Клемменс - Марк Твен.
                      23. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 09:09
                        +1
                        Не сообразил ночью. Бестолочь.
                      24. 3x3zsave
                        3x3zsave 16 января 2022 09:27
                        +1
                        Перестань. Если настоящая фамилия Кэрола достаточно известна, благодаря работам по математике, то к Твену псевдоним прилип намертво. А настоящее имя О'Генри вообще никто не помнит.
                        Что называется: "Это я для жилконторы - Румянцев, а для публики - Карандаш!" (С)
                      25. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 11:49
                        +1
                        О’Генри хорошо помню. Но, наверное, из истории как он появился. И у Твена знал. Просто иногда наступает время выветривания того, что на чердаке бессистемно хранится.
                      26. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 22:49
                        +2
                        "Ведь мы играем не из денег,
                        А только б вечность проводить!"(с)
                      27. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 22:54
                        +2
                        У некоторых, игра становится профессией. Впрочем, хрен ли я тебе рассказываю, у тебя консультант рядом посапывает.
                      28. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 22:59
                        +2
                        Ты кого имеешь в виду?
                      29. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:04
                        +2
                        Себя, конечно, дядюшка!
                        А ты про что подумал, старый охальник?
                      30. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 23:11
                        +2
                        старый охальник


                        Почему же старый?! wassat
                      31. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:17
                        +1
                        Потому что опытный!
                        Пролил на душу елей?
                      32. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 23:26
                        +1
                        Пролил на душу елей?


                        Оно мне надо?
                        " Опять штабной! Прислали б водки лучше!"(с)

                      33. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:30
                        +2
                        Водку тебе нельзя. Извини, сам выпью. Мне пока можно.
                      34. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 23:39
                        +2
                        Водку тебе нельзя.


                        Во-во... Мало мне сонного комиссара, так ещё и водочный отыскался! wassat
                      35. 3x3zsave
                        3x3zsave 15 января 2022 23:47
                        +2
                        Ну так я ж любимый племянник! И в отличие от других, примазовшихся, всегда могу безвозмездно дядюшке в душу нагадить.
                      36. Морской Кот
                        Морской Кот 16 января 2022 00:05
                        +4
                        ... всегда могу безвозмездно дядюшке в душу нагадить.


                        Талант не пропьёшь, как ни старайся. laughing

                      37. 3x3zsave
                        3x3zsave 16 января 2022 00:10
                        +2
                        Это точно. Я умею! laughing
                      38. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 22:48
                        +3
                        “Раньше я мог свободно четверть выкушать.


                      39. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 23:07
                        +1
                        «Каким ты был, таким остался» (с).
                      40. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 23:14
                        +2
                        "А я остаюся с тобою,
                        Родная моя сторона!
                        Не нужно мне солнце чужое,
                        Чужая земля не нужна."(с)
                      41. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 23:17
                        +2
                        «В Тбилиси - там все ясно, там тепло,
                        Там чай растет, но мне туда не надо» (с).
                      42. Морской Кот
                        Морской Кот 15 января 2022 23:33
                        +2
                        "Чито гврито, чито маргалито да
                        Чито гврито, чито маргалито да"(с)
                      43. Korsar4
                        Korsar4 15 января 2022 23:49
                        +2
                        «Я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся» (с).
                      44. Морской Кот
                        Морской Кот 16 января 2022 00:01
                        +2
                        Антон тут уже сказал "адын умный вещь", что мне водку пить нельзя, а ему можно. wassat Как тебе это нравится? request
                      45. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 00:03
                        +2
                        «А ты тоже говори» (с).
                      46. Морской Кот
                        Морской Кот 16 января 2022 00:12
                        +4
                        "Выпьем за отмену русских традиций произносить тосты, речи, по всякому поводу и без всякого повода.
                        Мы в России привыкли много болтать.
                        На дела у нас не хватает времени и сил.
                        Мы исходим словами.
                        И в результате мы имеем то что имеем.
                        Я буду пить молча."(с)
                      47. Korsar4
                        Korsar4 16 января 2022 00:19
                        +4
                        «— Разбить?
                        — Разбить.
                        — Пол-литра?
                        — Пол-литра!
                        — Вдребезги?
                        — Ну, конечно, вдребезги!
                        — Да я тебя!» (с).
                      48. Морской Кот
                        Морской Кот 16 января 2022 00:35
                        +3
                        Классика не стареет. smile drinks
  5. Ингвар 72
    Ингвар 72 15 января 2022 07:56
    +5
    На красном кровь не так заметна, не производит такого сильного деморализуещего действия на сослуживцев при ранении.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 15 января 2022 09:06
      +4
      Версия достойная внимания Уважаемый Игорь!
      Хотя я лично думаю, об этом британские монархи выбирая цвет камзолов думали в последнюю очередь. Постараюсь предложить свою версию возможных приоритетов выбора «красных камзолов».
      1. Красота парадных расчётов.
      2. Удобство в идентификации своих войск во время управления войсками. Яркие цвета заметны на поле боя, а учитывая, что единственными дистанционными невербальными средствами того времени были различные подворные трубы, то это очень актуально.
      1. Ингвар 72
        Ингвар 72 15 января 2022 09:20
        +3
        Цитата: Коте пане Коханка
        Хотя я лично думаю,

        И думаю Вы правы. Насчет совпадения с цветом крови скорее побочка, но побочка удачная с точки зрения практической психологии. Хотя кто его знает, как там было на самом деле...... hi
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 15 января 2022 12:02
          +3
          Про воинскую одежду красного цвета, чтоб не видеть цвет крови впервые читал у Плутарха в описании им «спартанских гоплитов».
      2. LisKat2
        LisKat2 15 января 2022 11:50
        +4
        "различные ПОДВОРНЫЕ,возможно, подзорные?
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 15 января 2022 12:34
          +3
          Цитата: LisKat2
          "различные ПОДВОРНЫЕ,возможно, подзорные?

          Конечно! Спасибо за правку!!!
          1. CHEREDA73
            CHEREDA73 15 января 2022 13:48
            +6
            Ох уж эти автозамены... fellow
            У меня вместо контингента образовался континент what
            Боже, что читатели подумают об уровне написАвшего.. wassat
      3. Ua3qhp
        Ua3qhp 15 января 2022 20:57
        +3
        Цитата: Коте пане Коханка
        Хотя я лично думаю, об этом британские монархи выбирая цвет камзолов думали в последнюю очередь.
        Ну почему же, корабли внутри это время тоже в красный цвет красили. И экскурсоводы в один голос говорят, что бы кровь мменьше была заметна.
    2. Старший матрос
      Старший матрос 15 января 2022 18:31
      +4
      Еще красным цветом красили корабли изнутри. Как раз по этой причине.
      hi
      1. kalibr
        15 января 2022 19:49
        0
        Цитата: Старший матрос
        Еще красным цветом красили корабли изнутри. Как раз по этой причине.

        Палубы! На парусниках!
        1. Старший матрос
          Старший матрос 15 января 2022 20:19
          +3
          Цитата: kalibr
          На парусниках!

          Ну да.
          Цитата: kalibr
          Палубы!

          Насколько я понимаю, не только полубы, всмысле горизонтальные поверхности, но и все прочие. Во всяком случае, судя по крышкам портов.
          1. Ua3qhp
            Ua3qhp 16 января 2022 12:15
            0
            Не,там только крышки портов крашеные. Остальное на орудийной палубе не крашеное.

  6. север 2
    север 2 15 января 2022 08:15
    -2
    Цитата: Михалыч
    Шпаковский!
    А где же русская стрелецкая униформа?
    Ах да, русские же дикари, в шкурах воевали. . .
    Терпеть не могу таких аффтароф.
    stop

    согласен с Вами . Если такое произошло бы на английском или на французском сайте , то такого автора
    выгнали бы в шею за то , если он описАл бы красную униформу русских стрельцов , забыв про англичанах или французах в униформе такого же цвета .То же самое было бы и с историями об маршалах войны 1812 года . Тамошний автор тоже с начала восхищался в десятках статьей маршалами Наполеона и лишь потом соизволил написАть пару статей об маршалах русской армии . Странная тенденция у авторов , не правда-ли ? А продолжения статьи должно было быть про англичан и французах , после того как мы познакомились с материалами про русских !
    1. kalibr
      15 января 2022 09:48
      +3
      На сайте есть поисковик. Хочется узнать про стрелецкую форму СНАЧАЛА набираешь "Стрелецкая форма", потом ЕСЛИ НЕ НАХОДИШЬ - пишешь. Доступно объяснил?
      1. CHEREDA73
        CHEREDA73 15 января 2022 11:14
        +2
        Вячеслав Олегович, у меня ощущение, что Вы "вне себя".
        Не стОит...
        1. kalibr
          15 января 2022 14:32
          +3
          Цитата: CHEREDA73
          что Вы "вне себя".

          Это потому, что Вы не знаете специфики онлайн-журналистики. Казаться "вне себя" и быть "вне себя" две очень большие разницы. Казаться я могу чем угодно...
          1. CHEREDA73
            CHEREDA73 15 января 2022 14:44
            +3
            Хорошо-хорошо... good
            ЕМНИП Наполеон был мастер театральных эффектов, легко мог надеть маску гнева, испытывая какие-то другие эмоции...
            1. kalibr
              15 января 2022 18:00
              +1
              Цитата: CHEREDA73
              Наполеон был мастер театральных эффектов, легко мог надеть маску гнева, испытывая какие-то другие эмоции...

              Одним из профессиональных навыков пиармена как раз и является умение...актера.
          2. CHEREDA73
            CHEREDA73 15 января 2022 14:49
            +3
            Это потому, что Вы не знаете специфики онлайн-журналистики

            Не знаю, Вячеслав Олегович, но мне простительно.
            Моя профессия имеет другую специфику... fellow
            1. kalibr
              15 января 2022 17:59
              0
              Цитата: CHEREDA73
              Не знаю, Вячеслав Олегович, но мне простительно.
              Моя профессия имеет другую специфику..

              Все знать просто невозможно. Да и стоит ли? Жить будет не интересно!
              1. CHEREDA73
                CHEREDA73 15 января 2022 18:52
                +2
                Как там один великий сказал? Так чтобы не наврать...
                " Чем больше радиус известного, тем ещё больше длина окружности соприкосновения с неизвестным"...(кажется, немного наврал)
                Или, вот: " чем больше знаешь, тем больше сомнений" .
                В общем: горе от ума wink
            2. Ua3qhp
              Ua3qhp 15 января 2022 21:00
              +3
              Цитата: CHEREDA73
              Моя профессия имеет другую специфику...

              Пристрелить оппонента не меняя выражения лица, как бы нехотя? tongue
              1. CHEREDA73
                CHEREDA73 15 января 2022 21:08
                +2
                Спасибо, развеселили smile
                Неужели я в своих комментариях выгляжу так, что можно сделать такой вывод?
                Да я даже пистолета в руках не держал (кроме стартового) love
                Когда-то в юношестве мог "пристрелить" тарелочку на стенде из вертикалки bully
                И весь опыт
    2. kalibr
      15 января 2022 09:50
      +6
      Цитата: север 2
      если он описАл бы красную униформу русских стрельцов , забыв про англичанах или французах в униформе такого же цвета .

      Писал об этом в журналах Англии и Бельгии... И не выгнали! Спасибо сказали. И про красные мундиры англичан в статье даже и не вспоминал. Не надо писать о том, о чем Вы не знаете.
      1. LisKat2
        LisKat2 15 января 2022 11:30
        +2
        "писал об этом в журналах Англии и Бельгии" Вячеслав Олегович ,большинство из нас НЕ БЫЛИ за рубежом и их журналов не видели. Более того :многие,я в их числе, очень плохо знаем иностранный
        1. kalibr
          15 января 2022 14:30
          +5
          Екатерина! А я тут причем? Был в свое время членом британского общества моделистов БТТ, регулярно печатался в журнале ТАНКЕТТЕ и Армор моделлинг. В Бельгии член-корреспондентом общества военной миниатюры Ла фигурин - печатался в их журнале. А еще... ох, перечислять устанешь. Но последняя статья в Англии вышла в 2012 году, к юбилею Бородинской битвы. О ней как раз... потом отношения испортились и в гонорарных журналах нас печатать перестали. Печатали в Японии, но там бесплатно.
    3. kalibr
      15 января 2022 09:51
      +5
      Цитата: север 2
      про русских !

      Вы уже познакомились. Чаще заходите на сайт. Там есть раздел ИСТОРИЯ.
    4. 3x3zsave
      3x3zsave 15 января 2022 10:36
      +5
      Правильно! Дадим решительный отпор декаденствующим русофобским элементам в русской журналистике!!! laughing
      1. kalibr
        15 января 2022 10:55
        +2
        М не говорите, Антон! Но только умеючи, а так все выстрелы выходят холостыми, люди попросту расписываются в собственной невнимательности и неумении пользоваться Интернетом. Вот и в 41-ом было много таких, "преданных делу Ленина-Сталина", но на деле даже толком стрелять не умеющих! А уж командовать и подавно.
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 15 января 2022 11:32
          +4
          люди попросту расписываются в собственной невнимательности и неумении пользоваться Интернетом
          Нет, Вячеслав Олегович, люди расписываются в собственных фобиях.
          1. kalibr
            15 января 2022 14:24
            +2
            Цитата: 3x3zsave
            люди расписываются в собственных фобиях.

            Нельзя быть таким умным, Антон!
        2. LisKat2
          LisKat2 15 января 2022 11:37
          0
          Вячеслав Олегович, Вы рискуете:могут обидеться по поводу 41 года. Тема очень болезненная, а на сайте много политизированных
          1. kalibr
            15 января 2022 14:26
            +1
            Екатерина! Сейчас готовлю статью о потерях... по материалам одной диссертации и одной монографии. Вот там обид будет выше крыши. Хотя за что? Могли бы и сами их прочитать.
        3. hohol95
          hohol95 15 января 2022 17:54
          0
          А в 1904 году подобного "народу" было меньше?
          На поле боя в Маньчжурии?
          1. kalibr
            15 января 2022 19:51
            0
            Цитата: hohol95
            А в 1904 году подобного "народу" было меньше?
            На поле боя в Маньчжурии?

            Наверное даже больше. Хотя качество подготовки индивидуальных бойцов в императорской армии было очень высоким. Но закончилось 17-ым... Весего через 13 лет.
            О прогрессивности нашего общества говорят: во-первых - 45-ый, а во-вторых, тот же 91-ый... ведь сколько лет прошло между этими двумя датами. Но когда вектор прогресса поменялся на регресс... то случилось то, что случилось.
            1. hohol95
              hohol95 15 января 2022 19:59
              +1
              А будет момент о "чедесном спасении" некоторых британских офицеров от резни в бою при Изандлване?
              Слыхал, что зулусы были "заточены" на истребление тех, кто носил красные мундиры.
              А противников в синих мундирах "игнорили"!
              1. kalibr
                15 января 2022 22:11
                0
                Цитата: hohol95
                А будет момент о "чедесном спасении" некоторых британских офицеров от резни в бою при Изандлване?
                Слыхал, что зулусы были "заточены" на истребление тех, кто носил красные мундиры.
                А противников в синих мундирах "игнорили"!

                О битве при Изандлване здесь были две мои статьи. Но я не знаю истории про "синие мундиры"... И потом, кто их носил в британской армии того времени?
                1. hohol95
                  hohol95 15 января 2022 23:56
                  +1
                  Офицеры 24 пехотного полка.
                  5 выживших офицеров были именно в мундирах синего цвета.
                  1. kalibr
                    16 января 2022 08:13
                    0
                    Ну, 5 это все-таки слишком мало... Мне было бы интересно узнать, где Вы это прочитали. Я же не могу ссылаться на Вас...
                    1. hohol95
                      hohol95 16 января 2022 08:25
                      0
                      Статья на warspot.ru.
                      И хотел вставить картинки с формой 24 полка, но они у меня не занружаются с телефона.
                      Кажется и артиллеристы носили синие мундиры.
                      Просто забил в поисковок "Изандлвана форма британской армии" и среди разного рода рисунков была картинка похожая на размещённые в этой статье.
                2. saygon66
                  saygon66 16 января 2022 01:02
                  +2
                  - Полк карабинеров Наталя носил синюю форму...



                  - А так же темно зеленую 9rifle green) форму носили бойцы 60 полка пеших стрелков.


                  - Так же синюю форму могли носить офицеры 24го Уорвикширского пехотного полка...


                  - Мундир офицера 17 го Уланского полка (Cобственные, герцога Кембриджского Уланы) того периода...


                  1. kalibr
                    16 января 2022 08:12
                    0
                    Ну, про уланскую форму я знаю. Есть даже фото Николая Второго в мундире с отворотами...
                    1. saygon66
                      saygon66 16 января 2022 15:04
                      0
                      - Да, но вообще Император Николай II был ( и остался по настоящее время) шефом полка Шотландских Гвардейских Драгун.


                      1. kalibr
                        16 января 2022 20:13
                        0
                        Ну фото в мундире с отворотами на груди и с чем не спутать... Но ведь это царь. Он и адмиральский мундир носил и рядового...
                      2. saygon66
                        saygon66 16 января 2022 20:38
                        0
                        - Это фотографии визита Николая Второго в Балморал кастл... в1896 году.
                        - Он в мундире Шотландских Серых Драгун...

                        - В таком мундире, в 2018 году "засветился" родственник Императора - принц Гарри, на своей свадьбе!
  7. Ольгович
    Ольгович 15 января 2022 08:25
    +4
    Парик достаточно подержать над огнём и всем вшам в нём придёт конец

    Парику над огнем конец приходит раньше.

    Парики кипятили

    Причёски… всё это время с 1745 года было временем буклей и париков, которые вполне были ещё одним головным убором. А как иначе прикажете бороться со вшами? Голову, обритую наголо, или с очень короткой стрижкой легко привести в порядок.


    В России в армии
    манера носить длинные, до плеч, волосы,расчёсанные по сторонам. С середины 20-х годов XVIII века появилась мода на напудренные причёски с локонами-буклями и косами. Отныне перед парадом нижним чинам следовало завивать букли и обвязывать косу чёрной кожей. Оплетали снизу вверх, так что бант приходился на воротнике кафтана. Пудра была дорога и полагалась только офицерам, солдаты довольствовались мукой. Чтобы она держалась, волосы предварительно опрыскивали квасом или водой. В обычное время волосы следовало зачёсывать назад и завязывать в косу, при этом на висках они свисали прядями (их называли «волчьими хвостами»). Офицеры завязывали косу шёлковой лентой и зачастую носили короткие парики с буклями. Такая причёска получила меткое прозвище «крысиный хвост». В те же годы использовалась и причёска «в кошелёк», когда хвост из волос убирался в мешочек из ткани
    Военно-исторический журнал

    1. депрессант
      депрессант 15 января 2022 09:20
      +6
      Доброе утро, Андрей!)))
      А я-то, по невежеству своему, полагала, что обычай обсыпать парики мукой -- придумка неких авторов, шутка юмора такая wassat )))
      Сложно было солдатикам.
      1. CHEREDA73
        CHEREDA73 15 января 2022 21:55
        +2
        Добрый вечер, Людмила Яковлевна.
        Вот, скажите, фантазеры smile
        То про сковородки напишут, теперь - про муку...
        good
        1. депрессант
          депрессант 16 января 2022 00:14
          +2
          Добрая ночь, Евгений!)))
          Я уже почти сплю, наверное, ваша реплика мне снится, сколько же времени дотягивал её до меня ленивый интернет!)))
    2. kalibr
      15 января 2022 09:58
      +6
      Цитата: Ольгович
      Военно-исторический журнал

      Спасибо! Какое хорошее дополнение.
  8. LisKat2
    LisKat2 15 января 2022 09:38
    +2
    Всем доброго утра. Рада,что расставание у нас было не продолжительным.
    "Чем сукно в зелёный цвет красили"? Простейший краситель - сок крапивы,а её везде много. Или вариант: смешать индиго с жёлтым красителем и получите зеленый
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 15 января 2022 09:52
      +4
      Индиго в России не растет.
      1. Korsar4
        Korsar4 15 января 2022 10:25
        +5
        На юге России аналог - Вайда красильная.
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 15 января 2022 10:32
          +5
          Так юга-то при Петре еще не было, южнее Воронежа - Ногайская степь.
      2. LisKat2
        LisKat2 15 января 2022 11:44
        +3
        Цитата: 3x3zsave
        Индиго в России не растет.

        Зато крапивы полно. Даже в городе её можно найти
        Я в 19-м на Пасху,красивой покрасила яйца и красивые были
  9. депрессант
    депрессант 15 января 2022 10:11
    +5
    Ну, прочитала комментарии -- Михалыч, Север 2...
    Коллеги, а не обусловлена ли ваша обида тем, в чем сами себе не хотите признаться? Или уже признались, но вслух не хотите сказать прямо: да, русский человек унижен и оскорблен донельзя, но как это получилось, вы не понимаете и оттого ищете источник унижения в таких авторах, как Шпаковский и Рыжов. Между тем, оба автора -- патриоты своей страны, но, к вашему несчастью, являются специалистами в вопросах, которые вам неприятны. Между тем, ответ на ваше состояние униженности лежит в политической плоскости, которой в границах принятых законов касаться опасно, не так ли? Но вы уже убедили себя, что наша внутренняя политика абсолютно безгрешна -- удобно, не правда ли? Мол, давайте лучше уберем Шпаковского, и будет нам, русским людям, счастье. Не будет. Потому что, убрав воображаемого "оскорбителя" в виде Шпаковского, который вовсе не НКО, вы с удивлением обнаружите, что оскорблены и унижены по-прежнему и, быть может, ещё сильнее. И вот тогда, оставшись один на один с настоящими оскорбителями, вам придется смотреть им в их волчьи глаза, а потом свои глаза опустить и тихо попятиться. Ибо они хищных глаз от вас не отведут, вы уже сейчас намечены ими в жертву.
    1. vladcub
      vladcub 15 января 2022 11:02
      +3
      "будет нам, русским людям счастье" Людмила Яковлевна, приветствую, Вы правы и не совсем правы : в Рыжове не ищут "источник унижения". Всё дело в том что В. О.скверная привычка:"наступить на мозоль". Помните, у Лациса:"Посёлок у моря", когда Банга женился, а его избранница, 8 пудовая дама, каблуком наступила на мозоль жениха? Он на всю церковь заревел.
      Точно так, некоторые камрады, реагируют на В. О
      1. депрессант
        депрессант 15 января 2022 12:21
        +3
        Ну, Вячеслав Олегович -- безобидный провокатор. Придавая душок либерального самодовольства своим статьям и наступая на общий мозоль, коим является СССР, он сознательно сталкивает мнения. И даже я не могла отказать себе в удовольствии якобы попенять ему, а на самом деле отвечая совсем другим людям. И тут же являются собеседники, такие, как Ирина Журавлева (tatra), которые, так и не поняв, что произошло с нашей страной, объявляют виноватыми в этом не только Автора, но и всех присутствующих.
        Ох... Вот эти пресловутые "враги коммунистов", собственно, и заставили меня задуматься, а вправду -- что произошло? Ответ лежал передо мной и был дан давно опальным депутатом Госдумы Алексеем Митрофановым, но не был оформлен четко. Пришлось самой складывать два плюс два. wassat )))
        1. Авиатор_
          Авиатор_ 15 января 2022 13:29
          +1
          Ну, Вячеслав Олегович -- безобидный провокатор. Придавая душок либерального самодовольства своим статьям и наступая на общий мозоль, коим является СССР, он сознательно сталкивает мнения.

          Это у него способ заработка такой. Дело Азефа живёт и побеждает! А с Митрофановым, уважаемая Людмила Яковлевна, я как-то не в курсе, что за откровение он вдруг высказал из зарубежного далека?
          1. депрессант
            депрессант 15 января 2022 13:48
            +2
            он вдруг высказал из зарубежного далека?

            Нет, Сергей, не так, инверсия!
            Сначала было высказывание, а потом по его итогам -- зарубежное далеко. Вот так, брякнешь, не подумав, с виду совершенно безобидную вещь, а она -- причина жесткого клинча. А сказал он, обращаясь к народившимся олигархам, да и народу в целом, буквально следующее: "Вы думали, это вы в 91-м власть взяли? Это мы, чиновники, власть взяли! Мы всегда были у власти, при всех царях, мы страной управляли!"
            Я тогда подумала, мол, в этом что-то есть, но особого значения не придала. И только в последние дни, напрягши свои хилые мозговые возможности, открыла истину, идущую вразрез с учением Маркса, что позволило мне воскликнуть: "Да эврика же! Эврика! Где ж ты раньше была, Эврика?!?" wassat )))
            1. Авиатор_
              Авиатор_ 15 января 2022 15:40
              +3
              открыла истину, идущую вразрез с учением Маркса,

              Ну, известно, что "Марксизм - не догма, а руководство к действию". Это для Плеханова он был догмой.
              Это мы, чиновники, власть взяли! Мы всегда были у власти, при всех царях, мы страной управляли!"
              Ну а это просто мания величия. Приготовил себе золотой парашют и отбыл. Вряд ли он в парижском такси на жизнь зарабатывает, как эмигрант после ГВ. Чиновники, они же госслужащие, очень разные (я вот дважды чиновник - завкафедрой в МАИ и нач. сектора в своей научной конторе). Если буквально понимать фразу Митрофанова, то можно всерьёз подумать, что обычные колхозники и Цапки - это одно и то же. Митрофанов такой же "ниспровергатель СССР", как владелец "Норникеля" Прохоров, которому всё финансовое содержимое Госкомспорта СССР папа отдал в личное пользование.
              1. депрессант
                депрессант 15 января 2022 16:02
                +2
                А еще есть Потанин, у которого тоже отец был при министерстве. Правда сейчас в интернете следов не найдете. Но тут важна идея. Чувствую, серьезный разговор еще впереди, но сегодня я уже устала, могу только шутить и смеяться -- уж простите! )))
              2. vladcub
                vladcub 15 января 2022 18:14
                +1
                " папа отдал" всем бы такого папу
                1. Авиатор_
                  Авиатор_ 15 января 2022 18:17
                  +3
                  всем бы такого папу

                  Всем не получится, тут наследование, как в Европе. Ведь Шарль Перро уже описал наследование в своём произведении "Кот в сапогах" - старшему сыну мельник оставил мельницу, среднему - осла, а младшему - кота. И это всего три сына. Представляю, что бы досталось младшему, если бы их было хотя бы пятеро - пустой пакетик из-под Вискас, наверное.
                  1. vladcub
                    vladcub 16 января 2022 08:24
                    0
                    Тогда Вискас ещё не знали. Коты сами себе доьывали пропитание
                    1. Авиатор_
                      Авиатор_ 16 января 2022 10:28
                      +1
                      Ну, такой интеллектуальный говорящий кот вполне мог и Вискас изобрести.
            2. vladcub
              vladcub 15 января 2022 18:12
              +1
              "где же ты раньше была" в том то и дело, что прозрение не всегда вовремя приходит
      2. kalibr
        15 января 2022 14:23
        0
        Цитата: vladcub
        некоторые камрады

        Глупые...
        1. Комментарий был удален.
        2. депрессант
          депрессант 15 января 2022 16:24
          +3
          Глупые...


          "Ну перед кем я распинаюсь?"–
          Спаситель думал на кресте. wassat )))
          1. kalibr
            15 января 2022 17:56
            +2
            Цитата: депрессант
            "Ну перед кем я распинаюсь?"–

            Сказал Христу сосед по кресту.
    2. LisKat2
      LisKat2 15 января 2022 12:13
      +4
      "будет нам,русским людям счастье"Людмила Яковлевна, вспомнила" стрелецкий бунт",когда стрельцам казалось,что возвращение старой веры - избавление от социального неравенства.,
      Хованский поощрял заблуждения стрельцов: "выберете меня царем. Я за старую веру"
    3. Ингвар 72
      Ингвар 72 15 января 2022 12:40
      +1
      Цитата: депрессант
      Потому что, убрав воображаемого "оскорбителя" в виде Шпаковского,

      Здравствуйте Людмила Яковлева! hi По оскорблениям навеяло -

      Цитата: депрессант
      Придавая душок либерального самодовольства своим статьям и наступая на общий мозоль, коим является СССР,

      Здесь поспорю, иногда у него дух ну уж слишком гороховый!
      Последняя статья про геологах например. bully
      1. депрессант
        депрессант 15 января 2022 13:13
        +2
        Здравствуте, дорогой коллега!)))
        Читала я эту статью и все комментарии к ней. В комментариях выступили выпускники титанических ВУЗОв, таких, как легендарный МФТИ. Знаете, оно было всяко. Вячеслав Олегович рассказал о собственной практике, и я ему верю. Наверное, бывало и похуже. И было много лучше, о чем и рассказали комментаторы. Так ведь для того и затеялся разговор. А в 10-е нашего века доводилось слышать, как расплодились бесчисленные провинциальные ВУЗы, которые и помещений своих-то не имели, брали деньги со студентов за зачеты и экзамены, но, имея лицензию, выдавали дипломы -- формально действительные, но липовые по факту невежества выпускников. Но ведь такое было и в советское время. Я свидетель, как после выпускных школьных экзаменов в Абхазии только и разговоров было, о том, у кого в каком российском ВУЗе "свой человек", который устроит тупого дитятю, вообще не склонного к учебе, на первый курс. И, представьте, устраивали! И по квотам, но чаще без квот. Было? Было! Все было...
        1. Авиатор_
          Авиатор_ 15 января 2022 13:36
          +4
          Я свидетель, как после выпускных школьных экзаменов в Абхазии только и разговоров было, о том, у кого в каком российском ВУЗе "свой человек", который устроит дитятю на первый курс. И, представьте, устраивали! И по квотам, но чаще без квот. Было? Было! Все было...

          Оно, конечно так, Людмила Яковлевна, но сколько таких "устроенных" потом работало по специальности? Вот к нам никого не "устраивали", так как 5 пар занятий ежедневно очень хорошо устраняли таких халявщиков. Их и близко не было. Катался на старших курсах (когда появилось свободное время) на филфак МГУ - там такие иной раз и встречались, "национальные кадры". А вообще-то я не люблю, когда с шутками и прибаутками гадят на великий период жизни нашей страны. Ну а каждый тогда жил, как умел - кто работал, а кто и прославлял каждое дуновение из Кремлёвского Дворца съездов.
          1. депрессант
            депрессант 15 января 2022 14:21
            +7
            вообще-то я не люблю, когда с шутками и прибаутками гадят на наш великий период жизни.

            О-о-о!... Уж как я этого не люблю! Это ведь была часть моей жизни, благоустроенная совместным трудом моей семьи, а затем удар, потеря всего, гибель близких.
            М-да... Но ведь надо найти причину, почему так получилось, обьяснить, что происходит сейчас, и что надо делать, чтоб не повторилось. Поэтому приходится обращаться к самому неприглядному и болезненному опыту, препарировать его, чтобы однажды, повторяя опыты раз за разом, наконец сказать: "Все ясно, ответ найден!"
            1. Авиатор_
              Авиатор_ 15 января 2022 15:43
              +5
              Но ведь надо найти причину, почему так получилось, обьяснить, что происходит сейчас, и что надо делать, чтоб не повторилось.
              Вы правы, но провокационные опусы г. Шпаковского этому не способствуют.
              1. депрессант
                депрессант 15 января 2022 16:21
                +3
                провокационные опусы г. Шпаковского этому не способствуют.

                "Да, он не белый и пушистый, а волосатый и седой."(с) wassat )))
        2. vladcub
          vladcub 15 января 2022 18:33
          +2
          " Абхазии" помню великое множество анекдотов на эту тему:"сынок, купи себе автобус, чтоб быть как у всех" или :" напиши на могиле:" родился мертвым".
          Было такое дело:" в братских республиках"одни ВКАЛЫВАЛИ и мечтали о дефеците, а у других дифцит из ушей лился.
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 15 января 2022 13:24
        +4
        Возвращается принцип "прямого правосудия". Иными словами, проще в рыло заехать, ибо легче в суде отмазаться.
        1. Ингвар 72
          Ингвар 72 15 января 2022 13:35
          +6
          Цитата: 3x3zsave
          проще в рыло заехать, ибо легче в суде отмазаться.

          Не, Антон, не стоит. Особенно при свидетелях. Чуть не присел, зарядив в лицо одному товарищу. С последствиями зарядил. Повезло, что свидетели отказались, т.к оппонент сам нарвался, и было один на один. Но потаскали по отделам и судам меня знатно.
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 15 января 2022 13:46
            +5
            Ну так это... Аккуратней людей ронять нужно. Я тут год назад руку сломал, травматолог меня спросила: "Ко мне еще придут?" На что я по-одесски ответил: "Мне после Вас сразу в отделение идти?"
  10. Роман Ефремов
    Роман Ефремов 15 января 2022 10:23
    +5
    Как они вели походную жизнь в этих белых штанах и гетрах?..................................................
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 15 января 2022 10:53
      +8
      "... Стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы... "
      Прикиньте каково было австрийцам, там весь мундир был белым!
      1. CHEREDA73
        CHEREDA73 15 января 2022 13:28
        +3
        Белый австрийский мундир - кажется, это наследие от выбеленной лосиной доспешной кожаной одежды. Могу ошибаться...
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 15 января 2022 13:33
          +5
          У Шпаковского была статья, год назад, по поводу австрийского мундира.
    2. kalibr
      15 января 2022 10:57
      +7
      Цитата: Роман Ефремов
      Как они вели походную жизнь в этих белых штанах и гетрах?..

      Трудно! Недаром вскоре изобрели походные серые брюки. Но об этом в следующих материалах...
  11. LisKat2
    LisKat2 15 января 2022 10:23
    +2
    "Гренадер 1685г Линконширского полка и мушкетёр того же полка" я читала, что были отдгренадерские полки" туда отбирались рослыесолдаты. Название происходит от слова"гренада"- граната.т.е"гранатные полки".
    Мушкетеские полки - отдельные части, а почему они в одном полку?
    1. kalibr
      15 января 2022 10:58
      +6
      Если в полку было четыре роты, то одна всегда гренадерская!
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 15 января 2022 12:37
        +2
        Цитата: kalibr
        Если в полку было четыре роты, то одна всегда гренадерская!

        Не всегда, даже в британской армии.
  12. vladcub
    vladcub 15 января 2022 10:38
    +4
    "куда более сознательные и дисципленироваными" наглядный пример того, что идейная мотивация конечно хорошо, но дисциплина в армии необходима!
    Вообще Кромвель был на голову выше всех генералов Карла1.
  13. CHEREDA73
    CHEREDA73 15 января 2022 11:08
    +7
    Шляпу с тремя загнутыми углами заменила шляпа с двумя загнутыми кверху полями двууголка. Причём считалось шиком носить её несколько наискосок…

    Всем, доброе утро!
    Вчера на "маршале Монсее" обратил внимание, скульптор изваял его как-то странно: треуголка сидит косо на голове.
    А сегодня есть ответ - оказывается это была такая мода!
    Вячеславу Олеговичу, спасибо!
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 15 января 2022 12:08
      +7
      От себя добавлю, что в Британии носить двухуголку по французски первые годы войны с Наполеоном считалось верхом ценизма!
  14. LisKat2
    LisKat2 15 января 2022 12:36
    +2
    С вами хорошо, но мне пора прощаться
  15. CHEREDA73
    CHEREDA73 15 января 2022 13:39
    +5
    А вот головной убор прусской армии времён Фридриха Великого. Интересно, считать ли его двууголкой или треуголкой? Фронтальный третий угол присутствует, но очень слабо выражен.
  16. Тестов
    Тестов 15 января 2022 14:15
    +7
    Хозяин Трилобита (Михаил), уважаемый, Вы правы про окраску сукна на 202 %. Самое распространённое дерево, не годное для строительства домов и кораблей, в окрестностях Москвы во времена Петра 1 - берёза. Зато красить холсты и шерсть можно листьями и свежими, и сухими, лубом, причём оттенки можно менять меняя концентрацию "закрепителя" - квасцов, а после промывания - временем отбеливания ткани на солнце... Я в 70- годы прошлого века ещё застал, как в родной моей Архангельской области красили рыбаки сети, что сами плели, для ловли рыбы в озёра и реках, в отваре коры ольхи серой...Яблоней, ясенем, можжевельником, вереском, багульником, манжеткой, толокнянкой, зверобоем можно красить. Корою дуба тоже можно красить. Но в те времена дуб - дерево корабельное, как сосны прямые, а ёлки наоборот - кокоры.
  17. Saxahorse
    Saxahorse 15 января 2022 18:01
    +2
    Очень неплохо! Обожаю Шпаковского, когда он пишет по теме в которой разбирается. good
  18. saygon66
    saygon66 15 января 2022 23:43
    +2

    В 5м полку Нортумберлендских фузелиров служил некто Джо Хэмиш Ватсон, военный медик.

    В составе 66 Беркширского пехотного полка участвовал в битве пр Майванде, Афганистан, тяжело ранен, награждён медалью "За службу в Афганистане 1878 - 80 гг."


    wink
  19. Тестов
    Тестов 16 января 2022 01:02
    +4
    Морской Кот (Константин), уважаемый, Историю даже в разделе История на "В.о" пишут люди, не совсем понимающие о чём пишут. Тем ценнее комментарии по теме статьи, но с конкретными ссылками, от людей знающих.
    Много раз просил комментирующих события в СССР: написать конкретно в какие годы, на какой должности, в каком конкретно населённом пункте и даже на каком предприятии человек трудился и поэтому трава в СССР была зеленее или желтее, чем в РФ, или травы не было, был вокруг только гранит, снег и лёд или только песок...
    Вот 2 дня назад прочёл статью "Жолтоксан 1986 года: сложности транзита власти." где события в Алма-Ате 1986 года сравниваются с событиями в 2022 году. Впечатление: автор совсем не знает что такое массовые беспорядки и с чем это едят. Ну не было, в отличии от демократической РФ, в тоталитарной Каз.ССР, запрета собираться гражданам на площади на не санкционированный митинг. В УК Каз.ССР норму об умышленном блокировании транспортных коммуникаций ввели только в 1991 году... Не понятно: о каком оцеплении и перекрытии дорог к центру автор пытается рассуждать, не понятно про какое училище автор пишет:"Ключевую роль в подавлении назревающего восстания играли курсанты Алма-Атинского училища, которым для наведения порядка выдали лишь саперные лопатки и дубинки." Было в Алма-Ате в 1986 году 2 высших командных училища - МО СССР и ПВ КГБ СССР и одно среднее пожарно-техническое МВД СССР, была ещё средняя специальная школа милиции МВД СССР. Представить будущих командиров мотострелкового взвода с дубинками в руках не могу. Так же как 15 тысяч дружинников...Может быть часть "дружинников" - это сотрудники КГБ и курсанты-пограничники в гражданке? Или курсанты средней школы милиции - казахи, киргизы, уйгуры, корейцы по национальности, тоже в гражданской одежде? "Да еще и сдобрили армию дюжиной бронетранспортеров и десятком пожарных машин" - похоже, автор совсем ничего не знает о тактике МВД и КГБ СССР в 80-е годы 20 века по сигналу "Метель".. ."Назревающее восстание" - без огнестрельного оружия и захвата "мосты - в первую голову"- бред! А в 2022 году в Казахстане - огнестрельное оружие видим и в телевизоре, и в интернете...."Стараниями курсантов и пожарной техники к часу ночи 17 декабря последние обитатели площади Брежнева были рассеяны. Но лишь для того, чтобы с рассветом протестная акция стартовала с новой силой. Силовые структуры действовать начали по привычной схеме – несколько часов фактически раззадоривали толпу, а потом неожиданно жесткими мерами разогнали уже к глубокому вечеру." Неожиданно жёсткие меры" - это огонь очередями разрывными пулями по людям с цветами в руках, а не с камнями и арматурой?..." По официальной версии, погибло 6 человек, несколько тысяч получили ранения разной степени тяжести, 99 осуждены, а двое даже приговорены к высшей мере наказания, которую, кстати, так и не привели в исполнение." Сразу вопросы: погибло 6 человек от отравление метиловым спиртом вместо водки? Кто-то, ранее признанный особо опасным рецидивистом, в состоянии алкогольного опьянения, двум представителям власти, в связи с исполнением ими служебного долга и беременной, после изнасилования, при 3 свидетелях, голову разбил боевой гранатой, крича при этом, что именно их он хотел много лет убить из мести, а в кармане у него была тротиловая 400 граммовая шашка, похищенная со склада карьера, и 250 грамма гашиша, которые он продавал на площади 5 несовершеннолетним? Цифра в 99 осуждённых без указание за что - это повод спросить:"Это официальная версия кого и в каком году? Назарбаева в 1996 или в 2016 году?" "...двое даже приговорены к высшей мере наказания, которую, кстати, так и не привели в исполнение"- эта фраза порождает ещё больше вопросов. Первый:"За что осудили?" Ведь массовых беспорядков не было, не было погромов, разрушений и поджогов, да и участие в них - это не ВМН, а от 2 до 15 лет лишения свободы по ст. 65 УК Каз.ССР. Или кто-то что-то разгромил и поджёг? Кто и что? Автор не знал, не прочитал, а значит не узнал и не написал... А второй - сидели где приговорённые? В СССР за иное государственное преступление человек, в 99 %, отбывал бы наказание в старинных русских городах Владимир или Вологда. Там были тюрьмы для осуждённых за государственные преступления...Третий вопрос- За 4 года приговор не привели в исполнение? Почему???... И главный : "Имя, назови мне имя, сестра!" ...А организаторам протестов на площади Брежнева, живущим и сегодня в Казахстане, и раздающим интервью СМИ, суровый советский суд отвесил по 4 года лишения свободы, причём по двум статьям УК. Срок отбывали они в Мордовии на зоне, а не в тюрьме... И фото с Википедии памятника со злыми собаками автор разместил. А в тексте про собак - ничего, хотя целый конвойный полк ВВ МВД СССР стоял в Алма-Ате в 1986 году, и у пограничников собаки были, правда, совсем другой специализации...
  20. Alex013
    Alex013 16 января 2022 16:52
    +1
    Вячеслав Олегович, статья интересная! Я в детстве про Чингачгука мало фильмов видел, т.к. в 90-х их особо не показывали, но смотрел "Приключения королевского стрелка Шарпа", там тоже красные мундиры фигурировали. Причем снимали часть серий в Крыму (типа Испания))
    1. kalibr
      16 января 2022 20:15
      +2
      Цитата: Alex013
      Причем снимали часть серий в Крыму (типа Испания))

      Причем солдат украинских из массовки только кормили. Деньги - 30 баксов в день, платили лишь каскадерам и конникам.