Самые странные танки: «Обой»

16
На что способны конструкторы, получившие карт-бланш? Летающая техника, танки с четырьмя гусеницами, военные роботы — это лишь верхушка айсберга инженерной мысли. Представляем проект «Самые странные боевые машины мира» от создателей легендарной игры World of Tanks. Рубрика рассказывает об удивительных, смелых и провальных решениях танковых инженеров. Главный герой этого выпуска — эпициклоид «Обой».

Многие сражения Первой мировой войны были позиционными. На Восточном фронте противостояния сторон без значительного перевеса сил могли длиться месяцами. Рано или поздно одна из армий увеличивалась и с помощью прорыва заставляла противника отступить, однако еще одним потенциальным способом повлиять на ситуацию могло стать изобретение осадной машины.



Для русской армии время Первой мировой было непростым. Западная граница Российской империи охранялась несколькими крепостями. Войска сражались как за свои, так и за вражеские укрепления, и на рубеже 1914–1915 смогли взять крепость Перемышль. В конце марта 1915 года она пала, а уже в начале мая немцы пошли на прорыв в Горлице. Основные соединения русской армии в этот момент находились в Карпатах — ситуация была критической. В это же время в канцелярию Николая II пришло письмо из Львова с пометкой «лично для императора».


В письме, подписанным Иваном Федоровичем Семчишиным, была представлена работа под названием «Проект на машину до разбивания траншей и вражеских крепостей или эпициклоид «Обой». «Когда бы мы имели какую-то крупную бронированную, внутри мотором обращаемую, бочку или каток, который бы поворотился в означенных нами напрямах, мы могли бы ехать им по неприятелям», — так описывал свою идею автор. Написанное с ошибками, но с воодушевлением письмо не оставили без внимания. Оригинальный проект передали в Главное военно-техническое управление Российской империи.

Идея Семчишина была непохожа на сотни других. Длина машины составляла 930 метров, а высота — 650 метров. В теории она могла просто ехать вперед, сминая под собой строения, живую силу и все, что попадется на пути. Двигатели, расположенные внутри, должны были поднимать маховик, благодаря которому «Обой» катился бы по земле со скоростью до 321 км/ч. Также предлагалось установить в вершинах эллипсоида тяжелую артиллерию.

Внутри Семчишин поделил машину на 2 уровня. В нижнем находился моторный отсек, а верхний походил на настоящий город с разветвленной канализацией, газопроводами, вентиляцией, электричеством и даже жилыми помещениями и складами. Бронированный ковчег был рассчитан на несколько сотен человек.


В ГВТУ проект отвергли, и на то было несколько причин. Во-первых, сложности с маскировкой и защитой подобного изобретения во время строительства, т.к. не заметить его с воздуха практически невозможно, а для обороны пришлось бы организовать целый район ПВО. Второй проблемой стало бы непредсказуемое поведение гиганта. Направляясь на врага, он мог запросто подмять под себя и населенные пункты с мирными жителями, и военные строения. Не были проработаны ни маршруты «Обоя», ни способы отвлечения внимания противника. В конце концов, по версии Семчишина толщина брони машины должна была достигать 100 мм, но с учетом заявленных габаритов, она попросту смялась бы под собственным весом. Между тем, историки уверены, что движителей, которые могли бы привести в движение этого гиганта, попросту не существует. Даже отлить огромные металлические маховики и шатуны без дефектов было бы крайне затруднительно.

После того, как идею Ивана Семчишина отвергли, связь с изобретателем прервалась. Впрочем, это не помешало ему войти в историю военной инженерии России. Проект «Обой» не имеет аналогов и, вероятнее всего, остается крупнейшей спроектированной боевой машиной, которая не была построена в металле. По мнению экспертов, если бы эллипсоид довели до ума профессионалы, на поле боя он бы произвел не меньшее впечатление, чем выход первых танков, и уж точно стал бы одной из самых громких сенсаций на целое столетие вперед.

Больше подробностей об эпициклоиде «Обой» смотрите в видео от компании Wargaming.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 января 2022 06:24
    Явная нехватка тем. Очень жаль.
    1. +3
      4 января 2022 08:01
      Почему бы вам не исправить это упущение? А забацайте ка статейку интересную, познавательную, так что б всем на ура пришлась! Или "струна порвалась, да затупилось перо?"©
      Мне было интересно, не знал о таком проекте, пусть и неосуществимом.
      1. +7
        4 января 2022 10:32
        Волонтерское движение - это прекрасно. Ты пашешь нахяляву, а те, кто должен делать эту работу, получают жирное вознаграждение) Все счастливы. Плохо только, что волонтер нестабилен. Сначала энтузиазм, а потом он чего то того... как то прекращает фонтанировать. На фоне жирненьких довольных рожиц тех "кому положено". Странно, правда?
        1. -2
          4 января 2022 11:33
          А тот кто должен, который жирный и довольный это кто? И жирное вознаграждение оно какое, повоеменное, аль сдельное?
          1. -1
            4 января 2022 18:09
            Работники сайта получают зарплатку. Так тут все устроено) Профессионально сотрудничать с сайтом, не будучи в штате, нельзя. Статьи тут пишут профессионалы) Ну а кто получает зарплату, тот должен ее отрабатывать.
        2. -1
          4 января 2022 20:13
          Мысль понятна. Тогда действительно странно. Странно, причём тут эти жирные и довольные и причём тут волонтёры и волонтёры ли они вообще. Не понятен метод и источник определения жирности и довольства тех "кому положено". Наверно я не достаточно давно на сайте и не вижу того, что видите вы.
          А волонтёр, волонтёр ли он? Волонтёр он ведь человек идейный, действует заведомо на фоне и несмотря на жирных и довольных.
          Ещё мне у вас понравилось определение "фонтанировать". Ёмкое. Я вот как то увидел прорыв канализации, ну прям чисто фонтан. Ну и естественно есть фонтан, как архитектурное сооружение. Похоже, но каково содержание!
          Я считаю, что критикуя, нужно или предлагать что то другое, более качественное или обосновывать свою критику. Таким способом можно если не разжиться, то получить уважение аудитории, отточить перо и показать жирным и довольным какие они бяки. А там глядишь (в зависимости от цели) и оказаться среди тех, кому положено.
          1. 0
            4 января 2022 20:21
            Бла-бла-бла... не очень забавно. Слабый бредогенератор, надо чистить поршня и шкворня. В целом фигня)
            1. -1
              4 января 2022 20:24
              Ну да ну да. "Я орёл, все остальные олени". Это уж как водится laughing ..,.
  2. +2
    4 января 2022 06:24
    А что сказал на это Бехтерев?
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      4 января 2022 20:43
      Он сказал бы -- Дерзайте! laughing

  3. +3
    4 января 2022 07:03
    "А что сказал на это Бехтерев?"
    Всё на уровне фантастики по Герберту Уэллсу.
  4. +3
    4 января 2022 07:03
    Цитата: 28-й регион
    Явная нехватка тем. Очень жаль.

    А чем это вам не тема?
  5. 0
    4 января 2022 10:37
    Стимпанк (а это именно идея стимпанка) работоспособен при соблюдении двух условий. Во первых при наличии принципиально несокрушимого, пусть и тяжелого, материала. И конечно, при наличии неистощимого источника энергии. Сферы с паром при давлении стопицоттыщ атмосфер, "симпатического угля" для паровых машин и т.д.
    А жаль, что ничего такого нет, люблю стимпанковские идеи...
  6. +2
    4 января 2022 13:10
    В принципе эта хреновина еще и поплыла бы наверное. Особенно вращаясь со скоростью 321 км/ч.
  7. 0
    4 января 2022 18:36
    украинцы построят ,для взятия ДОНБАССА , они море выкопали в своё время...........
  8. 0
    5 января 2022 08:44
    Как перевести слово "Обой" в данном случае?
    Ещё видел в документальном фильме назвали танк "Гром-обой"