Казахстан: всё могло быть иначе
«Газовая атака»
Скорее всего, об угрозе взрыва в Казахстане, социального, быстро переросшего в политический, подозревали не только там. И, скорее всего, того же Касым-Жомарта Токаева, как, впрочем, и засевшего в тени Нурсултана Назарбаева, об этом предупреждали.
Но предупреждали, как видно, совсем не те. Один звонок из Москвы мог изменить если не всё, то очень многое. Но если и звонили, то опять же – не те, к кому там прислушались бы. По линии же главной интеграционной структуры – Евразийского экономического союза никаких телодвижений явно не было совсем.
Да и вообще, а что такое – ЕАЭС? Чем он лучше ЕС, который трещит по всем швам, или «игрушечного» Союзного государства? От того-то и вовсе, кроме товарной свободы и открытой границы с Беларусью, простому человеку ни тепло, ни холодно.
Эх, если бы ЕАЭС был сколько-нибудь дееспособным союзом. Но в ситуации с казахским «газовым майданом» эта структура, словно созданная для отставных бюрократов, в который раз продемонстрировала свою недееспособность.
Другая интеграция
Похоже, нет в этой структуре ничего, что сработает в реальной политике. Нет и никаких действенных механизмов товарной и в целом экономической взаимопомощи между странами-участницами.
«Только бизнес и ничего личного, то есть – лишнего»? Неужели именно таков девиз этой интеграционной структуры? Так ведь именно крутой бизнес всегда диктовал и сегодня диктует политику. Если, конечно, политики не витают в облаках.
Ещё до нынешнего кризиса профессор кафедры торговой политики Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ Алексей Портанский крайне жёстко охарактеризовал перспективы экономической интеграции через ЕАЭС:
Сделаем скидку на то, что Портанский представляет традиционно либеральный вуз, но в том, что экономику просто необходимо ставить впереди политики, он следует многократно проверенным постулатам.
И ведь особенно это важно при возникновении и тем более увеличении дефицита там каких-либо «основополагающих» товаров. А доиграться до проблем с ценами на газ в газодобывающей стране – это, согласитесь, надо было ухитриться. Впрочем, с каждым днём всё больше сомнений в том, что казахстанский майдан действительно просто «газовый».
Союз есть, товаров нет
Да и вообще – имеются ли реальные межгосударственные товарные резервы Евразийского союза? Похоже, таковых нет по определению. Об этом можно судить и по «молчаливой» реакции ЕАЭС-ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) на провальную ситуацию со сжиженным газом в Казахстане. Во всяком случае, к настоящему времени.
Уже лет десять в ЕАЭС обсуждаются вопросы формирования общего рынка топливно-энергетической продукции. И что? – сроки создания такого рынка регулярно сдвигаются: теперь таким сроком объявлен 2025 год. Хотя и поныне нет никакой конкретики по реальным этапам формирования такого рынка.
Причём как по параметрам (юридическим, экономическим, географическим) этих этапов, так и по методике единого ценообразования на эту продукцию и на её транзит внутри ЕАЭС. Если бы Евразийская экономическая комиссия и в целом ЕАЭС были бы реально на что-то способны, дефицит газа в Казахстане вполне можно было предвидеть и своевременно предотвратить.
Отсюда вывод – не было и нет, по всей видимости, никакого мониторинга-динамики ситуации и с этими товарами, и не только в Казахстане? Зато продолжаются бесчисленные торжественные реляции ЕАЭС-ЕЭК, как и первых лиц стран-участниц, о всё более успешном якобы социально-экономическом развитии всех стран Союза, о стабильном росте их взаимной торговли, о столь же успешной реализации бесчисленных интеграционных программ и т.п.
Китайский след?
В то же самое время характерно, что ЕЭК, повторим, никак не реагирует на ситуацию с газом в Казахстане; нет информации и о возможных мерах ЕЭК-ЕАЭС по восполнению его дефицита. А ведь доля экспорта в казахстанской газодобыче – не меньше 20 %, до 90 % объёма этого экспорта приходится на КНР.
Похоже, в Казахстане предвидели ситуацию газового дефицита в связи со стремительно растущим экспортом этого сырья в КНР. Но пытались восполнить предстоящий дефицит не корректировкой планов по добыче, переработке и экспорту, а объёмами газа по новой ветке «Силы Сибири» через Казахстан. Точнее, этими объёмами РФ расплачивалась бы за транзит газа через Казахстан в КНР.
Ещё 18 февраля 2020 г. глава казахстанского минэнерго Н. Ногаев заявил национальным СМИ, что
Министр уточнил, что «этот проект предложен российской стороне».
Министр энергетики РФ Александр Новак, как уверял Н. Ногаев, «принял во внимание это предложение». В конечном же итоге, в 2021 г. был выбран вариант «Силы Сибири-2» через Забайкальский край РФ и Монголию. Это связано с тем, что расстояние монгольского транзита примерно вдвое короче казахстанского варианта.
Монгольский вектор
А объёмы монгольского газопотребления несравнимо ниже казахстанского – ввиду доминирования в стране угольной энергетики на базе местных ресурсов угля. Соответственно, и оплата транзита газа в монгольском варианте столь же существенно меньше, чем при газотранзите через Казахстан.
Но даже с учётом нараставшего кризиса во внутреннем газопотреблении Казахстана, ЕЭК-ЕАЭС не отслеживали негативное влияние на него высоких объёмов экспорта в КНР. И такое наблюдалось вовсе не первый год. Ситуацию в стране с газопереработкой и в целом с газоснабжением, по всем признакам, просто пустили на самотёк.
И не было от ЕАЭС-ЕЭК, видимо, никаких рекомендаций Казахстану по его газовой политике. К тому же в ЕЭК как не было, так и нет полномочий, гарантирующих приоритет именно наднациональных внутри- и внешнеэкономических решений для стран Союза. Как и обязательность реализации этих решений.
Впрочем, имеют ли реальную «выполнимость» хотя бы рекомендации той же ЕЭК – конечно, если они имеются – для какой-либо страны Евразийского союза?.. Сегодня же в дело вступает совсем иная интеграционная структура – ОДКБ.
Информация