Military Review

Guan war

7

The outcome of any war is determined by money, money and again money, and Chile was clearly better with this, they had agreed in advance with Great Britain. The result was the appearance of two new battleships among the Chileans:


“Displacement normal 3370 tons, full 3560 tons; length between perpendiculars 64 m, width 13,9-14,2 m, deepening 5,7-6,0-6,6 m. Draft 7,7 m. Engines - two steam engines, 6 cylindrical boilers, 2920-3000 liters ... sec., 2 shafts, speed 12-12,5-12,75 knots. Range of 1200 nautical miles at a speed of 10 knots. Sailing armament of the barque. The crew is 242-300 people.

Reservation (iron): belt in the middle part 229-152 mm, 114 mm at the extremities; casemate 203-152 mm, laterally closed with traverses 190-140 mm (152 mm); 2 decks 13 mm each (51-76 mm); wheelhouse 76 mm (114 mm). Armament: six 229-mm / 15 muzzle-loading Armstrong 12-ton MLR and one 120-mm / 22 cannon (20-pounder) Armstrong 40pdr 35cwt BLR; 1 × 9 - 66 mm / 29 Armstrong BLR cannon, 1 × 7 - 63 mm / 19 BLR cannon, 1 x 1 - 25 mm / 42 Nordenfelt. "

However, bought a few years before the war for the Chileans, these ships, called "Blanco Encalada" and "Almirante Cochrane", have become white elephants from the legend - you cannot throw out, but it is expensive to maintain. The ships were offered to Britain, they were offered to Russia, but there were no buyers ... luckily for the Chileans. In the war, it was this pair that became the main argument.

For the Peruvians, everything was much sadder - their main strength was the "Huascar" seaworthy monitor, also of British construction, was no longer young, little adapted to the open sea, and disgustingly armed, with two 254 mm guns in the turret. There was also its peer - the battery battleship "Independencia", but the Peruvians managed to lose it at the beginning of the war. Two more monitors from the American Civil War were non-seaworthy and could only serve for base defense.

As a result, it turned out two by two, but at the same time the Chileans were younger and more modern, and the training of the gunners ... The Huascar, a ship undoubtedly heroic, had fired extremely rarely and extremely poorly throughout its career. The plus for the Peruvians was perhaps the commander - Don Miguel Grau was an adventurer and brave, which surpassed his Chilean colleagues by a head.

Why such attention to the sea? And Chile and its opponents were critically dependent on supply from outside and weapons, and supplies. In addition, the logistics of the war relied on shipping, and whoever controls the sea will win.

Home


The Chileans started, and they started well:

“On February 14, 1878, the National Assembly of Bolivia passed a law abolishing tax incentives for Chilean companies and recovering from them all tax arrears over the past years. In response, the Chilean government introduced its troops to the territories inhabited by Chilean citizens, and the fleet blocked all major Pacific communications. "

Bolivia and Peru responded by declaring war with no other choice. The initiative at sea was for the Chileans, who carried out the bombing of the port of Iquique in April 1879, and then set off for the same purpose in Callao, leaving only two old wooden ships for the blockade of Iquique. The Peruvians went to sea and the first naval battle of this war took place - Don Grau's Huascar sank a wooden Chilean sloop, ramming it. At the same time, Chile found its national hero - the commander of the sloop, Captain Arturo Pratt, rushed to board the battleship during the ram, but only two sailors followed him, with a completely understandable result.

True, the victory did not work out - the sloop "Covandonga" lured the Peruvian battleship "Independencia" to the reefs, after which the Peruvians burned their most powerful ship.

Cruising war


After the exchange of the battleship for a wooden sloop, it would seem that the fate of the war at sea was decided, but what happened for the next six months did not fit into logic and common sense - Miguel Grau, who became a full admiral and commander fleet, turned his old monitor into a cruiser and did literally what he wanted at sea.

The culmination of the Peruvian cruising war was the capture of the Rimac steamer with a cavalry regiment on board, although only 260 men, but still. In total, the Huascar sank 16 Chilean transports, captured five and recaptured two Peruvian ships. At sea, the monitor reigned, which became a cruiser, and all attempts to chase him with two powerful battleships ended in nothing. The high-tech of that war ended in nothing, given that the Chileans had four destroyers, the Peruvians had three and a muscular submarine, no significant results could be achieved. The fate of the war was decided by the big guns, and the Peruvians, despite all the successes of don Grau, did not have a chance.

There was no, because luck is not eternal, because the cars of the not new Huascar were slowly wearing out, because the crew was tired, and there was no replacement. Strength she always hits the class, so it happened this time, however, only in October 1879, when the Chilean squadron still clamped the Huascar, shot it with guns, from one of the shells Miguel Grau died, and the monitor that lost its combat capability, the hero of the battle with by the British, winner Arturo Pratt, one of the best cruisers in the naval stories, lowered the flag. After gaining control of the sea, the rest was a matter of technique.

Lingering agony


"On November 2, the Chileans landed a large (10 men) landing force north of Iquique, cutting it off from Peruvian territory."

And not only landed, but uninterruptedly supplied. Added chaos on land and the presence of two armies (Peruvian and Bolivian, each with its own command), and the organization of the Peruvians, when the army was recruited from separate detachments, which can not be called regular. And it didn't even come close to the coast, Chilean ships were cruising at sea.

And then there was agony, the Bolivians retreated to the mountains, and the Peruvians, retreating step by step, even lost their capital - Lima, where Chile formed a puppet government. But the Peruvians themselves continued the war in partisan form, and as a result, in 1883, peace was concluded. Chile received its guano in full. But Bolivia has lost access to the sea, which still causes terrible phantom pains there, and real economic problems. The export of their minerals is very difficult for the Bolivians. Peru was left without southern provinces and naval ambitions.

Chile received huge incomes until the beginning of the 20th century, until the Germans learned to synthesize sodium nitrate from the air. True, copper was also found in the recaptured lands, but this is a completely different story.

The Unlearned Lessons of the Guan War


In fact, there were many conclusions for those who wanted to make them, for our era they are rather trivial, but then:

1. In the event of a war between the naval powers, without domination at sea, victory is impossible, which will be confirmed later by all subsequent wars.

2. The era of battering rams is a thing of the past. Heavy damage to your ship is not worth a sunk alien, and if the enemy keeps the minimum speed and composure, nothing will come of it, and if not, why? Boarding is also sent there, one canister will put the entire boarding party. However, this did not prevent them from continuing to build rams, or preparing for boarding for many years to come. The same "Nicholas I" will eventually serve in the Japanese fleet until 1915, although at the time of its construction in 1891 it was already clear that an extra tower is more important than the ability to deliver a ramming strike.

3. Cruising operations do not require specially built cruisers, but skill, composure and an adventurous streak. At the same time, it is impossible to win the war by cruising operations, they only delay the inevitable end, which did not prevent the Germans from building a fleet of ships by the beginning of World War II, suitable mainly for cruising operations.

4. Monitors are not suitable for a full-fledged war, their era passed in a short period when armor was stronger than cannons. This, however, was just taken into account, and they stopped suffering from a rather specific class of ships.

5. New types of weapons are good, but having neither tactics nor handling skills, there is little sense from torpedoes, submarines and destroyers. The Chileans, for example, used their own for reconnaissance, while they lost one at the time of the sinking of the Peruvian launch, from their own mine. And they have a specific niche, not replacing the entire fleet.

6. The fate of the war can be decided by amphibious operations.

If you look at Russia in this context, then we have diligently danced on every rake. And for decades they were preparing for a cruising war, and became overwhelmed by new types of naval weapons, and underestimated the role of the fleet, and missed the Japanese landing operation near Port Arthur, not really preparing to repel it ... As a result, a similar result came out. However, we are not alone, the same Wilson devoted only a piece of the chapter to this war, without any conclusions and generalizations, it has always been Eurocentrism.

And in Chile, the legendary Huascar still stands as a monument, for them that war, with one hundred thousand dead, is the largest conflict in the region up to the present day. And the memory of Admiral Grau is kept by all sides of the former conflict, he is called Caballero de los Mares and Gran Almirante del Perú (knight of the sea and great admiral of Peru).
Author:
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Daniil Konovalenko
    Daniil Konovalenko 14 January 2022 08: 26
    +9
    An interesting interpretation of the 2nd Pacific War, which is referred to in various sources as the "Saltpeter War", "Guano War" or simply "War for Guano and Saltpeter". And as James Blaine, the US Secretary of State, quite accurately said about this war in 1889-1892: “It was a war between England and Peru at the hands of the Chilean army ... Chile would not have advanced an inch without the support of British capital. None of the political combinations in History has not been played out so skillfully as this war, most of the booty ... from which went to the British. There was everything in this war: the betrayal of presidents and military coups, the patriotic upsurge and the guerrilla war of the Peruvians.
  2. Maki Avellevich
    Maki Avellevich 14 January 2022 09: 59
    +2
    all wars in history are for Guano. that is, economic.
  3. Catfish
    Catfish 14 January 2022 15: 06
    +3
    “Huascar” (Spanish “El Huáscar”, English “Huascar”, in Russian sources the names “Huascar” and “Guascar” are also found) - monitor (battleship) of the Peruvian, and later - Chilean Navy.

    Key Features:
    Displacement 1745/2030 t
    Xnumx length m
    10,66 width m
    14,6 height m
    Draft 4,6 m
    Reservation Belt: 114mm;
    tower: 140 mm;
    deck: 51 mm
    Engines Steam engine, sails
    Power 1650 l. with. (1,2 MW)
    Mover 1
    Travel speed 12,3 knots (22,8 km / h)
    3700 Nautical Miles
    135 crew
    weaponry
    Artillery 2 × 10 "(254 mm) guns;
    2 × 4,75 "(120 mm) guns;
    1 × 12-pounder cannon;
    Gatling's canister.

    Rear Admiral Miguel Grau Seminario (1834–1879), commanding officer of the Huascara and national hero of Peru. For his humane attitude towards the enemy he received the nickname "Knight of the Seas".

    Huascar (center) under fire from Cochran and Blanco Encalada.

    Huascar rams Esmeralda in the battle of Iquique on May 21, 1879.
    1. frog
      frog 14 January 2022 17: 49
      +1
      Yes, yes, and a ticket for it (as in a museum) costs almost 2,5 kilodollars ... well, or it cost until recently. Tour guides "Aurora" sobbing ....
  4. faterdom
    faterdom 14 January 2022 18: 05
    0
    But before the conquistadors, the Incas knew how to fly - even in the Nazca desert they have diagrams drawn on how to do it. They could have defeated the Chileans with a complete lack of air defense, but they have forgotten how to fly, and you can’t even look at the scheme from a bird’s eye view.
    1. Bolt cutter
      Bolt cutter 14 January 2022 19: 39
      +6
      before the conquistadors, the Incas knew how to fly


      All fuel wasted for training flights wassat
      1. Maki Avellevich
        Maki Avellevich 15 January 2022 09: 55
        +1
        above 5000 meters, the Indians already walked on fly agaric

Военное обозрение

Гуановая война

7

Итог любой войны определяют деньги, деньги и ещё раз деньги, и у Чили с этим было явно получше, они заранее договорились с Великобританией. Итогом стало появление у чилийцев двух новых броненосцев:


«Водоизмещение нормальное 3370 т, полное 3560 т; длина между перпендикулярами 64 м, ширина 13,9-14,2 м, углубление 5,7-6,0-6,6 м. Осадка 7,7 м. Двигатели – две паровые машины, 6 цилиндрических котлов, 2920-3000 л. с., 2 вала, скорость хода 12-12,5-12,75 узлов. Дальность 1200 морских миль на скорости 10 узлов. Парусное вооружение барка. Экипаж 242-300 человек.

Бронирование (железо): пояс в средней части 229-152 мм, 114 мм в оконечностях; каземат 203-152 мм, закрытый с боков траверсами 190-140 мм (152 мм); 2 палубы по 13 мм (51-76 мм); рубка 76 мм (114 мм). Вооружение: шесть 229-мм/15 дульнозарядных Armstrong 12-ton MLR и одно 120-мм/22 орудие (20-фунтовое) Armstrong 40pdr 35cwt BLR; 1 × 9 – фунтовая пушка 66 мм/29 Armstrong BLR, 1 × 7 – фунтовая пушка 63 мм/19 BLR, 1 x 1 – 25 мм/42 Nordenfelt.»

Впрочем, купленные за несколько лет до войны для чилийцев эти корабли, получившие название «Бланко Энкалада» и «Альмиранте Кокрейн», стали белыми слонами из легенды – выкинуть нельзя, а содержать дорого. Корабли предлагали Британии, предлагали России, но покупателей не нашлось... на счастье чилийцев. В войне именно эта пара стала основным аргументом.

У перуанцев всё было гораздо грустнее – их основная сила мореходный монитор «Уаскар», тоже британской постройки, был уже не молод, мало приспособлен к открытому морю, и отвратительно вооружён, двумя 254 мм орудиями в башне. Был ещё его ровесник – батарейный броненосец «Индепенденсия», но его перуанцы умудрились потерять в начале войны. Ещё два монитора времён Гражданской войны в США были немореходны и могли лишь служить для обороны баз.

В итоге же выходило два на два, но при этом чилийцы были помоложе и посовременнее, да и подготовка канониров... «Уаскар», корабль несомненно героический, всю свою карьеру стрелял крайне редко и крайне не метко. Плюсиком для перуанцев был разве командир – дон Мигель Грау был авантюристом и храбрецом, чем превосходил на голову чилийских коллег.

Почему такое внимание именно морю? А Чили и его оппоненты критически зависели от подвоза извне и оружия, и припасов. Помимо того, логистика войны опиралась на морские перевозки, и кто будет контролировать море, тот и победит.

Начало


Начали чилийцы, и начали они хорошо:

«14 февраля 1878 года Национальная ассамблея Боливии приняла закон об отмене налоговых льгот для чилийских компаний и взыскании с них всех налоговых недоимок за прошедшие годы. В ответ на это правительство Чили ввело на территории, заселенные чилийскими гражданами, свои войска, а флот блокировал все основные тихоокеанские коммуникации.»

В ответ Боливия и Перу объявили войну, попросту не имея другого выбора. Инициатива на море была за чилийцами, которые и провели в апреле 1879 года бомбардировку порта Икике, а затем отправились с той же целью в Кальяо, оставив для блокады Икике лишь два старых деревянных корабля. Перуанцы вышли в море и произошло первое морское сражение этой войны – «Уаскар» дона Грау потопил деревянный чилийский шлюп, протаранив его. При этом Чили обрело своего национального героя – командир шлюпа капитан Артуро Пратт бросился во время тарана на абордаж броненосца, но последовало за ним всего два матроса, с вполне понятным результатом.

Правда, победы не вышло – шлюп «Ковандонга» заманил перуанский броненосец «Индепенденсия» на рифы, после чего перуанцы сожгли свой мощнейший корабль.

Крейсерская война


После размена броненосца на деревянный шлюп, казалось бы, судьба войны на море решена, но то, что происходило следующих полгода, в логику и здравый смысл укладывалось мало – Мигель Грау, ставший полным адмиралом и командующим флотом, превратил свой старенький монитор в крейсер и творил в море буквально что хотел.

Венцом крейсерской войны по-перуански стал захват парохода «Римак» с кавалерийским полком на борту, правда, всего в 260 человек, но всё-таки. А всего «Уаскар» потопил 16 чилийских транспортов, пять захватил и отбил два перуанских судна. На море царил монитор, ставший крейсером, а все попытки гоняться за ним двумя мощнейшими броненосцами заканчивались ничем. Ничем закончился и хай-тек той войны, при наличии у чилийцев четырёх миноносцев, у перуанцев трёх и мускульной подводной лодки, каких-либо значимых результатов добиться не удалось. Судьбу войны решали большие пушки, и у перуанцев, несмотря на все успехи дона Грау, шансов не было.

Не было, потому как удача не вечна, потому как машины не нового «Уаскара» потихоньку изнашивались, потому как экипаж уставал, а подмены не было. Сила она всегда бьёт класс, так вышло и этот раз, правда, только в октябре 1879 года, когда чилийская эскадра таки зажала «Уаскар», расстреляла его из орудий, от одного из снарядов Мигель Грау погиб, и потерявший боеспособность монитор, герой боя с англичанами, победитель Артуро Пратта, один из лучших крейсеров военно-морской истории, спустил флаг. Получив контроль над морем, дальнейшее было делом техники.

Затянувшаяся агония


«2 ноября чилийцы высадили крупный (10 000 человек) десант к северу от Икике, отрезав его от перуанской территории.»

И не только высадили, а бесперебойно его снабжали. Добавляло бардака на суше и наличие двух армий (перуанской и боливийской, каждой со своим командованием), и организация перуанцев, когда армию набирали с отдельных отрядов, назвать которые регулярными не поворачивается язык. Да и приблизиться к побережью не выходило, в море курсировали чилийские корабли.

А дальше была агония, боливийцы отошли в горы, а перуанцы, отступая шаг за шагом, потеряли даже свою столицу – Лиму, где Чили сформировало марионеточное правительство. Но сами перуанцы продолжили войну в партизанской форме, и в итоге, в 1883 году был заключён мир. Своё гуано Чили получило в полной мере. А вот Боливия потеряла выход к морю, что до сих пор вызывает там жуткие фантомные боли, и реальные экономические проблемы. Экспорт своих полезных ископаемых для боливийцев сильно затруднён. Перу осталось без южных провинций и военно-морских амбиций.

Чили аж до начала 20 века получало огромные доходы, пока немцы не научились синтезировать нитрат натрия из воздуха. Правда, в отбитых землях нашлась ещё и медь, но это совсем другая история.

Невыученные уроки гуановой войны


На самом деле выводов для желающих их делать было много, для нашей эпохи они довольно тривиальные, но тогда:

1. В случае войны морских держав без господства на море победа невозможна, что и подтвердят потом все последующие войны.

2. Эпоха таранов уходит в прошлое. Тяжёлые повреждения своего корабля не стоят потопленного чужого, да и если противник сохраняет минимальный ход и хладнокровие – ничего не выйдет, а если нет – то зачем? Туда же отправляется и абордаж, одна картечница положит всю абордажную партию. Впрочем, это не помешало ни продолжать строить тараны, ни готовиться к абордажам ещё долгие годы. Тот же «Николай I» в итоге дослужит в Японском флоте до 1915 года, хотя в момент его постройки в 1891 году уже было ясно, что лишняя башня важнее способности нанести таранный удар.

3. Для крейсерских операций нужны не крейсера специальной постройки, а умение, хладнокровие и авантюрная жилка. При этом выиграть войну крейсерскими операциями невозможно, они всего лишь оттягивают неизбежный конец, что не помешало немцам к началу Второй мировой построить флот кораблей, годных в основном для крейсерских операций.

4. Мониторы для полноценной войны не годятся, их эпоха прошла в краткий период, когда броня была сильнее пушек. Это, впрочем, как раз учли, и страдать довольно специфическим классом кораблей перестали.

5. Новые типы вооружений – это хорошо, но не имея ни тактики, ни навыков обращения, от торпед, субмарин и миноносок толка немного. Чилийцы, скажем, свои использовали для разведки, при этом одну потеряли в момент утопления перуанского баркаса, от своей же мины. Да и имеют они специфическую нишу, не подменяя собой весь флот.

6. Судьбу войны могут решить десантные операции.

Если посмотреть в этом разрезе на Россию, то у нас старательно сплясали на всех граблях. И десятилетиями готовились к крейсерской войне, и переувлеклись новыми видами морских вооружений, и недооценили роль флота, и проморгали японскую десантную операцию под Порт-Артуром, не подготовившись толком к её отражению... В итоге вышел и похожий результат. Впрочем, не мы одни, тот же Вильсон посвятил этой войне только кусочек главы, без всяких выводов и обобщений, евроцентризм он был всегда.

А в Чили до сих пор в качестве памятника стоит легендарный «Уаскар», для них та война, со ста тысячами погибших, крупнейший конфликт в регионе вплоть до наших дней. Да и память о адмирале Грау все стороны былого конфликта хранят, его называют Caballero de los Mares и Gran Almirante del Perú (рыцарь моря и великий адмирал Перу).
Автор:
7 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Даниил Коноваленко
    Даниил Коноваленко 14 января 2022 08:26
    +9
    Интересная трактовка 2-Тихоокеанской войны,которая в разных источниках упоминается как "Селитряная война", "Война за гуано"или просто "Война за гуано и селитру". И как достаточно точно сказал об этой войне Джеймс Блейн-Госсекретарь США в 1889-1892 г.г: "Это была война Англии с Перу руками чилийской армии… Чили ни на дюйм бы не продвинулась без поддержки английского капитала. Ни одна из политических комбинаций в истории не была разыграна столь искусно, как эта война, большая часть добычи … от которой досталась англичанам." В этой войне было все: и предательство президентов и военные перевороты и патриотический подъем и партизанская война перуанцев.
  2. Маки Авелльевич
    Маки Авелльевич 14 января 2022 09:59
    +2
    все войны в истории они за " Гуано ". то есть экономические.
  3. Морской Кот
    Морской Кот 14 января 2022 15:06
    +3
    «Уа́скар» (исп. «El Huáscar», англ. «Huascar», в русскоязычных источниках также встречаются названия «Хуаскар» и «Гуаскар») — монитор (броненосец) перуанских, а в дальнейшем — чилийских ВМС.

    Основные характеристики:
    Водоизмещение 1745/2030 т
    Длина 59,43 м
    Ширина 10,66 м
    Высота 14,6 м
    Осадка 4,6 м
    Бронирование Пояс: 114 мм;
    башня: 140 мм;
    палуба: 51 мм
    Двигатели Паровая машина, паруса
    Мощность 1650 л. с. (1,2 МВт)
    Движитель 1
    Скорость хода 12,3 узла (22,8 км/ч)
    Дальность плавания 3700 морских миль
    Экипаж 135 человек
    Вооружение
    Артиллерия 2 × 10" (254-мм) орудия;
    2 × 4,75" (120-мм) орудия;
    1 × 12-фунтовая пушка;
    картечница Гатлинга.

    Контр-адмирал Мигель Грау Семинарио (1834–1879), командир «Уаскара» и национальный герой Перу. За гуманное отношение к противнику получил прозвище «Рыцарь морей».

    «Уаскар» (в центре) под обстрелом «Кокрана» и «Бланко Энкалады».

    «Уаскар» таранит «Эсмеральду» в бою при Икике 21 мая 1879 года.
    1. frog
      frog 14 января 2022 17:49
      +1
      Да-да, и билетик на него(как в музей) стоит чуть ли не 2,5 килобакса... ну, или стоил до недавнего времени. Экскурсоводы "Авроры" рыдают....
  4. faterdom
    faterdom 14 января 2022 18:05
    0
    А ведь до конкистадоров инки умели летать - у них даже в пустыне Наска схемы нарисованы, как это делать. Могли бы разгромить чилийцев при полном то отсутсвии ПВО, да вот летать разучились, и схему даже не посмотреть с высоты птичьего полета.
    1. Болторез
      Болторез 14 января 2022 19:39
      +6
      до конкистадоров инки умели летать


      Все топливо извели на тренировочные полеты wassat
      1. Маки Авелльевич
        Маки Авелльевич 15 января 2022 09:55
        +1
        выше 5000 метров индейцы ходили уже на мухоморах