Военное обозрение

История зампотеха: танковый десант на подводных крыльях

38
Из архива 38 НИИИ Министерства обороны РФ. Гриф «Совершенно секретно» снят приказом МО № 24 от 04.06.1992 г. На фото – момент погрузки катера на подводных крыльях с воды на полуприцеп. Источник: 38niii.ru

Севастополь – город моряков!



Всякий раз, возвращаясь в своих воспоминаниях на полвека с лишним назад, я поражаюсь, насколько были насыщены событиями первые четыре года моей офицерской службы, связанные с 3-м отдельным танковым батальоном (3 отб). Скучать было совершенно некогда.

Не успели утихнуть страсти масштабных учений «Океан» (о них шла речь в предыдущей части повествования), в которых удалось принять участие, как я попал в новую интересную историю.

В процессе публикаций заметок стали поступать в мой адрес отзывы, комментарии, а также дополнения и воспоминания тех, кто служил, каждый в своё время, в 3 отб.

Среди многих прочих было несколько упоминаний о катерах на подводных крыльях, которые предназначались для замены понтонов.

Решил написать на эту тему, потому что имел к этому проекту отношение.

В самом конце того же 1970 года вызывают меня в штаб батальона и отдают распоряжение отбыть в город Севастополь с задачей принять комплект, состоящий из нескольких танков Т-62 (кто-то написал, что танков было 4 единицы, а у меня в памяти запечатлелись 3), по два катера на каждый, по два автомобиля КрАЗ-255 – седельных тягача для перевозки этих катеров, и сопроводить их на железнодорожном транспорте до Клооги в качестве начальника караула.

До меня почти год уже в Севастополе находился в командировке командир взвода из второй роты Анатолий Куколкин. Решено было его заменить. Выбор пал на меня. И, как ни сопротивлялся мой ротный Степанов (дескать, как рота без зампотеха), я получил задачу выехать в Севастополь, дождаться там окончания испытаний техники, погрузить её на платформы и убыть в Клоогу.


Движение одиночного катера с грузом 5 тонн на подводных крыльях. Скорость 58 км/ч при штиле. Источник: 38niii.ru


Плавсредство с танком Т-55А. Скорость 58 км/ч, волнение 1 балл. Источник: 38niii.ru

Со мной ехали три (или четыре, уже не помню точно) солдата, среди них был водитель автомобиля, механик-водитель и сержант, видимо, командир танка.

«Смена караулов» произошла не в Севастополе, а в Клооге, поскольку Куколкин со своими солдатами уже вернулся в батальон.

Не помню подробности нашего с ним разговора, запомнилось только, как он настоятельно рекомендовал мне взять с собой гражданскую одежду. Ещё мне сказали, что отправка техники состоится не позднее середины января 1971 года.

Итак, в одно прекрасное январское утро моя группа вышла на перрон севастопольского вокзала, и почти сразу к нам подошёл патруль, состоящий из офицера и двух матросов. До сих пор помню выражение их лиц – смесь недоумения и возмущения.

Что эти сухопутчики забыли в славном городе-герое?

Может быть, перепутали поезда?

Начальник патруля потребовал документы, долго вертел командировочное предписание в руках, и затем отвёл меня и моих бойцов в комендатуру. Там дежурный по гарнизону тоже долго проверял наши документы, куда-то звонил, а потом рассказал, как нам проехать в Казачью бухту.

В этой бухте дислоцировался полк морской пехоты, на базе которого и проходили испытания катеров на подводных крыльях, и где нам предписывалось стать на все виды довольствия на время пребывания.

Дежурный, капитан третьего ранга, напутствовал нас примерно такими словами:

«Сидите в бухте, и в этой форме в Севастополе даже не думайте появляться! Севастополь – город моряков»!

Казачья бухта


На пологом участке берега Казачьей бухты, очень близко к урезу воды размещалась техника, которую нам предстояло сопроводить до нашей части.

До военного городка, который находился в глубине бухты, было более километра.

Полк морской пехоты находился в это время в Средиземном море на боевом дежурстве.

Жили мы в снятых с каких-то спецмашин будках, в одной – солдаты, в другой – я (см. фото), в нескольких десятках метров от уреза воды.

Вдалеке, на противоположном берегу бухты, виднелись какие-то строения. Как нам потом объяснили, там размещался секретный дельфинарий Министерства обороны.

Рассказывали, что дельфинов обучали разным «штучкам». Например, минированию кораблей противника.

Моё бунгало на берегу Казачьей бухты. Фото автора.

Три раза в день солдаты ходили в полк за завтраком, обедом и ужином.

Испытаниями катеров занималась бригада от завода-изготовителя, из города Навашино Горьковской области. Заводчане жили где-то в самом Севастополе и каждое утро приезжали на работу на автобусе, а вечером возвращались обратно.

Они занимались работами, которые мне, непосвящённому, были малопонятны. Но складывалось впечатление, что процесс затягивается.

Я в нём не участвовал.

Несколько раз мне довелось, по моей просьбе, «прокатиться» по заливу на катере. Как уверяли заводчане, скорость достигала 70 км/час! Ощущения были близкими к эйфории.

Я быстро подружился с ребятами, большинство из которых были чуть старше меня, на 3–4 года, за исключением начальника. Тому было уже за сорок. Мне полюбился их «окающий» волжский говор. Казалось, что люди, так говорящие, не могут быть по определению злыми и коварными.

Когда «уставали» от безделья, я и мои солдаты сами предлагали свои услуги: чем можно помочь. Нам шли навстречу, поручая что-либо подержать, поднести и т. п.


Движение одиночного катера с грузом 5 тонн, скорость 35 км/ч, волнение 4 балла. Источник: 38niii.ru


Момент погрузки катера на подводных крыльях с воды на полуприцеп. Источник: 38niii.ru


Погрузка автотягача ЗИЛ-157 на паром, 122-мм пушки-гаубица и боеприпасы погружены на кормовую часть. Источник: 38niii.ru

Шел день за днём, и, повторюсь, пребывание моё на берегу Казачьей бухты не иначе как бездельем охарактеризовать было нельзя.

Я уже несколько раз съездил в Севастополь, до которого было более 10 км, посетил и осмотрел исторические места (панораму, Сапун-гору и т. д.). Пригодилась гражданская одежда по этому случаю.

Однако в каждой бочке мёда должна быть ложка дёгтя!

Но про эту самую ложку чуть позже.

Безделье бездельем, но, общаясь с заводчанами, наблюдая за заплывами, я постепенно усвоил всю информацию – для чего и как предполагалось применять эти катера.

Прежде всего, следует отметить, что катер сам по себе являлся совершенно самостоятельным судном, имеющим рубку и все органы управления, и мог совершать автономное плавание.

Танк предварительно должен был быть подготовлен для подводного вождения (напомню, что в те годы любой средний танк имел возможность после подготовки преодолевать по дну водную преграду глубиной до 5 метров).

Затем танк заезжал между катерами, которые цеплялись к нему специальными кронштейнами-захватами с гидроприводами. Катера соединялись между собой проводами, благодаря которым можно было управлять ими из какой-либо одной рубки.

Потом производился пуск двигателей обоих катеров, и гидроприводы поднимали катера примерно на полметра от земли по обе стороны танка.

Далее уже запускался танковый двигатель, и вся конструкция въезжала в воду. Как только достигалась глубина «подвсплытия», гидравлика катеров поднимала уже, в свою очередь, танк.

Я своими глазами видел, что гусеницы танка висели над водой чуть ли не на высоте в 30 см.


Момент стрельбы из пушки танка Т-55А при ходе катера в водоизмещающем положении. Источник: 38niii.ru


Вход оснащенного плавсредствами танка Т-64 в воду, подводные крылья подняты. Источник: 38niii.ru


Т-55А со скоростными плавсредствами. Вид сбоку, подводные крылья подняты. Источник: 38niii.ru


Плавсредства с танком Т-62, поднятым в верхнее положение, крылья опущены. Источник: 38niii.ru

С этого момента экипаж танка находился в роли пассажиров до тех пор, пока не наступала пора десантирования.

Как только танк доставлялся на мелководье (те самые 5 м и менее), катера его сбрасывали и уходили в море. А танк выходил на берег и вступал в бой.

Фантастика! Никогда бы не поверил, что такое возможно, если бы сам при этом не присутствовал!

Когда катера с подвешенным танком выходили на крылья и набирали крейсерскую скорость, издалека был виден высокий водяной столб (типа плотного тумана) позади движущейся (никак не могу подобрать подходящего названия) сцепки или конструкции.

Я считаю, что этот проект не получил одобрения от больших начальников и не пошёл в серию по одной банальной причине: очень высокая стоимость.

Судите сами: два скоростных катера на подводных крыльях, с алюминиевыми корпусами, два мощных седельных тягача на базе КрАЗ-255 – не слишком ли «жирно» для одного танка?

Впору на эти же деньги построить ещё один танк.


Танк Т-62 со скоростными плавсредствами. Вид сзади. Источник: 38niii.ru


Танк Т-62 со скоростными плавсредствами. Вид спереди. Источник: 38niii.ru


Фото: promturist.ru


Скоростное танкодесантное плавсредство на подводных крыльях в запаснике танкового музея в Кубинке. Вид сбоку.
Фото: lana-sator.livejournal.com

Задним числом, теперь я понимаю, насколько высокой должна быть степень синхронизации оборотов двигателей катеров при движении с танком по воде, чтобы обеспечивалось прямолинейное движение, насколько надёжной и безотказной должна быть связь между катерами при управлении из одной рубки. Скорее всего, и по этой причине испытания затягивались.

На Чёрном море зима, как все знают, приносит частые шторма и осадки, бывает и в виде снега. Иногда температура, пусть ненадолго, падает ниже ноля.

Из шторма и «прилетела» та самая «ложка дёгтя», о которой я упомянул выше.

Подробнее, если уважаемые читатели позволят – в следующем материале.

Продолжение следует...
Автор:
38 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Евгений Федоров
    12 января 2022 18:06
    +59
    Сегодня у моего отца и автора этого очерка, Фёдорова Фёдора Уваровича, юбилей - 75 лет!
    1. Serg Koma
      Serg Koma 12 января 2022 18:52
      +18
      Поздравление с Юбилеем!!! Долгих, творчески плодотворных лет жизни (ждём с нетерпением дальнейших описаний службы)! Мирного неба, семейного счастья, Удачи!!!
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 12 января 2022 19:30
        +13
        Что остаётся, ставить плюс и желать юбиляру долгих лет жизни и здоровья!
        С уважением, Коте!
        1. Гражданский
          Гражданский 13 января 2022 08:17
          +3
          С юбилеем! И спасибо за прекрасные статьи! hi
    2. Морской Кот
      Морской Кот 12 января 2022 20:34
      +15
      Фёдора Уваровича от души днём Рождения и с наилучшими пожеланиями! drinks
      Здоровья и долгих, счастливых лет! smile soldier

      Мне самому в марте 75 будет, так что, Евгений, мы с Вашим папой ровесники.
      А очерк прочитал с удовольствием, Севастополь знаю очень неплохо, а в Казачей под воду ходил. smile
    3. RoTTor
      RoTTor 13 января 2022 01:34
      +3
      МНОГАЯ ЛЕТА !
  2. ElTuristo
    ElTuristo 12 января 2022 18:16
    +8
    Ну-и ну!!!Вот откуда ноги американского глиссирующего БТР для морпехов растут.Спасибо автору за интересный материал.
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 12 января 2022 18:18
    +16
    Хочу поблагодарить автора и за нетривиальный материал, и за слог - читал с интересом)
  4. victor50
    victor50 12 января 2022 18:33
    +9
    Поздравляю! Желаю здоровья и долгих лет! Спасибо за статью!
  5. Авиатор_
    Авиатор_ 12 января 2022 18:43
    +7
    Очень интересно, жду продолжения! Автору - респект!
  6. Тестов
    Тестов 12 января 2022 18:50
    +7
    Фёдору Уваровичу долгих счастливых лет жизни! С Юбилеем!!!
    Материал очень интересный, жду продолжения с нетерпением. Евгению Федорову и администрации сайта спасибо за работу!
  7. БедМакс
    БедМакс 12 января 2022 19:36
    +6
    В 1998 эти катера были ещё в Кубинке, рядом был пожарный танк и ещё что-то интересное. Я ещё удивлялся зачем они там.
  8. chimik70
    chimik70 12 января 2022 19:39
    +10
    Вот ради таких статей и захожу на сайт. Жаль, что в последние годы, такого рода материалов стало меньше. Отца с днем рождения!
  9. BAI
    BAI 12 января 2022 19:42
    +13
    в этой форме в Севастополе даже не думайте появляться! Севастополь – город моряков»!

    Рассказывал полковник 12 Главка.
    Будучи капитаном, прибыл в командировку на морскую базу на Дальнем Востоке. Пришел представляться начальнику базы. Тот при нем вызвал зама по тылу и, показывая на него (капитана) пальцем приказал: "Переодеть в 2 часа. Чтобы у меня на базе ни одного зеленого не было!"
    Дело было - конец 70-х, начало 80-х.
    1. Gato
      Gato 12 января 2022 20:25
      +5
      Чтобы у меня на базе ни одного зеленого не было!

      Страсти-то какие ! Прямо Япония с их армейскими и военно-морскими кланами laughing
    2. faiver
      faiver 12 января 2022 20:53
      +6
      Чтобы у меня на базе ни одного зеленого не было!"
      - и тогда понты и сейчас, только теперь другие...
    3. A.A.G.
      A.A.G. 13 января 2022 15:22
      0
      Цитата: BAI
      в этой форме в Севастополе даже не думайте появляться! Севастополь – город моряков»!

      Рассказывал полковник 12 Главка.
      Будучи капитаном, прибыл в командировку на морскую базу на Дальнем Востоке. Пришел представляться начальнику базы. Тот при нем вызвал зама по тылу и, показывая на него (капитана) пальцем приказал: "Переодеть в 2 часа. Чтобы у меня на базе ни одного зеленого не было!"
      Дело было - конец 70-х, начало 80-х.

      Так вот откуда ноги ростут! laughing
      Помнится, году в 97-ом, в управление нашей дивизии(РВСН) кап.два перевелся(в те времена,похоже, всех кроме нас сокращали...). Так и не помню - удалось ли его из чёрной шинели выковырять...)))
      1. Momotomba
        Momotomba 14 января 2022 11:18
        +1
        Цитата: A.A.G.
        Так и не помню - удалось ли его из чёрной шинели выковырять...)))

        Старшие и высшие офицеры переаттестации не подлежат) Каплей может стать капитаном, а вот кап3 майором уже никогда)))
        1. A.A.G.
          A.A.G. 14 января 2022 12:04
          +1
          Цитата: Momotomba
          Цитата: A.A.G.
          Так и не помню - удалось ли его из чёрной шинели выковырять...)))

          Старшие и высшие офицеры переаттестации не подлежат) Каплей может стать капитаном, а вот кап3 майором уже никогда)))

          Спасибо. Не знал.Не было необходимости уточнять, - хватало других проблем.
          1. Momotomba
            Momotomba 14 января 2022 21:27
            +1
            Цитата: A.A.G.
            Спасибо. Не знал.Не было необходимости уточнять, - хватало других проблем.

            Я бы тоже не знал, если отца кап2 не хотели сделать п/п-ком в своё время)
  10. 75Сергей
    75Сергей 12 января 2022 19:59
    +2
    В Кубинке похоже катерами крылышки то "подрезали".
  11. svp67
    svp67 12 января 2022 20:08
    +1
    Спасибо, очень интересно, не понятен один момент
    Как только танк доставлялся на мелководье (те самые 5 м и менее), катера его сбрасывали и уходили в море. А танк выходил на берег и вступал в бой
    .Но для этого, на танк должны были бы быть установлены трубы ОПВТ, а не на одном фото, что то я их не наблюдаю и как они переносили бы эту дикую езду на скорости 70 км по морю? Вот такие вот вопросы
    1. Фёдоров Фёдор
      Фёдоров Фёдор 12 января 2022 21:05
      +7
      Я эти снимки вижу впервые. Но я лично участвовал в подготовке танков (уже в в/ч), поэтому утверждаю: труба на танке должна стоять.
      1. svp67
        svp67 12 января 2022 21:40
        0
        Цитата: Фёдоров Фёдор
        поэтому утверждаю: труба на танке должна стоять.

        Так, иначе и не получается. По иному на глубине 5 метром он по иному и не проедет. Но как трубы переносили морское катание, там же тряска.
      2. Aleks тв
        Aleks тв 12 января 2022 22:02
        +8
        С днем рождения, товарищ полковник.
        Здоровья и мирного неба!!!
        drinks
        Спасибо за замечательные воспоминания от нас, танкистов следующего поколения.

        С Уважением,
        Алексей.
  12. Grossvater
    Grossvater 12 января 2022 20:38
    +4
    Очень интересно! Федору Уваровичу мои искренние поздравления! Счастья! Здоровья! Успехов!
  13. xomaNN
    xomaNN 12 января 2022 22:08
    +5
    Автору спасибо за совершено редкие технические штучки СА и ВМФ времён СССР! Как много интересных идей доводили до "железа" во многих наших п/я. Крепок и широк был ВПК СССР drinks
  14. Авиатор_
    Авиатор_ 12 января 2022 22:33
    +3
    А вообще интересное решение. Наверное, не потянули по критерию стоимость-эффективность. Эффективность высокая, но и стоимость запредельная.
  15. CHEREDA73
    CHEREDA73 12 января 2022 23:12
    +2
    Автору - здоровья и долгих лет жизни!
    Спасибо за Вашу службу на благо всех нас!
    Благодаря Вам и таким как Вы, мы спали спокойно.
  16. RoTTor
    RoTTor 13 января 2022 01:28
    +1
    Вам крупно повезло участвовать в интересных испытаниях, не то, что большинству Ваших коллег.
    А уж длинный отдых в замечательной Казачьей бухте за казённый кошт, вообще подарок от МО, если только солдаты были надёжные и не залётчики.
    1. Фёдоров Фёдор
      Фёдоров Фёдор 13 января 2022 11:57
      +5
      "Казенный кошт" осуществлялся исключительно за счет моего обычного ежемесячного денежного содержания. А солдатам бегать было некуда: до Севастополя больше 10 км, да и, доберись до него кто, незбежно попал бы в комендатуру в сухопутной-то форме. Нелишне будет напомнить, что в те годы Севастополь был закрытым, режимным городом, поэтому любой нетипичный суб'ект обращал на себя внимание.
  17. Вольный ветер
    Вольный ветер 13 января 2022 04:46
    +1
    Немного занудства. На фото КРАЗ 205.. а не Лаптежник. и тягач балластный, а не седельный. Статья интересная, спасибо.
    1. Евгений Федоров
      13 января 2022 05:45
      +4
      Да, именно так. Это фото испытаний специалистами Кубинки. А в материале рассказывается про поздние события.
      1. Вольный ветер
        Вольный ветер 13 января 2022 06:45
        +1
        Не подумал, каюсь. Если бы кто то фотал военную технику на испытаниях, навряд ли он долго на свободе прожил бы. Лет 10 обеспечено могло быть.
    2. Фёдоров Фёдор
      Фёдоров Фёдор 13 января 2022 12:08
      +3
      Я думаю, несоответствие фото и моего рассказа можно об'яснить только тем, что на фото - не самые новые образцы
      1. A.A.G.
        A.A.G. 13 января 2022 15:12
        +1
        Цитата: Фёдоров Фёдор
        Я думаю, несоответствие фото и моего рассказа можно об'яснить только тем, что на фото - не самые новые образцы

        Здравич желаю, тов.полковник!
        Федор Уварович, с Юбилеем!
        Здоровья Вам и бодрости!
        Спасибо за интересный цикл статей, товарищ зампотех... hi
  18. Hitriy Zhuk
    Hitriy Zhuk 13 января 2022 14:38
    +1
    Такая скорость да для танка(они и в наше время по грунту не всегда так летают) да по воде - шикарно.
    Я считаю до 10 штук(в те годы) для спецопераций можно было бы сделать. Ну там усилить диверсионную группу, или еще зачем.
    Опять же с инженерной точки зрения красиво.

    Ну и по разведке(тогда еще актуально, сейчас - не знаю), ну едет допустим пяток танков и "мелкая фигня на тягачах", переправ нет, река глубокая и широкая(мост не навести, особенно теми силами что едут, с "трубой" по дну не проехать), пришло врагу разведдонесение, и он ожидает что продолжит колонна движение по той-же стороне реки.
    А они переправили танки, загрузили тягачи и уплыли. Или вообще тягачей нет а катера сами приплыли-уплыли.

    Хотя это для рек всё более.
    По морю или типа "ракеты"-"метеора" грузовых(но тогда не понятно как выгружать), или экраноплан(та-же проблема, но очень быстро) или воздушная подушка.
  19. tank64rus
    tank64rus 13 января 2022 20:19
    +1
    Очень интересно.Спасибо за материал. СССР это был СССР. С юбилеем!