Битва при Сантьяго-де-Куба

5
В новой статье от создателей World of Warships представлен обзор на решающее морское сражение испано-американской войны 1898 года.

В конце XIX века на Кубе разгорелась война за независимость. Остров хотел получить независимость от Испании, которой принадлежал с XVI века. Соединённые Штаты с 1896 года готовились к захвату испанских колоний. Благодаря пропаганде население США сочувствовало повстанцам, их финансировали из Америки. Для демонстрации флага и оказания давления на испанцев на Кубу был направлен броненосец 2-го класса Maine. Корабль погиб по неизвестным причинам, что дало США повод для начала полноценной войны с Испанией в 1898 году.




Герой сражения при Сантьяго-де-Куба, американский броненосный крейсер Brooklyn

В то время Испания уже не могла похвастаться своими военно-морскими силами. От былой империи осталась лишь тень. Однако, чтобы прорвать блокаду Кубы американскими кораблями, обеспечить морские коммуникации с островом и оборонять его, в Карибское море была послана эскадра контр-адмирала Паскуаля Сервера. Её основную силу представляли броненосные крейсеры Infanta Maria Teresa, Almirante Oquendo, Vizcaya и Cristobal Colon и контр-миноносцы Furor и Pluton. Также в Сантьяго находился небронированный крейсер Reina Mercedes. После начала войны он был разоружён: 160-мм орудия ГК были сняты с корабля и установлены на береговых батареях.

На первый взгляд весьма мощное соединение, но при ближайшем рассмотрении было заметно, что испанский флот переживает не самые лучшие времена. Так, на Cristobal Colon отсутствовали 254-мм орудия главного калибра. Крейсер шёл в бой, имея на борту только 152-мм, 127-мм и 57-мм артиллерию. Вооружение других кораблей тоже только выглядело внушительно. Орудия были устаревшими и не самыми надёжными, а качество боеприпасов неприемлемым. Кроме того, все испанские крейсеры, за исключением Colon, были устаревшими по сравнению с американскими кораблями, требовали ремонта, а их экипажи были плохо подготовлены.


Испанский флагман броненосный крейсер Infanta Maria Teresa

Испанский флот находился в гавани Сантьяго-де-Куба, чтобы пополнить запасы угля, где 27 июня он был заблокирован американской эскадрой. Даже при том условии, что броненосец 1-го класса и 2 крейсера ушли на пополнение угля, она превосходила в силе испанскую. К тому же вместе с броненосным крейсером и миноносцем на некоторое время отбыл контр-адмирал Сэмпсон, и командование принял коммодор Уинфилд Шлей. Под его командованием находились: броненосный крейсер Brooklyn; броненосцы I класса Iowa, Indiana и Oregon; броненосец II класса Texas и вспомогательные крейсеры Gloucester и Vixen.

Командующий испанской эскадрой решил прорываться из Сантьяго-де-Куба в светлое время суток. Из всех американских кораблей только Brooklyn превосходил испанцев в скорости. Сервера впоследствии говорил, что собирался пожертвовать своим флагманским крейсером и задержать быстроходный Brooklyn, чтобы спасти остальные корабли.

Примерно в 9:30 3 июля 1898 года испанская эскадра во главе с крейсером Infanta Maria Teresa вышла из Сантьяго. Американские корабли, осуществлявшие блокаду порта, стали сниматься с якорей и разводить пары. Сервера сразу приступил к осуществлению своего плана. Он направил флагман на самый быстроходный американский крейсер, рассчитывая быстро вывести его из строя в ближнем бою. Когда противники сблизились на дистанцию 7,5 кабельтовых, коммодор Шлей приказал повернуть вправо. Brooklyn обрушил на испанский флагман всю мощь своей артиллерии. Infanta Maria Teresa не выдержала этой дуэли. Испанский крейсер стал уходить вдоль берега, а за ним пошли и остальные корабли эскадры.

В свою очередь Brooklyn был вынужден описать почти целый круг, чтоб броситься в погоню за испанцами. В результате он чуть не протаранил Texas, который также начал преследование. Броненосцу пришлось дать полный назад, из-за чего в него чуть не врезался Oregon. Тем не менее американские корабли смогли разойтись.


Американский эскадренный броненосец Iowa

Броненосец Iowa вёл огонь по флагману испанцев. Ему удалось добиться пары попаданий главным калибром. На крейсере противника вспыхнул пожар, и он стал терять ход. Видя, что у Infanta Maria Teresa проблемы, другие испанские корабли обогнали её. С крейсером остался только шедший концевым Almirante Oquendo.

Вскоре погибли испанские миноносцы. В дневном бою у них не было ни одного шанса уцелеть под огнём броненосцев. Оба корабля получили повреждения и были добиты американским вспомогательным крейсером Gloucester. Одновременно с этим отставшие испанские крейсеры Infanta Maria Teresa и Almirante Oquendo вели бой против всей эскадры противника. Большая часть артиллерии испанских кораблей была выбита и не функционировала. На их редкие залпы американцы отвечали градом снарядов. Дело дошло до того, что Brooklyn и Iowa подошли к испанцам почти в упор, осыпая их множественными залпами малокалиберной артиллерии. Это вызвало многочисленные пожары и потери в экипажах кораблей. Хоть броня и защитила большую часть жизненно важных систем, оба испанских крейсера вышли из строя. Адмирал Сервера, не видя другого выхода, приказал выброситься на берег.

В погоню за отступающими Vizcaya и Cristobal Colon отправились не все американские корабли. Indiana не могла развить нужную скорость, а Iowa получила попадание в трубу, что также лишило её возможности дать полный ход. Однако тут настало время показать себя самому быстроходному американскому кораблю — Brooklyn. Крейсер бросился в погоню за испанцами, стараясь прижать их к берегу. Vizcaya отвечала редкими залпами: сказывалось плохое качество орудий и боеприпасов. Примерно в это же время к Brooklyn присоединился и Oregon. Около 11 часов испанский крейсер, получив достаточно серьёзный урон, выбросился на берег.

Бой подходил к концу, так как из всех испанских кораблей в строю оставался только Cristobal Colon. Низкое качество угля и усталость кочегаров привели к тому, что крейсер стал терять скорость. Сперва ему удалось оторваться на дистанцию до 6 миль, но американцы медленно нагоняли его. Даже несмотря на то, что у Brooklyn вышли из строя 2 котла, он мог развивать скорость до 17 узлов. Спустя час погони противники оказались на дистанции стрельбы. На Cristobal Colon по преследователям могло стрелять только одно 152-мм орудие. С 12:20, когда Oregon вышел на дистанцию огня и дал первый залп, и до того, как Colon выбросился на берег в 13:15, по нему вели огонь Oregon, Brooklyn и New York.


Остов испанского броненосного крейсера Infanta Maria Teresa после боя

На этом бой завершился. Американская эскадра одержала решительную победу, практически не понеся потерь. Серьёзнее всех пострадал броненосный крейсер Brooklyn, в который попало более 20 снарядов. На нём погиб 1 человек, и 1 был ранен. Остальные корабли потерь в экипажах не имели. Испанцы потеряли 4 броненосных крейсера и 2 миноносца. На этих кораблях погибли 320 человек и 150 были ранены. Более 1800 испанцев, включая адмирала Серверу, попали в плен.

Поражение в сражении при Сантьяго очень сильно сказалось на Испании. Фактически это означало сдачу Кубы и поражение в войне. После этого боя Испания окончательно лишилась статуса великой морской державы. А Америка этой победой заявила, что готова бороться за титул сильнейшей военно-морской державы.

Действительно, достойным внимания остаётся факт, насколько ловко молодому государству США удалось создать боеспособный флот и выбиться в лидеры списка морских держав мира. Но свою истинную силу американским кораблям было суждено продемонстрировать в ходе противостояния на Тихом океане. Посмотрите документальный ролик компании Wargaming, посвящённый одному из самых совершенных линкоров в истории флота — USS New Jersey.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 января 2022 06:50
    ... на Кубу был направлен броненосец 2-го класса Maine. Корабль погиб по неизвестным причинам ...


    Броненосный крейсер «Мэн», англ. USS Maine, ACR-1 (фактически — броненосец II-го класса)




    Назван в честь Мэн[1]
    Класс и тип судна Броненосный крейсер
    Изготовитель Верфь ВМФ, Нью-Йорк
    Спущен на воду 18 ноября 1889 г.
    Введён в эксплуатацию 17 сентября 1895 г.
    Статус Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны
    Основные характеристики
    Водоизмещение 6789 т
    Длина 98,9 м.
    Ширина 17,37 м.
    Осадка 6,55 — 6,9 м.
    Бронирование
    пояс — 152—305 мм
    палуба — 51 мм
    башни главного калибра — 203 мм
    барбеты — 305 мм
    рубка — 254 мм
    Двигатели 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла
    Мощность 9000 л. с.
    Движитель 2 винта
    Скорость хода 16,4 — 17 узлов
    Экипаж 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев)
    Вооружение
    Артиллерия 2х2 — 254-мм/30
    6х1 — 152-мм/30, 7 — 57-мм, 8 — 37-мм
    Минно-торпедное вооружение 4х1 — 356-мм



    Остов «Мэна» после взрыва. 1898 г.
    1. +3
      11 января 2022 09:02
      …Спустя годы, когда война благополучно завершится, американцы поднимут останки "Мэна" – и обнаружат, что взрыв действительно произошёл внутри – однако истинные причины гибели броненосца поныне остаются неустановленными…
      1. +1
        11 января 2022 12:01
        Сами же и взорвали , обвинили испанцев .
        Появилась причина начать войну .
        При этом погибли свои же американские моряки .
        Но что означает гибель людей , если есть цель ?
  2. 0
    11 января 2022 12:18
    Так, на Cristobal Colon отсутствовали 254-мм орудия главного калибра. Крейсер шёл в бой, имея на борту только 152-мм, 127-мм и 57-мм артиллерию.

    Не было в испанском флоте таких калибров
    Испацы изначально отказались от 254 мм орудий Армстронга, планируя установить в качестве ГК 240мм орудия Онтория.
    Что касается СК, то в дополнение к 152мм батарее, на верхней палубе стояло шесть 120мм орудий Армстронга.
  3. 0
    12 января 2022 02:43
    В журнале " Техника - Молодёжи " от первой половины 1970-х годов прошлого века и
    прошлого тысячелетия была статья про взрыв броненосного крейсера " Мэн" ( по "Вики" и
    версии автора статьи - броненосца 2-го ранга) на рейде Гаваны . Там в той статье и ещё версия прозвучала про просьбу капитана корабля , спасшегося при его потоплении
    о подрыве остатков "судна" после подъёма с мелководья и осмотра . Там кордита в
    артпогребах " Мэн" с его склонностью к самовозгоранию не было ? Уже вроде был
    изобретён .