Созданный на «Севмаше» цифровой макет атомной подводной лодки поможет в строительстве АПЛ

61
Созданный на «Севмаше» цифровой макет атомной подводной лодки поможет в строительстве АПЛ

В России впервые в истории создан цифровой макет атомной подводной лодки. Об этом сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации.

Созданный на "Севмаше" цифровой макет атомной подводной лодки поможет в строительстве АПЛ. В создании проекта цифрового макета участвовали специалисты предприятия, а также конструкторские бюро "Северное ПКБ", "Рубин", "Малахит" и "Алмаз". При его создании применялись современные технологии.



Созданная трехмерная модель атомной подводной лодки позволила выпустить технологическую документацию для изготовления корпусов, спроектировать маршруты прокладки трубопроводов и многое другое, а также сымитировать процесс сборки и дальнейшей работы сложных изделий. Как подчеркивается, проект уже доказал свою эффективность, повысив точность расчетов и степень проработки процессов. Отмечается, что это пилотный проект, начатый еще в 2016 году, его результаты признанны успешными, в настоящее время начато масштабирование проекта.

Напомним, что цифровой макет - это электронные документы, полностью описывающие какое-либо изделие, процесс его создания и последующего обслуживания. В макет входят электронные чертежи и трехмерные модели самого изделия и его компонентов, различная информация, а также техническая, эксплуатационная и другая документация.

Цифровой макет позволяет вносить изменения в конструкцию изделия и проводить испытания, не затрачивая времени на создание физического объекта.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    12 января 2022 14:26
    Отлично, теперь осталось придумать какую ни будь хреновину что бы ускорить время производства
    кораблей, самолётов, танков и т.д. раза в два, а то такое впечатление что у нас на всех производствах
    ручная отвёрточная сборка
    Может за рубеж послать наших руководителей? В конце концов Пётр Первый не стеснялся корабелов посылать
    1. +9
      12 января 2022 14:33
      Цитата: сергей забелин
      Отлично, теперь осталось придумать какую ни будь хреновину что бы ускорить время производства
      кораблей, самолётов, танков и т.д. раза в два,

      так статья вроде бы как раз об этом....не?
      1. 0
        12 января 2022 14:38
        Напомним, что цифровой макет - это электронные документы, полностью описывающие какое-либо изделие, процесс его создания и последующего обслуживания. В макет входят электронные чертежи и трехмерные модели самого изделия и его компонентов, различная информация, а также техническая, эксплуатационная и другая документация.
        осталось только собрать
    2. +11
      12 января 2022 14:44
      Может за рубеж послать наших руководителей?

      А толку, нужно специалистов обучать а не деньговодителей. Беда в образовании. В институтах бывшие студенты учат будущих инженеров. Уровень профессорско-преподавательского состава позволяет преподавать только общие дисциплины и когда молодой специалист приходит на производство и например сварщик его спрашивает -А какой длины огарок оставлять от электрода ?
      Тут-то недостаток практических знаний и не хватает. Ну а если еще и спросит -А воду выгонять из листов стали при сварке?
      Тут может случится и ступор у молодого инженера, решившего строить подводные лодки.
      1. -8
        12 января 2022 15:09
        от большего количества инженеров-ситуация не изменится,ибо работать за НЕ очень большую зарплату никто не будет..
      2. 0
        12 января 2022 15:20
        А какой длины огарок оставлять от электрода ?

        А чего его вообще оставлять? Если ток регулируется на аппарате, до конца юзать. Главное- не пережигать шов)
        1. +2
          12 января 2022 15:32
          А чего его вообще оставлять? Если ток регулируется на аппарате, до конца юзать. Главное- не пережигать шов)

          Если варится ответственный стык с полным проваром, даже если электрод прокаленный и из пенала, в обмазке остается определенное количество влаги и она по мере сгорания электрода переходит в оставшуюся часть обмазки и качество шва может ухудшиться. В институтах этому не учат. Я же не про гаражные технологии писал. Если Вы крутой сварщик и знаете когда надо варить на прямой полярности, то почему надо выгонять "воду" из определенных марок стали?
          1. -1
            12 января 2022 16:04
            Я вообще не крутой и не сварщик)) Специалист именно на уровне гаражных технологий. Просто запомнил слова мичмана одного, - "в стране дефицит, а вы такие огарки оставляете"))
            1. +1
              12 января 2022 16:47
              Просто запомнил слова мичмана одного, - "в стране дефицит, а вы такие огарки оставляете"))

              Вот и беда, что такие мичманы считаются крепкими хозяйственниками. Этому я научился по длинным огаркам, наблюдая за работой немецких сварщиков.
    3. +1
      12 января 2022 14:46
      Ох, Петр Первый и сам нечурался руками для понимания поработать, языком говорить об автомотизации это не мешки вручную ворочать))))
    4. -2
      12 января 2022 15:22
      Вы что предлагаете детей за границу отправить учится? Щас вас шапками закидают
      1. +2
        12 января 2022 16:25
        А что изменилось? Дети бояр и тогда и сейчас за границей учатся winked
    5. 0
      12 января 2022 16:09
      "Теперь осталось придумать какую ни будь хреновину что бы ускорить время производства
      кораблей, самолётов, танков и т.д. раза в два, а то такое впечатление что у нас на всех производствах
      ручная отвёрточная сборка" - Проблемы с поставщиками оборудования и комплектующих а их от нескольких десятков до тысяч на самолёт корабль бронетехнику и тд - один забуксует и сдача всего изделия сдвинется вправо.
  2. +1
    12 января 2022 14:30
    Реализацией этого проекта мы можем гордиться,видел видео отсека виртуальной реальности.Наконец мы достигли американского уровня.Те до компьютеризации сначала делали копию отсека АПЛ и загоняли туда экипаж ,который должен был служить на лодке и пока они его весь руками не прощупают ,проект не утверждался.
    1. +4
      12 января 2022 16:34
      Цитата: tralflot1832
      Те до компьютеризации сначала делали копию отсека АПЛ и загоняли туда экипаж ,который должен был служить на лодке и пока они его весь руками не прощупают ,проект не утверждался.


      Отсек заварить. Баб и еду не давать. До сдачи отчётности.
    2. +2
      12 января 2022 18:29
      почитайте воспоминания наших первых подводников с АПЛ к-3.делали точно так же,строился деревянный макет отсека,и если что то не подходило,гл.конструктор лично ножовкой отпиливал деревяшку.
  3. +2
    12 января 2022 14:33
    Впервые в чей истории и чего? Только апл или вообще только до первого цифрового чертежа доросли? Истории завода или страны. Ох уж эти журналисты, как же им кликбейт нравится...(((
    Самой ткхнологии компьютерного проектирования сто лет в обед, еще при союзе делалось в впк точно.
    1. +4
      12 января 2022 14:48
      Ох уж эти журналисты, как же им кликбейт нравится...(((

      В строительстве давно применяется система проектирования BIM, которую используют и у нас. Трехмерное проектирование всех частей проекта в одной модели. Там и видно все коллизии, тира канализационная труба упирается в стояк с горячей водой.
      Проектирование проектированием, но квалификацию рабочего никто не отменял.
      1. +2
        12 января 2022 21:13
        Цитата: Konnick
        В строительстве давно применяется система проектирования BIM, которую используют и у нас. Трехмерное проектирование всех частей проекта в одной модели. Там и видно все коллизии, тира канализационная труба упирается в стояк с горячей водой.

        так и в сфере ВПК давно применяется "безбумажное" проектирование. Все на компе в цифровом виде, и 3D-модель объекта, и чертежи отдельных деталей и сборок, все спецификации и ведомости, техпроцессы, вплоть до схемы строповки и схемы окраски. Общая база данных всех входящих изделий, можно вертеть модель как хочешь, включать и отключать ненужное, сделать разнесенную сборку, даже задать процесс "виртуальной" сборки - мультипликацию. Но это все - в инженерном отделе. В цех по прежнему передают чертежи на бумажном носителе. И сталкивался с таким, что особенно молодые и необразованные кадры банально не умеют читать чертежи. А порой и ветераны призадумаются, особенно если графику составлял не очень квалифицированный инженер (и такие бывают) Им бы трехмерную модель показать, да вот так, чтоб всегда перед глазами была, с пояснениями, что и в какой последовательности собирать. Как прокаладывать кабель и куда и как его расключать. Или трубопровод и т.д. А рабочему - в какой последовательности обрабатывать деталь, к примеру. Но это ж все рабочие места нужно оборудовать компьютерной техникой. Хотя это реально повысило бы и скорость, и качество работ.
        Потому - "приложение к чертежам" (инженера-конструктора и технолога, т.е.) в цех гонять постоянно приходиться.
        1. +2
          12 января 2022 21:47
          Потому - "приложение к чертежам" (инженера-конструктора и технолога, т.е.) в цех гонять постоянно приходиться.

          Документацию на бумаге никто не отменял. Модель, например. мне проще сделать чем оформить чертеж. Смоделировать можно всё, но не всё можно сделать. Любой чертеж передается в производство с пооперационной технологической картой или маршрутной технологией. Конструкторская документация, а тем более трехмерка ничто без технологической документации. Без бумажного воплощения модель никак нельзя назвать проектом.
          1. -1
            12 января 2022 21:54
            Цитата: Konnick
            Документацию на бумаге никто не отменял

            я разве утверждал обратное?
            Цитата: Konnick
            Смоделировать можно всё, но не всё можно сделать

            конструктор знает (должен знать) применяющиеся материалы, имеющиеся оборудование и технологии производства на своем предприятии, и исходя из них уже проектируется деталь, жгут и пр., а не "от балды"
            Цитата: Konnick
            Конструкторская документация, а тем более трехмерка ничто без технологической документации

            и об этом я говорил тоже

            И таки наличие перед глазами рабочих модели
            Цитата: Бонд Джеймс Бонд
            реально повысило бы и скорость, и качество работ.
            1. +1
              12 января 2022 22:01
              И таки наличие перед глазами рабочих модели
              Цитата: Бонд Джеймс Бонд
              реально повысило бы и скорость, и качество работ

              Ну с рабочими Вы погорячились. Я иногда передаю в производство не модель, а изометрию для наглядности, а на сборку-монтаж 3д модель для контроля размеров, отметок, нахождения центра тяжести для строповки линейному персоналу, геодезисту, маркшрейдеру и т.п.
        2. +2
          13 января 2022 00:07
          БЫл бы толк еще от гоняния. А то приходит такой и говорит, у меня в 3д все становится. А ему тыкают в место конкретное иди поставь и ступор.
          1. +2
            13 января 2022 00:23
            Цитата: Pattor
            БЫл бы толк еще от гоняния. А то приходит такой и говорит, у меня в 3д все становится. А ему тыкают в место конкретное иди поставь и ступор.

            да, знакомая ситуация... "хммм... ну не знаю, у меня на модели все чОтко!"
            Ну, кроме "рисования" нужно еще и умение быстро и качественно принимать решения и знать изделие, а не только свою группу. Кто-то где-то допустил ошибку (не факт, что она именно в его группе), и опять же трехмерка позволяет быстро найти "косяк" и его автора.
            Просто у нас до сих пор нет единого и слаженного, целостного процесса цифрового проектирования. И далеко не все специалисты делают в 3D, и далеко не все те, кто делают, понимают что делают. Увы.

            Я когда стал делать полностью в 3D, здорово сократилось время на проектирование, а количество ошибок упало кратно. В цех же все равно пойдешь, какой же уважающий себя инженер не поприсутствует на сборке и испытаниях "своего" изделия? Но не по каждому чиху уже бегать...
  4. -3
    12 января 2022 14:34
    Этим, уже ничем не помочь.
  5. 0
    12 января 2022 14:35
    Ух ты! Никак ACAD освоили... Помниццо, еще в былинном и дремучем 1991 году уже в полный рост КД делали на ACAD/PCAD, бумажные копии использовали только для передачи в архив. И что значит "цифровой макет"? Есть цифровая модель всего жизненного цикла изделия, вплоть до утилизации.
    1. +6
      12 января 2022 14:54
      Про КД в статье ничего не сказано, трехмерная модель позволила выпустить технологическую документацию для изготовления корпусов
      Судя по всему для автора нет разницы между конструкторской и технологической документацией.
      Главное, что это что-то трёхмерное и цифровое.
      1. +1
        12 января 2022 21:19
        Цитата: prior
        Про КД в статье ничего не сказано

        Трехмерная модель изделия или сборки согласно ЕСКД является конструкторской документацией в электронном виде.
        Цитата: prior
        Судя по всему для автора нет разницы между конструкторской и технологической документацией

        тут да, плавает.
    2. +2
      12 января 2022 15:35
      Это обычная трехмерка, а не цифровая модель в современном понимании.
      1. 0
        12 января 2022 21:20
        Цитата: Konnick
        Это обычная трехмерка, а не цифровая модель в современном понимании

        что в вашем понимании
        Цитата: Konnick
        цифровая модель в современном понимании

        ?
        1. +1
          12 января 2022 21:38
          Цифровая информационная модель (ЦИМ) - объектно-ориентированная параметрическая трехмерная модель, представляющая в цифровом виде физические, функциональные и прочие характеристики объекта (или его отдельных частей) в виде совокупности информационно насыщенных элементов; создаётся для решения конкретных прикладных задач проекта.

          Проще говоря цифровая модель имеет еще 4 измерение -время.
          1. +1
            12 января 2022 21:43
            и этому 3D-модель не соответствует? По-моему, одно и то же. В "трехмерке" также указаны материалы ее составных частей, их массы, физические размеры и форма, понятно функциональное назначение, а при грамотно исполненной "трехмерке" программа вам и "мультик" покажет, как изделие работает и как двигаются его составные части, или покажет процесс сборки-разборки изделия, можно вытащить отдельную деталь или сборку и получить информацию только по ней. Рассчитает деформации при приложенных нагрузках и прочее, и прочее.
            1. +1
              12 января 2022 21:55
              Рассчитает деформации при приложенных нагрузках и прочее, и прочее.

              Цифровая модель может провести ресурсное испытание двигателя, без постройки этого двигателя.
              А про ревиты, теклы, скады и лиры мы знаем.
              1. 0
                12 января 2022 21:58
                Цитата: Konnick
                Цифровая модель может провести ресурсное испытание двигателя, без постройки этого двигателя.

                не цифровая модель, а специализированное ПО, которое также будет оперировать 3D-моделью.
                1. +1
                  12 января 2022 22:03
                  не цифровая модель, а специализированное ПО, которое также будет оперировать 3D-моделью

                  В этом ПО и есть отличие цифровой модели от 3Д модели. И это очень дорогая штука.
    3. -4
      12 января 2022 16:16
      Проще говоря "цифрового двойника" освоили - и расширенное 3D моделирование.
  6. +1
    12 января 2022 14:37
    Видимо сделано на отечественном САПР?))
    1. -1
      12 января 2022 15:16
      Ага. Три Дэ Компас))) бгг...
  7. +4
    12 января 2022 14:41
    Отмечается, что это пилотный проект, начатый еще в 2016 году, его результаты признанны успешными, в настоящее время начато масштабирование проекта.
    это ещё лет 5?
  8. +9
    12 января 2022 14:43
    В России впервые в истории создан цифровой макет атомной подводной лодки. Об этом сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации.

    what
    ...впервые в истории...
    - Российской, видимо(?), ибо та же BAE Systems Submarine Solutions (UK) баловалась не только онным, а аж c VR-ом исчо в 2007-м.
    ( https://www.designworldonline.com/submarine-design-comes-together-in-virtual-reality/ )... crying...
  9. +5
    12 января 2022 14:54
    Цифровой макет, это значит свели данные в библиотеку 3D моделей узлов, крепежа, трубопроводной арматуры, для таких сложных объектов как АПЛ - не простая задача.
    Вопрос, насколько допуски в технологии производсве, увязаны с цифровым макетом. "Подогнать кувалдой" в кораблестроении - это и у более продвинутых корабелов практикуется до сих пор.

    Вот старенький познавательный фильм о строительстве АПЛ Вирджиния из серии Мегазаводы (НатГео) на 1:04:00 3D моделирование отсеков:
    1. +1
      12 января 2022 23:59
      Спасибо за видео-познавательно.
  10. 0
    12 января 2022 14:55
    это типа чего ?! :) Типа аутокад научились юзать ?:)
    Построение 3Х мерных моделей вещь откровенно говоря не новая; следующая новость будет полагаю, что додумались объединить всё это дело на сервере, дабы несколько команд могли работать над проектом параллельно.
    1. 0
      12 января 2022 16:45
      Построение 3Х мерных моделей вещь откровенно говоря не новая; следующая новость будет полагаю, что додумались объединить всё это дело на сервере, дабы несколько команд могли работать над проектом параллельно.

      И кстати ни того ни другого когда я последний раз на него смотрел Автокад из коробки не умел. А так вещи очень даже полезные.
      1. +2
        12 января 2022 19:51
        Автокад из коробки не умел

        Из коробки это практически студенческая версия. Самые вкусняшки появляются уже в специализированных версиях типа Mechanical и сторонних библиотеках объектов. Правда, цена у них бывает совершенно невменяемая (для честных юзеров tongue )
        1. 0
          12 января 2022 20:34
          Вот, механикал видел, но это в те годы отдельный продукт был.
          Бибилиотеки объектов библиотеками, но работы паралельной нескольких разработчиков оно в те годы не поддерживало никак. Кроме того если взять целиком такой сложный объект как подводная лодка, то детальный проект целиком от 3Д модели до болтика в тот Автокакд с которым я работал просто не поместился бы. Все те объекты не влезли бы.
          1. +1
            12 января 2022 22:07
            Кроме того если взять целиком такой сложный объект как подводная лодка, то детальный проект целиком от 3Д модели до болтика в тот Автокакд с которым я работал просто не поместился бы. Все те объекты не влезли бы

            Вероятно используют типа CATIA или BENTLEY. CATIA использовали при проектировании Ауруса.
      2. 0
        12 января 2022 22:02
        Цитата: alexmach
        И кстати ни того ни другого когда я последний раз на него смотрел Автокад из коробки не умел

        совместную работу над проектом нескольких инженеров давно уже позволяют все уважающие себя CAD-системы.
  11. -6
    12 января 2022 15:13
    А как связана подводная лодка с прокладкой трубопроводов.
    1. -3
      12 января 2022 15:28
      Если рядом с судном, укладывающим трубопровод, находится атомная подводная лодка...... (дальше можете продолжить сами) laughing
    2. +4
      12 января 2022 16:29
      В самой подводной лодке километры труб
  12. +2
    12 января 2022 15:47
    Немного странная новость .Давно уже заготовки для корпуса не выпиливают напильником ,на кульмане не чертят, уже все давно в цифре
    1. -4
      12 января 2022 16:18
      В статье не про это.
  13. +1
    12 января 2022 16:06
    Цитата: APASUS
    Немного странная новость .Давно уже заготовки для корпуса не выпиливают напильником ,на кульмане не чертят, уже все давно в цифре

    На американском ролике напильник в кадр попал.
  14. 0
    12 января 2022 16:36
    Пугать супостата цифровыми макетами. НАТО напряглось, болгары как обычно восхитились.
  15. +1
    12 января 2022 18:50
    А мне лично интересно: насколько продумана защита информации в этом случае, не утечет ли цифровой макет "за бугор", не пострадает ли предприятие из-за утечки информации...
  16. 0
    12 января 2022 20:17
    Konnick (Николай), уважаемый, Вы про СМП и "Звёздочку" или про теорию и практику в ВУЗах РФ "в принципе"? При все минусах советского образования была организована и во времена РФ не забыта
    такая форма обучения как "завод-ВТУЗ". На 1 курсе: сентябрь - колхоз, октябрь-февраль - дневное обучение, февраль-июнь - вечернее - день на рабочем номере в бригаде у слесарей-монтажников или слесарей-сборщиков КМС и так с понедельника по пятницу, в субботу, чаще всего - военная кафедра с 08 утра и до 16 -17 часов...При СССР был стимул чёткий. Не можешь так учиться - родной Северный флот на 3 года ждёт тебя...
    «Скажите Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся» Konnick (Николай), уважаемый, помните такое?
    Немецкие сварщики безусловно всем сварщикам всегда и везде сварщики, вот пусть немецкие сварщики и оставляют длинные огарки...СССР повезло, был Евгений Оскарович Патон, да сотни безымянных сварщиков, что ещё в 1942 году освоили автоматическую сварку, там и электродов нет. А если технолог-сварщик не может в Неметчине обеспечить не в море на корабле при ремонте, а в цеху при постройке корабля отсутствие в сварочной ванне каких-либо примесей - диплом у него надо проверить, не куплен ли тот диплом за 5 баранов...АПЛ в РФ варят на обратной полярности, что стальные, что титановые...
  17. 0
    12 января 2022 20:41
    il-z (Ильяс), уважаемый, у господина Будниченко есть ведомственная медаль от ФСТЭК...
    Ну, а если серьёзно, профукавшая очень многое по срокам в 2021 году ОСК пытается сделать хорошую мину при ...А вот тут и можно лизнуть депутата ГосДумы от Архангельской области Александра Юрьевича Спиридонова (03.01.1989 года рождения) от ЕР, он ведь на сегодня - Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и торговле. Ведь может с директора ОСК и спросить, если старшие мудрые соратники попросят, со всей своей пролетарской ненавистью, ведь начинал на "Севмаше" в 2006 году учеником слесаря-монтажника судового, как в институт его папа направил ( в прошлом депутат от "Севмаша" в областной Думе, а как сынуля подрос - один из вождей КБ "Севмаша", где сын карьеру всё сам, самостоятельно, строил). Вот этапы славного пути: 2010-2014 Инженер-конструктор 2 категории, Инженер-конструктор 3 категории; Техник-конструктор 1 категории АО «ПО «Севмаш» г. Северодвинск, Архангельская область ; 2014-2015 Руководитель группы «Управление электронными структурами заказов» АО «ПО «Севмаш» г. Северодвинск, Архангельская область; 2015-2017 Начальник сектора «Компоновка общего расположения помещений заказов» АО «ПО «Севмаш» г. Северодвинск, Архангельская область; 2017-2021 Начальник отдела «Экономика и управление проектами» АО «ПО «Севмаш» г. Северодвинск, Архангельская область; 2021 год Главный технический руководитель по специальным проектам и вооружению АО ПО «СЕВМАШ» г. Северодвинск, Архангельская область.
  18. 0
    13 января 2022 02:37
    Цитата: Вадим237
    "Теперь осталось придумать какую ни будь хреновину что бы ускорить время производства
    кораблей, самолётов, танков и т.д. раза в два, а то такое впечатление что у нас на всех производствах
    ручная отвёрточная сборка" - Проблемы с поставщиками оборудования и комплектующих а их от нескольких десятков до тысяч на самолёт корабль бронетехнику и тд - один забуксует и сдача всего изделия сдвинется вправо.

    До буксования ПОСТАВЩИКА, ещё нужно их ВСЕХ отыскать, позаключать договоры, сроки, выколотить бабло на авансирование.... Тут кто-то говорил о тысячах таких субъектов. Модные нынче разговоры о руководстве производством инженерами, разбиваются вдрызг от одного перечня этих сложностей. Рулить производством ДОЛЖНЫ не врачи, не учителя, не писатели, и не инженеры. Рулить должны как раз менеджеры. Калибра Берии Лаврентия Павловича. Какой ВУЗ он закончил, кто скажет? А такенный задачи порешал.
  19. +1
    13 января 2022 10:26
    статья напомнила о недавней истории
    В Санкт-Петербурге начался посмертный суд над инженером Валерием Пшеничным, спроектировавшим для оборонного предприятия уникальную 3D-модель подводной лодки. «Русский Илон Маск» (так в СМИ называли Пшеничного за его незаурядные инженерные способности и смелые идеи) заподозрил сотрудника своей компании в хищениях и добился его уголовного преследования. Но восстановить справедливость Пшеничному не удалось — очень скоро он сам оказался под следствием, а потом и в СИЗО, где был замучен до смерти.
  20. 0
    13 января 2022 11:55
    Цитата: Барбарис25
    от большего количества инженеров-ситуация не изменится,ибо работать за НЕ очень большую зарплату никто не будет..

    За какую очень большую зарплату работать будете вы? А сможете соответствовать тем требованиям, которые предъявляются такому специалисту? Слава Богу. появились электронные биржи, требующие специальности инженеров- конструкторов, технологов на машиностроительные производства. 50 ....80 тысяч для специалиста не самого высокого звена- первая категория конструктора- это большая или малая з/п? 5-6 лет назад требовались юристы. 10-15 лет назад требовались охранники. И вот, теперь.....