«Генералиссимус Суворов» и другие. «Бореи» в 2022 году

39
«Генералиссимус Суворов» и другие. «Бореи» в 2022 году

Закладка РПКСН "Князь Олег", июль 2014 г.

В контексте модернизации военно-морского флота особое значение имеет программа строительства ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955А «Борей-А». Не так давно сообщалось о последних успехах этой программы, и работы продолжаются. В новом 2022 году ожидается ряд важных событий, призванных положительно повлиять на состояние подводных сил.

Прошлогодний задел


21 декабря в Северодвинске состоялась торжественная церемония принятия в состав ВМФ новых подводных лодок. Флаг военно-морского флота подняли на стратегическом ракетном крейсере «Князь Олег» и на многоцелевой АПЛ «Новосибирск». Непосредственно на церемонии присутствовали главком ВМФ и замминистра обороны. По видеосвязи за мероприятием наблюдали президент и министр обороны.



Две подлодки строились на предприятии «Севмаш» в Северодвинске и испытывались в ближайших акваториях. На заводе прошла и церемония поднятия флага. При этом корабли предназначены для Тихоокеанского флота. В ближайшее время, когда позволят погодные условия, подлодки совершат переход к постоянному месту службы.


"Князь Олег" готов к спуску на воду, июль 2020 г.

Даты прибытия подлодок на базы ТОФ пока не уточнялись. По всей видимости, это произойдет в течение нескольких следующих месяцев. Соответственно, в течение года экипаж «Князя Олега» и береговые подразделения осуществят все необходимые мероприятия, и крейсер будет готов к полноценной службе и к выходам на боевое патрулирование.

Таким образом, к концу 2022 г. в составе военно-морского флота будет уже пять боеспособных и готовых к работе «Бореев». Три из них будут служить на Тихом океане. При этом подводные силы ТОФ пополнятся новым кораблем, построенным по модернизированному пр. 955А, имеющему существенные преимущества перед базовым проектом.

Приоритетная задача


21 декабря, в ходе расширенного заседания Коллегии министерства обороны, руководство ведомства раскрыло часть актуальных планов по дальнейшему строительству АПЛ типа «Борей». В частности, указали, что приоритетной задачей на следующий 2022 г. является завершение работ и принятие в состав флота новой подлодки «Генералиссимус Суворов». Этот крейсер является шестым во всей серии и вторым серийным представителем пр. 955А.


Церемония поднятия флага на новых АПЛ, 21 декабря 2021 г.

На тот момент «Генералиссимус Суворов» находился в цеху «Севмаша». Сотрудники предприятия выполняли оставшиеся работы перед выводом подлодки из эллинга и спуском на воду. Кроме того, готовилась церемония, в ходе которой корабль должен был покинуть цех.

Торжественное мероприятие состоялось всего через несколько дней – 25 декабря. На церемонии прозвучали поздравления от командования флота и руководства Архангельской области. Кроме того, согласно флотской традиции, командир подлодки разбил о борт бутылку шампанского, и начался процесс вывода корабля из эллинга.

Ближайшие месяцы «Генералиссимус Суворов» проведет у причала завода-изготовителя. Будут выполнены оставшиеся работы и первые проверки оборудования. Затем начнутся швартовные испытания, по результатам которых корабль допустят к ходовым. Ожидается, что все эти мероприятия пройдут в течение 2022 г. Не позднее декабря новый крейсер могут принять в состав флота. По известным данным, его передадут в состав ТОФ.


Первая секция "Генералиссимуса Суворова", декабрь 2014 г.

Планы по проведению всех оставшихся работ и испытаний в течение этого года выглядят вполне реально, и это подтверждается практикой. Так, головной «Борей-А», «Князь Владимир», был спущен на воду в ноябре 2017 г., вышел на испытания примерно через год, а в июне 2020-го вступил в строй. Первый серийный корабль проекта, «Князь Олег», спустили в июле 2020 г., вывели на испытания в мае 2021-го, и уже в декабре был подписан приемный акт.

Это показывает, что проект полностью отработан, а предприятие-изготовитель готово к быстрому и ритмичному выполнению заказов. Какие-либо существенные проблемы, способные негативно повлиять на сроки сдачи нового РПКСН, ожидать не стоит. Соответственно, «Генералиссимус Суворов» имеет все шансы поступить в состав флота в конце года. Вскоре после этого крейсер отправится к месту службы, и уже в 2023-м может состояться первый поход.

До конца года


На расширенном заседании Коллегии Минобороны глава государства отметил, что после «Князя Олега» промышленность должна передать ВМФ еще пять подлодок пр. 955А. Очевидно, что первой из них уже в этом году станет «Генералиссимус Суворов». Четыре следующих корабля пока находятся на разных стадиях строительства, и их приемка состоится только через несколько лет. Впрочем, некоторые мероприятия запланированы уже на этот год.


Вывод из эллинга подлодки "Генералиссимус Суворов", 25 декабря 2021 г.

За новым «Генералиссимусом Суворовым» последует крейсер «Император Александр III» – четвертый представитель модернизированного проекта «Борей-А» и седьмой корабль всей серии. Он был заложен в декабре 2015 г. и пока пребывает на стапеле. Тем не менее, строительство уже переходит на заключительный этап. Месяц назад отечественные СМИ сообщили, что этот корабль спустят на воду в конце 2022 г. Передача флоту состоится примерно через год после этого.

Следующим в серии станет «Князь Пожарский», заложенный в конце 2016 г. График работ по этому заказу пока не уточнялся. Процесс строительства предыдущих подлодок серии позволяет предполагать, что в 2022 г. этот РПКСН будет оставаться на стадии строительства, а спуск на воду и испытания следует ожидать не ранее следующего года.

Схожий прогноз можно сделать и по крейсерам «Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин». Они были заложены всего несколько месяцев назад, в августе 2021 г., и строительство пока остается на самых ранних стадиях. Согласно нынешним планам, эти подлодки спустят на воду и передадут флоту только во второй половине десятилетия.


Закладка РПКСН "Император Александр III", декабрь 2015 г.

Важный год


Строительство атомных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955(А) продолжается и вышло на достаточно высокие темпы. В последние годы в рамках этой программы произошло несколько важных событий, и в 2022-м ожидаются новые. При этом недавно начавшийся год приобретает особое значение. В этом году промышленности и флоту предстоит испытать один крейсер, достроить и спустить на воду второй, а также продолжить строительство еще двух.

По понятным причинам, основное внимание в этом году будет уделено крейсеру «Генералиссимус Суворов». Он уже стоит у причала завода «Севмаш» и готовится к прохождению испытаний. При отсутствии серьезных затруднений, которые теперь маловероятны, флот сможет получить его до конца года. Следует отметить, что новости о новых этапах в биографии «Генералиссимуса Суворова» будут поступать и в следующем 2023 г. После приемки кораблю и его экипажу предстоит выполнить переход к месту службы, освоиться там, а также приступить к выполнению поставленных задач.

Впрочем, программа строительства «Бореев» не ограничивается одной только подлодкой, выведенной из эллинга несколько недель назад. В этом году продолжатся работы по другим заказам, и тоже ожидаются важные мероприятия и события. И благодаря этому новый 2022 год сможет занять заметное место в современной истории российского подводного флота в качестве важного и удачного периода.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    14 января 2022
    Серию 955-х надо продолжить, а то 10 подлодок это как-то маловато для нашего флота.
    1. -2
      14 января 2022
      Можно, нужно и обязательно больше, чем не больше, тем лучше !
    2. +8
      14 января 2022
      Не надо: число ракет и боеголовок ограничено, на ракеты морского базирования и так приходится слишком большая их доля. Вот если сделать 955 проект под крылатые ракеты...
    3. +5
      15 января 2022
      Цитата: Borik
      Серию 955-х надо продолжить, а то 10 подлодок это как-то маловато для нашего флота.

      Смысла нет. РПКСН без обеспечения и прикрытия - мишень. Лучше разменять в постройке несколько РПКСН на МЦАПЛ, тральщики и МПК.
      Иначе наши носители БРПЛ будут ходить под конвоем прямо с момента выхода из базы, а в военное время окажутся закупоренными в этих базах. На том же ТОФ есть всего одна боеспособная МЦАПЛ. Которой нужно одновременно прикрыть все РПКСН, да ещё и ПЛАРК.
    4. +2
      15 января 2022
      Цитата: Borik
      Серию 955-х надо продолжить,
      ага с индексом "К" (под крылатые ракеты), на смену "Батонам" (949А) .... штук 10 тоже ...
      Цитата: Borik
      а то 10 подлодок это как-то маловато для нашего флота.

      чтобы враги терялись при отслеживании, кто и куда из "Бореев А", ушёл ... с КР или жах вовсе ... ?!!
  2. 0
    14 января 2022
    Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства. good
    1. AUL
      +1
      14 января 2022
      Не факт, что вообще там винт!
      1. +5
        14 января 2022
        по поводу винтов на "Бореях"

      2. +4
        14 января 2022
        Винты на Ясенях,а на Бореях к счастью более малошумный водомёт.
    2. +2
      14 января 2022
      Цитата: yuriy55
      Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства. good


      Ещё на морде чёрный брезент. Традиция-с. Вам не понять.
    3. 0
      15 января 2022
      Цитата: yuriy55
      Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства.

      Так всегда было. Винты закрыты либо коробками, либо брезентом.
  3. +2
    14 января 2022
    Про Борей рассуждает американский подводник акустик служивший на Лос Анджелесах, довольно интересно, на канале есть серия видео о всех подлодках России и СССР. Можно включить субтитры и перевод на ютубе.
    1. +3
      14 января 2022
      у яндекс браузера есть параллельный перевод на русский язык. немного топорно, но достаточно, чтобы все понять. очень классная технология на основе нейросетей. Правда нужно какое-то время, чтобы видео предварительно перевелось. Т. е. оно не сразу доступно для просмотра с переводом.
  4. -5
    14 января 2022
    Проекту БорейА уже 10 лет.
    В "эпоху ускоряющегося научно-технического прогресса"( как говорили во времена моей молодости), это уже целая эпоха.
    Пора хотя бы новые лодки делать уже по обновлённому проекту.
    Но БорейБ отменен, получается "новым" лодкам , которые только начали строить, к моменту выхода в море будет уже по 20 лет. Вряд-ли к тому моменту их можно будет называть современными.
    1. -4
      14 января 2022
      Цитата: Пиджак в запасе
      Проекту БорейА уже 10 лет.
      В "эпоху ускоряющегося научно-технического прогресса"( как говорили во времена моей молодости), это уже целая эпоха.

      Сколько там проекту Вирджиния?
    2. +5
      14 января 2022
      Цитата: Пиджак в запасе
      Проекту БорейА уже 10 лет.
      В "эпоху ускоряющегося научно-технического прогресса"( как говорили во времена моей молодости), это уже целая эпоха.

      В США Огайо уже от 24 до 40 лет и Колумбия появится в строю не скоро, по планам с 2031 года.
    3. +3
      14 января 2022
      Борей-А это и есть модернизированный проект. Там достаточно много улучшений.
    4. 0
      15 января 2022
      Этак можно повторить советскую ошибку, наклепав жуткое количество лодок по совершенно разным проектам.. Последствия очевидны.. ИМХО - лучше иметь чуток похуже, но зато - серийные.. Чем кучу разношёрстных вундервафлей.
  5. AML
    +3
    14 января 2022
    Цитата: yuriy55
    Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства. good

    Если для вас это новость, то да, это военная тайна. По форме винтов можно прикинуть гидроаккустический профиль.
    1. +2
      14 января 2022
      Цитата: AML
      Если для вас это новость, то да, это военная тайна.

      Нет. Для меня это не новость. Обращал внимание на закрытые винты подлодок и даже кораблей. Не догадывался, что вот так, запросто, можно определить гидроакустический профиль. Спасибо, за эту маленькую деталь.
      hi
  6. -1
    14 января 2022
    когда позволят погодные условия, подлодки совершат переход к постоянному месту службы
    объяснИте , пожалуйста, эту фразу
    У них ещё не 100% готовность ? Или через океаны пойдут в надводном на буксире ?
    1. +5
      15 января 2022
      Цитата: Димка75
      ///когда позволят погодные условия, подлодки совершат переход к постоянному месту службы///.
      объяснИте , пожалуйста, эту фразу

      Это -- ляп. Атомоходы от погоды не зависят, если не считать ограничение на использование оружия. (БРПЛ применяются до 8 б моря). Пока лодка не станет перволинейной (т.е. не сдаст положенные Курсом подготовки ПЛ курсовые задачи) на межфлотский переход (как правило, с попутной БС), единичку никто не выпустит... А это значит, что она в море пойдет после отстрела РК и проведения ТС, с полным БК. Старшим на переход, наверняка, пришлют с ТОФа КД-25 или ЗКД/НШ...
      Но Кирилл об этом не знает, поэтому и пишет то, "что пишет"... smile
      АГА
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  8. -2
    14 января 2022
    Нам нужна тактическая АПЛ на базе 955 серии, ясени почему то дороже чем стратеги выходят.
    1. +5
      14 января 2022
      там весьма мощное оборудование по поиску подлодок.на стратегах такого нет
      1. +2
        14 января 2022
        Тогда понятно
    2. -10
      14 января 2022
      Нам нужна тактическая АПЛ на базе 955 серии, ясени почему то дороже чем стратеги выходят.

      Об этом почему-то каждый русофоб осведомлён , а вот русские про это не знают , вы не знаете почему ? ))))
      1. +2
        14 января 2022
        Мне, человеку сухопутному, далёкому от ВМФ, просто интересно. А узнал об этом я на этом сайте.
      2. +3
        15 января 2022
        Цитата: lucul
        Об этом почему-то каждый русофоб осведомлён , а вот русские про это не знают , вы не знаете почему ?

        А то сами не догадываетесь!?
        - Русские от природы ленивы и ненастырны...пока их жизнь фейсом, т.е.мордой лица, об пол не повозит...Только после этого они становятся смекалисты и изобретательны!
        - Совсем другая натура, к примеру, у богомИзгнанных... Картавые, они -- во все дыры без мыла влезут, все разузнают и инфу (за денюжку немалую) англосаксам, или кто больше заплатит, толкнут по случаю... bully
    3. +1
      15 января 2022
      Цитата: Artemion3
      Нам нужна тактическая АПЛ на базе 955 серии, ясени почему то дороже чем стратеги выходят.

      Потому что сделали универсальную вундерфалю. В ней сочетаются и ракетная ПЛ и торпедная (охотник). Потому и получилась она сложная и дорогая. По мне, так было бы лучше иметь две разные лодки. Одна - на замену "Батонам", которая могла бы и по НК отработать и по объектам на суше. Вторая - мелкий, верткий, быстрый истребитель вражеских ПЛ и НК для охраны РПКСН.
  9. -4
    14 января 2022
    больше бореев и ясеней а не по 2 единице в год .....Накопили в союзе зоопарк вот он и устаревает
    1. -6
      15 января 2022
      Вроде как под носители крылатых ракет строить Бореи будут но это после того как серию с МБР сдадут. А на закупку 21 Ясеня М к имеющимся заказанным что бы паритет держать в Вирджиниями МО придётся более триллиона рублей у бюджета дополнительных ассигнований выпрашивать.
      1. +1
        15 января 2022
        Зачем РФ паритете по АПЛ с США?
        Есть задачи по неядерному сдерживанию соседей. 4-8 АПЛ СФ и 4-8 АПЛ ТФ. Плюс восемь стратегов, по четыре на флот. За глаза.
      2. +2
        15 января 2022
        Цитата: Вадим237
        А на закупку 21 Ясеня М к имеющимся заказанным...
        Откуда ЦИФИРЬ-то такую берете, уважаемый!? Не было в планах строить 21 ед. 885 проекта. Нам бы заказанные 8-10(?) единичек домучить по ценам сегодняшним -- уже будет подвиг! Или вы думаете амы от Волков просто так отказались? А мы их количество почти в 3 раза "Ясенями" перекрыть собрались, пока новый 545 проект не построим?
        Нам нужно "по одежке протягивать ножки", иначе никакая экономика не вынесет гонки "подводных" вооружений...
        И, конечно же, о разумной достаточности не забывать...
        АГА.
      3. 0
        15 января 2022
        Вроде как под носители крылатых ракет строить Бореи будут но это после того как серию с МБР сдадут. А на закупку 21 Ясеня М к имеющимся заказанным что бы паритет держать в Вирджиниями МО придётся более триллиона рублей у бюджета дополнительных ассигнований выпрашивать.
        Ответить
        1. 0
          15 января 2022
          Наши олигархи вывели за кордон , по самым скромным подсчетам , 6 трлн.долларов . На подлодки денег поискать точно можно
  10. +1
    15 января 2022
    На РПКСНах, стоят водомётные движки.
    1. 0
      15 января 2022
      Цитата: Sergey39
      На РПКСНах, стоят водомётные движки.

      Скорее всего, именно этим обусловлена «маскировка-драпировка». Интересуясь особенностями водомётного движителя выяснил:
      - Хорошо защищён от механических повреждений и кавитации (процесс парообразования и последующего схлопывания пузырьков пара с одновременным конденсированием пара в потоке жидкости ).
      - На больших скоростях КПД лучше, чем у винтовых. Тут на выбор: либо увеличенная максимальная скорость, либо экономия топлива.
      - Тише по сравнению с винтовыми движителями.

      Вот ещё:
      Идее водометного движителя насчитывается много веков. Собственно, сам принцип его работы не выдуман людьми, а подсмотрен у природы. Осьминоги, кальмары, медузы и некоторые другие морские обитатели используют для движения именно «водометный» принцип: вбирают воду и с силой выбрасывают ее наружу (реактивный принцип движения)...
      Водометными движителями оборудуются не только гидроциклы. Их устанавливают на большие скоростные паромы и даже на подводные лодки из-за их относительно тихой работы (российский проект 995 «Борей» и французская подлодка «Триуфан»)...

      hi
      1. 0
        15 января 2022
        Цитата: yuriy55
        Цитата: Sergey39
        На РПКСНах, стоят водомётные движки.

        Скорее всего, именно этим обусловлена «маскировка-драпировка». Интересуясь особенностями водомётного движителя выяснил:
        - Хорошо защищён от механических повреждений и кавитации (процесс парообразования и последующего схлопывания пузырьков пара с одновременным конденсированием пара в потоке жидкости ).
        - На больших скоростях КПД лучше, чем у винтовых. Тут на выбор: либо увеличенная максимальная скорость, либо экономия топлива.
        - Тише по сравнению с винтовыми движителями.

        Вот ещё:
        Идее водометного движителя насчитывается много веков. Собственно, сам принцип его работы не выдуман людьми, а подсмотрен у природы. Осьминоги, кальмары, медузы и некоторые другие морские обитатели используют для движения именно «водометный» принцип: вбирают воду и с силой выбрасывают ее наружу (реактивный принцип движения)...
        Водометными движителями оборудуются не только гидроциклы. Их устанавливают на большие скоростные паромы и даже на подводные лодки из-за их относительно тихой работы (российский проект 995 «Борей» и французская подлодка «Триуфан»)...

        hi

        ...Скажем так,- выяснили Вы очень общие знания о водомете.В общем-то верные. Но(не подумайте,-не специалист) уж очень зависят плюсы и минусы применения того,или иного движителя от сферы применения,решаемых задачь.Одно дело гидроцикл,другое - маломерное судно.Уже возникают вопросы о сфере применения!
        Не слышал о массовости применения водометов на крупных судах различного назначения...
        ПЛ, в зависимости от решаемой задачи,назачения, предпочтительнее иметь .... порой один, порой другой тип движителя.)) Совмещать, похоже, шибко проблемно.
        Хотелось бы, чтобы спецы написали.Но,думаю, те кто служил на ПЛ с водометами ещё под подпиской. hi
  11. +1
    15 января 2022
    Главное , чтобы не спалили на верфи , как наш корвет и до этого фрегат , или не разгромили , как авианосец

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»