Военное обозрение

«Генералиссимус Суворов» и другие. «Бореи» в 2022 году

39
«Генералиссимус Суворов» и другие. «Бореи» в 2022 году

Закладка РПКСН "Князь Олег", июль 2014 г.


В контексте модернизации военно-морского флота особое значение имеет программа строительства ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955А «Борей-А». Не так давно сообщалось о последних успехах этой программы, и работы продолжаются. В новом 2022 году ожидается ряд важных событий, призванных положительно повлиять на состояние подводных сил.

Прошлогодний задел


21 декабря в Северодвинске состоялась торжественная церемония принятия в состав ВМФ новых подводных лодок. Флаг военно-морского флота подняли на стратегическом ракетном крейсере «Князь Олег» и на многоцелевой АПЛ «Новосибирск». Непосредственно на церемонии присутствовали главком ВМФ и замминистра обороны. По видеосвязи за мероприятием наблюдали президент и министр обороны.

Две подлодки строились на предприятии «Севмаш» в Северодвинске и испытывались в ближайших акваториях. На заводе прошла и церемония поднятия флага. При этом корабли предназначены для Тихоокеанского флота. В ближайшее время, когда позволят погодные условия, подлодки совершат переход к постоянному месту службы.


"Князь Олег" готов к спуску на воду, июль 2020 г.

Даты прибытия подлодок на базы ТОФ пока не уточнялись. По всей видимости, это произойдет в течение нескольких следующих месяцев. Соответственно, в течение года экипаж «Князя Олега» и береговые подразделения осуществят все необходимые мероприятия, и крейсер будет готов к полноценной службе и к выходам на боевое патрулирование.

Таким образом, к концу 2022 г. в составе военно-морского флота будет уже пять боеспособных и готовых к работе «Бореев». Три из них будут служить на Тихом океане. При этом подводные силы ТОФ пополнятся новым кораблем, построенным по модернизированному пр. 955А, имеющему существенные преимущества перед базовым проектом.

Приоритетная задача


21 декабря, в ходе расширенного заседания Коллегии министерства обороны, руководство ведомства раскрыло часть актуальных планов по дальнейшему строительству АПЛ типа «Борей». В частности, указали, что приоритетной задачей на следующий 2022 г. является завершение работ и принятие в состав флота новой подлодки «Генералиссимус Суворов». Этот крейсер является шестым во всей серии и вторым серийным представителем пр. 955А.


Церемония поднятия флага на новых АПЛ, 21 декабря 2021 г.

На тот момент «Генералиссимус Суворов» находился в цеху «Севмаша». Сотрудники предприятия выполняли оставшиеся работы перед выводом подлодки из эллинга и спуском на воду. Кроме того, готовилась церемония, в ходе которой корабль должен был покинуть цех.

Торжественное мероприятие состоялось всего через несколько дней – 25 декабря. На церемонии прозвучали поздравления от командования флота и руководства Архангельской области. Кроме того, согласно флотской традиции, командир подлодки разбил о борт бутылку шампанского, и начался процесс вывода корабля из эллинга.

Ближайшие месяцы «Генералиссимус Суворов» проведет у причала завода-изготовителя. Будут выполнены оставшиеся работы и первые проверки оборудования. Затем начнутся швартовные испытания, по результатам которых корабль допустят к ходовым. Ожидается, что все эти мероприятия пройдут в течение 2022 г. Не позднее декабря новый крейсер могут принять в состав флота. По известным данным, его передадут в состав ТОФ.


Первая секция "Генералиссимуса Суворова", декабрь 2014 г.

Планы по проведению всех оставшихся работ и испытаний в течение этого года выглядят вполне реально, и это подтверждается практикой. Так, головной «Борей-А», «Князь Владимир», был спущен на воду в ноябре 2017 г., вышел на испытания примерно через год, а в июне 2020-го вступил в строй. Первый серийный корабль проекта, «Князь Олег», спустили в июле 2020 г., вывели на испытания в мае 2021-го, и уже в декабре был подписан приемный акт.

Это показывает, что проект полностью отработан, а предприятие-изготовитель готово к быстрому и ритмичному выполнению заказов. Какие-либо существенные проблемы, способные негативно повлиять на сроки сдачи нового РПКСН, ожидать не стоит. Соответственно, «Генералиссимус Суворов» имеет все шансы поступить в состав флота в конце года. Вскоре после этого крейсер отправится к месту службы, и уже в 2023-м может состояться первый поход.

До конца года


На расширенном заседании Коллегии Минобороны глава государства отметил, что после «Князя Олега» промышленность должна передать ВМФ еще пять подлодок пр. 955А. Очевидно, что первой из них уже в этом году станет «Генералиссимус Суворов». Четыре следующих корабля пока находятся на разных стадиях строительства, и их приемка состоится только через несколько лет. Впрочем, некоторые мероприятия запланированы уже на этот год.


Вывод из эллинга подлодки "Генералиссимус Суворов", 25 декабря 2021 г.

За новым «Генералиссимусом Суворовым» последует крейсер «Император Александр III» – четвертый представитель модернизированного проекта «Борей-А» и седьмой корабль всей серии. Он был заложен в декабре 2015 г. и пока пребывает на стапеле. Тем не менее, строительство уже переходит на заключительный этап. Месяц назад отечественные СМИ сообщили, что этот корабль спустят на воду в конце 2022 г. Передача флоту состоится примерно через год после этого.

Следующим в серии станет «Князь Пожарский», заложенный в конце 2016 г. График работ по этому заказу пока не уточнялся. Процесс строительства предыдущих подлодок серии позволяет предполагать, что в 2022 г. этот РПКСН будет оставаться на стадии строительства, а спуск на воду и испытания следует ожидать не ранее следующего года.

Схожий прогноз можно сделать и по крейсерам «Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин». Они были заложены всего несколько месяцев назад, в августе 2021 г., и строительство пока остается на самых ранних стадиях. Согласно нынешним планам, эти подлодки спустят на воду и передадут флоту только во второй половине десятилетия.


Закладка РПКСН "Император Александр III", декабрь 2015 г.

Важный год


Строительство атомных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955(А) продолжается и вышло на достаточно высокие темпы. В последние годы в рамках этой программы произошло несколько важных событий, и в 2022-м ожидаются новые. При этом недавно начавшийся год приобретает особое значение. В этом году промышленности и флоту предстоит испытать один крейсер, достроить и спустить на воду второй, а также продолжить строительство еще двух.

По понятным причинам, основное внимание в этом году будет уделено крейсеру «Генералиссимус Суворов». Он уже стоит у причала завода «Севмаш» и готовится к прохождению испытаний. При отсутствии серьезных затруднений, которые теперь маловероятны, флот сможет получить его до конца года. Следует отметить, что новости о новых этапах в биографии «Генералиссимуса Суворова» будут поступать и в следующем 2023 г. После приемки кораблю и его экипажу предстоит выполнить переход к месту службы, освоиться там, а также приступить к выполнению поставленных задач.

Впрочем, программа строительства «Бореев» не ограничивается одной только подлодкой, выведенной из эллинга несколько недель назад. В этом году продолжатся работы по другим заказам, и тоже ожидаются важные мероприятия и события. И благодаря этому новый 2022 год сможет занять заметное место в современной истории российского подводного флота в качестве важного и удачного периода.
Автор:
Использованы фотографии:
"ОСК", "Севмаш"
39 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Borik
    Borik 14 января 2022 18:07
    0
    Серию 955-х надо продолжить, а то 10 подлодок это как-то маловато для нашего флота.
    1. Евгений Бабаков
      Евгений Бабаков 14 января 2022 21:56
      -2
      Можно, нужно и обязательно больше, чем не больше, тем лучше !
    2. bk0010
      bk0010 14 января 2022 23:46
      +8
      Не надо: число ракет и боеголовок ограничено, на ракеты морского базирования и так приходится слишком большая их доля. Вот если сделать 955 проект под крылатые ракеты...
    3. Alexey RA
      Alexey RA 15 января 2022 10:25
      +5
      Цитата: Borik
      Серию 955-х надо продолжить, а то 10 подлодок это как-то маловато для нашего флота.

      Смысла нет. РПКСН без обеспечения и прикрытия - мишень. Лучше разменять в постройке несколько РПКСН на МЦАПЛ, тральщики и МПК.
      Иначе наши носители БРПЛ будут ходить под конвоем прямо с момента выхода из базы, а в военное время окажутся закупоренными в этих базах. На том же ТОФ есть всего одна боеспособная МЦАПЛ. Которой нужно одновременно прикрыть все РПКСН, да ещё и ПЛАРК.
    4. Немчинов Вл
      Немчинов Вл 15 января 2022 13:58
      +2
      Цитата: Borik
      Серию 955-х надо продолжить,
      ага с индексом "К" (под крылатые ракеты), на смену "Батонам" (949А) .... штук 10 тоже ...
      Цитата: Borik
      а то 10 подлодок это как-то маловато для нашего флота.

      чтобы враги терялись при отслеживании, кто и куда из "Бореев А", ушёл ... с КР или жах вовсе ... ?!!
  2. yuriy55
    yuriy55 14 января 2022 18:31
    0
    Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства. good
    1. AUL
      AUL 14 января 2022 19:03
      +1
      Не факт, что вообще там винт!
      1. cahekmosa
        cahekmosa 14 января 2022 19:57
        +5
        по поводу винтов на "Бореях"

      2. МорякЧФ
        МорякЧФ 14 января 2022 20:12
        +4
        Винты на Ясенях,а на Бореях к счастью более малошумный водомёт.
    2. sergo1914
      sergo1914 14 января 2022 22:35
      +2
      Цитата: yuriy55
      Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства. good


      Ещё на морде чёрный брезент. Традиция-с. Вам не понять.
    3. Грица
      Грица 15 января 2022 14:35
      0
      Цитата: yuriy55
      Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства.

      Так всегда было. Винты закрыты либо коробками, либо брезентом.
  3. Лт. запаса ВВС
    Лт. запаса ВВС 14 января 2022 18:44
    +2
    Про Борей рассуждает американский подводник акустик служивший на Лос Анджелесах, довольно интересно, на канале есть серия видео о всех подлодках России и СССР. Можно включить субтитры и перевод на ютубе.
    1. silver_roman
      silver_roman 14 января 2022 23:14
      +3
      у яндекс браузера есть параллельный перевод на русский язык. немного топорно, но достаточно, чтобы все понять. очень классная технология на основе нейросетей. Правда нужно какое-то время, чтобы видео предварительно перевелось. Т. е. оно не сразу доступно для просмотра с переводом.
  4. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 14 января 2022 19:07
    -5
    Проекту БорейА уже 10 лет.
    В "эпоху ускоряющегося научно-технического прогресса"( как говорили во времена моей молодости), это уже целая эпоха.
    Пора хотя бы новые лодки делать уже по обновлённому проекту.
    Но БорейБ отменен, получается "новым" лодкам , которые только начали строить, к моменту выхода в море будет уже по 20 лет. Вряд-ли к тому моменту их можно будет называть современными.
    1. Dart2027
      Dart2027 14 января 2022 19:17
      -3
      Цитата: Пиджак в запасе
      Проекту БорейА уже 10 лет.
      В "эпоху ускоряющегося научно-технического прогресса"( как говорили во времена моей молодости), это уже целая эпоха.

      Сколько там проекту Вирджиния?
    2. Лт. запаса ВВС
      Лт. запаса ВВС 14 января 2022 19:47
      +5
      Цитата: Пиджак в запасе
      Проекту БорейА уже 10 лет.
      В "эпоху ускоряющегося научно-технического прогресса"( как говорили во времена моей молодости), это уже целая эпоха.

      В США Огайо уже от 24 до 40 лет и Колумбия появится в строю не скоро, по планам с 2031 года.
    3. silver_roman
      silver_roman 14 января 2022 23:15
      +3
      Борей-А это и есть модернизированный проект. Там достаточно много улучшений.
    4. paul3390
      paul3390 15 января 2022 14:26
      0
      Этак можно повторить советскую ошибку, наклепав жуткое количество лодок по совершенно разным проектам.. Последствия очевидны.. ИМХО - лучше иметь чуток похуже, но зато - серийные.. Чем кучу разношёрстных вундервафлей.
  5. AML
    AML 14 января 2022 19:10
    +3
    Цитата: yuriy55
    Вижу, конструкция винта - государственный секрет...Видимо, цель «драпировки» оправдывает затраченные усилия и средства. good

    Если для вас это новость, то да, это военная тайна. По форме винтов можно прикинуть гидроаккустический профиль.
    1. yuriy55
      yuriy55 14 января 2022 19:33
      +2
      Цитата: AML
      Если для вас это новость, то да, это военная тайна.

      Нет. Для меня это не новость. Обращал внимание на закрытые винты подлодок и даже кораблей. Не догадывался, что вот так, запросто, можно определить гидроакустический профиль. Спасибо, за эту маленькую деталь.
      hi
  6. Димка75
    Димка75 14 января 2022 19:21
    0
    когда позволят погодные условия, подлодки совершат переход к постоянному месту службы
    объяснИте , пожалуйста, эту фразу
    У них ещё не 100% готовность ? Или через океаны пойдут в надводном на буксире ?
    1. Удав КАА
      Удав КАА 15 января 2022 13:02
      +5
      Цитата: Димка75
      ///когда позволят погодные условия, подлодки совершат переход к постоянному месту службы///.
      объяснИте , пожалуйста, эту фразу

      Это -- ляп. Атомоходы от погоды не зависят, если не считать ограничение на использование оружия. (БРПЛ применяются до 8 б моря). Пока лодка не станет перволинейной (т.е. не сдаст положенные Курсом подготовки ПЛ курсовые задачи) на межфлотский переход (как правило, с попутной БС), единичку никто не выпустит... А это значит, что она в море пойдет после отстрела РК и проведения ТС, с полным БК. Старшим на переход, наверняка, пришлют с ТОФа КД-25 или ЗКД/НШ...
      Но Кирилл об этом не знает, поэтому и пишет то, "что пишет"... smile
      АГА
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  8. Artemion3
    Artemion3 14 января 2022 19:37
    -2
    Нам нужна тактическая АПЛ на базе 955 серии, ясени почему то дороже чем стратеги выходят.
    1. Барбарис25
      Барбарис25 14 января 2022 19:49
      +5
      там весьма мощное оборудование по поиску подлодок.на стратегах такого нет
      1. Artemion3
        Artemion3 14 января 2022 19:58
        +2
        Тогда понятно
    2. lucul
      lucul 14 января 2022 20:24
      -9
      Нам нужна тактическая АПЛ на базе 955 серии, ясени почему то дороже чем стратеги выходят.

      Об этом почему-то каждый русофоб осведомлён , а вот русские про это не знают , вы не знаете почему ? ))))
      1. Artemion3
        Artemion3 14 января 2022 22:06
        +2
        Мне, человеку сухопутному, далёкому от ВМФ, просто интересно. А узнал об этом я на этом сайте.
      2. Удав КАА
        Удав КАА 15 января 2022 13:18
        +3
        Цитата: lucul
        Об этом почему-то каждый русофоб осведомлён , а вот русские про это не знают , вы не знаете почему ?

        А то сами не догадываетесь!?
        - Русские от природы ленивы и ненастырны...пока их жизнь фейсом, т.е.мордой лица, об пол не повозит...Только после этого они становятся смекалисты и изобретательны!
        - Совсем другая натура, к примеру, у богомИзгнанных... Картавые, они -- во все дыры без мыла влезут, все разузнают и инфу (за денюжку немалую) англосаксам, или кто больше заплатит, толкнут по случаю... bully
    3. Грица
      Грица 15 января 2022 14:42
      +1
      Цитата: Artemion3
      Нам нужна тактическая АПЛ на базе 955 серии, ясени почему то дороже чем стратеги выходят.

      Потому что сделали универсальную вундерфалю. В ней сочетаются и ракетная ПЛ и торпедная (охотник). Потому и получилась она сложная и дорогая. По мне, так было бы лучше иметь две разные лодки. Одна - на замену "Батонам", которая могла бы и по НК отработать и по объектам на суше. Вторая - мелкий, верткий, быстрый истребитель вражеских ПЛ и НК для охраны РПКСН.
  9. пархачев александр
    пархачев александр 14 января 2022 22:54
    -4
    больше бореев и ясеней а не по 2 единице в год .....Накопили в союзе зоопарк вот он и устаревает
    1. Вадим237
      Вадим237 15 января 2022 00:05
      -6
      Вроде как под носители крылатых ракет строить Бореи будут но это после того как серию с МБР сдадут. А на закупку 21 Ясеня М к имеющимся заказанным что бы паритет держать в Вирджиниями МО придётся более триллиона рублей у бюджета дополнительных ассигнований выпрашивать.
      1. demiurg
        demiurg 15 января 2022 08:52
        +1
        Зачем РФ паритете по АПЛ с США?
        Есть задачи по неядерному сдерживанию соседей. 4-8 АПЛ СФ и 4-8 АПЛ ТФ. Плюс восемь стратегов, по четыре на флот. За глаза.
      2. Удав КАА
        Удав КАА 15 января 2022 13:35
        +2
        Цитата: Вадим237
        А на закупку 21 Ясеня М к имеющимся заказанным...
        Откуда ЦИФИРЬ-то такую берете, уважаемый!? Не было в планах строить 21 ед. 885 проекта. Нам бы заказанные 8-10(?) единичек домучить по ценам сегодняшним -- уже будет подвиг! Или вы думаете амы от Волков просто так отказались? А мы их количество почти в 3 раза "Ясенями" перекрыть собрались, пока новый 545 проект не построим?
        Нам нужно "по одежке протягивать ножки", иначе никакая экономика не вынесет гонки "подводных" вооружений...
        И, конечно же, о разумной достаточности не забывать...
        АГА.
      3. Алексей Кошкаров
        Алексей Кошкаров 15 января 2022 23:38
        0
        Вроде как под носители крылатых ракет строить Бореи будут но это после того как серию с МБР сдадут. А на закупку 21 Ясеня М к имеющимся заказанным что бы паритет держать в Вирджиниями МО придётся более триллиона рублей у бюджета дополнительных ассигнований выпрашивать.
        Ответить
        1. Алексей Кошкаров
          Алексей Кошкаров 15 января 2022 23:39
          0
          Наши олигархи вывели за кордон , по самым скромным подсчетам , 6 трлн.долларов . На подлодки денег поискать точно можно
  10. Sergey39
    Sergey39 15 января 2022 11:45
    +1
    На РПКСНах, стоят водомётные движки.
    1. yuriy55
      yuriy55 15 января 2022 14:55
      0
      Цитата: Sergey39
      На РПКСНах, стоят водомётные движки.

      Скорее всего, именно этим обусловлена «маскировка-драпировка». Интересуясь особенностями водомётного движителя выяснил:
      - Хорошо защищён от механических повреждений и кавитации (процесс парообразования и последующего схлопывания пузырьков пара с одновременным конденсированием пара в потоке жидкости ).
      - На больших скоростях КПД лучше, чем у винтовых. Тут на выбор: либо увеличенная максимальная скорость, либо экономия топлива.
      - Тише по сравнению с винтовыми движителями.

      Вот ещё:
      Идее водометного движителя насчитывается много веков. Собственно, сам принцип его работы не выдуман людьми, а подсмотрен у природы. Осьминоги, кальмары, медузы и некоторые другие морские обитатели используют для движения именно «водометный» принцип: вбирают воду и с силой выбрасывают ее наружу (реактивный принцип движения)...
      Водометными движителями оборудуются не только гидроциклы. Их устанавливают на большие скоростные паромы и даже на подводные лодки из-за их относительно тихой работы (российский проект 995 «Борей» и французская подлодка «Триуфан»)...

      hi
      1. A.A.G.
        A.A.G. 15 января 2022 20:59
        0
        Цитата: yuriy55
        Цитата: Sergey39
        На РПКСНах, стоят водомётные движки.

        Скорее всего, именно этим обусловлена «маскировка-драпировка». Интересуясь особенностями водомётного движителя выяснил:
        - Хорошо защищён от механических повреждений и кавитации (процесс парообразования и последующего схлопывания пузырьков пара с одновременным конденсированием пара в потоке жидкости ).
        - На больших скоростях КПД лучше, чем у винтовых. Тут на выбор: либо увеличенная максимальная скорость, либо экономия топлива.
        - Тише по сравнению с винтовыми движителями.

        Вот ещё:
        Идее водометного движителя насчитывается много веков. Собственно, сам принцип его работы не выдуман людьми, а подсмотрен у природы. Осьминоги, кальмары, медузы и некоторые другие морские обитатели используют для движения именно «водометный» принцип: вбирают воду и с силой выбрасывают ее наружу (реактивный принцип движения)...
        Водометными движителями оборудуются не только гидроциклы. Их устанавливают на большие скоростные паромы и даже на подводные лодки из-за их относительно тихой работы (российский проект 995 «Борей» и французская подлодка «Триуфан»)...

        hi

        ...Скажем так,- выяснили Вы очень общие знания о водомете.В общем-то верные. Но(не подумайте,-не специалист) уж очень зависят плюсы и минусы применения того,или иного движителя от сферы применения,решаемых задачь.Одно дело гидроцикл,другое - маломерное судно.Уже возникают вопросы о сфере применения!
        Не слышал о массовости применения водометов на крупных судах различного назначения...
        ПЛ, в зависимости от решаемой задачи,назачения, предпочтительнее иметь .... порой один, порой другой тип движителя.)) Совмещать, похоже, шибко проблемно.
        Хотелось бы, чтобы спецы написали.Но,думаю, те кто служил на ПЛ с водометами ещё под подпиской. hi
  11. Алексей Кошкаров
    Алексей Кошкаров 15 января 2022 23:30
    +1
    Главное , чтобы не спалили на верфи , как наш корвет и до этого фрегат , или не разгромили , как авианосец