Маршал Бессьер, земляк, друг и соперник Мюрата

160
Маршал Бессьер, земляк, друг и соперник Мюрата
А. Филиппото. Бессьер во главе своей кавалерии

Жан-Батист Бессьер – один из трёх наполеоновских маршалов, что погибли на поле боя. Современники считали его превосходным кавалерийским командиром, соперником Мюрата, отмечая, впрочем, и различия. Так, сам Бонапарт вспоминал:

«Бессьер... был храбр, хладнокровен и сохранял спокойствие под самым сильным огнем. У него было очень хорошее зрение и большой навык в маневрировании конницы. Особенно хорошо руководил он кавалерийским резервом. В дальнейшем во всех больших сражениях он оказывал величайшие услуги. Он и Мюрат были первыми кавалерийскими начальниками армии, но обладали совершенно противоположными качествами. Мюрат был авангардный начальник, порывистый и кипучий. Бессьер обладал свойствами офицера резерва, полного энергии, но осторожного и рассудительного.»

Давайте немного поговорим о нём.



Первые годы жизни Жана-Батиста Бессьера


Герой нашей статьи родился 6 августа 1768 года в провинции Лангедок. Чтобы было понятнее, добавим, что его родной город Прейсак (Prayssac) находится в 102 км от Тулузы и в 20 км от славного города Кагор (Kahors, Каор), известного всем православным христианам России.


Мост Валентре в Каоре, одна из самых фотографируемых достопримечательностей Франции. Согласно легенде, построен с помощью Дьявола, потребовавшего за свои услуги душу архитектора, но обманутого им


Знаменитый кагор

Некоторое время Бессьер учился в Кагорском колледже Сен-Мишель, который, кстати, окончил также и другой маршал Бонапарта – Иоахим Мюрат.

Отец Бессьера, будучи отставным военным хирургом, мечтал, что сын также станет врачом. Поэтому он отправил его изучать медицину в Монпелье. Учёба продолжалась недолго, так как старший Бессьер неудачно вложил семейные средства в сельскохозяйственное производство – и потерял их вследствие нескольких подряд неурожайных лет. Юноше пришлось устроиться на работу цирюльником, которые тогда не только стригли и брили своих клиентов, но и пускали им кровь (данная процедура считалась универсальным лечебным методом). С того времени у Бессьера появилась привычка обильно пудрить свои волосы, которые по этой причине даже в молодости казались седыми. Это выделяло его среди других офицеров, генералов и маршалов. И потому Бессьера сразу можно узнать на этой картине О. Верне («Наполеон под Ваграмом»):


О событии, ставшем сюжетом данного полотна, мы поговорим чуть позже.

Братья маршала – Бертран и Жюльен Бессьеры


Из статьи Маршал Бертье. Выдающийся штабист, не желавший быть полководцем вы должны помнить, что два брата этого знаменитого соратника Наполеона также поступили на военную службу, и оба стали дивизионными генералами. Младший брат героя сегодняшней статьи – Бертран (родился 6 января 1773 года) тоже стал военным и дослужился до чина дивизионного генерала, а также стал бароном империи Бонапарта. В августе 1791 года он поступил рядовым в 17-ый кавалерийский полк, служил в армиях Лафайета, Дюмурье, Бонапарта, принимал участие в Египетской экспедиции. Был ранен в битве при Аустерлице и произведён в бригадные генералы после этого сражения.


Бертран Бессьер в мундире бригадного генерала. Портрет работы неизвестного художника

Затем воевал в Испании и Португалии, в июле 1811 года ему было присвоено звание дивизионного генерала. Получил ранения в Бородинском сражении и в битве у Лейпцига. После отречения Бонапарта занимал пост командующего войсками департамента Doubs и даже получил орден Святого Луи, но поддержал вернувшегося с Эльбы императора. В боевых действиях он участия не принимал, так как был направлен командовать военным округом Lot-et-Garonne. После окончательного падения Наполеона находился в отставке до июня 1818 года, потом вернулся в армию. В апреле 1821 г. получил чин генерал-лейтенанта, службу закончил 1 декабря 1824 года. Умер Бертран Бессьер в весьма преклонном возрасте – 15 октября 1854 года.

Анри Жеро Жюльен Бессьер, двоюродный брат маршала, также принимал участие в Египетском походе Бонапарта, но в качестве члена Комиссии по науке и искусству. В Египте он заболел и был отправлен домой. Однако корабль «Мадонна ди Черногория», на котором возвращался Жюльен, захватили албанские пираты. Случилось это 26 октября 1798 года. Молодой учёный был продан знаменитому Али-паше из Янины – правителю Южной Албании, жестокому головорезу, именем которого пугали своих детей матери Балкан и Северной Греции. И которого Александр Дюма, верный своему принципу изображать чёрное белым и белое чёрным, представил романтическим героем в романе «Граф Монте-Кристо».


Али-паша Тепеленский и Янинский по прозвищу «Янинский лев»

В ноябре 1800 года Жюльену Бессьеру и двум его товарищам удалось бежать, а в 1804 году он снова встретился с Али-пашей – уже в качестве французского посла, направлявшегося в Константинополь (вот о ком Дюма следовало авантюрные романы писать).

В 1805 году Жюльен Бессьер выполнял обязанности генерального консула Франции в Венеции, с 1807 по 1810 гг. являлся французским имперским комиссаром Ионических островов. В дальнейшем он был префектом ряда французских провинций, стал командором ордена Почетного легиона (редкая честь для гражданского лица). В 1827 году Жульен Бессьер был избран в парламент от департамента Дордонь, в 1837 году получил титул пэра Франции. Умер он в 1840 г. и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

А теперь вернёмся к главному герою нашей статьи – Жану-Батисту Бессьеру.

Цирюльник идёт на войну


Службу в армии Жан-Батист Бессьер начинал в 1789 году – в Национальной гвардии департамента Ло. Затем перешёл в созданную 16 марта 1792 года Конституционную гвардию Людовика XVI. Существовала она недолго: уже 29 мая была преобразована в Парижскую Национальную гвардию.

Командиром Конституционной гвардии был лично преданный королю герцог Луи Эркюль Тимолеон де Коссе-Бриссак – бывший командир роты швейцарских гвардейцев. Место службы Бессьер выбрал неудачно: во время восстания 10 августа 1792 года (которое привело к падению монархии во Франции) Бессьер вполне мог погибнуть при штурме Тюильри. В тот день большинство сослуживцев Бессьера перешли на сторону восставших, но сам будущий маршал остался верен королю. Ему повезло, а вот две трети солдат и офицеров швейцарского полка, оставшихся во дворце, были тогда убиты.


Jacques Bertaux. Prise du palais des Tuileries

1 ноября того же 1792 года Бессьер поступил в Пиренейский легион, где уже через месяц был выбран сержантом. Участвовал в боях при Буду и Сьерра-Негре.


Paulin Guerin. Jean Baptiste Bessieres en 1792

В феврале 1793 года Бессьер получил звание лейтенанта, в мае 1794-го – стал капитаном.

В 1796 году 22-ой конно-егерский полк, в котором тогда служил Бессьер, оказался в составе Итальянской армии, командующим которой был назначен Наполеон. По рекомендации то ли земляка Мюрата, то ли командира дивизии Ожеро, Бессьер был назначен командиром эскадрона «конных гидов» Бонапарта, непосредственным начальником Бессьера стал полковник Жан Ланн. Позже гиды (в буквальном переводе – «вожатые») образовали элитный полк конных егерей, вошедших в состав Старой гвардии.


Ф. Мирбах-Рейнфельд. Кортеж Наполеона (иллюстрация к книге Уильяма Слоана «Жизнь Наполеона Бонапарта»)

Эскадроны конных егерей-гидов выполняли роль отрядов личной охраны, во время битв они окружали Наполеона, образуя «каре чести», в случае необходимости могли участвовать в боевых действиях в качестве ударной части либо последнего резерва. Бессьер, например, 4 сентября 1796 года в битве при Роверето во главе 6 кавалеристов захватил два артиллерийских орудия. Ещё одну пушку он захватил в бою у Кремоны (здесь под ним была убита лошадь). Участвовал и в других сражениях и был ранен, после битвы при Риволи получил звание майора.

В 1798-1799 гг. Бессьер уже в звании полковника и в должности командира всех гидов находится при Бонапарте во время его Египетской экспедиции, принимает участие в Сирийском походе. Он стал одним из немногих, кого Наполеон взял с собой, отправившись во Францию. А вот генералы Клебер, Даву и Дезе были оставлены в Египте. Клебер погиб в результате покушения, Даву и Дезе при возвращении на родину попали в плен к англичанам.

И, разумеется, Бессьер полностью поддержал Бонапарта в ноябре 1799 года (переворот 18 брюмера).

В знаменитом сражении при Маренго Бессьер лично возглавил решающую атаку гвардейской кавалерии, за что получил звание бригадного генерала.


А. Лалуаз. Бессьер во главе кавалеристов консульской гвардии во время битвы при Маренго

В ноябре 1801 года Бессьер стал заместителем командующего всеми частями Консульской гвардии, которым был популярный в армии генерал Жан Ланн. Однако Ланн не одобрял амбиций Бонапарта и даже оказался во главе кружка оппозиционно настроенных генералов и офицеров. Поэтому Наполеон с удовольствием воспользовался поводом отправить Ланна в отставку. Такую возможность ему дал именно Бессьер, доложивший о растрате командующим большой суммы казённых средств. Дело, конечно, мутное, поскольку Ланн утверждал, будто Наполеон сам посоветовал ему взять необходимую сумму из кассы, чтобы потом, со временем, возместить недостачу. Ланна спас его бывший командир – Андре Ожеро, выделивший деньги из собственных средств, и генерал отделался временной отставкой. После этого Бессьер стал командиром гвардейских кавалерийских частей, а также личным врагом Жана Ланна.

В 1802 году Бессьеру было присвоено звание дивизионного генерала, в 1804-м он стал генерал-полковником кавалерии Императорской гвардии.

Семейная жизнь Жана-Батиста Бессьера


26 октября 1801 года Бессьер женился на своей двоюродной сестре – Мари Жанне Мадлен Лапейрьер. У этой девушки была чрезвычайно хорошая репутация в обществе, о чём свидетельствуют положительные и благожелательные отзывы других известных дам Парижа, которые обычно в таких случаях настроены весьма критично. Лаура д’Абрантес, например, сравнивала её с Мадоннами картин Тициана и Корреджо.


Jacques Delaplace. La marechale Bessieres, duchesse d'Istrie, nee Marie-Jeanne Lapeyriere

Вызывает удивление и смелость этой женщины, которая в 1803 году посетила скандальную мессу в честь десятилетней годовщины казни Людовика XVI. Некоторые, впрочем, говорят не о смелости мадам Бессьер, а об её глупости, поскольку «подставила» она не столько себя (что с неё возьмёшь?), сколько занимавшего высокий и ответственный пост мужа. Об этом вызывающем поступке было доложено Бонапарту, который провёл «воспитательную беседу» и с Бессьером, и с его женой.

О наивности Мари-Жанны говорит и тот факт, что она даже не подозревала о многочисленных любовных связях своего мужа, который отдавал предпочтение танцовщицам парижского оперного театра. Наибольших успехов в деле его обольщения добилась Эжени-Вирджиния Орейль, более известная под псевдонимом Летелье. Мадам Бессьер пребывала в блаженном неведении вплоть до 1813 года, когда, уже после гибели мужа, обнаружила среди его бумаг кучу любовных писем. О материальных вопросах до смерти супруга Мари Жанна также не задумывалась и была в шоке, когда оказалось, что маршал и герцог Бессьер оставил семье множество долгов на общую сумму до одного миллиона франков. Вдова могла оказаться в отчаянном положении, если бы не император, который эти долги оплатил. Перед смертью Бонапарт часть своих средств завещал единственному сыну (и единственному ребёнку в семье) Бессьера, который в его честь был назван родителями Наполеоном. Сумму называют разную – от 100 тысяч до 450 тысяч франков. При этом он просил Наполеона Бессьера взять замуж дочь генерала Дюрока. Однако тот женился на дочери другого генерала – Лагранжа. Этот брак был бездетным, таким образом, род маршала Бессьера пресёкся.

А многолетняя любовница Бессьера – Орейль, после возвращения Бурбонов нашла себе очередного высокопоставленного «покровителя» в лице герцога Беррийского, племянника короля Людовика XVIII. От связи с ним она родила троих детей.

Маршал Бессьер



П. Эдун. Портрет маршала Бессьера

После коронации Наполеона во Франции вновь появилось звание маршала. Бонапарт рассматривал его как высший титул своей империи, и, чтобы подчеркнуть «знатность» новых, по большей части безродных маршалов, официально именовал их своими кузенами (Mon Cousin). Другим лицам, при обращении к ним в письменном виде, следовало называть их «месье ле Марешаль», а устном обращении именовать «Монсеньорами».

Маршалы имели четыре звезды на погонах (дивизионные генералы – три), получали деревянный жезл, обтянутый тёмно-синим бархатом и украшенный золотыми орлами либо медоносными пчёлами (его длина составляла 50 см, ширина – 4,5 см).


Маршалы Бонапарта

Кроме того, маршалам полагался личный герб, по прибытии в собственную штаб-квартиру их встречали 13-ю приветственными пушечными выстрелами, в других местах салютовали 11 раз. В статье По прозвищу «Дуршлаг». Маршал Никола-Шарль Удино говорилось, что Бонапарт подарил Удино одну из лично захваченных им при Поццоле пушек. Помните? Став маршалом, Удино поставил её у входа в парк своего «родового имения» – замка Жандёз. Она нужна была не в качестве украшения, а именно для приветственных салютационных залпов, извещая о прибытии маршала и герцога Удино в своё поместье.

Далеко не все маршалы Бонапарта были выдающимися полководцами. Так, на момент получения этого звания армиями командовали лишь Брюн, Журдан, Келлерман, Лефевр, Массена и Монсе (Монсей). Мармон, узнав о присвоении звания маршала Бессьеру, заявил:

«Если Бессьер – маршал, то им может быть любой.»

При этом самого Мармона недоброжелатели обвиняли в том, что звание маршала после Ваграмского сражения он получил именно «по блату». Говорили, что Макдональд тогда стал маршалом по выбору Франции, Удино – по требованию армии, а Мармон – по прихоти его друга Бонапарта.

Надо сказать, что гвардейцы любили Бессьера, который всегда заботился о том, чтобы они не испытывали нужды в обмундировании, вооружении, продовольствии и фураже. Но при этом он не допускал и панибратства: даже его адъютанты никогда не садились за стол с ним, питаясь на 10 франков в день, лично выдаваемые им Бессьером.

В 1803 году, после учреждения Ордена Почетного легиона, Бессьер оказался в числе первых награждённых. В 1804 году он стал высшим офицером этого ордена, в 1805 году – получил знак Большого орла.


Marechal Bessieres by Patrice Courcelle

В следующей статье мы закончим рассказ о маршале Бессьере.
160 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    18 января 2022 05:04
    Однозначный плюс Автору, за продолжение цикла!
  2. +7
    18 января 2022 06:11
    Гвардию в Бородинскую битву не пустил. Спорить будут долго. Долгов наделал. И в истории с Ланном - не образец для подражания.
    1. +15
      18 января 2022 06:23
      Да, об этом будет рассказано в следующей статье. О том, как Массена разнимал Бессьера и Ланна в 1809 г., о том, что говорил Бессьер в Смоленске, во время Бородинского сражения и после битвы за Малоярославец. О том, что говорил Массена о Бессьере в Португалии. И о многом другом.
      1. +4
        18 января 2022 11:20
        Возможно, немного забегаю вперед.

        Наполеон, поняв, что перешел грани дозволенного, стал убеждать маршалов в том, что его поход на Россию — самое политичное, самое разумное предприятие в его карьере:
        — Два месяца, и с Россией будет покончено.
        — Нет! — крикнул Коленкур. — С нею никогда не будет покончено. Я требую отставки... посылайте меня хоть под ножи в Испанию, только бы подальше от вашего величества.
        — Тише, тише, — дергал Коленкура сзади Дюрок. Наполеон не привык к сопротивлению:
        — Коленкур, вы мне уже надоели... Что вы придираетесь к каждому моему слову? Мы же с вами старые друзья.
        Он поспешил в кабинет. Двери захлопнулись. Но бегство императора не остановило Коленкура:
        — Он боится правды! Он не знает русских, как изучил их я, его же посол... Не глупо ли судить о России по картам и анекдотам? Дюрок, черт возьми, да отпустите же меня!
        Позже он писал в своих мемуарах: «Герцог Истрийский (Бессьер) тянул меня за одну полу, а князь Невшательский (Бертье) за другую; оба они уговаривали, они умоляли меня не отвечать... тщетно пытались увести». Коленкура с большим трудом успокоили.

        (В.С. Пикуль, "Каждому свое").
        1. +2
          18 января 2022 11:47
          Не удивительно, что одним из тянувших Коленкура за одежду, мол, не высовывайся, был Бессьер. Видимо, сказался неоценимый опыт подмастерья в цирюльне. Первое правило обслуживающего персонала -- вежливость в отношении господина, дарующего поощренье за услугу -- горячие салфетки на лице после бритья, либо скачка на лихом коне впереди войска, идущего в атаку. Школа вежливости.
        2. +3
          18 января 2022 11:51
          Здравствуйте, Николай!
          Вы знаете уже, наверное, как я трепетно отношусь к Валентину Саввичу, но в этом эпизоде лучше бы опираться на мнение преступника Олега Соколова, который очень хорошо показал, что нельзя опираться на мемуары, написанные через тридцать лет после событий и с позиций послезнания.
          С огромным уважением к Вам hi
    2. +4
      18 января 2022 15:17
      Вообще-то при Бородино Наполеон колебался до последнего.
      С Ланом какие то непонятатки. Возможно, была многоходовка, чтоб подставить Лана? Возможно, Наполеона память подвела
  3. +10
    18 января 2022 06:17
    «Если Бессьер – маршал, то им может быть любой.»

    Сложно не согласится с Мармоном. Сражений Бессьер не выигрывал. Но храбрости ему было не занимать. Убитых под ним коней немногим меньше чем ранений у "дуршлага" Удино.
    Спасибо, Валерий, за продолжение цикла. С интересом жду продолжение. Всё-таки не на всякого маршала нашёлся меткий русский артиллерист! winked
  4. vet
    +10
    18 января 2022 08:13
    Прочитал:
    славного города Кагор (Kahors, Каор), известного всем православным христианам России

    И вспомнил прикольную картинку:

    1. +10
      18 января 2022 08:40
      Кстати, если речь зашла о кагоре:
      Кагор в Синоде выбрали в качестве «церковного вина», потому что при разбавлении он практически не меняет цвет. Видимо, предполагали, что русские попы будут отливать часть вина для «своих нужд». А потом виноградники в Кагоре поразила филлоксера, и стали делать аналог в России. А поскольку «батюшки» действительно, вино разбавляли, «улучшили» рецепт: стали делать кагор более крепким и более сладким. Говорят, что не водка а именно кагор был любимым алкогольным напитком Распутина. Лучшими тогда считались крымский «Южнобережный» и азербайджанский «Кюрдамир» (на основе рецепта последнего стали выпускаться советские кагоры). Считается, что в СССР лучшим был кагор «Узбекистан».
      1. +6
        18 января 2022 10:52
        А потом виноградники в Кагоре поразила филлоксера, и стали делать аналог в России.

        Информационное поле! good Только вчера узнал про это событие, лениво полистывая википедию. Насколько я понимаю, это была настоящая катастрофа для французского виноделия. Вот Вам еще заявка на статью! Интересно, пострадали ли иные страны?
        1. +7
          18 января 2022 11:24
          Знаю, что производство испанской "Кава" (каталонского игристого) пострадало в 1887 году. Затем местные лозы высаживали на южноамериканском подвое. В некоторых отелях Каталонии на завтрак ставят целые "батареи" бутылок кавы. И завтрак проходит под хлопки открываемых бутылок. Русские при этом цитируют "Бриллиантовую руку".

          1. +7
            18 января 2022 12:00
            Кстати уж, о цитатах из "Бриллиантовой руки":
            Помню, в Хургаде на экскурсии местный гид решил поторопить русскоязычную публику, чтобы быстрее выходили наружу. Опрометчиво добавил: "Цигель, цигель" - и весь автобус хором ответил: "Ай-лю-лю"!
            Видели бы вы глаза этого ничего не понимающего араба!
            (я близко к нему сидел - видел: они у него расширились, как показывают в мультфильмах)
            1. 0
              18 января 2022 12:14
              Цитата: ВлР
              Цигель, цигель" - и весь автобус хором ответил: "Ай-лю-лю"!
              Видели бы вы глаза этого ничего не понимающего араба!

              А из какого языка слово Цигель и что означает?
              1. +8
                18 января 2022 12:22
                По-немецки, вроде. кирпич", но в этом случае - вообще непонятно. Возможно, какое-то слэнговое значение есть, и кто-то этого араба этому слову научил. А может и русскоязычные туристы, обучая в дороге "великому и могучему" (это, кстати часто бывает - арабы в отелях и гиды на экскурсиях сами просят при случае) над арабом посмеялись: сказали, что это значит "поторопиться" и все русские поймут, но что будет потом не сказали.
          2. +7
            18 января 2022 12:00
            Цитата: ВлР
            Русские при этом цитируют "Бриллиантовую руку".

      2. +8
        18 января 2022 12:26
        Кстати, если речь зашла о кагоре:
        Кагор в Синоде выбрали в качестве «церковного вина», потому что при разбавлении он практически не меняет цвет. Видимо, предполагали, что русские попы будут отливать часть вина для «своих нужд».

        Здравствуйте. Если речь зашла о кагоре, то кагор никогда Синодом специально для Евхаристии не выбирался. Использование исключительно красного вина и предпочтение к кагору - это исторически сложившийся в России в силу разных обстоятельств обычай.
        Водой попы вино разводят не потому, что отливают для себя, а потому что так принято в христианском богослужении.
        Крепить церковное вино стали потому, что такое вино лучше переносит транспортировку.
        Церковное вино в России производится с XVII века.
        Уже в то время в России церковные вина массово фальсифицировались, из за чего с 1733 года поставки стали осуществляться только с разрешения Синода.
        1. +8
          18 января 2022 12:39
          К сожалению, сейчас навскидку не могу найти источник, но читал, что в середине 19-го века Синод специально отправил во Францию делегацию, которой было поручено выбрать вино, наиболее подходящее для олицетворения "крови Христовой". И был выбран кагор. Именно потому за ним и закрепилась среди православных Российской империи репутация "церковного вина". Возможно, еще поищу источник.
          Ну, а позабытая к 19-му веку "еретическая" с точки зрения пьющего человека греческая традиция разбавлять вино, разумеется, не мешала (а даже помогала) попам отливать для собственного потребления "толику малую" (или - не очень малую).
          1. +5
            18 января 2022 12:53
            Кагор именно для церковных нужд из Франции завозится как минимум с XVIII века. Но и до и после в качестве церковного вина употреблялись и другие вина.
            1. +7
              18 января 2022 13:01
              Никакого противоречия: завозились вина из Франции давно, но с какого-то момента было решено отдать предпочтение именно кагору. На все церкви, особенно в глубинке, его, видимо, не хватало - заменяли другим. Но традиция причащаться именно кагором сформировалась и осталась.
              1. +4
                18 января 2022 13:19
                Вина завозились сперва из Византии, потом Греции, Италии, Испании, Франции. Даже из Молдавии.
                1. +8
                  18 января 2022 14:34
                  Цитата: Undecim
                  Вина завозились сперва из Византии, потом Греции, Италии, Испании, Франции. Даже из Молдавии.

                  Из описи разграбленного во время чумного бунта 1771г. митрополичего винного погреба Чудова монастыря:
                  Венгерского самого хорошего три антала не початых, каждый по 25 рублей, еще венгерского 48 бутылок, 3) шампанского полторы дюжины, 4) бургонского красного 2 дюжины, 5) рейнвейну самого хорошего 36 бутылок, 6) каноралекту 3 дюжины, 7) белого старого французского бочка, 8) красного ординарного бочка, 9) кагорского красного вина 40 бутылок, 10) пива аглицкого 100 бутылок и 11) 7 погребцов разных, в каждом по 12 штофов с заморскими водками и ликерами.
                  drinks
                  1. +4
                    18 января 2022 14:44
                    Я к чему и веду, что святые отцы толк в хорошей выпивке понимали. Ну а мирянам, чтобы жизнь подсластить, давали ложку кагору.
                    1. +5
                      18 января 2022 15:09
                      Цитата: Undecim
                      Я к чему и веду, что святые отцы толк в хорошей выпивке понимали.

                      Невозможно с Вами не согласиться... hi
                      чтобы жизнь подсластить, давали ложку кагору.

                      Разбавленного? drinks
                      Когда болел коронавирусом, вдруг страшно захотелось красного сладкого портвейна, прямо видел как открываю бутылку, наливаю рюмочку....
                      Нашел в итоге дома кем-то подаренную бутылку кагора, им и спасся. laughing
                      1. +3
                        18 января 2022 15:17
                        Разбавленного?

                        Ну чтобы жизнь медом не казалась, но выглядела послаще.
                        А портвейн рекомендую португальский.
                      2. +1
                        18 января 2022 15:39
                        Цитата: Undecim
                        А портвейн рекомендую португальский.

                        Портвейн - очень редко, но в Питере бывает такая мерзкая промозглая погода - и тогда да: португальский или массандровский... drinks
                      3. 0
                        26 января 2022 21:18
                        А " Три топора" ( 777 ) ?! :)))
            2. +2
              18 января 2022 13:18
              Цитата: Undecim
              употреблялись и другие вина

              Завозили много и из Греции.Там делали специальные сорта для богослужения.
              Ктегория "NAMA"
          2. +3
            18 января 2022 13:14
            Цитата: ВлР
            позабытая к 19-му веку "еретическая" с точки зрения пьющего человека греческая традиция разбавлять вино

            «Известие учительное», составленное в конце XVII века, указывает, какое вино надо приносить на проскомидию: «Вещество Крове Христовы есть вино от плода лознаго, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус, и обоняние, и к питию приемное и чистое быти, несмешеное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия: в Проскомидии же влияти мало в вино воды, и по освящении Таин теплыя воды, якоже чин имать. Вином же не суть, и быти не могут вси соки от различных овощей и ягод источены, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иныя сим подобныя. Аще же кто дерзнет, кроме самаго винограднаго вина, на иных видах и соках, или вино кислотию во оцет претворится, или с чим смешаное будет, никакоже Таинства совершит: но согрешит иерей тяжко смертно и извержению от священства подпадет… Темже должно иерею и диакону, егда хощет вливати вино, опасно всех сих случаев смотрети, да не погрешит нерадением смертно, еже бы вино не оцетно, не заплеснело, не загнило, и чим либо не мерзко было. Ибо аще неспособное узриши, служити не дерзай: но присно о лучшем во угождение Господу Богу промышляти, и всем христианом должно: со страхом, рече, спасение свое содевайте: пренебрегающии бо страшное сие служение, и о благоискусстве не тщащиися люто постраждут».
      3. +7
        18 января 2022 13:00
        Надо заметить, что современные вина апелласьона Каор никакого отношения к церковному "кагору" (в русской традиции) не имеют. Это красные сухие вина, причем танинные, как и положено быть мальбеку.
        Причина выбора кагора скорее в том, что он перевозку неплохо переносит, вполне официально и испанское использовали, даже молдавское.
        Насчет сладости "кагора" все просто - его младенцы лучше воспринимают. Да и в принципе, у нас до сих многие "сладенькое" уважают (абхазская дрянь "сюропная" до сих пор вполне популярна).
        В принципе, «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине."
        1. +7
          18 января 2022 13:05
          Конечно, настоящий кагор - сухое красное вино. А в Российской империи стали делать вино, более соответствующее вкусовым пристрастиям населения: крепленое и сладкое, но название осталось прежнее. То же самое - с шампанскими винами: во Франции это, как правило, брют. В СССР спросом пользовались полусладкие или, в крайнем случае, полусухие игристые вина.
          1. +6
            18 января 2022 13:18
            Во Франции брют тоже стал популярен не так-то давно. В 19 веке сладкое и даже очень сладкое. Например, во времена Пушкина, шампанское по сути, алкогольный энергетик: газация+алкоголь+дикое количество сахара. Оно кратковременно, но очень сильно "бодрило".
            Вино для условного праздника ценилось как раз сладкое во всей средневековой Европе, да и в Новое время. Люди меньше значительно сахара употребляли, вот и весь секрет. Уж про Россию-то и говорить нечего, где сахар сам по себе самостоятельным десертом был до 20 века.
            1. +6
              18 января 2022 15:57
              "меньше значительно сахара употребляли"тогда в Европе был распространен тросниковый сахар, доставка из колоний была трудоемкой. Это сказывалось на стоимости сахара,а значит и на потребление сахара.
              Опыты по производству сахара из свеклы начинал немец Маркграф,но результатов не добился и умер в нищите
              1. +1
                18 января 2022 21:05
                Когда Наполеон устроил континентальную блокаду, то, чтобы не остаться без сахара, вложился в немецкие разработки получения сахара из сахарной свеклы.
      4. +2
        18 января 2022 16:49
        Валерий, "кагор был любимым алкогольным напитком"Распутин мадеру.
        Здравствуйте. Валери, Вы опять меня заставили забыть о вежливости
        1. +2
          18 января 2022 19:05
          Да, мадеру Старец уважал, но кагор считал чуть ли не компотом и пил просто так, между делом. Гостям наливал и говорил: "да оно же церковное, от него не спьянеешь".
  5. +6
    18 января 2022 09:23
    Бессьер не был уж слишком талантливым,но любил простого солдата и делал все, чтобы защитить его интересы , всегда держал себя с достоинством, пользовался популярностью.
    И которого Александр Дюма, верный своему принципу изображать чёрное белым и белое чёрным, представил романтическим героем в романе «Граф Монте-Кристо».
    Замечу, что А. Дюма написал ещё беллетризированную биографию Али-паши, ну и кроме того Али был, бесспорно, богато одаренной натурой, но он был дитя своего времени.Воровал,а кто не воровал в Османской империи?Но умел держать в порядке свои провинции, прибегая подчас к крайним мерам и казни недовольных. Торговля и ремесла процветали при нем, и европейцы смотрели на него как на искусного правителя, в тоже время поддержал греческое восстание, да преследовал свои интересы,отделение Албании от Османов..
  6. +2
    18 января 2022 10:30
    В знаменитом сражении при Маренго Бессьер лично возглавил решающую атаку гвардейской кавалерии, за что получил звание бригадного генерала.

    Мне раньше казалось, что атаку кавалерии возглавлял Келлерман-младший... Или имеется в виду именно гвардейская кавалерия, участвовавшая в той атаке? Тогда понятно, впереди нее Бессьер, на лихом коне... fellow
    При этом он просил Наполеона Бессьера взять замуж дочь генерала Дюрока.

    Даже после смерти Бонапарт пытался распоряжаться личной жизнью своих приближенных! wassat А при жизни измучил Коленкура и Бертье. crying Но эта просьба любопытна: попросил повенчать детей двух своих убитых соратников - Бессьера и Дюрока. Что-то в этом есть... what
    1. +8
      18 января 2022 10:44
      Ну, конечно, так и написано:
      "атаку гвардейской кавалерии". А Келлерман в битве при Маренго командовал бригадой тяжёлой кавалерии. Захватил в плен генерала Зака и две тысячи солдат и офицеров. После этого получил звание дивизионного генерала.
      1. +4
        18 января 2022 10:49
        "атаку гвардейской кавалерии". А Келлерман в битве при Маренго командовал бригадой тяжёлой кавалерии.

        Валерий, гвардейская кавалерия шла в атаку вместе с тяжелой?
        Захватил в плен генерала Зака и две тысячи солдат и офицеров.

        Кажется, это самая странная битва Наполеона, причем, выигранная не им... what
        Закончите "маршальский цикл" - приступайте к циклам по сражениям! drinks Спасибо, радуете!
        1. +8
          18 января 2022 10:54
          Келлерман атаковал на правом фланге, его атака считается решающей, Бессьер- на левом, захватил три знамени.
          1. +6
            18 января 2022 10:58
            Бессьер- на левом, захватил три знамени.

            Вот про это мало кто знает (включая меня! просветили!). Все помнят про Келлермана и Дезе/Буде, но про Бессьера в том сражении - вряд ли.
            1. +6
              18 января 2022 11:34
              Дык, Бессьер получил звание бригадного генерала за Маренго,вроде возглавил атаку конных гренадеров Консульской гвардии, которая оказалась решающей.
              1. +7
                18 января 2022 11:58
                Келлерман за свою атаку получил звание дивизионного генерала, Бессьер - "бригадного". Но решающей традиционно считается атака Келлермана.
                1. +5
                  18 января 2022 12:06
                  Как говорят у нас на селе: Пусть будет гречка smile
                  1. 0
                    18 января 2022 18:43
                    "пусть будет уголовник"(с)
              2. +2
                18 января 2022 14:05
                Дык, Бессьер получил звание бригадного генерала за Маренго,вроде возглавил атаку конных гренадеров Консульской гвардии, которая оказалась решающей.

                Не была она решающей. Наполеон своих гвардейских конных гренадеров и егерей не мог не отметить. Императорская гвардия!
                1. +6
                  18 января 2022 14:21
                  Не была она решающей.
                  Да и бог , с ней ,нет так нет.. smile Зато Бессьер - "бригадного" получил.Австрийцы повержены,а в конечном итоге победа, одержанная Бонапартом, доставила ему вскоре титул императора. Потом, уже на о. Святой Елены, он говорил, что в его жизни было всего три прекрасных дня. Это победы при Маренго, Аустерлице и Иене. smile
                  1. +5
                    18 января 2022 14:23
                    а в конечном итоге победа, одержанная Бонапартом, доставила ему вскоре титул императора

                    ЕМНИП, решающей победой в той войне считается не Маренго, а Гогенлинден? Но первый консул, естественно, "сам себя сумел преподнести" в общественном сознании... wink drinks
                    1. +6
                      18 января 2022 14:34
                      Кто стал императором,того и победа была решающей laughing Бони - стал императором, а Моро попозжа в эмиграцию. Так чья победа стала решающей? laughing drinks
                      1. +4
                        18 января 2022 14:46
                        Бони - стал императором, а Моро попозжа в эмиграцию. Так чья победа стала решающей?

                        Эээ, как Вы хитро сказанули! wink Прям в душу глянули, правду рубанули! laughing drinks тонко, тонко... good
                      2. +4
                        18 января 2022 14:48
                        правду рубанули!
                        ..До копчика? Или промахнулся? laughing
                      3. +3
                        18 января 2022 14:54
                        ..До копчика? Или промахнулся?

                        Разметали Моро в пух и прах! До копчика или нет - надо у него спросить. laughing Если пятая точка болит - определенно, до копчика. drinks
                      4. +4
                        18 января 2022 14:58
                        Разметали Моро в пух и прах!
                        ..Не хотел, всегда ему симпатизировал.. smile
                      5. +7
                        18 января 2022 15:03
                        ..Не хотел, всегда ему симпатизировал..

                        Дык, кто ж ему не симпатизировал - в сравнении с позднейшим Бонапартом!

                        Похоронен Моро в базилике Св.Екатерины, Невский проспект, 32-34, неподалеку от Казанского собора, где упокоился Кутузов. А в самом конце Невского, в Александро-Невской лавре, лежит победитель Моро - Суворов.
                      6. +5
                        18 января 2022 15:07
                        Это да ..но мне больше симпатию вызывает случай из военной жизни Моро, когда во время осады голландского города,французы голодали и на стол Моро, поставили запеченного кота, обложенного запеченными мышами wink (Без намеков на ник)
                      7. +3
                        18 января 2022 15:17
                        Это да ..но мне больше симпатию вызывает случай из военной жизни Моро, когда во время осады голландского города,французы голодали и на стол Моро, поставили запеченного кота, обложенного запеченными мышами

                        Шутник! laughing Об этом случае писал Пикуль. Интересно, байка это или нет! drinks
                      8. +2
                        18 января 2022 15:24
                        Мне кажется, что проверить это невозможно.
                        Но то, что во время голода в осаде осажденные подьедали всю имеющуюся живность - это не требует доказательств good
                      9. 0
                        18 января 2022 15:25
                        Мне кажется, что проверить это невозможно.

                        Это да, но, скорее всего, существует какой-то источник, откуда взят этот случай. yes
                        Но то, что во время голода в осаде осажденные подьедали всю имеющуюся живность - это не требует доказательств

                        Известен один кот, который пережил Блокаду Ленинграда...
                      10. 0
                        18 января 2022 15:29
                        Это догадки, но просто из головы Саввич вряд-ли его взял. Возможно, что факт описан по отношению не обязательно к Моро, но художественно это органично выглядит.
                      11. +3
                        18 января 2022 15:32
                        Не могу сказать,она кочевала долго по разным журналам, книгам, я впервые ее не у Пикуля прочитал, в каком то журнале,там рубрика была,тип занимательных историй и Моро не упоминался, позже прочел уже у Пикуля.
                      12. +1
                        18 января 2022 16:13
                        Не могу сказать,она кочевала долго по разным журналам, книгам, я впервые ее не у Пикуля прочитал, в каком то журнале,там рубрика была,тип занимательных историй и Моро не упоминался, позже прочел уже у Пикуля.

                        Насчет баек. Я в свое время прочитал в одной книге, что Мосин сильно разнылся после изобретения винтовки. Мол, что и деньгами его обошли в сравнении с Наганом, и прочими плюшками...
                        А дело в том, что Мосин первый свой образец делал с магазином в прикладе, он есть в коллекции Артиллерийского музея. Образец получился неудачным. Кажется, он сделал еще и образец однозарядной винтовки... надо фото разобрать, что мы с Антоном делали! request
                        В общем, за какой-то из них иностранцы таки предложили большие деньги, которые Мосин гордо отверг. stop Наверно, потом локти себе кусал... recourse
                        Но, как я уже говорил, через несколько лет приняли иную модель его винтовки на вооружение, известную "трехлинейку", и он считал себя жестоко обойденным в наградах и признании...
                        Ну, как бы, тема наград, "обошли / не обошли" - отдельная тема для исследования, нисколько не умаляющая заслуги нашего талантливого оружейника, вооружившего армию на пятьдесят лет своей винтовкой. good
                        Так вот, я случайно нашел этому косвенное подтверждение - про предложение иностранцев.
                        Книжка 1977 года, Нагаев Г.Д., "Русские оружейники", повесть первая - "Жизнь оружейника".
                        http://militera.lib.ru/bio/nagaev/01.html
                        И вот в 1882 году он представил первый вариант своей будущей винтовки. Этот образец был еще несовершенен и не получил одобрения, но Мосина не обескуражила первая неудача. Он продолжал упорную работу и через три года представил новый образец, который был одобрен и изготовлен в тысяче экземпляров для войсковых испытаний. Испытания в войсках не удовлетворили комиссию; она признала, что над этим образцом предстоит еще большая работа.
                        Однако французы отнеслись иначе к винтовке Мосина. Получив от своей разведки точные сведения о результатах испытания русской винтовки, они решили купить мосинское изобретение и предложили ему шестьсот тысяч франков.
                        Мосин работал в Туле в тяжелых условиях и очень нуждался, но отверг это предложение и с еще большим упорством взялся за усовершенствование винтовки.
                      13. +3
                        18 января 2022 16:21
                        Да вот что то читал о Мосине подобное..Знакомая выдержка.. О Моро, читал еще несколько забавных случаев,но вот почему то его фамилия не упоминалась,потом, позже, уже в других источниках узнавал,что это о нем..Странно, почему?
                      14. +2
                        18 января 2022 16:25
                        О Моро, читал еще несколько забавных случаев,но вот почему то его фамилия не упоминалась,потом, позже, уже в других источниках узнавал,что это о нем..Странно, почему?

                        Как ни крути, а его "заслонил собой" Бонапарт...
                        А вот интересно - как современные французы относятся к Моро? Он же, можно сказать, почти что "предатель", как и Жомини (можно и нашего Ланжерона припомнить, но тот во время Революции из Франции сбежал).
                      15. +3
                        18 января 2022 16:30
                        А вот интересно - как современные французы относятся к Моро?
                        ..Пробежался о памяти Моро во Франции..как то особо и не чтят
                      16. +1
                        18 января 2022 16:35
                        ..Пробежался о памяти Моро во Франции..как то особо и не чтят

                        Предсказуемо... "Власовец", заслоненный фигурой "великого императора". recourse
                      17. +4
                        18 января 2022 16:28
                        Цитата: Пане Коханку
                        Так вот, я случайно нашел этому косвенное подтверждение - про предложение иностранцев.

                        Может в новой книге про это есть? hi
                      18. +2
                        18 января 2022 16:33
                        Может в новой книге про это есть?

                        Автор - Руслан Чумак? Он фондами заведует. Ему и писать - и карты в руки! good С ним не встречался, зато в начале 2017-го общался со Светланой Васильевной Успенской - главным хранителем. Наиприятнейшая дама. love
                        В июле 2019-го года была выставка по "трехлинейке" - много вариантов, наших и не наших. Мы с Антоном были. drinks
                    2. +1
                      18 января 2022 18:23
                      Это сложно сказать, Николай. Говорят, там до дуэлей доходило между офицерами Итальянской и Рейнской Армий. Но, смотрите как показательно: Наполеон наказал при Маренго Меласа, а Моро - при Гогенлиндене Края. Оба австрийца с Суворовым проделали кампанию 1799 года, судя по всему, мало чему научились и были наказаны.
                2. +3
                  18 января 2022 14:21
                  Наполеон своих гвардейских конных гренадеров и егерей не мог не отметить. Императорская гвардия!

                  Виктор Николаевич, мне кажется, или он при Маренго таки успел проредить пехоту консульской гвардии? В смысле, она понесла большие потери.
                  1. 0
                    18 января 2022 14:40
                    Общие потери французов в битве при Маренго по последним данным - 1100 человек. А вот какие подразделения сколько потеряли - это поиски на любителя. Во всяком случае, в этой цифре явно не только гвардия, численность которой в то время была примерно 8000 человек.
                    1. +4
                      18 января 2022 14:48
                      Во всяком случае, в этой цифре явно не только гвардия, численность которой в то время была примерно 8000 человек.

                      Она тогда уже была в восемь тысяч? Я думал, грешным делом, при Маренго это были еще небольшие подразделения... Однако!
                      1. +2
                        18 января 2022 14:57
                        Ой, это я численность на 1804 год обозначил. На 1800 - надо поискать.
                      2. +3
                        18 января 2022 14:57
                        Ой, это я численность на 1804 год обозначил.

                        Вот и я подумал, что это численность уже не консульской, а императорской гвардии! request
                      3. +1
                        18 января 2022 15:08
                        При Маренго Старой гвардии (пехоты) было два полка - Le 1er régiment de grenadiers-à-pied de la Garde impériale и Le 1er régiment de chasseurs-à-pied de la Garde impériale. Примерно 2000 человек.
                        О, mauvaise personne какой то с минусами подоспел. Что то сегодня подзадержался.
                      4. +1
                        18 января 2022 15:19
                        Судя по всему, это уже последующие (императорские) наименования полков - "империале".
                        О, mauvaise personne какой то с минусами подоспел. Что то сегодня подзадержался.

                        Мне с самых первых комментариев этот "персОнн" несколько минусов навтыкал. Видимо, это он к Вам лично подзадержался.
                        Но я даже знаю, какому общественному строю он симпатизирует...
                      5. +1
                        18 января 2022 15:22
                        Но я даже знаю, какому общественному строю он симпатизирует...

                        Телевизионному. Который из телевизора укажут, тому и симпатизирует.
                      6. +1
                        18 января 2022 15:23
                        Телевизионному. Который из телевизора укажут, тому и симпатизирует.

                        А что он тогда на сайте делает? Сайт - не телевизор. Хотя в телевизоре "минус" никому поставить нельзя... what
                      7. 0
                        18 января 2022 15:26
                        Сайт - не телевизор.

                        Филиал телевизора. Разделы "Новости", "Мнения", "Аналитика". Для закрепления пройденного.
                      8. +1
                        18 января 2022 15:31
                        Филиал телевизора. Разделы "Новости", "Мнения", "Аналитика". Для закрепления пройденного.

                        Ай.. я туда не хожу даже.. дабы на хамство не нарваться от "волнующейся патриотической общественности"... Замяли!
                      9. +3
                        18 января 2022 15:36
                        Цитата: Undecim
                        Ой, это я численность на 1804 год обозначил. На 1800 - надо поискать.

                        Личный состав армии при Маренго


                        Luogotenente generale Victor

                        Divisione Gardanne:

                        Brigata Dumoulin
                        44º Demi-brigade de Bataille (1500 uomini)
                        101º Demi-Brigade de Bataille (1800 uomini)

                        Divisione Damperre

                        44° (250 uomini)
                        101° (100 uomini)
                        24° leggera (un plotone)


                        Divisione Chambarlhac

                        Brigata Herbin
                        24º Demi-Brigade Lègère (1800 uomini)
                        Brigata O. Rivaud
                        43º Demi-Brigade de Bataille (1900 uomini)
                        96º Demi-Brigade de Batialle (1600 uomini)
                        Artiglieria a piedi del corpo 10 pz.


                        generale di divisione Lannes

                        Divisione Watrin:
                        Brigata Gency (1100 uomini)
                        Brigata Malher (3000 uomini)
                        Brigata Mainoni (1000 uomini)

                        Luogotenente generale Desaix:

                        Divisione Monnier
                        Brigata Schilt (900 uomini)
                        70º Demi-Brigade de Bataille (1450 uomini)
                        72º Demi-Brigade de Bataille (1250 uomini)

                        Divisione Boudet
                        Brigata Musnier
                        9º Demi-Brigade Lègère (2000 uomini)
                        Brigata Guénand
                        30º Demi-Brigade de Bataille (1450 uomini)
                        59º Demi-Brigade de Bataille (1900 uomini)
                        1º Ussari (150 uomini) e 3º Cavalleria (150 uomini)


                        Luogotenente generale Murat:
                        Brigata Kellerman
                        2º Reggimento Cavalleria (150 uomini 3 squadroni)
                        20º Reggimento Cavalleria (300 uomini 3 squadroni)
                        21º Reggimento Cavalleria (50 uomini 1 squadrone)
                        Brigata Champeaux
                        1º Reggimento Dragoni (450 uomini 4 squadroni)
                        8º Reggimento Dragoni (350 uomini 4 squadroni)
                        9º Reggimento Dragoni (200 uomini 3 squadroni)
                        Brigata Duvigneau
                        6º Reggimento Dragoni (350 uomini 4 squadroni)
                        12º Reggimento Cacciatori a cavallo (350 uomini 4 squadroni)
                        11º Reggimento Ussari (200 uomini 2 squadroni)
                        Brigata J. Rivaud
                        21º Reggimento Cacciatori a cavallo (350 uomini 4 squadroni) 12º Reggimento Ussari (400 uomini 4 squadroni) 1º Reggimento Ussari Cisalpini (150 uomini 1 squadrone) 3º Reggimento Cavalleria (150 uomini 2 squadroni)

                        Guardia consolare [Granatieri a piedi (800 uomini) e Granatieri e Cacciatori a cavallo (350 uomini)]


                        Гвардии как видите было мало и основные потери не на нее пришлись явно
            2. +3
              18 января 2022 11:54
              Не будте так категоричны, Николай! Я вообще не знала ни про Келлермана, ни про Дезе/Буде wassat )))
              Жаль пудры нет, посыпала б главу )))
              1. +4
                18 января 2022 13:27
                ни про Дезе/Буде

                Когда сражение при Маренго было уже проиграно Наполеоном, и австрийцы приступили к преследованию его армии, на шум битвы пришел с дивизией генерал Дезе. Он с ходу повел дивизию в атаку, но... был убит - пуля! Генерал Буде не растерялся, и сразу заменил погибшего Дезе, продолжив наступление. В этот же момент Келлерман перестроил тяжелую кавалерию, и тоже атаковал австрийцев. Как оказалось (спасибо Валерию!), то же самое проделал и Бессьер. Никто из австрийцев этого уже не ожидал, поэтому французский контрудар получился слишком ощутимым. Вишенка на торте - преследованием французов командовал начальник штаба австрийской армии, генерал Цах, и его лошадь занесла его же во французские порядки, где он и был взят в плен. В общем, куча случайностей, вследствие чего французы одержали победу. Французы - но не Бонапарт!
                ЕМНИП, Наполеон плакал дважды. Первый раз - когда был убит Дезе, второй - когда при Эсслинге в 1809-м получил смертельную рану Ланн.

                А вот и сам не растерявшийся Жан Буде.
                1. +2
                  18 января 2022 14:29
                  ....французы одержали победу. Французы - но не Бонапарт!
                  Еще одна вишенка на торте:за два часа австрийцы потеряли все, что они добыли за два года с помощью русских штыков. И как неизбежное следствие победы при Маренго,25 марта 1802 года был заключен Амьенский мир между Францией и Англией - десятилетие войн революции было закончено.
                  1. +1
                    18 января 2022 14:57
                    за два часа австрийцы потеряли все, что они добыли за два года с помощью русских штыков

                    В общем-то, абсолютно так. hi
                    1. +2
                      18 января 2022 15:03
                      В общем-то, абсолютно так.
                      ...Не вы брали, не вам владеть.. smile В пыль, все победы Александры Васильевича в Италии..превратили австрийцы своим поражением при Маренго..А тут обсуждаем, кто ковал победу при Маренго..
                      1. +2
                        18 января 2022 15:14
                        превратили австрийцы своим поражением при Маренго..

                        Жадность сгубила! request Кинулись не Францию давить, а свои бывшие делянки снова оккупировать. Суворов, кстати, хотел таки войну продолжать, несмотря на разгром Корсакова при Цюрихе, и громко болтал (Александр Васильевич такой Александр Васильевич!), что намерен в Петербурге появиться в мундире австрийского фельдмаршала.
                        В общем, Павел окончательно разозлился, и выразил свое неудовольствие по формально выбранному поводу. Мол, "донесли ему", что Суворов нарушил указание императора. А именно, что при полководце должны были состоять дежурные генералы, сменяющие друг друга (грубо говоря, посменно). А генералиссимус держал такого одного-единственного, и смену не делал. Ну, как говорится, каждый управляет, как ему удобнее. request Но, тем не менее, формальный повод обругать Суворова был найден. Что и произошло. hi
                      2. +2
                        18 января 2022 15:25
                        громко болтал (Александр Васильевич такой Александр Васильевич!), что намерен в Петербурге появиться в мундире австрийского фельдмаршала.
                        Довел таки язык Александра Васильевича
                      3. +2
                        18 января 2022 15:27
                        Довел таки язык Александра Васильевича

                        Он долго и упорно к этому шел, и, к сожалению, успешно... what
                        Их взаимоотношения с Павлом - сюжет для хорошей статьи. "Два не желающих понимать друг друга - это сила!" request
                        Хотя идея поставить первый памятник в России не-царю (прижизненный!) принадлежала Павлу Петровичу! soldier И памятник был посвящен именно что Александру Васильевичу. Поставлен был уже после смерти обоих...
                      4. +2
                        18 января 2022 15:35
                        Занимаясь этим периодом , жалел, что они не нашли общий язык, не смотря на то ,что к Павлу симпатии не испытывал.
                      5. +2
                        18 января 2022 15:52
                        Занимаясь этим периодом , жалел, что они не нашли общий язык, не смотря на то ,что к Павлу симпатии не испытывал.

                        Аналогично, тоже жаль, что языка так и не нашли. Хотя, естественно, Александр Васильевич во многом был прав... recourse
                        А вот у меня интересная мысль... what Все мы помним фразу "талантам надо помогать". Это я к чему! Сыграла ли роль в продвижении Александра Васильевича при Екатерине личность его папеньки? hi
                        Поясню - Василий Иванович во время переворота 1762-го года сыграл яркую роль. Когда Алексей Орлов и хитрозадый Измайлов прибыли в Ораниенбаум требовать отречения полуобморочного Петра Третьего, за их спиной маячил отряд гусар под командованием отца будущего генералиссимуса. Прошло не более часа, как карета с искомыми персонажами и сдавшимся бывшим императором выехала обратно - в сторону Петергофа. А Суворов-старший в это время разоружал голштинские войска горя-царя. Всех загнали под замок, у офицеров отобрали шпаги, в общем, действовали крайне грубо и цинично.
                        Так вот, последующие несколько дней Василий Иванович проводит там же, в Ораниенбауме. Потом ему приходит письменное распоряжение - прибыть в Петербург, причем, привезти с собой мундир голштинского лейб-драгуна... Без объяснения причин. Но именно в этом мундире и был похоронен Петр Третий!
                        То есть, Суворов-старший уж точно пользовался екатерининым доверием и расположением. Повлияло ли это как-то на карьеру его сына? Бог знает. drinks
                        Василий Иванович, фото из "вики":
                      6. +2
                        18 января 2022 16:06
                        Повлияло ли это как-то на карьеру его сына?
                        Бог не знает,это точно smile Но вряд ли как то повлияло, если посмотреть на карьеру Александра Васильевича, стремительной она не была
                      7. +1
                        18 января 2022 15:35
                        Я Вас просил об этом и даже для вдохновления написал (в личке) hi
                      8. +3
                        18 января 2022 16:52
                        Коля, привет! smile
                        У меня, как и у многих, "личное" знакомство с Суворовым и Павлом началось с фильма "Суворов" 1940 года. Понятно, для чего и почему фильм был снят именно в это время, но многие фразы врезались в память с детства и на всю жизнь. Не буду их тут приводить, все этот прекрасный фильм помнят и могут цитировать сами. smile
                      9. +3
                        18 января 2022 17:01
                        Не буду их тут приводить, все этот прекрасный фильм помнят и могут цитировать сами.

                        Одеяние Павла, думаю, воспроизведено правдоподобно - уже с мальтийскими регалиями.
                        Для приора Мальтийского ордена в Гатчине была построена летняя резиденция - Приоратский дворец. Интересно, что талантливый архитектор Львов решил сделать его по не слишком стандартной для России технологии, которую изучил в Европе. Дворец - землебитный!
                        Специально для сомневающихся Львов в гатчинском парке построил часть землебитного здания, которую все желающие (из собравшейся для показа публики) могли от души попинать, проверяя на крепость. Император Павел был впечатлен, и одобрил выбор материала. yes
                      10. +4
                        18 января 2022 17:06
                        Я и вовсе не в курсе о подобной технологии в строительстве зданий. Если можешь, объясни по подробней.
                        Одеяние Павла, думаю, воспроизведено правдоподобно - уже с мальтийскими регалиями.

                      11. +2
                        18 января 2022 17:12
                        Я и вовсе не в курсе о подобной технологии в строительстве зданий. Если можешь, объясни по подробней.

                        Из википедии: Самoe известнoe в России сооружение из земли — это Приоратский дворец в Гатчине, где несущие стены созданы из специальным способом сбитой (прессованной) и просушенной земли. Приоратский дворец был построен Н. А. Львовым, который был захвачен идеей возведения крупных архитектурных сооружений по технике землебитa.
                        Как ты понимаешь, я не строитель. Думаю, лучше тебя могут просветить Виктор Николаевич (этот знает все), Антон (он на строительстве собаку съел) или Владимир "Balabol" (я не знаю, общался ли ты с ним, но дядька жутко грамотный! good ) drinks
                      12. +3
                        18 января 2022 17:31
                        Я понял, спасибо! smile
                        На фотографии домик весьма себе симпатичный, а у меня к земляным сооружениям было естественное отношение -- землянка времён войны: "Вьётся в тесной печурке огонь..."
                      13. +3
                        18 января 2022 17:35
                        Цитата: Морской Кот
                        а у меня к земляным сооружениям было естественное отношение -- землянка времён войны:

                        Добрый день Константин,
                        скандинавы себе строили дома из земли и торфа. Вполне себе вариант, особенно, когда с деревом проблемы. hi
                      14. +5
                        18 января 2022 17:42
                        Здравствуй, Сергей. smile
                        И чего только у нас тут ни узнаешь. smile Но, любая информация в пользу. drinks
                      15. +3
                        18 января 2022 23:15
                        Я и вовсе не в курсе о подобной технологии в строительстве зданий.

                      16. +2
                        18 января 2022 23:45
                        Спасибо, Вик, но вряд ли я когда-нибудь воспользуюсь этой инструкцией. smile
                      17. +2
                        18 января 2022 23:47
                        В жизни все бывает, иногда очень неожиданно.
                      18. +3
                        18 января 2022 23:49
                        Кто бы спорил -- только не я. smile
                      19. +2
                        19 января 2022 12:54
                        Идея строительства землебита принадлежит Н А Львову. Энциклопедически образованный человек, отмечен значительным вкладом в различных отраслях.
                        Одной из его идей была разработка удобного и недорогого жилья для народа. За основу взята саманная хата южной России. По современной терминологии землебит близок к строительству монолитных несущих конструкциях в съёмной/передвижной опалубке. Любой грунт (не плодородный конечно) послойно укладывался в опалубку, трамбовался, проливался известковым раствором. Так послойно. Дерево использовалось для перекрытия дверных и оконных проемов, стропильной системы. Крыша - местные доступные материалы типа соломы и др. Интересно, что Львов призывал отказаться от дождевых труб в России - зимой забивается льдом. Предлагал, например, резко увеличить величину свесов крыши, чтоб не было подмыва цоколя и иные особенности строительства.
                        Разрабатывал системы отопления удобные для использования в малоэтажном строении.
                        Приоратский дворец - имиджевый проект. Попробовали увеличить этажность, но получили резкое усложнение строительства. Появился каменно - деревянный каркас (он естественно не виден), бедное архитектурное оформление в предлагаемой технологии. Короче, так строить можно, но не нужно. Для одноэтажного строительства технология подошла. Были разработаны типовые троекты сельских домов, где-то они были реализованы.
                      20. +3
                        18 января 2022 17:38
                        Одеяние Павла, думаю, воспроизведено правдоподобно

                        Николай, Вам должно быть виднее, как знатоку эпохи:
                        на Павле - двууголка. Насколько я знаю, форма скопирована с прусской. Но у пруссаков, кажется, была треуголка, причем фронтальный угол был едва обозначен. Правильная ли здесь шляпа?
                      21. +2
                        18 января 2022 17:44
                        Правильная ли здесь шляпа?

                        Интересный вопрос. Не вижу верхнего края - он не влез на фотографию. Думаю, нет.
                        "Павловская шляпа" - высокая треуголка с не сильно выраженным передним углом. Как ни крути... а углов - три!

                      22. +2
                        18 января 2022 17:57
                        Здесь тоже третий угол явно прослеживается (памятник в Гатчине).

                        Но почему-то в голову упорно лезет именно "пятый угол". wassat
                      23. +1
                        18 января 2022 18:35
                        Здравствуйте, Константин!
                        Кто-то из альтернативщиков попробует загнуть и на пять углов wink
                        Хорошее фото!
                      24. +5
                        18 января 2022 19:00
                        Добрый вечер, Евгений! ))
                        Да, альтернативщики, они люди такие... wink
                      25. +1
                        19 января 2022 10:15
                        Да, альтернативщики, они люди такие...

                        Насколько я понимаю, Корсун свою карикатуру с Великого Вождя Кроу рисовал? drinks
                      26. +1
                        19 января 2022 11:28
                        Не удивлюсь, этот клиент куда хошь без мыла пролезет, хоть к Корсуну на карандаш. Но похож же, зараза. laughing
                      27. +1
                        19 января 2022 11:30
                        Наш Великий Вождь - всем Великим Вождям Великий Вождь! good drinks
                      28. +1
                        19 января 2022 11:32
                        Надо же, и до сих пор гузно не треснуло. laughing drinks
                  2. +2
                    18 января 2022 15:09
                    Совсем маленькое уточнение drinks
                    За два часа - за два года: это, конечно, фигура речи.
                    Итальянскую кампанию 1799 года (уже вместе с русскими войсками) союзники начали в Апреле (или что-то около этого) 1799 года. А Маренго - это Июнь 1800 года. Суворов уже умер...
                    1. +3
                      18 января 2022 15:13
                      А в принципе что не так? австрийцы остались владеть Италией?
                      1. +4
                        18 января 2022 15:16
                        Я имел ввиду, что не два года прошло, а меньше. Даже полутора нет. А если считать от Нови, так и вообще месяцев девять hi
                        Все по существу верно, я же сказал "маленькое уточнение"
                      2. +4
                        18 января 2022 15:27
                        Но суть то не изменилась? hi
                2. 0
                  18 января 2022 15:54
                  Цитата: Пане Коханку
                  Когда сражение при Маренго было уже проиграно Наполеоном, и австрийцы приступили к преследованию его армии, на шум битвы пришел с дивизией генерал Дезе


                  Цитата: Пане Коханку
                  В общем, куча случайностей, вследствие чего французы одержали победу. Французы - но не Бонапарт!

                  Это не так.И Наполеон и французские исследователи изучившие подробно все документы и отчеты по битве утверждают что никаких случайностей там не было,а отступление центра был маневром что бы выиграть время в ожидании корпуса Дезе.Который получил приказ Наполеона на возвращение к Маренго а не двигался по воле случая на шум битвы.
                  Очень хорошо это описано у Berthier в отчете о битве от 1804 года.
                  1. +2
                    18 января 2022 15:56
                    И Наполеон и французские исследователи изучившие подробно все документы и отчеты по битве утверждают что никаких случайностей там не было,а отступление центра был маневром что бы выиграть время в ожидании корпуса Дезе.

                    Виктор, приветствую! А что говорят австрийские источники?
                    1. +1
                      18 января 2022 16:05
                      Австрийские не смотрел.Но они же не в курсе были о плане Наполеона.Отступили француза по приказу или под их натиском-откуда им было знать?
                      Все французские участники битвы-от генералов до офицеров( тот же Marmont) однозначно утверждают что отступали согласно плану в ожидании удара Дезе.А атака консульской гвардии-тактическая хитрость Наполеона что бы создать у австрийцев иллюзию что он ввел в бой последние резервы и заставить их в свою очередь ввести в бой свой последний резерв-6.000 венгерских гренадеров.И оставить их без резервов во время решающего удара Дезе.Что и случилось

                      hi
                  2. 0
                    18 января 2022 21:04
                    https://www.frenchempire.net/battles/marengo/
                    Здравствуйте, Лиам!
                    В английской вики описание дано нейтрально, в целом согласно с тем, как Вы приводите.
                    А вот Дженсен (ссылка выше) дает каноническую версию, да еще и прямую речь приводит. По Дженсену - все было печально для французов. Мне сложно сказать насколько он авторитетен.
                    По крайней мере, повод еще раз задуматься.
                    1. +1
                      18 января 2022 22:24
                      Цитата: CHEREDA73
                      Дженсен (ссылка выше) дает каноническую версию

                      Каноническая она в рунете только.

                      Цитата: CHEREDA73
                      , да еще и прямую речь приводит

                      Эти крылатые фразы практически всегда городские легенды источники которых фантазии авторов беллетристики,а не исторические документы.
                      Есть масса оригинальных документов по этой битве-от приказов по армии(Наполеон, начштаба Бертье),официальные бюллетени по итогам битвы выпущенные сразу после,обширная мемуаристика участников,архивы.Все это изучено исследователями и сомнений про их аутентичности нет.
                      Да и фактический анализ событий дня и этапов битвы не оставляет сомнений-французы действовали по плану,не дезорганизовались,отступали осмысленно и по порядку.А атака Дезе устраняет любые сомнения в наличие плана.Корпус вступил в бой практически мгновенно,ударил в нужное время в нужном месте и действия были скоординированы и поддержаны остальной армией.Такое с теми средствами связи невозможно симпровизировать за минуты буквально.Только по плану и только под гениальным командованием
                      1. +2
                        18 января 2022 22:39
                        Я Вас понял. Дженсен - какая же это русскоязычная ссылка?
                        Конечно, французы здесь "заинтересованное лицо", да и после удачной битвы в бюллетене вряд-ли будут всю остроту ситуации показывать. Ладно...
                        Не могли бы Вы мне какие-либо полезные ссылки скинуть, чтобы облегчить мне поиски? Английский годится, французский, к сожалению, нет. hi
                      2. +2
                        19 января 2022 00:36
                        Посмотрел на Britannica, Napoleon.org и Historyofwar.
                        Разночтений практически нет. Подробнее всего на Historyofwar. В целом все так, как Вы привели.
                        Хотел бы выделить ещё важные моменты:
                        Сражение оказалось неожиданным и для Наполеона, и для Меласа. У Меласа концентрация войск оказалась лучше, у Наполеона часть войск была отряжена в поиск к югу (Дезэ), часть - к северу.
                        Как только Наполеон понял, что перед ним основные силы австрийцев, то немедленно отрядил гонцов с приказами Дэзе вернуться к основной армии. В процессе утреннего и дневного боя (это важно) Мелас добился полуокружения французской армии, реализовав своё первоначальное преимущество. Наполеон организовал отход и сумел избежать окружения (австрийцы уже давили только фронтально и всё слабее) и дождаться Дезэ. Корпус Дэзэ с ходу вступил в бой вместе с силами основной армии. Дальше всё известно...
                        Ещё интересно (пишет Britannica) что бюллетень о победе сопровождался тремя последовательно исправленными официальными рапортами. Судя по всему, надо было политически представить ситуацию в наилучшем виде.
                        В общем, Наполеон не зря Маренго особо гордился: начал в плохих условиях, но по ходу всё разрулил good
        2. +4
          18 января 2022 11:54
          Кажется, это самая странная битва Наполеона, причем, выигранная не им...
          Закончите "маршальский
          Конечно, спасибо Дезэ!
          1. +5
            18 января 2022 13:47
            Это была эпоха, когда генералы и маршалы еще мчались на лошадях в атаку впереди своего войска. Их лошади бывали убиты под ними в бою, сами -- ранены и иногда убиты. А потом что-то изменилось.
            1. +3
              18 января 2022 14:06
              Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
              Это романтично, но не практично hi
              И даже вредно, сложно заменить равноценно командира по ходу сражения.
              1. +3
                18 января 2022 14:34
                Это романтично, но не практично

                Добрый день, Евгений!)))
                Ну как не согласиться! Признаться, меня как человека своей эпохи, когда элементы войны шестого поколения уже давно стали реальностью, факты участия полководцев в атаках на противника всегда удивляли. Мне кажется, так было потому, что отсутствовали привычные нам средства связи.
                1. +5
                  18 января 2022 14:44
                  Ого, современную связь им туда, как много всего поменялось бы... Но это альтернативщина. fellow
                  Банально звучит, но личный пример сильно воодушевляет тех, кто идет за командиром в атаку. Но последствия из-за потери командира могут быть ужасные. Вспомним монархов-полководцев: Ричарда 3 Плантагенета или Карла Смелого Бургундского - очень показательно, что может быть потом, после гибели. Зато чести своей не уронили.
                  1. +2
                    18 января 2022 17:21
                    Ого, современную связь им туда, как много всего поменялось бы... Но это альтернативщина.

                    Иногда диву даешься, насколько сейчас это у нас в стране становится популярным жанром...
                    Уже и про "Павла с попаданцами" видел книги...
                    Вот, например:
                    https://www.labirint.ru/books/362065/


                    или вот:
                    https://www.litmir.me/bd/?b=149186

                    Кажется, видел еще какую-то... what
                    Читать это я, естественно, не буду... no Но жанр, похоже, популярен! request
                    1. -1
                      18 января 2022 17:27
                      Я просто в шоке :)
                      Даже не думал, что такое написать можно!
                      Я сам, конечно, люблю пофантазировать, но в пределах разумного.
                      Знаете, когда факты известны и реальная картина ясна, то начинаешь думать, а если так, то могло бы быть вот так, но всё имеет пределы.
                      А тут такое wassat
                      1. +1
                        18 января 2022 17:35
                        Даже не думал, что такое написать можно!

                        Евгений, в наш век технического прогресса, когда космические корабли бороздят просторы Большого Театра, любой из нас может стать сам себе режиссером или писателем! laughing drinks
                        Павел Петрович на последней картинке так и хочет сказать, перефразируя Аль Капоне: "Добрым взглядом и ППШ-ой Вы добьетесь гораздо большего, чем просто добрым взглядом". bully
                    2. +2
                      18 января 2022 17:36
                      Цитата: Пане Коханку
                      Кажется, видел еще какую-то... what
                      Читать это я, естественно, не буду... no Но жанр, похоже, популярен!

                      Я всегда решительно против сожжения книг, но в данном случае готов поддержать проф. Преображенского... wassat
                      1. +2
                        18 января 2022 17:38
                        Я всегда решительно против сожжения книг, но в данном случае готов поддержать проф. Преображенского..

                        Когда Валерий выпустил прошлую статью, я гуглил, пытался найти павловские указы, меня кинуло еще на какую-то книгу про попаданцев. Мрак ночной, в общем... request
                      2. +2
                        18 января 2022 17:41
                        Цитата: Пане Коханку
                        Мрак ночной, в общем...

                        Что можно сказать?
                        Только: "Бедный, бедный Павел..." hi
                      3. +2
                        18 января 2022 17:40
                        Однозначно, поддерживаю.
                        Культура от этого не потеряет good
            2. +1
              18 января 2022 14:35
              Во время ВОВ погибло и умерло по разным причинам в РККА около 450 генералов и адмиралов
      2. +2
        18 января 2022 13:49
        Захватил в плен генерала Зака и две тысячи солдат и офицеров

        Валерий, под генералом Заком имеется ввиду генерал Антон Цах? Или я что-то не понял?
        Интересно, что Суворов иронично называл Цаха во время Итальянской кампании "проектным унтеркунфтом". Цах, конечно, подвел Меласа при Маренго...
        1. +4
          18 января 2022 13:51
          Да, генерал Zach.
          1. +2
            18 января 2022 14:55
            Ага...
            Вот раньше было как? Задаёшь яндексу вопрос: транскрипция такого-то слова. И выдают тебе, как то слово произносить. В какой только форме я не поставила вопрос о фамилии Zach! И так и эдак. Вариантов 5-6. Полный и абсолютный ноль. А ведь может быть по всякому. И Цах, и Зах. Это же не числительное zwei, это имя собственное.
  7. +4
    18 января 2022 11:10
    Мост Валентре в Каоре, одна из самых фотографируемых достопримечательностей Франции.

    Интересно, это опечатка или автор намеренно использовал окситанское название? recourse
    1. +4
      18 января 2022 11:32
      Честно говоря, не задумывался:
      Pont Valentre
      Valentre Bridge
      Как еще можно произнести?
      1. +2
        18 января 2022 11:53
        Кагор - Каор.
        1. +5
          18 января 2022 11:57
          Разумеется, в статье написано:
          в 20 км от славного города Кагор (Kahors, Каор)
          1. +4
            18 января 2022 12:06
            Я про надпись под фото моста:)))
            Забейте.
            Прошу прощения. Грешен склонностью к буквоедству. feel
  8. +3
    18 января 2022 12:01
    Валерий, большое спасибо!
    Интересно и жду следующей части.
    Вот здесь:
    Если Бессьер – маршал, то им может быть любой.»
    Лучше сразу сказать откуда взято. Лично я спокойно и даже положительно отношусь к подобным знаменитым высказываниям, эти высказывания всегда имеют основания быть, но есть здесь любители, которые потребуют нотариальный акт с фиксацией: где сказал, когда сказал и достаточное ли было количество свидетелей.

    Ещё раз, с уважением!
  9. +4
    18 января 2022 12:10
    Маршалы сплошь награждались Наполеоном герцогскими титулами. Но титул, дававшийся короной, в наибольшей степени заслужил лишь Бессьер -- единственный проливший кровь, защищая монарха в Тюильри.
    Такой вот парадокс.
    1. +3
      18 января 2022 14:56
      Людмила Яковлевна,
      Цитата: депрессант
      Не будте так категоричны, Николай! Я вообще не знала ни про Келлермана, ни про Дезе/Буде wassat )))
      Жаль пудры нет, посыпала б главу )))

      Бессьер всю забрал?
  10. +3
    18 января 2022 14:27
    Об этом вызывающем поступке было доложено Бонапарту, который провёл «воспитательную беседу» и с Бессьером, и с его женой.

    Это о мессе в память короля, на которой присутствовала супруга Бессьера. Там не всё так просто. Циничному в отношении религии Наполеону, якобы крайне расстроенному непристойным политическим поведением мадам Бессьр, её "проступок" на самом деле был выгоден, так как укладывался в рамки политики сближения Наполеона с папским престолом, отношения с которым во время революции были разорваны.
    1. +1
      18 января 2022 18:01
      К этому времени у Наполеона начался"склероз": он забыл о республике
  11. +3
    18 января 2022 14:47
    Доброго всем дня. Приятно, что не долго пришлось ждать Мне мало нравится ждать.
    Валерий, я давно хотела спросить: у Вас есть свои любимцы из этих маршалов? Каждый раз ,когда читаю о очередном маршале,не могу избавиться от мысли: Бонопарт "коллекционер характеров"
    ПС
    Возможно, кто-то не согласен со мной,но у меня мысль,что Бонапарт не очень думал о пользе дела: много будет пользы от маршалов, что ненавидят друг друга?
    1. +1
      18 января 2022 15:59
      Ну, прямо "любимцев" нет: за что их, собственно, любить? Их использовать надо, в случае необходимости. Если бы пришлось выбирать на командные должности, выбрал бы чисто по деловым качествам, прежде всего, Даву и Сюше, затем - Массену, Ланна и Сульта.
      1. +1
        18 января 2022 17:56
        Валерий. Вообще-то :Даву, Сюше,Ожеро выделялись и порядочностью.
        Р
        S
        Эти дни были у меня загруженными,я "калымила" ,и не было на сайт зайти. Сейчаc буду читать пропущенное
  12. +3
    18 января 2022 16:19
    Из всех наполеоновских маршалов, преимущественно были республиканцы,но став маршалами они успешно забыли республику
    1. +2
      18 января 2022 16:21
      Из всех наполеоновских маршалов, преимущественно были республиканцы,но став маршалами они успешно забыли республику

      Один даже потом стал королем Швеции... И его потомки правят до сих пор! yes
      На гасконца, конечно, Карл XVI Густав не слишком похож, но гасконская кровь в нем течет!
    2. +1
      18 января 2022 19:03
      Валерий, кроме деловых качеств, есть и личные качества. Мне симпатичны: Ожеро,Сюше,а "рагузер" .Как говориться: "герой не моего романа"
  13. +3
    18 января 2022 17:06
    Мармон, узнав о присвоении звания маршала Бессьеру, заявил, мол, если уж Берссьеру присвоили, то...
    На самом деле, маршалы Наполеона -- это были новые дворяне, каждый из которых, за редкими исключениями, пытался утвердить общественность во мнении, что вот уж он-то -- он достоин, он подлинный, а остальные... Потому и выискивали, за что бы такое уцепиться. Особенно свирепствовал Мармон, повсюду унижая "цирюльника" Бессьера. Но Бессьер пал на поле битвы за человека, которому был предан, а имени "Мармон" предстояло в будущем на очень долгие годы в глазах общественности стать символом предательства и бесчестья.
  14. +2
    18 января 2022 17:24
    "мадам Бессьер пребывала в блаженном ниведенье "сама была в аналогичной ситуации. Бывают:"доброхоты"спешат сообщить:"твой (твоя)встречается с.....",а мне не говорили.. Хоть знали и хихикали
  15. +3
    18 января 2022 19:08
    Видно, лично захватить пушку -- хобби у Бессьера было такое. Факт его пристрастия своеобразно проявился в битве при Роверето, где Бессьер совместно с шестью всадниками захватил две австрийские пушки. О чем и говорится в статье. И далее вскользь упоминается о захвате третьей.
    Как это было.
    Оторвавшись от своих, Бессьер в одиночку бросился на неприятельскую батарею. Но в лошадь попало ядро, она свалилась замертво, придавив Бессьера. И пока он пытался из-под неё выбраться, к нему подскочили австрийские канониры и нанесли ему несколько ран. Но тут, заметив, что происходит, подоспели на выручку конные егеря и спасли своего командира, уничтожив нападающих. Весь преисполненный боевой ярости, не чувствуя боли от ран, Бессьер вскочил на свежую лошадь, захватил неприятельское орудие, вместе с соратниками под градом выстрелов вражеской пехоты стремительно вывез ценный трофей с поля боя, и лишь тогда к нему пришла боль.