Паровозы Второй мировой войны

101
Паровозы Второй мировой войны

Совсем недавно на страницах ВО разгорелся спор. В цикле «1520» поднималась тема возможности использования паровозной тяги в современных реалиях.

Ну вот если конец света (причем в прямом смысле слова), а все дизтопливо танкам отдали?



Консенсуса не нашли, но тему паровозов подняли.

Кто-то их видел только на картинках, кого-то, кто постарше, они успели еще обдать клубами дыма.

Мне же, как сыну машиниста, имевшего, кстати, "корочки" управления паровозом, на случай той самой войны, посчастливилось даже побывать в будке. Потрогать рычаги и стоп-кран.

Это сейчас железнодорожные магистрали делятся на электрифицированные (бывает постоянный и переменный ток) и не электрифицированные (там ездят дизели и тепловозы). А восемьдесят лет назад вся разница была лишь в ширине колеи и грузоподъемности рельсов. А бегали по ним те самые паровозы. Практически только они.

Так какие бывают паровозы?
Как и сейчас: пассажирские, товарные, маневровые и промышленные.

«Эшка»


Герой моего сегодняшнего рассказа – товарный (грузовой) паровоз серии «Э». «Эшка», как часто его называли машинисты.

Паровоз этот по-своему уникален.

Он и «долгожитель», и самый массовый, и некоторые другие его параметры заслуживают внимания.

Своей родословной «Эшка» уходит в 1909 год, когда, основываясь на зарубежном опыте эксплуатации паровозов серии 0–5–0, Луганскому паровозостроительному заводу был выдан проект для создания такого локомотива.

Маленькое отступление по поводу «нулей и цифр» в вышеуказанной формуле. Это осевая формула.


В других странах бывают иные обозначения, у нас – так.

Как мне, еще мальчишке, объяснял отец: самые главные – это большие колеса. Они двигают весь состав. Остальные, малые – спереди направляют движение, сзади – распределяют вес. Если их нет, то в формуле ставится «ноль».

До «Эшки» был распространен паровоз «Щ» с формулой 1–4–0.

Конструкция паровоза оказалась не слишком экономически выгодной, и конструкторы решили увеличить количество осей.

Кстати, главный конструктор предшествующей модели Н. Л. Щукин как мог боролся за свое творение и сумел оттянуть начало строительства серии «Э» на три года.

Первые «Эшки» появились на свет в 1912 году. Зато производились аж до... 1957 включительно! Правда, выпускались не без перерывов, но это внесло свою изюминку в их историю.

В наследие от царской России Советскому Союзу достался разношерстный парк (как по типу, так и по состоянию) паровозной техники и... разруха. Не только та, что в головах. Чтобы отстраивать новую, молодую страну нужно было вывести ее из транспортного паралича.

Состояние паровозостроительных заводов было плачевным, и поэтому в 1920 году специальной комиссией был заключен договор с Германией и Швецией на строительство 700 и 500 машин, соответственно!

Сроки были поставлены жесткие, но, подключив смежников и даже создав новый завод в Швеции, поставщики справились.

О зарубежном происхождении локомотивов красноречиво говорили буквы на кабинах «Эг» и Эш» (Германия и Швеция).

Паровозы доставлялись в Советскую Россию как по железной дороге, так и морским путем. Для чего в Швеции были созданы особые пароходы. В специализированной литературе отмечается высокая культура производства иностранной техники.


Уже в тридцатых годах XX века наша промышленность начала выпускать более мощные, тяжелые и скоростные локомотивы, но и продолжила модернизировать «Эшку».

Модель-то была удачная – неприхотливая, многофункциональная, «всеядная».

Так появились подсерии «Эм» и «Эр».

Если не вдаваться в технические подробности, то паровозы этих серий стали технологичнее в производстве (начала применяться электросварка) и более выгодными в эксплуатации и обслуживании.

Особый резерв


Вот именно эти машины и встретили начало Великой Отечественной войны.

Часть локомотивов была захвачена врагом, часть – уничтожена противником или своими войсками при отступлении, но основная масса (к сожалению, не нашел точных цифр) смогла уйти в тыл.

Реалии войны показали бесполезность скоростных и рекордных паровозов с громкими именами, зато на первый план вышли простые работяги типа «Э» и «О» (о нем в следующий раз).

Именно из «Эшек» были сформированы колонны паровозов особого резерва.

Нет, это не паровозики, выстроившиеся один за другим.

Это отдельные подразделения, состоящие из 15–30 локомотивов одного типа «Э» (чтобы проще производить ремонт), укомплектованные двумя бригадами машинистов на машину, а также ремонтными и складскими вагонами, штабом, жилыми теплушками, баней. Бригадами ремонтников и обслуживающего персонала. Максимальный штат доходил до полутысячи человек. Все для возможности работы в отрыве от депо.

И все это при жесткой, почти воинской дисциплине.

За годы войны были достроены/построены 292 паровоза. Основная масса – «Э» и эдакие гибриды, когда за основу брался «Э», а котел и тендер от «Со».

Именно паровоз серии «Э» вез в тыл Советского Союза пленных фельдмаршала Паулюса и офицеров его штаба.

Эти же паровозы, украшенные еловыми гирляндами и транспарантами, привозили на вокзалы и станции демобилизованных воинов-победителей в 1945 году.


Но на этом история «Эшки» не закончилась!

Еще в январе 1945 года Румыния обязалась в числе репараций поставить в Советский Союз подвижного состава на 48 миллионов долларов. В числе этого 300 паровозов серии «Э», что и было сделано в период с 1946 по 1954 годы.

Затем к производству по репарациям (а позже и по госзаказу) начали строить венгры. Занимались этим аж до 1956 года.

Далее – Чехословакия. С 1949 по 1952 годы там произвели 360 локомотивов.

Поляки для СССР построили около 2 700 паровозов. Первый из них нес на тендере надпись «Подарок товарищу Сталину от польских трудящихся в честь 70-летия».

Я специально не хочу утруждать читателей перечислением тактико-технических характеристик паровоза серии «Э», различием подсерий и узкотехническими нюансами.

Все это можно найти в интернете, но мало кому пригодится, и еще меньше людей запомнит это.

Наверное, самые главные из цифр про эти локомотивы – это их суммарный выпуск: не менее 10 853 единиц. И еще то, что почти сотня (я насчитал 95) из них стали памятниками на всей территории бывшего Советского Союза!

101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +53
    18 января 2022 18:13
    Друзья, решил попробовать начать другую серию статей. Как и ранее, заранее благодарю за все комментарии.
    1. +11
      18 января 2022 20:26
      Вождь, если искренне, от всей души порадовали!!! Слов пока нет.
      Одни эмоции!
    2. +10
      18 января 2022 20:32
      А что там с колей не так то?
      При царе батюшке и союзе матушке, было только два типа колеи. Стандарт и узкоколейка. Узкоколейка на протяженных расстояниях емнип имела 750мм ширины. Стандарт? До 70 года 1524 мм потом типа сократили на 4мм . НО на всех предприятиях 1524 было неукоснительным краем.
      Железнодорожники также были не в восторге
      от нововведений.
      По факту осталось 1524.
      Также как и толщина реборды для выпуска вагона.
      Вот реально уже не помню, но там что то типа тоже дюймовое.
      Там просто глянув на Олд тепловозы и даже на Нью вылазит дюйм!
      1. +5
        18 января 2022 20:49
        А как же колея присоединенных земель прибалтийских государств, Финляндии и Польши?
        1. +1
          19 января 2022 10:40
          Игорь, здравствуйте! Присоединюсь к добрым словам, порадовали. good
          У меня к Вам вопрос по этому фото. feel
          Паровозы доставлялись в Советскую Россию как по железной дороге, так и морским путем. Для чего в Швеции были созданы особые пароходы.



          Насколько я понимаю, фото Вы взяли с просторов интернета. Рискну предположить, что снимок сделан на американских Великих Озерах, и на фото запечатлен "озерный грузовик" - уникальный вид судов, там использующихся, характеризующийся малой шириной по сравнению с длиной, дабы проходить шлюзы. Звезда белого цвета на трубе - возможно, тоже имеет отношение к США?
          Известно, что данные суда даже выходили в море, а одно из них пережило атаку немецкой подлодки. yes С уважением, Николай drinks
          1. +16
            19 января 2022 11:11
            Цитата: Пане Коханку
            Рискну предположить, что снимок сделан на американских Великих Озерах

            Фото сделано в Швеции.Канал Trollhatte в 1922 году.
            Но судно действительно имеет отношение к Великим Озерам.Оно там "родилось" в 1903 году под именем S/S Neebing.В 1922 году было куплено СССР специально под это дело.В 1925 поменяло имя на Tomp,в 1932-на Jan Tomp.Порт прописки-Одесса.Торпедировано в 1942 году немцами во время транспортировки грузов по маршруту Поти-Новоросийск

            hi


            1. +7
              19 января 2022 11:25
              Виктор, спасибо! drinks Меня действительно смутила конструкция судна, почему и высказал свое предположение. Но, получается, это таки "озерный грузовик".
              В 1922 году было куплено СССР специально под это дело.

              Купили напрямую у американцев?
              Выбор обоснован, если ему пришлось ходить по шведским каналам.
              Торпедировано в 1942 году немцами во время транспортировки грузов по маршруту Поти-Новоросийск

              То есть, корабль еще и обогнул Европу, придя на Черное море.
              Еще раз - огромное спасибо!
              1. +8
                19 января 2022 11:39
                Цитата: Пане Коханку
                Купили напрямую у американцев?

                Не знаю точно.Но скорее всего через шведов купили.
                Судьба заказа паровозов в Щвеции-очень интересна.
                Заказали у компании NOHAB 1000 штук изначально по цене 230.000 крон за штуку.Потом переиграли на 500 штук по цене 160.000.Посредник Gunnar W Anderson получил комиссионными 7 млн крон.
                Расплатилась Сов.Россия за контракт 56 тоннами золота переданными шведам в Таллине.
                Изначально с десяток паровозов перегнали через Финляндию но было слишком хлопотно.Поэтом следующие 87 переправили уже морским путем судном Odin.А уже следующие 385 штук-этим другим судном о котором выше.Шведы построили погрузочный причал прямо у завода под это дело
                1. +5
                  19 января 2022 12:00
                  Шведы построили погрузочный причал прямо у завода под это дело

                  Практично... Да, действительно, очень интересная система взаимоотношений! hi
              2. +3
                20 января 2022 01:14
                Про "напрямую у американцев?": а что удивительного?, очень плотно с ними сотрудничали, Амо - он же форд, станки Дип и А, трактора Джон Дир и лицензии на выпуск всего выше перечисленного, да и много чего ещё
                1. +2
                  20 января 2022 10:27
                  Амо - он же форд

                  АМО, ЕМНИП, сначала был "фиат". А ГАЗ - тоже "форд".
                  трактора Джон Дир

                  Джон Дир, как американский патриот, решил подзаработать во время Второй Мировой - предложил бронировать свои колесные трактора. Получилось уныло...
                2. 0
                  21 января 2022 10:36
                  Сверлильный станок Блек энд Деккер упоминается в "Педагогической поэме" Макаренко
          2. +8
            19 января 2022 13:00
            Добрый день. С праздником всех. Хотел было уже отвечать, но вот коллега по форуму очень подробно все расписал. Спасибо ему за помощь.)
            1. +7
              19 января 2022 13:31
              С праздником всех.

              Присоединюсь! drinks
              Хотел было уже отвечать, но вот коллега по форуму очень подробно все расписал. Спасибо ему за помощь.)

              Да, нам везет на "Викторов-знатоков" на сайте. Видимо, тайна имени располагает. wink Виктор-"Liam" грамотно дополнительно просветил нас, с необходимыми уточнениями. good drinks
    3. +9
      18 января 2022 21:40
      Игорь, спасибо! Совершенно неожиданно и приятно! good
      Только сейчас заглянул на твою статью и искренне порадовался. smile
      Буду с нетерпением ждать продолжения. Дерзай!!! drinks

      "Мчит куда-то паровоз
      И стучат колеса,
      Мимо елок и берез
      В дождь идущий косо..."(с)
      1. +13
        19 января 2022 00:02
        Музей железнодорожного транспорта








        1. +4
          19 января 2022 00:07
          А где он, в каком городе?
          1. +6
            19 января 2022 10:42
            А где он, в каком городе?

            Рядом с моей работой. Раньше паровозы стояли на Варшавском вокзале под открытым небом, но в 2013-14-м начали строить крытый павильон на запасных путях Балтийского. Кстати, ни разу в нем не был!
            1. +5
              19 января 2022 11:31
              Я бы сходил, не удержался. С детства помню паровозы, на верхней полке в купе, при открытом верхе окна, всё бельё было чёрное от копоти. Из трубы аж крупой мелкой летело.
              1. +4
                19 января 2022 11:34
                Я бы сходил, не удержался.

                Что-то пока даже мыслей нет. Видимо, у меня это место только с работой ассоциируется.
                С детства помню паровозы, на верхней полке в купе, при открытом верхе окна, всё бельё было чёрное от копоти. Из трубы аж крупой мелкой летело.

                В детстве отец возил меня к бабке с дедом в Поворино (Воронежская губерния). Поезд перецепляли на станции Грязи. Это был самый волнительный момент, потому что там на запасных путях стояли паровозы. Пока едешь мимо, смотришь на них...
                1. +5
                  19 января 2022 12:00
                  Помню, как-то пришли мы вчетвером в музей Советской Армии, залезли в зенитную бронеплощадку и принялись пить "Агдам" за славу русского оружия. Сидим, курим, закусываем и вдруг слышу тонюсеньки голосок: "Мам, а мам, а дяденьки из пушек стрелять будут?" Не помню, что ответила мама, но мы поняли, что с бронепоезда пора делать ноги. laughing drinks soldier
              2. +6
                19 января 2022 12:09
                Посмотреть сайт можно здесь: https://rzd-museum.ru/museum
                Создан на месте грузового двора Балтийского вокзала. Старинное паровозное депо (внутри оставлен поворотный круг, его можно увидеть на фото) и вновь созданный павильон объединены в одно выставочное пространство. Часть экспозиции находится и на открытой площадке.
                Особенностью архитектурного решения является то, что под потолком зданий проложены пешеходные трапы, позволяющие осмотреть экспонаты сверху.
                Все очень достойно. На уровне мировых музеев подобного типа. Не пожалеете, посетив его.
                Авторы проекта - архитектурная мастерская "Студия 44". Они же авторы музейного комплекса Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба.
                1. +3
                  19 января 2022 12:46
                  Спасибо, Владимир. smile
                  Съездить туда уже вряд ли получится, а на сайд загляну обязательно.
                  1. +5
                    19 января 2022 12:58
                    Два экспоната уникальны - железнодорожное орудие и Железнодорожный стратегический ракетный комплекс.
                    1. +4
                      19 января 2022 14:25
                      Два экспоната уникальны - железнодорожное орудие и Железнодорожный стратегический ракетный комплекс.

                      Да, подтвержу. Ракету видно издалека - она возвышается над площадкой.
                      Раньше, как мы уже упоминали, музей был расположен на Варшавском вокзале. Теперь там сняты пути той ветки, строятся жилые дома. Почти что центр - на Обводном! Клондайк, в общем, не Девяткино какое с Юго-Западом...
                      Мне, кстати, новый Военно-Морской музей тоже понравился. Впервые там побывал в прошлом году, с Антоном.
        2. +7
          19 января 2022 00:38
          В Санкт Петербурге рядом с Балтийским вокзалом








    4. +13
      18 января 2022 21:43
      Добрый день. Если принимаете предложения и просьбы, то может быть расскажите о работе паровозной бригады. Как это - простоять смену, сколько часов, сколько тонн угля перекидать, заправок воды и особенности обслуживания. Условия труда - температура в кабине, ветер, жар, шлак - куда его скидывают, далеко ли видно из окна кабины, средняя скорость и тормозной путь. А то ведь скоро о паровозах будем знать только из литературы и от реконструкторов как о баллистах. wink
      1. +6
        18 января 2022 22:14
        средняя скорость и тормозной путь.
        - есть у меня некоторые подозрения что скорость зависит от конкретных участков пути, ну а тормозной путь от скорости и массы состава...
        1. +5
          18 января 2022 22:28
          Конечно, но интересно расчеты по использованию транспорта. Скажем состав 3000 тон не в горах за сутки пройдет "х" км. Средняя скорость в движении 60 км/час. Средне время обслуживания - "у " часов в сутки. По тормозному пути тоже свои особенности. Когда стал применяться общая пневматическая система торможения, на паровозах еще были ящики с песком - сыпали под колеса при страгивании с места.
          1. +2
            19 января 2022 22:36
            - Песочницы устанавливаются на всём, что бегает по рельсам... даже сейчас! smile
            1. +1
              20 января 2022 10:43
              Вовсе нет, на вагонах песочниц точно нет, да и на большинстве железнодорожно-строительных машин тоже.
              1. 0
                20 января 2022 12:58
                - smile Вагонам самостоятельно трогаться с места не приходится...
                - Вот со специализированными агрегатами не сталкивался, есть такой пробел в образовании. А так то - даже у трамвая есть..
        2. +1
          20 января 2022 10:45
          Ещё зависит от типа воздухораспределителя, уклона пути (подъем или спуск) и радиуса кривой, если поезд не на прямом участке.
      2. +2
        18 января 2022 23:07
        Цитата: balabol
        сколько тонн угля перекидать

        Интенсифицировать почему то не стали топливопогрузку с насосами и перегонкой угля, торфа, леса. Угли умели перегонять в жидкую печную горючку задолго до всех этих новомодных немецких синтетических топлив. Там никаких каталитических процессов не нужно как с мототопливом немцев, просто термоперегонка. В России такой керосинообразный продукт под названием «фотоген» был представлен на выставке мануфактурных произведений в Москве ещё в 1865 году.
    5. +6
      18 января 2022 22:19
      Позвольте дополнить информацию по перевозке закупленных паровозов в Советскую Россию. Очень подробно эта история описана в воспоминаниях Академика Крылова глава "Служба в Российской железнодорожной миссии" (Мои воспоминания
      А. Н. Крылов). Очень подробно - какие пароходы использовались, тех требования к ним, экспертиза и доработка и цены судов, стоимость транспортировки и расчет затрат в целом, итд.
    6. +2
      19 января 2022 11:34
      Цитата: Вождь краснокожих
      Друзья, решил попробовать начать другую серию статей. Как и ранее, заранее благодарю за все комментарии.

      Ну чтож могу сказать. Великолепная статья. Порадовали .
    7. +3
      19 января 2022 14:20
      Спасибо за новый интересный цикл! Отличные комментарии как обычно прилагаются. Всех с праздником! Здоровья и благополучия! Ждем продолжения) hi PS есть у меня мечта побывать, или вблизи увидеть АПЛ........ belay
    8. +4
      19 января 2022 17:31
      У меня сосед был машинистом паровоза, много чего о них рассказывал.
      Отличия пассажирских от грузовых в основном по размеру колёс (у пассажирских они были гораздо большего диаметра). Что железнодорожные мосты во время открытия испытывали на грузоподъёмность, сцепив вместе два паровоза, котлами друг к другу и так прогоняли по новому мосту (при эксплуатации паровозов так никогда не делают, так как очень большая нагрузка на рельсы). Паровозы серии «Ф» не любили, так как они своим весом ломали рельсы. Рассказывал о паровозе (вроде бы, серия «Ы», но не уверен) который тянул только за счёт паровой машины с одной стороны паровоза, а другая сторона работала уже на мятом паре (как я уже потом понял, речь шла о паровой машине с двойным расширением). Этот паровоз был довольно экономичным. Вобщем, слушать было интересно, но давно это было, не всё помню.
      1. +4
        19 января 2022 18:05
        А как вам такой паровоз :

        Проект паровоза с надписью СССР, автор Luigi Colani (выставлен в Лондоне в музее дизайна, 1979г)
  2. +16
    18 января 2022 18:16
    Большое спасибо за отличный душевный рассказ! Довелось ещё застать поезда, которые тянули паровозы, ощущения непередаваемые. А как на вокзалах смотрели на машинистов рядом с паровозами... Сплошной восторг у детей и уважение у взрослых.
    1. +15
      18 января 2022 18:40
      ощущения непередаваемые
      Присоединяюсь!

      «Летит паровоз, клубится дым.
      Под ним снег, небо над ним.
      По сторонам — лишь сосны в ряд,
      Одна за другой в снегу стоят.»
      У нас вот такой вот стоит в парке красавец
      Автору спасибо за приятные воспоминания!
      1. +16
        18 января 2022 19:15
        Автору спасибо за приятные воспоминания!

        Присоединяюсь! Однажды мне посчастливилось видеть паровоз и слышать его гудок.
        Спасибо Игорю! love )))
        1. +16
          18 января 2022 19:54
          Слышать его гудок ))))))
          На срочную почти весь путь из Оренбурга до Владивостока нас тянули паровозы , с исключениями естественно .
          Проезжая через многочисленные тоннели надышались копотью и дымом .

          Да , эти трудяги тянули всю войну , вместе с машинистами и помощниками .
          Сколько тонн угля они перелопатили ?
          Спасибо , жду продолжения .
          1. +13
            18 января 2022 20:18
            Кстати, при царском режиме паровозные гудки настраивали музыкальные настройщики! А потом машинисты "подпиливали" его на свой манер, что бы проезжая мимо дома ( жили обычно рядом с дорогой) давали "свой" гудок в конце рабочей смены - что б ужин грела или "сменщика" из постели выгоняла!) laughing
          2. +3
            19 января 2022 07:58
            Видел паравозы, а гудков не слышал
    2. +18
      18 января 2022 19:04
      На нашей станции маневровые паровозы использовались до конца 70-х (черные), а возле депо стоял зелёный, который использовали как котельню для ж/д больницы аж до конца 90-х. Матушка по дыму определяла погоду...Паровоз, как живое существо, и пыхтит, и дышит, и паром окутывается...
      На сколько помню, то в 60-х харьковчане разрабатывали паровоз на угольной пыли.
      Жду статью о маленькой труженице - Овечке.
      .
      1. +10
        18 января 2022 21:57
        В конце 50-х, когда я уже стал более-менее соображающим детсадовцем, зелёные паровозы водили пассажирские составы, а чёрные - грузовые. На тех и других обязательно впереди красная звезда.
      2. +4
        19 января 2022 22:41
        - Пытались приспособить паровозные котлы для работы на впрыске угольной пыли в смеси с водой... Такой способ использовался для котлов ТЭЦ.
  3. +12
    18 января 2022 18:23
    Не, ну все таки какие то технические данные надо бы привести, особенности, достоинства...Например в сравнении с тем же Щ, а так, как застольная здравица за ветерана. Тема благодатная.
  4. +10
    18 января 2022 18:28
    "с Германией и Швецией на строительство 700 и 500 машин соответственно" в молодости смотрел какой то х/Ф, по сюжету : Советская Россия в Швеции заказала паравозы. Бело эмигранты стремились сорвать контракт, когда паравозы уже отправили в Россию, белые застрелили главного героя
    1. +4
      18 января 2022 20:14
      Исторически правильно. Один из наземных маршрутов проходил через территорию Финляндии и белофинны провели несколько акций на путях
    2. +4
      18 января 2022 22:08
      Это я знаю, черный грузовой, зеленый пассажирский, а вот без ЗВЕЗДЫ...НИКАК нельзя - это символ! Хотя в отстойнике видел один паровоз, по всей видимости не наш, трофейный, что ли, но всё равно со звездой, которая явно не подходила по габаритам...но со звездой!
  5. Комментарий был удален.
  6. +13
    18 января 2022 18:43
    Паровозы Второй мировой войны

    Ого, это значит автор порадует нас обзором конструкций паровозов хотя бы основных участников Второй мировой войны? Очень многообещающее начало.
    Потрогать рычаги и стоп-кран.

    Стоп-крана на паровозе нет. Есть кран машиниста.

    Это сейчас железнодорожные магистрали делятся на электрифицированные (бывает постоянный и переменный ток) и не электрифицированные (там ездят дизели и тепловозы). А восемьдесят лет назад вся разница была лишь в ширине колеи и грузоподъемности рельсов. А бегали по ним те самые паровозы. Практически только они.

    Бегали тогда по рельсам вместе с паровозами и тепловозы, и электровозы. Хотя паровозы, конечно преобладали.
    Часть локомотивов была захвачена врагом, часть – уничтожена противником или своими войсками при отступлении, но основная масса (к сожалению, не нашел точных цифр) смогла уйти в тыл.

    По данным НКПС в 1945 году на учете состояло 6600 паровозов серии Э. За время войны потеряно 750 паровозов. То есть в 1941 году паровозов серии Э было 7350 штук.
    1. +12
      18 января 2022 19:06
      Цитата: Undecim
      За время войны потеряно 750 паровозов.

      Одна из самых опасных мирных профессий на войне-машинист паровоза. Бомбят-обстреливают, все разбегаются в разные стороны, а машинист обязан быть на паровозе.
    2. +8
      18 января 2022 20:19
      Озвучивали такую информацию - Когда страна стала переходить на мирные "рельсы" жизни после окончания Второй Мировой войны, НКПС продолжал "жить" по установкам военного времени! "Забыли" отменить приказы начала войны. И только столкновение пассажирского поезда с жертвами и дальнейшее расследование проишествия выявили это!
      1. +1
        19 января 2022 22:44
        -Ж/д до самого распада Союза была полувоенной организацией... Режимной - точно! smile
  7. +11
    18 января 2022 18:46
    Я специально не хочу утруждать читателей перечислением тактико-технических характеристик паровоза серии «Э», различием подсерий и узкотехническими нюансами.

    Шут бы с ними с модификациями, но вот ТТХ можно было бы привести. ИМХО, конечно. А за статью спасибо, хорошая статья. good
  8. lot
    +6
    18 января 2022 18:47
    Ждём продолжения.
    1. +6
      18 января 2022 18:59
      Что-то про 1900 паровозов Лэнд Лиза ни слова. Где они что, как показали, где сохранились, какие модели и тд

      Автор сразу написал:
      Герой моего сегодняшнего рассказа – товарный (грузовой) паровоз серии «Э». «Эшка», как часто его называли машинисты.

      Хотя начинать надо было все же с вводной общей статьи о железнодорожном транспорте в годы войны, а потом уже переходить к отдельным странам и конкретным типам.
      1. +15
        18 января 2022 19:42
        Хотя начинать надо было все же с вводной общей статьи о железнодорожном транспорте в годы войны, а потом уже переходить к отдельным странам и конкретным типам.
        - забавно, знают как лучше писать статьи одни, а вот пишут статьи другие bully
        1. +2
          18 января 2022 20:57
          Рефрен про "одни" и "другие" убог и не оригинален, во первых. Во вторых, за шесть лет на сайте можно было как то получше ориентироваться. У меня на этом сайте немного, но десятка два статей есть. Можете почитать.
          1. +3
            18 января 2022 22:11
            прошу извинить, вы явно не подпадаете под категорию которые "знают" но не пишут hi
            1. +4
              18 января 2022 22:18
              Никаких проблем!
  9. +14
    18 января 2022 18:48
    и «О»

    Знаменитая "Овечка" ?
    И еще то, что почти сотня (я насчитал 95) из них стали памятниками на всей территории бывшего Советского Союза!

    А в Самаре целых ДВА !

    Паровоз "Лебедянка" выпускался в СССР с 1945 по 1955 годы. Первый паровоз имел обозначение П-0001 ("Победа"). Всего было выпущено 4200 паровозов данного типа. В 1979 году в СССР была выпущена почтовая марка с изображением данного паровоза. Конструктор Лев Сергеевич Лебедянский после запуска данного паровоза в серию вместе с группой инженеров был удостоен Сталинской премии.

    1. +4
      18 января 2022 23:20
      Цитата: Альф

      А в Самаре целых ДВА !


      И в Самаре - как и на фотографии в статье: задрайки окрашены "красиво" белым, а затянуты вкривь-вкось...
  10. +12
    18 января 2022 18:52
    К счастью успел немного порулить паровозом на маневрах до армии .К сожалению после службы ,мои курсы машинистов тепловоза и электровоза были первыми ,на которых уже нельзя было сдать экстерном на паровоз .А жаль .Да и паровозы остались только на промывке и как котельные .В работе только при депо хозяйкой один совался .
  11. +6
    18 января 2022 19:04
    Уже в тридцатых годах XX века наша промышленность начала выпускать более мощные, тяжелые и скоростные локомотивы

    Любопытно, это были машины собственной разработки или выпускались по лицензии?
    1. +8
      18 января 2022 19:23
      Собственной. Хотя зарубежный опыт очень подробно изучался. Закупались отдельные экземпляры в ССША и Европе.
      1. +5
        18 января 2022 20:08
        Цитата: Вождь краснокожих
        Собственной. Хотя зарубежный опыт очень подробно изучался. Закупались отдельные экземпляры в ССША и Европе.

        Это не касается электровозов. "Сс" выпускался по лицензии Дж.Электрик. А это начало-середина 30-х. Но это, разумеется, отдельная история.
    2. +2
      20 января 2022 15:02
      Цитата: Xlor
      Любопытно, это были машины собственной разработки или выпускались по лицензии?



      Лопушинский в целом взял известные конструкторские решения и доработал, - увеличил площадь топки и колосников, диаметры поршней.
      Но основное оригинальное конструкторское решение для схемы 0-5-0, это принцип смещения осей: 2 и 5 ось смещались, 1-я и 4-я служили направляющими, а третья не имела реборд, что позволяло паровозу проходить малые радиусы закругления путей, аналогов не строили на тот момент нигде в мире. Эту комбинацию подвижных и неподвижных осей называли «принципом Лопушинского»
      Плюс перегретый пар до 300 град, что позволяло экономить топливо и воду (повышение КПД).
  12. +8
    18 января 2022 19:14
    Цитата: Pashhenko Nikolay
    Да и паровозы остались только на промывке и как котельные

    Тем не менее, почти на каждой ж/д станции есть специальная заправка для воды. Мало ли что? А вдруг опять война с империалистическими хищниками?
    1. +2
      18 января 2022 23:56
      к сожелению уже нет младореформаторы всё посносили
      1. 0
        21 января 2022 10:58
        Цитата: niki233
        к сожелению уже нет младореформаторы всё посносили

        Андропов- младореформатор???!!! belay
        У нас при нем на станции разобрали водонапорную башню и паровозные заправки
  13. +5
    18 января 2022 19:14
    Почему конструкторов паровозов не беспокоил почти нулевой обзор из будки машинистов по направлению движения. Хотя слово "обзор" вообще мало подходит - почти нулевая видимость, особенно вблизи, а также на поворотах с "наружной" стороны поворота. Соответственно, если рабочее место машиниста справа, но налево он едет вслепую, или бегает туда-сюда, или доверяется напарнику? Но напарник может быть занят углем и топкой. На предпоследнем фото машинистам вообще почти ничего не должно быть видно из-за ёлок и флагов. Сталинские паровозы еще хуже.
  14. +37
    18 января 2022 19:32
    Я железнодорожник из Германии. И любитель паровозов. Мне Ваша статья очень сильно обрадовало, т.к. про паровозы из Вашей страны мало знаю. Учился у Вас на электровозах и тепловозах в Университете.
  15. +8
    18 января 2022 19:48
    Автору спасибо, с удовольствием почитал... hi
  16. +9
    18 января 2022 20:23
    Автору спасибо, хотя немного сумбурно, но тем не менее.... По факту в Москве с некоторой периодичностью передвигается паровоз от Красного Балтийского в сторону Рижского вкз.Однажды стоял на платформе Дмитровский и видел сие чудо. Еще гудит он задолго до подъезда к платформе, ежели рядом то обос... ся можно. Живу в километрах 2,5 от ж/д и регулярно слышу гудок. Еще перед Н.Г. был и в Калуге и на вокзале увидел якобы памятник паровозу огрызок топки, неприятно как то. В Петушках и то полноценный памятник стоит.
    1. +5
      18 января 2022 22:03
      Лет 25 назад на 16 пути на Казанском вокзале Москвы пару лет стоял последний паровоз московского железнодорожного узла, выпущенный в 1956 году в Коломне. Он работал на перегретом паре и поэтому имел к.п.д. 10,5 % Потом РЖД его куда-то дело.
      1. 0
        21 января 2022 11:00
        Цитата: Авиатор_
        работал на перегретом паре и поэтому имел к.п.д. 10,5 %

        105 - так правильнее...
    2. +1
      20 января 2022 16:08
      Подтверждаю Ваши слова! Они его на Тушинской запустили в прошлом месяце, я с платформы наблюдал. На Рижском вокзале их 3 штуки видать
  17. +7
    18 января 2022 20:28
    Оказывается одна из "Эшек" стоит в городе Грязи Липецкой области! (Сам я - липчанин)
    И в статье "Грязи. Реквием паровозу"
    есть стихи неизвестного поэта посвящённые этому паровозу!
    С телефона не могу привестти текс стихотворения.
    Желающие могут просто найти статью по названию статьи!!!
    hi
    А если, кто то расположит стихи в комментариях то будет "просто на красоту" good .
    1. +10
      18 января 2022 21:07
      "Реквием паровозу"
      Автор неизвестен.

      Я с детских лет к тебе неравнодушен.
      Однажды в жизнь мою ворвался твой гудок.
      И им впервые был мой интерес разбужен
      К неведомым краям, к романтике дорог.

      Давно гудок умолк. Быстрее мчит вагоны
      По линиям страны другой локомотив.
      А я, старик, в тебя по-прежнему влюбленный.
      И память бережет тех первых чувств порыв.

      Твой путь в Истории воспетым быть достоин.
      Индустрии страны ты эстафету нёс.
      В индустрии ее был труженик и воин.
      Пусть здравицей тебе звучит «Наш паровоз».

      Нелёгким был твой путь. Ты пережил все бури:
      Голодным хлеб возил, агитсоставы вёл.
      Будил свистком тайгу, чтоб город на Амуре
      В рекордно быстрый срок построил Комсомол!

      Военный эшелон, суровый вид вокзала
      Исторгнув тяжкий вздох, нахмурив дым густой
      Ты двинулся вперед, от нас, детишек малых
      Защитников отцов повез к передовой.

      Ты день иночь работал неустанно,
      Спешил на всех парах, чтоб обеспечить фронт.
      Победа! И тебя, увитого цветами,
      Восторженно встречал ликующий народ.

      Опять помчишься ты по мирным пятилеткам
      Стальной тяжеловоз индустрии страны.
      Старик! Перед тобой, как перед славным предком
      Мы головы склонять почтительно должны.

      Спокойно отдыхай, пенсионер почтенный
      Ты подготовил старт для звездных кораблей
      Живи в сердцах людей, в легендах, на полотнах
      С героями тех лет, гордясь судьбой своей!
  18. Комментарий был удален.
  19. +14
    18 января 2022 22:38
    У меня такое фото есть. Собственное :) Правда, не знаю, это-герой статьи, или нет, зато - настоящий паровоз :)

    Кругобайкальская Ж/Д, февраль прошлого года. Очень интересная экскурсия, рекомендую. Паровоз плус тепловоз (для подстраховки, видимо) тащат один пассажирский вагон. Дорога - вдоль озера, с остановками. Очень красиво.





    1. +8
      18 января 2022 22:47
      Есть что-то такое в старой технике, что за душу берет.
      Спасибо за фото, Олег! good hi )))
      1. +2
        19 января 2022 11:05
        Цитата: депрессант
        Есть что-то такое в старой технике, что за душу берет.


        Ассоциации с тяжёлой войной и Победой! И понимание вклада (который на первый взгляд не виден) железнодорожников в эту Победу!
    2. +3
      18 января 2022 23:31
      Это, если не ошибаюсь "Л". "Лебедянка". Единственный советский паровоз, названный в честь инженера создателя.
      1. +7
        19 января 2022 00:18
        Да, это она. На мазутном отоплении. Странно, что дымит на нижнем фото- на мазуте дыма практически нет. Поленились отрегулировать топку. Я один раз на розжиге лебедянки по неопытности все станцию закоптил зимой- узнал о себе много нового ;))
      2. +1
        25 января 2022 19:34
        На малой Родине, в Джезказгане на ЖДЦ был "запасник" разных локомотивов на случай войны. Хотя, чем их "разкочегаривать" в полупустыне, в случае чего? Ещё статей, ещё!
    3. +1
      20 января 2022 17:11
      Паровозы особо сильно не дымят, дымить их просят киношники, ну и жгут в топках камеры автомобильные.
  20. +4
    19 января 2022 02:37
    Совершенно случайно и совсем недавно на глаза попалась статья об источниках размеров этой загадочной колеи. Якобы всё это восходит к эпохе Древнего Рима и представляет собой ширину двух лошадиных задниц и упряжи повозки. Эти размеры использовались при проектировании древнеримских дорог. Фото паровозов для украшения...
    1. +5
      19 января 2022 10:44
      Тут все намного сложнее и влияет даже на космические программы smile
      вот объчснение хабр-е (https://habr.com/ru/post/73188/)
      От чего зависят технические достижения человечества…

      Мне прислали это письмо, а отправитель получил это письмо еще от кого-то… так что источник этой задумки мне неизвестен.
      Если кто-то знает — скажите, я укажу автора в топике.

      И не судите строго :)

      Итак…
      Это очень старая байка...

      По бокам космического корабля «Кеннеди» размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели сделать эти двигатели еще шире, но не смогли.
      Почему?

      Дело в том, что эти двигатели доставлялись по железной дороге. Которая проходит по узкому тоннелю. Расстояние между рельсами железной дороги стандартное: 4 фута 8.5 дюймов. Если бы оно было больше, были бы более широкие вагоны, более широкие туннели для вагонов, а значит, и двигатели сделали бы больше. Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюймов? Откуда же взялась эта цифра?

      Оказывается, что железную дорогу в Соединённых Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз… правильно, 4 фута 8.5 дюймов! Но почему?

      Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз… да, Вы угадали: именно 4 фута 8.5 дюймов! Отчего так?
      Да просто дороги в Великобритании стали делать еще римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась… правильно, 4 футам 8.5 дюймам!

      Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же, почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?

      А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюймов — это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало равновесие колесницы.

      Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от размера лошадиной задницы две тысячи лет назад!

      И вот сижу я и думаю… наверное, наступит день, когда веб-разработчики скажут:
      «А ну его, этот IE 6»… :)
      Не 2000 лет же нам на нем ездить.

      Хорошей всем пятницы :)
      1. +1
        19 января 2022 17:48
        Сегодня не пятница, поэтому не смешно. Габариты грузов, перевозимые ЖД транспортом существенно превышают ширину колеи. Не у кого не вызывает затруднений транспортировать стандартные контейнеры у которых ширина снаружи 2438 мм , что существенно больше 5 футов. Некогда искать "Габарит погрузки" для стандартной колеи в США.
  21. +3
    19 января 2022 07:29
    Восемьдесят лет назад бегали не только паровозы. Дед моей супруги в конце 30-х трудился машинистом электровоза. Сохранился даже его набор ключей от замков электровоза/вагона. По теме электровозов в СССР: https://gorod.tomsk.ru/index-1280654049.php.
  22. -1
    19 января 2022 11:58
    https://www.tart-aria.info/tormoz-vejstingauza/ автору для расширения Кругозора .. там раньше был не котел .. а АТМОСФЕРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО! КАК И ЦЕРКОВЬ ныне
  23. 0
    19 января 2022 11:59
    опять же в тему))
    1. +1
      21 января 2022 11:11
      Если верить Пикулю - то освещении к коронации делали моряки...
  24. 0
    19 января 2022 13:24
    Сроки были поставлены жесткие, но, подключив смежников и даже создав новый завод в Швеции, поставщики справились.


    Более чем странное решение.Строить завод в Швеции для того, чтоб он строил паровозы для России.
  25. +2
    19 января 2022 14:20
    Спасибо автору! Детство вспомнилось. В детстве родители увозили меня на лето в Гирей, это недалеко от ст. Кавказская. И вот как сейчас помню, придем на вокзал в Кавказской, стоит поезд с паровозом. Вагоны ещё были старые, но очень хорошие, площадки у них не убирались. Просто ступени с поручнем и дверь. А в голове красавец паровоз! Сам синий, колеса красные и огромные! Я смотрел как зачарованый на эту пыхтящую красоту! А гудок... ООО.. Это никогда не сравнится с гудком тепловоза или электровоза. А паровоз был серии ИС. Это точно помню!
    1. +3
      19 января 2022 22:50
      - smile Мы как то, сдуру, притащили в цех гудок с тепловоза... подсоединили его к пневмопроводу и воздух дали.... Эффект оглушительный - чуть стекла не повылетали!
      - Очень интересный музей желдортехники есть в Ташкенте... там такие машины попадаются good
  26. +1
    20 января 2022 17:52
    Aффтар — маладец. Пишы истчо! good
    Кстати, по поводу ТТХ: немного надо. Хорошо, как у Скоморохова в его статьях про самолётики и кораблики: в конце статьи несколько строчек. И статью не захламляет и сравнить героев из разных статей можно.
  27. 0
    26 марта 2022 08:03
    Послушайте,автор. Вы пишете про СССР. А для нас это была Великая Отечественная война. Пишите правильно