Программа Ghost Fleet Overlord. Новые безэкипажные суда для ВМС США

16
Программа Ghost Fleet Overlord. Новые безэкипажные суда для ВМС США
Безэкипажное судно Ranger USV на первом этапе испытаний

На протяжении нескольких последних лет ВМС США и их подрядчики занимались экспериментальной программой Ghost Fleet Overlord. В рамках этого проекта были проведены разнообразные исследования и эксперименты в области безэкипажных надводных судов. К настоящему времени все задачи программы успешно выполнены, что позволяет свернуть ее и перейти к новым перспективным проектам.

Призрачный флот


ВМС США проявляют большой интерес к безэкипажным судам военного назначения. О запуске очередной исследовательской программы в этой сфере объявили в сентябре 2017 г. Она получила название Overlord («Повелитель») или Ghost Fleet Overlord («Призрачный флот Overlord»). Целью этой программы, разделенной на два этапа и рассчитанной на несколько лет, являлась проверка многообещающей концепции.



В ходе Ghost Fleet Overlord предлагалось проверить возможность перестройки «обычного» судна в автономный безэкипажный комплекс. Он должен был самостоятельно передвигаться по заданному маршруту или вести патрулирование, а также нести и применять полезную нагрузку разных видов. Требуемая автономность – 90 суток.

Координатором исследований было назначено Управление стратегических возможностей Пентагона. К разработке и строительству экспериментальных судов планировалось привлечь коммерческие организации с опытом работы в сфере судостроения и автономных технологий. Любопытно, что полный список участников программы до сих пор не раскрыт.

"Рейнджер" в море

Работы по GFO разделили на два этапа. В ходе первого планировалось провести разработку автономного комплекса управления со всеми необходимыми средствами. Затем от подрядчиков требовалось изготовить два опытовых автономных судна и провести предварительные испытания. На первый этап отводилось два года.

На втором этапе суда должны были пройти полномасштабные испытания в условиях, приближенных к реальной эксплуатации. Планировалась проверка целевых нагрузок всех предполагаемых типов, включая вооружение. Также следовало проверить взаимодействие автономных судов с другими кораблями. Завершить второй этап собирались не позднее 2021 г.

Суда в море


Первый этап программы GFO был успешно реализован в установленные сроки. При этом работы выполнялись с соблюдением необходимой секретности, и большая часть сведений не публиковалась. Подробности работ были опубликованы только в октябре 2019 г. – накануне старта второго этапа.

Тогда ВМС сообщили, что в ходе первого этапа участники проекта успешно разработали два варианта безэкипажного судна и изготовили опытные образцы под названиями Ranger USV и Nomad USV. Базой для них стали коммерческие «суда быстрого снабжения» неназванного типа. Они прошли некоторую доработку и получили принципиально новые средства управления и прочую аппаратуру. При этом для проведения испытаний сохранили штатные рубки с рабочими местами экипажа. Также предусмотрели возможность дистанционного управления.

Оба экспериментальных судна. На заднем плане - Nomad USV

В рамках первого этапа программы «Рейнджер» и «Номад» прошли ходовые испытания. Были подтверждены общие характеристики и надежность старых и новых систем. Проверялась способность новой автоматики полноценно управлять судном с соблюдением всех правил и с учетом текущих условий. Проводились различные переходы по разным маршрутам, в т.ч. на большие расстояния и в сложных условиях.

В общей сложности два судна наработали в автономном режиме более 600 часов. На судах постоянно присутствовали испытатели, однако их помощь практически не требовалась. Автоматика показала себя с лучшей стороны и подтвердила расчетные характеристики.

Второй этап


Уже осенью 2019 г. началась подготовка ко второму этапу испытаний. Планировались новые, более сложные ходовые испытания в открытом море и на протяженных маршрутах. Также суда должны были показать себя в качестве носителей средств разведки, специальной радиотехнической аппаратуры и даже вооружения.

Как и ранее, подготовка и первые испытания прошли в атмосфере секретности, и ВМС не спешили оглашать их результаты. Официальные сообщения появились позже и сразу показали, что в проекте получен значительный прогресс разного рода.

Судно Ranger USV в качестве носителя ракетного вооружения, 2021 г.

В октябре 2020 г. судно Ranger USV совершило переход от пункта постоянного базирования на берегу Мексиканского залива в Калифорнию. Маршрут длиной более 4400 морских миль пролегал через Панамский канал. Практически всю эту дистанцию судно преодолело в автоматическом режиме. Исключение составил только Панамский канал, через который пришлось идти в ручном режиме.

В начале июня 2021 г. аналогичное плавание совершил прототип Nomad USV. Несмотря на отличия в составе бортовой аппаратуры, он успешно справился с поставленной задачей и повторил успехи «Рейнджера». Под управлением экипажа вынужденно пришлось пройти всего 2% от всего маршрута.

В начале сентября Пентагон показал боевые испытания судна Ranger USV, превращенного в корабль ударного назначения. На палубе этого прототипа разместили контейнерную пусковую установку на четыре ракеты SM-6 и сопутствующие устройства. Под управлением автоматики корабль вышел в заданный район, провел необходимые процедуры и выполнил пуск ракеты по учебной цели. Это показало, что проект GFO имеет и боевой потенциал.

Финал программы


Несколько дней назад стали известны последние новости программы Ghost Fleet Overlord, а также дальнейшие планы ВМС. Сообщается, что в декабре состоялись очередные демонстрационные испытания, в ходе которых вновь проверялись надежность и автономность судов. Кроме того, в прошлом году проводились совместные маневры кораблей флота и безэкипажных судов с совместным решением учебных задач.

Подготовка к пуску: подъем контейнера с ракетой

В целом все последние испытания завершились успешно. При этом были выявлены некоторые недочеты, которые теперь требуется исправить для дальнейшего развития новых технологий. Вероятно, опытовые суда GFO будут доработаны и усовершенствованы. Однако и в существующем виде они почти полностью соответствуют предъявляемым требованиям, и можно говорить об успехе программы.

Поскольку программа Ghost Fleet Overlord полностью выполнила поставленные задачи, ее теперь собираются закрыть. При этом два судна не останутся без дела. Опытовые «Рейнджер» и «Номад» будут переданы экспериментальной безэкипажной эскадре Surface Warfare Development Squadron.

Флот продолжит работу с ними и будет проводить новые исследования и испытания. С 2023-24 гг. суда планируется привлекать к учениям ВМС на разных ролях. Сейчас рассматривается возможность строительства двух новых судов с аналогичным оснащением.

Итоги программы


Главным результатом GFO стал новый автономный комплекс приборов управления со всеми необходимыми функциями. Вероятно, он не имеет жесткой привязки к конкретной платформе и может применяться с разными носителями. Такой комплекс дает ВМС США новые возможности, которые могут использоваться для решения широкого круга задач.

Старт изделия SM-6

В теории, при помощи универсального комплекса управления можно быстро и просто проводить модернизацию различных судов или катеров, превращая их в безэкипажные комплексы с нужными характеристиками. Это известным образом упрощает и ускоряет строительство «призрачного флота» необходимых размеров со всеми нужными возможностями.

Аппаратура проекта GFO принципиально совместима с различным целевым оборудованием и вооружением. Соответственно, «Повелители» разной комплектации способны вести патрулирование и разведку, а также искать и поражать цели. При этом открываются самые широкие возможности. Так, ракета SM-6, испытанная на «Рейнджере» в прошлом году, может использоваться в качестве зенитной или для ударов по надводным и береговым целям.

Следует отметить, что реальный уровень развития новых технологий и систем неизвестен. Судя по последним новостям, комплекс управления Overlord еще не готов к использованию в реальных проектах техники с прицелом на реальную эксплуатацию. Кроме того, под вопросом строительство безэкипажных комплексов на основе доступных судов. Будет ли Пентагон развивать такие идеи и проекты – большой вопрос.

Судьба наработок по завершенной программе Ghost Fleet Overlord пока не ясна, однако перспективы всего безэкипажного направления очевидны. Оно представляет большой интерес для ВМС США, и потому работы по нему будут продолжаться. И, учитывая события последних лет, можно ожидать, что дальнейшее развитие автономных кораблей судов не обойдется без идей и наработок по «Повелителю».
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 января 2022 18:16
    Вкалывают роботы, а не человек....прогресс не стоит на месте.
    1. -5
      17 января 2022 19:39
      Цитата: Alien From
      Вкалывают роботы, а не человек....прогресс не стоит на месте.


      Интересно, как будут дальше решать проблему обслуживания таких кораблей в походе. Когда есть экипаж, то все понятно - они и ремонтируют. Когда экипажа нет, то либо должно быть экипажное ремонтное судно сопровождения, либо какая-то сокращенная до предела команда механиков на борту каждого такого судна. В принципе это все интересная идея, компьютеры обгоняют человеческие реакции в сотни раз, не имеют страха, безотлагательно исполняют команды. Когнитивного мышления недостает, однако время идет, пока за них и операторы могут думать иногда.
      1. +4
        17 января 2022 20:47
        Цитата: Orel
        Интересно, как будут дальше решать проблему обслуживания таких кораблей в походе

        Давайте пофантазируем (но только с долей фантазии). Данные корабли встанут на боевое дежурство еще относительно не скоро - лет через 15-20 в самом оптимистичном прогнозе. У таких беспилотников должна быть на порядок большая надежность систем. Что, в принципе, уже достижимо и ныне - в каждом рейсе главные двигатели не ремонтируют, как и РЛС.
        Вторым шагом должны стать плавучие пункты снабжения. Они также могут быть беспилотными - чтобы пополнить запас топлива и боекомплект, человек в принципе не нужен.
        Третий шаг - это создание бортовых роботов-ремонтников, которые, находясь прямо прямо на борту корабля могут устранить возникшие повреждения - в результате шторма или боевого столкновения. По сути, это беспилотный экипаж беспилотника.

        Конечно, к этому еще идти и идти, но дорогу осилит идущий. Думаю, эти - а также более продвинутые мысли - и лежат в основе дальнейших работ.
        1. -3
          17 января 2022 21:03
          Цитата: Tomcat_Tomcat
          Конечно, к этому еще идти и идти, но дорогу осилит идущий. Думаю, эти - а также более продвинутые мысли - и лежат в основе дальнейших работ.


          Думаю, что Вы правы. Как вариант развития это вполне убедительно звучит.
        2. +2
          17 января 2022 21:54
          В ближайшей перспективе, этот проект позволяет мобилизовать из запаса суда снабжения например, для которых не нужно подбирать экипаж, или из любой доступной посудины (рыбацкий баркас) создать ударную платформу и выдвинуть ближе к противнику, или наоборот автономного снабженца нашпиговать контейнерами с вооружением и тем самым например усилить эскадру Томогавками и Гарпунами, а у Орлика все ячейки забить ракетами ПВО, при этом нужен всего один обученный экипаж.
          Идея супер good надо и нам брать на вооружение
  2. +4
    17 января 2022 18:27
    Интересно а манёвр уклонения от всяких "Максов"отработан.Эти "Максы"по моему опыту уже давно в беспилотном режиме работают,Для выполненения своей задачи пройти по кротчайшему пути из точки А в точку Б с курса не сворачивают ни когда,если тоннаж судна курс которого они пересекают меньше.
  3. 0
    17 января 2022 18:27
    По теме можно сказать, что востребование беспилотников будет расти. Что касается:
    Будет ли Пентагон развивать такие идеи и проекты – большой вопрос.

    Предполагаю, что Пентагон только и развивает идеи бескровной для него войны. Ищет желающих повоевать за него. Агрессия, убийство человека человеком - обычное состояние индивида. Это же так просто наблюдать за всем со стороны. Пока желающие быть марионетками в руках не переведутся, дорогостоящие проекты с ИИ могут подождать.
    1. -3
      17 января 2022 19:07
      Намедни читал что вмс сша отказываются от безэкипажных судов...!
      1. +2
        17 января 2022 19:23
        Цитата: Попуас
        Намедни читал что вмс сша отказываются от безэкипажных судов...!

        Не правильно прочитали. Направление безэкипажных надводных и подводных для нави приоритетно и на него они делают ставку.
        Завершили они именно данный проект, причём крайне успешно. Поражением надводной цели ракетой SM-6, запускали с безэкипажного корабля по целеуказанию с БПЛА
      2. +1
        17 января 2022 21:13
        Цитата: Попуас
        Намедни читал что вмс сша отказываются от безэкипажных судов...!

        Новость звучала не так. Закрыта отдельная программа, но не направление в целом. Программы (НИОКР) открываются и закрываются, по достижении целей или же наоборот по провалу, но это в общем и целом не влияет на направление . Беспилотники плотно и уже навсегда входят в наш мир, и очень наивно полагать, что данное направление закроют.
  4. 0
    17 января 2022 19:09
    Беспилотное управление могут легко прокоментироваить,капитаны и штурмана морских судов,там уже что то "космическое" для меня на штурманских мостах стоит.Быстрее это судовладельцы освоят.
  5. -1
    17 января 2022 20:29
    В целом все последние испытания завершились успешно. При этом были выявлены некоторые недочеты


    Подозреваю, что эти некоторые недочеты так и оставят эти два парохода в ранге экспериментальных.
    Очень было бы интересно посмотреть как работает навигационный комплекс в условиях сильной бортовой и килевой качки. И насколько невязка места при многократной смене курса позволяет говорить о надежности автоматического судовождения.
    Одно дело какой- нибудь контейнеровоз пустить на автопилоте из точки А в точку Б по прямой, а другое- когда необходимо маневрировать каждые 20 минут.
    Думаю, не всё так радостно, как в статье. Судя по фото, эти шаланды могут что-то в прибрежной зоне, но не более.
    В любом случае было бы весьма интересно почитать более подробные отчёты хотя бы по исходным задачам экспериментов и что получилось на выходе.
    1. 0
      17 января 2022 21:16
      Цитата: Серж-667
      Очень было бы интересно посмотреть как работает навигационный комплекс в условиях сильной бортовой и килевой качки. И насколько невязка места при многократной смене курса позволяет говорить о надежности автоматического судовождения.
      Одно дело какой- нибудь контейнеровоз пустить на автопилоте из точки А в точку Б по прямой, а другое- когда необходимо маневрировать каждые 20 минут.

      но ведь БПЛА и ракеты (которые, по сути, те же беспилотники), с этим прекрасно справляются. Идут по реперным точкам, а могут и сами строить маршрут.

      Да, на море это сложнее (хотя бы потому что "двухмерка" и нет такого пространства для маневра), ну так за этим и запускают исследовательские программы сперва, а на сразу строят боевые беспилотники.
      1. -1
        17 января 2022 22:15
        Дело в другом. Воздух, это, все таки, однородная среда. Ракета корректируется по заранее заложенному маршруту (допустим, гироскопом и спутником, если это по неподвижной цели, либо ГСН и по радио, если по подвижной), но на БПЛА и на КР среда воздействует однородно.
        А на корабль- и волна, и течение, и ветер. Плюс, всякие поправки, которые от географических координат зависят...
        Ну, например, направление волны не совпадает с направлением ветра. Нос сбивает волной, а ветер бортовую качку дает такую, что спутники постоянно срываются и получить поправку нормально физически не возможно.
        Ясно же, что счисление места будет таким кривым, если по одному алгоритму.. А если применять другие алгоритмы, то как определять порог его применения? Это сколько условий в электронные мозги надо забить и вариантов, чтобы всё выглядело похоже на правду?
        В прибрежной зоне можно радиомаяки использовать, а в их отсутствии? Или вообще в боевых условиях при РЭП..

        Так что, я бы не сказал, что море-двухмерка))
        Хотя.. Я ж тыщу лет назад все эти склонения и девиации изучал. Говорят, сейчас можно вообще барана посадить, главное, чтобы он МППСС знал и кнопки нажимать умел)))
  6. +1
    17 января 2022 22:18
    А как они будут ходить без GPS, LORAN и прочих сигналов?
  7. kpd
    0
    25 марта 2022 12:45
    Техническая реализация безусловно возможна.
    А вот как обстоят дела на юридическом фронте? Сейчас судно не имеющее на борту экипажа классифицируется как "судно брошенное экипажем", его полагается спасать и доводить до порта. Потом владельцу судна выставляется счет на оплату спасательных работ и в случае нежелания оплачивать судно достанется тому кто его спасал. Наличие флага играет роль только в территориальных водах страны которой принадлежит этот флаг, там надо не спасать, а уведомлять власти о брошенном судне.
    США уже договорилось о смене этих правил? Или как раньше будет добавлять на беспилотный корабль охранника в качестве экипажа?