Гвардейский экипаж в бою
Идея создать гвардейскую морскую часть была реализована в правление Александра Первого в 1810 году. Первоначально это был батальон из четырех рот, из состава которого должны были комплектовать экипажи царских яхт. Само собой, также гвардейцы несли караульную службу, охраняя Высочайших Особ, и участвовали в боевых действиях. Получив казармы в центре Петербурга, лучших офицеров и моряков, новый флотский экипаж был вполне боеготов к лету 1812 года, когда грянула Отечественная война.
Флота у Наполеона не было, и воевать гвардейцам пришлось на суше, в качестве понтонной части 2 армии. Всему виной образец – гвардейский экипаж наш, копировал аналогичный у французов, а экипаж Наполеона был прежде всего инженерной частью. Так что гвардейские моряки России в ту войну занимались делом далеко не морским – сжигали и строили мосты, от границы и до самого Бородино. А дальше был Заграничный поход, с которого экипаж, правда, возвратили морем, на фрегате «Архипелаг»», но именно в качестве пассажиров, а в остальном всё та же инженерная служба. Служба отважная – георгиевское знамя и Кульмский крест тому свидетели, но ни разу не морская.
Отдельная строка истории Экипажа – восстание декабристов, в котором экипаж активно участвовал, причём участвовал автономно. Дело в том, что в его рядах возникло отдельное тайное общество ещё в 1824 году, общество, связанное с Северным, но со своими Статутами и планами. 14 декабря на Сенатскую площадь матросы на свою беду вышли...
А дальше снова были войны, и снова гвардейские моряки их не пропускали, но как часть сухопутная. В умах руководства Империи они были понтонерами. Нет, в мирное время моряки-гвардейцы ходили в морские походы, ходили часто и неоднократно, но в случае войны экипаж превращался в понтонерскую часть. Так продолжалось до 1877 года, когда помимо обычных понтонерских дел моряками экипажа укомплектовали минный катер «Шутка».
Шутка вышла действительно неплохая – в отличие от прочих катеров, «Шутка» была катером прогулочным, и для боёв неприспособленным. Тем не менее гвардейцы справились:
«Эрекли» стал первой морской победой русских гвардейских моряков. Победой, одержанной спустя 67 лет после создания экипажа. Командовал катером лейтенант Скрыдлов – будущий командующий Тихоокеанским флотом, на борту находился художник Верещагин. Дальше гвардейская «Шутка» занималась патрулированием, выходила в неудачную атаку на турецкий монитор...
Время менялось, менялся и экипаж, в нём появилась машинная команда, и всё больше с части понтонной он превращался в часть морскую, источник комплектования экипажей кораблей, и не только яхт, а и боевых. В Русско-японскую войну гвардейцы полностью укомплектовали экипажи броненосца «Александр III», и частично – броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» и вспомогательного крейсера «Урал». Моряков ждала Цусима.
По сути экипаж в том сражении потерял лучшие кадры – из моряков «Александра III» выжило всего лишь несколько человек, которые ещё до боя были переведены на пароход «Олдгамия». Согласно рапорту прапорщика Леймана, единственного офицера броненосца, пережившего войну:
Лейман успел ещё повоевать на Сахалине, где и попал в плен. Пережили бой и часть гвардейцев других кораблей, судьба же «Александра III» была героической и ужасной, они погибли, но не сдались, как и обещал до похода их командир – капитан первого ранга Бухвостов.
В междувоенное время экипаж пришлось восстанавливать практически с нуля, а в Первой мировой войне моряки-гвардейцы снова воевали и на суше, и на море. Часть моряков ушли на корабли, с их числа были укомплектованы экипажи крейсера «Олег» и эсминцев «Украйна» и «Войсковой», типа «Доброволец». Вторая же часть снова выступала понтонерами, воюя на фронтах и готовясь к десанту на Босфор. В Петербурге тем временем готовили пополнение и тем и другим. А дальше грянула революция:
И последний командир Экипажа и будущий претендент на престол уже несуществующей Империи предметно доказал, что усилия поколений служилых может перечеркнуть один великий князь с красным бантом, который чуть позже снова станет махровым монархистом. А весной 1918 года часть, наряду с другими подразделениями Императорской армии, была расформирована.
Подводя же итоги более чем столетней истории Гвардейского экипажа – героические походы и героические бои, но совершенно неясная специализация, вызвавшая некую двойственность. Всё-таки соединять инженерную часть и моряков в некоего кентавра, пожалуй, не стоило. А в начале 20 века это и вовсе смотрелось анахронизмом, после углубления специализации в военном деле. И бесславный конец истории, вызванный, впрочем, амбициями одного из родственников императора, увидевшим в революции шанс на свою корону. К морякам экипажа-то какие претензии, если вёл их родственник Императора?
Информация