Подготовка экипажа к полету

82

Источник: Military_press / facebook.com

Расскажу, как опытный экипаж командира отряда готовится к полету по новому маршруту. Я специально сказал о новом маршруте, так как подготовка к полету по стандартному маршруту выполняется заблаговременно и не занимает много времени.

Откуда он вообще берется, этот новый маршрут?



Новый маршрут


Обычно, задача вызревает в штабе родного Тихоокеанского флота. А в конкретный маршрут, время вылета и действия в полете эта задача оформляется в штабе морской авиации Тихоокеанского флота и называется «полет на обеспечение флота».

Постановку задачи экипажу проводит командир полка, посредством старшего штурмана полка, с записью на магнитофон.

Обычно маршрут доводят в виде точек с координатами и задают режим полета – высоту и скорость на этапах маршрута.

Частенько выдают район полета, ограниченный точками с координатами, и точки входа-выхода в этот район.

Обязательно доводят время прибытия в район или в заданную точку, необходимые действия, и порядок связи с кораблями.

Маршрут доведен, действия понятны, порядок взаимодействия с кораблями указан, можно начинать готовиться к полету.

Но начнет готовиться только один член экипажа – штурман, а остальные будут ждать, когда штурман все нарисует и посчитает, чтобы потом быстро передрать все со штурманской карты.

Правак займется оформлением «полетного листа», это такая форма задания на полет, которая является основанием для выполнения полета.

В этом «полетном листе» будут указаны состав экипажа, задание, метеоусловия, при которых разрешается выполнение полета, и внизу распишется командир, который проводил проверку подготовки экипажа к полету.

А штурман подберет карту из ранее подготовленных, нанесет на карту маршрут и начнет определять элементы полета по маршруту – курсы, расстояния, время полета по этапам полета, различные поправки для коррекции курсовой системы, данные для контроля прохода точек маршрута. И еще много разной ерунды нанесет на карту.


Образец оформления карты

Закончив с прокладкой и оформлением маршрута на карте, штурман начнет считать инженерно-штурманский расчет (ИШР) полета для определения потребного количества топлива и остатка топлива по точкам маршрута и у контрольных ориентиров.

В это же время второй штурман и правый летчик быстро срисовывают с карты штурмана все, что он там нарисовал, причем правак рисует все в двух экземплярах – себе и командиру. Командир ничего не рисует, ему все подготовит правак.

А штурман заполняет в штурманском бортовом журнале предварительный расчет полета и рисует штурманский план полета, где схематично указывает свои действия по этапам полета.

Правак рисует план полета и связи, где указывает порядок выработки топлива, который он берет из штурманского инженерно-штурманского расчета, рубежи установления связи с различными пунктами управления воздушным движением, иногда указывает, кто на каких участках маршрута пилотирует: где командир, а где и праваку доверят за штурвал подержаться.

Закончив с оформлением всех бумажек и отобрав свою карту у правака или второго штурмана, штурман еще раз изучает маршрут, продумывает свои действия в «узких» местах, после чего идет на контроль готовности к штурману эскадрильи или, если полет очень сложный или важный, к старшему штурману полка.

Штурманские начальники никогда не умничают, просто проверяют оформление всей документации и подписывают бортовой журнал в левом верхнем углу – «Подготовку к полету проверил».

Все, штурман к полету готов.

Нетипичный случай


Иногда, очень редко, при контроле готовности случаются и всякие из ряда вон выходящие случаи.

Как-то раз решили послать нашу эскадрилью на выполнение очень необычного задания. И такое это было важное задание, что контролировать нашу готовность прибыл сам Главный штурман авиации ТОФ, генерал.

Я, как штурман эскадрильи, отрядным бортжурналы подписал, отрядные подписали рядовым штурманам, а меня стал проверять сам генерал.

Зрение у генерала было уже слабеньким, показалось ему, что линия заданного пути у меня слабо нанесена, решил он мне показать, как надо маршрут рисовать. Взял карандаш, линейку и попытался провести прямую линию, утолщить мою линию заданного пути.

Не сложилось, карандаш убежал и прорвал на карте дырку.

Тут генерал взбеленился, и со словами «все у тебя хреново» разорвал карту пополам.

Я не выдержал, в относительно мягкой форме доверил генералу вести эскадрилью в бой, хлопнул дверью и ушел в штаб эскадрильи, где начал рисовать новую карту.

Прибежал командир полка «Ляпа», начал нудить: типа что это я себе позволяю, как завтра эскадрилья полетит, почему я такой наглый?

Посоветовал «Ляпе» успокоить генерала, показал зародыш новой карты, но сказал, что мне достаточно контроля и старшего штурмана полка, больше генерал мою карту не увидит, попросил мне не мешать.

«Ляпа» ушел, главный меня больше не доставал, слетали мы прекрасно, но после полетов «Ляпа» все же всунул мне выговор за нетактичное поведение.

Но это случай нетипичного поведения штурманского начальника.


Обычно


Командир экипажа берет заполненный праваком «полетный лист», карту, оформленную праваком, план полета и связи летчиков, тоже оформленный праваком, и идет к командиру эскадрильи на контроль.

Комэска тоже не вредничает, а просто подписывает «полетный лист», разрешая полет.

Все, экипаж к полету готов.

Обычно, подготовка к полету занимает около трех часов, если некуда спешить.

При необходимости, подготовка может проводиться и быстрее.

Частенько доподготовка к полету проводится на предполетных указаниях, из-за полученных изменений в задание. А бывает, что экипаж получает изменения в задание уже в воздухе.

Но опытный экипаж ничем не испугаешь, они все сделают точно и в срок.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 января 2022 18:28
    Но опытный экипаж ничем не испугаешь, они все сделают точно и в срок.

    И это самое главное good
    1. 0
      19 января 2022 19:30
      Цитата: Серёга64
      Но опытный экипаж ничем не испугаешь, они все сделают точно и в срок.

      Цитата: Серёга64
      И это самое главное

      Не совсем так,а вернее совсем не так.
      Опытные экипажи,как правило,не уделяют должного внимания при подготовке к полетам,и при контроле готовности спрос с них не такой строгий.
      Примеров предостаточно,когда опытный летчик (экипаж) именно из-за своего опыта,или правильней сказать - самоуверенности,заканчивали полетное задание аварией или катастрофой.
      1. +1
        19 января 2022 19:58
        Цитата: bober1982
        Опытные экипажи,как правило,не уделяют должного внимания при подготовке к полетам

        Ну это везде так
        Под напряжение попадают чаще всего именно старые электрики
        Пропадает страх перед эл.током, контроль над собой ослабевает и тут нечастный случай на производстве.
        Я не говорю что всегда со смертельным исходом
        Многие просто не рассказывают что лопухнулись
  2. +4
    19 января 2022 18:33
    Чувствуется, что писал профессионал - кратко, четко, конкретно. И интересно. Хотя можно было бы чуть подробнее. Да, еще рассказ бы украсил эпиграф, что то вроде:
    Четкость работы экипажа в воздухе во многом зависит от качества штурманской подготовки к полету, которая проводится с целью облегчения самолетовождения и обеспечения безопасности и точности выполнения полета по заданному маршруту, предотвращения потери ориентировки и прибытия в пункт назначения в заданное время.
    1. +3
      19 января 2022 19:13
      Цитата: Undecim
      рассказ бы украсил эпиграф

      В этом эпиграфе нет главного, ради чего и затеваются полеты боевого самолета, ничего не сказано о боевом применении оружия. А в остальном - все правильно...
      1. +2
        19 января 2022 20:34
        Цитата: Bez 310
        Цитата: Undecim
        рассказ бы украсил эпиграф

        В этом эпиграфе нет главного, ради чего и затеваются полеты боевого самолета, ничего не сказано о боевом применении оружия. А в остальном - все правильно...

        А так же там не сказано о противодействии враждебных сил, авиации или флота, возникших посреди полётного маршрута. И немного пафосный эпиграф.
    2. -5
      19 января 2022 19:17
      Цитата: Undecim
      И интересно

      А чего интересного? Общие фразы,выделенные в абзацы,пустые и непонятные для читателей.
      И то хорошо,что хоть не написал,что генерала за папиросами,или бутылкой,гонцом не отправил.Профессионал.
      1. +3
        19 января 2022 19:42
        И то хорошо,что хоть не написал,что генерала за папиросами,или бутылкой,гонцом не отправил.

        Ну не всем же, как Вам, повезло сбегать за бутылкой для генерала.
        Ждем от Вас развернутый цикл по самолетовождению в целом и по штурманской подготовке в частности.
        1. -3
          19 января 2022 19:49
          Цитата: Undecim
          по самолетовождению

          Не по самолетовождению,а по навигации
          1. +4
            19 января 2022 21:44
            Вы, Бобер, похоже занятия прогуливали в училище и разницу между самолетовождением и аэронавигацией не освоили. Я бы Вам штурманскую подготовку не доверил. Терзают сомнения, понимаете ли.
        2. +1
          19 января 2022 22:29
          Судя по минусам, тут бобров много, но мелкие.
        3. +5
          19 января 2022 23:42
          Цитата: Undecim
          И то хорошо,что хоть не написал,что генерала за папиросами,или бутылкой,гонцом не отправил.

          Ну не всем же, как Вам, повезло сбегать за бутылкой для генерала.
          Ждем от Вас развернутый цикл по самолетовождению в целом и по штурманской подготовке в частности.

          Знаете а вот в далеком далеком 1986 летали за баночкой

          икры для генерала. Ну что было....
          1. -3
            20 января 2022 00:13
            Знаете а вот в далеком далеком 1986 летали за баночкой

            икры для генерала.

            Далеко летали? За какой икрой? А то в 1986 году икру в баночках только баклажанную в основном можно было найти. Так что кого попало с такими поручениями не посылали.
            1. +7
              20 января 2022 00:28
              Цитата: Undecim
              Знаете а вот в далеком далеком 1986 летали за баночкой

              икры для генерала.

              Далеко летали? За какой икрой? А то в 1986 году икру в баночках только баклажанную в основном можно было найти. Так что кого попало с такими поручениями не посылали.

              Далеко. Из под Кустаная на Камчатку. На ан12. Какие ещё свидетельства вам предоставить???
              1. +1
                20 января 2022 00:44
                Да я Вам верю! Просто интересно стало, что за генерал такой могучий, что ему ради баночки икры 12 000 километров намотали. Минимум два раза заправляли по дороге "до полного". А то и три. Это же все надо было организовать! И генерал терпеливый попался. Сутки ждал икру. Кто - если не секрет?
                1. +2
                  20 января 2022 01:01
                  Цитата: Undecim
                  Да я Вам верю! Просто интересно стало, что за генерал такой могучий, что ему ради баночки икры 12 000 километров намотали. Минимум два раза заправляли по дороге "до полного". А то и три. Это же все надо было организовать! И генерал терпеливый попался. Сутки ждал икру. Кто - если не секрет?

                  Оно вам надо.????? Меньше знаешь крепце спишь
                  1. +2
                    20 января 2022 01:03
                    Только в личку.
                  2. -3
                    20 января 2022 01:52
                    Ну так бы сразу и сказали, что приврали для красного словца. Кто не без греха, бывает.
                    1. +4
                      20 января 2022 07:05
                      Цитата: Undecim
                      Ну так бы сразу и сказали, что приврали для красного словца. Кто не без греха, бывает.

                      Оно мне надо вам "привирать" ? чуть ниже вам подтвердили. С УВ. Алекс.
                2. +7
                  20 января 2022 02:32
                  Цитата: Undecim
                  Да я Вам верю! Просто интересно стало, что за генерал такой могучий, что ему ради баночки икры 12 000 километров намотали. Минимум два раза заправляли по дороге "до полного". А то и три. Это же все надо было организовать! И генерал терпеливый попался. Сутки ждал икру. Кто - если не секрет?

                  Зря вы так, у нас с КнАЗа (тогда еще АЗИГ) регулярно гоняли Ан-12 в Новосибирск за пивом. В 90-е так вывозили в западную часть страны икру, рыбу и японки.
                  1. -3
                    20 января 2022 07:41
                    В 90-е - поверю, в 80-е - сомневаюсь все же.
      2. +2
        20 января 2022 11:04
        Очень много рисовки lol . Во я какой был, даже генералов не боялся laughing . Ну-ну...
        1. +1
          20 января 2022 13:10
          Цитата: ваш вср 66-67
          Очень много рисовки lol . Во я какой был, даже генералов не боялся laughing . Ну-ну...

          О чем вы?
        2. +3
          20 января 2022 13:16
          Цитата: ваш вср 66-67
          даже генералов не боялся

          И адмиралов тоже.
    3. +6
      19 января 2022 19:31
      Цитата: Undecim
      Четкость работы экипажа в воздухе во многом зависит от качества штурманской подготовки к полету, которая проводится с целью облегчения самолетовождения

      Штурман должен быть немногословным, он же не политик и не журналист (это я по своим штурманам, с которыми работал сужу).
      1. -2
        19 января 2022 19:37
        Цитата: carpenter
        Четкость работы экипажа в воздухе во многом зависит от качества штурманской подготовки к полету, которая проводится с целью облегчения самолетовождения

        Это всё замполитская болтовня,так на собраниях говорили.
        А, Bez так всем рассказывает,по-замполитски кстати,с кем боролся,на тех и напоролся.
        1. +5
          19 января 2022 19:59
          Это всё замполитская болтовня,так на собраниях говорили.

          Царят на свете три особы,
          Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба
          .
          1. -1
            19 января 2022 20:15
            Так ещё сообщалось в боевых листках,что вывешивали на полетах.
            1. +3
              19 января 2022 21:59
              Так ещё сообщалось в боевых листках,что вывешивали на полетах.

              А еще в книжках. Я хоть и ходил в аэроклуб лет сорок с лишним тому, но кое-что все же помню.
        2. +3
          19 января 2022 20:45
          Цитата: bober1982

          Это всё замполитская болтовня,так на собраниях говорили.
          А, Bez так всем рассказывает,по-замполитски кстати,с кем боролся,на тех и напоролс

          Мои слова -
          Штурман должен быть немногословным, он же не политик и не журналист (это я по своим штурманам, с которыми работал сужу). а вы ответили на цитату - Undecim
          1. 0
            20 января 2022 07:55
            Приношу извинения,досадная техническая накладка с моей стороны.
  3. -4
    19 января 2022 19:12
    Bez,не хотелось встревать,но зачем вводите в заблуждение доверчивых читателей,вся эта ваша писанина - это результат прогрессирующей старческой деменции.И,это не оскорбление,это сермяжная правда жизни.
    Кстати,полетную карту,что выложили на всеобщее обозрение,это просто стыд и позор,как курица лапой,так безграмотно не оформляют,даже если и проверка внезапная,но это так,к слову.
    1. Комментарий был удален.
    2. +8
      19 января 2022 19:37
      Цитата: bober1982
      полетную карту,что выложили на всеобщее обозрение,это просто стыд и позор,

      Это не моя карта, она из интернета.
      Цитата: bober1982
      старческой деменции

      Что вам далась эта "деменция"? Она вас беспокоит? Не беспокойтесь, это уже навсегда, просто привыкайте к ней.
      Вы лучше расскажите, в чем я "ввожу в заблуждение доверчивых читателей"? Вот соберитесь, и напишите, как все это делалось у вас в вашей "авиации", и "доверчивые читатели" скажут вам спасибо.
      1. 0
        19 января 2022 20:12
        Цитата: Bez 310
        Вы лучше расскажите, в чем я "ввожу в заблуждение доверчивых читателей"?

        Много неточностей,сразу в глаза бросается........ командир полка ставит задачу посредством старшего штурмана полка,а где штаб,ИАС,батальон обеспечения и др.? Штурман отряда не будет работать с маршрутом,для этого есть совсем другие люди,ему всё доведут,и ИШР в том числе,ему останется только рисованием заниматься и подготовкой к полету.И многое другое.
        Зачем всё это рассказывать совершенно не подготовленной аудитории?
        1. +3
          19 января 2022 20:22
          Цитата: bober1982
          командир полка ставит задачу посредством старшего штурмана полка,

          Да, именно так. Командир полка дает слово старшему штурману, который и доводит маршрут полета, режим, задание.
          В что тут надо от штаба, ИАС? И никакого "батальона" у нас нет...
          Цитата: bober1982
          Штурман отряда не будет работать с маршрутом,для этого есть совсем другие люди,ему всё доведут,и ИШР в том числе

          Возможно, что в ФБА штурману отряда и не доверяют, и все ему посчитают штурмана полка, а у нас этим занимался тот, кто летит.
  4. +2
    19 января 2022 19:26
    "В этом «полетном листе» будут указаны состав экипажа, задание"

    А какие бывают типовые задачи «полет на обеспечение флота»?
    Вы же вроде противокорабельные ракеты в основном носили?
    1. +6
      19 января 2022 19:43
      Цитата: kytx
      А какие бывают типовые задачи «полет на обеспечение флота»?

      Задачи бывают разные:
      - проверка ПВО пунктов базирования флота;
      - работа контрольной целью;
      - прикрытие помехами целей;
      - осмотр района перед применением оружия силами флота;
      - контроль результатов удара;
      - и еще очень много задач, о которых я просто не хочу говорить...
      Я даже выполнял полет на поиск какой-то ступени ракеты, выпущенной подводной лодкой. Флотоводцы боялись, что она упала на лед, не утонула, и враг её может украсть.
  5. +2
    19 января 2022 19:48
    Бывает, что генералы, со "слабым" зрением до кабины добираются и поднимают л.а, тяжелее воздуха, в район полётов. wink
    1. +4
      19 января 2022 20:08
      Цитата: ODERVIT
      Бывает, что генералы, со "слабым" зрением до кабины добираются и поднимают л.а, тяжелее воздуха, в район полётов.

      Зачем?
      Я уже высказывался на эту тему, генерал должен сидеть на КП, и руководить войсками, а не в самолетах развлекаться и "летную" надбавку к окладу зарабатывать.
      1. +1
        19 января 2022 20:57
        Смешно. Командующий ВА, его заместители, отдел боевой подготовки, все летали.
        А ФБА, что такое?
        1. +4
          19 января 2022 21:01
          Цитата: ODERVIT
          Командующий ВА, его заместители, отдел боевой подготовки, все летали.
          А ФБА, что такое?

          Зачем летали Командующий ВА и его заместители? Зачем отбирали самолеты и налет у тех летчиков, которые действительно пойдут в бой?
          ФБА - фронтовая бомбардировочная авиация, так в наше время обзывали части и соединения Су-24.
          1. +1
            19 января 2022 21:20
            Так было. Думаю, что и нынче генералы летают.
            Правильней будет ФА, фронтовая авиация.
            Ну это так, не поучение, а уточнение.
            Спокойной ночи, до следующего, приятного общения. wink
            1. +4
              19 января 2022 23:59
              Посмотрел в интернете, везде именно ФБА либо БА как род ФА.
      2. -1
        23 января 2022 10:53
        Не совсем . У нас все высшие офицеры были летающими. Часто вместе с контролем частей они в них выполняли свой минимум годового налёта .
        Курс учебно-лётной подготовки постоянного состава и для них никто не отменял.
        А вообще хорошо когда часть работы в экипаже выполняет не командир. У нас в ИА всё приходилось делать самому. и подготовку карты и все штурманские расчёты (и не только) и документация для полётов по маршрутам да и много другого , помимо штурманской подготовки.
        Контроль осуществлял , если новые маршруты, штурман полка. Главные ориентиры по памяти в полосе маршрута 150 км , данные всех запасных аэродромов по маршруту. Проверялась подготовка наколенного планшета. Действия при потере ориентировки в той или иной временной точке полёта. И так везде где я служил. Кстати , послаблений никто не получал вплоть до проверяющих . А с нас лётчиков- инструкторов вооб-ще три шкуры спускали . У нас ведь кроме полётов на себя и много методических было , летали и обучали на боевых и на спарках передняя-задняя кабины. Плюс полёты с курсантами по их обучению боевому применению по разным видам , часто с переучиванием на новые для них типы самолётов . В общем сплошная учёба и полёты. Хотя со временем правда ,человек ко всему привыкает.
    2. +3
      20 января 2022 11:16
      Был такой случай. Комдив, генерал-майор Ситкин, решил проверить второй полк нашей дивизии, базировавшейся в Ареде, полетел почему то не на своём самолете, а на нашем, естественно со всем нашим экипажем. С ним летел штурман дивизии, полковник и второй полковник, должность не знаю. Так сразу они заняли места, генерал, командира, штурман дивизии, естественно место штурмана, второй полковник место правого летчика. А наши летели пассажирами. Обратно никто из них не занял места экипажа, летели своим экипажем. Их привезли к самолету принявших на грудь lol
  6. +2
    20 января 2022 00:24
    Я не выдержал, в относительно мягкой форме доверил генералу вести эскадрилью в бой, хлопнул дверью и ушел в штаб эскадрильи, где начал рисовать новую карту.

    Фига се. После этого не читал дальше. Автор, наверняка, и Брежневу лещей и фофанов при случае "насыпал", а командующего флотом прям при каждой встрече пинками по зад приветствовал.
    1. +2
      20 января 2022 00:32
      После этого не читал дальше.

      И не надо. Продолжайте сохранять веру в то, что человечество состоит только из подхалимов.
      1. -1
        20 января 2022 14:04
        Причём тут подхалимаж? Есть элементарная субординация. Мнение можно весьма чётко и твердо выразить в приемлемой форме, а не дерзить и хамить старшему по возрасту и званию. Как бы автор отнёсся бы к тому, если его отца прилюдно унизили. Это же унижение. Я не знаю характер и физические возможности того генерала, но если мне бы такое вытворили, то умылся бы этот штурман кровавой юшкой. Какое к такому хаму может быть отношение. А вы тут разводит, подхалимаж, да подхалимаж.
        1. +4
          20 января 2022 15:12
          Цитата: Просто Санёчек
          Я не знаю характер и физические возможности того генерала, но если мне бы такое вытворили, то умылся бы этот штурман кровавой юшкой. Какое к такому хаму может быть отношение.

          Судя по вашему комментарию, это "этот штурман" порвал карту генералу, да еще и матерно оценил подготовку генерала к полету.
          И про "юшку" мне понравилось, прямо пахнуло воспоминаниями "из подворотни".
          1. +3
            20 января 2022 15:37
            Да не обращайте внимания. Тут таких, готовых ради "субординации" брюки ширинкой назад носить, много.
            1. +2
              21 января 2022 00:03
              Это верно заметили. И любителей подмахивать тоже немерено. Пошёл я ширинку перешивать)
    2. +7
      20 января 2022 05:49
      После этого не читал дальше. Автор, наверняка, и Брежневу лещей и фофанов при случае "насыпал",

      Напрасно . Был случай . В дыминушку пьяный обычный старший лётчик ( есть такая должность , не лезьте в википедию ) послал и врезал начальнику политотдела соседнего полка . Побузил ещё, пока мы его не успокоили и не спрятали. Наутро пошёл с повинной головой и отделался "лёгким испугом". В Советской Армии ещё были порядочные командиры , понимавшие , что подхалим - не всегда хорошо. wink
      А по статье .... laughing Как всегда Михаил с Бобром выясняют , кто из них "дедушка русской авиации ".
      1. +4
        20 января 2022 13:33
        А по статье .... Как всегда Михаил с Бобром выясняют , кто из них "дедушка русской авиации ".

        Здравствуйте.
        Похоже, что выясняет только Бобёр. Не помню, чтобы Михаил с уверенностью говорил бы об организации службы и полетов за рамками Морской Авиации. Бобёр же экстраполирует свой опыт на все авиационные части и подвергает сомнению то, чему он не был свидетелем. hi
      2. Комментарий был удален.
    3. +4
      20 января 2022 08:08
      Цитата: Просто Санёчек
      После этого не читал дальше.

      Дело ваше.
      Но ответьте на вопрос - что сделали бы вы, если бы генерал порвал пополам вашу карту, которую вы рисовали три часа? Причем порвал бы не по делу, а просто так, чтобы поддержать свою репутацию грозного начальника?
      1. +4
        20 января 2022 08:14
        Но ответьте на вопрос - что сделали бы вы, если бы вам генерал порвал пополам карту, которую вы рисовали три часа?

        С вероятностью 100% утерся бы и нарисовал новую. Наблюдал неоднократно как проявления генеральского "гнева", так и реакцию на него.
        1. +4
          20 января 2022 08:18
          Цитата: Undecim
          С вероятностью 100% утерся

          Так обычно и бывает, к сожалению...
      2. -1
        20 января 2022 14:16
        По обстоятельствам, чётко не скажу, надо конкретно, побывать в такой ситуации. Может быть высказал бы ему, но в корректной форме, что он неправ. Но хамить бы начал, только тогда, когда он начал бы нецензурно выражаться в мой адрес. Вас же, судя по био графическим воспоминаниям, особо вывести из себя можно на ровном месте, просто не так посмотрев. И потом вас начинает заносить, признайтесь самому себе. Имею очень вспыльчивый характер, но, с усвоил давно, и пытаюсь воплощать в жизни правило: настоящий мужчина должен быть хладнокровным и контролировать себя в любой ситуации. А так, шашку наголо сразу - не всегда смотрится со стороны красиво и не обостряет ещё более ситуацию. Но дело сугубо ваше, это моё мнение.
        1. +2
          20 января 2022 15:01
          Цитата: Просто Санёчек
          Но хамить бы начал, только тогда, когда он начал бы нецензурно выражаться в мой адрес.

          "Паша" (так называли этого генерала) разговаривал только матом, так что ничего ждать и не надо было.
        2. +2
          20 января 2022 18:21
          Цитата: Просто Санёчек
          настоящий мужчина должен быть хладнокровным и контролировать себя в любой ситуации.

          В романе В.Богомолова Момент истины рассказывается,как начальник контрразведки фронта генерал Егоров устроил разнос командиру группы капитану Алехину,который слушал крики генерала,стояв молча,опустив голову,рассматривая носки своих стоптанных сапог.Сам разнос с точки зрения здравого смысла был бессмысленным и несправедливым.
          Действия Алехина в этой ситуации можно и нужно считать безупречными,это и есть вершина хладнокровия.
      3. +1
        20 января 2022 16:38
        Цитата: Bez 310
        генерал порвал пополам вашу карту, которую вы рисовали три часа

        Кто-то годами рисует карты и ничего, а тут три часа рисования ̶г̶е̶н̶е̶р̶а̶л̶у̶ коту под хвост. Генерал целого майора не оценил по достоинству. Генералы некоторым офицерам жизнь рвали пополам - до встречи с генералом и после, а тут карта...
    4. -1
      23 января 2022 11:15
      Вполне возможно и хлопнуть дверью. Отношения у лётного состава от верха до низа специфические. Ругаются или вас ругают но если руководство напортачило и чувствует что оно не право ,то ничего вам не будет, ведь многие ,даже верхние чины , всё это проходили в течении своей службы и сами попадали в подобные ситуации.
  7. +1
    20 января 2022 00:33
    Про главштурмана авиации ТОФ генерала и мелкого штурманского прыща эскадрильского калибра - прямо шахерезадый сказочник.
    Ненаучная фантастика.
    Аж не смешно, особенно учитывая слабые перспективы служебного роста штурманов в авиации.
  8. +5
    20 января 2022 07:43
    Хочется добавить пару слов о тех,кто обеспечивает полеты- об ИАС.Предполетная подготовка - 3,5 часа. Послеполетная-еще 1,5. Итого-12.5 часов летная смена для АТ. Три раза в неделю в среднем шли полеты в нашем полку ША. Если снег,лопаты в руки и вперед. Откапывать самолеты и стоянку. Уважаю летчиков,но все почему-то забывают про технарей.
    1. +4
      20 января 2022 08:34
      Цитата: Damir_N
      Уважаю летчиков,но все почему-то забывают про технарей.

      Летный и технический состав - два разных мира.
      Забыть о техсоставе невозможно, но и рассказывать о них должен выходец из их рядов. Летный состав сталкивается с техничесим достаточно редко, особенности службы техсостава знает весьма поверностно, и достоверно рассказать об их службе не сможет.
      1. +1
        20 января 2022 10:24
        Летный и технический состав - два разных мира.

        Здравствуйте, Михаил!
        Рад, что Вы нас снова радуете своими рассказами после новогоднего перерыва.
        В гражданской авиации эти два мира не настолько разные, особенно если говорить о длительных автономных командировках. Кроме того, есть такое понятие, как "техническое сопровождение". Тогда назначенный инженер очень часто весь полёт в кабине проводит и на вопросы отвечает. hi
    2. -1
      23 января 2022 11:20
      Авиационным техникам, механикам , оружейникам и прочим службам обеспечения полётов низкий поклон. Я уже писал об этом. С этими ребятами мы всегда дружили и относились к ним уважительно.
  9. +1
    20 января 2022 13:41
    А так же там не сказано о противодействии враждебных сил, авиации или флота

    Морскую Авиацию и Флот, пожалуй, вполне можно назвать "враждебными силами". У адмиралов не получается авиацией командовать hi
    1. +3
      20 января 2022 16:24
      Цитата: CHEREDA73
      У адмиралов не получается авиацией командовать

      Надо бы написать небольшой цикл рассказиков на тему "Ох уж эти адмиралы...".
      1. -1
        20 января 2022 16:31
        Заминусуют, Михаил, поклонники всего, что передвигается непосредственно по водной глади.
        Но я помню нелицеприятные фразы отца, когда заходила речь о взаимодействии с силами флота wassat
        Кстати, и пострадал он из-за одного каперанга.
  10. +3
    20 января 2022 14:24
    Вот вроде и рассказ хороший, и написано красиво, а осадок какой то остаётся! И это не впервые. Читаю, вникаю и понимаю почему. Как то пренебрежительно Михаил отзывается о некоторых членах экипажа, с которыми, если что, вместе идти в бой! А в бою пуля не будет разбираться, кто штурман эскадрильи, а кто ПРАВА. Я специально выделил применяемое слово к правому летчику. У нас в полку никогда и никто не называл правого летчика праваком. Как то пренебрежительно называет Михаил его. Как будто это кучер или ямщик. А ведь это тоже летчик, только ещё молодой, не набравшийся опыта, но будущий КК! В мое время летчиков не хватало катастрофически. Ещё не могла авиация очухаться после хрущевского сокращения, и на должности правого летчика призывали на 2 года лётчиков из ГВФ, особенно из сельскохозяйственной авиации. И тем не менее все относились к правым летчикам с уважением. Да и в экипажах царило уважение ко всем! Ведь от слаженой работы всего экипажа и наземных специалистов зависит очень многое, если не все! К примеру, был у нас в эскадрилье, только во втором отряде воздушный стрелок Александр Андреев из Новосибирска. Вместе заканчивали учебную школу, в одной роте, только в разных классных отделениях. У нас взводов не было, и звание у нас было не рядовой, а курсант. Так вот, летали всем полком, и он увидел задымление 3-го двигателя. Следить за двигателями и задней полусферы должен стрелок. Командир принял решение двигатель выключить, зафлюгировать, это же подтвердили с КДП. Ему посадку "сходу", всему полку в порядке построения. Результат:двигатель не горел, сорвало крышку заправочной горловины на правой плоскости, в аккурат над 3 двигателем, потоком вырывало керосин и в струю двигателя! Тем не менее, командир полка, прямо на аэродроме построил полк( такого больше не могу припомнить, чтобы полк строили на аэродроме) и объявил Александру благодарность и 10 суток отпуска! Это к тому, что Михаил как то умаляет остальных, в том числе и технический состав, а превозносит себя! Наверно в нём ещё не угасло ущемленное самолюбие, мол, мог бы тоже стать генералом, да не срослось...
    1. +4
      20 января 2022 15:04
      Цитата: ваш вср 66-67
      У нас в полку никогда и никто не называл правого летчика праваком.

      А вот у нас называли.
      Цитата: ваш вср 66-67
      В мое время летчиков не хватало катастрофически.

      Вы бы оформили свои воспоминания отдельной статьей, а мы бы почитали и оценили.
      Цитата: ваш вср 66-67
      как то умаляет остальных, в том числе и технический состав,

      Не могли бы как-то подтвердить это ваше заявление?
      Как я обычно говорю - покажите пальцем.
    2. 0
      20 января 2022 15:54
      Наверно в нём ещё не угасло ущемленное самолюбие, мол, мог бы тоже стать генералом, да не срослось...

      Я даже боюсь представить, сколько карт порвал бы Михаил, будучи генералом )
      1. +4
        20 января 2022 16:00
        Цитата: Степан S
        Я даже боюсь представить, сколько карт порвал бы

        Было дело, как-нибудь расскажу...
        1. +2
          20 января 2022 16:04
          Мне всегда интерсно читаь ваши статьи, мало где можно узнать, как именно проходит служба в роде войск, который летает над твоей головой. Приходилось взаимодейстововть с авиацией флота, скажу сразу, что часто были проблеммы именно в части связи и взаимодействия. Зачастую командир корабля не имел прямой связи с авиацией, и только через берег велась связь. Нервировало это. Скорости ведь не те в авиации, и времени на уточнение нет практически.
          1. +4
            20 января 2022 16:19
            Цитата: Степан S
            как именно проходит служба в роде войск, который летает над твоей головой.

            В следующем рассказике я расскажу о некоторых моментах службы морских авиаторов "на стыке" с Главкомом ВМФ.
            Цитата: Степан S
            были проблемы именно в части связи и взаимодействия

            Да, это требует отдельного рассказика. Если не забуду...
    3. 0
      20 января 2022 16:50
      Это к тому, что Михаил как то умаляет остальных, в том числе и технический состав, а превозносит себя!

      Я - технический состав. Умаления роли ИТС не заметил. Заметил, что Михаил не берется за описание проблем, возникающих на земле при техническом обслуживании самолета, потому что не специалист. И он специально это подчеркивает. hi
      1. +1
        21 января 2022 09:21
        Вы знаете, возможно вы и правы. Специфика родов авиации разная. Нам много приходилось летать в командировки. Где мы только не были, и что только не перевозили! От ракет класса "воздух-воздух" до водки, яиц и компотов lol . Командировки часто затягивались. И вот где то на чужом аэродроме кто будет готовить самолёт к полету? Только силами экипажа, начиная от КК и заканчивая мною, воздушным стрелком. Технического наземного состава то нет! Я имею ввиду с нашего полка, а чужим мы не нужны.