Ту-142 продолжают работу в Атлантике и Арктике

38

Ту-142 морской авиации Северного флота, март 2020 г.

Российская противолодочная авиация продолжает активную работу и следит за обстановкой в стратегически важных регионах. Так, экипажи дальних самолетов Ту-142 объединения ВВС и ПВО Северного флота в прошлом году регулярно совершали вылеты на патрулирование важных районов Северной Атлантики и Арктики. Как сообщается, в этом году подобная работа продолжится.

Успехи и планы


О работе противолодочной авиации Северного флота 9 января писала пресс-служба министерства обороны. Сообщается, что в прошлом 2021 г. экипажи дальних противолодочных самолетов Ту-142 неоднократно выполняли задачи в международном воздушном пространстве над Атлантикой и Арктикой. Все подобные полеты осуществлялись в соответствии с правилами и договорами, без нарушения воздушных границ третьих стран.



Летчики решали задачи патрулирования и искали подлодки потенциального противника. Также они вели воздушную разведку и участвовали в общих процессах мониторинга обстановки в Арктике. Средняя продолжительность вылета в прошлом году составила 10 часов. Средняя дальность полета – 7 тыс.км.

Минобороны сообщает, что подобные полеты будут проводиться и в новом 2022 г. При этом слежение за обстановкой в Арктике и Атлантике станет одной из приоритетных задач для Ту-142 и их экипажей из состава морской авиации Северного флота.

Подробности таких планов пока не уточняются. Учитывая успехи последнего времени, можно предполагать, что вылеты этого года будут похожи на мероприятия недавнего прошлого. Частота и интенсивность вылетов не должна серьезно измениться; останутся прежними и зоны особого внимания противолодочной авиации.


Дальние вылеты


По известным данным, текущие показатели активности нашей дальней противолодочной авиации находятся на достаточно высоком уровне и обеспечивают выполнение необходимых мероприятий. Кроме того, появляется возможность расширить круг решаемых задач морской авиации.

В прошлом негативная обстановка в стране привела к известному падению показателей вооруженных сил в целом и морской авиации в частности. В дальнейшем началось постепенное восстановление, и в прошлом десятилетии проявились его результаты в контексте противолодочной авиации. Начало расти количество вылетов; осуществлялась модернизация техники.

В 2017 г. командование вооруженных сил сообщало, что интенсивность полетов дальней авиации, в т.ч. противолодочной, вышла на уровень времен СССР. Самолеты разных типов выполняли полеты в разные районы Атлантического и Тихого океана, а также различных морей, в т.ч. удаленных от российских границ.

Были возобновлены полеты в Арктике по разным программам. В частности, в 2018 г. впервые после долгого перерыва дальние самолеты Ту-142 осуществили полет через полюс к берегам Северной Америки. Одновременно с этим росло количество полетов на патрулирование в северную часть Атлантики и над Северным Ледовитым океаном.

Основные задачи


В ходе подобных вылетов экипажи противолодочных Ту-142 решают несколько основных задач. В первую очередь, это поиск подлодок-носителей стратегического вооружения потенциального противника. Также необходимо находить и отслеживать многоцелевые подлодки, представляющие опасность для наших РПКСН.


Ту-142М3, прошедший ремонт в 2019 г.

Самолеты Ту-142 и машины других типов способны собирать данные о подводных целях и передавать их в штаб или кораблям флота. Также предусматривается возможность самостоятельной атаки подводной цели при помощи штатного оружия.

Следует отметить, что в проведенных и анонсированных вылетах экипажи противолодочной авиации могут сталкиваться с серьезными трудностями. Так, при работе над открытой водой самолет Ту-142 или борт другого типа может свободно использовать все штатные средства поиска. Выполнение задач в Арктике, где большая часть вод покрыта льдами, связано с определенными ограничениями и отличается сложностью.

Лед значительной толщины фактически исключает поиск подводных целей при помощи радиогидробуев. В такой ситуации приходится использовать другие приборы, изначально рассматривавшиеся в качестве вспомогательных. В частности, всплывшую и пробившую лед подлодку можно обнаружить при помощи штатной бортовой РЛС. Также в северных условиях усложняется или исключается атака цели при помощи минно-торпедного или бомбового вооружения.

В целом противолодочная авиация способна полноценно работать над сложными районами Арктики и эффективно решать все поставленные задачи. Однако все это предъявляет особые требования к подготовке и умениям экипажей. Учения и иные мероприятия последних лет наглядно показывают, что квалификация наших летчиков соответствует возлагаемым задачам.

Воздушный флот


По известным данным, сейчас в составе морской авиации ВМФ России имеется более двух десятков самолетов Ту-142 нескольких основных модификаций. Техника примерно поровну разделена между Северным и Тихоокеанскими флотами. Работая со своих баз, она способна контролировать крупные районы Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов.


Испытания Ту-142М3 после ремонта, 2020 г.

Наличные самолеты отличаются достаточно большим возрастом и нуждаются в ремонте и модернизации. Прямо сейчас осуществляется крупная программа капитального ремонта всех имеющихся Ту-142. Большая часть техники уже прошла через необходимые процедуры и вернулась к службе. В ближайшее время ожидается сдача очередных отремонтированных бортов.

Несколько лет назад обсуждался вопрос глубокой модернизации имеющихся Ту-142 по новым проектам. Предполагается, что такие меры значительно повысят технические и рабочие характеристики машин, а также вновь продлят сроки их эксплуатации. Однако точные сведения о реализации таких проектов пока отсутствуют. Возможно, ими займутся после завершения ремонта всех имеющихся самолетов.

При этом уже прорабатывается вопрос кардинального обновления дальней противолодочной авиации. В 2019 г. Минобороны обратилось к авиационной промышленности с запросом предложений на тему перспективного патрульного самолета. В отдаленном будущем такая машина должна будет заменить и Ту-142, и Ил-38. Принципиальные решения по таким предложениям планировали принять в ближайшем будущем. Однако с тех пор новые сообщения не поступали – вероятно, ввиду секретности проекта.

Особая роль


Таким образом, несмотря на ограниченную численность и солидный возраст, противолодочные самолеты Ту-142 основных модификаций сохраняют особую роль в структуре морской авиации. Они продолжают летать на патрулирование и отслеживать подводную активность потенциального противника в стратегически важных районах.

Как сообщается, в последние годы в этом деле были показаны определенные успехи, и работа продолжится. На этот год морская авиация Северного флота планирует новые вылеты в северные районы Атлантического океана и в Арктику. При всей сложности, такие мероприятия имеют особое значение для обеспечения безопасности, а также имеют ряд дополнительных целей – и потому будут продолжены.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    19 января 2022 05:07
    Охотятся за подлодками НАТО... надо бы по конкретнее тему раскрывать. what
    Интересно было бы узнать из каких стран подлоки, в каком количестве, с какими целями и т.д. и т. п.
    А так статья с общими формулировками... летают ну и прекрасно... главное что летают а не на земле стоят.
    1. +9
      19 января 2022 05:44
      Цитата: Леха с Андроида.
      главное что летают

      Летают - ТУ 50 лет, ИЛы 52 года...Ничо так, старички, работают
      , ровно как и я... hi
      1. -4
        19 января 2022 07:21
        Вот это ресурс у Советских самолетов!
        1. +10
          19 января 2022 07:55
          12 ноября 2022 года ТУ-95/142 будет праздновать юбилей : своё 70-тиЛЕТИЕ! Многие из нас не дожили до такого возраста. Конечно, пришлось ему пройти, как красной девице (и не однократно) через институт красоты - модернизацию, но ещё медвежёнок летает и на пенсию не спешит.
          1. Комментарий был удален.
    2. -2
      19 января 2022 10:30
      Интересно было бы узнать из каких стран подлоки, в каком количестве, с какими целями и т.д. и т. п.
      - смешно, может вам и коды запуска баллистических ракет выдать? Тоже наверное интересно?
      1. +1
        19 января 2022 11:00
        На кой черт мне коды ракет?
        Лучше знать насколько близко американские и натовские подлодки шастают у наших берегов.
        Подозреваю что это они делают регулярно. what
        1. fiv
          0
          16 марта 2022 11:52
          американские и натовские подлодки шастают близко у наших берегов.
          это они делают регулярно hi
  2. 0
    19 января 2022 05:26
    Интересно, на сколько ещё хватит этих старичков ?
    Машинки, мягко говоря, не молоды.
    Лучше бы вместо пожирателей керосина Ту160 восстановили производство рабочих "лошадок" Ту95/142, от них пользы было бы гораздо больше.
    1. 0
      19 января 2022 10:32
      Лучше бы вместо пожирателей керосина Ту160 восстановили производство рабочих "лошадок" Ту95/142, от них пользы было бы гораздо больше.
      - а чего мелочица то? давайте четырехмоторники Сикорского строить, времен 1МВ....
      1. +8
        19 января 2022 11:14
        Цитата: faiver
        а чего мелочица то? давайте четырехмоторники Сикорского строить, времен 1МВ....

        Не, не получится.
        Технологии утеряны
    2. +6
      19 января 2022 12:51
      Не соглашусь с Вами. Лучше делать новые противолодочники на основе гражданских бортов. К сожалению на данную роль у нас сейчас бортов нету. Я просто не могу представить куда МС-21 нужно разместить баки, чтобы он смог взять ещё такую же кучу топлива, чт обы по дальности приблихится к 142му. На текущий момент 142М3 имеет дальность 13500, а МС-21 - 6400. Если МС-21 дооснастить баками ещё на такое же колличество топлива, то на само оборудование ПЛо и мины-торпеды просто не останется места по весу.
      Вообщем - России нужен в новый среднемагистральник.
      У матравос для посейдона взят 737й, а он может работать как среднемагистральник.
    3. 0
      19 января 2022 23:04
      У этих машинок различные задачи.
  3. +15
    19 января 2022 06:47
    Сколько у нас вообще летающих Ту-142 осталось, и насколько они соответствуют современным реалиям?
    1. +3
      19 января 2022 07:35
      Цитата: Tucan
      Сколько у нас вообще летающих Ту-142 осталось,

      Вики пишет, что 12 штук.
      1. +13
        19 января 2022 08:19
        Цитата: Пиджак в запасе
        Вики пишет, что 12 штук.

        Это на Северном и Тихоокеанском? Если так, то это ни о чём...
        Раньше частенько видел летящие Ту-142 в районе Ванино. В последнее время не летают.
        1. +12
          19 января 2022 09:27
          Это вроде всего противолодочное - 12 шт. Автор почему то вообще не указал, что половина ТУ-142 это модификация МР - самолет отдачи приказа на пуск стратегам. У них нет ни прицельного, ни поискового оборудования - просто огромная разматываемая антенна на буксире. Думаю ради МР и держат весь парк оставшийся на ходу.
      2. 0
        19 января 2022 23:06
        Статью прочитайте:
        По известным данным, сейчас в составе морской авиации ВМФ России имеется более двух десятков самолетов Ту-142 нескольких основных модификаций.
        1. 0
          20 января 2022 05:41
          Цитата: ЕМММ
          Статью прочитайте:
          По известным данным, сейчас в составе морской авиации ВМФ России имеется более двух десятков самолетов Ту-142 нескольких основных модификаций.

          И комментарии тоже полезно читать
          Автор почему то вообще не указал, что половина ТУ-142 это модификация МР - самолет отдачи приказа на пуск стратегам. У них нет ни прицельного, ни поискового оборудования - просто огромная разматываемая антенна на буксире
          1. 0
            23 января 2022 23:37
            Но кто-то же должен и это делать.
            И ещё вопрос, что сложнее...
  4. +7
    19 января 2022 08:37
    22 борта на всю страну. Гордость берет за Родину.
    1. -1
      19 января 2022 23:08
      Маленькая тонкость, это только Ту-142(вар), есть и другие машинки этой конструкции, но с другими целями
  5. +25
    19 января 2022 08:51
    Статья - набор штампов из различных источников, и не имеет никакого отношения к действительности. Использование противолодочных Ту-142 для выполнения демонстрационных полетов (так называемое патрулирование) - уничтожение ресурса этих специализированных самолетов.
    1. +13
      19 января 2022 13:13
      набор штампов из различных источников, и не имеет никакого отношения к действительности.

      Так это же творческое кредо автора.
    2. +3
      19 января 2022 14:06
      Цитата: Bez 310
      Статья - набор штампов из различных источников, и не имеет никакого отношения к действительности.

      hi я так понимаю, что вы владеете информацией, так напишите об этом статью, вы уже писали про быт и службу свою, теперь вот уже аналитическую пора!
      1. +9
        19 января 2022 14:45
        Цитата: Сандор Клиган
        напишите об этом статью

        Я не могу раскрывать особенности боевого применения самолетов, находящихся на вооружении МА. Могу лишь сказать, что использование противолодочных Ту-142 для демонстрации нашей возможности летать далеко и долго, очень напоминает процесс забивания гвоздей микроскопом.
        Цитата: Сандор Клиган
        вы уже писали про быт и службу

        Заходите в раздел "Мнения", там иногда будут появляться новые рассказики про это.
    3. -4
      19 января 2022 20:22
      +++уничтожение ресурса этих специализированных самолетов

      А как вы себе представляете боевое применение этих самолётов? Пока они дочапают до мест патрулирования АПЛ противника те давно отстреляются. А покрыть акватории постоянным контролем - нужны сотни боеготовых самолётов, летающих ежедневно, а не раз в месяц
      1. +8
        19 января 2022 20:26
        Цитата: Mikle
        А как вы себе представляете боевое применение этих самолётов?

        Я представляю правильно, так как по службе мне приходилось сталкиваться именно с этими самолетами.
        1. -2
          19 января 2022 20:57
          И ваша оценка сколько АПЛ вражеских они (все вместе взятые) обнаружат и уничтожат ДО выпуска врагом боекомплекта при самом удачном раскладе и в отсутствие противодействия авиагрупп противника. Одну? Две? Ни одной?
          А если над группой АПЛ врага на поверхности окияна болтается авианосец с сотней летаков или хотя бы ОДИН ракетный эсминец?
        2. -1
          19 января 2022 21:33
          Поймите правильно, я понимаю вашу боль, но что флаг показывать, что на парадах летать, что в музей сдать детишкам лазить, что пироманам продать - пусть жгут - это все ровно одно и тоже с точки зрения толку от боевого применения. Последнее кстати самое дешёвое для страны. В общем нет смысла плакать над пепелищем - и дом уже сгорел и построен он был зря в угаре - "мы им покажем"
          Моё почтение к вашим опусам.
    4. 0
      19 января 2022 23:11
      Частично могу согласиться, действительно, ни одного сообщения о том, что с патрульного самолёта была обнаружена ПЛ не встречал. Но они для этого и летают
  6. -10
    19 января 2022 15:46
    В настоящее время у России есть подходящая замена самолетам морского патрулирования и противолодочной обороны беспилотным летательным аппаратом Альтиус/Альтаир. С его помощью затраты на эксплуатацию будут значительно снижены, а охват районов патрулирования значительно увеличится.

    Избежать закупок новых самолетов концептуально устаревших конструкций, таких как P-8 Соединенных Штатов, стало явным успехом, который поможет значительно упростить внедрение новых технологий при минимальных затратах.

    Разведка/ наблюдение, командование и управление, а также раннее предупреждение / система АВАКс являются еще одной важной потенциальной ролью этого нового беспилотника.

    (Автоматический перевод с английского. Ниже приведен оригинальный комментарий на английском языке)

    Russia has now the right replacement for the maritime patrol and antisubmarine warfare aircrafts with the Altius/Altayr UAV. With it the costs of operation will be significantly reduced, and the coverage of the areas to patrol will increase significantly.

    To avoid the procurement of new aircrafts of conceptually outdated designs like the P-8 of the United States has been a clear success that will help to make now much easier the introduction of the new technologies at minimum cost.

    Reconnaisance/Surveillance, Command and Control, and Early Warning/AWACs are other important potential roles of this new UAV.
    1. -1
      19 января 2022 23:15
      Да оставьте беспилотникам ударную функцию. Морская патрульная авиация как пограничник с овчаркой на охранной полосе - попробуй сунься
      1. -4
        20 января 2022 00:20
        Российская морская авиация, как и российские Воздушно-космические силы, сохранит современные боевые платформы и усовершенствует их за счет закупок новых проектов.

        Новый беспилотный летательный аппарат Альтиус/Альтаир, вероятно, заменит большинство самолетов с боевыми функциями, основанными на вспомогательных платформах во всех родах войск. Ту-22, Ту-160 и Ту-ПАК-ДА, скорее всего, заменят другую часть.

        Новые технологии будут навязывать свои правила для ролей, в которых они работают эффективно. Некоторым людям это может не понравиться, но такова реальность.

        (Автоматический перевод с английского. Ниже приведен оригинальный комментарий на английском языке)

        The Russian Naval Aviation, like the Russian Aerospace Forces, will keep the modern combat platforms, and improve them with the procurement of new projects.

        The new Altius/Altayr UAV is likely to replace most of the aircrafts with combat roles based on auxiliary platforms in all the military branches. The Tu-22, Tu-160 and Tu-PAK-DA are likely to replace the other part.

        The new technologies will impose its rule for the roles where they work effectively. Some people may not like it but it is the reality.
      2. -3
        20 января 2022 05:45
        Цитата: ЕМММ
        Да оставьте беспилотникам ударную функцию. Морская патрульная авиация как пограничник с овчаркой на охранной полосе - попробуй сунься

        Вот именно, гонять в патруль самолет с экипажем - позапрошлый век. Границу уже давно солдаты с собаками не охраняют, там автоматика, датчики, камеры и т.п.
  7. 0
    19 января 2022 20:19
    Судя по отсутствию хоть какой то конкретики думаю не ошибусь, предположив, что количество вылетов в год составляет двузначное число, а количество обнаруженных целей (не за вылет, за год) однозначное.
  8. -5
    19 января 2022 23:20
    Да как не обзовите, но до сих пор Ту-20 остаётся непревзойдённой машиной в дальней авиации.
  9. +1
    21 января 2022 15:30
    Статья вообще ни о чём. Набор надёрганной инфы из разных источников да набор штампов из СМИ. Ну были же отличные статьи о состоянии дел в авиации ВМФ здесь,на ВО! Кому интересно : "Морская авиация ВМФ РФ: текущее состояние и перспективы"
    12 сентября 2018 , Автор - Андрей из Челябинска.https://topwar.ru/146749-morskaja-aviacija-vmf-rf-tekuschee-sostojanie-i-perspektivy.html
    Совсем другой "коленкор",с цифрами,фактами,"паролями и явками",не то что эта статейка!
  10. 0
    19 февраля 2022 23:06
    Россия — 12 Ту-142МК/МЗ и 10 Ту-142МР на 2018 год (Википедия)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»