«Овечка» в волчьей шкуре

42

В предыдущей статье я постарался рассказать о грузовом паровозе Страны Советов, который «вытянул» все тяготы войны.

Паровоз «Эшка» перевозил технику и войска, вывозил в тыл раненых и беженцев, служил рабочей лошадкой санитарных поездов.



Не досталась ему лишь одна ипостась.

Не воевал он. В прямом смысле слова.

«Овечки» в броне


Ведь, помимо товарных, пассажирских, пожарных и других составов, были еще и бронепоезда. А их составляющей – бронепаровозы. Вот основой для таковых послужил паровоз другого типа.

«О» («Основной») – первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог.

В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тысяч локомотивов этой серии, что сделало паровоз «О» самым массовым из дореволюционных локомотивов.


Паровоз с осевой формулой 0–4–0 вышел на железнодорожные пути очень давно, даже по меркам молодого советского государства.

На нем еще российские инженеры отрабатывали разные варианты парораспределительных механизмов и диаметры основных колес. Отсюда и различные названия: Од, Ок, Ов, Ол, Оп и Оу.

В историю он вошел под полюбившимся всем названием «Овечка» – производным от подсерии «Ов».

Встретить это название чаще можно было в литературе и фильмах, посвященных больше Первой мировой и Гражданской войнам (та же повесть «Бронепоезд Гандзя»).

Как уже известно, к сороковым годам на первый план вышли другие «литеры».

«Овечку» при СССР выпустили небольшой партией в двадцатых годах в количестве семидесяти двух штук. Как маневровые локомотивы.

Дело в том, что и весьма поредевшее «царское наследие» к тому времени стали готовить к выводу с линий на маневры в депо и на предприятия.

Но военные этот паровоз со счетов не скинули.

Еще в Гражданскую «Овечка» послужила основой для различных вариантов бронирования, причем по обе стороны линии фронта и в некоторых новоявленных зарубежных государствах (таких, например, как Польша).

В 1924 году в РККА числилось сто двадцать три бронепаровоза.

Правда, к началу 1930 года на складах осталось лишь сорок два бронепаровоза. Но это не говорит о том, что от бронепоездов отказались. Просто их состав и строительство стали упорядочивать.

Так, в 1935 году появился проект основного предвоенного бронированного поезда БП 35.

Точные данные о количестве несколько разнятся, но было их не менее 47 штук в легких и тяжелых вариантах.

А ведь существовали и бронепоезда НКВД, но там цифры отличаются еще сильней – количество варьировалось за счет трофейных составов.

Начало Великой Отечественной войны оказалось тяжелым и для бронепоездов.

Тактика Первой мировой оказалась провальной – прикованные к железнодорожному полотну составы становились легкой добычей противотанковой артиллерии, танков и авиации.

Были успехи, но была и статистика – за 1941 год потеряно сорок два бронепоезда!

Правда, с началом войны на заводах, мастерских и в депо стали строить бронепоезда типа ОБ -3 (облегченный третий).

29 октября 1941 года наркомат обороны СССР директивой № 22сс, подписанной наркомом обороны И. В. Сталиным, приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда.

Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов, из них 65 – типа ОБ-3.

Позже в сорок третьем году начали выпуск самого совершенного отечественного бронепоезда БП-43.

А еще строили «крепости на колесах» без всяких чертежей в осажденной Одессе, бронировали поезда в Ленинграде.



К чему я это?

К тому, что в 99 процентах случаев основой для бронепаровозов служили старички типа «Ов».

И не только потому, что именно они были под рукой в депо или мастерских.

Нагрузка от движущих осей «Овечки» была ниже, чем у современных машин, что позволяло защитить паровоз более толстым железом.

Во время войны ОБ-3 покрывались простой сталью, в лучшем случае «выбраковкой» брони сталелитейных заводов, в основном – то, что под рукой, толщиной двадцать-тридцать мм.

Ну, и силуэт.

Он оказался ниже, чем у сверстников. Значит, менее заметный. Труднее попасть.

Память об «Овечке» увековечена в шести музеях и одиннадцати памятниках, а также на почтовых марках. И в кинофильмах: «Сибирский Цирюльник», «Край», «Анна Каренина» и других.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    22 января 2022
    А ещё в СССР были очень популярны игрушки-паровозы. Этим настоящим трудягам отдавали заслуженный почёт

    1. +23
      22 января 2022
      Сегодня тоже. Правда, уже для великовозрастных дядей как я, которые ещё не наигрались.

      Только ещё начал собирать. Подарок моих девчонок на Новый год .
      1. +6
        22 января 2022
        Отличная работа! Дым будет идти?)
        1. +9
          22 января 2022
          Наверное нет, конструктор из дерева. Так что - огонь подобным игрушкам противопоказан laughing hi
          1. +6
            22 января 2022
            Можно сделать так называемый "холодный пар". Раньше на китайских паровозах в 90-х для этой цели использовали масло, которое нагревалось при помощи батарейки и нагревательного элемента wink
      2. +19
        22 января 2022
        Ну, дым из него может пойти... Один раз... laughing А так, конечно, интересные эти конструкторы деревянные. Только очень деликатные.
        А я все пытаюсь вспомнить какую мне железную дорогу в детстве подарили... Помню, что черный паровозик и два зелёных пассажирских вагона. Кольцо да пульт управления. А каким он был...?
        1. +7
          22 января 2022
          Цитата: Вождь краснокожих
          Ну, дым из него может пойти... Один раз... laughing А так, конечно, интересные эти конструкторы деревянные. Только очень деликатные.
          А я все пытаюсь вспомнить какую мне железную дорогу в детстве подарили... Помню, что черный паровозик и два зелёных пассажирских вагона. Кольцо да пульт управления. А каким он был...?

          Это ЖД из ГДР, у меня, вернее моей жены, лежит такая 40 лет игрушке
          1. +1
            22 января 2022
            В детстве у меня не было такого чуда.
            Когда появилась то было уже не повозросту, а иногда хочется поиграть.
            Вот был бы видок:мужику седьмой десяток, а он играет в железную дорогу
          2. +2
            23 января 2022
            Мне на 4 года это счастье подарили т.е. в 75 году. А в рекламке была ещё овальная с ответвлением дорога. На ней какой-то тепловоз.


            Нашёл картинки
            1. +3
              23 января 2022
              Цитата: volodimer
              Мне на 4 года это счастье подарили т.е. в 75 году. А в рекламке была ещё овальная с ответвлением дорога. На ней какой-то тепловоз.


              Нашёл картинки

              Именно этот набор у нас есть, лет так 40 уже ,
        2. +2
          23 января 2022
          Цитата: Вождь краснокожих
          А каким он был...?

          Скорее всего Piko. У них и сейчас для всех возрастов и уровней ЖД супер.
      3. +3
        22 января 2022
        Для дядей игрушечная железная дорога с паровозиками выглядит так :))

        Рекомендую подрезку- темное и светлое пиво в одном бокале:))
    2. +12
      22 января 2022
      В детстве у меня был друг, сын дипломата. У него была своя комната, полностью отданная под ГДР-овскую ж/д дорогу, со всей инфраструктурой, двухэтажными вагонами, локомотивами и паровозами. Для советского ребёнка это все равно что Диснейленд. Играли мы в это дело целыми днями. Недавно посмотрел сколько это дело стоит сейчас и обалдел........ wassat Вождю спасибо, интересно пишет hi
      1. +3
        23 января 2022
        Читал, давно. Подробностей не помню. В Европах на одного священника за подобное епитимью наложили. Правда он пошёл дальше. Всю квартиру под это дело. С арками-тоннелями между комнат. winked
    3. +6
      22 января 2022
      А еще на ВО были замечательные статьи где описывали " дуэль " между советскими и нацисткими бронепоездами .
      Читается с интересом , но как то коротко .
      И всё равно большое спасибо .
  2. +8
    22 января 2022
    Интересно,но слишком обобщенно и кратко.
    1. +12
      22 января 2022
      Цитата: kot-begemot
      Интересно,но слишком обобщенно и кратко.

      Согласен. В цвете чего хотелось бы предложить Игорю не боятся приводить ТТХ и историю создания паровозов. Лазить в справочники или инет куда менее интереснее, чем прочитать единым махом!
      1. +18
        22 января 2022
        Спасибо за добрые слова, но тут, вообще, история произошла - напечатал пол статьи и вдруг выясняется, что у меня некоторые клавиши отказываются работать!!! Сами понимаете - шок! Правы - дописывал "на скорую руку", с припиской модераторам исправить мои "замены". Исправили, но прямо заявили - в первый и последний раз!
        Так что традиционно благодарю комментаторов и прошу учесть обстоятельства)))
        1. 0
          22 января 2022
          Игорь, привет и спасибо! smile
          В статье есть вещи про которые я ничего и никогда не слыхал, но всё же, хотелось бы поразвёрнутей.
          У меня клава на металлических рычагах, совершенно неубойная штука, купи себе такую же -- не подведёт. smile
        2. +1
          22 января 2022
          Цитата: Вождь краснокожих
          напечатал пол статьи и вдруг выясняется, что у меня некоторые клавиши отказываются работать!!!

          Плохому танцору.. Сами помните что дальше. Клава-мышь это самый дешевый компонент компьютера. Стыдно ссылаться на такие проблемы!

          Хотя за саму статью конечно же большое спасибо! Серия про паровозы очень понравилась.
    2. +5
      22 января 2022
      Маловато будет! Такое впечатление, что на скорую руку...
      1. +5
        22 января 2022
        Цитата: aleks neym_2
        Маловато будет! Такое впечатление, что на скорую руку...

        Нет не нескорую - это «стиль» Автора. Кому-то нравится, мне лично хотелось бы «по ширше».
  3. +6
    22 января 2022
    Благодарность автору за познавательную статью. Данные мало известные. О бронепоездах имеется кое-какая литература, а вот о тяге сведений совершенно не достаточно.
  4. +8
    22 января 2022
    А еще железные игрушечные дороги, да еще с с паровозиком, мечта детей наверное почти всего мира. Паровозы конечно заморочная штука. Дальность хода примерно 50-80 км при полной заправке. Угля 10-30 тонн в зависимости от модели, и воды 10-30 тонн. Паровоз не глушился, в топке всегда огонь, раскочегарить паровоз требуется 6-10 часов. Глушили только при плановом ТО, раз в месяц. причем в паровоз уголь зачастую загружался в ручную, делалась эстакада и в тачках, или мешках таскали уголь в тендер. не хотел бы я в то время железнодорожником быть.
    1. +3
      22 января 2022
      Цитата: Вольный ветер
      не хотел бы я в то время железнодорожником быть

      У меня отец сначала был кочегаром, потом помощником машиниста на Ов, о трудностях как то не вспоминал, а об "Овечке" всегда говорил с теплотой.
      Оригинальные маслёнки применены в конструкции этого паровоза. Если помощник машиниста забывал их закрывать, то при открытии регулятора, т.е при подаче пара в машину, масло из них со страшной силой выбивало прямо в будку паровозной бригады! И та в полном составе из 3 человек: машинист, помощник и кочегар становились похожими на чёрных негритят.
  5. +5
    22 января 2022
    Потери бронепоездов были большие из-за неумения. После 43 их использовали для контрбатарейной борьбы и патрулирования. Потери резко снизились. А до этого выкатывали на позицию и стреляли до появления немецкой авиации.
    1. +4
      22 января 2022
      Потери бронепоездов были большие из-за неумения
      - так не только бронепоездов, а всех видов войск...
      1. 0
        22 января 2022
        "всех видов войск", что и говорить - "учеба" оплочена дорогой ценой. Сколько лишней крови пролито, но зато "урок" был выучен на 5. Берлин 1945 свидетельство тому
    2. +6
      22 января 2022
      Потери бронепоездов были большие из-за неумения. После 43 их использовали для контрбатарейной борьбы и патрулирования.

      Здесь на сайте были ряд статьей о бронепоездах и в них всегда указывалось, что после 1943 г бронепоезда в большинстве случаев использовались как подвижные площадки ПВО для прикрытия крупных железнодорожных узлов.
  6. +8
    22 января 2022
    В историю он вошел под полюбившимся всем названием «Овечка» – производным от подсерии «Ов».

    "Джойки" (Од) обиделись.
    1. +4
      22 января 2022
      Виктор, Вы этих имели в виду?
      ПАРОВОЗЫ С ПАРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ДЖОЯ
      ПАРОВОЗЫ ТИПОВ 39 И 40 КОЛОМЕНСКОГО ЗАВОДА
      1. +5
        22 января 2022
        Паровозы Тип 39 и Тип 40 - это 1890 год. Паровозы Од, которые прозвали "джойками" - это 1897 год. Но название Од и прозвище "джойка" он получил в 1912 году. Все упомянутые паровозы имели кулисный механизм Джоя.
  7. +2
    22 января 2022
    Так и не понял,про что статья. Вроде про Ов.
  8. 0
    22 января 2022
    "Бронепоизд Гандзя" совершенно не помню такую
    1. +4
      22 января 2022
      "Детлит", если не ошибаюсь. Исторической ценности мало, но читать подростку было интересно.
      1. +2
        23 января 2022
        Цитата: Вождь краснокожих
        "Детлит", если не ошибаюсь. Исторической ценности мало, но читать подростку было интересно.

        Вот ещё того же автора. Про бронепоезд "Красный воин".
        Но эта книга для младших школьников.
  9. +1
    22 января 2022
    Камрады, "вождь" на толкнул меня меня на вопрос:откуда у немцев было столько паровозов? При отступление весь подвижный состав уничтожали или угонялся в тыл.
    Вижу только один вариант : они использовали трофейные паровоз из Европы, у них переставляли колёсные пары и вперёд
    1. +2
      22 января 2022
      Попробую в следующей статье ( при своем поломанной компе) рассказать в следующей статье.
      1. +4
        23 января 2022
        Если сломаны одна- две кнопки, при необходимости можно
        1. копи- паст из другого текста
        2. Поставить на проверку правописания- она исправит ошибки.
        Ждём новых статей!:)))
  10. +3
    23 января 2022
    Оказалось, и в наше время бронепоезда пригодились.
    Какой локомотив в находящихся строю российских бронепоездах?

    Есть ли перспективы использования бронепоездов для прикрытия, в том числе и ПВО, боевых ракетных железнодорожных комплексов, которые, скорее всего, будут снова возрождены после их напрасной ликвидации в 90-х?
    1. +2
      23 января 2022
      Последний раз я слыхал о бронепоезде в 2014. СМИ описывали о "самопальном" бронепоезде, переделанном из товарных вагонов. Его, если не ошибаюсь, разбомбила авиация ВСУ.
      Перед этим удивил меня рассказ коллеги по работе - он служил танкистом на Дальнем Востоке и участвовал в разконсервации бронепоезда для передачи внутренним войскам в Карабах ( это было где то на рубеже 80-90х).
      И там, и там уже были задействованы тепловозы.
    2. +3
      23 января 2022
      Цитата: RoTTor
      Оказалось, и в наше время бронепоезда пригодились.
      Какой локомотив в находящихся строю российских бронепоездах?

      Есть ли перспективы использования бронепоездов для прикрытия, в том числе и ПВО, боевых ракетных железнодорожных комплексов, которые, скорее всего, будут снова возрождены после их напрасной ликвидации в 90-х?

      Последнее упоминание о бронепоездах слышал от знакомого п-ка,- он из Читы на Кавказ две штуки,с хранения, перегоняли в Чеченскую...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»