Воздушные наемники: реалия дня завтрашнего?

44

Мы все привыкли уже к понятию «наемник». Оно, понятие, прочно вошло в нашу, по крайней мере, информационную жизнь, и нет в ней ничего сверхудивительного.

«Группа R» (Fort Defense Group Corporation, FDG Corp.), MRPI, G4S и, конечно же, «Academi» (бывшие «Blackwater»).



Воздушные наемники: реалия дня завтрашнего?

Да, сегодня частный воин, оснащенный ничуть не хуже элитного бойца армии – данность. Там, где армию использовать неудобно или некорректно, там всегда найдется пара чемоданов долларов для лихих ребят в непонятной форме.

То, что ЧВК имеют в своем распоряжении легкую бронетехнику, вертолеты, транспортную авиацию – никого этим не удивить.

Но вот частные ВВС – это нечто новое.


То образование, о котором мы будем говорить, а начнем мы немного с истории, специалистам весьма известно. Это «Draken International», известная в мире частная компания, у которой в собственности есть военные самолеты.

Фирма, которая позиционирует себя на рынке как поставщик тактических услуг. То есть если ВВС страны хотят отработать боевые действия против какой-то страны третьего мира (почему третьего – объясним чуть ниже), то «Draken International» предоставят вам на маневры истребители, которые будут изображать противника, причем, максимально приближенно.

Базируется «Draken International» в приличном и теплом местечке, в международном аэропорту имени Пола Линдера (не путать с великим Максом Линдером, это США) в городе Лейкленд, штат Флорида. Плюс операционная база в не менее уютном местечке: базе ВВС Неллис, штат Невада.

Что могут предложить «Дракены» тем, кто может оплатить их услуги? Различные тесты, мастер-классы, благо, в составе «Draken International» достаточно просто превосходных пилотов с огромным опытом, моделирование угроз, тактическую поддержку наземным частям при проведении маневров.


«Draken International» работает не только с американскими военными структурами, куда входят ВВС, КМП, Национальная гвардия, но и вполне плодотворно сотрудничают с ВМФ Франции.

Руководит компанией некто Джо Форд, в прошлом пилот морской авиации США. А основал компанию Джаред Айзекман, довольно богатый человек из плеяды «золотых бизнесменов».

Айзекман смог превратить хобби (полеты на старых самолетах) в источник заработка, потому как только за контракт по обучению и тренировкам пилотов 57-й тактической группы на базе Неллис Пентагон платит 280 миллионов долларов.

Пилоты «Draken International» - это отдельная песня. Большие деньги – большие зарплаты, потому кадровых проблем в компании нет. В «Draken International» очень рады уволенным в запас или резервистам из числа пилотов ВВС, ВМФ, КМП и АНГ (авиация Национальной гвардии). Был бы опыт, где применить найдется.

В 2013 году, когда все только начиналось, парк «Draken International» состоял из 70 самолетов, в числе которых были:
- A-4 «Скайхок» – 13 шт;
- L-159A ALCA – 23 шт;
- Dassault Mirage F1 – 21 шт;
- МИГ-21бис – 25 шт;
- Atlas Cheetah – 12 шт.

Развитие идет дальше. Парк самолетов постоянно обновляется, кстати, вызывает удивление отсутствие в парке «Draken International» таких самолетов, как МиГ-29 и Су-27. Приобрести незадорого можно весьма просто, а пользы было бы очень много. Возможно, здесь проблема в обслуживании и ремонте, хотя сам Айзекман запросто летает на МиГ-21.

Экскурс закончен. Теперь говорим о нашем времени.

В наше время «Draken International» активно занимается скупкой самолетов по всему миру.

В Чехии были приобретены 28 самолетов Aero L-159. Испания продала 22 «Миража» F1B.

В 2020 году «Draken International» заключает договор на приобретение 25 самолетов «Mirage» F1 у Королевских ВВС Иордании. Приобретение логичное, «Миражи» последних модификаций до сих пор применяются в различных локальных конфликтах странами третьего мира. Последний раз «Мираж» был сбит в мае 2019 года в Ливии, так что эти самолеты еще долго будут воевать. Ресурс позволяет.

Под конец 2021 года стало известно о приобретении 12 самолетов F-16АМ/ВМ у Нидерландов, а жемчужиной стала новость о контракте на покупку 28 единиц F-16 у Норвегии.


Руководство «Draken International» вместе с соответствующими официальными представителями министерств обороны Нидерландов и Норвегии подтвердили факт заключения договоров. Естественно, не указывая сумм, которые будут выплачены за самолеты.

Эксперты немецкой «Flugrevue», мягко говоря, недоумевали, оценивая эти сделки. Если учесть, что F-16 достаточно в самих США, то зачем приобретать самолеты, которые эксплуатировались в других странах?

Издание напоминает о еще одной интересной сделке, когда центр подготовки пилотов, расположенный в аэропорту «Скай-Харбор» в Финиксе, штат Аризона, так называемый «Центр передового опыта F-16», «Top Aces», получил в свое распоряжение 29 списанных F-16А от ВВС Израиля.

Все это очень замысловато, так что попробуем разобраться.

Наличие в структуре «Draken International» откровенно древних самолетов как бы предполагает отработку с их помощью действия американской авиации там, где эти самолеты стоят на вооружении.

С «Миражом» все понятно, на этих самолетах (и F1, и 2000), летают и в Африке, и в Азии, и в Южной Америке.



И наличие «Миражей» понятно и оправдано, это самолет для стран с ограниченным военным бюджетом, как ни крути. Плюс те, кто не желает искать себе приключений, покупая МиГи и Су.

Но F-16 – это самолет, который изначально стоял на вооружении только у «своих». И потому как-то даже странно смотрится применение этого самолета в качестве «чужого» и обучение своих пилотов противостоянию F-16 в поединках.

Хочется спросить: против кого дружить собираетесь, господа?

Правда, учитывая частный статус компании «Draken International», на ум сразу приходит несколько иное применение частных ВВС.

Да, все так. На тех полях, где воюют частные армии. Действительно, те же парни из «Академии» будут просто счастливы, если на ливийских, нигерийских, ангольских и прочих просторах у них вдруг появится поддержка с воздуха.

И здесь появление частных ВВС на самолетах, которые пилоты знают «до винтика», более чем оправдано. Я бы даже сказал – логично.

Если есть частные армии с частной артиллерией и вертолетами, то почему не появиться частным наемным ВВС? И движения, которые предпринимает «Draken International», как нам кажется, лучшее тому подтверждение.

Более того, а какой простор для фантазии в плане различных провокаций… Какой-то не пойми чей самолёт вдруг выпускает ракеты по объекту в регионе, и регион загорается, как спичка. А если это нефтеносный район – и вообще прелесть.

Сейчас некоторые могут спросить: а как туда попадут F-16? Ну, сухогрузы никто не отменял, да и украинцы с «Мриями» помогут запросто. Был бы кошелек соответствующий, остальное сложится.

Впрочем, это реально фантазии. Правда, есть старая русская пословица насчет того, что «сказка ложь, да в ней намек…».

Но то, что частные ВВС, вооруженные истребителями-бомбардировщиками дня вчерашнего – это случившийся факт, спорить сложно. Более того, по мере развития, кто сказал, что они не смогут приобрести и самолеты дня сегодняшнего?

Так что наемники в воздухе – это вполне осязаемо в самом ближайшем будущем. Тем более, с таким оснащением, потому что как ни крути, а F-16 - это сегодня вполне боеспособная машина.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 января 2022
    Рано или поздно следовало ожидать, ждем частный вмф, и прочее
    1. +8
      24 января 2022
      ждем частный вмф, и прочее

      Не думаю, что до этого дойдет. Вообще проблема мне кажется несколько преувеличенной, т.к. любое появление у ЧВК тяжелого вооружения нарушает один из фундаментальных принципов диверсификации управления, выражающийся в формуле: "больше силы - меньше власти, больше власти - меньше силы". Понятно, что слово власть по отношению к ЧВК понятие несколько номинальное, тем не менее западные ЧВК всегда строились именно из того расчета, что одно регулярное армейское подразделение может на ноль помножить аналогичный по численности отряд частной военной корпорации, а не наоборот. Именно поэтому у ЧВК отсутствуют полноценные танки, реактивная артиллерия и прочее наступательное вооружение, способное обеспечить доминирование на поле боя. То же самое верно в отношении ударных кораблей и боевой авиации (за исключением разве, что вертолетов, да и то не всех типов). Что же касается Draken International, то они, как я понял, специализируются больше на обучении пилотов, в том числе путем симуляции ситуаций, приближенных к боевым. Так что едва ли дело дойдет до того, что самолеты этой компании будут бомбить конкурентов их нанимателей, однако не исключено что компании будет предлагать услуги своих пилотов для эксплуатации уже имеющейся у контрагента техники (этим кстати логично обосновывается необходимость покупки миражей у Испании и Л-159 у Чехии), что, согласитесь, уже совсем иной расклад. К слову, в обозначенную парадигму полностью укладывается и факт приобретения иитербителей Ф-16 у Норвегии: армия США, руководствуясь выше озвученным принципом, а также собственными интересами, истребители-бомбардировщики частникам ни за какие деньги бы не продала. Вот и пришлось искать "поставщиков" на стороне.
      1. +6
        24 января 2022
        Воздушные наемники: реалия дня завтрашнего?
        мир уже до такой степени спятил,что удивляться просто нечему...
        1. +2
          24 января 2022
          мир уже до такой степени спятил,что удивляться просто нечему...


          Частное предприятие оказывает услуги по доставке ядерного боеприпаса мощностью от 50 кт до 5 мгт в любую точку планеты. Оплата по выполнении, качество гарантируем. Оптовикам скидка при заказе более 10 штук.
      2. +3
        24 января 2022
        Лишь бы частных ракетно-ядерных частей не было.
        1. +1
          24 января 2022
          По тенденциям развития, и это может или уже есть. Потеряные в океанах заряды много кто ищет.все может быть.
      3. +5
        24 января 2022
        Доброго.Можно бы с вами согласиться,но есть два НООО! Продать или передать высокотехнологичное вооружение производства США можно ТОЛЬКО!!!!!!с разрешения США. Ну и второй момент-гражданином какой страны является собственник ЧВК и где она сама зарегестрирована .Во всех локальных конфликтах,где участвуют США соотношение различных ЧВК к ВС уже доходит чуть ли не 50/50(реальный уход от официальных потерь и ответственности). Так ,если предположить, почему не возможно применение частников в зонах конфликтов с повышенной опасностью ПВО? Если что ,мы де не причем ,а погиб пилот-его проблемы. Ну и в сегодняшних реалиях-нанять частников может любой,хоть окраина хоть молдавия(финансовый вопрос опустим-вариантов немеряно-бабушка подарила)
      4. +3
        24 января 2022
        Цитата: Dante
        Что же касается Draken International, то они, как я понял, специализируются больше на обучении пилотов, в том числе путем симуляции ситуаций, приближенных к боевым. Так что едва ли дело дойдет до того, что самолеты этой компании будут бомбить конкурентов их на

        Совершенно верно. Учитывая некоторые цифры представленные в статье поднимается вопрос о количестве налётанных часов и ремонтной базе. При таком активном использовании доставать расходники на Ф16 проще чем на 21 и Л-ки (оба производились в чехии но там засада). С Миражами не в курсе но как не крути их уже не производят.
        Еще момент. На Ф16 европейских стран и израиля стоит свой движок F-100BL. Самолеты для европы больше чем наполовину состоят из европейских комплектующих (Амеровские на 15% из евро комплектующих). И главное что Ф16 еще производится..(не говоря о расходниках).
        Так что в плане покупки Ф16, для чего и у кого, имхо всё логично.
      5. +1
        24 января 2022
        Цитата: Dante
        Не думаю, что до этого дойдет.

        Why not ? ТНК это половина промышленного мирового производства, 80% патентов и 80% финансирования всех НИОКР, 70% мировой торговли. Из 100 крупнейших экономик - уже более половины это ТНК, остальные - страны. Вы таки считаете, что каждому нищему государству армия, какая-никакая, но нужна, а таким мощнейшим образованиям она вроде бы и ни к чему ?
      6. -1
        24 января 2022
        Ну так по той же логике, ничего не мешает готовить спецов военморов, подводников на списанной но живой технике и воевать на технике заказчика или на этой же. Один фиг чвк в войне серьезных ребят или в виде дрг или как инструмент для провокации будет работать. А в локальных колониальных войнах весьма себе аргумент, своим флотом и авиацией очередного царька покошмарить.
      7. 0
        24 января 2022
        Наоборот - современный невооруженный мировой торговый флот это очень странная историческая аномалия. Всегда в истории планеты морские торговые корабли несли и тяжелое вооружение и исключение бывало очень редко - вроде древнеегипетских судов или торговых океанских плотов индейцев. Видимо это последствия двух сразу подряд мировых войн.
    2. -1
      24 января 2022
      Частные РВСН?
    3. 0
      22 марта 2022
      Частный ВМФ - это ВМФ различных Ост-Индийских компаний. Собственно приставка HMS к именованиям кораблей британского флота не просто так, а именно для отличия королевского корабля от принадлежащего частной лавочке. Даже если эта лавочка фактически владеет несколькими государствами.
  2. 0
    24 января 2022
    Воздушные наемники
    Спрос рождает предложение....
  3. +10
    24 января 2022
    Это будущее. Распад мира- уничтожение национальных государств и замена их зонами функционирования транснациональных корпораций уже не за горами. Если говорить о частных компаниях, владеющих боевыми самолётами и их возможном будущем, то советую посмотреть прекрасный аниме сериал "Небесные скитальцы".
    1. +2
      24 января 2022
      Это аниме появилось в 2008 году.
      А в 2004 был показан сериал "Зона 88". Как раз о лётчиках-наёмниках.
      С полным набором разнообразных машин -от F4 до "Хариера".
      1. +2
        24 января 2022
        Ну, в этом аниме показано, как раз возможное будущее мира, разделённого транснациональными корпорациями. Кроме того, поднимается много и других проблем будущего мира, известных почитателям "Призрака в доспехах"...
    2. +1
      24 января 2022
      Спс, обязательно гляну.в аниме порой смысла больше чем в российских прорывищах на тв и кино с эстрадой.
  4. +2
    24 января 2022
    На эту тему уже Сергей Линник писал, с гораздо более интересными техническими подпробностями и спутниковыми снимками.
  5. +3
    24 января 2022
    поражаюсь я с этой страны.. Сколько возможностей для инициативного человека. Правду говорят - страна возможностей. Голливуд, Силиконовая долина, Лас- Вегас, UFC да каких только проявлений нет. В любой сфере и в любой области. И все это оборачивают в свою выгоду.
    Насколько же "деревянными" мы выглядим в этом плане, пытаемся копировать ,выходит это конечно смешно.
    1. 0
      24 января 2022
      Детройт, Лос-Анджелес (грабежи товарных поездов) - возможностей просто завались.
      1. +1
        24 января 2022
        Ага, у нас не грабили.... Наша история в сравнении с историей США просто фантастический фейерверк. Череда войн, потрясений, революций,объединений и разделений. Наш Пугачев или Разин, или там Махно переплюнул их
    2. lot
      0
      24 января 2022
      как оказывается, по закону прогрессивнее, чем чиста па панятиям:
      это ещё Хаммурапи приметил почти 40 веков назад, но если путь особенный, то можно и по граблям, обнуляясь время от времени laughing
      1. -2
        24 января 2022
        Ну нравится нам на грабли , не то что наступать , а плясать на них!
    3. +1
      24 января 2022
      Просто очень простая и привлекательная цивизационная идея у них-если твоя идея, лично твоя, будет востребована у людей, то ты станешь круче бога. И эту идею ты сможешь реализовать без проблем только у нас в сша-едьте к нам за своей мечтой. Гениально без дураков! Киселевтв до столь простых вещей еще плюс минус бесконечность пилить бабло.
      1. -1
        24 января 2022
        вот и едут туда и авантюристы и умники со всего света, любой религии, расы и политических убеждений.
        в таком котле и варится, формируется эта нация , и выдает интересных персонажей.
        А вот мы как то теряем умных и инициативных, последние 100 лет.
  6. +1
    24 января 2022
    Ну а что вы хотели? Частные армии - это уже давно не фантастика. Поэтому нет и ничего удивительного в частных ВВС... скоро и ВМФ частного порядка ждём и Другие разнообразные военные формирования.
    1. -2
      24 января 2022
      Это так. Но я говорю о возможностях для предприимчивого человека. С нами не сравнить. В РФ без мощных стартовых возможностей о каком то серьезном бизнесе не возможно думать.
      Вот как в данной статье - состоялся как пилот, теперь разворачивается как организатор и бизнесмен.
      1. +3
        24 января 2022
        А все от того что любой чинуша кто захочет отжать на халяву бизнес, получает электрический стульчак или полное презрение в обществе. Но нашим ворам в законе и в законах, этого непонять, скрепы и три раза лбом об крест и пузо попа наше всё!)))
  7. +3
    24 января 2022
    В августе 2020 года был интересный прецедент. В американском международном аэропорту Лейкленда при складских операциях с прибывшими грузами обнаружили боевую ракету Matra R-530F класса "воздух-воздух" французского производства. Пригодна для применения с самолётов Dassault Mirage F1 и Atlas Cheetah. Ранее этот аэропорт уже получал ракеты для оборонного подрядчика Draken International.

    Очень интересные "тактические услуги" с её помощью можно было бы оказать...

    В тот раз видимо исполнители прокосячили, и эта информация всплыла, когда было не нужно.

    Новость об этом: https://topwar.ru/174221-v-grazhdanskom-ajeroportu-ssha-obnaruzhena-boevaja-raketa.html
  8. +1
    24 января 2022
    Логично.
    И до частных ВМФ тоже остался один шаг.

    Богатые фанаты ВМФ кораблей есть, с коллекциями.
    Яхъты олигархов несут на себе вооружение и часную охрану.
    По ХПП они как раз в праздники окружали вражиские флоты у теплых берегов противника. )))
    (инфа из ролика "Драку заказывали?")
  9. 0
    24 января 2022
    Все по плану. Землю ждет новый передел собственности. Только игроками будут не государства, а ТНК. Ну или ТНК замаскированные под государства. Уже сейчас их финансовые возможности превышают активы многих государства, причем не Африканских бантустанов, а вполне себе приличных стран. О политическом влиянии на власть можно уже и не говорить. Все мы видим как правителей избирают в самых свободных и демократических... Нечто подобное уже кстати было в истории. Вспомните Ост-Индийскую компанию. Чем не ТНК? И армия и флот свой был. И влияния на королей с избытком хватало.
  10. +6
    24 января 2022
    кстати, вызывает удивление отсутствие в парке «Draken International» таких самолетов, как МиГ-29 и Су-27

    На МиГ-29 специализируется другая фирма - Air USA Inc.
    Draken International - это государственный подрядчик. Таких компаний в США семь. Все они занимаются оказанием услуг типа Red Air, JTAC, CAS и прочие по подготовке пилотов ВВС, ВМФ, Нацгвардии, КМП. В США посчитали, что передать эти услуги в аутсорсинг дешевле, чем тратить на это ресурсы ВВС и бюджет и четыре года назад передали это в подряд семи частным фирмам. Air USA Inc., Airborne Tactical Advantage Company (ATAC), Blue Air Training, Coastal Defense, Draken International, Tactical Air Support и Top Aces Corp. У каждой из них своя специализация и оснащение. И жесткий график выполнения работ по договору.
    Так что статья, по сути - ни о чем.
  11. +1
    24 января 2022
    А можно ли рассматривать в качестве наемников,летчиков,бывшей Советской армии,которые,зачастую брошенные на произвол судьбы в Армении и Азербайджане учавствовали в первой Карабахской войне?
  12. -1
    24 января 2022
    Остался последний шаг. Объединить эти рода войск под единым началом и создать полновесные наёмные ВС - точно как было при Гамилькаре.
  13. 0
    24 января 2022
    Старый хлам тоже могут покупать, страны с небольшим бюджетом .Потом существуют политические продажи,там где США не могут или не хотят, светить свои официальные продажи
  14. -2
    24 января 2022
    да и украинцы с «Мриями» помогут запросто.

    А где украинцы "Мрии" возьмут? Единственный летающий экземпляр на множественное число не тянет.
  15. Комментарий был удален.
  16. -2
    24 января 2022
    А основал компанию Джаред Айзекман

    Второй справа Джаред Айзекман.
    Туристический полёт на орбиту на корабле Дрэгон от SpaceX.
    Джаред оплатил полёт себе, геологу Сиан Проктор, ветерану ВВС Крису Семброски и работнице системы здравоохранения Хейли Арсено.



  17. 0
    24 января 2022
    Насчёт "наёмных ВВС" что-то не верится. Слишком это муторно. А наёмные пилоты - давно уже не новость. Неоднократно в различных войнах на самолётах одной из, а то и обеих сторон, летали наёмники, так что ничего нового и выбор самолётов у конторки логичен. Что активно используется в странах "третьего мира", где планируют привлекать пилотов-наёмников, то и изучают.
  18. 0
    7 марта 2022
    А в чем собственно вопрос? На вторичном рынке продается масса летающих реактивных военных самолетов. В т.ч., кстати, и Миги. Албания вот не так давно предлагала летающие в неплохом состоянии. Если кто-то может себе купить за бесценок, скажем, В727 или Ту134 (продавался не так давно за 2 млн рублей), то почему не купить Миг или F16?
  19. 0
    8 марта 2022
    Читал, как-то записки диких гусей, так те ещё на МИ-24 летали ещё со времён войны в Анголе.. Хорошему пилоту переучиться не так уж и сложно, а имея правильных инструкторов и того проще..
  20. 0
    22 марта 2022
    То есть у людей есть весьма продвинутый тренировочный центр. Молодцы. Тренировочный центр в разы повышает эффективность пилота, который проешл программу его подготовки. При чем тут наемники? Люди создали эффективную систему подготовки, и продают ее услуги тем кто платит.
    Учиться надо, а не бубнить что то малопонятное. Сколько у нас тренировочных центров с самолетами вероятных противников? Сколько часов наши пилоты провели в учебных схватках с ними? Или надо спросить, сколько денег истрачено на ОАК и по программам МО, по которым есть только бумажки и металлолом?
  21. 0
    22 марта 2022
    "Ничей самолет" - это как-то слишком сложно. Ведь самолет и так небе не рассмотришь, максимум определишь тип. Хотя если прилетает что-то похожее на МиГ-21 или F-16, и в районе у одной из сторон конфликта такая техника есть, то можно валить на нее.

    В целом же сама компания выглядит отчасти распилом денег, ВВС США и сами прекрасно собирали по всему миру летающие образцы разнообразной техники, и потом использовали ее для тренировки. Хотя может и экономят, свалив эту работу на частника с деньгами, при этом позволяя зарабатывать, хотя, очевидно, что без разрешения от государства данная фирма никаких услуг оказывать не будет. И наши не смогут попросить у нее потренироваться против F-16.
  22. 0
    16 апреля 2022
    На самом деле, вопрос времени. Пилоты наёмники уже есть. Бролема в том, что пока что у ЧВК не хватает каналов для приобретения авиации крупными (для ЧВК) партиями. Выходит что у них целый зоопарк от турбопропных туканов и старых мигов, до списанных миражей и переделанных альбатросов. Как только на вторичном рынке появится много недорогих и однотипных истребителей, тогда появятся и частные ВВС.
    И это явно будет скоро. Как бы у нас не ругали американскую программу перевооружения ВВС США, тем не менее, они постепенно перевооружаются. А значит, через несколько лет, на вторичке, в больших партиях начнут находить те же F-16. Они дешёвые (всё таки лёгкие и однодвигательные), неприхотливые. При этом реактивные, достаточно манёвренные и могут работать с большой номенклатурой вооружения. США и крупные страны союзники, на случай "большой" драки, перевооружатся на современные модификации самолётов и истребители поколения 5. А вот работу с папуасами и бедными странами 3-го мира, возложат на наёмников. На старых, пускай и от модернизированных самолётах. Отправлять звено F-35 на выполнение боевой задачи с которой справится и пара F-16, затратно. К тому же f-35 нужно обслуживать и закупать, он у тебя всегда. А наёмников ты нанял только на период выполнение операции, заплатил за выполнение, и всё, потом они улетают и больше ты на них не тратишься.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»