Бомбой по линкору!


Истина очевидна. Если бы мы имели скоростные самолеты, способные нести бомбы, которые могли бы причинить смертельные повреждения сильно защищенной цели, появилась бы и вероятность потопить «Тирпиц». А пока это недостижимо.
/мнение летчиков Royal Navy/



Предлагаю вниманию читателей небольшое расследование по военно-морской тематике. Вопрос звучит следующим образом: Способны ли обычные авиационные бомбы нанести значительный ущерб высокозащищенному кораблю класса «линкор»?
Что тут может быть неясного – удивятся многие – авиация давно доказала свою эффективность: в ХХ веке самолеты утопили тысячи кораблей различных классов, среди которых были такие неуязвимые монстры, как «Рома», «Ямато», «Мусаси», «Рипалс», «Принс оф Уэлс», а также 5 линкоров во время погрома в Перл-Харборе (хотя «Калифорния», «Невада» и «Зап. Вирджиния» впоследствии были возвращены в строй, есть все основания полагать, что их повреждения были смертельными, корабли затонули у берега).

И здесь возникает любопытный нюанс – практически все эти линкоры были уничтожены попаданиями торпед («Оклахома» - 5 попаданий, «Зап. Вирджиния» - 7, «Ямато» - 13 торпед). Исключение составляет лишь итальянский линкор «Рома», погибший при исключительных обстоятельствах – в него попали две тяжелые управляемые бомбы «Фриц-Х», сброшенные с большой высоты, они пробили линкор насквозь.
Впрочем, это достаточно логичный результат – броненосцы и дредноуты всегда тонули лишь при обширных повреждениях подводной части корпуса ниже основного бронепояса. Попадание снарядов и авиабомб в надводную часть линкоров приводило к различным последствиям, но практически никогда не заканчивалось гибелью кораблей.

Разумеется, все вышеперечисленные факты справедливы только для высокозащищенных сверхдредноутов – легкие и тяжелые крейсера, а тем более эсминцы, уничтожались ракетами и авиабомбами, как консервные банки. Авиация набрасывалась на свои жертвы огненным смерчем и в считанные минуты пускала их на дно. Список убитых таким способом огромен: крейсера «Кенигсберг», «Дорсетшир» и «Корнуэлл», сотни авианосцев, эсминцев, транспортных судов, шесть британских кораблей во время Фолклендского конфликта, ливийские малые ракетные корабли и иранские фрегаты… Но, факт остается фактом: ни один из крупных хорошо защищенных линкоров не смог быть потоплен обычными авиационными бомбами.

Это особенно интересно, учитывая, что последние 50 лет единственным средством авиации в борьбе с кораблями являются бомбы и противокорабельные ракеты (чьи боевые части ничем не отличатся от авиабомб). Неужели, конструкторы совершили глубокую ошибку, отказавшись от бронирования? Ведь согласно сухой статистике, толстая броня линкоров может надежно защитить от любых современных средств нападения. Что ж, пробуем разобраться.

«Марат». Залпы в бессмертие.
Бомбой по линкору!

Линкор "Марат" справа

На самом деле, существует случай гибели линкора от обычной авиационной бомбы. Для этого не нужно далеко идти в Тихий океан, прецедент произошел намного ближе – прямо у стенки Средней гавани в Кронштадте.

23 сентября 1941 года там был тяжело поврежден линейный корабль Краснознаменного Балтийского флота «Марат» - пикировщики Ю-87 сбросили на него две авиабомбы массой 500 кг (по другим данным – 1000 кг). Одна из них прошила насквозь 3 бронепалубы и разорвалась в погребе башни главного калибра, вызвав детонацию всего боекомплекта. Взрыв перебил корпус линкора, практически полностью оторвав носовую часть. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, боевой рубкой и находившимися там людьми рухнула в воду по правому борту. Туда же свалилась носовая дымовая труба вместе с кожухами броневых колосников. При взрыве погибло 326 человек, в том числе командир, комиссар и часть офицеров. К утру следующего дня линкор принял 10 000 т воды, большинство его помещений ниже средней палубы было затоплено. «Марат» cел на грунт рядом с причальной стенкой; над водой осталось около 3 метров борта.

Затем было героическое спасение корабля - «Марат» превратился в несамоходную артиллерийскую батарею и вскоре снова открыл огонь по врагу из кормовых башен. Но, суть вполне очевидна: как и в случае с линкорами в Перл-Харборе, «Марат» бы неминуемо погиб, если бы получил такие повреждения в открытом море.

Поврежденный остов "Марата", вся носовая часть оторвана до второй башни ГК


Конечно, случай с «Маратом» не может служить настоящим примером гибели линейного корабля от авиабомбы. «Марат» уже к моменту своего спуска на воду в 1911 году был, пожалуй, слабейшим линкором в мире, и, несмотря на комплексную модернизацию в 20-е годы, к началу Второй мировой войны представлял из себя боевой корабль с ограниченными возможностями.

Верхняя бронепалуба толщиной 37,5 мм совершенно не удовлетворяла требованиям защищенности тех лет. На нижних палубах ситуация была ничуть не лучше: толщина средней бронепалубы - 19-25 мм, нижней бронепалубы - 12 мм (над погребами 50 мм). Неудивительно, что немецкие бомбы прошили такую «броню» как лист фольги. Для сравнения: бронепалуба линкора «Рома» - 112 мм (!), что, кстати, не спасло его от более мощного авиационного боеприпаса.
И все-таки, три броневых листа 37 мм + 25 мм + 50 мм не выдержали попадание обычной авиабомбы, сброшенной с высоты нескольких сотен метров, а это повод задуматься…

Завалили Лялю

Тревожный вой сирен в Альтен-фьорде, над горькой стылой водой стелится густой дым – британцы в очередной раз достали «Тирпиц». Едва придя в себя от атаки мини-субмарин, немецкий супер-линкор снова подвергся удару, на этот раз с воздуха.
Ранним морозным утром 3 апреля 1944 года 30 истребителей «Уайлдкэт» вихрем пронеслись над немецкой базой, обстреливая линкор и береговые зенитные батареи из крупнокалиберных пулеметов, за ними из-за мрачных скал Альтен-фьорда появились 19 палубных бомбардировщиков «Барракуда», сбросивших на «Тирпиц» град бомб.
Вторая волна машин появилась над целью через час – снова 19 «Барракуд» прикрывали три десятка истребителей «Корсар» и «Уайлкэт». Во время налета немецкие зенитчики стреляли из ряда вон плохо – британцы потеряли всего две «Барракуды» и один «Корсар». Необходимо заметить, что устаревший к тому времени палубный бомбардировщик «Барракуда» имел просто омерзительные летные характеристики: горизонтальная скорость едва превышала 350 км/ч, скороподъемность всего 4 м/с, потолок – 5 километров.

Сумрачный немецкий воин

Итогом операции «Вольфрам» стало 15 попаданий в «Тирпиц». Британские морские летчики использовали несколько типов боеприпасов – в основном, 227 кг бронебойные, осколочные и даже глубинные бомбы. Но главным элементом всей операции были специальные 726 кг бронебойные бомбы (больше не позволяли убогие характеристики бомбардировщика «Барракуда») – всего 10 штук, из них в цель попали три. По плану, бронебойные бомбы следовало сбрасывать с высоты 1000 метров, но летчики перестарались, и, чтобы попасть наверняка, снизились до 400 метров – в результате бомбы не смогли набрать нужной скорости, и тем не менее…
«Тирпиц» был просто изуродован, погибло 122 немецких моряка, более 300 получили ранения. Большинство бомб пробило как картон 50 мм броневые листы верхней палубы, уничтожив все помещения под ней. Главная бронепалуба толщиной 80 мм выдержала удары, но это мало помогло линкору. «Тирпиц» лишился всех командно-дальномерных постов в носовой части, были уничтожены прожекторные площадки и зенитные автоматы, смяты и деформированы переборки, перебиты трубопроводы, надстройки линкора превратились в пылающие развалины. Одна из 726-кг бомб пробила буль под броневым поясом, вывернув наизнанку борт в районе IX и X водонепроницаемых отсеков. В качестве косвенного ущерба началось поступление забортной воды: от взрывов открылись зацементированные трещины в подводной части корпуса - результат предыдущей минной атаки.

Повреждения "Тирпица". Фотографии 15 апреля 1944 г.

В августе 1944 года британская авиация вновь совершила налет на фашистскую гадину, в этот раз одна из 726 кг бомб пробила верхнюю и главную бронепалубы (суммарно 130 мм стали!), и всесокрушающим тараном понеслась вниз сквозь все отсеки «Тирпица», прератила в банку с мясом радиорубку, чуть ниже уничтожила распределительный электрощит башен главного калибра, но, к сожалению, не взорвалась.

В конце-концов, то, что осталось от некогда грозного линкора, окончательно прикончили четырехмоторные бомбардировщики «Ланкастер» с чудовищными бомбами «Толлбой» (англ. верзила). Гладкий обтекаемый боеприпас массой 5454 кг, начиненный 1724 кг взрывчатки, пробил насквозь корабль вместе с толщей воды под ним, и взорвался при ударе о дно. Страшным гидравлическим ударом «Тирпицу» разворотило днище. Еще несколько близких попаданий - и гордость Кригсмарине опрокинулось вверх килем, как обгоревшее ржавое ведро. Конечно, уничтожение линкора «Толлбоем» - весьма странный боевой прием, но еще задолго до применения этих гигантов, суперлинкор водоизмещением 53 тысячи тонн полностью потерял боеспособность от дюжины обычных авиационных бомб.

Оценка боевой карьеры «Тирпица» противоречива – с одной стороны, линкор одним своим присутствием на Севере наводил ужас на британское Адмиралтейство, с другой стороны, на его содержание и обеспечение безопасности тратились гигантские средства, а сам корпус грозного линкора всю войну служил ржавой мишенью для пристрелки британских пулеметов – создается ощущение, что британцы просто глумились над ним, постоянно подсылая Голиафу экзотических киллеров, регулярно выводивших его из строя.

В наши дни

Какие можно сделать выводы из всех этих историй? Сказать, что мощное бронирование совсем не защищает корабль было бы откровенным ханжеством. Чаще всего защищает. Но только то, что находится непосредственно под броней.
Все вооружение, радиоэлектроника, оборудование и системы, расположенные на верхней палубе, в случае атаки обычными авиабомбами или широко распространенными ПКР «Гарпун», «Экзосет», китайской С-802 превратятся в горящие завалы – броненосец практически утратит свою боеспособность.

Вот, например, линейный корабль-долгожитель типа «Айова». Во все времена на его верхней, незащищенной палубе было чему гореть и даже взрываться. В прежние времена это были десятки установок мелкокалиберной артиллерии и 12 легкобронированных башен универсального калибра.
После модернизации в 80-е годы ассортимент горючих материалов на верхней палубе «Айовы» значительно расширился – целых 32 «Томагавка» в 8 установках ABL (бронированный кожух защищал их лишь от мелкокалиберных пуль), 16 открытых всем ветрам ракет «Гарпун», 4 ничем не защищенных зенитных автомата «Фаланкс», и, конечно же, легкоуязвимые радары, системы навигации и связи – без них современный корабль потеряет львиную долю своих возможностей.

Скорость 726 кг британской бронебойной бомбы едва ли превышала 500 км/ч, современные ракеты «Гарпун» или «Экзосет» летят в два раза быстрее, при этом наивно полагать, что тот же «Гарпун» сделан из китайского пластика, у него все-таки проникающая полубронебойная БЧ. Противокорабельная ракета как игла морского ежа глубоко вонзится в слабозащищенные конструкции надстройки и разворотит там все. Про российские «Москиты» или перспективные ПКР «Калибр», атакующих цель на трех скоростях звука я даже не стал упоминать.

На просторах интернета периодически появляются различные опусы на тему: что если древняя «Айова» пойдет на современную «Тикондерогу» - кто кого? Уважаемые авторы забывают, что линкор создавался непосредственно для морского боя с надводным противником, а маленький ракетный крейсер – исключительно для эскортных задач.
Уже к 60-м годам ХХ века на кораблях практически полностью исчезло бронирование. 130 тонн кевларовой защиты на эсминце УРО «Арли Берк» защищитят корабль разве что от мелких осколков и пулеметных пуль. С другой стороны, Иджис-эсминец создавался не для морских баталий с надводными кораблями (на последней подсерии отсутствуют даже ПКР «Гарпун»), т.к. основная угроза прячется под водой и висит Дамокловым мечом в воздухе – и именно против этих угроз ориентировано вооружение «Арли Берка». Несмотря на свое скромное водоизмещение (от 6 до 10 тыс. тонн), Иджис-эсминец вполне справляется со свои задачами. А для ударов по надводным целям есть авианосец, чьи самолеты способны за час обследовать 100 тыс. квадратных километров поверхности океана.

Иногда в качестве доказательства несостоятельности современных кораблей приводятся результаты Фолклендской войны. Британцы тогда потеряли гражданский контейнеровоз, два маленьких фрегата (полное водоизмещение 3200 тонн), два столь же крошечных эсминца (4500 тонн) и старую десантную посудину «Сэр Гэллахед» (5700 тонн) с двумя 40 мм пушками периода Второй мировой.

Потери на войне неизбежны. Зато создание корабля с тяжелым бронированием резко увеличит его стоимость, а постройка линкора полным водоизмещением 50 000 тонн была в те годы вообще нереальным проектом для Великобритании. Для британцев было проще потерять эти 6 «лоханок», чем монтировать броню на каждый корабль Королевского флота. Кроме того, потери можно было уменьшить, установив хотя бы элементарные комплексы самообороны «Фаланкс». Увы, британским морякам пришлось палить из винтовок и пистолетов по медленным и неуклюжим штурмовикам «Скайхок» ВВС Аргентины. А на реквизированном контейнеровозе не было даже систем постановки помех. Вот такая самооборона.

Авианосец HMS Furious, 3 апреля 1944 г. Надпись на бомбе: Тирпиц! Это твоё.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

79 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти