Тактическая авиация ВВС Украины: сомнительные планы и реальная деградация

30

Текущее состояние военно-воздушных сил Украины нельзя назвать даже приемлемым. На вооружении остается ограниченное количество самолетов и вертолетов старых типов, в основном еще советской постройки. В последние годы Киев активно прорабатывает вопросы обновления ВВС и перестройки тактической авиации – и даже составил программу действий на 2021-35 гг. Однако есть все основания полагать, что даже в самом лучшем случае она будет выполнена лишь частично.

Актуальные проблемы


На данный момент «Повітряні сили» не могут похвастать большими размерами или высокой боеспособностью. По данным справочника The Military Balance 2021, тактическая боевая авиация ВВС распределена между четырьмя истребительными и двумя бомбардировочно-штурмовыми бригадами. Общая численность боевых самолетов оценивалась примерно в 125 ед.



Наиболее массовыми в ВВС остаются истребители МиГ-29 и Су-27 – порядка 35 ед. каждого типа. Также имелось более 30 штурмовиков Су-25 и полтора десятка фронтовых бомбардировщиков Су-24. Для решения задач разведки могут использоваться ок. 10 самолетов Су-24МР. Более новый справочник World Air Forces 2022 от журнала Flight Global дает иные числа, но в целом данные двух изданий друг другу не противоречат.

Характерной проблемой Воздушных сил Украины является неприемлемое устаревание наличной техники. Все боевые самолеты и почти вся прочая авиационная техника достались украинской армии при распаде СССР. Соответственно, самые новые истребители и бомбардировщики в прошлом году отметили свое тридцатилетие. Это негативно сказывается на характеристиках и возможностях. Кроме того, под вопросом реальная боеготовность машин.


Неоднократно предпринимались попытки ремонта и модернизации самолетов, однако в этой сфере имеются характерные проблемы. Так, капитальный ремонт не может принципиально решить проблему возраста техники. Кроме того, подобные мероприятия крайне затруднены или даже невозможны без участия России. Привлечение третьих стран позволяет решить некоторые вопросы, но тоже связано с трудностями и проблемами.

Таким образом, ВВС пребывают в плохом состоянии и не могут полноценно решать ставящиеся задачи. Кроме того, присутствуют все предпосылки для дальнейшего ухудшения ситуации – экономические, организационные, коррупционные, технические и т.д. При отсутствии каких-либо мер боеготовый парк Воздушных сил, и без того не самый большой, продолжит сокращаться без надежд на восстановление.

Большая программа


Весной 2020 г. был сформирован и опубликован план развития ВВС под названием «Візії Повітряних Сил 2035» («Видение Воздушных сил 2035»). Этот документ предлагает ряд мер, которые позволят в отдаленном будущем переоснастить ВВС и вернуть их возможности на приемлемый уровень.

Основное внимание в этом плане уделяется обновлению боевой авиации. По результатам выполнения плана, в ВВС собираются иметь четыре бригады тактической авиации, оснащенные единым типом многоцелевого истребителя. Необходимое количество техники оценивается в пределах от 72 до 108 самолетов. Общая стоимость программы составит 200 млрд гривен, и большая часть этих денег предполагается потратить на тактически самолеты.


Модернизация ВВС разделена на три этапа – подготовительный, исполнительный и фиксирующий. Каждый из них, по плану, будет решать собственные задачи и создавать основу для следующего этапа. Несмотря на разную сложность поставленных задач, на каждый этап предполагается тратить по пять лет.

Первый подготовительный этап программы рассчитан на 2021-25 гг. В контексте тактической авиации его целью является выбор и освоение нового истребителя. Тендер на закупку иностранной техники предполагалось провести в 2021-22 гг., и в 2022-м должен появиться контракт. С 2023 по 2025 г. ВВС собирались получить от 6 до 12 самолетов для изучения, освоения и опытной эксплуатации.

В 2025 г. должен стартовать «исполнительный» этап программы. Его целью являются регулярные закупки и поставки новой техники с одновременным списанием устаревшей. Ежегодно предполагается приобретать и ставить в строй до 10-12 самолетов. К концу этапа на новую технику должны полностью перейти две тактические бригады.

«Фиксирующий» третий этап, запланированный на 2031-35 гг., продолжит мероприятия второго и обеспечит завершение всех преобразований и переоснащения. По его итогам Воздушные силы должны приобрести окончательный вид с требуемым количеством соединений и техники. Кроме того, к этому времени полностью избавятся от устаревшей техники еще советского производства.


Любопытно, что ранее опубликованный план не описывает меры по обновлению инфраструктуры в соответствии с требованиями новой авиационной техники. Также не раскрыт вопрос обновления арсеналов средств поражения с переходом на новые стандарты. Очевидно, что полноценная модернизация ВВС не обойдется без таких мер, а их реализация связана с дополнительными тратами и требует некоторое время.

Отсутствующие успехи


В прошлом году должен был стартовать первый этап нового плана. Этот этап продлится еще несколько лет, но основные особенности работ и ключевые тенденции видны и понятны уже сейчас. Более того, появляется возможность сделать прогнозы на будущее, вплоть до конца третьего этапа.

Согласно плану «Візії Повітряних Сил 2035», в 2021-22 гг. должен пройти тендер, в ходе которого выберут новый истребитель-бомбардировщик для дальнейшего перевооружения. Первая половина указанного периода уже прошла, а о конкурсе ничего не известно. Назывались различные претенденты на закупку, но дальше разговоров дело пока не продвинулось. Соответственно, не следует ожидать, что к концу 2022 г. ВВС Украины смогут провести все необходимые мероприятия и выбрать новый самолет.

Вероятно, проведение тендера откладывается по самым банальным причинам: из-за отсутствия необходимого финансирования, а также в связи с политическими и коррупционными процессами. Появление таких факторов характерно и ожидаемо для современной Украины. Кроме того, можно ожидать, что они сохранятся и в будущем. Это становится угрозой как для первого, так и для последующих этапов программы.


Главные проблемы плана модернизации связаны с отсутствием необходимого финансирования. Военный бюджет Украины недавно вышел на уровень 120 млрд гривен, тогда как на обновление ВВС необходимо 200 миллиардов. Удастся ли за 15 лет высвободить 1,7 нынешнего годового бюджета только на одну программу – большой вопрос. Весьма вероятно, что реальные траты на авиацию будут ниже запланированных.

Дополнительной «угрозой» для перевооружения является отсутствие четких планов по инфраструктуре, средствам управления войсками, вооружению и т.д. Их обновление является достаточно сложным и дорогим делом. Реализация таких мер может быть включена в общий бюджет программы, что ударит по прочим закупкам.

В вопросах финансирования Украина может надеяться на зарубежную помощь. Кроме того, возможна передача или приобретение подержанной техники из наличия ВВС третьих стран. Международные контракты последних лет показывают принципиальную возможность таких закупок, несмотря на весьма ограниченную пользу от них.


Будущее без будущего


Таким образом, Украина видит и понимает все проблемы своих «Повітряніх сил», а также осознает необходимость их обновления и совершенствования. Для решения этой задачи составлен и принят смелый долговременный план, охватывающий все вопросы обновления ВВС, и основное место в нем занимает тактическая авиация.

Нетрудно заметить, что план «Візії Повітряних Сил 2035» является чрезмерно смелым для украинской экономики и вооруженных сил в их нынешнем состоянии. Он оказывается слишком дорогим и сложным, и распределение закупок на следующие 15 лет в целом не решает эти проблемы. Возможно, Украина обратится за помощью к зарубежным странам, однако и это не гарантирует своевременное и полномасштабное выполнение всех планов.

Когда и как будут решены все имеющиеся проблемы, и удастся ли это сделать – неизвестно. Тем временем, тактическая авиация в виде морально и физически устаревших самолетов продолжит деградировать. Если в ближайшие годы не будут приняты необходимые меры и сделаны реальные шаги, Украина рискует остаться даже без малочисленных и ограниченно боеспособных ВВС. Впрочем, военно-политическая ситуация прозрачно намекает, что такой сценарий является негативным только с украинской точки зрения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    20 января 2022
    пикскели на самолётах уже научились рисовать неплохо... посмотрим что дальше.
    1. +15
      20 января 2022
      отметили свое тридцатилетие.
      Украина рискует остаться даже без малочисленных и ограниченно боеспособных ВВС

      Напомнило:
      -Доктор, а пиво можно ?
      -Какое пиво !!!
      -А в будущем ?
      -Какое будущее !!! lol
      1. -1
        20 января 2022
        В последние годы Киев активно прорабатывает вопросы обновления ВВС и перестройки тактической авиации – и даже составил программу действий на 2021-35 гг.

        Опоздали, не успеют уже. Надо было жить с соседями в мире.
        1. -6
          21 января 2022
          Цитата: Гражданский
          Опоздали, не успеют уже. Надо было жить с соседями в мире.


          Времени и правда возможно нет уже. Скоро увидем. Мы их разбудили конечно в 2014 году. Вспомнили про армию. Теперь уже долго не забудут и будет обновление, вопрос дадут ли это сделать в итоге. Для соседей это действительно урок, особенно для Казахстана. Армию надо держать на приемлемом уровне, без гигантизма и непомерных расходов, достаточно иметь боеспособные соединения хотя бы в некотором количестве.
    2. +4
      20 января 2022
      Нет у них никакого дальше. Кончилась авиация на Украине.
  2. +5
    20 января 2022
    Боевые самолёты становятся всё сложней и дороже.
    Соответственно малые страны не смогут их производить.
    Для украинцев, имхо, единственный адекватный вариант - не гнаться за реактивной авиацией, а попробовать создать противопартизанские турбовинтовые, типа СуперТукано.
    1. +3
      20 января 2022
      Цитата: SergKam
      не гнаться за реактивной авиацией, а попробовать создать противопартизанские турбовинтовые, типа СуперТукано.

      Да я,что то сильно сомневаюсь чтоони смогут наладить серийный выпуск
      1. +3
        20 января 2022
        Да я,что то сильно сомневаюсь чтоони смогут наладить серийный выпуск

        Если не смогут наладить выпуск даже аналога тукано - тогда АН разгонять и летать на покупном (разумеется, если денег хватит купить)
        1. +2
          20 января 2022
          Цитата: SergKam
          тогда АН разгонять

          Так он давно уже на ладан дышит
          1. +6
            20 января 2022
            Цитата: Серёга64
            Так он давно уже на ладан дышит

            Тогда верхом на Байрактаре hi
            1. +2
              20 января 2022
              Цитата: НДР-791
              Тогда верхом на Байрактаре

              Привет hi
              Есть и другой способ
          2. +3
            20 января 2022
            Ошибаетесь , коллега, он (Ан) уже вообще не дышит, потому что покойники дышать не могут .
    2. +2
      20 января 2022
      "реактивной авиацией, а попробовать создать противопартизанские турбовинтовые"///
      ---
      Совершенно бессмысленно.
      Надо апгрейдить 4-е поколение до 4+.
      У России вся авиация : 4 , 4+ и 4++.
      4+ (Су-27 апгрейд) сможет вести бои с 4++ (Су-35)
      1. +3
        20 января 2022
        Совершенно бессмысленно.
        Надо апгрейдить 4-е поколение до 4+.

        Для этого нужны современные движки, радары, авионика
        Плюс современные боеприпасы.
        Что из этого есть у Украины? Хоть один украинский движок, подходящий на Су-27, назвать сможете?
        Или думаете, что Россия продаст?
    3. 0
      21 января 2022
      Нет у них адекватных вариантов при играх в самостоятельность. История свидетельствует, и реалии сегодняшнего дня показывают, что украинцы, как государствообразущая нация, вне русского государства - несостоятельна. Единственный адекватный для них вариант - протекторат России...
  3. +5
    20 января 2022
    На любой из современных самолётов у Украины не хватит средств. Они бюджет на 2022 год приняли с 9 млрд долларовым дефицитом. Какие там самолёты.
    Если пофантазировать, и если коллективный запад их поддержит деньгами, то это может быть однодвигательный Grippen NG, который, насколько помню, стоит дешевле всех и час эксплуатации ниже всех. Точно также поступила Бразилия, которой не по карману ни Рафали, ни F-16 block 70/72, ни тем более F-35 и F-15EX.
    1. +6
      20 января 2022
      Нет нет, ну дайте же поговорить и планов громадье, хотя вы дали ответ на все вопросы
      Цитата: FRoman1984
      у Украины не хватит средств. Они бюджет на 2022 год приняли с 9 млрд долларовым дефицитом. Какие там самолёты…

      Цитата: FRoman1984
      Если пофантазировать, и если коллективный запад их поддержит деньгами, то …
      А с какой стати западу поддерживать из деньгами? Никому не давали авиационную технику в Европе задаром и этим не дадут: минимум из за желания сохранить репутацию и престиж производителя.
      Да и не нужна западу боевая авиация 404ых: все виды разведки поставить под контроль - без сомнения; наземные силы куда не шло; ”флот” пригодится; радарное после создать и качать данные к себе - это обязательно: так поступили со всей восточной Европой и прибалтикой, и то за счёт местных. Это тянет следом управление и связь. Авиация - не нужна..
    2. +2
      20 января 2022
      Нет. Даже Гриппен Укранина не потянет в качестве основного самолета.
      Наиболее массовым мог бы стать М-346, либо новый Альбатрос от чехов.
      Грубо говоря, две-три эскадрильи Гриппенов, остальное Аэромаччи.
      Если давать керосин, то и пилоты будут с опытом, и ВВС вполне приличные.

      Но наиболее реальный вариант, это эскадрилья Суперхорнетов/Вайперов, а остальное нехай на земле гниет.
  4. 0
    20 января 2022
    Если в ближайшие годы не будут приняты необходимые меры и сделаны реальные шаги, Украина рискует остаться даже без малочисленных и ограниченно боеспособных ВВС. В

    Так они уверены, что вся гейропа во главе с сша ринутся за них воевать.
    Там ещё одна проблема. Лётный состав стремительно теряет квалификацию
  5. 0
    20 января 2022
    Украина рискует остаться даже без малочисленных и ограниченно боеспособных ВВС

    Да и хай живе.
    Меньше нам заботы.
  6. +4
    20 января 2022
    Молодцы правильно делали что скакали ,а не занимались импортозамещением.А так ,сколько по миру Ф 16 и 18 списывают,правда не за бесплатно.Даром только утиль.
    1. +1
      20 января 2022
      Цитата: tralflot1832
      .Даром только утиль.
      Уже...
      Литва передаёт украине учебно-тренировочный L-39ZA Albatros (1998г выпуска Чехия, списанный в 2021г) - самим починить, нет $ - передают в виде безвозмездной помощи.
      soldier
      1. 0
        20 января 2022
        Я даже подозреваю чей это самолёт.Это утиль ,раз мужики не захотели его приводить в лётное состояние.
  7. +3
    20 января 2022
    Не потянут. Ремонт как то ещё, а модернизация без разработчика будет только частичной. И не столь эффективной. Самолетам по 30-35 лет, не предел, но уже близко к нему.
    Остаётся одно: закупка сэкондхэнда типа f-16 и поддержание этих штанов. Больше 36-48 шт. не потянут. В общем, приплыли. И славно.
    1. +1
      20 января 2022
      да плюсом туда что у них нет современных авиационных средств поражения,только макеты
  8. +2
    20 января 2022
    В принципе раз уж Румыния прикупила себе F16, то и Украина вполне сможет, к тому же бу, можно и за бесплатно, а денежки пойдут только на ремонт, инфраструктуру, боеприпасы, обучение.
  9. 0
    20 января 2022
    Украина вполне потянет пару эскадрилий в World of Warplanes, мне кажется.
    Но на более пока не способна.
    Зато там тоже можно клёвый пиксельный борт нарисовать.
  10. +7
    21 января 2022
    Только б/у. С десяток списанных F-16. Ничего нового нынешний режим не потянет.
  11. 0
    21 января 2022
    Опасные полёты на опасных аэропланах. И лётчики бегут. К тому же, если что, то начнут с аэродромов, причём ВПП нужны целыми. Так что, не обессудьте, небратья.
  12. 0
    23 января 2022
    На данный момент на их месте, я бы купил китайский аналог Як 130, а расплачивался бы движками.
    Естественно заказал бы модификацию с РЛС для вариантов легкого бомбера и истребителя.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»