Самые странные танки: шведский эксперимент Kranvagn

4
На что способны конструкторы, получившие карт-бланш? Летающая техника, танки с четырьмя гусеницами, военные роботы — это лишь верхушка айсберга инженерной мысли. Представляем проект «Самые странные боевые машины мира» от создателей легендарной игры World of Tanks. Рубрика рассказывает об удивительных, смелых и провальных решениях танковых инженеров. Главный герой этого выпуска — Kranvagn.

1940-е и 1950-е годы были неудачным временем для шведских бронетанковых сил. Военные принимали на вооружение уже устаревшую технику, а у конструкторов было крайне смутное представление о современных боевых машинах. Сохранение нейтралитета привело к тому, что новость о создании в СССР тяжелых танков ИС-3 дошла до Скандинавского полуострова только в марте 1950 года, и для шведов это был шок. Осознание своей беспомощности стало толчком к созданию машины, способной дать бой советскому «монстру».



Перед началом работ специалисты изучили доступные иностранные танки. Немалую роль в этом сыграли французы. Они надеялись на выгодное сотрудничество по военной линии, поэтому предоставили трофейный «Тигр II», и даже показали опытный AMX 50. В конце концов приоритетной концепцией для шведских конструкторов стал танк с мощным лобовым бронированием, тонкими бортами и качающейся башней с автоматом заряжания.

Проект стартовал в 1949 году. За основу взяли французский AMX 50. Среди требований военных была удельная мощность в 20 л.с./т., способность пробивать лобовую броню ИС-3 (120–150 мм) и масса до 30 тонн. Кроме того, конструкция танка должна была учитывать особенности ландшафта Швеции. По сути, его основной задачей было прибытие на поле боя, отстрел магазина и оперативный отход.

Ближе к осени 1952 года было разработано 3 концепции: EMIL E1, E2 и Е3. Они отличались вооружением, что вело к разным габаритам и массе. Лучше всего соответствовал техзаданию образец E1 со 120-мм нарезным орудием. 6-метровый танк весил 28 тонн, обладал очень низким шасси и не превышал 2,5 метров в высоту. 145-мм броня располагалась под углами, которые обеспечивали устойчивость к попаданию снарядов даже лучше, чем у ИС-7. Длина ствола орудия была всего 40 калибров. Пушка стреляла мощными кумулятивными снарядами, которые вполне могли поразить тот самый ИС-3. Впрочем, по мнению шведских военных огневой, мощи все равно было недостаточно, и EMIL E1 в итоге забраковали.

Выбор командования пал на проект EMIL E3, вооруженный 150-мм орудием. Машина была длиннее, тяжелее, весила больше 40 тонн и должна была оснащаться мотором мощностью 800 л.с. Проблемой стало то, что у шведов в принципе не было двигателей более 400 л.с. Решение искали на стороне и нашли у американской компании Continental.

Прототипом машины занимались сразу две фирмы: башню и вооружение создавал Bofors, а ходовую — Landsverk. К этому моменту танк уже получил имя, под которым и остался в истории, — Kranvagn, или KRV. Предполагалось, что прототип будет готов в 1955 году. Первый образец ждали к 1956-му, а начало серийного производства было намечено на 1958-й. На Landsverk все шло по плану, но у Bofors начались сложности. Проблемы были как с башней, так и с орудием. Не получались кумулятивные боеприпасы, системы стабилизации и автомат заряжания. В итоге к испытаниям доставили шасси от Landsverk с массогабаритным макетом вместо башни.


Ходовая KRV показала себя хорошо, а по характеристикам не уступала технике других стран. Казалось, до появления современного тяжелого танка шведам оставалось совсем немного, но компания Bofors так и не сумела создать качающуюся башню. В 1954 году работы над проектом приостановили. Чтобы оснастить войска современной техникой, Швеция закупила британские Centurion и на этом закрыла тему.

По мнению историков, мир не увидел танк KRV из-за постоянно растущих требований шведских военных, которые не смогли вовремя остановиться. Машину со 120-мм пушкой можно было изготовить даже без использования американских двигателей, при этом она бы вряд ли встретилась в бою с советскими ИС-3, которые уже в 1946 году признали устаревшими.



Между тем, работа над Kranvagn не была бесполезной. Шасси машины сыграло важную роль в мировом танкостроении. Именно на нем испытывали решения, которые затем применили на знаменитом Strv 103. Кроме того, один из вариантов ходовой стал основой для опытной САУ Akv 151. В серию она не пошла, но ее автомат заряжания позже установили на самоходную гаубицу Bandkanon 1, которая расстреливала 14 снарядов из кассеты за 48 секунд. В свою очередь, второе шасси Kranvagn до сих пор находится в запасниках музея Arsenalen.

Больше подробностей о шведском танке Kranvagn смотрите в видео от компании Wargaming.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 января 2022 06:00
    новость о создании в СССР тяжелых танков ИС-3 дошла до Скандинавского полуострова только в марте 1950 года


    Осознание своей беспомощности стало толчком к созданию машины, способной дать бой советскому «монстру».Проект стартовал в 1949 году.


    Шведы, как королева из Алисы в Зазеркалье?
    Сначала начали делать ответ на наш Ис-3, а через год только узнали о его существовании?
  2. +6
    21 января 2022 06:28
    Просто рекламная статейка ВГ. Они, как обычно, даже статью не удосужились проверить на соответствие данным. "И так сойдет!"
  3. +3
    21 января 2022 06:39
    ...обеспечивали устойчивость к попаданию снарядов даже лучше, чем у ИС-7.


    ИС-7 разработан в 1945—1947 годах, выпуск ограничился шестью прототипами и незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году.


    Бронирование
    Тип брони Стальная литая и катаная
    Лоб корпуса (верх), мм/град. 150/65°
    Лоб корпуса (низ), мм/град. 150/50°
    Борт корпуса (верх), мм/град. 150/45°
    Борт корпуса (низ), мм/град. 100/40-65°
    Корма корпуса (верх), мм/град. 60/55°
    Корма корпуса (низ), мм/град. 100/15°
    Днище, мм 20
    Крыша корпуса, мм 20
    Лоб башни, мм/град. 210/51-60°
    Маска орудия, мм/град. 350/0°
    Борт башни, мм/град. 150/30-65°
    Корма башни, мм/град. 94
    Крыша башни, мм/град. 50
    Вооружение
    Калибр и марка пушки 130-мм С-70
    Тип пушки Нарезная
    Длина ствола, калибров 54
    Боекомплект пушки 30 снарядов
    Углы ГН, град. 360
    Пулемёты
    2 × 14,5-мм КПВТ
    6 × 7,62-мм РП-46
    Боекомплект пулемётов
    400 патронов (для КПВТ)
    2500 патронов (для РП-46)
    Двигатель
    [показать]М-50Т
    Подвижность
    Мощность двигателя, л. с. 1050
    Скорость по шоссе, км/ч 60
    Скорость по пересечённой местности, км/ч 32
    Запас хода по шоссе, км 300
    Ёмкость топливных баков, л 1300
    Удельная мощность, л. с./т 15,45
  4. +2
    21 января 2022 06:53
    Нельзя пускать в серию танк, название которого невозможно выговорить по трезвяку.