Появление автомата немецких парашютистов FG42 связано с неудачей десанта при операции «Меркурий»

61
Появление автомата немецких парашютистов FG42 связано с неудачей десанта при операции «Меркурий»

Немецкая армия в годы Второй мировой войны часто прибегала к десантным операциям. Парашютисты вермахта высаживались на определённых участках местности как для завоевания и удержания плацдармов, так и для проведения операций диверсионно-разведывательного характера. На повестке стоял вопрос, какое оружие может быть наиболее эффективно для десанта.

В 1942 году на вооружении вермахта появляется автоматическая винтовка (автомат) FG42, которую называют винтовкой немецких парашютистов, десантников. Это сокращение (FG) – от слова Fallschirmjäger, которое можно перевести как охотник-парашютист.



Само появление этого автомата у немецких войск связано с неудачей. Речь идёт о фиаско при выполнении операции «Меркурий» буквально за несколько недель до вторжения гитлеровских армий в Советский Союз.

Десантная операция «Меркурий» ставила своей целью захват острова Крит для получения полного контроля над восточной частью Средиземного моря, в том числе с возможностью контроля захода в пролив Дарданеллы и выхода из него. Несмотря на итоговую победу немецких войск, операцию сами немцы не спешили заносить в свой актив. Дело в том, что крупные потери понесли немецкие десантники. Связаны эти потери были главным образом с оружием. Парашюты того времени не позволяли иметь при десантировании из оружия практически ничего тяжелее пистолета-пулемёта. Штурмовое вооружение вместе с боеприпасами сбрасывалось на парашютах отдельно, и в течение примерно полутора минут десант вермахта должен был этот груз найти и взять в арсенал. Успевали далеко не все. А если и успевали, то всё равно находились не в самом выгодном положении перед греческими и британскими солдатами, противостоявшими им на Крите.

В итоге в Германии было принято решение разработать относительно лёгкое и одновременно с тем мощное штурмовое оружие, подходящее для десантирования вместе с самим парашютистом. Так в 1942 году и появился автомат FG42 конструктора Луиса Штанге. В варианте FG42-E это оружие весило около 4,2 кг при длине в 945 мм. Оружие под патрон 7,92×57 мм применялось не только в течение оставшихся лет войны, но и после неё.

Об автоматическом оружии немецкого десанта времён Второй мировой войны подробно рассказывается в ролике:

61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    20 января 2022 16:01
    Шикарная игрушка для настоящих мужиков! Янки в этом молодцы с их оружейным рынком и возможностями..
    1. +7
      20 января 2022 17:09
      Если Вы имеете в виду американский единый М60, при конструировании которого за основу взяли FG-42, то американская "игрушка" получилась дерьмовая, не взирая на все их возможности. request
      И чего только Рембо с ним по джунглям бегал, глупый просто, наверное. laughing
      1. +10
        20 января 2022 18:05
        американская "игрушка" получилась дерьмовая

        Стоит 65 лет на вооружении, используется примерно в 70 странах. Может не все так однозначно?
        1. +3
          20 января 2022 18:13
          Может и не всё, но когда добрый дядя раздаёт стволы на халяву, кто ж от дармовщины откажется. Я с этим пулемётом дела не имел, но сужу по отзывам тех, кто его в реальных делах пользовал. Среди моих знакомых такие есть, были, точнее.
          1. +5
            20 января 2022 18:28
            На халяву, конечно, раздавали, было дело. Однако на сегодня, как ни странно, этот пулемет используют ССО - американские, чешские, сенегальские, тунисские, малазийские.
            1. +3
              20 января 2022 18:34
              Насчёт Сенегала и прочих понятно, а чехи-то как в эту компанию попали, с их-то возможностями?
              1. +6
                20 января 2022 19:15
                Как раз свой UK-59L чехи американским М60E4 и заменили.
                1. +3
                  20 января 2022 19:38
                  Порылся и нигде не нашел информации, что чехи заменили свой пулемёт на американца. Откуда такие сведения и в чём смысл такой замены?
                  1. +3
                    20 января 2022 20:13
                    Откуда такие сведения и в чём смысл такой замены?

                    Непосредственно с сайта 601. skupina speciálních sil generála Moravce или 601. SkSS (http://www.601skss.cz/english/clickmap/m60_en.html).
                    1. +2
                      20 января 2022 20:34
                      На сайте порылся, но про пулемёты ничего не нашел, не получилось.
                      1. +3
                        20 января 2022 20:39
                        Я же Вам ссылку прямо на страницу с пулеметом дал!
                      2. +2
                        20 января 2022 20:40
                        Значит у меня руки кривые, искать не умею. smile
                      3. +1
                        20 января 2022 20:44
                        Вы ссылку выделяйте, потом правой кнопкой щелк - и в меню "перейти по адресу".
                      4. +2
                        20 января 2022 20:46
                        Нашел вот это:
                        " Бойцы резервного центра вооружены пистолетами Glock 17, автоматом Са-58, снайперскими винтовками СВДСН3 (Драгунова) и пулеметами FN 7.62 Minimi и ПКМ. Также у них есть бронепластины НПП 2006. Разведывательное оборудование включает в себя приборы ночного видения, лазерные дальномеры, телеобъективы и другое специальное оборудование."
                      5. +1
                        20 января 2022 20:54

                        Искомая страница на английском языке.
                      6. +3
                        20 января 2022 20:59
                        Всё равно не очень понятно, зачем чехам этот хлам, есть системы намного удачней, у FN, по крайней мере. Я уж не говорю за MG.
      2. 0
        21 января 2022 11:33
        Нет, уважаемый, я имею ввиду только FG-42.. Для парашютистов в самый раз..
      3. -1
        22 января 2022 15:29
        Была бы дерьмовая не вооружили бы полмира ими.... детские болезни были, но прошли...
  2. sen
    +7
    20 января 2022 16:01
    Само появление этого автомата у немецких войск связано с неудачей. Речь идёт о фиаско при выполнении операции «Меркурий» буквально за несколько недель до вторжения гитлеровских армий в Советский Союз.

    Гитлер посчитал такие потери не приемлемыми и запретил проведение крупномасштабных воздушно-десантных операций.
    В дальнейшем, немецкие ВДВ использовались как элитная пехота и для комплектования диверсионно-разведывательных отрядов. В начале войны с СССР эти десантники, нередко одетые в советскую форму (чаще НКВД) и с советским оружием, успешно вели авианаводку, захватывали мосты, осуществляли разведку, уничтожали штабы, разрушали связь и пр.
    1. +4
      20 января 2022 16:07
      Гитлер посчитал такие потери не приемлемыми и запретил проведение крупномасштабных воздушно-десантных операций.

      А вот использовал бы их на Мальте - глядишь, и война бы чуток по другому пошла.. Но вот зачем ему Крит понадобился - совсем непонятно..
      1. +5
        20 января 2022 16:25
        Немецкой целью в войне с Грецией была не столько помощь итальянскому союзнику, сколько обеспечение безопасности румынских нефтяных месторождений от будущих воздушных ударов англичан. Поэтому одного захвата континентальной Греции им не хватало: от аэродромов Крита до румынских нефтяных полей была всего тысяча километров, и немцы на опыте Германии уже знали, что это более чем посильная дистанция для английских бомбардировщиков.
        1. +3
          20 января 2022 17:11
          Аэродромы на Крите ещё снабжать надо.. А с потерей Мальты - английские конвои по Средиземному морю ушли бы в небытие.. Британии точно стало бы не до румынских месторождений..
          1. 0
            20 января 2022 17:30
            Ну по хорошему и Гибралтар ) хорошо что не сложилось.
      2. +2
        20 января 2022 17:12
        Крит немцам был нужен для того же, для чего англичанам нужна была Мальта.
    2. 0
      20 января 2022 18:40
      а потом под псковом и в других местах всю эту элиту уконтропупил наш рядовой пехотный Ваня. правда крови они нашей попили.
      1. +7
        20 января 2022 19:14
        Цитата: vl903
        а потом под псковом и в других местах всю эту элиту уконтропупил наш рядовой пехотный Ваня. правда крови они нашей попили.

        Берлин. 1945г.
        1. +2
          20 января 2022 22:18
          фото супер! спасибо!
      2. +3
        21 января 2022 10:05
        "а потом под псковом и в других местах всю эту элиту уконтропупил наш рядовой пехотный Ваня"
        совсем не факт, что просто пехотный. сколько у нас корпусов вдв в пехоту переделали?
  3. -1
    20 января 2022 16:22

    ну не знаю...В зачатии М60, наверное, и MG-42 участие принимал.
    1. +1
      20 января 2022 17:33
      В зачатии М60, наверное, и MG-42 участие принимал.


      Совсем нет, там совершенно различный принцип действия оружия. Вы, может быть, имели в виду FG-42, но произошла опечатка.

      MG-42

      М60
      1. 0
        20 января 2022 17:52
        Цитата: Морской Кот
        Совсем нет, там совершенно различный принцип действия оружия.

        Механизм подачи ленты всё-таки MGшный.
        1. +1
          20 января 2022 18:15
          Спорить не буду, но Вы уверены, что именно от VG? Всё-таки слишком различные по конструкции системы.
      2. +8
        20 января 2022 20:36
        ну не знаю...В зачатии М60, наверное, и MG-42 участие принимал.

        Первоначально за основу нового американского пулемета для замены M1919A4 был взят именно MG-42. Причем американцы решили просто переделать его под свой патрон .30-06 Springfield. По какой то странной инициативе работу поручили Saginaw Steering Gear - подразделению General Motors, которое занималось разработками рулевого управления автомобилей. Пулемет получился очень похожий на настоящий и назывался Т24.

        Но стрелять из за принципиальных ошибок при проектировании пулемет нормально отказывался. Довести до ума его так и не удалось.
        А следующие попытки была уже на базе FG-42. Но там уже целая статья будет.
        1. +2
          20 января 2022 20:39
          Но там уже целая статья будет.


          Ну, так за чем дело встало, интересная ведь тема -- напишите, тем более у Вас и материал есть.
          1. +2
            20 января 2022 20:42
            Не знаю зачем, но на творчество как то не того... Пробило было на финские пистолеты, потом начал про финские самозарядные винтовки и на середине застрял.
            1. +2
              20 января 2022 20:53
              Нет настроения, или хватает других забот?
              Меня вот собственное здоровье достало, точнее его частичное отсутствие. laughing
              1. +2
                20 января 2022 20:56
                Вот именно нет настроения. Время есть. И здоровье пока, слава богу, в пределах возрастных норм.
                1. +2
                  20 января 2022 21:02
                  М-да... Настроение искусственно не создашь, а спиртным его только усугубить можно. Жаль... smile
                  1. +3
                    20 января 2022 21:03
                    Нет, само по себе настроение в норме, бодрое. А после предобеденного аперитива даже веселое. А вот настроения писать нет.
                    1. +2
                      20 января 2022 21:06
                      А вот тут уже ничего не поделаешь request насильно ничего хорошего сотворить невозможно. smile
                    2. +1
                      20 января 2022 22:21
                      ну может эт временно? и у нас надежда есть? полюбому будем надеяться и ждать
        2. -1
          21 января 2022 08:36
          Цитата: Undecim
          А следующие попытки была уже на базе FG-42. Но там уже целая статья будет.

          это понятно, но механизм ленточного питания целиком взят от MG.
  4. +6
    20 января 2022 16:23
    Автоматические винтовки Fallschirmjagergewehr 42 первой (сверху) и второй моделей.

    1. +5
      20 января 2022 16:59
      Нужно ещё фото со штыком в боевом положении:

      и на демонстрации недоверчивому генералу люфтваффе - "Ja-ja, es ist wirklich ein Bajonett..Nun...Bajonettchen doch (Да-да, это действительно штык...Ну.. штычок..)
      .
  5. +1
    20 января 2022 16:23
    Сразу заметно, что конструкция легко развивается в пулемет с ленточным питанием.
  6. +1
    20 января 2022 16:40
    Интересно что после войны немцы решили воссоздать не StG 44 или StG 45(M) которую к слову скопировали от и до испанцы, точнее пригласили разработчиков (Людвига Форгримлера) к себе и получилась CETME. Решили воссоздать FG42.
    Немного натянуто, то что из-за патрона не стали принимать на вооружение. Пересчитать переделать под патрон 7.62*51 не такая уж большая проблема.Видимо дело в другом, америкосы скинули свое оружие в Германию.
    1. +6
      20 января 2022 17:01
      .Видимо дело в другом, америкосы скинули свое оружие в Германию.


      Нет. Стрелковое вооружение у Бундесвера было отечественного производства, американцев там и близко не было.
      Даже клон испанской "СЕТМЕ" производился как HK G3 (Неклер-и-Кох)


      Единый пулемёт тоже был свой, сами понимаете какой.)) MG3.

      Единственно, что было от американцев, это "полтинник" -- Browning M2HB.
      1. +3
        21 января 2022 04:26
        Вот и я о том же. HK G3 по факту клон StG 45(M), пулемет MG3 клон MG42. Всю стрелковку нечего делать перестволить под другой патрон. Значит винтовка FG42 была полным отстоем.
  7. +3
    20 января 2022 20:02
    Вследствие высокой стоимости и технологической сложности было изготовлено, по разным данным, от 7 до 12 тыс шт. этой винтовки, по меркам второй мировой войны это "психологическая" погрешность.... Тяжёлая( более 4,5 кг. , явно не для десантника, к тому же излишне мощный патрон, при небольшой длине ствола(50 см) давал сильную отдачу и оглушительный грохот выстрела. И ,хотя ,прицел был градуирован до 1200 метров, реальная прицельная дальность не превышала 400 метров..
    Как говорится, никакой роли...
    1. +1
      21 января 2022 11:46
      Постреляйте из ТТ, тоже ещё та пушка.. змей горыныча.. Во время войны винтовка как раз была нужной: комактна, мощный патрон, возможность стрельбы очередями.. Самая то для ВДВ.. но времена её закончились с появлением промежуточного патрона и развитием более технологичного и дешёвого оружия со схожими характеристиками..
  8. -1
    21 января 2022 02:27
    Это сокращение (FG) – от слова Fallschirmjäger, которое можно перевести как охотник-парашютист.
    Сложносочинённое немецкое слово. Вспоминая М.Н.Задоронова (земля ему пухом и мир праху его) ищем русские аналоги: der Fall - глагол fallen (опускаться, падать (фол - верёвка), der Schirm (зонт, экран, козырёк (ширма), der Jäger (охотник, истребитель, ловчий (следопыт). На выходе получаем: спускающийся на на зонте/экране охотник/истребитель = парашютист-охотник. Но, тупо переводить сложносочинённые слова - неблагодарное дело. Всё просто это ДЕСАНТНИК. Да, у НАТОвцев они тоже существуют...
  9. +2
    21 января 2022 07:04
    Фиаско "Меркурия"? Ну вроде бы полного краха и провала там не было. Наоборот полк зеленых дьяволов взял аэродром Мальмё, что обеспечило высадку горнострелковой дивизии. В итоге целая армия британо-греческих войск почти 50 тыс.чел была разгромлена, сдалась в плен или сбежала с острова. Это поразительный успех. Что касается больших потерь, то здесь не оружие виновато, а головотяпство при десантировании, когда роты целиком утонули в озере, разбились об скалы или были расстреляны в воздухе будучи высажены прямо на позиции английской пехоты.
    1. 0
      21 января 2022 09:29
      Цитата: геолог
      Фиаско "Меркурия"? Ну вроде бы полного краха и провала там не было. Наоборот полк зеленых дьяволов взял аэродром Мальмё

      Мальмё - это некоторым образом Швеция). Составляющие захвата Малеме - это безусловно доблесть немецких "планеристов" и фатальная тупость Фрейберга, глядевшего в сторону моря
  10. +1
    21 января 2022 07:36
    "Дело в том, что крупные потери понесли немецкие десантники. Связаны эти потери были главным образом с оружием"

    Связаны эти потери не с личным оружием, а с безалаберной разведкой в основном.
  11. +2
    21 января 2022 07:52
    Глупая версия создания автоматической винтовки.Немцы на своих парашютах RZ-1 десантировались с высоты 100-120 метров, а на Крите и с 75 метров. Да, при таком десантировании опасно брать с собой габаритное оружие, но оно было в контейнерах, сбрасываемых одновременно. А на таких высотах десантирования разброс минимальный. Потери были в основном при захвате аэропортов из-за отсутствия тяжелого вооружения. Да, 4 тысячи погибших из 22 тысяч это по меркам немцев серьезные потери. А неудача десанта это работа британской пропаганды для оправдания своего поражения.
    1. 0
      21 января 2022 09:11
      Цитата: Konnick
      Да, при таком десантировании опасно брать с собой габаритное оружие, но оно было в контейнерах, сбрасываемых одновременно

      Вы путаете причину и следствие - как раз появление FG и было, полагаю, своеобразной работой над ошибками Кипра. По крайней мере, чтобы исключить эти пресловутые "80 секунд" и не оставлять фальширмягеров по приземлении с пистолетами и ножами. Поэтому первоначальная спецификация на LC-6 подразумевала, что прыгать десантники будут именно с оружием. И стрелять при десантировании. Чем Вы объясните такую странную эргономику рукоятки на первой модели?
      1. 0
        21 января 2022 09:19
        своеобразной работой над ошибками Кипра.

        Результатом стал отказ немцев от массовых парашютных десантов.

        стрелять при десантировании.

        Это как при прыжке со 100 метров, причем первая фаза при вытягивании фалом парашюта при положении десантника вниз головой?

        Чем Вы объясните такую странную эргономику рукоятки на первой модели?

        Почему странную? Очень эргономичную и привычную для десантников пистолетную ручку Люгера.
        1. -1
          21 января 2022 10:06
          Цитата: Konnick
          Это как при прыжке со 100 метров, причем первая фаза при вытягивании фалом парашюта при положении десантника вниз головой?

          не помню, читал где-то. Вероятно, дичь и домыслы, не спорю. Но то, что прыгать должны были с ней, разве сомнительно? Что такого - с МП-38/40 прыгали же.
          1. 0
            21 января 2022 11:18
            Но то, что прыгать должны были с ней, разве сомнительно? Что такого - с МП-38/40 прыгали же.

            Не от хорошей жизни. После Крита парашютное десантирование немцы стали применять только в диверсионных целях, небольшими группами. Вот им то и было необходимо оружие при себе. Но к тому времени и парашют изменили.
      2. 0
        22 января 2022 06:20
        Стрелять вися на куполе? А отдачи будет сильно болтать и стропы может закрутить и столкнуться с кем нибудь можно.
        Вы видимо не представляете что такое прыжок с 200 метров, там времени совсем нет и удар об землю очень сильный..
  12. -1
    24 января 2022 18:32
    Не самая лучшая конструкция, имела массу недостатков, не говоря уже о весе и габаритах, мало подходящих для десантников.