Двухзвенные транспортеры в российской армии

12
Двухзвенные транспортеры в российской армии

Транспортный вездеход ТТМ-4902ПС-10 "Руслан". Фото Минобороны РФ

Несколько лет назад в части российской армии начали поступать двухзвенные сочлененные транспортеры разных моделей. Эта техника предназначается для перевозки людей и грузов, а с недавнего времени ее используют в качестве базы для различных вооружений. Вместе с такими машинами армия получает новые важные возможности боевого и вспомогательного характера.

Двухзвенные возможности


Сочлененные гусеничные вездеходы имеют ряд характерных преимуществ перед техникой с одним корпусом и единой ходовой частью. Это позволяет им перевозить больший груз, а также обеспечивает более высокие характеристики на бездорожье и пересеченной местности. В определенных условиях двухзвенные транспортеры являются наиболее удачным выбором для решения транспортных и иных задач.




ГАЗ-3344-20 "Алеут". Фото Минобороны РФ

Две ходовые части с широкими гусеницами позволяют резко сократить удельное давление на грунт в сравнении с традиционными конструкциями. Это улучшает проходимость и/или создает запас грузоподъемности. Корпуса, соединенные управляемым поворотно-сцепным устройством, могут перемещаться друг относительно друга, что упрощает преодоление препятствий. Кроме того, в двух корпусах можно предусмотреть больший объем для грузов и пассажиров.

Двухзвенные вездеходы хорошо показывают себя на твердых и сыпучих грунтах, на снегу и на болоте. По результатам многочисленных испытаний они были рекомендованы к использованию в частях и соединениях на Крайнем Севере и в других районах со сложными ландшафтами. Соответствующие закупки начались несколько лет назад, и новая техника стала постепенно заменять наличные образцы с недостаточными характеристиками.


Вездеход ДТ-10ПМ на испытаниях. Фото Минобороны РФ

Полноценное переоснащение арктических частей стартовало в середине десятых годов. Поставляются вездеходы нескольких основных моделей с разными характеристиками. На первом этапе армия закупала только технику транспортного назначения, а затем началась разработка полноценных боевых машин на сочлененных шасси. Некоторые из них уже приняты на вооружение, а другие пока проходят испытания.

Многоцелевой транспорт


Одним из первых на снабжение северных частей поступил снегоболотоход ТТМ-4902ПС-10 «Руслан» разработки и производства Нижегородского завода транспортно-технологических машин. Первые машины этого типа поступили в эксплуатацию в середине десятых годов, и в дальнейшем поставки продолжились. Сообщалось, что они предназначаются для мотострелковых подразделений береговых войск Северного флота и должны частично заменить существующие транспортеры. Затем осуществлялись поставки в другие части.

«Руслан» представляет собой двухзвенную машину общей длиной ок. 11,6 м и полной массой 13,5 т. Передний корпус вмещает силовую установку на основе 300-сильного дизеля и грузопассажирскую кабину, а в заднем располагается часть агрегатов трансмиссии и более крупная кабина. В первом звене вездеход перевозит до шести пассажиров или соответствующий груз. Задняя кабина вмещает 18 человек либо 3 т груза. Предусматривалась возможность переоснащения задней кабины в командный пункт, медицинский блок и т.д.


Серийные ДТ-30ПМ со специальным оснащением. Фото Минобороны РФ

В том же классе представлен вездеход ГАЗ-3344-20 «Алеут» от Заволжского завода гусеничных тягачей, поставки которого начались несколько лет назад. Это машина полной массой ок. 10 т с грузоподъемностью 3 т (2500 кг на заднем звене), способная перевозить до 20 чел. Она оснащается дизелем мощностью 185 л.с., что достаточно для высокой проходимости и подвижности. Имеется возможность плавания за счет перемотки гусениц.

«Алеуты» закупались, в первую очередь, для арктических и дальневосточных подразделений. Недавно было объявлено о поставке такой техники соединениям Центрального военного округа. Машины используются в качестве транспорта с высокой проходимостью и обеспечивают выполнение широкого круга задач, в т.ч. учебно-боевых.

Целый ряд двухзвенных транспортеров выпускается ишимбайской компанией «Витязь». В среднем классе она представляет снегоболотоходы ДТ-3ПБ и ДТ-4П. Это машины военного назначения грузоподъемностью 3-4 т с возможностью перевозки личного состава и/или установки бронирования и вооружения. В зависимости от ставящихся задач, такие вездеходы могут оснащаться пулеметом или иным оружием.


"Витязь" в сравнении с "Уралом". Фото Минобороны РФ

Также «Витязь» выпускает вездеходы ДТ-10ПМ. Это более крупная машина с полной массой 21 т, полезная нагрузка которой достигает 10 т. Перевозка тяжелых грузов и высокая проходимость на местности обеспечиваются дизелем мощностью 710 л.с., гидромеханической трансмиссией и ходовой частью с широкими гусеницами. Военная модификация «Витязя» оснащена броней и имеет другие характерные особенности.

Самым тяжелым в линейке ишимбайского завода является транспортер ДТ-30ПМ. При собственной массе порядка 28 т он способен перевозить 30-тонный груз, в т.ч. больших габаритов. Использован 780-сильный дизельный двигатель; машина имеет высокую проходимость и, как и другие «Витязи», способна плавать.


ЗРК "Тор-М2ДТ" на шасси ДТ-30. Фото АП РФ

Военный вездеход ДТ-30ПМ имеет бронирование и может оснащаться вооружением. Он используется в качестве транспортера или как основа для специальной техники. К примеру, на базе «Витязя» разработаны и выпускаются полевая кухня, водяная цистерна и другие машины тылового обеспечения.

Боевые машины


С недавнего времени сочлененные платформы используются для размещения различных вооружений. Результатом такого подхода становятся новые военные машины, сочетающие высокую подвижность в сложных условиях с требуемыми боевыми качествами.

Переработанное шасси ДТ-30ПМ было использовано при создании новых зенитных ракетных комплексов. Путем изменения заднего корпуса и установки соответствующих боевых средств были созданы ЗРК «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА». Такие комплексы сочетают боевые качества базовых «Тора-М2» и «Панциря-С1» с высокой подвижностью сочлененной платформы. К настоящему времени эти ЗРК прошли необходимые испытания и поступили в войска.


Арктические "Панцири-СА". Фото АП РФ

На базе более легкого шасси ДТ-10ПМ выполнено перспективное самоходное артиллерийское орудие «Магнолия». В его случае тоже используется уменьшенный задний корпус, на котором устанавливается боевое отделение. Универсальное 120-мм орудие на двухзвенном шасси должно будет повысить и расширить огневые возможности сухопутных подразделений при сохранении требуемой мобильности.

Преимущества в разных сферах


Двухзвенные гусеничные транспортеры отличаются определенной сложностью конструкции, но она дает им ряд важных возможностей и преимуществ перед другой техникой. В ряде ситуаций такие преимущества полностью компенсируют сложность и позволяют получить необходимые результаты. В частности, именно сочлененные снегоболотоходы оказываются едва ли не самым лучшим транспортом для удаленных районов нашей страны.


Опытное САО "Магнолия". Фото ЦНИИ "Буревестник"

Российская армия прекрасно понимает преимущества такой техники и уже достаточно давно закупает ее. На снабжение поступают вездеходы разных классов и моделей, способные решать разные боевые задачи. При этом развитие направления продолжается, и теперь главной целью является создание новых образцов с тем или иным вооружением.

По итогам уже прошедших и продолжающихся процессов часть соединений армии получила или получит новый транспорт для личного состава, в т.ч. защищенный, средства обороны и артиллерию. Возможно, в будущем появятся новые проекты боевых машин, концептуально похожие на «Панцирь-СА» или «Магнолию», но предусматривающие использование иных вооружений.

Таким образом, можно утверждать, что современные двухзвенные сочлененные транспортеры нашли и прочно заняли свое место в российской армии. Они удачно дополнили другую технику привычной архитектуры, а затем почти вытеснили ее из тех сфер, где могут показывать наилучшие результаты. И, по всей видимости, развитие таких вездеходов будет продолжаться с положительными последствиями для армии.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    21 января 2022 05:54
    Не знаю насчет нижегородских транспортеров, а ишимбайские "Витязи" производились еще в 80-х годах.
  2. +14
    21 января 2022 06:52
    Имел возможность ознакомиться с ДТ-10 «Витязь» в 1986-1988 годах.
    Основное достоинство - высокая проходимость (особенно зимой). В Мурманской области зима долгая.
    Было дело, когда вытягивали МТЛ-ы, когда те садились на «брюхо».
    Оказывается, мы с ребятами правильно думали о применении тягачей. Слабым местом у них были резинометаллические гусеницы.
    Низкое удельное давление на грунт полезно для тундры Кольского п-ва. Все окрестности Печенги и Луостари, весь Рыбачий был покрыт следами наших доблестных тягачей (даже танков)... А северная природа имеет одну особенность - она медленно «залечивает» раны. Если кто был в этих местах, то может подтвердить, что вокруг немецкой «Пароварской» дороги в восьмидесятых оставались колеи от немецкой техники...Не говоря уже о местах боёв...
    Хорошо, что такому важному вопросу уделили должное внимание.
    1. +3
      22 января 2022 10:59
      Нас в учебке всё время пугали Печенгой. Было это в 1986 году, ВУС мехвод ДТ-10П.
  3. +4
    21 января 2022 07:05
    Не понимаю зачем нужно закупать разномастных одноклассников.
  4. +3
    21 января 2022 08:36
    Интересно узнать, будет ли поставляться данная техника в мою доблестную 61 ОБрМП. В бытность моей службы в ней, основную массу передвижной техники составляли БТР-82А, а в качестве тягочей мотолыги.
  5. +4
    21 января 2022 11:52
    Ну, после разработки и внедрения двухзвенных ЗРК «Тор-М2ДТ» , «Панцирь-СА» и САО "Магнолия", было бы логичным продолжить линейку боевых машин на базе двухзвенных транспортеров. Например легкую РСЗО, КШМ, связные, РЭБ, управления БПЛА, ну и т.д.
  6. +8
    21 января 2022 12:09
    У сочлененной техники есть преимущества и недостатки.

    Преимущества:
    1. проходимость - признано и уже достигнуто во многих рабочих конструкциях..
    2. транспортабельность на жд - может позволить разбить сверхтяжелую технику ,не помещающуюся на жд-платформу , на меньшие части.
    Эта возможность лишь гипотетическая - я не знаю таких конструкций в реале.

    Недостатки:
    1.Сложность и соответственно дороговизна.
    2. Меньшая маневренность .Тяжело развернуться и практически невозможно сделать это на месте.

    На мой взгляд усилить преимущества и ослабить недостатки можно только при использовании электродвижения:
    В основном модуле (к примеру с вооружением) находятся только электромоторы, и (опционально) аккумуляторы.
    В транспортно-генераторном модуле(ТГМ) находится генератор.

    Такое разделение :
    1.позволит избавится от сложного сочленения передающего механическую тягу между модулями.
    2.может потенциально привести к унификации ТГМ , что даст массовость , дешевизну., упрощение модернизации.
    3. уменьшит проблемы с маневренностью,
    поскольку модули будет проще и быстрее разделять и объединять, а так же в силу того что электромоторы обладают теми же характеристиками заднего хода что и переднего( с механической трансмиссией такого можно добиться только её усложнением)
    4.Позволит варьировать ТГМ в зависимости от текущей задачи - при транспортировке по шоссе одни(например колесные) , на пересеченной местности - другие(гусеничные) и тд.
    Появится возможность сочетать гусеничные модули с колесными.

    Ниша таких машин - только там где недостатки такой схемы минимальны , а достоинства максимальны.
    Это (тяжёлые) САУ, ЗРК,ЗАК, РСЗО, ракетные комплексы средней дальности

    Поскольку у танка маневренность одно из главных свойств, то для них двухзвенная компоновка не приемлема.
    1. +1
      22 января 2022 14:02
      1)Сложность сочленения вовсе не в механической трансмиссии передающей момент на прицеп, ибо там кроме ШРУСа и нет ничего, а это вещь в наше время предельно банальная, в каждой переднеприводной легковушке по две штуки. А сложность заключается в кинематическом механизме на гидроцилиндрах позволяющем задавать углы между звеньями по горизонтали и вертикали. И, насколько я понимаю (поправьте меня если ошибаюсь), этот механизм и предназначен для повышения (относительно обычного прицепа на шарнире) маневренности при разворотах и вообще повышения проходимости.
      2) Электромотор не заменит всю трансмиссию, он заменит лишь узел передачи между звеньями и сильно упростит коробку передач. Но при этом будут введен еще один редуктор в прицепе (пусть и простейший), два дорогих электромотора, дорогой генератор, дорогая силовая электроника. Что будет дешевле и надежнее это еще вопрос. Я бы поставил на мех. трансмиссию. Но это не точно.
      2) Электромотор занимает большой объем. И если у существующих конструкций трансмиссию вполне себе размещают в раме, между гусеницами, то электромотор+трансмиссия туда уже не влезут, придется размещать электромотор в кузове, что равнозначно удлинению кузова, а значит увеличению массы самого прицепа (помимо массы электродвигателя).
      Т.е. ваше решение наоборот уменьшает маневренность при разворотах и проходимость сложных рельефов. И, тут спорно, повышает массу всей конструкции - убираем гидравлику добавляем электрику и массу прицепа. Что тяжелее - вопрос, но я бы опять поставил на мех. трансмиссию.
      Что остается в бесспорном плюсе? Модульность. Теоретически может и неплохо, но судя по практике внедрения модульности во флоте - эта идея в современных реалиях почему-то не работает.
      Цитата: Lontus
      Поскольку у танка маневренность одно из главных свойств, то для них двухзвенная компоновка не приемлема.

      Я бы и тут поспорил. Повышение массы танков до 100 и более тонн жизненно необходимо. Да вот только масштабировать классическую компоновку затруднительно - получится либо бестолковый сарай типа Мауса с гигантской массой и крайне посредственным бронированием, либо длинное бревно(чтобы снизить лобовую проекцию и удержать удельное давление на грунт) с никакой проходимостью. И тут может помочь сочлененная компоновка, которая позволит получить небольшую лобовую проекцию, большой габарит по длине, разнесение снарядов и экипажа, большую емкость БК, и при этом отличную проходимость и маневренность (за исключением разворота на месте).
    2. 0
      23 января 2022 05:27
      А зачем такой технике разворот на месте? Более того. ни Т-72, ни Т-90 "на месте" с разнонаправленным движением гусениц разворачиваться не могут.
      Электропривод (комбинация с ДВС) вообще вещ сегодня спорная. Просто по аналогии с гражданской техникой. Применяется он только в большущих карьерных самосвалах.
      И почему речь только о тяжёлой технике? Те же NA-140 BT финны вполне себе эксплуатируют.
  7. 0
    23 января 2022 05:04
    Две ходовые части с широкими гусеницами позволяют резко сократить удельное давление на грунт в сравнении с традиционными конструкциями.
    Это с чего это? Ну чисто гипотетически. Транспортёр в таких же габаритах, но только одна пара гусениц, .будет иметь меньшее удельное давление.
    1. +4
      27 января 2022 05:39
      Цитата: Монар
      Две ходовые части с широкими гусеницами позволяют резко сократить удельное давление на грунт в сравнении с традиционными конструкциями.
      Это с чего это? Ну чисто гипотетически. Транспортёр в таких же габаритах, но только одна пара гусениц, .будет иметь меньшее удельное давление.

      В теории вы правы.
      Но при большой длине однозвенное гусеничое ТС будет сликом сложным и неповоротливым.
      А сочлененная техника позволяет нарастить длину и соответственно площадь гусениц, что уменьшит давление.
      Например, однозвенное ТС имеющее площадь гусениц как у ДТ-30,
      было бы совершенно монструозным и имело бы большие проблемы с маневренностью и ТО.
  8. 0
    27 марта 2022 11:55
    На личном полном приводе 25ый год езжу. Начинал как и многие с короткой "Нивы", потом пошло и поехало, тут 3 года назад опозорился: девушка на фургоне застряла, сел за руль, лень было буксирный строп цеплять, думал в раскачку выскочу. Ага и АКПП мне в дышло, о чём не задумываешься на полном приводе, на моно стоит во главе угла. Пришлось заводить свою и вытаскивать. Я к чему это рассказал. Когда прочитал статью и посмотрел на ишимбайского монстра - одна из первых мыслей, как его вытаскивать, если засадишь и где такой трактор найти, что его вытащит? Кто ездит на полном приводе поймёт, иногда находит чувства эйфории и вседозволенности, когда прёшь по таким буеракам и поверхностям, в принципе не предназначенных для колёсного транспорта. Итог почти всегда один, с разными интерпретациями: лопата, живая или механическая лебёдки и как вершина приключениям - трактор или что то более проходимое. А так да, покататься бы от души.