Military Review

OTRK "Iskander" (SS-26)

5
Designed to defeat the combat units in the usual equipment of small and area targets in the depth of the operational construction of the enemy forces.

Terms of the complex

The Iskander tactical missile system (OTRK) (Iskander-E for export, Iskander-M for the Russian army) was created under the terms of the Intermediate-Range Small-Range-Weapon Treaty (INF) of the year 1987 and the rejection of nuclear weapons in theaters of war by opposing parties. In this regard, the complex was created taking into account such fundamentally new requirements as regards the newly developed missile systems: renunciation of the use of nuclear weapons and the use of combat units only in conventional equipment, ensuring high accuracy of firing, control of the missile throughout (most of) its trajectory flight, the ability to install warheads on the rocket, taking into account the type of targets being hit, a high degree of automation of information exchange and combat operation management.
At the same time, the complex should be able to use these global satellite navigation systems (Glonass, NAVSTAR), hit mobile and stationary targets with a high degree of protection, have enhanced fire performance, effectively overcome enemy air and missile defense systems.

The new Russian OTRK fully meets the above requirements, as shown by its preliminary tests with missile launches in June 2007. Thus, when reporting to the President of the Russian Federation, Deputy Prime Minister S. Ivanov noted that the launch of the new rocket was successful, and its deviation from the intended point of incidence did not exceed one meter. This was confirmed by control data obtained from various means of objective control.

The complex was developed by the cooperation of research institutes, design bureaus and enterprises under the leadership of the Engineering Design Bureau (KBM, Kolomna). This design bureau is known as the creator of the Tochka, Tochka-U, Oka missile systems, man-portable air defense systems (such as Strela-2. Strela-3, Igla) and other weapons.
The launcher of the complex was developed by the TsTB "Titan" (Volgograd), the missile homing system - Central Research Institute of Automation and Hydraulics (Moscow).

OTRK "Iskander" (SS-26)
appointment

Mobile high-precision operational-tactical missile system (OTRK) is designed to defeat the combat units in the usual equipment of small-sized and area targets in the depth of the operational structure of the enemy troops.
As goals can be:
· Various fire weapons (missile systems, multiple rocket launchers, long-range artillery);
· Anti-missile and air defense weapons;
· Airplanes and helicopters at aerodromes;
· Command posts and communications centers;
· The most important objects of civil infrastructure;
· Other important small and area targets on the territory of the enemy.
High mobility and short preparation time for the launch of rockets provide covert preparation of the Iskander OTRK for combat use.

Composition

The main elements that make up the Iskander OTRK are: a rocket, a self-propelled launcher, a transport-loading machine, a regulatory-maintenance machine, a command and staff vehicle, an information preparation point, a set of arsenal equipment, and training aids.



The Iskander complex missile is a solid-fuel, single-stage, with a non-detachable headpiece in flight, a guided and energetically maneuverable rocket throughout the hard-to-predict flight path. It is especially active in maneuvering at the starting and ending sections of the flight, where it approaches the target with high (20-30 units) overload. This necessitates the flight of an anti-missile missile to intercept the Iskander OTRK missile with an overload times more than 2-3, which is now virtually impossible.

Most of the flight path of the Iskander missile system, made using stealth technology with a low reflective surface, passes at an altitude of 50 km, which also significantly reduces the likelihood of its being hit by the enemy. The effect of "invisibility" is provided by the combination of the design features of the rocket and surface treatment with special coatings.

An inertial control system is used to launch a missile at a target, which is subsequently captured by an autonomous correlation-extremal optical homing head (GOS). The principle of operation of the missile homing system is based on the formation of the image of the terrain in the target area by the optical equipment of the GOS, which the on-board computer compares with the standard introduced into it when preparing the rocket for launch. The optical homing head is distinguished by increased sensitivity and resistance to existing means of electronic warfare, which makes it possible to launch missiles on moonless nights without additional natural illumination and hit a moving target with an error of plus or minus two meters. Currently, apart from the Iskander OTRK, no other similar missile system in the world can solve this problem.

It is characteristic that the optical homing system used in a rocket does not need corrective signals from space radio navigation systems, which in critical situations can be disabled by radio interference or simply turned off. The integrated use of an inertial control system with satellite navigation equipment and an optical homing system made it possible to create a missile striking a given target in almost any possible conditions.

The homing head mounted on the Iskander OTRK rocket can be installed on ballistic and cruise missiles of various classes and types.

To destroy various types of targets missile may be provided with ten types of warheads (cassette warhead with fragmentation submunitions noncontact blasting cassette warhead with shaped submunitions, cassette warhead with self submunitions cassette warhead volume-detonating action HE fragmentation warhead, Blast - an incendiary warhead penetrating deeper warhead). The cassette warhead is deployed at an altitude of 0.9-1.4 km, where combat elements of various actions are separated from it and continue a stabilized flight. They are equipped with radio sensors, providing them undermining at a height of 6-10 m above the target.

The launch mass of the rocket is 3800 kg, the mass of the payload is 480 kg.

Self-propelled launcher (SPU) is used for storing and transporting two missiles, their pre-launch preparation and launch on the target in the sector ± 90 degrees relative to the direction of its position on the ground. Autonomous SPU is located on the 8x8 off-road wheeled chassis (MAZ-79306 "Astrologer"), which ensures its high mobility.
To ensure information exchange, SPU is equipped with command and control and communications equipment.

SPU provides automatic determination of its coordinates, data exchange with all links of control, combat duty, storage and preparation of missiles for launch when they are in a horizontal position, as well as their single and volley launch. The time spent by the SPU on the launch site from the moment of the start of preparation until the start of movement after the launch of rockets does not exceed 20 minutes, with the interval between launches of 1 and 2 of rockets not more than one minute.

Launching rockets does not require launching sites specially prepared in engineering and topographic and geodetic terms. Missiles can be launched in the “readiness from march” mode - the launcher takes up a platform (except for swampy areas and loose sand) from the march, the calculation without leaving the cockpit conducts the preparation and launch of the rocket. After the launch of missiles, the SPU goes to the point of reloading with new missiles and is ready to deliver a second missile strike from any starting position.

The gross weight is 42 t, the payload is 19 t, the speed of movement along the highway (dirt road) is 70 (40) km / h, the range of the fuel is 1000 km. Calculation - 3 person.

The transport-charging vehicle (TZM) is intended for the storage of two missiles, their transportation and loading of SPU. TZM is located on the chassis of the MAZ-79306 ("Astrologer") and is equipped with a crane. Full combat weight - 40000 kg, calculation - 2 people.



The command and staff vehicle (KSHM) is designed to provide automated control of the Iskander OTRK. It is unified for all management links and is located on the wheeled chassis of KAMAZ vehicles. The use of KSHM in the control unit of the missile brigade, the missile division, the starting battery is provided by the programs and their corresponding settings during operation. Information exchange between various elements of the complex can be carried out in open and closed modes.

The main characteristics: the number of workstations - 4, the maximum range of radio communication in the parking lot (on the march) - 350 (50) km, the task calculation time for missiles - up to 10 s, command transmission time - up to 15 s, the number of communication channels - up to 16 , deployment time (coagulation) - up to 30 min., continuous operation time - 48 h.
The car of regulation and maintenance (MRTO) is located on the wheeled chassis of a Kamaz family of vehicles and is designed for routinely checking onboard equipment of missiles deployed on TZM (as well as in containers), checking instruments that are part of the group sets of spare parts for the complex and maintenance rockets forces the calculation of MRTO.

The mass of the machine is 13,5 t, the deployment time does not exceed 20 minutes, the time of the automated cycle of routine testing of the onboard equipment of the rocket is 18 minutes, the calculation is 2 people.

Point of information preparation (PIP) is designed to determine the coordinates of the target, prepare the necessary information and bring it to a self-propelled launcher.

PPI has two automated workplaces, provides for determining the coordinates of the target and bringing them to the SPU in a time of no more than 2 and 1 minutes, respectively. Able to conduct continuous combat work for 16 hours.

The life support machine is intended for the deployment of combat crews (up to 8 people), their rest and eating.



Features of the complex
OTRK "Iskander" was created using modern scientific, technical and design achievements in the development of operational-tactical missile systems. In terms of the implemented technical solutions, high combat effectiveness, today it is a new generation of high-precision weapons, which in their tactical and technical characteristics are superior to the existing domestic Scud-B, Tochka-U missile systems, as well as foreign analogues Lance, ATACMS, Pluton other.

The main features of OTRK type "Iskander" are:
· High-precision effective defeat of various types of targets;
· The possibility of covertly carrying combat duty, preparing for combat use and launching missile strikes;
· Automatic calculation and entry of a flight task for missiles when placed on the launcher;
· High probability of accomplishing a combat mission under conditions of active opposition from the enemy
· High operational reliability of the rocket and its reliability in preparation for launch and in flight;
· High tactical maneuverability due to the deployment of combat vehicles on all-wheel drive all-wheel drive chassis;
· High strategic mobility, which is ensured by the possibility of transporting combat vehicles by all means of transport, including aviation;
· A high degree of automation of the combat command and control process of the missile units;
· Fast processing and timely bringing intelligence information to the necessary levels of control;
· Long service life and ease of use.

The “Iskander” missile system in its tactical and technical characteristics fully complies with the requirements of the Missile Technology Non-Proliferation Control Mode. It is a "deterrent" in local conflicts, and for countries with limited territory it is a strategic weapon. The structure of the complex, its command and control systems, automated combat control and information support make it possible to respond quickly to new requirements without substantially modifying its combat assets and, as a result, guarantee it a long life cycle.

OTRK Iskander is integrated with various intelligence and control systems. It is capable of receiving information about a target assigned to a hitting from a satellite, reconnaissance aircraft or unmanned aerial vehicle (of the “Race-D” type) to an information preparation point (PI). It calculates the flight task for the rocket and prepares reference information for the rocket. This information is transmitted via radio channels to the command and staff vehicles of the commanders of the division and the battery, and from there to the launchers. Commands for launching missiles can come from the KSHM or from the command points of senior artillery commanders.

Placing two missiles on each SPU and TZM significantly increases the firepower of the rocket battalions, and the one-minute interval between rocket launches for different targets ensures high fire performance.
In terms of its effectiveness, taking into account the combined combat capabilities, the Iskander operational tactical missile system is equivalent to a nuclear weapon.
5 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Anatoly
    Anatoly 5 October 2011 16: 59 New
    0
    I think that in vain ours refused to place the complex in the Kaliningrad region. Let's choose a motive of some kind ... like we are also afraid of Iran, or terrorist attacks. And put on duty ..... After all, in my hut, I do what I want!
  2. rnb1983
    rnb1983 26 October 2011 11: 20 New
    -1
    There is no sense to deploy any more ... Amerikosy abandoned missile defense in the Czech Republic and Poland
    1. svvaulsh
      svvaulsh 26 October 2011 11: 29 New
      +3
      But the point is that these countries have not yet refused membership in NATO.
  3. aironfirst
    aironfirst 2 February 2012 09: 40 New
    0
    An excellent example of domestic weapons, the only minus the turbojet engine - it must be periodically scanned for cracks in the charge (in the case of cracks, the burning area is uneven, which can lead to the destruction of the rocket during launch (flight))
  4. aironfirst
    aironfirst 2 February 2012 10: 00 New
    0
    PS By the way, Iskander = Sikander = Alexander (Macedonian)

ОТРК "Искандер" (SS-26)

ОТРК "Искандер" (SS-26)Предназначен для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника.

Условия создания комплекса

Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) "Искандер" ("Искандер-Э" – экспортный, "Искандер-М" – для российской армии) создавался в условиях действия Договора по ракетам средней и малой дальности (РСМД) 1987 года и отказа от применения ядерного оружия на театрах военных действий противостоящими сторонами. В связи с этим комплекс создавался с учетом предъявляемых к вновь разрабатываемым ракетным комплексам таких принципиально новых требований, как: отказ от применения ядерного оружия и использование боевых частей только в обычном снаряжении, обеспечение высокой точности стрельбы, управление ракетой на всей (большей части) траектории ее полета, возможность установки на ракете боевых частей с учетом типа поражаемых целей, высокая степень автоматизации процессами обмена информацией и управления боевой работой.
При этом комплекс должен иметь возможность использования данных глобальных систем спутниковой навигации ("Глонасс", NAVSTAR), поражать подвижные цели и стационарные с высокой степенью защиты, обладать повышенной огневой производительности, эффективно преодолевать системы противовоздушной и противоракетной обороны противника.


Новый российский ОТРК полностью отвечает вышеуказанным требованиям, что показали его предварительные испытания с боевыми пусками ракет в июне 2007 года. Так, при докладе Президенту РФ вице-премьер С. Иванов отметил, что пуск новой ракеты был успешным, а ее отклонение от намеченной точки падения не превысило одного метра. Это подтвердили контрольные данные, полученные от различных средств объективного контроля.

Комплекс разработан кооперацией НИИ, КБ и предприятий под руководством Конструкторского бюро машиностроения (КБМ, г.Коломна). Это КБ известно как создатель ракетных комплексов "Точка", "Точка-У", "Ока", переносных зенитных комплексов (типа "Стрела-2". "Стрела-3", "Игла") и другого вооружения.
Пусковая установка комплекса разработана ЦКБ "Титан" (г. Волгоград), система самонаведения ракеты - ЦНИИ автоматики и гидравлики (г. Москва).

ОТРК "Искандер" (SS-26)
Назначение

Мобильный высокоточный оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) предназначен для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника.
В качестве целей могут быть:
· различные средства огневого поражения (ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, дальнобойная артиллерия);
· средства противоракетной и противовоздушной обороны;
· самолеты и вертолеты на аэродромах;
· командные пункты и узлы связи;
· важнейшие объекты гражданской инфраструктуры;
· другие важные малоразмерные и площадные цели на территории противника.
Высокая подвижность и малое время подготовки к пуску ракет обеспечивают скрытную подготовку ОТРК "Искандер" к боевому применению.

Состав

Основными элементами, входящими в состав ОТРК "Искандер", являются: ракета, самоходная пусковая установка, транспортно-заряжающая машина, машина регламентно-технического обслуживания, командно-штабная машина, пункт подготовки информации, комплект арсенального оборудования, учебно-тренировочные средства.

ОТРК "Искандер" (SS-26)


Ракета комплекса "Искандер" представляет собой твердотопливную, одноступенчатую, с неотделяемой в полете головной частью, управляемую и энергично маневрируемую ракету на всем протяжении труднопрогнозируемой траектории полета. Особенно активно она маневрирует на стартовом и конечном участках полета, на котором она подходит к цели с высокой (20-30 единиц) перегрузкой. Это обусловливает необходимость полета противоракеты для перехвата ракеты ОТРК "Искандер" с перегрузкой в 2-3 раза большей, что в настоящее время практически невозможно.

Большая часть траектории полета ракеты комплекса "Искандер", выполненной по технологии "стелс" с малой отражающей поверхностью, проходит на высоте 50 км, что также существенно уменьшает вероятность ее поражения противником. Эффект "невидимости" обеспечивается за счет совокупности конструктивных особенностей ракеты и обработки ее поверхности специальными покрытиями.

Для вывода ракеты на цель используется инерциальная система управления, которая впоследствии захватывается автономной корреляционно-экстремальной оптической головкой самонаведения (ГСН). Принцип действия системы самонаведения ракеты основан на формировании оптической аппаратурой ГСН изображения местности в районе цели, которое бортовая ЭВМ сравнивает с введенным в нее при подготовке ракеты к пуску эталоном. Оптическая головка самонаведения отличается повышенной чувствительностью и устойчивостью к существующим средствам радиоэлектронной борьбы, что позволяет производить пуски ракет в безлунные ночи без дополнительной природной подсветки и поражать подвижную цель с погрешностью плюс-минус два метра. В настоящее время такую задачу, кроме ОТРК "Искандер", не может решить ни одна другая аналогичная ракетная система в мире.

Характерно то, что используемая в ракете оптическая система самонаведения не нуждается в корректирующих сигналах космических радионавигационных систем, которые в кризисных ситуация могут быть выведены из строя радиопомехами или просто выключены. Комплексное использование инерциальной системы управления с аппаратурой спутниковой навигации и оптической ГСН позволили создать ракету, поражающую заданную цель почти в любых возможных условиях.

Установленная на ракете ОТРК "Искандер" головка самонаведения может быть установлена на баллистических и крылатых ракетах различных классов и типов.

Для поражения различных типов целей ракета может быть оснащена десятью типами боевых частей (кассетной БЧ с осколочными боевыми элементами неконтактного подрыва, кассетной БЧ с кумулятивными боевыми элементами, кассетной БЧ с самоприцеливающимися боевыми элементами, кассетной БЧ объемно-детонирующего действия, осколочно-фугасной БЧ, фугасно-зажигательной БЧ, проникающей на большую глубину БЧ). Кассетная БЧ раскрывается на высоте 0.9-1.4 км, где от нее отделяются и продолжают стабилизированный полет боевые элементы различного действия. Они оснащены радиодатчиками, обеспечивающими их подрыв на высоте 6-10 м над целью.

Стартовая масса ракеты составляет 3800 кг, масса полезной нагрузки - 480 кг.

Самоходная пусковая установка (СПУ) служит для хранения и транспортирования двух ракет, их предстартовой подготовки и пуска по цели в секторе ±90 градусов относительно направления ее положения на местности. Автономная СПУ размещена на колесном шасси 8х8 повышенной проходимости (МАЗ-79306 "Астролог"), что обеспечивает ее высокую мобильность.
Для обеспечения информационного обмена СПУ оснащена аппаратурой боевого управления и связи.

СПУ обеспечивает автоматическое определение своих координат, обмен данными со всеми звеньями управления, боевое дежурство, хранение и подготовку ракет к пуску при нахождении их в горизонтальном положении, а также их одиночный и залповый пуск. Время нахождения СПУ на стартовой позиции от момента начала подготовки до момента начала движения после пуска ракет не превышает 20 минут при интервале между пусками 1-ой и 2-ой ракет не более одной минуты.

Для пуска ракет не требуется специально подготовленных в инженерном и топогеодезическом отношении стартовых позиций. Пуск ракет может осуществляться в режиме “готовности с марша” - пусковая установка занимает площадку (кроме болотистой местности и сыпучих песков) с марша, расчет без выхода из кабины проводит подготовку и пуск ракеты. После пуска ракет СПУ уходит на пункт перезаряжания новыми ракетами и находится в готовности к нанесению повторного ракетного удара с любой стартовой позиции.

Полная масса – 42 т, полезной нагрузки – 19 т, скорость передвижения по шоссе (грунтовой дороге) 70 (40) км/ч, запас хода по топливу – 1000 км. Расчет – 3 человека.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) предназначена для хранения двух ракет, их транспортировки и заряжания СПУ. ТЗМ размещена на шасси МАЗ-79306 ("Астролог") и оснащена краном. Полная боевая масса – 40000 кг, расчет - 2 чел.

ОТРК "Искандер" (SS-26)


Командно-штабная машина (КШМ) предназначена для обеспечения автоматизированного управления ОТРК "Искандер". Она унифицирована для всех звеньев управления и размещена на колесном шасси автомобилей семейства КАМАЗ. Использование КШМ в звене управления ракетная бригада, ракетный дивизион, стартовая батарея обеспечивается за счет программ и их соответствующей настройки в процессе эксплуатации. Информационный обмен между различными элементами комплекса может осуществляться в открытом и закрытом режимах.

Основные характеристики: количество автоматизированных рабочих мест – 4, максимальная дальность радиосвязи на стоянке (на марше) – 350 (50) км, время расчета задания для ракет – до 10 с, время передачи команд – до 15 с, количество каналов связи – до 16, время развертывания (свертывания) – до 30 мин., время непрерывной работы – 48 ч.
Машина регламента и технического обслуживания (МРТО) размещена на колесном шасси автомобиля семейства "Камаз" и предназначена для регламентной проверки бортовой аппаратуры ракет, размещенных на ТЗМ (а также в контейнерах), проверки приборов, входящих в состав групповых комплектов ЗИП элементов комплекса и текущего ремонта ракет силами расчета МРТО.

Масса машины составляет 13,5 т, время развертывания не превышает 20 мин., время автоматизированного цикла регламентной проверки бортовой аппаратуры ракеты – 18 мин., расчет - 2 чел.

Пункт подготовки информации (ППИ) предназначен для определения координат цели, подготовки необходимой информации и доведения ее до самоходной пусковой установки.

ППИ имеет два автоматизированных рабочих места, обеспечивает определение координат цели и доведение их до СПУ за время не более 2 и 1 минуты соответственно. Способен вести непрерывную боевую работу в течение 16 часов.

Машина жизнеобеспечения предназначена для размещения боевых расчетов (в количестве до 8 человек), их отдыха и приема пищи.

ОТРК "Искандер" (SS-26)


Особенности комплекса
ОТРК "Искандер" создан с использованием современных научно-технических и конструкторских достижений в области разработки оперативно-тактических ракетных комплексов. По совокупности реализованных технических решений, высокой боевой эффективности сегодня он является высокоточным оружием нового поколения, которое по своим тактико-техническим характеристикам превосходит существующие отечественные ракетные комплексы "Скад-Б", "Точка-У", а также зарубежные аналоги Lance, ATACMS, Pluton и другие.

Основными особенностями ОТРК типа "Искандер" являются:
· высокоточное эффективное поражение различных типов целей;
· возможность скрытного несения боевого дежурства, подготовки к боевому применению и нанесения ракетных ударов;
· автоматический расчет и ввод полетного задания для ракет при размещении их на пусковой установке;
· высокая вероятность выполнения боевой задачи в условиях активного противодействия противника;
· высокая эксплуатационная надежность ракеты и безотказность ее при подготовке к пуску и в полете;
· высокая тактическая маневренность за счет размещения боевых машин на автомобильных полноприводных шасси высокой проходимости;
· высокая стратегическая мобильность, что обеспечивается возможностью транспортировки боевых машин всеми видами транспорта, в том числе и авиацией;
· высокая степень автоматизации процесса боевого управления ракетными подразделениями;
· быстрая обработка и своевременное доведение разведывательной информации до необходимых звеньев управления;
· длительный срок службы и удобство эксплуатации.

Ракетный комплекс "Искандер" по своим тактико-техническим характеристикам полностью соответствует требованиям Режима контроля за нераспространением ракетных технологий. Он является "оружием сдерживания" в локальных конфликтах, а для стран с ограниченной территорией - стратегическим оружием. Структура комплекса, его системы управления, автоматизированного боевого управления и информационного обеспечения позволяют оперативно реагировать на новые требования без существенной доработки его боевых средств и, вследствие этого, гарантируют ему длительный жизненный цикл.

ОТРК "Искандер" интегрирован с различными системами разведки и управления. Он способен получать информацию о назначенной для поражения цели со спутника, самолета-разведчика или беспилотного летательного аппарата (типа "Рейс-Д") на пункт подготовки информации (ППИ). На нем рассчитывается полетное задание для ракеты и осуществляется подготовка эталонной информации для ракет. По радиоканалам эта информация транслируется на командно-штабные машины командиров дивизиона и батареи, а оттуда - на пусковые установки. Команды на пуск ракет могут поступать с КШМ или с пунктов управления старших артиллерийских начальников.

Размещение на каждой СПУ и ТЗМ двух ракет значительно повышает огневую мощь ракетных дивизионов, а интервал в одну минуту между пусками ракет по разным целям обеспечивает высокую огневую производительность.
По своей эффективности, с учетом совокупных боевых возможностей, оперативно-тактический рактеный комплекс "Искандер" эквивалентен ядерному боеприпасу.
Первоисточник: http://www.arms-expo.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.arms-expo.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. Anatoly 5 октября 2011 16:59
    Думаю,зря наши отказались от размещения комплекса в Калининградской области. Выберем себе мотивчик какой-нибудь.. типа тоже боимся Ирана,или атаки террористов. И поставить на дежурство..... Ведь,в своей избе,я делаю что хочу!
    Anatoly
  2. rnb1983 26 октября 2011 11:20
    Смысла размещать уже нет...Америкосы отказались от ПРО в Чехии и Польше
    rnb1983
    1. svvaulsh 26 октября 2011 11:29
      А смысл в том, что эти страны еще не отказались от членства в нато.
      svvaulsh
  3. aironfirst 2 февраля 2012 09:40
    Отличный образец отечественного вооружения, единственный минус ТРД - его надо периодически сканировать на предмет трещин в заряде(в случае трещин, площадь горения получается неравномерной, что может привести к разрушению ракеты при запуске(полёте))
    aironfirst
  4. aironfirst 2 февраля 2012 10:00
    P.S. Кстати, Искандер = Сикандер = Александр (Македонский)
    aironfirst

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня