Стремительный взлет и падение китайских ударных БПЛА: как Пекин завоевал и потерял мировой рынок дронов

100

Беспилотные летательные аппараты стали, пожалуй, одной из важнейших систем вооружений первой половины XXI века.

Первое десятилетие их массового применения было встречено со сдержанным недоверием, но эффективность БПЛА, их широкие тактические возможности, низкая стоимость, массовость, отсутствие какого-либо морального или психологического порога потерь стали визитной карточкой этого типа летательных аппаратов.



Однако довольно продолжительное время беспилотники оставались исключительно ноу-хау для стран первого мира – технологии их создания были недоступны для государств периферии, не имевших возможности производить или хотя бы закупать качественные системы связи, микроэлектронику и оптические системы военного образца.

БПЛА продолжали завоевывать свою нишу в военном деле, но их распространение в мире останавливал ряд политических факторов.

Например, Соединенные Штаты Америки, которые по сей день остаются лидерами отрасли, до сих пор отказывают в продаже высокотехнологичных дронов большинству стран – даже некоторым союзным Вашингтону государствам Ближнего Востока.

Но с течением времени ситуация на мировом рынке вооружений начала меняться: на сцене появились новые производители, готовые поставлять свою продукцию без какой-либо политической или геостратегической подоплеки – и, что особенно важно, по достаточно скромным ценам.

Одной из восходящих звезд рынка беспилотных летательных аппаратов стала Китайская Народная Республика, в кратчайшие сроки запустившая в производство и продажу ряд доступных ударных БПЛА.

Еще несколько лет назад многие аналитики пророчили Китаю место ведущего поставщика военных беспилотников, но с тех пор ситуация стала диаметрально противоположной.

Вместо восторженных дифирамбов в сторону военной промышленности Пекина все чаще слышны преисполненные скепсиса заявления о полной недееспособности китайских конструкторов-инженеров.

И сегодня мы выясним – почему.

Качество или количество?


Китайские ударные беспилотники успели принять участие в большом количестве военных конфликтов и даже выступали в качестве прямого конкурента турецкому TB-2 «Байрактар», который уже стал легендой в своей весовой категории.

Но есть здесь одна небольшая загвоздка – по некой причине интенсивная боевая работа дронов производства КНР осталась практически незамеченной.

Как востребованные машины, целыми эскадрильями принимавшие участие в боевых действиях, могли не оставить никакого следа?

Ответ на этот вопрос будет прост и прозаичен – беспилотники производства КНР показали себя в исключительно негативном свете во всех конфликтах, в которых принимали участие.

Более того, они оказались чрезвычайно неэффективными даже в условиях мирного времени.

▪️ Два из трех БПЛА имели неработающее оборудование GPS с начала введения аппаратов в войсковую эксплуатацию.

▪️ На постоянной основе имела место быть утечка азота из камер EO/IR, установленных на БПЛА, в результате чего электрооптические/инфракрасные системы были практически бесполезны.

▪️ Серьезные неисправности были обнаружены в высокопроизводительном радаре с синтезированной апертурой (SAR) в течение нескольких часов после ввода дронов в эксплуатацию.

▪️ Еще одна критическая проблема связана с SATCOM (спутниковая связь). Выход из строя антенн спутниковой связи на китайских дронах был зафиксирован еще до начала тестовых полётов.

▪️ Один из самых распространенных дефектов топливной системы – отказ топливного насоса (у 60 % авиапарка).

Пункты, перечисленные выше и указывающие типовые проблемы китайских ударных дронов, были взяты из официальных отчетов ВВС Пакистана. Уличить пакистанцев во лжи крайне затруднительно, ведь Исламабад – официальный военный союзник КНР.

Кроме того, аналогичные сведения предоставляли прочие покупатели китайских беспилотников (Иордания, Ирак, Эфиопия, Саудовская Аравия), которые столкнулись абсолютно с теми же сложностями в их эксплуатации.

Во всех перечисленных странах около 80 % поставленных Пекином беспилотников оказались неспособными не то что выполнять боевые задачи, но и даже совершать регулярные вылеты.

Достаточно красноречива в данном случае история эксплуатации китайских БПЛА CH-4B в Королевских ВВС Иордании.

Дроны показали настолько низкую степень технической надежности, что Амман выставил их на продажу менее чем через два года после покупки.

ВВС Ирака с 2015 по 2018 год потеряли в небоевых происшествиях 8 из 20 закупленных CH-4B (40 % парка!), а остальные 12 с 2019 года ни разу не смогли оторваться от земли из-за технических неполадок, а впоследствии – отсутствия запчастей (о чем дополнительно будет сказано ниже).

Что довольно любопытно, при поставке первой партии из 10 дронов в 2015 году иракские военные обнаружили, что лишь один из них полностью боеспособен, в то время как остальные требовали ремонта, несмотря на то, что были доставлены в страну буквально с завода.

Стремительный взлет и падение китайских ударных БПЛА: как Пекин завоевал и потерял мировой рынок дронов

Алжир за несколько месяцев потерял три беспилотника CH-4B из-за критических неисправностей, причем два из них разбились в ходе предварительных испытаний при непосредственном обслуживании китайскими пилотами и инженерами.

Как было упомянуто выше, описанная ситуация серьезно усугубляется тем, что Китайская Народная Республика отказывается проводить какие-либо послепродажные работы и инженерную поддержку покупателей – любой сервис отсутствует по умолчанию.

Подобная абсурдная политика распространяется даже на ближайших союзников. Пакистан, как и Ирак, сообщал о прямых отказах в закупке запчастей к китайским дронам со стороны Пекина, в результате чего так и не смог приступить к эксплуатации приобретенных беспилотников.

В конце концов терпение Исламабада иссякло – парк БПЛА был списан, и страна приступила к разработке собственного дрона совместно с Турецкой Республикой.

Интересно еще и то, что Нигерия, Марокко и Туркменистан приобрели турецкие дроны после недолгой эксплуатации купленных ранее китайских БПЛА.

К сожалению, данные страны не предоставляли какой-то конкретной статистики, связанной с техническими происшествиями или же неисправностями беспилотников, однако на фоне отчетов ВВС Пакистана и Ирака ситуация понятна без лишних слов.

Стоит отметить и другой важный факт – китайские дроны, вопреки распространенному мнению, не состоят из комплектующих производства КНР.

Пекин неоднократно становился участником международных скандалов, связанных с нелегальным приобретением технологий и компонентов для строительства военных беспилотников в Европе (например, такой был в 2018 году в Италии), а благодаря активному использованию в боевых условиях, тому появилось и фактическое подтверждение в виде кадров составных частей китайских БПЛА.

Так, несколько месяцев назад были опубликованы фотографии сбитого дрона CH-4B из Саудовской Аравии, в обломках которого видны элементы... двигателя австрийской компании Rotax.



Стоит отдельно остановиться на опыте эксплуатации китайских машин, полученных Саудовской Аравией.

Эр-Рияд, пожалуй, наиболее активно применял закупленные БПЛА в ходе боевых действий, и опыт его военно-воздушных сил можно назвать объективным. Несмотря на то, что саудиты не стали избавляться от китайских дронов по примеру Иордании или же Пакистана по политическим причинам, им пришлось вложить серьезные деньги в глубокую модернизацию летательных аппаратов при участии западных стран.

Как было сказано выше, одной из ключевых проблем БПЛА производства КНР являются некачественные электрооптические и инфракрасные системы, которые показали себя неработоспособными даже в условиях мирного времени. Саудовская Аравия заменила их на электронную оптику немецкой компании Hensoldt при участии южноафриканской фирмы GEW Technologies and Optronics Ltd.

Второй пакет модернизации коснулся вооружения.

Высокоточное китайское оружие в ходе эксплуатации имело чрезвычайно большое количество случаев отказа в боевых условиях (данные сведения подтверждает также опыт ВВС Эфиопии и Ирака). Эр-Рияд заключил контракт с французскими оружейниками, адаптировав БПЛА CH-4A и CH-4B к применению западных вооружений.

Помимо прочего, Китай при презентациях и продажах своей военной продукции прибегал к откровенной лжи.

Например, Пекин заявлял, что стоимость летного часа БПЛА Wing Loong II составляет ~120 долларов, тогда как реальная оказалась в районе 1 000 долларов, а средняя частота аварий – одна на 15 000 часов.

Довольно примечательно, что турецкий «Байрактар», значительно меньше стоящий на рынке вооружений (5 млн долларов против 15 млн у Wing Loong II), имеет среднюю частоту поломок в виде одной аварии на 30 000 часов налета при стоимости летного часа в 166 долларов.

Отдельно стоит сказать и о еще одном важном (и очень странном!) нюансе конструкции китайских беспилотников, который также во всей своей негативной красе проявил себя в ходе боевых действий.

Вопреки всей мировой практике, они делаются из дюралюминия, а не композитов.

Конечно же, это негативно сказывается на их способности оставаться необнаруженными для РЛС – в отличие от композитных дронов, они являются хорошо заметной целью и понесли существенные потери в конфликтах даже против противника со слаборазвитой кустарной ПВО, как это было в Йемене.

На данный момент Китай активно теряет рынок БПЛА – старые клиенты отказываются от его продукции по негативным результатам эксплуатации.

Новые же не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар» и даже дронах иранского производства.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

100 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 января 2022
    при всём этом,китай таки продвигается в этом вопросе, а дорогу осилит-идущий.
    1. -2
      27 января 2022
      Цитата: Аэродромный
      при всём этом,китай таки продвигается в этом вопросе, а дорогу осилит-идущий.

      По восточной традиции на экспорт (чужим) поставляют модели по-проще.
      1. +12
        27 января 2022
        Согласен с вами, тем больше если используют свои ещё,,сырые,, компоненты. Замечу что у автора отношение к Китаю ,стакан наполовину пуст.
        1. +16
          27 января 2022
          Замечу что у автора отношение к Китаю ,стакан наполовину пуст.

          Да ни в какие ворота . Неприкрытая реклама турецких , и антиреклама китайских. Цифры наработки на отказ и стоимости лётного часа не могут различаться так сильно при примерно равном уровне технологий , хоть из штанов выпрыгни . Так ещё вопрос , чьи заводы и технологии современнее - турецкие или китайские. И уж заодно - у меня лично сильно изменилось отношение к китайской электронике и электромеханике в сторону " неплохо сделано, хоть и не с немецким излишним фанатизмом "
          1. +26
            27 января 2022
            Так у Андрея-Анжея в каждой статье так - максимальный нализ Западу и его союзникам, максимально закидать говном Китай, Россию и иже с ними. При этом он часто пишет статьи о вещах, в которых совершенно не разбирается. Мне как инженеру микроэлектроники было очень смешно читать его дилетантскую статью про "Коллапс микроэлектронной индустрии Китая" или как она там называлась. Тоже самое про статьи типа "США сломили вторую экономику мира" - рекордный экспорт в 2021; рост ВВП 8.1% за 2021 и кумулятивный за 2020-2021 ~10.6% к 2019-му, для сравнения у США за 2 года - ~1.9% (за 2021 нету оф. данных ещё, проекции дают 5.6% рост, поэтому её взял для рассчёта: 0.965 * 1.056 ~= 1.019).
            1. -12
              27 января 2022
              Цитата: Fiesta
              Так у Андрея-Анжея в каждой статье так - максимальный нализ Западу и его союзникам, максимально закидать говном Китай, Россию и иже с ними. При этом он часто пишет статьи о вещах, в которых совершенно не разбирается. Мне как инженеру микроэлектроники было очень смешно читать его дилетантскую статью про "Коллапс микроэлектронной индустрии Китая" или как она там называлась. Тоже самое про статьи типа "США сломили вторую экономику мира" - рекордный экспорт в 2021; рост ВВП 8.1% за 2021 и кумулятивный за 2020-2021 ~10.6% к 2019-му, для сравнения у США за 2 года - ~1.9% (за 2021 нету оф. данных ещё, проекции дают 5.6% рост, поэтому её взял для рассчёта: 0.965 * 1.056 ~= 1.019).

              У Турции в прошлом году рост экспорта был больше 20%. Но это и вообше рост ВВП никак не может влиять на КПД бпла. Я не специалист, но думаю, что КПД наверно измеряется резултативностью. Можете ли вы привести пример работы китайских бпла? Кстати, они участвуют во многих конфликтах. А где результаты? Результативность одних только Байрактаров в сотни раз больше в сравнение со всеми китайскими бпла всех видов и модификаций. И это не преувеличение. Несколько недель назад во время телефонного разговора Владимир Путин просил у Эрдогана не продавать Украине Байрактаров (эта официальная информация из Кремля). Уже несколько дней идут разговоры о том, что Турция собирается продавать Украине Акынчы . Сегодня стало известно о предстояшей встрече Путина с Эрдоганом в Истанбуле. Думаю, между прочими, речь пойдет и о турецких бпла.
              1. +17
                27 января 2022
                Вы читайте внимательней, про ВВП и рост экспорта я говорил применимо к другим статьям от этого же человека, где он подходил весьма селективно к информации, которую подавал в статье. Так обычно делают не в серьёзных аналитических статьях, а в заказном агитпропе.

                Ну и сравнивать экспорт Турции с Китаем нет смысла - у Китая был экспорт в $3.3 триллиона (https://tradingeconomics.com/china/exports), у Турции же экспорт составил $225.4 миллиарда (https://www.dailysabah.com/business/economy/turkeys-exports-leap-to-record-of-nearly-2254b-in-2021).

                Можете ли вы привести пример работы китайских бпла? Кстати, они участвуют во многих конфликтах. А где результаты? Результативность одних только Байрактаров в сотни раз больше в сравнение со всеми китайскими бпла всех видов и модификаций. И это не преувеличение. Несколько недель назад во время телефонного разговора Владимир Путин просил у Эрдогана не продавать Украине Байрактаров (эта официальная информация из Кремля).

                Да нет, как раз преувеличение - турецким БПЛА "повезло" поучаствовать в реальных войнах вроде конфликта Армении и Азербайджана, где у второй стороны не было адекватной ПВО. Ну и маркетинговое тиражирование удобных видео, конечно, тоже свою роль играет.

                Многие конфликты - это какие? CH-4 вообще только использовался несколько раз в Йемене для "дронинга" целей из хуситских повстанцев да в антитеррористических операциях Ирака (https://www.youtube.com/watch?v=q6zYXr5JZ8Q - один из примеров уничтожения боевиков). Wing Loong II успешно применялся Египтом для уничтожения боевиков в 2017-м году; Эфиопия успешно использует их же в их идущей гражданской войне - государственные войска как раз "перевернули" ход событий после начала применения БПЛА, а в один момент тыгрейцы почти дошли до столицы (https://www.youtube.com/watch?v=XB1HMyyMbRA); опять же применялся саудитами в Йемене для убийства высокопоставленных чиновников хуситов вроде вот этого парня (https://en.wikipedia.org/wiki/Saleh_Ali_al-Sammad).

                Кстати, WL II ливийской национальной армии (им их ОАЭ поставили) уже успешно уничтожали Байрактары в Ливии - https://www.africanmilitaryblog.com/2019/09/drone-war-in-libya-wing-long-ii-versus-bayraktar-tb2 (даже с видео):
                The GNA received 12 Bayraktar TB2s in two batches between May and July, at least half of them have been destroyed during UAE airstrikes using Wing Loong IIs, the second batch delivered in July was to replace the losses of the first.

                Примерный перевод: ПНС заказали 12 Байрактаров в двух партиях и потеряли половину (т.е. всю первую пачку) от ударов ОАЭ с применением Wing Loong II, вторая пачка прибыла в Июле для замещения потерь. Туркам пришлось пригонять Боинг E-7T и разверворачивать джеммеры для защиты ключевых городов, т.к. дальность операции WL II намного больше Байрактаров и ОАЭ применяла их для ударов по целям ПНС - https://www.aircosmosinternational.com/article/libya-drones-test-laboratory-for-a-new-type-of-air-warfare-2613. Один из примеров:
                During the LNA (or more likely from the UAE) strikes on Mitiga, on June 6, a Beechcraft King Air was destroyed as well as two Turkish drones Bayraktar TB2. Turkish staff was injured and quickly repatriated. The two Bayraktars were destroyed, one after its landing and the other while it was taking off. After the destruction of the drone operation room at Mitiga, the GNA ordered eight new weaponized drones, most of them now being located at Misrata.

                Примерный перевод: во время ударов ЛНА (или, более вероятно, ОАЭ) по аэропорту Митига 6 июня были уничтожены Beechkraft King Air и два Байрактара TB2. Турецкие операторы были ранены и репатриированы. Один из Байрактаров был уничтожен при взлете, а другой при посадке. После уничтожения центра управления дронами в Митиге, ПНС заказали ещё 8 новых дронов, которые уже были размещены в Мисурате.
                Уже несколько дней идут разговоры о том, что Турция собирается продавать Украине Акынчы . Сегодня стало известно о предстояшей встрече Путина с Эрдоганом в Истанбуле. Думаю, между прочими, речь пойдет и о турецких бпла.

                Эрдоган как бы сам звал Путина и Зеленского в Истанбул в надежде стать медиатором.
          2. +7
            27 января 2022
            Цифры наработки на отказ и стоимости лётного часа не могут различаться так сильно при примерно равном уровне технологий , хоть из штанов выпрыгни .

            Ну вот есть китайские самосвалы вроде и уровень технологий одинаковый, а однако наработки на отказ отличаются сильно от конкурентов.
            Сложно быть одинаково хорошим во всем, бразильцы не славятся хорошими автомобилями, однако как минимум третьи на рынке гражданских самолетов (Embraer)
          3. 0
            28 января 2022
            Стоимость летного часа растет от количества ремонтов и отказов. Если стоил 1000 уе, летал 10 часов и ремонтировался при этом 2 раза по 500 уе, то цена часа (1000+500+500)/10=200 уе/час
            А без поломок было бы 100 уе/час.
            Но это я грубо считаю. Без цены сервиса, расходов на топливо и тд.
            Так что может.
          4. +3
            30 января 2022
            Так же отношение изменилось, после знакомства с их инструментом для внутреннего рынка.Отценки от, весьма недурственно до офегительно.
        2. 0
          27 января 2022
          в китае реально плохо с качеством государственных предприятий. между частным и государственным там пропасть. это легко увидеть во многих гос отраслях. а вот частные компании с западным менежментом производят очень конкурентную продукцию.
      2. -3
        27 января 2022
        Цитата: Гражданский
        Цитата: Аэродромный
        при всём этом,китай таки продвигается в этом вопросе, а дорогу осилит-идущий.

        По восточной традиции на экспорт (чужим) поставляют модели по-проще.

        Как и все их товары на али-экспресс. Красиво, но надежность - никакая. 3-4 месяца, и на помойку.
        1. +4
          27 января 2022
          Цитата: Piramidon
          Как и все их товары на али-экспресс. Красиво, но надежность - никакая. 3-4 месяца, и на помойку.

          Ну тут уж как повезет, или то какого качества товар вы купите, так как уже нередкость и китайские подделки на китайские бренды))). Я конечно не спец, но вот из личного опыта: на днях стукануло 7 лет китайcкому SSD от KingDian и тьфу-тьфу пока живет, да и мобилы с алика тоже помирать не собираются, хоть попытки оборвать их существования предпринимались неоднократно.
        2. +10
          28 января 2022
          Xiaomi redmi 4 работает уже 5 лет без проблем. Но стало не хватать памяти на современные разжиревшие приложения.
          1. 0
            28 января 2022
            Вам повезло. Я уже 2 пары блютуз-наушников в утиль отправил, и не из дешевых. Лейбл "Lenovo" нарисован.
          2. 0
            28 января 2022
            У меня:" Редми"и работает хорошо. Говорят,что они скопировали Гелакси А (первых номеров)
        3. 0
          28 января 2022
          У нас терапевт , с рук ,купил Айфон за 45 000 и радовался: стоя 70-80 000. Оказывается он купил т .н:"китайскую версию",она стоит не более 11,500. Их нигде не ремонтируют и отвратительного качества
    2. -1
      29 января 2022
      Андрей, вот тут вы сразу погорячились, кмк
      Беспилотные летательные аппараты стали, пожалуй, одной из важнейших систем вооружений первой половины XXI века.

      Ещё 2022, впереди 28 лет.То ли ещё будет... А судя по накалу в политике, будут дубинки, а не беспилотники
    3. +1
      29 января 2022
      Китай быстро обучается! Еще немного и автопром по продажам начнет зажимать лидеров!Все остальное идет еще быстрыми темпами!А тогда всем ЗвИзда придет!Кто не спрятался Китай не виноват!
  2. +30
    27 января 2022
    Последнее предложение как-то логически не согласовано с предыдущим текстом
    1. +13
      27 января 2022
      Тоже сначала фраза "ломанула" глаз, но потом понял, что скорее всего автор имел ввиду "бытовые" дроны-игрушки. В качестве летной платформы вполне себе годные. Да и цена у них не ломовая.
    2. +2
      28 января 2022
      Цитата: DrRey
      Последнее предложение как-то логически не согласовано с предыдущим текстом

      Ага. Потенциальные покупатели отказываются от китайских беспилотников в пользу... в том числе, китайских дронов wassat
  3. А что по цене бпла Китая и Турции?
    1. -1
      27 января 2022
      Турки тоже копировальщики, но почему-то их"Байрактары" качественней чем у китайцев. Вот, что мне интересно
      1. +14
        27 января 2022
        Цитата: vladcub
        Турки тоже копировальщики, но почему-то их"Байрактары" качественней чем у китайцев. Вот, что мне интересно

        Ничего странного.байрактар почти полностью состоит из импортных узлов.а Китай использует частично свои разработки.
        1. 0
          27 января 2022
          "свои разработки", а они очень "качественные"
          1. +5
            27 января 2022
            Цитата: vladcub
            "свои разработки", а они очень "качественные"

            Ну как смогли.для интереса поинтересуйтесь из чего наши БПЛА состоят
            1. -2
              27 января 2022
              Читал на сайте. Если верить Юферову, а он серьёзный автор, у нас с БПЛА лучше.чем у китайцев
              1. +5
                27 января 2022
                Цитата: vladcub
                у нас с БПЛА лучше.чем у китайцев

                Там половина комплектующих импортные.Введут санкции и не будет у нас беспилотников
                1. -5
                  27 января 2022
                  А у китайцев тоже самое :укомплектован из импорта. Читали у автора?
                  1. +6
                    28 января 2022
                    Цитата: vladcub
                    А у китайцев тоже самое :укомплектован из импорта. Читали у автора?

                    Системы обнаружения там свои.никто им импортные не продаст
                    1. -1
                      28 января 2022
                      А разве России продавали подобные системы?
              2. +1
                27 января 2022
                у нас точно качественнее, но у китайцев замах размашистее.
              3. +1
                28 января 2022
                В РФ на БПЛА тоже ВСЕ авиадвигатели тоже ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ?!
      2. +6
        27 января 2022
        Цитата: vladcub
        Турки тоже копировальщики, но почему-то их"Байрактары" качественней чем у китайцев.

        Сельчук Байрактар учился строить БПЛА в Штатах.
        И не где-нибудь, а в MIT.
        В главном технологическом университете Америки.
        Поторопились вы его в копировальщики зачислять.
        1. -1
          28 января 2022
          На сайте много было публикаций, что турецкие системы вооружения - развитие западных
          1. +2
            28 января 2022
            Цитата: vladcub
            На сайте много было публикаций, что турецкие системы вооружения - развитие западных

            Развитие и копирование разные вещи. Не находите?
            1. 0
              28 января 2022
              Знакомый купил себе турецкую двухстволку, копия итальянской :"Бенели" (только узором отличается), а теперь ругается :"Красивое Г."
              1. +2
                28 января 2022
                Цитата: vladcub
                Знакомый купил себе турецкую двухстволку, копия итальянской :"Бенели" (только узором отличается), а теперь ругается :"Красивое Г."

                100500% так. Качество металла хромает.
                Те стволы покупают, чтобы дома лежало.
                На всякий случай. Не для охоты - точно.
                А вот Байрактары - совсем другая песня.
                Кстати, Бенелли этими турками владеет. bully
                1. +1
                  29 января 2022
                  Турецкая копия Вальтер, метал низкого качества. Бадюк "Мужские игрушки".
                  Танк Ятаган - Леопард, но совместно с Южной Корей подшаманили, чтобы был новее.
                  Вероятно, в замен украинских
  4. +7
    27 января 2022
    Зато на парадах красиво ходят. А как в танковый биатлон поиграть, то поломка за поломкой.
    Понятно, что китайцы трудолюбивы как те муравьи и рано или поздно, не мытьём, так катанием своё возьмут.
    Мне странно не это. Меня удивляет другое. Удивляет то, что ведущие европейские страны, такие как Германия и Франция, да и та же Италия, со скандинавами, как то не очень светятся в этой теме.
    1. +10
      27 января 2022
      Мне странно не это. Меня удивляет другое. Удивляет то, что ведущие европейские страны, такие как Германия и Франция, да и та же Италия, со скандинавами, как то не очень светятся в этой теме.

      Это потому, что Вы не в теме.
      1. +6
        27 января 2022
        Получается что так.)
        1. +2
          27 января 2022
          Для попадания в тему сходите по адресам:
          https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_unmanned_aerial_vehicles
          https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_unmanned_aerial_vehicles_of_China
          1. +2
            27 января 2022
            Я не пользуюсь вики принципиально, но всё равно спасибо.

            ...
            Кста, даже и если я не в теме, то всё равно, слышно только про американцев, иудеев, турок, наших и китайцах. Про успехи других стран, в области разработок БПЛА, пресса как то не очень нас балует информацией. Потому и написал то, что написал.
            1. +18
              27 января 2022
              Про успехи других стран, в области разработок БПЛА, пресса как то не очень нас балует информацией.

              Если смотреть только раздел "Новости" сайта ВО и телеканал "Звезда", то представление об окружающем мире от реальности будет очень сильно отличаться.
              На самом деле источников информации намного больше.
              1. Комментарий был удален.
                1. +11
                  27 января 2022
                  Вообще, я уже давно вышел из того возраста, когда человек сутками роется в сети, что бы доказать свою информированность.

                  Я в него и не заходил. Но раз в месяц просмотреть журнал, для примера, AVIATION INTERNATIONAL NEWS, время нахожу. Кому что нравится. Кому новости про Украину, кому про авиацию.
              2. +5
                28 января 2022
                Цитата: Undecim
                Если смотреть только раздел "Новости" сайта ВО и телеканал "Звезда", то представление об окружающем мире от реальности будет очень сильно отличаться.

                А где же тогда узнавать об очередном " не имеющем аналогов в мире", "построенном на иных физических принципах" и прочем? laughing
            2. 0
              27 января 2022
              израиль, турки и китай лидеры по продажам.
              мало что слышно о продажах бпла и россией и сша.
  5. +5
    27 января 2022
    Новые же не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар» и даже дронах китайского производства.

    Это как это по русски?
    клиенты отказываются от китайского в пользу китайского???
  6. +12
    27 января 2022
    Стремительный взлет и падение китайских ударных БПЛА: как Пекин завоевал и потерял мировой рынок дронов

    Тут автор несколько не разобрался. Есть два рынка дронов - коммерческий и "двойного назначения", к которому относятся "ударные".
    Рынок коммерческих дронов Китай действительно завоевал и прочно удерживает хотя последнее время на второе место вышли французы, но за китайцами еще примерно 70% этого рынка.
    Что касается БПЛА двойного назначения, в том числе и ударных, то Китай на этом рынке никогда не лидировал и не "взлетал".
  7. 0
    27 января 2022
    Китайцы прекрасные копировальщики. Им дай определённую систему и они её размножить и улучшить могут, но разработать свою им не дано.
  8. +3
    27 января 2022
    Все описанное касается китайского бизнеса в целом, все кто с ними работал это знают. Если недоделки маленькие, то ремонтируют, если крупные отмораживаются и пропадают.)
  9. +2
    27 января 2022
    Дешевая и ничем не подтвержденная реклама турецких байрактаров. Подтасовка фактов, выдумывание статистики - визитная карточка этого анджея.
  10. +9
    27 января 2022
    Это тактика Китая. Вначале заваливали мир дешевым барахлом, вспомните как челноки тюками везли оттуда всякую дрянь а мы по бедности своей покупали презрительно называя всякую покупку "китайской". Причем они никогда не брезговали откровенным и халтурным копированием. Постепенно Китай вставал на ноги, захватил все рынки - и прикиньте сколько сейчас продукции из Китая мы покупаем не особо жалуясь. И кто его знает как дальше пойдут у них дела с БПЛА.
    1. +9
      27 января 2022
      Это тактика Китая

      Ну - в 50-х - 60-х точно так же относились к японской продукции, потом к корейской. Все они шли одним путём - стяжать бабла и отработать производство на барахле, затем - переходить уже к качественной технологичной сфере..
  11. +9
    27 января 2022
    Китайцы молодцы. Мировой рынок в лице военных заказчиков купил дроны впятеро дешевле, чем они стоили бы при серьезной разработке. А в каких то случаях и вдесятеро дешевле. И при этом заказчики реально ждали, что им поставят качественное оборудование?! Такие большие, а в сказки верят...
    Китайцы оперативно собрали с жадных и тупых лохов деньги. Расчет был абсолютно точный. Министерства обороны закупили дроны потому, что невероятной экономией удалось прикрыть обычное воровство мирного времени, в них процветающее. То есть заказы были обеспечены. Китайцы, на чужие деньги, отработали сборку дронов, хоть плохих, но основная то схема имеется! Опыт получен. Репутацию китайцы не потеряют, она у них и так совершенно определенная, падать некуда. От исков и прочих проблем их прикрывает правительство.
    Теперь китайцы не спеша, имея первоначальные наработки, за которые заплатили забугорные лохи, доводят свои настоящие дроны до идеала. И кстати, их обязательно купят! Просто будут устраивать дотошную приемку. Ну так уже новая итерация будет качественной.
    Весело и беспощадно, особенно к "союзникам", ну да какие у Китая могут быть союзники? И зачем они ему? Эти то куплены на американские доллары, которые китайцам просто некуда девать)
  12. +6
    27 января 2022
    https://zen.yandex.ru/media/ckb/kitai-postavit-aljiru-shest-razvedyvatelnoudarnyh-bpla-ch5-61f1658afc09e5620f5ac59c
    По данным сайта Mena Defense, Алжир заказал у Китая поставку пяти разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов CH-5. Срок и стоимость поставки не раскрываются.
  13. 0
    27 января 2022
    Ну и пусть, все они ни разу нам не друзья.
    Интересно, а какова себестоимость этих кривых дронов? Хотя один отказ на 15 тыс. часов, совсем не плохой результат, тут один отказ на 500 часов - как здрасти.
  14. +2
    27 января 2022
    Ничего нового. Качество китайских машин в РФ примерно такое же.
    1. 0
      29 января 2022
      Вы владелец китайской машины?
  15. -8
    27 января 2022
    Будем надеяться, что при таком отношении Китая к многим военным разработкам, их количественный перевес в военных силах не скоро перейдёт в качественный. Что для России может быть хорошо.
    Мне всегда было интересно: на сколько большая и оснащенная армия, которая нормально нигде не воевала последние лет 40-50, может быть эффективна в реальных боевых действиях. Одними учениями ведь не возможно всё отработать и предусмотреть!
    1. +11
      27 января 2022
      Как будто наша реально участвовала в боевых действиях, кроме контрпартизанских. А этот опыт может в какой-то степени даже помешать в войне с равным по техническому оснащению противником: бармалеи редко обладают серьёзной ПВО, дальнобойной артиллерией и т д.
      1. -10
        27 января 2022
        Как будто наша реально участвовала

        Смеётесь или просто не понимаете о чём речь?
        Чем война в Чечне в городской застройке будет отличаться от войны в городе с подготовленным противником? Только большей массовостью и всё.
        Чем отличаются атаки Армейской авиацией реальных объектов противника в Сирии от учений на полигонах?
        Чем отличается мишенная обстановка от реального противника? Чем отличается управление по карте и на реальной местности?
        И т.д. и т.п. Странно, что нужно подобные вещи пояснять? request
        1. +5
          27 января 2022
          Хотя бы тем,чтобы твою сторону может быть организован качественный арт.налет,где прилетает "чемодан"никак не сравнимый с вог-17.на самом деле отличий более чем достаточно,причем не только количественные.это и межвидовое взаимодействие войск,схемы и количество снабжения,материально технического обеспечения,где в операциях против полноценной армии будет задействован огромнейший список вооружения и военной техники.а мишенная обстановка отличается только одним от противника:мишени в ответ не стреляют.
          1. -5
            27 января 2022
            И именно об этом сидит и думает солдат, сержант или взводный в окопе: "..не страшно, что меня пуля убьет или в танк ПТУР забабахает, главное бомба не упадёт на голову и РЭБ не заглушит связь..."
            А комбат сидит и думает: "..слушай ну всё как на учениях хряпнул водки, а взводные повели солдат в атаку на картонные фигуры. "
            По Вашему понимаю, раз не было армейских операций, то и опыта не было??
            Даже не вижу смысла дальше продолжать дискуссию, раз Вы не понимаете что такое боевой опыт и как он получается на местах.
  16. +7
    27 января 2022
    Так, несколько месяцев назад были опубликованы фотографии сбитого дрона CH-4B из Саудовской Аравии, в обломках которого видны элементы... двигателя австрийской компании Rotax.

    Ну и что? Наши тоже до недавнего времени использовали зарубежные комплектующие для своих дронов. Важно чтобы изделие в целом получилось качественным.
  17. +5
    27 января 2022
    Диссонанс после прочтения - в голове не укладывается зачем целенаправленно гнать брак, отказывать в сервисе и целенаправленно терять рынок? Вот даже одна причина в ум не приходит..
    1. +6
      27 января 2022
      Можно спросить у производителей Суперджета. До недавнего времени история один в один была.
      1. +1
        27 января 2022
        Ну, там не совсем так, были проблемы с системами, которые в целом устранены, были проблемы с задержкой комплектующих (особенно вспоминается расторопность французов по ингредиентам совместного движка (зачем им конкурент). Но такое, чтобы не признавать проблемы и отказывать в сервисе, вы где такое видели, мы же в правовом мире живём.
        Условно если испытательный период прописан, если договор на сервис и поддержку заключён, то всё это будет выполнено. Иначе суды и проч. и проч.
        Т.е. я думаю, что Андрей основывался на разнообразной информации, часть тут истина, а часть, думаю, может быть вбросами недругов КНР в общем, и, БПЛА КНР, в частности.
        И замечу отдельно, вы напрасно в скеписе по поводу SSJ, он есть, в целом доработан и неплох. Название ещё бы на русское поменяли наконец.
        1. +1
          27 января 2022
          Поначалу не удосужились озаботиться сервисными центрами. И у пользователей были огромные проблемы. Теперь вроде наладилось.
          Я собственно к тому что бывает такое.
          1. +5
            27 января 2022
            Вы правы, чего только не бывает.
            А Алжир тем временем заказал крупную партию БПЛА КНР, так что не так всё трагично.
            И ещё мне давно видится, что уважаемый автор всё же несколько недолюбливает КНР)
  18. +1
    27 января 2022
    [/b]Новые же не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар» и даже дронах китайского производства.[b]
    -Вот этот абзац вообще не понял: тут автор противоречит сам себе, получается что несмотря на негативный опыт эксплуатации китайских дронов потенциальные клиенты переходят на турецкие Байрактары и даже КИТАЙСКИЕ дроны??? Или что тут автор имеет ввиду?? wassat
  19. -10
    27 января 2022
    Китайцы — ворье, но ворье криворукое и бесталанное. Украденное у США и Израиля не смогли довести до ума...
  20. +1
    27 января 2022
    Написано поляком за турецкие деньги? Сгущение красок и явная ангажированность так характерна для поленьев, что диагноз виден без обследования. Есть и другие данные)))
  21. +3
    27 января 2022
    Цитата: Гражданский
    Цитата: Аэродромный
    при всём этом,китай таки продвигается в этом вопросе, а дорогу осилит-идущий.

    По восточной традиции на экспорт (чужим) поставляют модели по-проще.

    Так и у нас оружие в экспортном исполнении отличается от того, что идёт для Российской армии. Тоже делают штаты и все остальные государства с развитым ВПК
  22. +1
    27 января 2022
    Скорее он зарекомендовали себя не с лучшей стороны потому, что их использовали в конфликтах, где стороны были готовы к использованию и противодействию БПЛА.
  23. Комментарий был удален.
  24. Интересный обзор.
    Мне как инженеру ЛА, всегда была интересна именно статистика наработки неисправностей.
    В данном случае - многочисленные отказы связаны с со слишком спешным выводом на рынок сырой техники и недостатками предпродажной подготовки и пост гар обслуживания.

    В целом - это не столько вина заказчика, который поверхностно, не вдумчиво прошелся по комплектующим БПЛА и не проработал в контракте вопросы гарантийного и пост гарантийного обслуживания (это важно), причина такого "поверхностного" отношения к заказанной продукции - мне неведома. Техническая ли некомпетентность или личная заинтересованность - это оставим в стороне.

    В целом давно работая с заводами КНР (несколько в иной отрасли - но тоже связанной с техников), могу сказать, что китайские коммерческие фирмы, в отличии от оборонных, гораздо гибче в плане комплектации. А оборонные или настолько высокого о себе мнения (зачастую совершенно необосновано) или настолько "сектерный танковый завод", что выпускает старье на базе БМП-1 по конской цене - государство и так купит, зачем делать лучше?

    Принцип ценообразования, взятый еще из позднего СССР.
    Но в СССР за качеством смотрела военная приемка, которая никак не зависела от ВПК и буквально заставляла производителей придерживаться параметров изделия! Представитель военных на заводе, мог легко завернуть партию и его слово было равным с директором завода, если не выше в плане качества продукции.

    Видимо в Китае, для экспортных поставок, военная приемка не работает, что и нанесло огромный репутационный вред китайским БПЛА.

    Спасибо Андрей.
    Пополнил опытом копилку статистики по КНР.

    P.S. По своему опыту (инженер технолог ЛА) - всегда перед заказом техники, еду на завод и смотрю компетентность тех процессов, особенно выходного контроля. Иногда это помогает понять, где не дорабатывают, где экономят, где контроль качества не инструментальный, а осмотром на "авось". Иногда это говорит о том, что вообще не стоит брать здесь или - настоять на своем перечне операций выходного контроля, что бы потом не пришлось разобрать и собрать заново :))
  25. -2
    27 января 2022
    А я, поддержу автора. Прочитал и задумался, а ведь действительно не слышно про китайские БЛА. Трусы, носки, чайники, приёмники всё китайское, а вот про БЛА не слышно. А так если подумать, то про российские БЛА тоже слышно не много. Сирия отличный плацдарм, для рекламы нашего оружия.
  26. По моему опыту работы с китайскими гос предприятиями, заметил, что правило менять руководителя завода каждые 4 года, несет больше вреда, чем полезного.

    Назначенный руководитель (о том что это достойный член КПК - можно не напоминать), осознавая свою временность, не достигает максимума своих возможностей за такой короткий срок. Частое чередование руководителей на гос предприятиях КНР, приводит к непоследовательной смене генеральных направлений в развитии предприятия - как у нас говорят : "Новая метла по новому метет". Иногда в совершенно противоположном направлении начинается развитие - не достигая преждей цели или результата и неся материальные потери того, что было вложено в развитие ранее.

    Неоднократно наблюдал, как принимались китайскими директорами не вполне грамотные решения - без оценки рыночной ситуации, не имея понимания в технических моментах, потом руководителя снимают, приходит грамотный управленец, выправляет ситуацию, но его меняют чрез 4 года и новый начинает свою политику развития, не считаясь с наработками предшественника.
    Критерий успешности руководителя гос завода КНР простой - увеличение объема выпуска и продаж на экспорт (вопрос качества вторичен как правило) и увеличение количества рабочих мест.
    Успешный руководитель идет на повышение в КПК - например в аппарат региона. Не оправдавший ожиданий, идет на понижение. Напоминаю - достигнуть выдающихся результатов за 4 года, очеь сложно в такой отрасли, как машиностроение, где цикл разработки новой техники 3 года, а продаж - еще 2-3 года.

    В результате часто видел, как блестящий управленец "уходил", а пришедший ему на смену совершенный профан в коммерции и технике, по началу пользовался достижениями предыдущего, а потом программа развития стагнировала, поскольку человек не понимал, куда идти дальше, поскольку заложенная предшественником стратегия развития производства, была ему не понятна или не близка.

    Поэтому статистика, приведенная автором статьи, логично уложилась в то, что мне удалось видеть на предприятиях Китая в смежных машиностроительных отраслях.
    Есть, о чем поразмыслить, не правда ли, товарищи китайские эксперты, читающие этот сайт? ;)
  27. +4
    27 января 2022
    Новые же не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар» и даже дронах китайского производства.

    Автор целую статью написал/скопировал и в конец какую-то чепуху сморозил.
  28. +6
    27 января 2022
    От статьи - за километр несёт лукавством...С какого перепугу российское военное издание "очень переживает" за неудачи китайского ВПК ??? Разве у нашего российского ВПК все проблемы и неудачи уже позади? Во первых: не ошибается тот,кто ничего не делает. Во вторых: автор статьи пусть сильно не беспокоится о китайцах,так как они уж точно сделают(если уже не сделали...) соответствующие выводы и качество китайских БПЛА будет улучшаться паралельно с долей в мировом рынке. Можно быть уверенным в этом,так как китайские смартфоны ,автомобили и другая продукция - УЖЕ не уступают по качеству западным брендам. Аналогично будет и с военной продукцией Китая через некоторое время... Они там работают в поте лица,а в РФ есть тенденция монополизировать всё и вся в ВПК... Вот о чём надо писать,чтобы в ВПК РФ была бы честная и здоровая конкуренция между производителями.Мало того - надо максимально поощрять частный капитал,чтобы они вкладывались в ВПК.
  29. 0
    27 января 2022
    если наука и промышленность не могут разработать и сделать качественно маленький БПЛА, то как они разрабатывают и делают современные истребители?
    ..... бааальшой вопрос
  30. Комментарий был удален.
  31. 0
    27 января 2022
    https://topwar.ru/191633-alzhir-zakazal-partiju-kitajskih-udarnyh-bespilotnikov-ch-5-rainbow.html
    -----------------------
    Всё таки "ВО" надо наконец то определиться в следующем вопросе: может ли Китай хорошие БПЛА производить или всё таки ещё не дорос до пресловутого западно-израильского уровня ???
  32. 0
    27 января 2022
    Зная китайское "качество" в принципе поверить могу. Иногда вообще складывается впечатление, что китайцы знают всего три материала: пластмассу, силумин и сталь. Причем последняя у них это что угодно, лишь бы магнитилось. А термообработку их инженеры, по всей видимости, считают мифом. Ну, а силумин для китайского инженера, это универсальный материал для всего на свете от декоративных элементов до металлорежущего инструмента.
    Но конкретно в вопросе сравнения с "Байрактарами", преимуществами турецких БПЛА были: грамотная реклама и пряморукие пользователи. Всё-таки азердбальджанец или турок, и араб с представителем среднеазиатских народов, в плане работы со сложной техникой, это две большие разницы. Не знаю, в чем тут дело, может в менталитете, а может в особенностях культуры или воспитания, но при равном уровне образования, первые на голову превосходят вторых. Ещё при Союзе инструкторы, особенно из танкистов, ВВС и ПВО про арабов кроме как матом не отзывались, а допустим узбек-мехвод в танковых войсках был редкостью, в то время как азербайджанец-зампотех ни у кого удивления вызвать не мог.
  33. +1
    28 января 2022
    Новые же не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар» и даже дронах китайского производства.

    Очевидно, опечатка? Не "китайского производства", а чьего?
  34. -4
    28 января 2022
    Не удивлен.В 70-80-е в Союзе ходили легенды как о редкой тупости китайских инженеров,так и об их невероятном трудолюбии.Короче ж..й брали.Украсть и развить это да,а ничего принципиально нового они создать не способны.Но в 90-е для них открылся клондайк из безработных советских ученых и инженеров и советской же техники.Наши их здорово поднатаскали,но китайцы все равно ВСЕГДА будут догоняющими
    1. +2
      28 января 2022
      Цитата: mann
      но китайцы все равно ВСЕГДА будут догоняющими

      Сколково догоняют?
      Откуда столько чванливого высокомерия?
      1. -1
        28 января 2022
        Это не чванство,это досада и горечь!
        1. 0
          28 января 2022
          Цитата: mann
          Это не чванство,это досада и горечь!

          Вы только что низвели китайцев до технологических унтерменшей. Так на что же Вы досадуете?
          1. 0
            28 января 2022
            На то,что мы потеряли потрясающих специалистов!(((
            Придет в голову идея,обдумаешь пару деньков,начинаешь рассказывать и по глазам видишь,что тебя сразу понимают! Это было счастье работать с такими людьми! Признаюсь,я так не мог,мне надо было ночку посидеть со схемами,сигаретами и банкой расстворимого кофе)
            Бывший разработчик,инженер-системотехник
  35. +2
    28 января 2022
    Алжир за несколько месяцев потерял три беспилотника CH-4B из-за критических неисправностей, причем два из них разбились в ходе предварительных испытаний при непосредственном обслуживании китайскими пилотами и инженерами.

    На данный момент Китай активно теряет рынок БПЛА – старые клиенты отказываются от его продукции по негативным результатам эксплуатации.

    Алжир заказал партию китайских ударных беспилотников CH-5 Rainbow
    https://topwar.ru/191633-alzhir-zakazal-partiju-kitajskih-udarnyh-bespilotnikov-ch-5-rainbow.html
    Автор свой материал выкладывает на сайт, который получается вообще не читает?
  36. 0
    28 января 2022
    они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар» и даже дронах китайского производства.

    Как это соотносится с утверждением автора, что Китай потерпел полное фиаско на рынке БПЛА? Это что, вариант "мыши и кактус"?
  37. 0
    28 января 2022
    Купив китайское-приобретешь массу проблем...И это во всем...Но винить китайцев не будем..Они были созданы именно для этого...А если серьезно то-Китай бежит впереди лошади...вот телега и не поспевает....Повторяют те же исторические ошибки...А проблема в избытке населения...Замкнутый круг...
    1. -1
      28 января 2022
      Цитата: Игораш
      .А если серьезно то-Китай бежит впереди лошади...вот телега и не поспевает....

      это в каком смысле?
      Цитата: Игораш
      Повторяют те же исторические ошибки..

      и какие же именно свои исторические ошибки они повторяют?
  38. 0
    28 января 2022
    Результативность одних только Байрактаров в сотни раз больше в сравнение со всеми китайскими бпла всех видов и модификаций. И это не преувеличение.

    Ето не преувеличение ето всего на всего обман при етом весьма дурацкий обман.
    Кроме того Китай производить всех типов дронов, а Турция нет.
    Китай производить все нужное для дронов до последнего винтика, а Турция неспособно производить главних компонентов и их импортирует.
    Цена и експлоатационние расходи китайских дронов самие ниские в мире, а их еффективность лучшая в мире и превосходит без сомнение еффективность турецких.
  39. +2
    29 января 2022
    Таки подобные претензии можно высказать всей китайской военной и гражданской продукции lol
  40. +1
    29 января 2022
    Цитата: Дмитрий Владимирович
    китайские коммерческие фирмы, в отличии от оборонных, гораздо гибче в плане комплектации. А оборонные или настолько высокого о себе мнения (зачастую совершенно необосновано) или настолько "сектерный танковый завод", что выпускает старье на базе БМП-1 по конской цене - государство и так купит, зачем делать лучше?

    Всё как у нас.
  41. 0
    31 января 2022
    Спасибо, интересно было узнать, что у китайцев настолько все.. по-китайски. winked
  42. 0
    10 февраля 2022
    Что то автор не того .Неужто всё настолько плохо у чинов.Сдаётся что автор прикормлен турками request

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»