Полеты на обеспечение флота

38 452 48
Полеты на обеспечение флота

Я доложил: «Впереди свободно».

Командир подтвердил: «Понял, выруливаю вправо».



И мы порулили на полосу.

Рулили мы быстро, даже излишне быстро, и на то были свои причины. Мы опаздывали, и опаздывали сильно.

Мы собирались вылетать на обеспечение сил флота. Обычный полет «на обеспечение».

Что такое «на обеспечение»?

Это работа в интересах кораблей и подводных лодок.

Она бывает разная: осмотр района, постановка помех, полет в качестве воздушных целей, контроль результатов удара и много всякого разного, о чем я вам рассказывать не буду.

Полет «на обеспечение» всегда отличается своей нестандартностью и некоторой свободой действий. Такие полеты не только интересны, но и достаточно сложны тем, что надо или очень точно пройти по заданному маршруту или точно выйти в заданную точку по месту и времени.

Еще эти полеты осложняются необходимостью вести связь с кораблями, а это занятие – не для слабонервных.

Моряки пытаются вести связь по кодовым таблицам в открытых сетях, условными фразами, цифрами, словами. Уж и не знаю почему, но УКВ-радиостанции на кораблях плохие, да и опыта ведения радиосвязи с самолетами у моряков нет.

В общем, в большинстве случаев попытки закодированного общения между кораблями и самолетами сводятся к известному случаю:

Корабль: «Исполнил 323!»
Самолет: «Не понял, повторите…»
Корабль: «Исполнил 323! 323! 323!»
Самолет: «От вас только фон идет, не понял, повторите…»
Корабль: «Да пустил, пустил ракету, наблюдайте!»
Самолет: «Понял, пустили, наблюдаю».

Ну, и еще есть одна особенность при работе с моряками – они ничего не умеют делать вовремя.

Возможно, они и пытаются, но общая организация дел на флоте такова, что невозможно угадать, придут ли корабли в заданную точку вовремя, или вообще не придут.

Отсюда проблемы с нашими вылетами.

Для того чтобы мы вышли в заданную точку вовремя, мы должны вовремя взлететь, а это не всегда получается, и все из-за того, что моряки не спешат доводить нам изменения в своих планах.

И в этот раз моряки себе не изменили, подтвердили нам «работу» с опозданием, поэтому мы рулили очень быстро, а я уже прикидывал, где буду срезать маршрут, так как даже максимальная скорость нас не спасет, а опаздывать не рекомендуется, эти моряки потом такую историю раздуют, что достанется всем.

Выруливаем на полосу, читаем карту, командир запрашивает взлет, нам все разрешают, но самолет, вместо того, чтобы начать разбег, стоит. Я не выдерживаю:

– Ну?

– Подожди…

– Да куда уже ждать?! И так на пределе пойдем…

– Да погоди ты, ё-моё!

В кабине летчиков какая-то суета…

Я откидываю шторку, смотрю на командира, и вижу дивную картину – командир расстегнул все ремни, парашютные и привязные, и пытается снять с себя спасательный пояс с одним надутым поплавком. Тесно, неудобно, надутый поплавок задевает за все торчащие предметы, в общем, у летчиков не скучно и даже интересно.


Авиационный спасательный пояс с надутым поплавком

И как-то меня «отпустило»…

Я успокоился и стал ждать, когда все уже случится. Командир содрал с себя пояс, выбросил в проход, влез во все ремни, и мы взлетели.

Полет прошел нормально, без приключений.


Фото: russianplanes.net / Сырица Михаил

А сейчас расскажу не о полете, а о подготовке к нему.

Подготовка к серьезному вылету


О серьезной подготовке, о том, как зрелый командир корабля заботится об экипаже, продумывает полет, пытается спланировать свои действия в нештатной ситуации.

Подготовили экипаж «бэкфайера» на «обеспечение». Одиночный вылет на постановку помех и работу в качестве цели в районе Японии. Вылет после обеда. Погода портится. Сидим в штурманском цеху, готовимся к предполетным указаниям.

Смотрю, что-то «старшой» около меня крутится, круги нарезает.

Спрашиваю: «Что ты там задумал?».

Ответ завуалированный: «Понимаешь, там около Японии работать, помехи ставить, возможна посадка на Кневичи...»

Отвечаю, что понимаю, но не понимаю, причем здесь я?

Заход издалека: «Ты раньше штурманом эскадрильи РЭБ был и на Кневичах часто садился, сгоняй с ними, что-то душа не на месте».

Не могу сказать, что перспектива улететь на Кневичи меня порадовала, но служба есть служба. Сходил домой, взял тряпки, поехал на аэродром.

На предполетных указаниях внимание на возможной посадке в Кневичах не акцентировали, просто напомнили о готовности к посадке на запасном аэродроме.

Экипаж был опытным, все – мои одногодки, командиром – мой одногодок, штурманом – мой однокашник. Их ничем не испугаешь, поэтому мое появление в экипаже они восприняли даже с обидой. Ну, да ладно.

Запустились, запросили «предварительный».

С КДП суровым голосом сказали, что нам надо в районе задержаться, корабли ещё не подошли, поэтому посадка будет однозначно в Кневичах: и по погоде, и по остатку топлива.

Вот тут командир и проявил себя.

Доложив руководителю полетов, что выруливает, в СПУ командир сказал, что выключает левый двигатель, а «Земле» (наземный старший техник) – срочно надо тащить стремянку. Нам, штурманам, сзади плохо видно, что там впереди творится, суету стартеха увидели, но не поняли.

Быстро запустились повторно, вырулили.

С «предварительного» нас вернули на стоянку, вылет отбили по неготовности кораблей.

Зарулили, вылезли.

Спросил я у командира, что за суета была с левым двигателем?

Вместо ответа командир показал литровую металлическую флягу.

Все оказалось просто.

Обычно эту флягу командир наполнял спиртом после полета, она хранилась у стартеха, но, услышав о посадке в Кневичах, выключил двигатель, заставил стартеха наполнить флягу, и взял её в полет.

«Ну, чтобы нам не так скучно было на чужом аэродроме» – сказал командир.

Очень мне понравилась подготовка к серьезному вылету в этом экипаже.

Надо отметить, что мы нашли, что сделать с этой флягой и на базовом аэродроме. Не пропал спирт, не пропал...
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    31 января 2022 18:09
    !!! Спасибо!
  2. +14
    31 января 2022 18:16
    Это отрывок из стихотворения ветерана 924 гв. МРАП А. Карпова "Плановая Таблица", об обеспечении сил флота...

    Обеспечение Сил Флота,
    Порой такая канитель!
    Дадут команды для пилота:
    «Не лезут ни в какую дверь»!

    То высота им не подходит,
    Пять тысяч надо «потерять»!
    Еще минуты не проходит,
    Но должен он ее занять!

    А то попросят вдруг пилота,
    В полете скорость потерять,
    Но это срыв для самолета!
    Нельзя уже им управлять!

    Но Белозеров летчик бравый,
    На компромиссы не пошел,
    С ним согласился Герман-правый,
    И экипаж домой «ушел».

    Саттаров сбросит «М – шестую»,*14
    Для корабельных ПВО,
    Задачу вроде бы простую,
    Но снова поощрят его.

    *14 Саттаров Анфис Сагитович, майор, военный летчик 1 класса.
    «М–6» -- авиационная мишень.
    1. +3
      31 января 2022 18:19
      Цитата: CHEREDA73
      "Плановая Таблица"

      Я читал, как-то Сокерин показывал.
      1. +7
        31 января 2022 18:22
        А сколько Сокерин и сам написал разного: и стихи, и рассказы (особенно про дозаправку интересно, он же вообще цирковой фокусник был в этом деле), и про адмиралов... Про адмиралов он с болью, конечно, пишет.
        1. +4
          31 января 2022 18:28
          Цитата: CHEREDA73
          он же вообще цирковой фокусник был в этом деле

          Не знаю...
          Но я летал с командирами, которые ночью, в развороте, брали шланг в захват. Сокерин пришел в полк тогда, когда дозаправка уже заканчивалась.
          1. +10
            31 января 2022 18:35
            Он пишет, что до академии, то есть в 924 полку, восемь лет заправлялся. И днем, и ночью, и в развороте, и с правой чашки (что в зачет не шло), и на предельных высотах, когда Ту-16 - как сонная муха, на управление еле реагирует. Пишет, что если была возможность, то он всегда просил, чтобы ему дали сцепиться. А Вы знаете, что не все летчики это занятие любили...
            Короче, Виктор Николаевич был фанат этого дела. Вот, вспомнил его рассказ "Как я Панова плохому учил"...
      2. +14
        31 января 2022 18:53
        Цитата: Bez 310
        ...и еще есть одна особенность при работе с моряками – они ничего не умеют делать вовремя
        ...
        Цитата: Bez 310
        ...Возможно, они и пытаются, но общая организация дел на флоте такова, что невозможно угадать, придут ли корабли в заданную точку вовремя, или вообще не придут.
        laughing мнение "летунов" о флотских понятно (!) ...
        а интересно вот, что флотские говорят (думают) о "летунах", после таких совместных действий ... ?!!!
        1. +13
          31 января 2022 19:00
          Ничего хорошего они не думают. Всякие обидные прозвища у них в ходу. Авиация, по их мнению, - нечто вспомогательное.
        2. +9
          31 января 2022 19:15
          Цитата: Немчинов Вл
          что флотские говорят (думают) о "летунах", после таких совместных действий ... ?!!!

          У флотоводцев всегда виновата авиация, несмотря на то, что они в ней ничего не понимают.
          1. +11
            31 января 2022 19:28
            Вот, золотые слова!
            Причем самим флотским никогда не нравилось, когда общевойсковые командиры совали нос в их дела или прямо командовали. Где-то я читал "Кавалерии Флотом не командовать" и это правильно. Но, ничтоже сумняшеся, флотские командуют авиацией, ничего не понимая в авиационных делах.
          2. +7
            31 января 2022 19:47
            Цитата: Bez 310
            У флотоводцев всегда виновата авиация, несмотря на то, что они в ней ничего не понимают.

            Ахахахах -ахахаха laughing , другими словами, - Ваши "симпатии" взаимны !!!
            Спасибо за ответ (!) hi
            1. +8
              31 января 2022 20:21
              Цитата: Немчинов Вл
              Ваши "симпатии" взаимны !!!

              Чуть позже я постараюсь рассказать о некотоых встречах с адмиралами, так, бытовое...
          3. -3
            1 февраля 2022 09:14
            Если для пилота атака кораблей и вообще полеты над морем - это просто некоторый подвид деятельности со своими нюансами (внизу водная поверхность на которой нет рельефа и свои особенности отражения радиоволн), и им для этого знать механизмы работы флота необязательно, то для флотских авиация и особенности ее применения всегда будут темный лес. Именно поэтому я считаю, что на флоте не должно быть ничего летающего окромя противолодочных самолетов и корабельных вертолетов. А экипажи для всего этого набираться по принципу ссылки туда худших из училища. Истребители и бомбардировщики должны быть все в ведении ВВС. Моряки такую технику утопят.
            1. +10
              1 февраля 2022 09:23
              Цитата: EvilLion
              окромя противолодочных самолетов и корабельных вертолетов. А экипажи для всего этого набираться по принципу ссылки туда худших из училища.

              Как же можно "ссылать" в противолодочную авиацию худших, если эта авиация - самая сложная из всех "авиаций"?
          4. 0
            6 февраля 2022 13:28
            Как и авиаторы во флоте
        3. +7
          31 января 2022 19:16
          Да, примерно то же самое, что ПВОшники! laughing
  3. +6
    31 января 2022 19:09
    Уважаемый Bez(Михаил)!
    Раз уж Вы "раскачали" подобный жанр на "ВО" ( Спасибо!), - потрудитесь,пожалуйста, ещё немного,- раскройте всю полноту повествования не только "летунам" ( понимаю,что некий "сокральный" смысл повествования близким к авиации ВМФ тешит слух,- пожалуйста, тов-щи офицеры,- без обид...); думаю, ряд аббревиатур,терминов, требует,хотя-бы общего пояснения...Ещё лучше,- в интерпр итации Автора))). Может получиться незабываемо)))... hi
    1. +3
      31 января 2022 19:17
      Цитата: A.A.G.
      ряд аббревиатур,терминов, требует,хотя-бы общего пояснения.

      Вроде, я стараюсь раскрывать все сокращения. Если что-то не совсем понятно, задавайте конкретные вопросы.
    2. +3
      31 января 2022 19:20
      Цитата: A.A.G.
      Уважаемый Bez(Михаил)!
      Раз уж Вы "раскачали" подобный жанр на "ВО" ( Спасибо!), - потрудитесь,пожалуйста, ещё немного,- раскройте всю полноту повествования не только "летунам" ( понимаю,что некий "сокральный" смысл повествования близким к авиации ВМФ тешит слух,- пожалуйста, тов-щи офицеры,- без обид...); думаю, ряд аббревиатур,терминов, требует,хотя-бы общего пояснения...Ещё лучше,- в интерпр итации Автора))). Может получиться незабываемо)))... hi

      Да, в некотором смысле я "наглец"!,- но, думаю, эксплуатируя Ваш популярный писательский имидж(без дурных намерений!), - как считаете? Не пора-ли открыть цикл, запустить Тему " Офицер на пенсии..."( или,что-то, около того.В конце-концов,- наиболее "весомая" часть присутствующих к ним относиться,-причины очевидны,-либо,- "сочувствующие"...)
      Не пора-ли уже создавать свой...конгломерат?))) hi
      1. -5
        31 января 2022 19:28
        Цитата: A.A.G.
        Не пора-ли уже создавать свой...конгломерат?

        Вы извините,что встреваю в Ваш разговор,но заинтересовало.
        Какой же может быть конгломерат в нашем незавидном положении,только один : 180см на 220см,но надо учитывать,что параметры гроба могут рассчитываться по разному.
        1. +7
          31 января 2022 19:58
          Цитата: bober1982
          Цитата: A.A.G.
          Не пора-ли уже создавать свой...конгломерат?

          Вы извините,что встреваю в Ваш разговор,но заинтересовало.
          Какой же может быть конгломерат в нашем незавидном положении,только один : 180см на 220см,но надо учитывать,что параметры гроба могут рассчитываться по разному.

          Вы вселяете а меня надежду,- я- не самый гнусный гундос!!
          Если серьёзно,-прекратите панику!В хорошем смысле...Понимаю Ваше недовольство...Как пример,- то,что было вопиющим, диким во времена моей службы, стало рутиной ныне... Дичь,- конечно.И что,- мне теперь застрелиться!(хрен дождетесь!).Держите удар! Вы же офицер,- а офицер,- это не всегда аксельбанты,медные трубы...
          Мордой в грязь,увы, нашему поколению - не привыкать. Держитесь!Во всех смыслах. Есть ещё за что побороться.(назло многим). Всвязи с этим,- крайне неприятны Ваши недопонимания с Bez-ом.( понимаю Вас, понимаю Михаила,- подобная хрень,условно, - у меня с А.Птица, вроде "наш", РВСН-овский,хоть и связист..С неменьшим уважением ко всем связистам...Но,здесь, было нечто...).
          Терпения,мудрости, ну, и здоровья нам всем! hi
          1. +2
            31 января 2022 20:04
            Цитата: A.A.G.
            Если серьёзно,-прекратите панику!В хорошем смысле...

            Какая же паника? О смерти полезно думать,прояснятся ум и мозги прочищаются,это не я придумал.
            Полезно,для души, ходить также на кладбища,похороны.
            1. +2
              31 января 2022 20:42
              Цитата: bober1982
              Цитата: A.A.G.
              Если серьёзно,-прекратите панику!В хорошем смысле...

              Какая же паника? О смерти полезно думать,прояснятся ум и мозги прочищаются,это не я придумал.
              Полезно,для души, ходить также на кладбища,похороны.

              Думаю, могу Вас понять...
              Однако,не считаю должным "вываливать" все наружу...
              Глупо давать советы,рекомендации...
              Но ведь пожелания не возбраняются?!
              ... Кто-то сказал: "...Жизнь,- это не то,что с нами происходит, а то,- как мы к этому относимся!..."
              Кладбища,похороны,- не исключение.
              Да,лично меня,порой,бесит лёгкость(видимая) друзей,близких к происходящему... А Вы не задумывались, что они просто берегут Вас( некоторые,конечно,себя,в первую очередь) от,может быть, ненужных потрясений?
              Удачи Вам! И,пожалуйста, попробуйте быть взрослее( хоть,я,как минимум,лет на10 младше),мудрее.
              Всех благ! hi
              1. +3
                31 января 2022 20:46
                Цитата: A.A.G.
                Да,лично меня,порой,бесит

                Надо бороться в первую очередь со своими страстями,работы много.
                1. +3
                  31 января 2022 20:57
                  Цитата: bober1982
                  Цитата: A.A.G.
                  Да,лично меня,порой,бесит

                  Надо бороться в первую очередь со своими страстями,работы много.

                  Соглашусь.
                  Не в претензиях...
                  ...А раз работы хватает,- значит,- не все так плохо!...
            2. +6
              31 января 2022 20:44
              https://echo-s.ru/2021/10/01/122186

              drinks
              Цитата: bober1982
              Какая же паника?
              1. +5
                31 января 2022 20:47
                Игорь,дружище! Надо будет как-то встретиться,за чашкой чая.
      2. +3
        31 января 2022 19:37
        Цитата: A.A.G.
        Не пора-ли открыть цикл, запустить Тему " Офицер на пенсии..."

        Этот вопрос задайте редакции, я к ней не имею никакого отношения. Честно говоря, я не совсем понимаю, о чем вы в такой теме хотели бы прочитать или написать?
        1. +2
          31 января 2022 20:24
          Цитата: Bez 310
          Цитата: A.A.G.
          Не пора-ли открыть цикл, запустить Тему " Офицер на пенсии..."

          Этот вопрос задайте редакции, я к ней не имею никакого отношения. Честно говоря, я не совсем понимаю, о чем вы в такой теме хотели бы прочитать или написать?

          О том кто,как обустоил свою жизнь,жизнь своих близких уйдя в запас,дембель...
          Как водитсься а Армии,-начни с себя,личным примером...
          На пенсии с 32-ух лет от роду...Понимаю ту часть читателей,которые сейчас возбудились...( понимаю их возмущение...понимают-ли они,- почему так...)
          Уверен,- выверты судьбы у большей части офицеров начинаются с выходом в запас...( кавычки не ставил,- слишком часто пришлось бы,- утратило-бы смысл))).
          ИМХО: тема не менее интересная,чем годы службы.Может(даже) более актуальная.Аргументация,-ну просто пенсов среди знакомых больше,чем служивых)))...
          1. +5
            31 января 2022 20:41
            Цитата: A.A.G.
            О том кто,как обустоил свою жизнь,жизнь своих близких уйдя в запас,дембель...

            Извините, меня чужая жизнь не интересует.
            1. +6
              31 января 2022 20:54
              Цитата: Bez 310
              Цитата: A.A.G.
              О том кто,как обустоил свою жизнь,жизнь своих близких уйдя в запас,дембель...

              Извините, меня чужая жизнь не интересует.

              Ваш "нарциссизм" давно известен на сайте...
              Я Вас "ценю",извините, не за это! Правда,- с уважением...
              Т.е.,если кто-то и напишет,Вы читать не станите?
              Напишите про свою. Многим,думаю будет интересно...
              От себя обещаю,если кого заинтересует,вдруг, свою "историю", истории своих друзей...Думаю,- многие " подтянутся".
              1. +7
                31 января 2022 20:59
                Цитата: A.A.G.
                Напишите про свою. Многим,думаю будет интересно...

                Я не могу понять вашей тяги к чужой жизни.
                Я не работаю, мне не нравится работать.
                1. +1
                  31 января 2022 21:18
                  Цитата: Bez 310
                  Цитата: A.A.G.
                  Напишите про свою. Многим,думаю будет интересно...

                  Я не могу понять вашей тяги к чужой жизни.
                  Я не работаю, мне не нравится работать.

                  Теперь я не понял...
                  Можно,-завтра отвечу?- через пять часов на "работу"...
                  И,честно, это надо обдумать:"...Я не работаю, мне не нравится работать...".
                  ... Буквально пару часов назад беседовал с другом лейтенантских- капитанских времен...
                  Только сейчас(!) устроился на работу!(ну, так и ВС он " освободил" от своего присутствия одним из последних среди нашего года выпуска(88-ой)...Кстати,-краснодипломник! Служанка,- скажем так,- сдержанный.
                  Друг,товарищ...-не вспомню ни раза, чтоб меня подвел...Как-то так...
                  1. +1
                    31 января 2022 21:20
                    Цитата: A.A.G.
                    Можно,-завтра отвечу?

                    Не надо отвечать.
                    Если есть вопросы по рассказикам, задавайте вопросы.
      3. 0
        1 февраля 2022 20:04
        Цитата: A.A.G.
        Не пора-ли уже создавать свой...конгломерат?

        "Пенсионер на ВО". ( только без обид )
  4. -8
    31 января 2022 19:11
    Все эти "рассказики",как под копирку.
    ........ а потом ваши светлые кудри примелькаются,и вас просто начнут бить.
    И,чего тут комментировать,глуши моторы.
    1. +3
      1 февраля 2022 08:37
      Ты либо крест сними, либо трусы надень!))) Ну, нет сил занудству "святоша", раз сказал и хватит, а то пристал как банный лист...
      1. -3
        1 февраля 2022 08:58
        Цитата: Detnix
        Ты либо крест сними, либо трусы надень!

        Для любого святоши,как вы выразились,любые оскорбления и поношения,как награда.
        Душа радуется.
        1. +1
          1 февраля 2022 12:33
          Ну, какое это поношение?) Поношение, это когда несправедливо, а это констатация факта...
          1. -2
            1 февраля 2022 20:14
            Цитата: Detnix
            Поношение, это когда несправедливо, а это констатация факта...

            Кем, именно констатация?
            Прокуратурой,общим собранием товарищей,вашей женой,соседом,запойным пьяницей,Джоном Байденом ?
            Каким образом определяется эта самая констатация.если не поняли.
  5. +3
    31 января 2022 22:34
    Досталось от автора морским слухачам.... но, правду сказать,
    обоим сторонам было трудно. Мне "голосом" с небом работать
    не приходилось, а вот на ключе, так из ночи в ночь. И принять то всего надо было
    полтора десятка цифровых 4-значных групп, т.н. "погода" Но были ребята,
    которые психовали, "буллинг" самолетному радисту устраивали - "Щ" код у кораблей в
    "самолетной" части не использовался, поэтому отправка кода -"Смените площадку",
    означала - освободи стул. А код "Слейте топливо" -это вообще по беспределу
    (пойди......за ветром, короче).
    Если "годки", ребята с опытом, об этом узнавали, таких сразу же обрезали-
    "Там у парня ключ на коленке, трясет и перегрузка....- с вахты снять
    тебя, Получить "ЬЬЬ" хочешь?
  6. +3
    31 января 2022 23:23
    Разрешите разбавить ваше авиационное сообщество. Я из РВСН.У нас в полку организовали подсобное хозяйство. Было примерно штук 40 свиней. Все свиньи были беговые. Похожи на собак. Потом я или кто то другой заметил, что свиньи бегают без хвостов. После недолгового разбирательства выяснили, что хвосты у свиней отрезал ст.прапорщик Одиноченко. Ну дральше сам знвешь.
  7. 0
    6 февраля 2022 13:24
    lol laughing lol laughing Слов нет - одни эмоции...
  8. 0
    7 февраля 2022 15:56
    Большое спасибо за статьи! Очень интересно! Какой из самолетов ТУ-16 или ТУ-22 "приятнее" что ли, или более любимый, для летчика и штурмана.