Асы первой мировой - Юрий Владимирович Гильшер

«Русские летчики более опасные враги, чем французские. В их атаках, быть может, отсутствует планомерность, но в воздухе они непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик остается страшным противником»
Военный обозреватель австрийской газеты Pester Loyd, 1915 год.


Современные исследователи считают асами Первой мировой войны всех лётчиков, сбивших пять и более самолётов противника. Несмотря на относительно небольшое количество воздушных сражений на восточном фронте (по сравнению с западным), в России это почетное звание заслужили 15 пилотов. Одним из них был Юрий Владимирович Гильшер.

Асы первой мировой - Юрий Владимирович Гильшер
Юрий Гильшер со своими сослуживцами по авиаотряду. Юго-Западный фронт, Галиция, зима 1916–1917 гг.



Он родился 14 ноября 1894 года (все даты указаны по старому стилю) в семье московских столбовых дворян. Получил хорошее образование, окончив Московское Алексеевское коммерческое училище. Современники отмечают, что Юрий был умен, красив, строен и очень нравился девушкам. Но на дворе наступил 1914 год, и началась Первая мировая война. Гильшер, не желая отсиживаться в тылу, 30 ноября поступает в Николаевское кавалерийское училище. Учеба дается ему легко, поскольку он с детства рос вместе с лошадьми и был прекрасным наездником. Помимо этого у него открываются и другие таланты – на состязаниях по стрельбе из винтовки Юрий занимает второе место во всем училище. Уже 7 мая 1915 года Гильшер становится юнкером, а 1 июня в чине прапорщика с отличием заканчивает обучение. Но поучаствовать в яростных кавалерийских атаках Гильшеру не довелось. В это же время он знакомиться с летчиками и слушает их рассказы о полетах в небе. Императорский Воздушный флот усиливался, и ему срочно требовались летчики. Гильшер решает посвятить себя этому делу и, получив добро от начальства, отправляется в Гатчинскую авиационную школу. Пилотирование аэроплана он освоил без труда и уже в августе стал летать самостоятельно. В знак особого доверия руководство школы отправляет его на охрану с воздуха императорской резиденции – Царского Села в составе особого авиаотряда. 9 сентября Гильшер успешно сдает экзамены и 17 октября получает звание «военный летчик». Наскоро попрощавшись с родными, он отправляется на фронт в составе четвертого армейского авиаотряда. На своем первом самолете типа «Вуазен» 7 ноября в числе прочих Гильшер прибывает получать первое боевое задание к имению Станьково, где в то время располагался штаб Армии. Чтобы моторы не замерзали от холода, летчики по очереди запускали их на своих машинах. По глупой случайности во время одного такого запуска при отдаче рукоятки Юрий не успевает убрать руку, в результате чего получает закрытый перелом обеих костей правого предплечья и ушиб кисти. После оказания первой помощи пилота отправляют в полевой госпиталь, где накладывают гипс. Поскольку летать в таком состоянии временно было невозможно, Гильшера отправляют к родным в Москву, где он работает на заводе «Дукс» в отделе приемки запасных частей.

Работа не была трудной и, как только рука Юрия пошла на поправку, 31 января 1916 года он пишет письмо командиру отряда: «Ввиду состояния моего здоровья, не позволяющего мне в настоящее время летать в условиях военного времени и желая использовать это время для обучения на быстроходных бимонопланах системы «Нъюпор», «Моран» и «Сопвич» прошу командировать меня в Военную Авиационную Школу».


Руководство дало согласие, направив его в Одесскую Авиационную Школу. 8 марта Гильшер окончил переобучение и окончательно залечил руку. 22 марта он уже знакомится со своим новым командиром подпоручиком Иваном Орловым, возглавляющим седьмой авиационный отряд истребителей. Гильшер получил в управление новый самолет конструктора Игоря Сикорского «С-16». Этот легкий аппарат был полностью разработан в России. Существовало пять вариантов истребителя, различавшихся двигателями, оснащением и шасси (колесное, лыжное или поплавковое). «С-16» был вооружен пулеметом «Виккерс». За пару учебно-ознакомительных полетов Юрий разобрался в его управлении. 4 апреля Орловский истребительный отряд был окончательно сформирован и вылетел на фронт.

Асы первой мировой - Юрий Владимирович Гильшер
Эта авария привела к ампутации левой ноги


20 апреля прапорщик Гильшер впервые поучаствовал в групповом воздушном бою. Ввиду малого количества пилотов, летать приходилось ежедневно, зачастую по нескольку раз в день. 27 апреля Юрий Гильшер открыл счет своим воздушным победам, сбив над местечком Бурканув австрийского разведчика. Пули повредили управление машины, вывели из строя пулемет наблюдателя и ранили летчика в ногу. Самолет австрийского пилота, истекающего кровью, упал за линией фронта. Согласно указу Императорского Военно-Воздушного Флота определявшего сбитыми только аппараты, упавшие в нашем расположении, либо подтвержденные наземными войсками, официально победа не была засчитана Гильшеру. По иронии судьбы в этот же день Юрию снова пришлось вылететь на вечернее патрулирование вместе с летчиком-наблюдателем прапорщиком Квасниковым. Летчики уже возвращались домой, когда заело систему управления элеронами. Самолет несколько раз перевернулся в воздухе и сорвался в штопор. С высоты в тысячу метров аэроплан рухнул на землю. Прибывшие первыми к месту падения русские пехотинцы извлекли лётчиков из-под обломков. Только благодаря чуду оба авиатора оказались живы, но получили великое множество ран. Гильшеру оторвало стопу левой ноги и разбило голову. В госпитале ему пришлось ампутировать ногу до самого колена.
После этого снова потекли нескончаемые больничные дни. Всем было ясно, что с авиацией для молодого парня покончено. В это тягостное время Юрий получил письмо о том, что Высочайшим приказом от 30 марта 1916 года он был произведен в корнеты. Когда нога зажила, Гильшер приобрел деревянный протез и стал заново учиться ходить. Снова все получалось у него удивительно легко. Сначала костыли, затем трость, а уже вскоре Юрий ходил с протезом так, что только посвященные могли отметить легкое прихрамывание. И еще он решительно захотел вернуться на фронт и начать снова летать. Гильшер добился аудиенции у начальника Управления военно-воздушного флота генерал-майора Н.В. Пневского и убедил его оказать помощь для возвращения в строй в виде ходатайства перед великим князем Александром Михайловичем. Доктора также позволили корнету продолжить службу в авиации, поскольку посчитали, что она не потребует особых физических сил от молодого летчика. Только этого Гильшер и ждал. 30 октября 1916 года Юрий вернулся в свой отряд.

Асы первой мировой - Юрий Владимирович Гильшер
Ю. Гильшер. Декабрь 1916


Началась новая страница биографии Гильшера. Летая почти каждый день, он выполнял различные задания: разведывал позиции противника, прикрывал с воздуха сухопутные войска, вел воздушные бои.

Из одного письма Юрия домой: «Последний раз я был на 80 метров от немца, но у меня заел пулемет, и я едва увернулся от его пуль: ужасно неприятно трещат неприятельские пулеметы».


Когда в ноябре командир отряда Орлов, отправляется в командировку во Францию, то благодаря авторитету среди остальных летчиков исполнять обязанности командира назначают Гильшера. Зимой из-за холодов самолеты летали редко и пилоты, не теряя времени даром, ходили на охоту, стреляли по мишеням. Юрий учился азбуке Морзе, возился с лошадями, приспособившись ездить верхом. После результатов инспекции, потребовавшей повысить точность стрельбы отряда, Гильшер сконструировал специальный качающийся тренажер, имитирующий стрельбу из самолета. Все летчики были обязаны тренироваться на нем. 31 января Юрий в ходе десятиминутного боя, расстреляв весь боекомплект, оказался безоружным под огнем противника. Только виртуозное владение вверенным ему самолетом, хладнокровие и трезвый расчет позволили ему уйти и невредимым вернуться на аэродром. В марте 1917 года вернулся подпоручик Орлов, и Гильшер передал ему командование отрядом.

Асы первой мировой - Юрий Владимирович Гильшер
Гильшер в июле 1916 г. после получения ордена Св. Владимира за первую победу


31 марта вечером, патрулируя над линией фронта, он сбил немецкий самолет, повредив ему радиатор. Однако аппарат противника, выпуская шлейф белого дыма, упал на своей территории и опять не был засчитан.

2 мая в 8 часов утра в районе Иезуполя Юрий подкараулил вражеский самолет «Oeffag C-III» 11-й австрийской авиароты, регулярно летавший по одному маршруту над нашими позициями в одно и то же время. Он повредил пулемёт противника, но немец, надо отдать ему должное, боя не прекратил, продолжив отстреливаться из сигнального пистолета. Только после того, как запас ракет закончился, а доминирование нашего пилота в небе сомнений не вызывало, австриец знаками попросил разрешения на посадку. Конечно, Юрий не стал добивать врага. Впрочем, немца это не спасло. После того, как его повреждённый самолет сел на земле, его тут же разбомбила русская артиллерия. На этот раз победу засчитали, и Орлов представил Юрия к награждению Орденом Святого Георгия четвертой степени. Также за участие в напряженных майских боях командование решило представить корнета Гильшера к званию «поручик». Но в высших инстанциях рассудили иначе, и чин поручика Юрию не дали. А 17 июня в неравном воздушном бою с двумя противниками погиб командир отряда Иван Орлов. Гильшер возглавил отряд, несмотря на то, что были офицеры выше его по званию.

Командир седьмого авиадивизиона дает ему такую характеристику: «Временно командующий 7-м авиационным отрядом истребителей корнет Гильшер отличный боевой летчик, хладнокровный. Горячо любит авиацию. Будучи командующим отрядом, поддерживает в отряде дисциплину и порядок. Высоких нравственных качеств, относится серьезно и добросовестно к поручаемому делу. Выдающийся. Считаю достойным кандидатом на должность командира отряда».


Асы первой мировой - Юрий Владимирович Гильшер


С 18 июня в связи с началом боевых действий на земле, в воздухе протекали тяжелые бои. Противник посылал огромное число разведчиков, выясняя информацию о маневрах русских войск. Летчики делали по пять вылетов за день. 4 июля Гильшер в районе Посухова сбивает свой четвертый самолет, за что позже удостаивается Георгиевского оружия. Но вскоре начинается наступление германских войск, вошедшее в историю как «Тарнопольский прорыв». Солдаты 7-й русской Армии бастуют и отказываются сражаться, самовольно и беспорядочно отступая перед прущим в юго-восточном направлении врагом. В результате возникшей всеобщей неразберихи на аэродроме в городе Тарнополь собралось семь отступающих авиаотрядов (более 50 единиц), все летное поле было забито самолетами. Конечно, немцы не могли этого не заметить, предприняв операцию по уничтожению всей авиационной группировкой русских.

Вечером 7 июля эскадра из 16 немецких и австрийских самолётов (8 истребителей и 8 бомбардировщиков) приблизилась к городу. Навстречу ей успели подняться только пять русских самолетов, из которых три были из седьмого авиационного отряда во главе с Юрием Гильшером. Они практически сразу же сошлись с восьмеркой германских «фоккеров» – самых маневренных и хорошо вооруженных истребителей того времени. В своем последнем бою над городскими кварталами Юрий одержал свою пятую победу и геройски погиб. Пятерка самолетов сорвала планы немцев, бомбы упали в окрестностях города.

Описание последнего боя Гильшера подробно описано в письме отцу Юрия участником боя прапорщиком Янченко: «Многоуважаемый Владимир Иванович. Я, как участник этого боя и очевидец геройской смерти Вашего сына, беру на себя описать этот славный бой, где Ваш сын смертью храбрых запечатлел жизнь, полную героизма. …эскадра из 16 аэропланов окружила нас, уклониться от боя было бы позорно, Тарнополь был бы разгромен бомбами, и мы приняли бой. …я видел, как противник открыл огонь и пули с дымовой траекторией, ясно видимые мной, ложились вдоль корпуса самолета Вашего сына. Атакованный в это время сверху остальными аэропланами противника и взглянув вверх, я увидел над собой около 10 самолетов, в это время мотор корнета Гильшера вырвался из рамы и вылетел вперед, крылья его самолета сложились и он камнем пошел вниз. Аппарат частью уже рассыпался в воздухе. …тело было вынуто из-под обломков, и я отправил его в Тарнополь, оттуда в наш дивизион, где он был запаян в гроб и торжественно похоронен в г. Бугач в Галиции. Отправить тело в Россию было невозможно, т.к. при паническом бегстве наших войск нельзя было достать вагонов. Авиация не забудет своих славных бойцов».


Юрию Гильшеру было всего 22 года.

Асы первой мировой - Юрий Владимирович Гильшер
Автор: Игорь Сулимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. tronin.maxim 22 сентября 2012 08:31
    Скажу так! Я много чего не знал, но теперь по крупинкам собираем историю! Еще столько не познаного и неизведаного!
  2. саша 19871987 22 сентября 2012 09:35
    автору несомненно уважение,очень хорошая статья,ибо про 1 мировую уж очень мало данных,особенно мне понравились самые первые слова.... очень хорошее начало статьи и утра,всем доброе утро,где то уже и добрый день
  3. Братец Сарыч 22 сентября 2012 14:15
    Город наверное современный Бучач в Тернопольской области...
    Да, летали настоящи е герои не на нормальных самолетах, а на авиахламе - спасибо столь заботливому руководству страны...
    Были бы самолеты современными, было бы у противника еще больше "впечатлений"!
    Братец Сарыч
  4. алекс 241 22 сентября 2012 17:39
    может немного не в тему,но напишу.попалась как то в руки инструкция для американских летчиков периода вьетнамской войны.в кратце:русский летчик продукт тоталарной системы,абсолютно непредсказуем в бою,не рекомендуем вступать в затяжной воздушный бой.....
    алекс 241
  5. omsbon 22 сентября 2012 22:41
    Маресьевы были всегда! Слава мужеству и храбрости наших воинов во все времена и во всех войнах!
  6. F751 23 сентября 2012 12:16
    А в школе это преподают? А по ТВ рассказывают?
    F751
  7. codvosem 23 сентября 2012 21:32
    http://xn--0-8sblv6bt5b.xn--p1ai/member.php?4306-%E4%E2%E5%F0%FC-cora
    http://www.paranoja.ru/profile.php?mode=viewprofile&u=280556
    http://forum.traders-union.ru/member.php?u=19331
    http://www.spravka-ns.ru/forum/memberlist.php?mode=viewprofile&u=17495
    http://www.dmitriykhmelev.ru/forum/index.php?action=profile;u=134342
    http://pmobile.com.ua/forum/memberlist.php?mode=viewprofile&u=49501
    http://aslankent.com/forum/index.php?action=profile;u=59329
    http://muzzforum.ru/member.php?u=393425
    http://freepremiumcodes.com/forum/member.php?action=profile&uid=76966
    http://mortgagemozart.com/community/profile.php?id=582412
    http://forum.kucnilekar.com/member.php?action=profile&uid=19431
    codvosem
  8. Владик 28 июля 2014 02:07
    Еще один летчик Первой мировой, называли его "князь ураган" http://nobility.pro/genealogy/individual.php?pid=I3848&ged=tree
    Владик

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня