Airplane with a nuclear engine

Airplane with a nuclear engine


Let's start with the fact that in 1950-s. in the USSR, unlike the USA, the creation of an atomic bomber was perceived not only as a desirable, even if very, but as a vital task. This attitude was formed among the top leadership of the army and the military-industrial complex as a result of the awareness of two circumstances. Firstly, the huge, overwhelming advantages of the States in terms of the very possibility of atomic bombing of the territory of a potential enemy. Acting from dozens of air bases in Europe, in the Middle and Far East, US planes, even with the entire 5-10 km range, could reach any point of the USSR and return. The Soviet bombers were forced to work from airfields on their own territory and for a similar raid on the USA they had to overcome 15-20 thousand km. There were no aircraft with such a range in the USSR at all. The first Soviet strategic bombers M-4 and Tu-95 could only cover the very north of the United States and relatively small sections of both coasts. But even these machines in 1957, there were only 22. And the number of American aircraft capable of striking the USSR reached 1800 by that time! And they were first-class atomic bomb carriers. weapons B-52, B-36, B-47, and a couple of years later supersonic B-58 joined them.


Secondly, the task of creating a jet bomber of the required range with a conventional power plant in the 1950-s. seemed irresistibly difficult. Moreover, supersonic, the need for which was dictated by the rapid development of air defense systems. The flights of the first in the USSR supersonic strategic carrier M-50 showed that with a load of 3-5, even with two refueling in the air, its range can barely reach 15000 km. But how to refuel at supersonic speed, and besides over the territory of the enemy, no one could answer. The need for refueling significantly reduced the likelihood of a combat mission, and in addition, such a flight required a huge amount of fuel - in sum more than 500 tons for refueling and refueling aircraft. That is, only for one flight the regiment of bombers could spend more than 10 thousand tons of kerosene! Even the simple accumulation of such fuel reserves grew into a huge problem, not to mention the safe storage and protection from possible air strikes.

At the same time, there was a powerful research and production base in the country for solving various problems of using nuclear energy. It took its beginning from Laboratory No. 2 of the USSR Academy of Sciences, organized under the direction of I. Kurchatov at the height of the Great Patriotic War - in April 1943. Initially, the main task of nuclear scientists was to create a uranium bomb, but then began an active search for other possibilities. use a new type of energy. In March, 1947 was only a year later than in the United States - in the USSR for the first time at the state level (at a meeting of the Scientific and Technical Council of the First Main Directorate under the Council of Ministers) raised the problem of using the heat of nuclear reactions in power plants. The Council decided to initiate systematic research in this direction with the aim of developing the scientific basis for producing nuclear energy with the help of nuclear fission, as well as setting in motion ships, submarines and airplanes.

However, it took three more years for the idea to make its way. During this time, the first M-4 and Tu-95 managed to rise into the sky, the world's first nuclear power plant began operating in the Moscow region, and the construction of the first Soviet nuclear submarine began. Our agents in the United States began to transmit information about the large-scale work on creating an atomic bomber there. These data were perceived as confirmation of the promise of a new type of energy for aviation. Finally, on August 12 1955, the Resolution of the Council of Ministers of the USSR No. 1561-868 was issued, ordering a number of aviation industry enterprises to start atomic work. In particular, OKB-156 A.N.Tupolev, OKB-23 V.M.Myasischeva and OKB-301 S.А.Lavochkin were to be engaged in the design and construction of aircraft with nuclear power plants, and OKB-276 N.D. Kuznetsova and OKB-165 A.M. Lyulka - the development of such SU.



The most technically simple task was assigned to the OKB-301, headed by S.A. Lavochkin - to develop an experimental cruise missile "375" with a nuclear ramjet engine designed by the OKB-670 design engineer MMBondaryuk. The place of a conventional combustion chamber in this engine was occupied by a reactor operating in an open cycle - air flowed directly through the core. The basis for the construction of the airframe of the rocket was the development of an intercontinental cruise missile “350” with a conventional ramjet engine. Despite the comparative simplicity, the theme “375” did not receive any significant development, and the death of S.A.Lavochkin in June 1960 did put an end to these works.

Myasishchev's team, then engaged in the creation of the M-50, was instructed to carry out a preliminary draft of the supersonic bomber “with special engines of the chief designer A.M. Lyulka.” In the OKB, the topic received the 60 index, Yu.N. Trufanova was appointed lead designer for it. Since, in the most general terms, the solution of the problem was seen in the simple equipment of M-50 engines on nuclear energy, and working on an open cycle (for simplicity reasons), it was considered that M-60 would be the first atomic plane in the USSR. However, by the middle of 1956, it turned out that the simple task could not be solved. It turned out that the car with the new SU has a number of specific features that aircraft designers have never encountered before. The novelty of the problems that had arisen was so great that no one in the bureau, and indeed in the entire powerful Soviet aviation industry, even had no idea from which side to approach their solution.

The first problem was the protection of people from radioactive radiation. What should it be? How much should weigh? How to ensure the normal functioning of the crew, enclosed in an impermeable thick-walled capsule, including review from workplaces and emergency escape? The second problem is a sharp deterioration in the properties of the usual structural materials, caused by powerful fluxes of radiation and heat emanating from the reactor. Hence the need to create new materials. The third is the need to develop a completely new technology for the operation of atomic airplanes and the construction of corresponding air bases with numerous underground facilities. After all, it turned out that after the open cycle engine is stopped, not a single person will be able to approach it even 2-3 of the month! So, there is a need for remote ground maintenance of the aircraft and the engine. And, of course, security problems - in the broadest sense, especially in the event of an accident of such an aircraft.

Awareness of these and many other problems of stone on stone did not leave the initial idea to use the glider M-50. The designers focused on finding a new layout, in which the problems mentioned seemed to be solvable. In this case, the main criterion for choosing the location of an atomic power plant on an aircraft was its maximum distance from the crew. In accordance with this, the draft design of the M-60 was developed, on which four atomic TRDs were located in pairs in the tail section of the fuselage in two floors, forming a single nuclear compartment. The aircraft had a medium plan with a thin cantilever trapezoidal wing and the same horizontal tail, located at the top of the keel. Rocket and bomb weapons planned to be placed on the inner suspension. The length of the aircraft was to be about 66 m, take-off weight - exceed 250 t, and cruising flight speed - 3000 km / h at an altitude of 18000-20000 m.



The crew was supposed to be placed in a deaf capsule with a powerful multi-layer protection of special materials. The radioactivity of atmospheric air eliminated the possibility of using it for cockpit pressurization and breathing. For these purposes, we had to use the oxygen-nitrogen mixture obtained in special gasifiers by evaporating the liquid gases on board. The lack of a visual overview was to be compensated by periscopes, television and radar screens, as well as the installation of a fully automatic aircraft control system. The latter was supposed to provide all stages of the flight, including takeoff and landing, reaching the target, etc. This logically led to the idea of ​​an unmanned strategic bomber. However, the Air Force insisted on a manned version as a more reliable and flexible to use.

Nuclear turbojets for the M-60 should have developed take-off thrust of the order of 22500 kgf. The design bureau A.M. Lyulka developed them in two versions: a “coaxial” scheme in which the ring reactor was located behind the ordinary combustion chamber, and the shaft of the turbocharger passed through it; and schemes "rocker" - with a curved flow part and the removal of the reactor beyond the shaft. Myasishchevtsy tried to use one and the other type of engine, finding in each of them both advantages and disadvantages. But the main conclusion, which was contained in the Conclusion to the preliminary draft of M-60, was: “... along with the great difficulties of creating an engine, equipment and an airframe, completely new problems arise in ensuring ground operation and protecting the crew, population and terrain in the event of a forced landing. These tasks ... are not yet solved. At the same time, it is the ability to solve these problems that determines the feasibility of creating a manned aircraft with a nuclear engine. " Truly prophetic words!

In order to translate the solution of these problems into a practical plane, VMMyasishchev began developing a design of a flying laboratory based on M-50, on which one atomic engine would be located in the forward fuselage. And in order to radically increase the survivability of the bases of atomic planes in the event of a war, it was proposed to completely abandon the use of concrete runways, and turn the atomic bomber into a supersonic (!) Flying boat M-60М. This project was developed parallel to the land variant and retained with it considerable continuity. Of course, with this, the wing and air intakes of the engines were maximally raised above the water. Take-off and landing devices included nasal hydrolic, ventral retractable underwater wings and swiveling floats of lateral stability at the ends of the wing.


The problems faced by the designers were the hardest, but the work was going on, and it seemed that all the difficulties could be overcome in a time substantially less than increasing the range of conventional aircraft. In 1958, Mr. V.Myasishchev, on the instructions of the Presidium of the Central Committee of the CPSU, prepared the report “The State and Possible Perspectives of Strategic Aviation”, in which he unequivocally stated: “... In connection with the considerable criticism of the projects M-52К and M-56К [bombers on conventional fuel, auth.] by the Ministry of Defense on the line of insufficiency of the radius of action of such systems, it seems to us useful to concentrate all work on strategic bombers on the creation of a supersonic bomber system with atomic engines, providing the necessary long-range flight awards for reconnaissance and for point bombing by suspended projectiles and missiles at mobile and stationary targets ”.

Myasishchev had in mind, first of all, a new project of a strategic bomber-missile carrier with a nuclear power plant of a closed cycle, which was designed by the design bureau ND Kuznetsov. He hoped to create this car in 7 years. In 1959, the aerodynamic “duck” scheme with a triangular wing and front plumage of a significant sweep was chosen for it. Six nuclear turbojet engines were supposed to be located in the tail section of the aircraft and combined into one or two packages. The reactor was located in the fuselage. As the coolant was supposed to use a liquid metal: lithium or sodium. The engines had the opportunity to work on kerosene. The closed cycle of operation of the SS allowed to make the crew cabin ventilated with atmospheric air and to significantly reduce the weight of protection. With a take-off weight of approximately 170 t, the mass of engines with heat exchangers was assumed to be 30 t, protection of the reactor and crew cabin 38 t, payload 25 t. The length of the aircraft was about 46 m with a wingspan of approximately 27 m.



The project of a nuclear anti-submarine aircraft Tu-114

The first flight of the M-30 was planned for 1966, however, Myasishchev OKB-23 did not even have time to start working design. Government decree OKB-23 Myasishchev attracted to the development of a multi-stage ballistic missile design OKB-52 V.N.Chelomey, and in the autumn 1960 was eliminated as an independent organization, making branch OKNXX of the OKB and completely reorienting to the rocket and space theme. Thus, the OKB-1 touched nuclear aircraft was not embodied in real designs.
Aircraft that never flew - Atomic bomber

A story about one forgotten project - how America and Russia invested billions in order to gain an advantage in another technical project. It was the construction of an atom lane - a giant aircraft with a nuclear engine.

Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Самолёт с атомным двигателем

Самолёт с атомным двигателем


Начнем с того, что в 1950-е гг. в СССР, в отличие от США, создание атомного бомбардировщика воспринималось не просто как желательная, пусть даже очень, но как жизненно необходимая задача. Это отношение сформировалось среди высшего руководства армии и военно-промышленного комплекса в результате осознания двух обстоятельств. Во-первых, огромного, подавляющего преимущества Штатов с точки зрения самой возможности атомной бомбардировки территории потенциального противника. Действуя с десятков военно-воздушных баз в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, самолеты США, даже обладая дальностью полета всего 5-10 тыс. км, могли достичь любой точки СССР и вернуться обратно. Советские же бомбардировщики вынуждены были работать с аэродромов на собственной территории и для аналогичного рейда на США должны были преодолеть 15-20 тыс. км. Самолетов с такой дальностью в СССР не было вообще. Первые советские стратегические бомберы М-4 и Ту-95 могли «накрыть» лишь самый север США и сравнительно небольшие участки обоих побережий. Но даже этих машин в 1957 г. насчитывалось всего 22. А количество американских самолетов, способных наносить удары по СССР, достигло к тому времени 1800! Причем это были первоклассные бомбардировщики-носители атомного оружия В-52, В-36, В-47, а через пару лет к ним присоединились сверхзвуковые В-58.

Во-вторых, задача создания реактивного бомбардировщика необходимой дальности полета с обычной силовой установкой в 1950-е гг. представлялась непреодолимо сложной. Тем более, сверхзвукового, потребность в котором диктовалась стремительным развитием средств ПВО. Полеты первого в СССР сверхзвукового стратегического носителя М-50 показали, что с грузом 3-5 т даже при двух дозаправках в воздухе его дальность едва может достичь 15000 км. Но как дозаправляться на сверхзвуковой скорости, да к тому же над территорией противника, ответить не мог никто. Необходимость дозаправок значительно снижала вероятность выполнения боевой задачи, а кроме того, такой полет требовал огромного количества топлива – в сумме более 500 т для заправляемого и заправляющего самолетов. То есть только за один вылет полк бомбардировщиков мог израсходовать более 10 тыс. т керосина! Даже простое накопление таких запасов топлива вырастало в огромную проблему, не говоря уже о безопасном хранении и защите от возможных ударов с воздуха.


В то же время в стране существовала мощная научно-производственная база для решения различных задач применения ядерной энергии. Свое начало она брала от Лаборатории № 2 Академии наук СССР, организованной под руководством И.В.Курчатова в самый разгар Великой отечественной войны - в апреле 1943 г. Вначале главной задачей ученых-ядерщиков было создание урановой бомбы, однако затем начался активный поиск других возможностей использования нового вида энергии. В марте 1947 г. – лишь на год позже, чем в США – в СССР впервые на государственном уровне (на заседании Научно-технического совета Первого главного управления при Совете Министров) подняли проблему использования тепла ядерных реакций в энергосиловых установках. Совет принял решение начать систематические исследования в этом направлении с целью разработки научных основ получения с помощью деления ядер электроэнергии, а также приведения в движение кораблей, подводных лодок и самолетов.

Однако, чтобы идея пробила себе дорогу, понадобилось еще три года. За это время успели подняться в небо первые М-4 и Ту-95, в Подмосковье начала работать первая в мире атомная электростанция, началась постройка первой советской атомной подлодки. Наша агентура в США стала передавать сведения о проводимых там масштабных работах по созданию атомного бомбардировщика. Эти данные воспринимались как подтверждение перспективности нового вида энергии для авиации. Наконец, 12 августа 1955 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 1561-868, предписывавшее ряду предприятий авиационной промышленности начать работы по атомной тематике. В частности, ОКБ-156 А.Н.Туполева, ОКБ-23 В.М.Мясищева и ОКБ-301 С.А.Лавочкина должны были заняться проектированием и постройкой летательных аппаратов с ядерными силовыми установками, а ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова и ОКБ-165 А.М.Люльки - разработкой таких СУ.

Самолёт с атомным двигателем


Наиболее простая в техническом отношении задача была поставлена перед ОКБ-301, возглавлявшимся С.А.Лавочкиным – разработать экспериментальную крылатую ракету «375» с ядерным прямоточным воздушно-реактивным двигателем конструкции ОКБ-670 М.М.Бондарюка. Место обычной камеры сгорания в этом двигателе занимал реактор, работавший по открытому циклу – воздух протекал прямо сквозь активную зону. За основу конструкции планера ракеты были приняты разработки по межконтинентальной крылатой ракете «350» с обычным ПВРД. Несмотря на сравнительную простоту, тема «375» не получила сколько-нибудь значительного развития, а смерть С.А.Лавочкина в июне 1960 г. и вовсе поставила точку в этих работах.

Коллективу Мясищева, занятому тогда созданием М-50, предписывалось выполнить предварительный проект сверхзвукового бомбардировщика «со специальными двигателями главного конструктора А.М.Люлька». В ОКБ тема получила индекс «60», ведущим конструктором по ней назначили Ю.Н.Труфанова. Поскольку в самых общих чертах решение задачи виделось в простом оснащении М-50 двигателями на ядерной энергии, причем работающими по открытому циклу (из соображений простоты), то считалось, что М-60 станет первым в СССР атомным самолетом. Однако уже к середине 1956 г. выяснилось, что так просто поставленную задачу не решить. Оказалось, что машина с новой СУ обладает целым рядом специфических особенностей, с которыми авиаконструкторы никогда ранее не сталкивались. Новизна возникших проблем была столь большой, что никто в ОКБ, да и во всей могучей советской авиапромышленности даже понятия не имел, с какой стороны подойти к их решению.

Первой проблемой стала защита людей от радиоактивного излучения. Какой она должна быть? Сколько должна весить? Как обеспечить нормальное функционирование экипажа, заключенного в непроницаемую толстостенную капсулу, в т.ч. обзор с рабочих мест и аварийное покидание? Вторая проблема – резкое ухудшение свойств привычных конструкционных материалов, вызванное мощными потоками радиации и тепла, исходящими от реактора. Отсюда - необходимость создавать новые материалы. Третья - необходимость разработки совершенно новой технологии эксплуатации атомных самолетов и постройки соответствующих авиабаз с многочисленными подземными сооружениями. Ведь оказалось, что после остановки двигателя открытого цикла ни один человек к нему не сможет подойти еще 2-3 месяца! А значит, есть необходимость в дистанционном наземном обслуживании самолета и двигателя. Ну и, конечно, проблемы безопасности - в самом широком понимании, особенно в случае аварии такого самолета.

Осознание этих и многих других проблем камня на камне не оставило от первоначальной идеи использовать планер М-50. Конструкторы сосредоточились на поиске новой компоновки, в рамках которой упомянутые проблемы представлялись решаемыми. При этом основным критерием выбора расположения атомной силовой установки на самолете было признано максимальное ее удаление от экипажа. В соответствии с этим был разработан эскизный проект М-60, на котором четыре атомных ТРД располагались в хвостовой части фюзеляжа попарно в «два этажа», образуя единый ядерный отсек. Самолет имел схему среднеплана с тонким свободнонесущим трапециевидным крылом и таким же горизонтальным оперением, расположенным на вершине киля. Ракетное и бомбовое вооружение планировалось размещать на внутренней подвеске. Длина самолета должна была составлять порядка 66 м, взлетная масса - превысить 250 т, а крейсерская скорость полета – 3000 км/ч на высоте 18000-20000 м.

Самолёт с атомным двигателем


Экипаж предполагалось разместить в глухой капсуле с мощной многослойной защитой из специальных материалов. Радиоактивность атмосферного воздуха исключала возможность использования его для наддува кабины и дыхания. Для этих целей пришлось использовать кислородно-азотную смесь, получаемую в специальных газификаторах путем испарения жидких газов, находящихся на борту. Отсутствие визуального обзора должно было компенсироваться перископами, телевизионным и радиолокационным экранами, а также установкой полностью автоматической системы управления самолетом. Последняя должна была обеспечивать все этапы полета, включая взлет и посадку, выход на цель и т.д. Это логически подводило к идее беспилотного стратегического бомбардировщика. Однако в ВВС настаивали на пилотируемом варианте как более надежном и гибком в использовании.

Ядерные турбореактивные двигатели для М-60 должны были развивать взлетную тягу порядка 22500 кгс. ОКБ А.М.Люльки разрабатывало их в двух вариантах: «соосной» схемы, в которой кольцевой реактор располагался позади обычной камеры сгорания, и сквозь него проходил вал турбокомпрессора; и схемы «коромысло» - с изогнутой проточной частью и выведением реактора за пределы вала. Мясищевцы пытались применить и тот, и другой тип двигателя, находя в каждом из них как преимущества, так и недостатки. Но главный вывод, который содержался в Заключении к предварительному проекту М-60, звучал так: «…наряду с большими трудностями создания двигателя, оборудования и планера самолета возникают совершенно новые проблемы обеспечения наземной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки. Эти задачи… еще не решены. В то же время именно возможностью решения этих проблем определяется целесообразность создания пилотируемого самолета с атомным двигателем». Воистину пророческие слова!

Чтобы перевести решение названных проблем в практическую плоскость, В.М.Мясищев начал разработку проекта летающей лаборатории на основе М-50, на которой один атомный двигатель размещался бы в носовой части фюзеляжа. А с целью радикального повышения живучести баз атомных самолетов в случае начала войны было предложено вообще отказаться от использования бетонных ВПП, а атомный бомбардировщик превратить в сверхзвуковую (!) летающую лодку М-60М. Этот проект разрабатывался параллельно сухопутному варианту и сохранял с ним значительную преемственность. Конечно, при этом крыло и воздухозаборники двигателей были максимально подняты над водой. Взлетно-посадочные устройства включали в себя носовую гидролыжу, подфюзеляжные выдвижные подводные крылья и поворотные поплавки боковой устойчивости на концах крыла.

Проблемы перед конструкторами стояли сложнейшие, однако работа шла, и складывалось впечатление, что все трудности можно преодолеть в сроки, существенно меньшие, чем повысить дальность полета обычных самолетов. В 1958 г. В.М.Мясищев по заданию Президиума ЦК КПСС подготовил доклад «Состояние и возможные перспективы стратегической авиации», в котором однозначно утверждал: «...В связи со значительной критикой проектов М-52К и М-56К [бомбардировщики на обычном топливе, – авт.] Министерством обороны по линии недостаточности радиуса действия таких систем, нам представляется полезным сосредоточить все работы по стратегическим бомбардировщикам на создании сверхзвуковой бомбардировочной системы с атомными двигателями, обеспечивающей необходимые дальности полета для разведки и для точечного бомбометания подвесными самолетами-снарядами и ракетами по подвижным и неподвижным целям».

Мясищев имел в виду, прежде всего, новый проект стратегического бомбардировщика-ракетоносца с ядерной силовой установкой закрытого цикла, которую проектировало ОКБ Н.Д.Кузнецова. Эту машину он рассчитывал создать за 7 лет. В 1959 г. для нее была выбрана аэродинамическая схема «утка» с треугольными крылом и передним оперением значительной стреловидности. Шесть ядерных турбореактивных двигателей предполагалось расположить в хвостовой части самолета и объединить в один или два пакета. Реактор размещался в фюзеляже. В качестве теплоносителя предполагалось использовать жидкий металл: литий или натрий. Двигатели имели возможность работать и на керосине. Закрытый цикл работы СУ позволял сделать кабину экипажа вентилируемой атмосферным воздухом и намного снизить вес защиты. При взлетной массе примерно 170 т масса двигателей с теплообменниками предполагалась 30 т, защита реактора и кабины экипажа 38 т, полезная нагрузка 25 т. Длина самолета получалась около 46 м при размахе крыла примерно 27 м.

Самолёт с атомным двигателем


Проект атомного противолодочного самолёта Ту-114

Первый полет М-30 планировался на 1966 г., однако ОКБ-23 Мясищева не успело даже приступить к рабочему проектированию. Постановлением правительства ОКБ-23 Мясищева привлекли к разработке многоступенчатой баллистической ракеты конструкции ОКБ-52 В.Н.Челомея, а осенью 1960 г. ликвидировали как самостоятельную организацию, сделав филиалом №1 этого ОКБ и полностью переориентировав на ракетно-космическую тематику. Таким образом, задел ОКБ-23 по атомным самолетам не был воплощен в реальные конструкции.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Самолеты, которые никогда не летали - Атомный бомбардировщик

Рассказ об одном забытом проекте - о том, как Америка и Россия вкладывали миллиарды, чтобы добиться преимущества в еще одном техническом проекте. Это была постройка атомолета - гигантского самолета с атомным двигателем.

Читайте также
Комментарии 8
  1. Владимир 5 февраля 2011 23:04
    Низкоэффективно одновременное применение двигателей, способных с существенно разной скоростью перемещать винтами атмосферный воздух для обеспечения тяги или с разными характеристиками по скорости выброса газов через сопла в т.ч. разных по плотности, как например, в случае, показанном в фильме, когда использовались турбовинтовые двигатели наряду с турбореактивными. Для обеспечения взлёта предусматривалось использование керосина и несомненно, практика должна была показать низкий КПД от использования такого сочетания двигателей. Что касается ядерной тяги, то требование аналогично. Хорошо что многое из того было безуспешно, отлично, если будет успешно на общее благо...
    Владимир
  2. vladimirrusskiy 6 февраля 2011 00:31
    Низкоэффективно одновременное функционирование на самолётах двигателей, обладающих разными характеристиками, в плане существенного отличия по предусмотренной скорости перемещения винтами атмосферного воздуха для обеспечения тяги, или в плане отличия по развиваемой скорости выброса газов через сопла в.ч. различной плотности, а в сюжете, как раз затронут проект, в котором предусматривалось совместное использоание турбовинтовых двигателей и турбореактивных. С учётом того, что для взлёта использовался керосин, можно с полной уверенностью сказать о быстром выявлении довольно низкого КПД от такого совместного применения разных двигателей, потому, как это влечёт к увеличению на порядок расхода топлива, по сравнению с использованием однотипных по характеристикам двигателей и оптимально подогнанных под судно для обеспечения выдвигаемых требований.. К применению двигателей, работающих за счёт ядерной энергии и обеспечивающих тягу посредством реактивного выброса и газодинамических процессов, требования аналогичны. Ну и хорошо, что многое было тогда безуспешно, а будет отлично, если многие наработки в дальнейшем будут использоваться на общее благо.

    Низкоэффективно одновременное функционирование на самолётах двигателей, обладающих разными характеристиками, в плане существенного отличия по предусмотренной скорости перемещения винтами атмосферного воздуха для обеспечения тяги, или в плане отличия по развиваемой скорости выброса газов через сопла в.ч. различной плотности, а в сюжете, как раз затронут проект, в котором предусматривалось совместное использоание турбовинтовых двигателей и турбореактивных. С учётом того, что для взлёта использовался керосин, можно с полной уверенностью сказать о быстром выявлении довольно низкого КПД от такого совместного применения разных двигателей, потому, как это влечёт к увеличению на порядок расхода топлива, по сравнению с использованием однотипных по характеристикам двигателей и оптимально подогнанных под судно для обеспечения выдвигаемых требований.. К применению двигателей, работающих за счёт ядерной энергии и обеспечивающих тягу посредством реактивного выброса и газодинамических процессов, требования аналогичны. Ну и хорошо, что многое было тогда безуспешно, а будет отлично, если многие наработки в дальнейшем будут использоваться на общее благо.
    vladimirrusskiy
  3. Rico1977 6 июля 2011 15:48
    Неуправляемая атомная бомба
    Rico1977
  4. Иван35 6 июля 2011 20:13
    На самом деле эта тема очень для нас интересна. В условиях превосхоства сша - дежурство таких атомных бомберов было бы сдерживающим фактором не хуже пларб
    А дежурить они могли бы долго
    Иван35
  5. 916-й 7 июля 2011 07:30
    Авиационная техника - это техника с повышенной степенью риска. Не секрет, что большинство авиакатастроф приходятся на этапы взлета и посадки. В итоге мы получаем "неуправляемую атомную бомбу", как сказал Rico, но на своей территории. Этим все сказано.
    916-й
  6. Marat 7 июля 2011 23:03
    Согласен - упадет такой (не дай бог) и миничернобыль готов. Наверное это и была причина отказа от них
    Marat
  7. sirToad 2 октября 2011 18:31
    нах нах нах. пусть лучше Ту-95 летают. даже Ту-4 но ни в коем разе не такие чудовища. даже без аварий во что превратится территория рядом с аэродромом!!! это ж какая зона отчуждения нужна.
    sirToad
  8. aver 11 января 2014 19:42
    С момента написания статьи до написания первых комментов лет сто, судя по комментам. Напомню, что каждый из ТУ-95 и иже с ними на боевом задании несут 1хn 200 килотонн известно чего. Этого не боимся?
    aver

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня