Эксплуатация бронетанковой техники: опыт зампотеха роты

102

Эксплуатация и нормы расхода


Из множества комментариев к своим очеркам я сделал, в частности, вывод, что иногда участникам обсуждения не хватает осведомлённости о том, по каким правилам (если хотите, законам) и в каких условиях использовалась военная техника во времена «зрелого» СССР, 50-40 лет назад. Постараюсь, в меру своей компетенции, да и просто памяти, описать реальную картину. Говорить, естественно, буду в первую очередь, о бронетанковой технике (БТТ), поскольку автомобильная техника вошла в мою армейскую жизнь значительно позднее, когда я стал зампотехом (ЗКТЧ) полка. Если хватит терпения у меня и у моих постоянных читателей-собеседников, да и, собственно, у самого «Военного обозрения», когда-нибудь настанет очередь и автомобилей.

А пока я лишь зампотех роты, в которой сплошь одни танки. Главные обязанности ЗКТЧ включали в себя организацию эксплуатации, обслуживания, ремонта, хранения и учёта БТТ подразделения, а также организацию и проведение занятий по технической подготовки и вождению с личным составом роты (в первую очередь, конечно, с механиками-водителями).



Очень подробно эти обязанности были изложены в Наставлении по танко-техническому обеспечению, которое вводилось в действие специальным Приказом Министра Обороны или Главкома Сухопутных войск. Издавались основополагающие Приказы также и по нормам эксплуатации, периодичности ремонта и техобслуживания (ТО), определялись также группы эксплуатации, нормы расхода ГСМ, запчастей и т.д. и т.п… Ничего без приказа!


В стандартной («классической») танковой роте – 10 танков. Два из них обычно учебно-боевой группы эксплуатации, проще – учебно-боевые танки. Остальные – танки боевой группы, которые должны были постоянно находиться на кратковременном хранении, в специально оборудованном для этого помещении (хранилище, боксе…) и которые разрешалось снимать с хранения для проведения или ротных, или батальонных, или полковых (и т.д.) учений, но не более двух раз в год. И с суммарным годовым пробегом не более 250 км (насколько я правильно эту цифру запомнил). Допускались исключения из правил. Например, в ротах нашего 3 отб было по 10 боевых танков плюс к ним ещё по два учебно-боевых. Учебно-боевые танки имели разрешённый годовой пробег 3000 км. Они предназначались для проведения практических занятий по стрельбе из танковых пушек и пулемётов, по вождению, для занятий по тактике, а также для проведения взводных учений. Учебно-боевые танки практически никогда на хранение не ставились и находились на отдельной стоянке, чаще всего где-нибудь в дальнем углу парка (совсем забыл сказать, что место, где размещалась техника воинской части, называлось парком боевых машин, а короче – ПАРКОМ) и обычно – под открытым небом. В лучшем случае танки там накрывали брезентом.

Не страшно, если назначенные годовые нормы не вырабатывались, но категорически не допускался перерасход! Тогда начинались всяческие расследования, оргвыводы… На каком-то этапе моей службы появились танки боевой группы с повышенной нормой – 500 (или 550) км, кажется, по два в роте. Потому что реально было очень трудно втиснуться в эти самые 250 км. А расходовать километры одного танка за счёт другого тоже запрещалось. Надо было к тому же соблюдать неснижаемый запас хода до среднего ремонта (кажется, 1500 км), если меньше, тогда нужно было переводить в учебно-боевую группу. На учения не разрешался выход всех танков роты, а только 70 %, т. е. 7 танков.

Танки на хранение


Абы как и как попало танки на хранение в армии не поставишь! После батальонных учений в планах на год выделялось не менее недели, а с выходными, караульной службой набегала целая декада. На практике и в эти сроки всегда было очень тяжело уложиться. Уж слишком работы по постановке танка на хранение были трудоёмкими. А если конкретно, то танк вначале нужно было отмыть, да так, чтобы ни пятнышка, ни снаружи, ни изнутри! Затем поставить очень аккуратно на своё место в боксе, где проводились все работы по регулировкам, дозаправке, смазке, консервации узлов и агрегатов. Чего стоила одна только операция по очистке гусениц, которая заканчивалась их гудронированием. Заканчивались работы «подкраской» корпуса, которая на практике выливалась в полную покраску. Особо ответственной являлась консервация танкового двигателя. Для этого предназначался агрегат для консервации двигателя (АКД), с помощью которого в цилиндры двигателя впрыскивалось определённое количество горячего обезвоженного моторного масла. АКД подключался в систему воздухопуска, в воздухораспределитель, и подавал порции масла в порядке работы двигателя. При этом, разумеется, вращался коленвал, без подачи топлива.

Всё бы хорошо, да только жизнь всегда вносит свои коррективы, которые никакие приказы и нормы не могут предусмотреть. Редко, очень редко учения заканчивались без происшествий. Обязательно кто-нибудь кого-нибудь стукнет, кто-то застрянет по самую башню и так далее. Последствиями таких происшествий являлись погнутые или оторванные подкрылки, мятые надгусеничные полки, сожжённые главные фрикционы (так в танке называются сцепления), порванные буксирные тросы, потерянные ломы, лопаты, кувалды, порванные или прожжённые брезенты, засвеченные приборы ночного видения. Нередко ломались и детали и узлы ходовой части (балансиры опорных катков, подшипники их ступиц). И все нормы сразу становятся невыполнимыми. Нужно дополнительное время для ремонта и восстановления, иначе комиссия при проверке качества постановки танка на хранение поставит неуд. Не говоря уже о том, что танк с неисправностью в боевой группе – вообще нонсенс! А оценочные показатели качества постановки на хранение были весьма жёсткими, если не жестокими. Более пяти недостатков в содержании или техсостоянии – двойка!

Будни танкиста


Ходил среди танкистов анекдот с горьковатым привкусом. Проверяющий осматривает кувалду и перечисляет недостатки: небрежно покрашена рукоятка, имеются сколы, расклёпы на самой кувалде, плохо закреплена кувалда на рукоятке… Командир стоит рядом, всё это слушает, и лицо его всё больше и больше мрачнеет. Наконец, он не выдерживает, забирает у проверяющего кувалду, раскручивает её наподобие метателя молота, бросает далеко в кусты и с облегчением говорит: «Пишите один недостаток – нет кувалды!»

У танка имелся документ – паспорт, а точнее, формуляр. Достаточно толстая книга, по формату сходная с фотоальбомом, с количеством страниц за 50. Туда вносилась абсолютно вся информация из его «жизни». С этим формуляром танк прибывал с завода-изготовителя, с ним же убывал на все виды плановых ремонтов. Потерять его – значит, получить такие же проблемы, которые возникают при потере паспорта человеком (если не более серьёзные). Категорически не допускались исправления, подчистки и т.п. Если такое случалось, то это обкладывалось печатями не ниже полковой, дескать, «исправленному верить». Поэтому в большинстве воинских частей формуляры обычно хранились в техчасти, под личной ответственностью начальника бронетанковой службы. Но в любом случае виновнику крепко перепадало. В формуляр обязательно, кроме всего прочего, заносилась информация о постановке (и снятии) танка на хранение с подписями членов той самой комиссии, которая проверяла качество работ.

С запасными частями в армии было всегда стабильно плохо. Не хватало дюритов, подкрылков, тросов, краски и т.д., то есть как раз того самого «расходного материала», необходимого при эксплуатации в повседневной боевой подготовке, на занятиях, учениях, тренировках. Следует, думаю, напомнить, что компоновка внутреннего объёма танка в самую последнюю очередь способствовала доступному текущему ремонту и обслуживанию машины. Множество трубок систем охлаждения (зелёного цвета), смазки (коричневого цвета), питания топливом (жёлтого цвета), которые были причудливо изогнуты и соединялись большим количеством прорезиненных патрубков, которые затягивались ленточными хомутами. Далеко не до каждого можно было добраться без сноровки и затруднений. И не дай Бог при ремонте или замене какой-нибудь трубки солдат недостаточно туго затянет хомут – жди беды: раньше или позже патрубок сорвёт, и на агрегаты и узлы польётся или масло, или охлаждающая жидкость, реже – топливо. Всё это неизбежно собирается на днище, откуда удалять эти продукты очень сложно.

Вообще говоря, на танке было очень мало работ, выполнение которых доступно одному человеку. Судите сами: 4 аккумуляторные батареи, каждая весом больше полсотни кг. Как их одному затащить в танк? Или опорный каток, весящий более 300 кг? Гусеничная лента весила точно более тонны (каждая), а её часто нужно было разъединять, потом натягивать. Только крепкая дружба всего экипажа!

Очень важным мероприятием, к которому привлекалось максимально возможное количество личного состава, являлся перевод техники на сезонный период эксплуатации: с зимы на лето и наоборот. Две главные и самые трудоёмкие операции при этом – замена воды на антифриз (или наоборот) и летнего топлива на зимнее (или наоборот). Случалось, что на боевых машинах топливо с зимнего на летнее не меняли, но это было далеко не всегда. Здесь я должен уточнить споры и разногласия среди комментаторов: на боевой технике и учебно-боевых танках зимой однозначно в системы охлаждения заливался антифриз. Но весной он сливался и сдавался на склад ГСМ, а взамен заливали водой с трёхкомпонентной присадкой (смягчала воду, предотвращала образование накипи). Так было везде, где мне приходилось служить. На Дальнем Востоке зимой заправляли арктическим дизельным топливом (на 30 % состоявшим из керосина).

На зимний период с танков снимались также аккумуляторные батареи и хранились поротно в специальном, отапливаемом помещении, которое зимой становилось самым настоящим центром боеготовности в/части. Вот как раз при подъёме части по тревоге зимой и случались частенько повреждения батарей, когда не выспавшиеся солдаты, толкаясь в тесной аккумуляторной, торопясь, роняют, ударяют тяжёлые батареи, которые ещё надо дотащить до своего танка, быстрее установить, чтобы запустить подогреватель. Характеристики и срок службы аккумулятора ухудшались и сокращались. А срок немалый – 5 лет.

С вашего позволения – продолжение следует…
102 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    5 февраля 2022 05:18
    Чего стоила одна только операция по очистке гусениц, которая заканчивалась их гудронированием.

    Выполняли эти операции на САУ 2С5, только без покрытия гудроном. Песок, земля засохшие до состояния бетона долбили в каждом траке (кроме тех, которые на земле естественно) кто чем может.
    Судите сами: 4 аккумуляторные батареи, каждая весом больше полсотни кг. Как их одному затащить в танк?

    Та же песня, только в самоходку, ещё и по парку из аккумуляторной потаскать.
    1. +14
      5 февраля 2022 07:10
      Традиционное спасибо Автору, не останавливайтесь!
      С уважением, Коте!
      1. +15
        5 февраля 2022 08:06
        Утро доброе.
        Вспомнил свой парк - машин разных типов более полусотни. И это только бронированных. Все посты, подкрашены, но была рота "подводников" - десять машин, которые раз в год вывозили на вододром для обучения преодоления препятствий по дну реки. Те - вообще, как из заводского цеха! Вся краска родная, все уплотнители на месте! И пробег - минимальный.
    2. +8
      5 февраля 2022 13:30
      Тут же и сам принцип. Всё в армии, что таскали, жутко не подходило для переноски. Все было максимально неудобным
    3. +14
      5 февраля 2022 17:17
      Я в Венгрии служил, и у нас было немного по другому.
      Танковый полк. 9-ая рота полностью - учебные танки. 3-я рота - танки с повышенным расходом моторесурса (стрельбы штатным снарядом весь полк отстреливался с них). Все остальные, в основном стояли в боксах, а выезжали только на ученья.
      Обслуживать танк всем экипажем, практиковалось после учений. В будень день, обслуживанием танка занимались только механики-водители, остальные члены экипажа занимались в классах (политподготовка и тд). Аккумуляторы с танка на профилактику снимались раз в полгода (если не ошибаюсь). После того, как в аккумуляторной их заправили и зарядили, сразу же устанавливали на место. Как правило это делалось 2-мя механиками- водителями (сгружали и загружали аккумуляторы через нижний люк). Танк Т-62, вес аккумулятора 64кг, всего их 4-е, и ставятся они в два этажа.
      С мотором практически не возились. Регулировка поворотных и тормозных лент, регулировки на коробке передач. Один раз менял бортовую (рассыпалась на полигоне).
      В общем, время в Армии (2-а года) считаю проведёнными с пользой.

      Вспомнилось: когда привозили аккумуляторы до места профилактики (аккумуляторная), частенько приходилось ждать. На ногах стоять долго надоедало, присаживались кто куда. Многие садились прямо на аккумулятор. А через некоторое время по танкопарку бродили люди в комбезах, с лохмотьями на заднице.
      1. +2
        6 февраля 2022 11:13
        А через некоторое время по танкопарку бродили люди в комбезах, с лохмотьями на заднице.

        Как то в мастерской занялись изготовление сигнализации единой по части. Один из элементов- большойматовый экран в каждой роте, его делали из листов оргстекла, на обратной стороне краской наносили надписи и ставили подсветку напротив каждой, включалась из помещения дежурного по части . Чтобы получить « матовость» сначала пытались обработать наждачной бумагой, потом- на одну- две минуты наносили кислоту из аккумуляторной, и на мойке из шланга быстро смывали водой, оргстекло приобретало матовый- молочный вид.
        Я занимался этими листами целый день, все было нормально, после этого хб постирал- а когда утром начал гладить, она вся была как после шрапнели- где попадали мелкие брызги кислоты с водой, на глазах вываливались кусочки. Хб пришлось выбросить и договариваться с прапорщиком со склада о новой. smile
  2. +4
    5 февраля 2022 05:44
    Аккумуляторная от парка 2 км. Да ещё по чужим территориям. Ну или в обход что несравненно дальше.
    1. +3
      5 февраля 2022 08:52
      2км. от парка - гоните.
      1. +4
        5 февраля 2022 15:08
        Имеется ввиду расположение моей техники в общем парке части
    2. +5
      5 февраля 2022 14:38
      Были ещё пара удовольствий -- таскать бревно для самовытаскивания и устанавливать на турель ДШКМ после чисти, что само по себе "отдельная песня". laughing
      А для аккумуляторов у нас была спецтелега весом чуть меньше танка, возили по очереди, но всем экипажем, правда не 2 км., а малость поближе.
  3. +18
    5 февраля 2022 05:59
    Проверяющий осматривает кувалду и перечисляет недостатки: небрежно покрашена рукоятка, имеются сколы, расклёпы на самой кувалде, плохо закреплена кувалда на рукоятке…

    Как это знакомо... при желании даже при идеальном состоянии матчасти всегда можно найти нарушение... в этом и состоит работа проверяющего...иначе он не на своем месте. smile
    1. +6
      5 февраля 2022 13:26
      Цитата: Леха с Андроида.
      в этом и состоит работа проверяющего...иначе он не на своем месте.

      Да. и поэтому придираются к чему ни попадя. Умный начальник сам преподносит пару-тройку замечаний для записи.
  4. +27
    5 февраля 2022 06:20
    Спасибо! Приятно читать хорошую серию воспоминаний от настоящего офицера профессионала.
    1. +3
      5 февраля 2022 15:20
      ...а не от брехливого графомана-параноика, чернушника, строчащего галиматью про морскую авиацию
  5. +13
    5 февраля 2022 06:55
    Аккумулятор весит 60 кг, в поле машина для зарядки от боевой позиции в паре километров. Вынимаем вдвоём аккумулятор, втроём два аккумулятора вручную относим на полную зарядку-зимой в условиях сильного снегопада таскать их "удовольствие" было ещё то!!! negative
    1. +1
      5 февраля 2022 13:32
      Зато не замерзли. Еще и ручки поди из проволоки?
    2. +18
      5 февраля 2022 13:33
      особливо хитрые военные по призыву успевали волоком по снегу до левой ноги зампотеха (роты,батальона) ,который находился на полпути от аккумулярной до боксов или стоянки техники, дотащить втроем три АКБ )) после чего озвучивалась непереводимая на язык противника игра слов с упоминанием зачатия,рождения и первых 18 лет жизни "бурлака" матимущества части по снегу и оскорбления святого корпуса АКБ соприкасанием с земной поверхностью и последующими карами,согласно Устава ВС и опытом и выслугой должностного лица,предусмотревшего и спалившего сие небогоугодное действо на территории парка в час тревожный )))))
      1. +4
        5 февраля 2022 15:06
        Какой слог!Да Вы Батенька поэт!БравО!
        1. +7
          5 февраля 2022 16:11
          се ля ви ))) 4 АКБ доставить из пункта А в пункт Б без средств транспортировки в 3 лица по времени быстрее стометровки ,преодолеваемой больным дизентерией-есть задача невыполнимая только свиду...)))
          1. -2
            7 февраля 2022 09:38
            У меня как у гражданского возникает вопрос - агрегаты типа гидравлической тележки на колёсах (не рохля, другого типа) или по крайней мере какой-нибудь хреновины на колёсах вообще предусматривались?
            1. 0
              7 февраля 2022 22:17
              Цитата: Ol Willy
              У меня как у гражданского возникает вопрос - агрегаты типа гидравлической тележки на колёсах (не рохля, другого типа) или по крайней мере какой-нибудь хреновины на колёсах вообще предусматривались?

              Зачем? Ведь можно тащить...
        2. +2
          5 февраля 2022 16:26
          А с этого места поподробнее, пожалуйста!
          1. +2
            5 февраля 2022 16:57
            один из вариантов: 2 АКБ+два армейских ремня(веревка)+1 боец+зимнее время года (2 "бурлака" в поту ,1 осуществляет разведку и отвлекающий маневр...)
            1. +5
              5 февраля 2022 19:23
              не типичный,по сегодняшним меркам,мехвод был в конце прошлого века- 173/68 на втором году службы-так,что мог и 120 кг тянуть по снегу...да и КТ и ОН в экипаже не уступали в тяге на низах ))) ...позже зиловский капот зимой,а летом удлиннение мышц рук в забеге на средние дистанции.
            2. 0
              6 февраля 2022 11:20
              Смотря какой ремень. Деду положено было иметь тонкий, который расслаивали по всей длине. На нем ничего тяжелого точно не потащишь.
  6. +14
    5 февраля 2022 07:00
    Полностью совпадает с воспоминаниями Мураховского! Прямо видно, что оба - танкисты Советской Армии. И про танки учебно-боевой группы, и про танки боевой группы. Даже километраж пробега оба помнят, как "Отче наш!".
  7. KLV
    +17
    5 февраля 2022 07:37
    Каков слог! Как же приятно и познавательно читать!
    И ошибок в тексте я не заметил, которые сильно отвлекают от чтения и иногда просто раздражают.
    Спасибо!
    1. Комментарий был удален.
  8. +5
    5 февраля 2022 07:46
    Это было хорошо!


    Далеко не до каждого можно было добраться без сноровки и затруд

    Видел видео от сирийского командира танка
    Он говорит т72 он хороший.
    Только вот что за извращенцы проектировали воздуховод?

    Я как инженер его понимаю
    1. +1
      5 февраля 2022 08:51
      Ваше предложение
      1. +4
        5 февраля 2022 08:59
        Т55 только олдскул только хардкор!
    2. +2
      5 февраля 2022 16:28
      А что не так с воздуховодом?
      1. 0
        6 февраля 2022 04:49
        Разбирать геморрой
  9. +1
    5 февраля 2022 08:49
    Ну все правильно было, что бы боевую и учебного боевую технику берегли, не допускали порчи и утери инвентаря
  10. +39
    5 февраля 2022 08:57
    Не могу понять некоторые приёмы консервации. Могу объяснить это только скудоумием составляющих инструкции. Замена антифриза на воду и обратно belay feel . Пара замен таких и резинкам( патрубкам и уплотнительным шайбам под головками приходит хана. А что бы снять головки цилиндров, необходимо вытащить движок из танка. Так как двигатели серии В мало ремонтно пригодны, то скорее всего движок отправят на завод. сНятие и установка батарей занятие не для слабых телом и духом. 3-4 раза снять и поставить АБ в танк , и солдатики становились инвалидами с раздавленными позвонками. Посмотрите у себя на работе сколько мужиков мучаются с позвоночником. все снимайте аккумуляторы, вперёд. А поставить в войска тележки для перевозки грузов, этим скотам в папахах в башку не приходило. Видать каракУль с лампасАми блокируют сознание. Да и подсоединение клемм не имея ключей, занятие интересное. А там нужно было два ключика 12 на 13, а их и на гражданке было тяжело найти. Да и клеммы можно перепутать, так что взрывы АБ были совсем не редкостью. Зачем гусянки красить, не понятно, причем красят то что не на земле. Так ржавеет в первую очередь то что на земле.. Да и гусеница придёт в негодность от коррозии ,лежа на улице в лужах, лет через 50. Так смысл в этом какой. Обычное очковтирательство. У фрицев в учебках были авто с управлением точь в точь как у танка, научившись ездить на них переходили на танки облегченные, учебные танки для мехводов были с облегченными корпусами и без башен. Ленточные хомуты , были конечно скотской системой. Установить их на место было очень тяжело А если аварийно на морозе, то невозможно. Поэтому проволка шла в дело. Хорошо хоть сейчас у нас стали делать винтовые хомуты. Впервые я их увидел в семидесятых годах на Магирусах. Но как говорят не на танках. Про летнюю -зимнею дизуху, я не помню была она или нет даже в Сибири. Пять- десять литров бензина на сотню литров солярки и в перёд и с песней. Бывало в особо жестокие морозы и топливные фильтры , точнее фильтрующие элементы из корпусов вытаскивали, а то может кто и не знает что фильтр не целиком менялся , как сейчас. Хорошего отдыха всем drinks
    1. +15
      5 февраля 2022 13:15
      Про тележки вы загнули!... Это ж их потерять/сломать можно. А недостатков написать в 10 раз больше, чем кувалде. А солдаты... На 2 года их хватит. Армия здоровья лишала всеми способами.
      Про антифриз не догонял никогда. Все солдаты, кто знал говорили, что на гражданке антифриз не меняют fellow
      Хотя..... Упорные сведения о возможности безопасно выпить антифриз будоражили умы л/с. Ёкарный бабай, целая тумбочка было забита листами с подписями об ознакомлении о том, что антифриз ПИТЬ НЕЛЬЗЯ. Но вот и у нас нашлось очередных 4 дебила. Хоть тресни. Увезли ветушкой в госпиталь. Думаю, ничем хорошим это не кончилось.
      А вот покраска гусениц... На святое замахнулись! Это ж вообще бардак! Грязное и некрашенное!! В боксе!!! Это ж на каждой проверке наша доблестная армия лишалась бы генерала. Его б сердешный приступ бы убил. А какая возможность задолбать солдата!! Ведь, кроме кувалды и позаимствованного электрода, вот у нас ничего не полагалось.
      Эх, чертова забайкальская земля. Была как бетон. И эти чертовы ГМЗ и прочая техника...
      1. +10
        5 февраля 2022 17:57
        Цитата: mmaxx
        Про антифриз не догонял никогда.

        У нас с антифризом не заморачивались. Осенью (подготовка к зимнему периоду), с танка сливался весь старый антифриз и заливали новый. И далее, до следующей осени, в радиатор только подливали. И как правило, это была обыкновенная вода.

        Был случай. Меняли какие-то патрубки на двигателе, из-за чего всю охлаждающую жидкость перед этим слили. По окончании работ по двигателю, дали команду залить водой радиатор. Воду экипаж носил вёдрами. Носил и заливал в радиатор, носил и заливал, носил и заливал ...... Не сразу дошло, что вода уж давно должна была в горловине радиатора показаться. Заглянули в танк, а в него хоть ныряй: лючёк в корпусе танка, который откручивали для слива охлаждающей жидкости на место прикрутили, вот только кран слива закрыть забыли. Вобщем, вся вода , которую натаскали и залили в радиатор через слив вылилась внутрь корпуса, который у танка герметичен. Было весело.
        1. +2
          5 февраля 2022 19:09
          У нас не танки. Но Зил-131 летом кипятили. Если не заменили антифриз на воду, он сбегал. Доливали водой. Антифриз испорчен. 27 руб. водитель платил МО. Таких случаев много было.
      2. +1
        5 февраля 2022 21:23
        Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона!
    2. +8
      5 февраля 2022 15:27
      Вероятно, бараны в папахах, составлявшие инструкции, были сынками больших начальников и попали сразу в вышестоящие штабы, минуя службу в войсках, особенно на неблагодарной должности зампотеха
    3. 0
      6 февраля 2022 04:55
      Ну это же армия бейби! hi
    4. +1
      6 февраля 2022 11:30
      А поставить в войска тележки для перевозки грузов, этим скотам в папахах в башку не приходило.

      Что тележки, у нас швабры запрещали. Длинный пол в коридоре казармы был неокрашенный, на нем от сапог чёрные полоски оставались.
      дневальный брал в руку щетку и кусок мыла и оттирал по всей длине, так чтобы мыльная пена стояла, потом уже тряпкой- все вручную.
      Деревья причесывали граблями на длинной ручке- на высоту двух этажей- чтобы листья собрать, которые могли за день упасть.
      1. 0
        7 февраля 2022 17:31
        Цитата: Avior
        Что тележки, у нас швабры запрещали. Длинный пол в коридоре казармы был неокрашенный, на нем от сапог чёрные полоски оставались.


        Че, в израильской армии? Ну вы извращенцы.
        Насчет тачки. Нахрен она нужна.
        В периоды когда надо снимать аккумуляторы, перед боксом подгоняют машину. Ну, и?
        И последовательно с боевой группы в аккумуляторную их свозят. Да, снять аккумулятор, вынести из бокса, погрузить, разгрузить (кстати в аккумуляторной всегда есть тачки) и выложить на стеллажи тоже напряжно, но не критично.
        Другое дело в воспитательных целях (для повышения ответственности перед Родиной и любви к к командирам и начальникам) отдельным экипажам (несознательным) предлагается осуществить данное мероприятие в ручном режиме.
        А так, я не представляю данный процесс вручную в танковом полку (даже если он будет разнесен по времени между подразделениями).

        Ну а неокрашенный пол не моют, а скребут стеклом. Потом натираем мастикой (с какой то оранжевой "химией"). Но это наши извращенцы, у вас они еще занятнее.
        1. -1
          8 февраля 2022 09:10
          Это была Советская Армия.
  11. +1
    5 февраля 2022 10:14
    Весьма интересно.
  12. +8
    5 февраля 2022 11:09
    Проверяющий осматривает кувалду и перечисляет недостатки: небрежно покрашена рукоятка, имеются сколы, расклёпы на самой кувалде, плохо закреплена кувалда на рукоятке…
    Очень напоминает рапорт о состоянии пожарной лопаты, там было пунктов 20 (один из них - висит далеко от места будущего пожара). У Конецкого читал. А автору - респект, очень содержательно. Жду продолжения.
  13. exo
    +7
    5 февраля 2022 11:15
    Я,человек авиационный.Но, прочитал с огромным интересом.Жду продолжения!
  14. +11
    5 февраля 2022 11:18
    Цитата: Вольный ветер
    все снимайте аккумуляторы, вперёд.

    Могу добавить, что вообще АКБ лучше хранится при низких температурах. Просто потому, что чем ниже температура, тем ниже скорость электрохимической реакции и следовательно саморазряд АКБ на внутреннее сопротивление. bully Другое дело, что для «расконсервации» такой батареи её нужно «прогреть». Но это очень просто делается подключением небольшой нагрузки (свет в автомобиле) на несколько минут. И вообще, перед запуском автомобиля после холодной ночи тоже неплохо «прогревать» батарею таким способом.
    1. bar
      0
      2 мая 2022 08:41
      Цитата: КСВК
      вообще АКБ лучше хранится при низких температурах.

      В разряженный батарее снижается плотность электролита, и она запросто может замёрзнуть с разрушением корпуса. Видимо по этому их и снимают для хранения и подзарядке. Зарядить их на месте малореально
  15. +3
    5 февраля 2022 12:07
    Страшно подумать как зампотехи и танкисты будут крутиться около Арматы
  16. +6
    5 февраля 2022 13:09
    Про кувалду - сильно понравилось.
  17. +5
    5 февраля 2022 13:20
    С запасными частями в армии было всегда стабильно плохо. Не хватало дюритов, подкрылков, тросов, краски и т.д., то есть как раз того самого «расходного материала», необходимого при эксплуатации в повседневной боевой подготовке, на занятиях, учениях, тренировках.
    Совершенно верно, причём это зачастую влекло разукомплектование техники, находившейся на хранении. В результате отдельные единицы, находившиеся в "строю", не могли нормально эксплуатироваться, а из находившихся на хранении многие единицы не могли быть сразу поставлены в "строй"...
  18. +1
    5 февраля 2022 14:04
    Уже в 1979 году ЗКТЧ были упразднены и введены должности заместителей командиров по вооружению, которые отвечали за БТ технику, автомобильную технику, ракетно-артиллерийское вооружение и метрологию.
    1. +3
      5 февраля 2022 15:31
      у зам.по вооружению были офицеры по отдельным заведованиям или он был один за всё в ответе?
      Как было с этими заведованиями до 1979-го?
      1. +4
        5 февраля 2022 15:48
        У заместителя командира танкового (мотострелкового) полка по вооружению были в подчинении начальники служб полка (БТ, АТ, РАВ), метрологическую тащил сам или РАВ. Это после 1979 года. До этого автор описал структуру ЗКТЧ (БТ и АТ службы в подчинении). РАВ (может АВ) отдельно.
  19. +4
    5 февраля 2022 14:55
    ... Благодарю за статью, из первых рук всегда интересней воспринимать информацию. Ждемс продолжения.....
  20. +5
    5 февраля 2022 15:12
    Спасибо за отличный материал!

    Вопросы от нетанкиста:
    1. какой опыт практического вождения танков был у выпускников танко-технических и танковых командных училищ?

    2. какой опыт стрельб был у выпускников танко-технических и танковых командных училищ?

    3. какой был уровень вождения у танкистов за учебный год \офицеров и солдат-срочников\при том, что главные заботы танкис тов Вы отлично описали?

    4. перевод танко-технических училищ сначала на 4-х годичный
    срок обучение / в Киевском танко-техническом училище был хронический недобор, перейдя на 4-х годичное обучение в 1968-м, там сделали вступительные экзамены в… конце августа – самыми последними, и набрали отовсюду тех, кто не прошёл по конкурсу в ВВУЗы и ВУЗы, тем более, что призывной возраст тогда уменьшили на год с 19 до 18 лет\ и потом перевод их в статус инженерных, дал практическую пользу для войск и танков?

    Выпускников всё так же назначали после высших училищ зампотехами роты?

    Заранее благодарен
    1. +3
      5 февраля 2022 16:02
      Думаю, на 4 вопрос ответить невозможно.
      Училища из техникумов перевели в ВУЗЫ, естественно добавился год общеобразовательных предметов.
      Вполне возможно, в программе, количество военных дисциплин даже уменьшилось.
      Но дело не в этом. Училища давали базу, а каждый человек индивидуален и имеет свои способности, которые после должности зампотеха роты могли раскрыться в совершенно не прогнозируемых пределах.
      1. +3
        5 февраля 2022 17:48
        4- годичное училище давала не совсем высшее образование, верхнее. не инженер, а нечто странное "инженер по эксплуатации".
        В авиации это называли "лётчик-минус инженер" и "штурман-минус инженер". Кстати, даже с 4-годичным сроком обучения Киевское училище оставалось "ТАНКО-ТЕХНИЧЕСКИМ", аж до перевода на 5-летний срок обучения, когда стало "танковым инженерным".
        Это теперь, отслужи один контракт после ВВУЗа и занимайся чем хочешь, уйдя из армии.
        В Советской Армии сменить ВУС было более чем проблематично.
        1. +2
          6 февраля 2022 20:54
          Я, как раз, имел такое образование и, поверьте, на пенсии смело предъявлял этот диплом и он всеми кадровиками признавался "высшим образованием" инженером по эксплуатации специального вооружения :)
          Я заканчивал командное 4-х годичное, киевское было техническим, но таким же высшим. У него была более приличная область эксплуатации :)
          1. 0
            10 февраля 2022 15:34
            Кадровики "академиев не проходили" и не сильно разбирались в нюансах, они как правило - из бывших особистов и поллитрабочихю В технике Вы наверняка разбирались, чтобы стать на гражданке, минимум, начальником среднего звена
    2. +1
      5 февраля 2022 16:32
      тем более, что призывной возраст тогда уменьшили на год с 19 до 18 лет\

      А в законе СССР от 12.10.1967 сказано
      Глава II О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ 11 СТАРШИН
      Статья 10
      На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
      Откуда здесь 19 лет?
      закон "О всеобщей воинской обязанности", регламентирующий формирование советской армии, был принят 1 сентября 1939 года. Он устанавливал, что граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу.

      Определенные документом сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск - 2 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ - 5 лет; для сухопутных частей пограничных войск - 3 года. Призыв на службу проводился с 15 сентября по 15 октября.

      Этот закон действовал почти 28 лет.

      Первый призыв в 18 лет был в 1940 году, до того - 19 лет.
      1. -1
        5 февраля 2022 17:41
        Вы действительно не знаете, что до этог, до 1977-го,о в армии призывали в 19 лет и служи ли на год больше – в армии 3 года, на
        флоте 4 года?
        Вероятно, по молодости. Не знаете и последствий этого
        1. +2
          5 февраля 2022 18:29
          до 1977-го,о в армии призывали в 19 лет
          Про трёхлетний срок в армии и четырёхлетний на флоте - было до 1967. Призыв как в 1939 сделали в 18 лет, так он с тех пор и остался. У меня отец 1922 года рождения в него попал в 1940 году. Мои одноклассники, кто никуда не стал поступать, отправились служить в 18 лет, через год после школы. Школу я закончил в 1972 году. Это про мою "молодость".
          1. +3
            5 февраля 2022 20:17
            В училища поступали в 17. Это призывали в 18. В личных делах так и писали: в таком-то году поступил на военную службу добровольно.
            1. 0
              5 февраля 2022 20:46
              Всё верно, а RoTTor считает, что призыв в 19 лет был вплоть до 1977 года
              1. +3
                5 февраля 2022 21:18
                Цитата: Авиатор_
                Всё верно, а RoTTor считает, что призыв в 19 лет был вплоть до 1977 года

                Меня на Украине призывали в 1976 году, в 18 лет (как и всех моих знакомых), служил в танковых войсках 2-а года.
              2. +1
                7 февраля 2022 00:16
                описка, естественно подразумевался 1967 год.
                Из-за того, что солдаты соседних по сроку призывов поимели разный срок службы, между ними возникали конфликты куда чаще, чем до того.
        2. +1
          7 февраля 2022 00:17
          описка, естественно подразумевался 1967 год.
          1. 0
            7 февраля 2022 08:08
            Конечно так. И дедовщина расцвела именно тогда, когда появились одновременно двухгодичники и трёхгодичники.
        3. 0
          8 февраля 2022 12:19
          Снижение сроков срочной службы провели в конце 60-х, но никак не в 1977 году. А возраст призыва в 18 лет был определен, ИМХО, еще до войны. Я достаточно старый, чтобы помнить что тогда было, но несмотря на возраст склерозом не страдаю, чтобы забыть.
      2. 0
        6 февраля 2022 05:43
        Призывался в 66. Призыв был 1 раз в год, осенью, призывали с 19 лет. На день призыва мне исполнилось 19 лет 6 месяцев. Служили 3 года, флотские - 4. Но! В 67 году было принято решение о сокращении срока службы до 2-х лет, и наш призыв 66-го года должен был служить 2,5 года ( плавный переход), увы, события на Даманском перечеркнули наши надежды. Те, кто служил дальше от Дальнего Востока, воспользовались этим.
        1. 0
          6 февраля 2022 05:50
          Забыл добавить. С 67 года призывать стали с 18 лет. Сократили время обучения в учебках. Если мы учились 11 месяцев, то сократили обучение до 5,5 месяцев. Естественно все это сказалось на прибывших младших авиационных специалистов, а попросту, прибывшие в полк не знали ничего! Это сужу по своей ВУС.
    3. 0
      7 февраля 2022 12:10
      В мое время выпускник военного училища имел 3 класс механика-водителя танка и водительское удостоверение 3 класса. Не помню, к сожалению, цифры, но считаю, что водить меня в училище хорошо научили, как танк, так и грузовик (в моем случае - ГАЗ 51). Уверен, что и командиры обучались вождению в том же об'еме, что и "технари". Чего, разумеется, не скажешь о стрельбе из пушки. Техники только пару раз стреляли за все время обучения.Зато много было ремонта. В войсках же все зависело от типа воинской части.Если она развернутая, то вождение и стрельбы - главнейшие! Цифры тоже не помню, но три- четыре раза в месяц, думаю, рота водила и стреляла (может, кто из танкистов уточнит), причем водили и механики, и командиры танков, а так же весь офицерский состав роты. Стреляли командиры танков и наводчики и все офицеры, кроме зампотеха(хотя я по собственному желанию несколько раз стрелял из вкладного стволика. Не следил, к сожалению, за судьбой выпускников тех "перестроечных" лет. Скажу только, что все эти "реформы" армии конца 70-х и 80-х постепенно добивали все, что еще в ней оставалось положительного.
  21. +1
    5 февраля 2022 15:14
    В самоходной артиллерии и в танковых батальонах в составе мотострелковых частей были отличия или нет ?
    1. 0
      7 февраля 2022 12:13
      Отличия - в чем?
  22. +6
    5 февраля 2022 15:25
    Танкисты все фанатично преданы своему роду войск, не хуже десантников. Иначе там служить не получится.
    1. +2
      5 февраля 2022 21:14
      "гореть в танке"- это понятие появилось вместе с октябрятским значком,из кино. событийность-в 1994...визуализация-1995...
      оказавшись внутри танка подумал-тесно,вниз нереально,вверх не 100%...
      после учебки-прыг да скок,но жрать охота,а ключи -из золота...
      месяц до дома- бронелобые это не про умственную отсталость...
      10 лет спустя без мозолей- гореть в танке?! а ты,с...ка, попробуй попади,а потом и сравним !!!
  23. +7
    5 февраля 2022 19:46
    Моё почтение автору! Очень интересный материал "из первых рук", а не сказки блогеров. hi
    Читать легко и приятно.
    Обслуживание, ремонт и "текучка" - всегда наименее освещенные темы в технике для широких масс. Всё обычно заканчивается описанием брони и калибра, боями и сражениями. А как эта техника вела себя в период эксплуатации - это обычно тайна для большинства.
    Тот же Отто Кариус и его "Тигры в грязи": если убрать из книги "охотничьи рассказы" и откровенное враньё о боевых действиях, то мы имеем уникальный материал о буднях и жизни немецких танкистов. Думаю, это вообще единственный такой материал у немцев. Есть ли у наших я вообще даже и не могу сказать. Каким-то образом может "Танкист на иномарке" и "Дневник самоходчика".
    Что касается современности, мемуаров и воспоминаний о более современных танках, хотя бы о ветеранах Т-55 или Т-62 я так и не нашёл.
    Жду с нетерпением следующие главы.
    1. -1
      6 февраля 2022 11:42
      Есть ещё «Следы «Тигра». Фронтовые записки немецкого танкиста.» Фауста. Был мехводом на Тигре
  24. +3
    5 февраля 2022 19:59
    Слезинку скупую статья эта из меня выжала.Любо.
    Так уж сложилось, что при росте 1.87 , по личному распоряжению комиссара Красногвардейского р-на г.Москва /кажется п/п-к Васьковский/ ,был отправлен в команду 33-а. Как оказалось- учебка Теджен /школа гладиаторов laughing /
    скока-то челов просто ласты склеило от пребывания на пленере с 12 до 14 нульнуль.
    Не байка---! На стрельбище / не, не КИЛЯТА- это особое место/ остался типа старшим по охране 3 танков Т-62на ночь.Местные "староместнослужашие" подкатывают с предложением продать танк туркменам.Самому не верится.Но. Отогнали танк км на 15 в Каракумы,вдоль канала.,нагрузили шишигу арбузами и дынями, "новый" хозяин привязал приобретение цепочкой ишачиной к колышку.Ей-ей не брешу yes .Через полчаса залезли сквозь "люк героя" и уехали в ночи осыпаемые выстрелами из гладкоствола.это было моё первое б/столкновение lol
    По делу.жизнь показывает необходимость наличия на танке так называемых бакшишных ящиков.По крайней мере мест ,где можно ,без ущерба для поворота башни,можно хранить харч дня на 3-4,посуду.ну,еще чё-нить нужное.. yes
    1. +1
      5 февраля 2022 20:11
      на фальшборт мешки с "песком" навесить...))) главное,чтобы защитного цвета.
      1. +6
        5 февраля 2022 20:47
        Щас расскажу главную свою тайну. soldier ....наружные баки /по 95 л/ танка т-62 расположены как-бэ ступенькой один ниже другого.Самый крайний-"самый высокий" я ,будучи командиром танка и черпаком СА, снял ,промыл кипятком и содой,изолировал от "нижней" магистрали чопиком...короче возил с собой ,врать не буду.не 90л ,поменьше,но офигенно спелой бражки..А однажды,когда я первый раз в жизни видел живого генерала,
        когда мы стояли "в рядок", он прошел и постучал всем машинам по "самому верхнему баку"...когда я уже думал ,что меня расстреляют...меня представили к бз / но писаря потом замылили и мне досталась э/бритва типа харьков -100м/ - это пофиг , электричества один хрен не было....
        Уф. чуть не забыл. а это важно.Сам лично видел : где-то под Гератом.год 1984. после подрыва ставили каток на хз как правильно -на шток торсиона/короче на место/ ,как положено танкистам выложились по полной.когда грязь высохла от матов дедушек и дембелей так уж получилось,особые пожелания сошлись на Николае Николаевиче Истратове /дай бог ему здоровья/ - гв.мл.сержанте - марийце по нац-ти ,и Коля ,в одну
        харю, обнимает так каток и спокойно насаживает на место...лять. я потом смотрел в библии -272 кг.вот Вам крест.
        1. +2
          5 февраля 2022 20:55
          может святой Николай по ломику толкал с помощью Божьей Матери и агнцов в грязных танкачах с адреналином,заменяющим святую воду, и словом грязным старшего по званию и пониманию,но в моменте этом святым и свежим,чтобы жить дальше?
    2. +2
      5 февраля 2022 21:43
      По делу.жизнь показывает необходимость наличия на танке так называемых бакшишных ящиков.По крайней мере мест ,где можно ,без ущерба для поворота башни,можно хранить харч дня на 3-4,посуду.ну,еще чё-нить нужное.
      в ногах у м/в размещался бачок для питьевой воды, справа ящик для сухпайка (п.10 и 25 на фото)


      в боевом отделении так же у членов экипажа имелись места под личное оружие и сумки для магазинов, гранат, сигнальный пистолет, аптечка, бачок для воды
    3. 0
      6 февраля 2022 06:46
      Вот на Абрамсе есть хламовник. Там даже дизель-генератор есть. Американцы практичные люди.
      1. 0
        6 февраля 2022 11:55
        Цитата: mmaxx
        Там даже дизель-генератор есть.

        Точно есть ? Они же его на пару дополнительных аккумуляторов заменили . Или опять установили ?
        1. 0
          6 февраля 2022 12:15
          Про аккумуляторы вообще никогда не слышал. Да и про дизген как узнал, так больше и не интересовался. Слышал мнение наших танкистов, что не отказались бы и от дизгена и от хламовника. Всяко в танке жить легче.
          1. +2
            6 февраля 2022 12:45
            Цитата: mmaxx
            Про аккумуляторы вообще никогда не слышал.

            Они с этим генератором как с писаной торбой. Сначала установили генератор на башне,

            но после того как из-за повреждённого генератора спалили танк (горящее топливо с генератора текло в моторный отсек ). Может были и другие недостатки.
            Перенесли его на задний бронелист.
            Но изменились габариты танка, и зацепить генератором за разные припятствия ... Далее, спрятали его на левой надгусеничной полке
            . После этого заменили генератор на дополнительные аккумуляторы. Правда, в последнее время поговаривали на возврат генератора, но чем это закончилось на практике, информации не имею.
            Цитата: mmaxx
            Слышал мнение наших танкистов, что не отказались бы и от дизгена

            Так ведь уже ставят на Т-90М, из-за него и решёток, бревно стало некуда вешать.
            В отличии от тех генераторов, что стояли на Т-80, он не с газотурбинным двигателем, а с поршневы, поэтому и гораздо габаритней
  25. +1
    5 февраля 2022 23:13
    Ингвар 72 (Игорь),уважаемый, к хорошему привыкают быстро. Вот на Севмаше в 21 веке, офицеры ордена Красной звезды военного представительства всё в делах, всё в делах: то дачу построить надо, то в гараже порядок навести, то новую машинку на СТО загнать, обленились в АПЛ ползать. Стали мастеров с журналами проверок в кабинетах ждать по вторникам, а потом, решили бабла рубить по лёгкому - за денежку малую к каждому праздники не выходить на лодки. Мастера потерпели около 2 лет и сдали особо обнаглевших фэйсам. Следствие, суд, приговор - конец карьеры, конвой, зона...
  26. +1
    6 февраля 2022 10:10
    Проверяющий осматривает кувалду и перечисляет недостатки: небрежно покрашена рукоятка, имеются сколы, расклёпы на самой кувалде, плохо закреплена кувалда на рукоятке
    сразу видно человека "от..." У нас в боксах взвода связи не было пожарного щита. Ротный перед комиссиями и прочими итоговыми, пытался взводного поставить на каркалык. Взводный имел чёткую отмазку- так то у меня один недостаток нет пожарного щита, или 8 недостатков только по одной лопате, а их на щите должно быть две. good good drinks
  27. 0
    6 февраля 2022 10:15
    С этим формуляром танк прибывал с завода-изготовителя, с ним же убывал на все виды плановых ремонтов. Потерять его – значит, получить такие же проблемы, которые возникают при потере паспорта человеком
    При потери паспорта реально проблем на несколько порядков меньше. А вот просссмотреть формуляр на технику, РСТ, машину или ещё что подобное это реальные вилы.... drinks good
  28. +3
    6 февраля 2022 10:30
    Характеристики и срок службы аккумулятора ухудшались и сокращались. А срок немалый – 5 лет.
    В начале 2000ных, вообще был приказ МО( номер не помню) , согласно которого срок службы АКБ на действующей техники продлялся до 7 лет, а эта АКБ только на НЗ пролежала 6 лет, ты её залил, заряжать, а фигвам, там прёт сульфатация( вроде правильно процесс обозвал). а Главному инжинеру,из армии, без разницы, что у вас и как. Вот приказ и вы его дожны исполнять. Финиш. good drinks
    1. +3
      6 февраля 2022 18:06
      Надо было довести приказ начальства аккумуляторам. Чтобы служили, как положено.
  29. +1
    6 февраля 2022 11:23
    Большое спасибо!
    Мне, авиатору, очень интересно, я же в этом ничего не соображаю, а вот теперь появляется некоторое понимание. Пишите!
  30. +3
    6 февраля 2022 13:39
    "Ты и я одной крови". С удовольствием прочитал все статьи. Мы с Вами двигались по одной дороге и даже судьбы почти одинаковы. жаль что раньше не пересеклись, хотя со многими Вашими однокашниками по ОТТУ и ВА БТВ я наверняка пересекался. Нам есть что вспомнить. С ув.
    1. +1
      7 февраля 2022 11:42
      Может, в Одноклассниках пообщаемся?
  31. +3
    7 февраля 2022 11:41
    Так много разнообразных комментариев, что на все отрегировать, возможно, не сумею. Но попытку сделаю. Условия содержания и эксплуатации военной техники очень сильно отличались в Вооруженных Силах, в зависимости от климата и удаленности от "цивилизации". Скажем, в Венгрии или той же Прибалтике состояние АБ не так критично влияло на боеготовность, а за Уралом - другое дело. Тема АБ требует отдельной статьи, там есть что обсудить и чем поделиться. Танковые двигатели ремонтировать в войсках запрещалось. Обещаю тоже отдельную статью, кое-какой опыт их эксплуатации имеется. О топливе: в советское время в армии применялись три вида топлива, а именно ДЛ, ДЗ, ДА (дизельное летнее, дизельное зимнее, дизельное арктическое). Буква Д перед Л,З или А означала, что в топливе содержание серы в 10 раз меньше, чем в обычном, "гражданском" варианте. В холодных климатических зонах (СибВО, ЗабВО, ДальВО) в танках боевой группы топливо не меняли (как правило). Дизельное топливо весьма гигроскопично (поглощает влагу), поэтому плохо, если баки длительное время неполные - появляется конденсат, который постепенно стекает на дно баков, а при сильных морозах превращается в лед или снег, забивая в итоге трубки и фильтры. Поэтому было важно периодически сливать по 5 литров отстоя из баков и следить за полнотой заправки. Пару слов о "баранах в папахах". Бывшим солдатам не всем везло на справедливых командиров. Кому не повезло, тот так и отзывается.А по правде говоря, баранов в армии хватало и в папахах, и в пилотках.
  32. +1
    8 февраля 2022 12:02
    Цитата: Ингвар 72
    Да. и поэтому придираются к чему ни попадя. Умный начальник сам преподносит пару-тройку замечаний для записи.

    Подтверждаю. Но это прокатывало с нормальным проверяющим, понимающим что к чему. С тупым и упертым номер не проходил. И проверяемый был, как ни странно заинтересован в том, чтобы в документе по результатам проверки были отражены найденные недостатки (но не тяжкие, скажем так). Недостатков не быть НЕ МОЖЕТ. А если их нет, значит искали плохо. И в результате жди повторной проверки, но уже с тупым и упертым проверяющим, который перевернет все на свете, докопается до каждой мелочи, выбьет личный состав из рабочего режима и напишет всякую фигню, по которой тем не менее придется отписываться. Проходил.
    Умный и знающий проверяющий - это счастье. Был у меня случай с одним проверяющим... Начали беседу спокойно, но очень быстро дошли практически до матюков друг на друга. И правы были оба: он требовал КАК должно быть, а я этого выполнить не мог, меня этим не обеспечили и взять было негде. Т.ч. проорались друг на друга, перевели дух, улыбнулись и .... пошли вместе кофе пить...
    А раз попали на тупого. Начал придираться и писать всякую ерунду. Наши возражения, что товарищ неправ и нормативных документов не знает, попросту игнорировались. Покумекали с шефом и решили не мешать, что пущщай пишет как можно больше всякой фигни. Фигню потом без проблем отобьем, а на этом фоне и наши реальные грешки потонут. Так и вышло: по фигне отписались, что это фигня и действительности и нормативной базе не соответствует, а остальное немногое устранили. Прокатило на ура...
  33. 0
    11 февраля 2022 19:24
    "Эксплуатация" - это использование технического объекта. Боевая техника используется для боевой подготовки личного состава, либо применяется при решении боевых задач.
    "Эксплуатация" есть стадия жизненного цикла объекта техники между вводом в эксплуатацию и достижением предельного состояния.
    Обслуживание (техническое обслуживание ТЕХНИКИ) или "сервис" (сервисное обслуживание) на стадии жизни технического объекта "эксплуатация" выполняется обслуживающим персоналом в целях обеспечения её надёжности и боевой готовности.
    Операции (технического) обслуживания выполняются в соответствии с установленной стратегией (технического) обслуживания ("по состоянию" или "по наработке (сроку службы)".
    "Работа" - это процесс выполнения операции (комплекса операций) по (техническому) обслуживанию технического объекта.
    "Ремонт" есть перепроизводство объекта техники из комплектующих, имеющих (как правило) значительную наработку (срок службы).
  34. 0
    23 февраля 2022 11:51
    Спасибо! Прям в молодость вернул.....
  35. -1
    2 марта 2022 14:58
    Жаловаться то зачем?А что,шахтеру легче в штольне лопатой подирать уголь?Это обычная работа ..Для этого и учили....А клин затвора пробола установить на место?То то же....Танк он есть танк....А в целом статья достоверная,познавательная и интересная...Вот пугать только не надо..Надо с нежностью и с долей армейского юмора....Ведь все это преодолевалось и успешно..Спасибо..
  36. 0
    2 мая 2022 08:41
    Мда... И это - в боевой части полного состава? А представьте, что было в кадрированных! Где личного состава фиг да нифига, а техники в парке да в боксах на весь ОБХЗ. Я там был 3 месяца на сборах, на л/с лиц не было от усталости.