О полете, в котором что-то пошло не так

138

Читатели попросили рассказать об одном полете. Вроде я уже о нём рассказывал, сейчас сделаю это чуть подробнее. В принципе, это был обычный контрольный полет по маршруту, но окончание полета запомнилось мне на всю жизнь.

Такой «интересный» полет, по мнению обывателей:



– Так вы из летчиков? Расскажите что-нибудь интересное.
– Да что рассказывать? Обычная служба…
– Ну, может падали когда-нибудь, или горели?
– Да что в этом интересного?

Декабрь, конец календарного года, и начало учебного года в Армии и на Флоте, да, именно так, ведь новый учебный год в Армии начинается 1 декабря, ну, это чтобы враг не догадался, сами понимаете. Я – штурман корабля (Ту-16), старший лейтенант, меня только что выменяли в соседнем полку на стремянку для Ту-22м2, назначили к относительно молодому командиру корабля в экипаж. Мы уже слетали несколько полетов в районе аэродрома, и нам запланировали контрольный полет на радиус действия самолета ночью, с выполнением разведки кораблей и постановки помех. Продолжительность полета – 4 часа.

О полете, в котором что-то пошло не так

Схема маршрута


Контролировать нас будет штурман дивизии, подполковник, он будет выполнять роль второго штурмана корабля и смотреть, как мы будем лететь, все ошибки будет замечать. А потом запишет мне в «Летную книжку» результаты этого полета и сделает вывод о том, можно ли мне дальше летать самостоятельно. Такой проверке подвергаются все летчики и штурманы один раз в год, и называется она так – «Годовой контроль по навигации и боевому применению».

День полетов – 13 декабря. Ну и что, что 13-е, мы же не суеверные. Залезли в самолет и полетели. Летим, летим… Командир немного нервничает, это он от наличия «подпола» на борту, хотя, казалось бы, чего ему нервничать, не его же проверяют, сиди себе молча, в носу ковыряйся, да матом на «подпола» не ругайся. Больше от летчиков в таких полетах и не требуется, взлетели, включили автопилот и сиди себе, в приборы поглядывай, слушай, что штурман скажет, туда и крути, а потом посади самолет помягче, вот и все дела.

Мне же потруднее немного. Надо лететь по маршруту, над морем, без всяких ориентиров, ночью, да ещё этим «подполом» руководить, он же у меня за РЛС отвечает, надо ему команды давать – «Включи, выключи, переключи…». Нет, я, конечно, не мешки по кабине таскаю, со стороны кажется, что ничего не делаю, просто сонно посматриваю на приборы, иногда что-то измеряю на карте, да говорю летчику, в какую сторону крутить рукоятку автопилота. Но мозг пашет, как ЦВМ, превращая показания приборов в место самолета, сторону доворота и во время прибытия.

Всё идёт по плану, три с половиной часа прошли и мы приближаемся к аэродрому, и даже вовремя приближаемся, и вот уже скоро нам снижаться для захода на посадку, и полет прошёл нормально, и я доволен, и хочется мне в туалет, ну так, немножко. И лезу я рукой за спинку своего катапультного сиденья, чтобы нашарить там писсуар типа термос, чтобы освободить свой мочевой пузырь, и не нахожу я там этот писсуар, и думаю о стартехе, который его туда не поставил – «Вот гад!».


Бытовое оборудование


И о себе так же думаю, ведь это я не проверил наличие писсуара перед полетом. Но долго думать нет возможности, ведь организм уже получил мысленный импульс и совсем распоясался, в туалет хочется всё больше и больше. Но опытных штурманов отсутствие писсуара не поставит в тупик, поэтому достаю из портфеля полиэтиленовый пакет, в которых мы храним карты, наполняю его, перевязываю верёвочкой и ставлю за прицел.

Пора и делом заняться, вон, уже и аэродром видно, пора снижаться. Говорю командиру, что пора снижаться, он запрашивает снижение, нам разрешают снизиться с 9300 метров до 6600 метров. Снижаемся. Как-то быстро всё происходит, не так, как обычно…

Вот подходит высота 7000 метров, говорю командиру, чтобы доложил, и попросил снижение до 2400 метров, но в ответ тишина, и какое-то сопение, и мы продолжаем быстро снижаться, и даже слишком быстро, и меня отрывает от сиденья, и карандаш мой куда-то полетел… Поймал карандаш, и опять напоминаю командиру про доклад высоты, и слышу в ответ – «Погоди, оба двигателя встали!».

Посмотрел я на высоту, увидел 5000 метров, понял, что катапультироваться всегда успеем, увидел мешок полиэтиленовый, подумал ещё, что при ударе о землю всё разольётся, и начал вспоминать, как принять положение для покидания, куда кресло передвинуть, как ремни подтянуть. Ремни подтянул, но они как-то щёлкнули, а я остался на месте, то есть меня к креслу не подтянуло.

Задумался, осмотрелся, и вспомнил, что когда занимался своим мочевым пузырём, из всех ремней вылез, а обратно залазить поленился, мол, аэродром уже близко, чего суетиться. Очень-очень быстро влез в парашют, пристегнулся к катапульте, а сам вникаю – что там у нас с движками? Слышу доклад – «Один запустил…», на душе полегчало, на одном двигателе наш самолет прекрасно летает.

Говорю командиру – «Доложи на землю об остановке, если что, пусть хоть знают…», он доложил, что остановились оба двигателя, один запустил… И тут все полезли с советами, и руководитель полетов, и летчики, что в воздухе были. А нам уже советы не нужны, оба двигателя в работе, высота нормальная, вышли на привод, зашли «по коробочке», нормально сели.

И началось расследование… Народу набежало, не продохнуть: командир полка, его заместители, командиры эскадрильи, отряда, начальник службы безопасности дивизии, и даже начальник политотдела (ПО) припёрся, он в воздухе был, и советы давал, ненужные, решил вот посмотреть, нельзя ли из этих советов себе орденок организовать.

Пишем бумаги: что делал, когда делал, как делал… Слушаем магнитофон самолетный, который все наши переговоры записывает, наш командир отряда сидит, голоса угадывает, стенограмму пишет, кто что сказал, как сказал, когда сказал. Тут мне опять прилетело, практически ни за что… Слушаем магнитофон, начальник ПО говорит: «Проверьте давление масла», а наш член экипажа: «И эта скотина ещё суется…». Начальник ПО сразу подхватился: «Кто сказал?», я прятаться не стал, мол, я это сказал, в стрессовой ситуации и не такое скажешь. Начальник ПО сказал вычеркнуть моё меткое высказывание, как не несущее смысловой нагрузки. Тут я с ним не согласился, внутренне, но из стенограммы всё это вычеркнули, тем более что командир дивизии приказал мат не писать, если не по делу.

А в это время группа средств объективного контроля расшифровывает ещё один самописец (МСРП), который пишет про работу двигателей и ещё много про что. И вот приносят нам ленту этого самописца, а там чётко написано – ничего у нас не останавливалось само, а это командир корабля сам поставил рычаги управления двигателями (РУД) на «Стоп» вместо «Малого газа».


РУД


Вот и всё, расследование окончено. Командир корабля протестует, но его уже никто не слушает, сам поставил, и всё, неосознанно, механически, положение рычагов не проверил, и вообще, гад, чуть экипаж не убил. Командира жалко, но и себя немного жаль…

Всё это продолжалось до утра, потом нам дали время сходить переодеться, и белоснежный лайнер Ту-134 умчал нас во Владивосток, к Командующему. Там нас мурыжили два дня и раздали всем сёстрам по серьгам. Командира корабля сняли с летной работы и отправили служить в группу средств объективного контроля, штурману дивизии подписали рапорт о переводе в училище, от греха подальше, на правака внимание не обратили, он только из училища, с него никакого спроса, а мне приказали – «Не хамить!», потому что на вопрос Командующего: «Сколько времени падали?», я ответил, что показания высоты я снимаю с высотомера, а не с секундомера.

Ну, вроде и всё… Если не рассказывать о состоянии жены, которую я только два месяца назад привёз в гарнизон и которая не понимала, почему её муж не пришёл с полетов вместе со всеми, а слегка трезвый брат мужа её успокоил: «Не жди, у них оба движка встали…».

Когда всё успокоилось, я пошёл к штурману дивизии, и сказал ему, что остановка обоих двигателей никак не повлияла на точность навигации, поэтому «контроль» надо записать, пока этот штурман в училище не слинял.


Тот самый «контроль»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

138 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    8 февраля 2022
    Спасск- Дальний, не служили? Иногда ,впечатление, как оттуда. Спасибо!
    1. +13
      8 февраля 2022
      Цитата: tv70
      Спасск- Дальний, не служили?

      Там "зеленые" стояли, а мы рядом летали, в Хороле.
      1. +39
        8 февраля 2022
        Спасибо. Почитал, отдохнул от нескончаемых новостей о соседях и бредовых предположениях "заклятых друзей".
      2. 0
        9 февраля 2022

        Bez 310 (Bez310)
        Вчера, 18:24
        НОВЫЙ

        +10
        Цитата: tv70
        Спасск- Дальний, не служили?

        Там "зеленые" стояли, а мы рядом летали, в Хороле.
        Здравствуйте. Давно там были?
        1. 0
          9 февраля 2022
          Цитата: Илия
          Давно там были?

          Очень давно.
          1. 0
            9 февраля 2022

            Bez 310 (Bez310)
            Сегодня, 07:52
            НОВЫЙ

            0
            Цитата: Илия
            Давно там были?

            Очень давно.
            Так это вы оттуда "за угол" летали?
            1. 0
              9 февраля 2022
              Цитата: Илия
              Так это вы оттуда "за угол" летали?

              Нет, с К.Ручья (Монгохто).
  2. +28
    8 февраля 2022
    Брат молодец, успокоил как мог good
    1. +2
      8 февраля 2022
      Александр, а Вы,ненароком не оттуда? :)
  3. +11
    8 февраля 2022
    Добрый день!
    Уважаемый Михаил, а Вы не думали о книге? У Вас несомненно присутствует несомненный литературный талант! Ждём продолжения!
    1. +14
      8 февраля 2022
      Цитата: Grossvater
      , а Вы не думали о книге?

      Думал. Ответ - нет!
      1. +5
        8 февраля 2022
        Думал. Ответ - нет!

        Зря! Весьма интересно читается. Попутно что то своё вспоминаешь. Это ж греет. А у вас талант. Хотя бы на какой-нибудь "прозе ру".... Тем более, уже прилично материала набралось)
        1. +2
          8 февраля 2022
          Цитата: Серж-667
          Зря!

          Зачем мне это?
          1. +6
            8 февраля 2022
            Ну, вы же сюда пишите. Почему не собрать всё это отдельно и комплектом?
            Ваши публикации не всегда легко найти здесь.
            1. +7
              8 февраля 2022
              Цитата: Серж-667
              Почему не собрать всё это отдельно и комплектом?

              Повторяю вопрос - зачем мне это делать?
              Чтобы найти мои публикации, "кликните" по моему "нику", в открывшемся окне "данные пользователя" нажмите "просмотреть все публикации".
              1. +6
                8 февраля 2022
                Чтобы найти мои публикации, "кликните" по моему "нику", в открывшемся окне "данные пользователя" нажмите "просмотреть все публикации".

                Это понятно. Но, допустим, "подписаться" на рассылку новых публикаций от вас здесь я не могу, а каждый раз лазить в ваш профиль, ну.. как то противоестественно. А новые заметки от вас не всегда в ленте.
                Да и не в этом дело. Должна быть последовательность изложения. И только вы её можете определить. Не я. У вас вполне целостная картина вырисовывается в повествовании, это уже выходит за рамки Воен Обоза.
                1. +3
                  8 февраля 2022
                  Цитата: Серж-667
                  каждый раз лазить в ваш профиль, ну.. как то противоестественно

                  Не лазьте.
                  1. +7
                    8 февраля 2022
                    Вам медаль " за занудство Первой Степени" не вручали, не? Для меня профессия Штурман, это где-то близко к первому заму бога... А вы что исполняете?)))
                    1. +5
                      8 февраля 2022
                      Цитата: Серж-667
                      Вам медаль " за занудство Первой Степени" не вручали, не?

                      А вам?
                      Я вам все объяснил - книга мне не нужна, я никому ничего не должен, и собирать рассказики в кучку не собираюсь, мне просто лень, и не надо мне это, где рассказики лежат, я вам рассказал...
                      "Что я могу еще сказать?".
                      1. +9
                        8 февраля 2022
                        "Что я могу еще сказать?".

                        Да, в принципе, ничего. Зачем? Никто не настаивает. Но потом сами себя за абгалдырь кусать будете. А он, довольно твёрдый.
                        Ваше дело- писать или нет.

                        Каждое адекватное откровение заслуживает внимания и уважения. Я думал, что вы это уже прочувствовали.

                        З.ы. только не надо цинизма. Кроме вас ещё остались на планете люди.
          2. +2
            8 февраля 2022
            Цитата: Bez 310
            Зачем мне это?

            События, люди... Для истории, доступным языком, без "вуали".
            1. +3
              8 февраля 2022
              Цитата: Садовник91
              События, люди... Для истории ...

              Не моё ...
              1. +5
                8 февраля 2022
                Цитата: Bez 310
                Не моё ...

                Зря. Время идёт, опередят замполиты, потом недоказуемо будет.
                1. +7
                  8 февраля 2022
                  Вот! Точно! А они то уж не постесняются брошюрой в мягком переплёте рассказать какой БЕЗ 310 был негодяй)))
              2. +4
                10 февраля 2022
                "Не моё ..."

                Я вырос в Быхове ( 57 МРАД ) - по здоровью не попал в штурманское. В фойе Дома офицеров картина во всю стену - северное сияние,льды, мишки белые.. Отцы почти ничего не рассказывали - кое-что узнавали от бортстрелков-радистов сержантов,что летом были "вожатыми" в гарнизонном пионерлагере в лесу в 6 км от дома.

                Дядя Костя ( комдив Степочкин К.А. под нашей квартирой жил, мамы выгоняли на улицу перед его ночными - летал сам до отставки) ставил ротные палатки в лесу, сержантов в вожатые и отправлял пацанов лет с 9-10,что остались в гарнизоне летом - кроссы, ночные тревоги, борьба за право стоять в почетном карауле у памятника воинам ВОВ на трассе - сильно переживали,что не давали гвардейских ленточек на пост - не заслужили ишшо.
                Только много лет спустя кое-что узнал от отца - неразговорчивый он был, особенно о службе по привычке - в 60-е основным было долететь через Полюс с "подарком" - тревоги были каждую неделю и мы,семьи, сидели ждали, когда отбой - что все же была учебная.
                В журнале прочитал медобследование летного состава Ту-16 - что им стоила эта сделанная кривыми руками заправка из крыла в крыло..
                Отца уже нет ,ветка на авиа.ру умерла, у нас на ВПП коровы пасутся - и словно ничего не было - только трава и ветерок.Вот и все..

                Поэтому Ваш ДОЛГ перед товарищами и их семьями - детьми,внуками и правнуками - собрать воедино ВСЕ,что Вы написали. Во-первых, у Вас есть для это дар и силы.Во-вторых, люди живы - пока их помнят.В третьих - больше-то некому! Суммирую - книги - это просто Ваша обязанность - бывших офицеров не бывает и Присяга - навсегда ! Теперь это Ваша служба и долг.
                Поэтому присоединяюсь к просьбе - дело-то вовсе не в самолюбиях - а "что написано пером - то не вырубишь топором" - жизнь и служба Ваших товарищей и Вас лично - урок для будущего.

                Мне на всю жизнь запомнился приезд Иконникова с товарищами и как они рассказывали про первые налеты на Берлин с Эзеля.
                Ген.-майор Степочкин К.А. в молодости был активным комсомольцем ( в ВОВ 17 сбитых) и поэтому не забывал растить себе смену - не только "пионерлагерь",но и все старшеклассники прыгали с парашютом, Площадь Героев в центре гарнизона,постоянные встречи с ветеранами - и никто из нас ни о чем не мечтал, кроме неба. Поэтому и Вам - свой вклад нужно внести. Придет время - да уже приходит - и будет очень востребована Ваша работа на будущее!

                Сил и удачи в работе! Ждем!
          3. +4
            8 февраля 2022
            Почет, хвала, уважение..., может гонорар.
            Стиль изложения - мне нравится. Особенно про "политрабочих"!
            Расскажите, пожалуйста, про инструктажи. Их виды, когда проводят, и формализм с целесообразностью.
            1. +1
              8 февраля 2022
              Цитата: Mole
              про инструктажи. Их виды, когда проводят, и формализм с целесообразностью.

              Я вас не понял...
              1. +1
                8 февраля 2022
                С Вами проводились какие нибудь инструктажи?
                1. +1
                  8 февраля 2022
                  Цитата: Mole
                  С Вами проводились какие нибудь инструктажи?

                  По какому поводу?
              2. +4
                8 февраля 2022
                Например по недопущению управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения во внеслужебное время, или в получении приказа на какое-то задание, и т.д.
                1. 0
                  8 февраля 2022
                  Цитата: Mole
                  Например по недопущению

                  Извините, я вас не понимаю.
                  Военнослужащих постоянно инструктируют всю службу, но вы что хотите знать?
                  1. 0
                    8 февраля 2022
                    Какие инструктажи Вы проходите?
                    Сколько записей в получении этого инструктажа делает то или иное должностное лицо, сколько времени этот "формализм" отнимает.
                    1. +3
                      8 февраля 2022
                      Цитата: Mole
                      Какие инструктажи Вы проходите?

                      Я инструктажи не прохожу, так как давно на пенсии.
                      Что там творится с инструктажами в современной армии, я не знаю. В общем, не дурите мне мозги!
                  2. +1
                    8 февраля 2022
                    Ваше мнение про эти инструктажи.
                    Меня всю службу инструктировали, хотя в вопросах службы и тактике понимал больше проверяющих.
                    Вопрос целесообразности инструктажей. Они людям своего дела вообще нужны, или все же это формализм?
                    1. +1
                      8 февраля 2022
                      Цитата: Mole
                      Вопрос целесообразности инструктажей.

                      Извините, но эта тема мне не интересна.
                      1. +1
                        8 февраля 2022
                        Спасибо за ответ.
                    2. +6
                      8 февраля 2022
                      Вопрос целесообразности инструктажей. Они людям своего дела вообще нужны, или все же это формализм?

                      Извините, влез в чужой диалог, но про инструктажи Без рассказывать отказался. Я помогу. Это немного не то, но рядом. По-хорошему, без них нельзя, но извратить можно всё. Вот, к примеру, преподаватели высшей школы обязаны проходить каждые 3 года курсы повышения квалификации. Мы, естессно, это на кафедре делаем, но формально - на кой мне выслушивать от несчастного лектора про мою же методику исследования обтекания модели, да ещё и с ошибками (я преподаватель - совместитель). Неоднократно было. Может, молодым это и надо, но заставляют всех. Это непрошибаемо. Так что это формализм чистейшей воды.
                      1. +16
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Авиатор_
                        про инструктажи Без рассказывать отказался.

                        Не совсем отказался. Я не хочу ничего о них обобщать, но про один инструктаж расскажу.

                        Инструктаж

                        Леху назначили командиром корабля. В придачу к должности Леха получил: воинское звание "капитан", самолет-ракетоносец весом 75 тонн, 8 человек летного и технического экипажа, и, самое главное - отдельную квартиру. Все это радовало, жизнь заиграла новыми красками. Леха осваивал самолет и экипаж, жена работала над новой квартирой.
                        Как-то вечером, "уставший, но довольный" Леха пришел в свою отдельную квартиру и увидел жену с люстрой в руках. Ну и правильно, решил Леха, пора жить как командир, а то все как "правак", - с лампочкой в патроне. Оценив объем работы, хозяин провел предварительную подготовку, то есть поставил стол в центр комнаты, на стол - табуретку, взял плоскогубцы и изоленту, отправил детей на улицу. Поиски фонарика успехом не увенчались, решили обойтись свечкой. Все было готово к началу процесса.
                        Дав жене команду зажечь свечу, Леха обесточил провода в патроне, то есть выключил выключатель в комнате и АЗСы в коридоре. Леха знал, что делал, ведь по специальности он был "летчик-инженер" (читать надо как летчик минус инженер), и хорошо знал, откуда в розетках электрический ток берется. Взгромоздившись на стол и табуретку, Леха подвесил люстру на крюк и начал ковыряться в проводах.
                        Чтобы не терять время даром, этот молодой командир корабля решил отточить мастерство в проведении инструктажа по мерам безопасности при работе с электричеством. Он рассказал жене первые признаки поражения электротоком (тряска и крики), рассказал о первоочередных действиях при появлении этих признаков (прервать контакт с проводом, не касаясь пораженного током человека) и, довольный сам собою, углубился в изучение схемы подсоединения. Попросив жену посветить свечой в центр переплетения проводов, Леха вдруг закричал и затряс рукой. Жена, эта исполнительная женщина, мгновенно вспомнив только что прослушанный инструктаж, тут же выбила из-под Лехи табуретку (прервала контакт с проводом, не касаясь пораженного человека).
                        Правильно сделал Леха, что отправил детей на улицу, а не то они услышали бы все те слова, которые произнес их папа в полете. Придя в себя, приспособившись разговаривать с четырьмя выбитыми зубами, Леха поинтересовался у жены, зачем она это сделала? Услышав о признаках поражения электротоком и действиях согласно инструктажу, электрик в простой и доходчивой форме объяснил жене, что квартира обесточена, а кричал он потому, что одна ненормальная женщина поднесла пламя свечи ему под локоть, а это очень больно.
                        Люстра разбилась, пришлось обходиться лампочкой в патроне, железные зубы были вставлены за счет Министерства Обороны, но на новую технику Леху не взяли, так как не знали, как поведут себя очень чувствительные приборы при наличии в кабине такого количества нештатного металла.
                      2. +2
                        8 февраля 2022
                        Это отдельный рассказ, про Леху и то, что не каждый может похвастаться, что ему стукнуло не 220, а стукнула жена )
                      3. +4
                        9 февраля 2022
                        Вспомнилось. Лето , жара, Мужик вешает люстру стоя на двух табуретках, жена страхует, оба в напряжении. Из трусов у Мужика вывалилось кое что. Жена решила поправить это дело, а то дети могут заскочить. Пальчиком тык. Грохот. крик, осколки, кровь. Мужик на полу глаза открывает, трындец током долбануло, аж через яйцо на массу пробило. laughing
      2. 0
        8 февраля 2022
        Так такими статейками и на берете на книжку
      3. +1
        8 февраля 2022
        Цитата: Bez 310
        Думал. Ответ - нет!

        Жаль! Как и всегда, большое спасибо за очередной интересный рассказ! good
      4. +2
        9 февраля 2022
        А пакет...в конце-концов , в том ажиотаже , на корабле не забыли?! wink
  4. +5
    8 февраля 2022
    Как всегда good ждём еще
  5. +2
    8 февраля 2022
    Текст чудесный. А что там совсем никакого зазора между малый газ и стоп? Ну там кнопочку какую утопить до щелчка
    1. +14
      8 февраля 2022
      Цитата: Mikle
      А что там совсем никакого зазора между малый газ и стоп?

      Там должен был стоять "шлагбаум" - предохранительная пластина, но вот как-то так случилось, что либо её не оказалось, либо она не смогла предотвратить могучие действия командира. Командир был "танкистом" - грубо работал органами управления, и кажется, даже служил срочку в танковых войсках. Мы опаздывади со снижением, и я могу понять психологию командира - уменьшить "газ" до минимума, чтобы не разогнать самолет на очень быстром снижении.
      1. +5
        8 февраля 2022
        Не снимая вины с командира все же явный конструктивный недостаток. Припоминаю историю как таким же образом экипаж с печальными последствиями искупался в тихом океане, уж не знаю на такой же машине или другой, но кажется тушка.
        1. +12
          8 февраля 2022
          Цитата: Mikle
          таким же образом экипаж с печальными последствиями искупался в тихом океане

          Экипаж Ефремова на Камчатке?
          Да, это был похожий случай, уже после нас, но им не хватило высоты...
          1. Eug
            +4
            8 февраля 2022
            Более чем странно, как по мне, очевидная Конструктивно-Производственная Недоработка (даже если летчик грубо работал РУДами), о таких промышленникам сообщали.
      2. 0
        8 февраля 2022
        Цитата: Bez 310
        не смогла предотвратить могучие действия командира.

        Дослужить, долетать до командира корабля и так попасть ? Странно конечно и жаль человека, сам же "в небо" пошёл, а тут как ИКАР "свалился"...
        1. +3
          8 февраля 2022
          Цитата: Starover_Z
          Дослужить, долетать до командира корабля и так попасть ?

          Не все праваки могут стать нормальными командирами.
          1. +1
            9 февраля 2022
            адреналин на ровном месте ... какой то должен быть интерлок между самым малым и стоп двигателя (этож не пароход -он падать начнет сразу ) ... а сексот не пишет положение телеграфа ? хмм ... а штурман так и не признался?
            1. +3
              9 февраля 2022
              Пилоты в полёте да и на стоянке в самолёте порой такое вытворяют , что диву даёшься. Когда спрашиваешь зачем он это сделал , объяснить не может . Короче , шаловливые ручки отцепляются от мозгов и живут своею жизнью.
      3. +4
        9 февраля 2022
        Цитата: Bez 310
        Цитата: Mikle
        А что там совсем никакого зазора между малый газ и стоп?

        Там должен был стоять "шлагбаум" - предохранительная пластина, но вот как-то так случилось, что либо её не оказалось, либо она не смогла предотвратить могучие действия командира. Командир был "танкистом" - грубо работал органами управления, и кажется, даже служил срочку в танковых войсках. Мы опаздывади со снижением, и я могу понять психологию командира - уменьшить "газ" до минимума, чтобы не разогнать самолет на очень быстром снижении.

        Прошу прощения у присутствующих,заинтересованных,- я не об авиации(РВСН), но, тема близка,- действия экипажа(расчёта), соблюдение пунктов инструкций, "защита от дурака" конструктивные недоработки...Не судите строго,(- как в том анекдоте: " у нас в Одессе произошел вопиющий случай,-в дневное время умер ночной сторож!))).
        Хоть и повторюсь,- схожий случай произошол на земле. Мех-вод. ,тоже молодой, АПУ ( автономной пусковой установки)"Тополя", перед маршем не выставил обороты ХХ(холостого хода,- храповик с фиксацией...). Во время марша,на затяжном пологом спуске включил нейтраль АТ( автоматической трансмиссии) МАЗ-7917, сбросил обороты ХД(ходового двигателя). Движок заглох...Снизилась эффективность тормозной системы,перестал работать ГУР(гидроусилитель руля). Дорога имела, хоть и незначительный но радиус, поворот. Повернуть четыре рулевых моста,- восемь колёс( шесть из которых с встроенными колесными редукторами...порядка 500 кг,плюс пара полегче) без усилителя оказалось невыполнимой задачей.Съезд на обочину, в кувет...
        Замечательно дальнейшее развитие событий. Надо сказать,что происходило этого в те времена( примерно 96-ой год),когда все передвижения наших МБР строго контролировались "союзниками"( даже номера на ТПК были оттрафаречены чтоб спутникам видно было).
        Как утверждают люди сидевшие на высших звеньях управления первые люли прилетели с " Пролива"(Москвы):" Что у вас там с ....позывной?" Это в штаб дивизии.Из дивизии на ПКП рп(ракетного полка).Далее,- на ПКП рдн( подвижный командный пункт ракетного дивизиона)...
        Ответ от КГПП( командира группы подготовки и пуска):" Агрегат накренился."
        -"Сильно?!.."
        -" Градусов на 90..."
        ... Трагикомизм ситуации трудно оценить не будучи втянутым в те времена, в ту сферу деятельности...
        А как потом дрючили при подготовке к маршу!!!Похоже, все особисты были втянуты в процесс: запрашивали возраст, выслугу, квалификацию, семейное положение,...размер сапог мех-водов...))).
        Стоял со своей пусковой,со своей неисправность на соседней дорожке с "перевертышем"
        в ТРБ( технической ракетной базе)...Так нам марш на БСП на сутки(!) задержали в поисках "правильного" мех.-вода!
        Этот со стажем,- но сильно возрастной, вот этот идеален,- да у него вчера День рождения был(!), вот этот подходит!- но у него фамилия Перевертов!...
        1. 0
          10 февраля 2022
          Привет Сибирский :)
          Только не 4 моста поворачивали (Тополь-М), а 3 (Тополь - 7-миосный).
          1. 0
            10 февраля 2022
            Цитата: S.I.D
            Привет Сибирский :)
            Только не 4 моста поворачивали (Тополь-М), а 3 (Тополь - 7-миосный).

            Приветствую!
            Заблуждаетесь. МАЗ -7917(15У168) , семь мостов, шесть( кроме 4-го) ведущие, управляемые - первые четыре... hi
            Многое подзабылось, но не это!...
            1. +1
              10 февраля 2022
              hi Понял. Виноват
              1. 0
                10 февраля 2022
                Бывает...Все ошибаемся. Нормальные, уважительные вопросы приветствую. hi drinks
  6. +6
    8 февраля 2022
    Что в итоге с "пакетом" и где был "термос"?
    1. +6
      8 февраля 2022
      Цитата: Azis
      с "пакетом" и где был "термос"?

      Паукт я выбросил после посадки, а "термос" где-то валялся у наземного техника - "стартеха".
  7. +1
    8 февраля 2022
    Уважаемый автор, а Вы не знаете правду о причине гибели ТУ-16 в Норвежском море в 1968 году при облете авианосца... В интернете много всякого, но как говорится от профессионалов узнать все лучше, спасибо
    1. +13
      8 февраля 2022
      Цитата: Андрей ВОВ
      ТУ-16 в Норвежском море в 1968 году при облете авианосца

      Если речь идет о катастрофе Плиева, то спецы говорят, что он начал разворот на предельно-малой без набора, вот и черпанул крылом воду.
      1. +1
        8 февраля 2022
        Блин.. Как так то.. Вроде же не мальчик.. Жаль экипаж
      2. +1
        9 февраля 2022
        Американцы этот момент засняли и где то на ютубе он есть.
      3. 0
        9 февраля 2022

        Bez 310 (Bez310)
        Вчера, 19:18
        НОВЫЙ

        +11
        Цитата: Андрей ВОВ
        ТУ-16 в Норвежском море в 1968 году при облете авианосца

        Если речь идет о катастрофе Плиева, то спецы говорят, что он начал разворот на предельно-малой без набора, вот и черпанул крылом воду.
        опять же с. Хороль.... Вечная Память!
  8. +8
    8 февраля 2022
    Вполне жизненный эпизод. Респект. А дата на "контроле" - 13.12.82?
    1. +6
      8 февраля 2022
      Цитата: Авиатор_
      13.12.82?

      Да.
  9. +13
    8 февраля 2022
    Здравствуйте, Михаил Владимирович.
    Я так понимаю, это тот самый доклад Гудкову, где он Вас одернул?
    Командира жаль. Конечно, это явный просчет конструкторов - совместить в одних рычагах РУДы и СТОПы. Туполевское КБ много подобных "трудностей" заложило в конструкцию Ту-16, включая цирковой способ выполнения ДЗТ.

    Лично столкнулся с плохой эргономикой на Ан-74. Результат - разряд пожарных баллонов, причем в сознании у меня неверные действия не отложились. Но, так как в кабине был один, значит, сам виноват.

    Представляю, как Ваша жена переживала, пока не стало ясно, что самолет на земле.
    1. +19
      8 февраля 2022
      Цитата: CHEREDA73
      это тот самый доклад Гудкову, где он Вас одернул?

      Ну да.
      Цитата: CHEREDA73
      Командира жаль.

      А вот мне как-то не жаль ...
      Когда мы во Владике ждали приема у Командующего, то жили в одном номере, и разбирали этот случай. Так этот командир совсем не жалел о том, что сделал, а жалел, что доложил на землю о случившемся. МСРП писал последние 45 минут полета, если я не ошибаюсь, и после 2-х заходов на МСРП не было бы записи остановки, она бы переписалась. Он даже не думал об экипаже, он думал о том, как мог бы выкрутиться. В общем, правильно его сняли.
      1. +11
        8 февраля 2022
        Ни разу не встречал пилота, который накосячив, не пытался бы выкрутиться. С подобными просьбами "Ребята, а можно там стереть полетную информацию?" сталкивался не раз. Особенно часто - посадка с превышением по перегрузке, но и другие причины тоже бывали...
        Так если их всех снимать, то без пилотов можно остаться. ЧВД тоже ПОШ сложил, не знаю, как его наказали...
        1. +11
          8 февраля 2022
          Цитата: CHEREDA73
          Так если их всех снимать ...

          Я высказываю свою личную точку зрения, я был в этом самолете, и это меня чуть-чуть не убил этот командир.
          Но вам, конечно, виднее ...
          1. +2
            8 февраля 2022
            Да, ладно, прямо сразу - "убил". Командир разобрался и косяк успел исправить. Хотя, я Вас понимаю, неприятное ощущение, потому что лично не можешь повлиять на ситуацию, чувствуешь себя беспомощным.
            1. +11
              8 февраля 2022
              Цитата: CHEREDA73
              Да, ладно, прямо сразу - "убил". Командир разобрался и косяк успел исправить.

              Вы многого не знаете и не понимаете. На Ту-16 не было табло "Отказ двигателя", и командир не знал, что у нас остановились движки. И только при попытке вывести в горизонт, командир увидел, что самолет не выводится, а падает... Увидев, что обороты не растут, командир запаниковал, и запускал двигатели способом, который только случайно не взорвал движки. Ладно...
              Я как-то вам уже намекал - не надо оценивать действия летчиков, вы ничего в этом не понимаете, и правильно оценить не сможете. Там не только работа с арматурой кабины...
              1. +3
                8 февраля 2022
                Я и не утверждал, что "все нормально". Ситуация достаточно жесткая. Лично в такую не попадал. Однако, знакомые летчики-испытатели с которыми приходилось вместе работать - попадали. И с меньшим запасом высоты. Знаете, я не помню вот прямо такой бурной реакции.
            2. +9
              8 февраля 2022
              Не не. Тут Михаил абсолютно прав. Видимо, сказалась "молодость" командира. Он так до конца и не понял, что сотворил. А убить всех мог реально. Кто его знает, как у него голова работала на тот момент. 4 часа напряжения, плюс ошибка. Не факт, что шансы были даже 50/50.
              Просто осознание "веселья момента" чаще приходит потом. В процессе это как то воспринимается не реально. А вот после..
            3. +7
              8 февраля 2022
              Вы знаете, Евгений, а я согласен с Михаилом Владимировичем. За такие "косяки" ненавидят всю жизнь.
              Меж тем, здравствуйте!
              1. +2
                8 февраля 2022
                Здравствуйте, Антон!
                Да уж, любить точно не за что. Но, не на всю жизнь.
                1. +1
                  8 февраля 2022
                  Но ведь автор-то точно не любит, спустя сорок лет.
                  ПыСы. Я уж не знаю, как Михаил Влалимирович с братом объяснялся, за сакраментальную фразу... Я бы морду набил.
                  1. +3
                    8 февраля 2022
                    Когда развивается нештатная ситуация, то хуже всего тем членам экипажа, которые не могут на ситуацию повлиять. Я понимаю Михаила, сам в похожих ситуациях был и коллеги мои были - хреновые ощущения.
                    1. +1
                      8 февраля 2022
                      У меня были такие же ощущения, когда сын моей учительницы сгорел, вместе с женой, из-за ошибки КВС... Детей у них не было...
                      1. +3
                        8 февраля 2022
                        У нас, как обычно, крайности - или совсем плохой, а если не так, значит абсолютно хороший.
                        Я же не говорю, что командир молодец и типа, так и дальше надо. Тем более Михаил многие интересные подробности, что и как делал командир, не раскрыл. Вопрос "взрыва движков" от неправильного запуска в воздухе (по словам Автора), тоже очень интересен.
                      2. +5
                        8 февраля 2022
                        В общем, как меня учили в ПВО: "Где начинатся авиация, там начинается бардак!"
              2. +2
                8 февраля 2022
                Цитата: 3x3zsave
                За такие "косяки" ненавидят всю жизнь.

                Ну..., это ни к чему, он свое получил.
                1. +2
                  8 февраля 2022
                  Здравствуйте, Михаил! Если до сих пор помните, значит - не простили.
                  1. +8
                    8 февраля 2022
                    Цитата: 3x3zsave
                    Если до сих пор помните

                    У меня хорошая память.
                    А на командира того я зла не держу, просто он был не на своем месте. Но самое подлое было в том, что нам его, почти подготовленного, отдали из соседнего полка, значит, те, кто его готовил, знали, что летчик он был слабый, поэтому и отдали, не пожалели, но нас не предупредили.
                    Вот такие дела...
                    1. +5
                      8 февраля 2022
                      Вот, понимаете, Михаил Владимирович, эти вещи в самом рассказе и надо писать. А то потом по частям из комментариев отрывочных потихоньку картина и складывается. Надо бы хоть абзац посвятить этому командиру перед описанием самой ситуации. Или опять скажете, что ничего не понимаю?
                      1. 0
                        8 февраля 2022
                        Цитата: CHEREDA73
                        Вот, понимаете, Михаил Владимирович, эти вещи в самом рассказе и надо писать.

                        Мне не надо.
                        Я вообще не люблю о таких вещах писать.
                    2. +4
                      8 февраля 2022
                      Интрига, однако....
      2. +3
        8 февраля 2022
        Цитата: Bez 310
        Он даже не думал об экипаже, он думал о том, как мог бы выкрутиться.


        Вы так говорите, что создается впечатление, что командир летел в соседнем самолете.
        И вопрос, нач ПО -бывший пилот?
        1. +1
          8 февраля 2022
          Это мне послание? Я же не Михаил. fellow
        2. +2
          8 февраля 2022
          Цитата: chenia
          нач ПО -бывший пилот?

          НачПО летал командиром корабля, и погиб на Ту-22м2, на взлете оторвалось крыло.
          1. +2
            8 февраля 2022
            Цитата: Bez 310
            НачПО летал командиром корабля, и погиб на Ту-22м2, на взлете оторвалось крыло.


            А че, вы (штурман) свои пять копеек вставляли, когда советы командиру, пилоты давали? Или так истерили, что забыли где находитесь?
            И вопрос- А если бы командир не доложил, и сел со второго захода-заложили бы?
            1. +6
              8 февраля 2022
              Цитата: chenia
              А че, вы

              Извините, я вообще не представляю, с кем имею дело, почему это я должен вам что-то объяснять? Скажите спасибо, что я вежлив и тактичен, а ведь мог бы и ...
              А про начПО отвечу - восемь месяцев назад он снял меня с должности штурмана "бэкфайера" и сослал в "вечные вторые штурмана" на Ту-16. Поэтому я очень живо реагировал на его ненужную помощь в полете. Как захотел, так и отреагировал.
              1. +2
                8 февраля 2022
                Цитата: Bez 310
                Извините, я вообще не представляю

                Это понятно и объяснимо.
                Цитата: Bez 310
                я должен вам что-то объяснять?


                И тут все понятно, дергаться, встревать в разговор профессионалов можно в определенном состоянии. Штанишки отстирали, но запашек остался.
                Цитата: Bez 310
                Скажите спасибо, что я вежлив и тактичен, а ведь мог бы и ..

                НЕ, БЕЗ вариантов. (я в отличии от вас любил спорт. КМС по боксу, под центнер веса, и жим лежа 130 кг) . Правда давно было, но мы ровесники (под 70 уже).
                Вы какой то самовлюбленный. На других сверху, с вождями по свойски. А чуток затронь, в отместку помои литрами выплескиваете.
                1. +7
                  8 февраля 2022
                  Цитата: chenia
                  И тут все понятно ...

                  Не думаю.
                  Но глупо вам что-то объяснять, вы же КМС по боксу...
                  Не пытайтесь меня как-то подколоть, уколоть, ну, там..., про "штанишки" разные. Я свой путь уже прошел, и как говорил Конецкий:"Никто пути пройденного у нас не отберет".
    2. +1
      10 февраля 2022
      Всё правильно, не годится на командира корабля.
      И дело не только и не столько в нравственном. Его мозгового ресурса не хватало для командира корабля. В этом же рассказе штурман вскользь задел тему, насколько напряжённое дело управление самолётом в полёте, когда счисляет с приборов показания и постоянно в воображении отрисовывает положение самолёта, скорость, углы, азимуты - и всё это в динамике. Мозговой ресурс задействуется на полную. У командира корабля - дело ещё круче. То, что он не проконтролировал рычаги, несоразмерил усилия рук при переводе на малый газ в штатной, в общем-то, ситуации говорит только о том, что ресурса мозгового на контроль своих действий ему не хватает. Ситуации-то в полёте и пожёщще случаются регулярно. А в боевой ситуации ... !?
      Всё правильно сделали - сняли. Тем самым уберегли в длальнейшем жизни 7 членов экипажа и технику от аварий и катстроф, а в боевой обстановке - от невыполнения БЗ.

      А вы переживаете за оклад, квартиру и нежные чувства "бедолаги".
  10. +3
    8 февраля 2022
    Группа ОК- это же вроде инженерно-техническая сетка.Хотя подчиняются зам.по летной. Или у Вас ещё что-то было по летной части? Приморцам привет из Черниговки.
    1. +4
      8 февраля 2022
      Цитата: Damir_N
      Группа ОК- это же вроде инженерно-техническая сетка.

      Ну да.
      Командира корабля сняли с летной работы, и назначили в эту группу.
  11. +3
    8 февраля 2022
    Все по делу, все как в жизни.
    Правильно ли сняли командира с летной работы?
    Ответ однозначный.
  12. +1
    8 февраля 2022
    Юру Тихановского случайно не знали?
    1. +1
      8 февраля 2022
      Цитата: Русофил
      Юру Тихановского случайно не знали?

      Не знал.
  13. 0
    8 февраля 2022
    Брат жены летал на ил-76- прапор, стрелок-радист. Витебская дивизия, уволился в 89 году. Много чего интересного рассказывал, в Афганистан летали, грузы разные по Союзу возили. После одного полета они всем экипажем в госпиталь попали, была очень жёсткая посадка. Что-то у них случилось, самолёт набирал высоту и никак его было не выровнять. С большим трудом самолёт удалось посадить очень жёстко. Не специалист, но так понимаю было что-то с механизацией.
  14. 0
    8 февраля 2022
    А тот второй рычаг пульта летчика, это что, ручной тормоз или понижающая передача? Как-то непонятно.... ))))))))
    1. 0
      10 февраля 2022
      Левый и правый двигатели. Отдельно регулируются.
  15. +2
    8 февраля 2022
    С удовольствием почитал, узнал для себя что-то новое. Конечно сейчас техника совсем другая, автоматизированно всё что только можно, БК, автопилот с ИИ и тп. - ещё вот написано очень литературно, читается не скучно, в общем автору зачёт!
  16. +1
    8 февраля 2022
    а это командир корабля сам поставил рычаги управления двигателями (РУД) на «Стоп» вместо «Малого газа».

    Неужели нельзя конструктивно предусмотеть, чтобы во время полета нельзя было случайно выключить двигатели. Странное конструкторское упрощение
    1. +5
      9 февраля 2022
      Там скорей всего стопор блокировки стоят .Вот только не понятно зачем он их отвёл когда РУДом работал. Или скорей всего не установил стопор после запуска и выхода на малый и дальше на малый не убирал ни на рулёжке ни в полёте до момента снижения, а когда убирал на малый при снижении этого ограничителя не было, вот и промахнул на Стоп. Хорошо высота была. Перевёл в горизонт , дал обороты , они на авторотации ,не идут. Далее быстро сообразил установил скорость по инструкции или она была около этого значения и призвёл запуск двигателей в воздухе. Такой вариант инструкцией предусмотрен . С одной стороны пропустил операцию с арматурой и не проконтролировал (спешка возможно) а с другой стороны не растерялся и действовал вообще то грамотно. На год два от лётной работы а затем вообще то можно и допускать к полётам.вторым пилотом, я думаю этот случай он запомнит на всю жизнь .
      1. +2
        9 февраля 2022
        Там скорей всего стопор блокировки стоят

        Да, спасибо, автор уже пояснил в других комментариях. Даже одно это, что командир не знал, не видел, или еще как то "игнорировал" наличие ограничителя, уже повод снять с должности и отправить в пехоту.
        Хорошо высота была.

        Это и спасло экипаж.
        1. 0
          9 февраля 2022
          Знаете, если человек ошибся ,а ошибатся могут все , во время заметил и исправил ошибку, без дальнейших тяжёлых последствий , тем более в учебно- боевом вылете , то может не стоит к нему так котегорично относится. Наказать стоит , но увольнять или гнать из авиации нет. Мне вот интересно , а второй пилот , что , не контролирует действия с арматурой ,тем более при запуске двигателей ,командира экипажа?
          1. 0
            9 февраля 2022
            Знаете, если человек ошибся ,а ошибатся могут все , во время заметил и исправил ошибку, без дальнейших тяжёлых последствий , тем более в учебно- боевом вылете

            Ошибся.. как пишут здесь, что там есть планка ограничитель, чтобы не заглушить двигатели в полете. Значит командир халатно отнесся к установке ограничителя или снял его наьше времени. Ну а убить экипаж, каккая разница в каком полете. Учебном или боевом?
            1. 0
              10 февраля 2022
              По опыту своей работы лётчиком - инструктором , с таким подходом к кадрам , половину личного состава надо выгонять однозначно ещё на этапе обучения.
              Какой бы человек опытный не был, ошибок не избежать, лётчики подтвердят да и не только они, ошибаются и опытные штурманы и борт-механики . Командир при запуске двигателей действует почти на ,,автомате,, . И если он в этот момент что то пропустил , на пример из-за радиообмена в этот момент с КДП или экипажем по внутренней связи (ОЧЕНЬ ЧАСТЫЙ СЛУЧАЙ) , то в мозгу всё равно может отложиться что он всё сделал правильно. По этому инструктора и учат , как бы вы не торопились , но положение арматуры и прочего перед выруливанием проверить обязательно повторно, иначе дальше всё , как говорят ,, проехали и забыли ,, и это может дальше аукнуться от взлёта до посадки.
              Вот вы , если водитель даже с огромным стажем, не ужели не совершали ошибок ?
              1. 0
                10 февраля 2022
                Ошибаться могут все на всех этапах не зависимо от должности , опыта и звёзд на погонах.В авиации таких примеров полно.
                Но и наказывать за то что исправил свою ошибку без тяжёлых последствий ,и кстати грамотно , отстранением от авиации или ещё и выгонять , не стоит. Как летчтк -инструктор могу сказать , что если бы в авиации действовал такой подход , то надо выгонять половину кадров если не больше еще на стадии обучения полётам.
                Ошибаются не только лётчики а и штурманы и борт -механики. Кто реально служил и летал не дадут соврать.
                Да и вы тоже, не ужели не совершали ошибок , когда по спине пробегал от них холодок - вот это из той же оперы.
                1. 0
                  10 февраля 2022
                  И ещё.Такие ошибки в работе с арматурой при запуске вероятны , когда при запуске вас запрашивают по радио или вы ведёте радиообмен с КДП или по внутренней связи с экипажем. По этому есть правило и инструктора этому учат - перед выруливанием , как бы вы не спешили , проверьте рабочее состояние и положение фиксаторов ,рычагов (арматуры) и переключателей (АЗС), показание вспомогательных приборов и манометров.Всё это с дублированием на язык как говорят , то есть проверяете и про себя повторяете. Всё ли в безопасных секторах и пределах. Много времени это не занимает , но от многих неприятностей часто уберегает.
      2. 0
        12 февраля 2022
        Тут, какие непонятные косяки. Аэрбас S7 в Иркутсе уже сел. И поехал дальше. Проехал все. Снес забор и остановился в гаражах. То ли полсамолета пассажиров, то ли треть погибли. Были в нем среди погибших и мои знакомые.
        Так вот пилот один РУД поставил на максимальный взлетный режим. Механизацию автоматика поставила во взлетную, а не посадную конфигурацию. И за все время посадки в кабине никто ничено не понял. Что за хрень? Ну, еще когда РУДы парой стоят вместе, а тут по-разному? Вот и пойми, что в голове у людей.
    2. 0
      19 февраля 2022
      В некоторых аварийных ситуациях необходимо экстренно выключить двигатели. Может быть поэтому решили не усложнять.
  17. 0
    9 февраля 2022
    Автору РЕСПЕКТ! good
  18. +1
    9 февраля 2022
    По той же причине упал в море ту-16 там же на Дальнем Востоке, выжил один командир. Не помню год - кажется 1988.
    1. +7
      9 февраля 2022
      Цитата: UMVumv
      По той же причине упал в море ту-16 там же на Дальнем Востоке

      Катастрофа Ефремова на Камчатке.
      Там - ПНУ (причина не установлена), так как самолет затонул. Говорят, что где-то кому-то командир (единственный выживший) признался, что сам выключил двигатели, но нигде это не задокументировано.Судьба нашла этого командира, вскоре он погиб в ДТП, переходя дорогу.
      1. 0
        9 февраля 2022
        Судьба нашла этого командира, вскоре он погиб в ДТП, переходя дорогу.

        Только на днях смотрел видеофильм про эту катастрофу, основанную на расскахах самого командира. Жуткая картина.
        1. +4
          9 февраля 2022
          Цитата: Степан S
          основанную на расскахах самого командира

          В таких ситуациях меньше всего надо верить именно командиру.
          Но других свидетелей не осталось...
          1. +1
            9 февраля 2022
            Ну там рассказ больше о том, как спасались и как кто погиб. Все очень тяжело описано. Причина остановки двигателей как то не затронута в материале, только как факт дается.
            1. +6
              9 февраля 2022
              Цитата: Степан S
              Все очень тяжело описано.

              Да я смотрел...
              Спасание было организовано отвратительно, и руководил им наш бывший командир полка "Ляпа", которого у нас сняли с должности за гибель экипажа на Сахалине, где он руководил полетами.
              И вот опять ...
              1. 0
                9 февраля 2022
                Не сомневаюсь даже в этом. Вообще аварии на подводных лодках и аварии самолетов самые жестокие по своим последствиям.
        2. 0
          9 февраля 2022
          Почитайте Ю.Федорова на взлет.ру. Он очень много набросал рассказов о катастрофах. Как выкручивались, подставляли. Очень познавательно.
  19. +1
    9 февраля 2022
    Большое спасибо за статьи! Очень интересно! Какой из самолетов ТУ-16 или ТУ-22 "приятнее" что ли, или более любимый, для летчика и штурмана.
    1. +6
      9 февраля 2022
      Цитата: mik-740
      Какой из самолетов ТУ-16 или ТУ-22 "приятнее" что ли, или более любимый, для летчика и штурмана.

      Это сложный вопрос...
      Туполев никогда о летном составе не думал, и оба самолета весьма "враждебны" к экипажу. В Ту-22м2-3 очень-очень неудобные кресла, долго сидеть трудно. Но это так, бытовое...
      Как ракетоносец, Ту-22м2-3 не стал прорывом по сравнению с Ту-16, летать на нем сложнее, но никаких тактических преимуществ нет. Ту-22м2-3 - переходный самолет, но за ним ничего не последовало, и он остался "тупиковой ветвью".
      1. 0
        9 февраля 2022
        Спасибо за ответ! В одной из статей, Вы упоминали об учебном бомбометании. Если не секрет, какая точность считается нормальной? Есть же нормативы, например попасть в круг 20 метров.
        1. +4
          9 февраля 2022
          Цитата: mik-740
          какая точность считается нормальной

          Нормативы зависят от многих факторов - способ прицеливания, высота, скорость... Я не буду раскрывать секреты, скажу обобщенно - 50-60 метров от центра мишени - отлично.
  20. 0
    10 февраля 2022
    Как человек причасный, могу предположить причину отсутствия санбачка. Чаще всего, если член экипажа не удосуживался после использования его самостоятельно опорожнить после прилёта, то наземный экипаж заполненый санбачек, в качестве назидания, просто выкидывал за капонир.
    1. 0
      10 февраля 2022
      А нельзя что ли сказать члену экипажа что бы опорожнять не забывал?
      Говнистый такой метод воспитания.
      1. 0
        10 февраля 2022
        Вряд ли, без последствий для себя, будет матрос напоминать офицеру, что бы он прибрал за собой. За капонир -это проще и надежнее.
  21. 0
    10 февраля 2022
    Цитата: Bez 310
    Цитата: mik-740
    Какой из самолетов ТУ-16 или ТУ-22 "приятнее" что ли, или более любимый, для летчика и штурмана.

    Это сложный вопрос...
    Туполев никогда о летном составе не думал, и оба самолета весьма "враждебны" к экипажу. .

    Мой отец (служил в Монгохто с середины 50х до 1971, комэск, в основном летал на ТУ16) тоже был такого мнения, хотя самолет все равно признавал отличным. В частности упоминал, что ноги у летчика мерзли в полете. Автору спасибо за статью. Очень жалею что не смог отца расспросить в свое время. Рассказывал он скупо. Но про вылеты на радиус, "предпосылки", заправки ночью, а также встречи с Фантомами и вылет на "Эссекс" рассказывал.
  22. +1
    10 февраля 2022
    "Не моё ..."

    Я вырос в Быхове ( 57 МРАД ) - по здоровью не попал в штурманское. В фойе Дома офицеров картина во всю стену - северное сияние,льды, мишки белые.. Отцы почти ничего не рассказывали - кое-что узнавали от бортстрелков-радистов сержантов,что летом были "вожатыми" в гарнизонном пионерлагере в лесу в 6 км от дома.

    Дядя Костя ( комдив Степочкин К.А. под нашей квартирой жил, мамы выгоняли на улицу перед его ночными - летал сам до отставки) ставил ротные палатки в лесу, сержантов в вожатые и отправлял пацанов лет с 9-10,что остались в гарнизоне летом - кроссы, ночные тревоги, борьба за право стоять в почетном карауле у памятника воинам ВОВ на трассе - сильно переживали,что не давали гвардейских ленточек на пост - не заслужили ишшо.
    Только много лет спустя кое-что узнал от отца - неразговорчивый он был, особенно о службе по привычке - в 60-е основным было долететь через Полюс с "подарком" - тревоги были каждую неделю и мы,семьи, сидели ждали, когда отбой - что все же была учебная.
    В журнале прочитал медобследование летного состава Ту-16 - что им стоила эта сделанная кривыми руками заправка из крыла в крыло..
    Отца уже нет ,ветка на авиа.ру умерла, у нас на ВПП коровы пасутся - и словно ничего не было - только трава и ветерок.Вот и все..

    Поэтому Ваш ДОЛГ перед товарищами и их семьями - детьми,внуками и правнуками - собрать воедино ВСЕ,что Вы написали. Во-первых, у Вас есть для это дар и силы.Во-вторых, люди живы - пока их помнят.В третьих - больше-то некому! Суммирую - книги - это просто Ваша обязанность - бывших офицеров не бывает и Присяга - навсегда ! Теперь это Ваша служба и долг.
    Поэтому присоединяюсь к просьбе - дело-то вовсе не в самолюбиях - а "что написано пером - то не вырубишь топором" - жизнь и служба Ваших товарищей и Вас лично - урок для будущего.

    Мне на всю жизнь запомнился приезд Иконникова с товарищами и как они рассказывали про первые налеты на Берлин с Эзеля.
    Ген.-майор Степочкин К.А. в молодости был активным комсомольцем ( в ВОВ 17 сбитых) и поэтому не забывал растить себе смену - не только "пионерлагерь",но и все старшеклассники прыгали с парашютом, Площадь Героев в центре гарнизона,постоянные встречи с ветеранами - и никто из нас ни о чем не мечтал, кроме неба. Поэтому и Вам - свой вклад нужно внести. Придет время - да уже приходит - и будет очень востребована Ваша работа на будущее!

    Сил и удачи в работе! Ждем!
    1. 0
      10 февраля 2022
      Присоединяюсь. "Положение обязывает" (с).
  23. 0
    10 февраля 2022
    К автору:
    Когда на полный радиус - к о.Адак летали?
  24. Комментарий был удален.
  25. +4
    10 февраля 2022
    Помню у нас был случай, старший техник забыл закрыть "собачник", это круглый люк на задней стенке передней гермокабины, отделяющий отсек где расположен КПЖ. КПЖ-это кислородный прибор жидкостный, а на нем он забыл открыть краны испарителя, оставив тем самым экипаж без кислорода.
    Вылет был в высотную зону. То что, что-то пошло не так, командир понял когда помощник и штурман потеряли сознание. Попытки подышать кислородом успехом не увенчались. Дядька он был опытный, подполковник, осмотревшись в кабине с удивлением обнаружил "собачник" за своим катапультным креслом. На последних проблесках сознания, он подтянул маску "праваку", открыл кран его кислородного прибора, включил автопилот , взял пресловутый собачник и пополз к отсеку КПЖ. Там он открыл краны испарителя, из последних сил вставил крышку люка, застегнул один "чемоданный" замок и потерял сознание.
    В себя штурман привел его уже на снижении: "Командир сажай"
    После посадки к стартеху было применено физическое воздейсвие в умеренных объемах.
    В эфир ни какая информация не выдавалась, а обо всем этом командир поведал года через полтора, за рюмкой чая , когда мы сидели в Ленино, на Камчатке.
  26. Комментарий был удален.
  27. -1
    10 февраля 2022
    Я прошу прощения у автора, но хочу поинтересоваться у коллег-читателей - мне одному кажется, что автор в своем самолюбовании немного переходит границы? Очень интересно читать, только вот эта не очень скрываемая автором мысль "все пид..асы, а я дартаньян" - она немного портит впечатление. Автор с большой гордостью за свою выдающуюся личность пишет как он насрал в присутствии младших офицеров (не хотите - не курите, а за мной уберите), как выцыганил тушенку у коллеги (он то то не смог помолчать, а я то умней всех) ну и пр. Вот это "посмотрите на меня, я хоть щас и старикан, но похвастаюсь каким я был молодцом, а все вокруг меня были дерьмом" - оно как то не очень
    Извините за резкость
    1. +1
      12 февраля 2022
      Еще один - ум, честь и совесть. В одном флаконе.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»