«Светляки» как выход для Крымского моста

66

Фото: rpn.gov.ru

Сегодня мы поговорим о весьма интересных кораблях. Корабли вообще редко бывают скучными и неинтересными, но такие зигзаги и изменения курса, которые были уготованы этим корабликам, редко кому выпадали.

Итак, представлю наших героев. Это Мухтары приграничных вод, патрульные корабли проекта 10410.



Проект был разработан в 80-х годах прошлого века в качестве замены кораблям проекта 205 «Тарантул» и проекта 12412 «Молния-2».


Фото: losbarcosdeeugenio.com

Первые окончательно устарели, вторые, созданные на базе ракетных катеров проекта 12411 «Молния», оказались слишком дорогими что в постройке, что в эксплуатации.

Потому было принято решение о проектировании и постройке новых кораблей для охраны морских границ и 200-мильной экономической зоны. Разработку произвело ЦМКБ «Алмаз» и явно сделало это успешно. Стоит отметить, что во времена, когда разрабатывались эти кораблики, была практика, что в случае войны пограничная охрана моментально переподчинялась командованию флота. То есть, охрана границы – да, а в случае боевых действий катера должны были встать в общий строй.

У ЦМКБ «Алмаз» и коллектива конструкторов, которым руководил Константин Аванесов, на мой взгляд, получился очень качественный кораблик. При водоизмещении 375 тонн он имел следующие размеры:
- длина: 49,5 м;
- ширина: 9,2 м;
- осадка: 2,16 м.

Три дизеля М520 общей мощностью 5400 л.с. разгоняли корабль до боевой скорости 29 узлов, а в случай крайней необходимости катер мог развить 33 узла. Дальность хода на 13 узлах составляла 2200 миль. Экипаж 38 человек, автономность в зависимости от загрузки припасов – от 10 до 30 суток.

Эти катера, кстати, стали первыми в советском флоте кораблями с постоянным кондиционированием помещений для экипажа.


Источник: forum.airbase.ru

Мореходность тоже была на уровне. Недаром Аванесов был главным конструктором правительственных яхт «Кавказ» и «Крым». Именно на этих яхтах любил совершать прогулки по Черному морю генсек Леонид Брежнев.

«Светляки», как и яхты проекта 1360 «Чайка», отличались мягкой вхожестью в волну, плавной качкой, меньшими перегрузками на волнении. Весьма полезные качества для патрульного катера.

Вооружение для катеров такого водоизмещения было весьма приличным. Оно несколько отличалось в зависимости от места постройки. Корабли, построенные в Ленинграде/Санкт-Петербурге вооружались следующим комплектом:
- 1 х АК-176М 76-мм;
- 1 х АК-630М 30-мм;
- 16 х ПЗРК «Игла»;
- 2 гранатомета МРГ-1 или ДП-64;

На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода вооружение было легче:
1 х АК-306 30-мм;
2 х МТПУ 14,5-мм;
16 х ПЗРК «Игла».

Кроме того, катера имели дополнительное вооружение:
- 2 противолодочных торпедных аппарата ОТА-40–204А калибром 400-мм,
- 2 бомбосбрасывателя на 12 глубинных бомб ББ-1.

Катера имели буксируемую ГАС МГ-349 «Уж», комплекс РЭБ «Слябинг», комплекс постановки помех ПК-16. Кроме того, имелась ГАС МГ-747 для обнаружения подводных пловцов.


В целом, получилась очень удачная комбинация патрульного катера и малого противолодочного корабля. Вполне боеспособный корабль прибрежной зоны, способный работать по разным целям в зависимости от требований обстановки.

Собственного имени корабли проекта не получили, но прижилось имя, которое кораблям дали в структурах НАТО. Так проект 10410 назвали «Svetljak» («Светляк»). Нашим понравилось и название прижилось и в советских кругах.

Строить катера начали сразу на трех заводах: в Ленинграде, Владивостоке и Ярославле. Первый корабль проекта был построен во Владивостоке и вошел в состав Морской пограничной охраны в апреле 1989 года.

Впоследствии катер получил имя «Корсаков» и служит в составе Пограничного управления ДВФО и сегодня.


Всего было построено 44 корабля проекта 10410. 12 в советские времена, остальные в российские. 7 кораблей были поставлены на экспорт (6 – Вьетнаму, 1 – Словении).

Сегодня «Светляки» несут службу в качестве основных кораблей Береговой охраны Погранслужбы ФСБ РФ на всех приграничных морских направлениях.

Корабли оказались настолько удачными, что было принято решение об усилении их вооружения. В начале 90-х годов в стенах ЦМКБ «Алмаз» был разработан модернизированный проект 10411. Эти корабли должны были нести по две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран».

Однако проект в серию не пошел, так как его основа - ПКР «Уран» была принята на вооружение только в 2003 году.

А корабли проекта 10410 начали претерпевать обратные «модификации» и «модернизации».

Сперва были убраны торпедные аппараты и бомбосбрасыватели. Кораблики перестали быть противолодочным резервом флота, зато стали значительно легче.

Затем пересмотрели артиллерийское вооружение. 76-мм орудия АК-176М перестали устанавливать на строящихся кораблях, заменяя в лучшем случае на АК-630М.

Почему в лучшем? Потому что в худшем случае начали устанавливать АК-306, тоже шестиствольный автомат калибра 30-мм, только прицеливание осуществлялось не с помощью РЛМ МР-123 «Вымпел», а с помощью обычной оптический прицельной станции «Лазурь», которая значительно уступала по своим характеристикам прицельному комплексу с РЛС, да и скорострельность АК-306 была в пять раз ниже, чем у АК-630. Зато не требовала водяного охлаждения.

Это было не преступление. Общемировая тенденция. «Железный занавес» рухнул, наступило время разрядки и всеобщего умиротворения. На корабли прибрежной охраны возлагались чисто пограничные функции и борьба с террористами и контрабандистами. А для этих задач тяжелое вооружение не было нужно.

Естественно, все это значительно удешевляло корабли.

Что касается персонально наших «Светляков», то избавленные от «лишнего» вооружения, они стали более автономными, смогли улучшить условия обитания и разместить на бортах более современные средства обнаружения.

Но как боевые корабли в перспективе и при необходимости, они потеряли всякую ценность, перейдя в разряд патрульных кораблей.


Боевая ценность… Очень тонкая материя. Даже для катеров.

Стоит вспомнить инцидент 2018 года в Керченском проливе. Тогда два артиллерийских катера проекта 58155 «Гюрза-М» ВМС Украины и действовавший с ними рейдовый буксир «Яны Капу» предприняли попытку нарушить государственную границу России по морю.


Береговой охране пришлось просить помощи Черноморского флота для того, чтобы предотвратить нарушение. Вообще тот инцидент показал, что не все у нас прекрасно в плане охраны морских рубежей. Достаточно вспомнить, сколько было привлечено кораблей для того, чтобы остановить и задержать три украинских корабля, один их которых был тихоходным буксиром.

Патрульные катера Пограничной службы «Мангуст» и «Соболь» без труда догнали нарушителей. Но что они реально могли противопоставить украинским катерам? Два пулемета 14,5-мм против четырех 30-мм автоматических пушек – это совсем плохой расклад, если дело доходит до драки. И хорошо, что украинцы собирались просто устроить провокацию, без применения оружия.

Все помнят, как останавливали украинские корабли?


Буксир «Яны Капу» «тормозил» навалами ПСКР «Дон», проект 745П. Это корабль более крупный, чем «Соболь», 1620 тонн и вооружен прилично.

«Бердянск» был остановлен «Изумрудом», который открыл огонь из своей АК-306 по явно уходящему украинскому кораблю. Скорости у проектов 58155 и нашего 22460 примерно равны, но «Бердянск» явно уходил, поэтому пришлось применить орудия.

«Никополь», который демонстрировал чудеса скорости и управления экипажем, вообще останавливали вертолетом Ка-52. Дырищи от снарядов в бортах на фото облетели весь мир и вызвали неподдельное сочувствие украинцам на Западе.

«Светляки» как выход для Крымского моста

А если бы была плохая погода и авиация не смогла бы помочь? Тогда варианты развития событий были бы не столь радужными. Особенно если учесть, сколько сил было привлечено для того, чтобы справиться с тремя провокаторами. От ФСБ РФ было задействовано минимум 4 корабля: ПСКР «Дон» и «Изумруд», катера проектов «Соболь» и «Мангуст». От Черноморского флота участвовали тральщик «Вице-адмирал Захарьин», МПК «Суздалец» и 2 артиллерийских катера проекта 1204. То есть, 8 кораблей, 2 самолета и 2 вертолета.

Для двух с половиной полубоевых корыт ВМС Украины – перебор. Вызванный определенными обстоятельствами, но перебор.

Вообще в плане возможных провокаций и конфликтных ситуаций Черное море, пожалуй, самый «горячий» регион что сегодня, что в перспективе. Исключительно благодаря Украине.

И нельзя сказать, что у нас в командовании не понимают этого. Так называемые «бронированные катера» типа «Гюрза-М» - это не головная боль, тем более, что катерная группировка сил охраны водного района усиливалась катерами проекта 1204 «Шмель» и артиллерийскими версиями «Светляков» первых серий.

Но недавно прошла информация, которая заставляет сильно задуматься над перспективной в черноморском регионе.

Речь идет о получении Украиной от США первых патрульных катеров типа Mark VI.


Заказана серия из 16 катеров, и, надо сказать, это может весьма облегчить жизнь украинским военным при проведении различных провокаций.

Катер Mark VI имеет водоизмещение всего 65 тонн. Небольшой кораблик, но зубастый. 2 автоматические пушки 25-мм Mark 38, крупнокалиберные пулеметы и опционально ракеты AGM-176 «Griffin». Противокорабельной эту ракету не назовешь, но БЧ весом в почти 6 кг взрывчатого вещества действительно опасна для катеров.

Плюс скорость хода впечатляет: 41 узел максимальная и 45 узлов в форсированном режиме. Даже «Мангусту» будет сложно догнать, а вот в плане вооружения американец намного превосходит российский катер.


И повторюсь, таких катеров заказано 16 единиц. Есть сомнения в том, что они будут поставлены Украине? У меня нет. Напряженность чужими руками – это нормальный метод действия США. Так что катера поступят в украинский флот. Хотя бы для того, чтобы можно было создавать напряженность в регионе.

Но и это еще не все. С огромной радостью украинские СМИ сообщали о подписании 21 июня прошлого года соглашения о строительстве для ВМС Украины 8 современных ракетно-артиллерийских катеров типа P50U. И в 2024 году в украинский флот должны будут поступить первые два катера, а остальные будут собирать в Николаеве.

Около 500 тонн водоизмещения, заявляется скорость в 40-45 узлов (сомнительно, проект патрульного корабля Protector 50, взятый за основу, предполагал скорость в 30-35 узлов), артиллерийское вооружение из 76-мм артиллерийской установки «Leonardo Super Rapid», либо 57-мм артиллерийской установки ВАЕ Systems Bofors Mk 110, либо 40-мм ВАЕ Systems Bofors Mk 4.


Патрульный корабль типа Рrotector 50

Ракетное вооружение из четырех ПУ противокорабельных ракет «Нептун» и четырех ПУ для зенитных ракет.

Такими катерами можно не только провокации устраивать, но и отвлекать на себя более значимые корабли Черноморского флота.

А учитывая, что основные патрульные катерные силы ЧФ были созданы в советские времена, то может получиться так, что противопоставить новым украинским катерам будет нечего. Особенно учитывая планы командования флота списать из состава ракетные катера проекта 12411 «Молния», да и катера проекта 10410 тоже не блещут свежестью и огромным ресурсом.

А противопоставлять что-то придется, потому что картина безнаказанно рассекающих неподалеку от Крымского моста скоростных катеров Украины – это не то, что будет приятно наблюдать.

Варианты?

А вариант вот он – быстро начать строить все те же «Светляки».

Фото: forums.airbase.ru


Благо, заводы в Ярославле и Санкт-Петербурге никуда не делись. И на них вполне возможно начать производство катеров, столь необходимых для охраны черноморского региона. Все-таки охрану таких объектов, как Крымский мост, стоит возлагать на корабли, которые могут легко справиться с подобной задачей.

То есть, это должны быть не просто патрульные катера, а я бы охарактеризовал их как катера противокатерной обороны. Со всеми вытекающими последствиями. И эти катера должны не просто оказать какое-то номинальное противодействие в случае провокаций со стороны Украины, а ликвидировать в зародыше саму возможность проведения провокаций.

Для этого нужно соответствующее вооружение.

АК-176МА актуальна в том случае, если наведение происходит при помощи корабельной радиолокационной системы управления стрельбой МР-123/176. Визиры и дальномеры на всякий крайний случай – это неплохо, но для точной стрельбы все-таки нужна соответствующая РЛС.

АК-630. Да, именно потому, что это не самая новая, но вполне актуальная артустановка работает по такому же принципу наведения, она тоже хороша. АК-306 с фактически ручным наведением я бы рассматривать не стал вообще. Понятно, что вес и все такое, но стрельба по оптике- это прошлый век.

Особенно если есть РЛС, позволяющая это делать.

А если в распоряжении боевой части есть РЛС, по данным которой можно работать, на таких кораблях хорошо было бы иметь и ракеты. Противокатерные ракеты, самонаводящиеся или с управлением оператора, не важно. Важно, что они могли бы нанести урон любому катеру водоизмещением до 1000 тонн или около того.

3М-47 «Гибка» - возможное решение.


В таком варианте, когда в четыре ПУ установки заряжаются не 2 зенитные ракеты, «Вербами» от вертолета и экипаж сможет отмахаться, а все 4 ракеты «Атака». Противотанковая ракета разворотит катер противника ничуть не хуже танка.

«Гибка» уже устанавливалась на сторожевом катере проекта 22460 «Расул Гамзатов» и на патрульных катерах проекта 14310 «Мираж», так что вопрос приписки на аналогичных кораблях не стоит. Все возможно.

Противокатерные ракеты наряду с артиллерией значительно усилят боевые возможности кораблей. Конечно, как считают некоторые эксперты, устанавливать на катера водоизмещением до 1000 тонн нормальные противокорабельные ракеты типа «Уран» нет никакого смысла. Для этого есть носители класса корвет и выше.

А вот для того, чтобы осложнить бытие обычному скоростному катеру типа «Гюрза-М» или что там подарят украинскому флоту союзники – «Атаки» более чем достаточно.

То, что сегодня наши заводы начали снова строить «Светляки» - это прекрасно. Это свидетельство того, что есть понимание возможных дальнейших провокаций со стороны Украины, благо, есть кому науськать.

Но корабли необходимо вооружать исходя из того, что современная обстановка не та, что была лет 20 тому назад. И гладить вероятного противника из пулеметов – это не очень весомо.

Касаемо катеров проекта 10410 и того, как их следовало бы вооружать, самым выгодным вариантом смотрится проект 10412 «Триглав», построенный в одном экземпляре для ВМС Словении.


Если оттолкнуться от этого варианта, то получится вообще весьма неплохой по составу вооружения комплект: одна 76-мм АК-176, одна шестиствольная 30-мм АК-630, 4-8 ракет «Атака» и 16 ПЗРК «Игла». 14,5-мм пулеметы и АК-306 можно оставить за бортом, а вместо них установить что-нибудь малогабаритное, но вредоносное из области РЭБ.

4-6 таких катеров, базирующихся в непосредственной близости от объекта Крымский мост смогут не только обеспечить безопасность моста, но и взять под контроль всю прилегающую акваторию Черного и Азовского морей.

Первый корабль проекта 10410 «Корсаков» был спущен на воду в далеком уже 1989 году. Два крайних (и надеюсь, не последних), «Сочи» и «Новороссийск» - в прошлом. Остается рассчитывать на то, что этим кораблям, откровенно удачным, будет уготована весьма долгая жизнь, потому как охрана наших морских рубежей, в особенности в Черном море – это весьма важная задача.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    1 февраля 2022
    Однозначно на "Светляки" надо ставить серьёзное вооружение.
    1. +4
      1 февраля 2022
      Цитата: 210окв
      Однозначно на "Светляки" надо ставить серьёзное вооружение.

      С серьёзным вооружением согласен, а вот со "Светляками" не совсем
      Для Азовского моря и защиты района вообще больше может подойти СВП. Может быть что-то типа переоборудованного Зубра. Грузоподъёмность у него вполне достаточная чтобы вместить не только ракеты, но и много чего другого. С учётом того что Азовское море и Керченский пролив периодически замерзают зимой это было бы всесезонное средство. Да и при наличии береговых радарных станций их стоянкой во время дежурства(дабы нивилировать повышенный расход топлива) может быть даже необорудованный берег.
      На сколько я помню проектировались не только десантные, но и ударные варианты.
      1. +4
        1 февраля 2022
        Зубром не обеспечить пло и пдс
        1. -3
          1 февраля 2022
          Цитата: Ryaruav
          Зубром не обеспечить пло и пдс

          Вполне обеспечить. Он ведь не только 55 узлов может, но и просто на плаву может, и без выхода на подушку может с той же буксируемой ГАС
          1. +3
            1 февраля 2022
            Я не понял. Какая ПЛО на Азове? И ГАС? Протидеверсионная оборона, артустановки и ракеты ПВО ближнего радиуса и ПТУР согласен.
            1. 0
              1 февраля 2022
              Цитата: 210окв
              Я не понял. Какая ПЛО на Азове?

              С другой стороны моста, с Черноморской. Там как надо глубины. Не сразу, конечно, но всё-таки по современным меркам очень рядом
              1. +1
                1 февраля 2022
                Хорошо. Куда на патрульной кораблик ставить аппаратуру. Вот на патрульнике типа "Быкова" согласен. А то он вообще какой то беззубый
                1. 0
                  1 февраля 2022
                  Цитата: 210окв
                  Хорошо. Куда на патрульной кораблик ставить аппаратуру.

                  Я вообще-то с самого начала обсуждения статьи предлагал СВП типа Зубра или Сайгака. Уж в них можно запихать на место "десанта" сколь душе угодно!!! Но был подвергнут коллективной обструкции. Понимаю...госзаказ это такая штука которая разумом не лечится.
                  1. +1
                    1 февраля 2022
                    Я профан в СВП. Так что тут погляжу комменты от более подкованных коллег.
        2. -1
          20 июля 2022
          Где Вы в Азовским море собрались играть в ПЛО? С глубинами в 8м предельными? А на Черном море где глубины позволяют можно и нормальными кораблями ПЛО обеспечивать.
      2. +3
        1 февраля 2022
        Цитата: НДР-791
        Для Азовского моря и защиты района вообще больше может подойти СВП. Может быть что-то типа переоборудованного Зубра.

        высокая прожорливость
        и как следствие малый запас хода
        что для патрульного судна неприемлемо
        1. 0
          1 февраля 2022
          300 миль при полной загрузке это по вашему мало? И не надо постоянно по морю болтаться, я же выше написал - не для постоянного патрулирования, а для оперативного реагирования. Ну и само собой не только их одних применять.
          1. +1
            1 февраля 2022
            Цитата: НДР-791
            300 миль при полной загрузке это по вашему мало?

            понял
            приписать к ФСБ судно, крайне необходимое морпехам - такая себе идея
            тут же как раз для оперативности нужно судно погранцам, способное самостоятельно предотвращать угрозы
            1. +1
              1 февраля 2022
              А вот такой кораблик ?
              1. +1
                1 февраля 2022
                Цитата: Bad_gr
                А вот такой кораблик ?

                судя по тому, что их сдано только два, предположу, что заказчика что-то не устроило
                1. Комментарий был удален.
      3. +16
        1 февраля 2022
        Бред:
        1) Хлеб ПСКР это патруль. Во-первых нарушение пресекается самим фактом присутствия корабля. Во-вторых не всегда берег или другие средства работают. В-третьих есть масса задач вспомогательных - переходы, сдача упражнений, подготовка экипажа для нового корабля, мелкие перевозки и т.п. СВП - сожрет весь бюджет погранслужбы в таком режиме или будет гнить на берегу. И да, на берегу СВП сгнивает очень быстро, ибо юбка трескается и под замену.

        2) Удельный вес полезной нагрузки - вооружение, экипаж, дополнительные специалисты, грузы и т.п. на СВП значительно ниже, чем на обычном катере.

        3) Живучесть. Опять же СВП от очереди условного бушмастера/прилета Бримстоуна начинает ярко гореть как бенгальский огонь, а юбка еще и чадит так, что всем без аппаратов ГДЗС корабль покидать придется. И да, тот же навал - обычное дело для ПСКР, на СВП может кончится очень дорогостоящим ремонтом. У обычных катеров живучесть больше.

        4) Срок службы - опять же у катера больше. Также у него дешевле ремонты. Ту же юбку СВП меняет по регламенту, у катера такого расхода нет.

        СВП это крайне специфичная техника, применимая только в определенных условиях, когда другие методы не работают.
        1. 0
          1 февраля 2022
          Простите,что означает СВП.¿
          1. +2
            1 февраля 2022
            Судно на воздушной подушке.
        2. 0
          20 февраля 2022
          Патрульные корабли береговой охраны это догнать остановить и досмотреть. Если необходимо отконвоировать, в основном, гражданские суда. Вполне можно и нужно делать из АМг. Напомню, что броня из алюминиевых сплавов существует, а абсолютно забронированных катеров и кораблей не существует. Корабли на воздушной каверне принимал сам и хочу сказать, что это перспективно. Ход мягкий и быстрый (до 55 узлов). Все это хорошо в мирное время. С учетом рассматриваемых авторами сообщений вариантов боевого противодействия у берегов Крыма, то, на мой взгляд, самый правильный вариант установить береговые ПКР и сделать единую с кораблями боевую информационную систему. Кроме того вероятно применение вертолетов огневой поддержки с ПТУР, авиации. Обратите внимание, что метеорологические условия применения малых кораблей и авиации примерно одинаковые. Кроме того,.броня бывает и из алюминиевых сплавов. Надстройки кораблей малого и среднего водоизмещения на всех флотах, как правило, из легких сплавов. Про СВП могу сказать, что применять в этом регионе смысла нет, потому, что с замерзанием пролива заканчивается и задача его блокирования кораблями. А прочность гибких ограждений военных СВП выше, чем прочность АМг сплавов. Когда у нас была авария, то резина начала разрушаться уже после разрушения конструкций крепления и одновременно с разрушением конструкций корпуса. Осколочные и пулевые пробоины в небольшом количестве для гибкого ограждения не критичны. А горят все корабли, из стальных конструкций, и из АМг сплавов примерно одинаково. Зажигательный эффект наступает после пробития корпусных конструкций, а горят имущество, топливо, боеприпасы, лакокрасочные покрытия. Чтобы зажечь надстройку или корпус из Амг необходимо настолько много тепловой энергии, что источником может быть ракета или бомба, а это уже другая ситуация.
      4. +5
        1 февраля 2022
        Цитата: НДР-791
        Для Азовского моря и защиты района вообще больше может подойти СВП
        СВП ОЧЕНЬ дорого и в постройке и в эксплуатации. Для патрульных задач - не вариант.
      5. Комментарий был удален.
    2. 0
      1 февраля 2022
      А зачем?это по факту либо патрульные катера,либо противолодочные,ставить туда что-то серьёзное ,значит потребуется ставить более мощную рлс,что повлечет к росту массы и цены,данный корабль должен максимум поражать цели на расстоянии радиогоризонта,для него даже 76 мм пушка-это перебор,57 мм а-220М уже за глаза хватит.Из ПВО можно поставить оморяченную Сосну,которая на 10 км может как и ПТУР сработать и одну металорезку поставить,больше не надо.
  2. ban
    +2
    1 февраля 2022
    Кому интересно, первоисточник
    https://nvo.ng.ru/armament/2022-01-27/6_1174_pskr.html
  3. Слабое вооружение на весьма крупных патрульных кораблях проекта 22460 «Охотник» с самого начала вызывало вопросы. Военная ценность у такой крупной посудины, со всего лишь с 30-мм автоматическим орудием, практически нулевая.
    1. +1
      1 февраля 2022
      Цитата: СергейАлександрович
      Слабое вооружение на весьма крупных патрульных кораблях проекта 22460 «Охотник» с самого начала вызывало вопросы. Военная ценность у такой крупной посудины, со всего лишь с 30-мм автоматическим орудием, практически нулевая.

      Потому что это не военный корабль, а корабль БОХР. Им крупнокалиберное вооружение противопоказано, так как их задача - не уничтожить противника, а задержать гражданского нарушителя с минимальными его повреждениями и отсутствием жертв среди его экипажа.
      У нас погранцы даже из 30-мм АК-230 умудрились потопить 100-метровый китайский сухогруз.
      Так что АК-176 на ПСКР уже избыточна. А значит - использоваться не будет. И будет с ней как с ТА, РБУ и прочими чисто флотскими примочками на ПСКР - внешне красиво, но внутри запущенно, а экипаж навыки применения утратил полностью (ибо у него пограничных задач выше крыши, чтобы ещё и флотские отрабатывать). Собственно, именно поэтому МЧПВ и БОХР частично разоружали имеющиеся ПСКР и заказывали новые без флотских излишеств.

      Военными же кораблями-нарушителями госграницы должен заниматься главным образом ВМФ. Как это было в 1988 году: МЧПВ фиксируют нарушение границы, ВМФ вытесняет нарушителя.
      1. -1
        1 февраля 2022
        Вы, по всей видимости, не понимаете основного различия между 76 и 30 мм артиллерийскими системами. Оно как в кратной разнице по дальности стрельбы, как и в мощности боеприпаса. И хорош получился корабль БОХР в 600 тонн водоизмещения без даже артиллерии среднего калибра. И что это за задачи такие, где требуются столь крупные корабли без сколь-нибудь дальнобойного вооружения и где оно так сильно вам мешает?
        И очень интересный аргумент, про то, что 76-мм орудие использоваться не будет, можно даже подумать, что 30-мм автоматические пушки сейчас используются по назначению.
        1. +2
          1 февраля 2022
          Цитата: СергейАлександрович
          Вы, по всей видимости, не понимаете основного различия между 76 и 30 мм артиллерийскими системами. Оно как в кратной разнице по дальности стрельбы, как и в мощности боеприпаса.

          Вы, по всей видимости, не понимаете задач кораблей БОХР.
          Цитата: Alexey RA
          их задача - не уничтожить противника, а задержать гражданского нарушителя с минимальными его повреждениями и отсутствием жертв среди его экипажа.

          Типовая задача - нужно задержать уходящий после незаконного лова траулер или сбежавший из-под ареста в порту сухогруз. Вы представляете - что сделает с судном 76-мм снаряд? Или с экипажем при промахе? И как скоро задержание с помощью АК-176 превратится в спасательную операцию?
          Вам "Нью Стара" мало было - в ходе задержания судно потоплено, 8 погибших? Хорошо ещё китайцы замяли скандал.
          Цитата: СергейАлександрович
          И хорош получился корабль БОХР в 600 тонн водоизмещения без даже артиллерии среднего калибра.

          У их противников артиллерии вообще нет. Максимум - лёгкая стрелковка.

          Просто автор статьи упорно выводит в качестве задач БОХР противодействие боевым кораблям и катерам противника. Хотя это задача ВМФ.
          1. Никто и не просит производить задержания прямыми попаданиями из 76-мм пушки. Речь о том, что орудие должно иметься для встречи с серьезными нарушителями, а они к нам зачастили, возможно, что и по причине безоружности и тихоходности патрульных кораблей. Скорость у кораблей проекта 22460 не впечатляет, для производства задержания нарушителей.
            И автор намекает, что не стоит строить в таких количествах весьма крупные и безоружные корабли. Мы ведь не настолько богаты, не так ли?
            1. +1
              1 февраля 2022
              Речь о том, что орудие должно иметься для встречи с серьезными нарушителями,

              Вы все таки не понимаете. Давайте на примере.
              Возьмем ГИБДД оно занимается в том числе нарушителями ПДД. А среди них встречаются и бандиты с АК. И бывает они стреляют в гайцов. Вы предлагаете патрулировать МКАД на танках? Ведь как удобно увидел нарушителя, предупредительный из Корда, не остановился - осколочно фугасным.
              1. -2
                1 февраля 2022
                Нет, это вы предлагаете патрулировать МКАД на танках, используя корабли проекта 22460, да ещё и на танках безоружных и тихоходных. А нарушителей вооруженных, в виде эсминцев вероятного противника и украинских катеров, становится побольше, чем рыболовных траулеров-нарушителей.
                1. -1
                  1 февраля 2022
                  Нет, это вы предлагаете патрулировать МКАД на танках,

                  Ну что ж не хотите понять простую вещь не надо....
                  Задумайтесь хотя бы почему милицию в свое время перевооружили с ТТ на Макарова.
                  1. -1
                    1 февраля 2022
                    Начиная с вас, возьму за правило не отвечать оппонентам с большими звездами на погонах. Тем более, что вы как то ушли в обсуждение стрелкового оружия, какие-то ТТ и Макаров, при чем тут это?
                    1. -1
                      1 февраля 2022
                      при чем тут это

                      Сергей, ну же ну чуть чуть подумайте и поймете причем.
                      Каждая К А Ж Д А Я система вооружений, вообще каждое оружие придумывается с определенной целью.
                      Конечно можно оружие модернизировать (а в системе заменить компоненты), что бы использовать его с другой целью, НО ТОЛЬКО за счет той цели для которой она придумывалась.
                      Вот вам Алексей и указывает эту цель.
                      их задача - не уничтожить противника, а задержать гражданского нарушителя с минимальными его повреждениями и отсутствием жертв среди его экипажа.


                      Про макарова тоже самое, цель полицейского не убить вооруженного преступника, а остановить его и задержать живым и по возможности более менее здоровым и еще не нанести ущерба законопослушным гражданам и их имуществу. ТТ для этого плохо подходит, как и АК
            2. +1
              1 февраля 2022
              Цитата: СергейАлександрович
              Никто и не просит производить задержания прямыми попаданиями из 76-мм пушки. Речь о том, что орудие должно иметься для встречи с серьезными нарушителями, а они к нам зачастили, возможно, что и по причине безоружности и тихоходности патрульных кораблей.

              Ещё раз. Противодействие боевым кораблям противника не является задачей БОХР. Точно так же, как сухопутные пограничники не должны в одно лицо своими силами отражать агрессию вражеской армии.
              Корабли противника - это цель ВМФ. И если ВМФ проспал приближение оных кораблей к границам, то не стоит перекладывать всё на плечи БОХР.
              90% целей БОХР с трудом переживут попадание из 76-мм.
              Цитата: СергейАлександрович
              Скорость у кораблей проекта 22460 не впечатляет, для производства задержания нарушителей.

              Так их основным средством задержания должен был стать вертолёт. От него не убежишь. smile
              А дальше - всё как всегда. Гладко было на бумаге, но Ка-226 задержался настолько, что БОХР вместо пр.22460 начала снова заказывать "Светляков".
              Цитата: СергейАлександрович
              И автор намекает, что не стоит строить в таких количествах весьма крупные и безоружные корабли. Мы ведь не настолько богаты, не так ли?

              Автор статьи предлагает в очередной раз наступить на старые грабли пр. 11351 - вооружать МЧПВ дорогущими убервооружёнными кораблями военных проектов, а потом удивляться, что большая часть их вооружения попросту не функционирует, так как она погранцам не нужна.
        2. -1
          1 февраля 2022
          "сколько нибудь дальнебойным" Вы ещё 100 мм предложите
          1. -1
            1 февраля 2022
            Водоизмещение кораблей проекта 22460 позволяет и 100 мм установить, но я этого не предлагал.
            Но и вам хочется посоветовать, быть последовательным, и остановить выбор на вершине мысли кораблестроительного вооружения, а именно 14,5 мм установке МТПУ, причем для стрельбы стоя, в полный рост.
  4. +2
    1 февраля 2022
    Недавно на трассе М4 Дон были замечены перевозимые в Азовское море четыре раптора, может таким образом хотят усилить мобильность пограничной группировки и охрану моста?
    1. 0
      1 февраля 2022
      Вообще-то вооружение Раптор :Корд 14,5мм,он хорошая"гончая". Чтоб догнать любую лодку, а против "петиных броеюненосцев" или :"протектор" хватит:"каракурта" или:"шмеля"
  5. -1
    1 февраля 2022
    Как сказал Уинстон Черчилль: "В войне на море первый рубеж обороны проходит по базам противника, а второй, он же последний - по собственным базам".
    Гоняться за катерами своими собственными катерами - удовольствие ниже среднего. Нужно уничтожить их всех одним ударом, вместе с портами.
    1. +2
      1 февраля 2022
      Однако в последнее время только тем и занимаемся, что за катерами и эсминцами вероятного противника по Черному морю гоняемся. А гоняться по сути и нечем, сторожевики всё больше безоружные и тихоходные в наличии имеются.
  6. -2
    1 февраля 2022
    Ну вообще нужно для начала решить проблему производства на Звезде,а вообще поставить не 3,а 4 двигателя(или 2 более мощные),увеличить водоизмещение до 450 тонн,поставить соответствующую начинку радиотехническую и вполне себе массовый корабль для охраны берега в роли патрульника или мпк
    1. -1
      1 февраля 2022
      Для начала от концепции безоружности надо отойти, она охватила не только большие десантные корабли и вертолетоносцы, но уже и сторожевики. Если на носителях ракетного и противолодочного вооружения это как-то можно оправдать, то на пустых сторожевиках смотрится странно.
      1. 0
        1 февраля 2022
        ну я чуть выше писал:нужно ставить 57 мм пушку вместо 76 мм,она легче,имеет схожую дальность но в разы более высокую скорострельность,для такого небольшого корабля идеальный вариант,так же добавить ЗРК Сосна-дальность до 10 км и возможность работы по надводным целям ну и металлорезка для комплекта с несколькими позициями для пулеметов. Для более крупных кораблей скажем измещением в 900-1500 тонн можно ставить Панцирь+Сосна-закроет и ПВО и можно в дальнейшем ставить ракеты с дальностью до 100 км..Но нужно именно серийное изделие,а оно должно быть недорогим,несложным и массовым,а у нас на любой проект в итоге мореманы хотят поставить и орудие побольше и зрк подальнобойней что выливается в огромную стоимость,низкие темпы строительства и несерийность
        1. Я бы предпочел 76-мм в целях унификации боеприпасов и большего могущества, но и 57-мм тоже вариант. В конце-концов можно и немного упростить 76-мм артустановку для небольших кораблей. А на мелкие катера можно и новый модуль типа "Эпоха" от БМП поставить, там целый букет возможностей, не то что раньше сухопутные башни с 76-мм пушками ставили.
          1. +1
            1 февраля 2022
            тут дело не в упрощении,а в массе-76 мм орудие на 7 тонн тяжелее и весе залпа,скажем при самом скорострельном темпе 76 мм пушка может выдать 2 выстрела в секунду т.е. послать в цель 11,9 кило снарядов и 800 гр ВВ,а а-220м сможет сделать 5 выстрелов,причем даже старыми снарядами это 14 кило снарядов и 765 гр ВВ,причем за счет разнесенности очереди эффективность будет выше,не говоря уже о том,что есть снаряды,которые имеют те же 400 гр ВВ. Просто на флоте всегда упираются в "а нам ведь ещё по берегу работать,а значит нужен дрын побольше"..Тут же дрых хоть и меньшего калибра,но за счет темпа стрельбы и современных снарядов он в разы превосходит по возможностям 76 мм орудие.
            1. -1
              1 февраля 2022
              Насчет превосходства в разы, я бы не преувеличивал, там гильзы одного размера, и только на этом основании разница будет скорее в пользу 76-мм пушки.
              1. -1
                1 февраля 2022
                темп стрельбы разный,в одном случае стандарт считается 30-40 выстрелов в минуту и 120 в опасный период,причем орудие потом долго должно остывать по наставлениям,а в другом штатный темп 300 выстрелов в минуту и возможность отстрела 100-120 выстрелов без каких либо проблем,по мне с учетом размера в несколько сотен тонн лучше поставить маленькую кусачую пушку,чем избыточное 76 мм орудие
        2. +1
          1 февраля 2022
          "мореманы хотят поставить" тут скорее "сухопутные мореманы" чудят :они мало, что смыслят в мореходстве.
          Такие "спецы" как рассуждают:30 мм мало, а 76 больше прекрасно ставим 76,а там глядишь и 152 мм поставим. Сразу все супостаты присмиреют
          1. -1
            1 февраля 2022
            ну не знаю,это Климов в свое время заявлял что 76 мм это очень мало и что нужно как минимум 100 мм ставить на корветы из-за могущества снарядов..просто мореманы смотрят на ТТХ,а нужно смотреть на возможности..Те же фрегаты Оливер американские при запуске в серию не быливундервафлями,но их строили серийно и много,как и китайские корветы 056 или фрегат 054 тоже не суперкорабли,но их много строят,так и нам нужно пойти этим путем,пусть строятся бюджетные корабли,но очень большой серией,а для небольшего корабля в 350 тонн все же лучше пушку полегче иметь.
  7. -1
    1 февраля 2022
    Интересно, конечно, но прямая оценка вооружения по, скажем так, не боевому использованию корабля, вещь все таки не совсем правильная. Помнится, англичанам, что бы отбить у франкистов охоту докапываться до англицких пароходов, приходилось звать на помощь Худ. Не думаю, что английским эсминцам не хватало боевой мощи, что бы чпокнуть антикварный испанский крейсер.
    Пристрелить названного гостя это конечно очень хорошо, но чаще достаточно просто с лестницы спустить wink.
  8. -1
    1 февраля 2022
    Три дизеля М520 общей мощностью 5400 л.с. разгоняли корабль до боевой скорости 29 узлов

    На данный момент у погранцов отсутствует как класс "катер-перехватчик".
    Лёгкий, вооружённый и главное ОЧЕНЬ быстрый, скоростной.
    Недавние события около Крыма только подтвердили необходимость таких катеров.
    Догнать, привязаться, контролировать и навязать своё внимание и "обхождение".
    Считаю их необходимыми.
    1. -1
      1 февраля 2022
      ну в принципе есть проекты катеров до 50ти узлов
      1. 0
        1 февраля 2022
        Цитата: Барбарис25
        ну в принципе есть

        Так это "в принципе".
        А, в металле ?
        1. -2
          1 февраля 2022
          а в металле нужен заказ
          1. -1
            1 февраля 2022
            Так о том и разговор :)
            1. -1
              1 февраля 2022
              в принципе думаю что пока Рапторы смогут выступить в роли перехватчиков,главное БК для пулемета расширить
              1. -1
                1 февраля 2022
                Цитата: Барбарис25
                в принципе думаю что пока Рапторы смогут выступить в роли перехватчиков

                Не то ведомство.
                1. -1
                  1 февраля 2022
                  ну у нас постоянно пересекаются они,а на будущее думаю и поставят погранцам
                  1. -1
                    1 февраля 2022
                    Ми не мои :)
                    Погранцам они не подходят по функционалу, никак.
                    1. -2
                      1 февраля 2022
                      команда пройдет-сразу по функционалу подойдут,не говоря уже о том,что 4 БК-16 у росгвардии в Керчи уже есть
                      1. -2
                        1 февраля 2022
                        Так это же как кригсмарине против геринга по авиации.
                        Ведомства.
                        Да и мореходность данных катеров под вопросом.
  9. Eug
    +1
    1 февраля 2022
    Проект 133 Антарес на подводных крыльях с АК-176, строила Феодосия.
    1. 0
      2 февраля 2022
      Цитата: Eug
      Проект 133 Антарес на подводных крыльях с АК-176, строила Феодосия.

      Кстати, да! Вещь! Там даже торпедные аппараты были. Очень классный катер, 60+ узлов делал! good
  10. 0
    2 февраля 2022
    Согласен с автором, что просто делать вид , что ук..р. катерня нам пофиг- не вариант. Ведь не будет же ЧФ на них выводить 11356 или ПКР "Москва" каждую провокацию?
    Так что строить модернизированный "Светляк" с новыми арт- и ракетными системами и не единично, а серией не меньше дюжины, а лучше до 20 шт - НАДО! Тем более это не авианосец с Николаевского завода ( т.е. теперь просто территория почти вражеская) , а наши отечественные верфи.
    1. 0
      26 апреля 2022
      всё... "Москва" на дне...
  11. 0
    26 апреля 2022
    наши изделия имеют значительно меньшую скорость хода , с этим надо что то делать .
  12. 0
    26 апреля 2022
    А вот я ни разу не моряк.
    Но с детства у меня вопросы возникали, ещё на основе фильмов, где наш катер гонялся за нарушителем. Типа это что за такие корабли погранслужбы, которые не могут нарушителей догнать???
    И вот щас автор предлагает Светляков строить больше, ну оружия там посовременнее поставить и пр.
    Но !! Где скорость??? 29узло - вы на этой скорости собираетесь догонять украинские катера которые под 40узлов бегают???
    Ёптыть, у нас проблема с о скоростью военных кораблей!!
    Вот англы на ЭМ заплыли.. и чё - да их догнать мог тока вертолёт!!!
    А тут патрулька , которая не сможет догнать провокаторов!??!?
    Это типа нормально??

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»