Крестный путь «Крестов»

53
Крестный путь «Крестов»

Ночным кошмаром советских адмиралов были не АУГ, с ними как раз бороться можно, имея тот самый большой подводный флот в мире и морскую ракетоносную авиацию – а РПКСН.

С момента начала вступления в строй «сорок одного на страже свободы» сценарий скрытного удара в упор по советской территории стал реальностью. А к концу 60-х вдобавок появилась проблема сопровождения наших авианесущих кораблей, сначала «Москвы» и «Ленинграда», потом и авианесущих крейсеров.



Сначала был крейсер


30 декабря 1961 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление № 1180-510, ставшее основанием для разработки проекта ракетных крейсеров 1134.

Никита Сергеевич очень любил ракеты и не любил надводные корабли, вот моряки и сообразили: если ставить ракеты на крупные единицы флота, то Хрущев разрешит постройку.

Сначала был эсминец-переросток проекта 58, точнее – аж четыре эсминца, перекрещенных в крейсера, а уж потом и 1134 «Беркут». Вернее – сначала была мысль построить все в корпусе проекта 58, но, как показала практика – кольчужка маловата, и водоизмещение подросло до 5 500 тонн.

Впрочем, других компромиссов тоже хватало – скорость скинули до 33 узлов (как показала практика, это даже много), вместо М-11 «Шторм» поставили «Волну», по причине неготовности нового ЗРК, ракет П-35 оставили восемь вместо 16 на предшественниках (из них 4 – в погребе, четыре – на пусковых).

Но реальность и здесь подгадила – перезарядка в море оказалась вещью трудной и малореальной, в итоге П-35 осталось всего четыре.

А в целом корабль вышел симпатичным – с хорошими на тот момент ударными возможностями (головной «Адмирал Зозуля» вступил в строй в 1967 году, когда ПВО еще не гарантировала перехват даже четырех П-35), нормальным ГАС «Титан», системой целеуказания «Успех-У» и неплохим ПВО.

Был и модернизационный потенциал – при некоторых расходах П-35 можно было заменить на более современные ракеты, а ЗРК М-1 – на М-11. Вертолет же на крейсере был изначально.

Служба крейсеров в целом удалась:

1. «Адмирал Зозуля».

С 1967 года в составе Северного флота, много времени проводил на Средиземноморье, оказывал помощь египтянам, в 1977 году с БПК превратился в крейсер, как и остальные три его брата-близнеца, а в 1986 – переведен в состав Балтийского флота в надежде на ремонт.

Ремонт был, в Кронштадте крейсер привели в порядок, но после окончания ремонта немедленно списали.

Логику в этом уловить сложно – такие корабли могут служить по 35 лет, минимум восемь лет отремонтированный крейсер (эсминец по факту) мог бы еще находиться в строю. Но новых проектов 956 и 1155 было много, а советские запасы казались бездонными...

2. «Владивосток».

Вступил в строй в 1969 году, с 1970 – в составе Тихоокеанского флота.

Вся история корабля походы – Нигерия, Сомали, Маврикий, Йемен, Вьетнам...

А спустя 20 лет пришло время серьезного ремонта. Но в стране уже вовсю бушевало новое мышление, и 19 апреля 1990 года крейсер попросту списали, в возрасте 21 год, при возможности продолжать службу еще долгие годы. Потому как уже в апреле 1990 года все было, в принципе, ясно, и у России уже врагов не было. Разобрали крейсер в Австралии, кто-то заработал немного валюты.

3. «Вице-адмирал Дрозд».

В строю с декабря 1968 года, сначала Балтийский, а с 1975 года – в составе Северного флота.

Судьба его, в общем, стандартная – служба на износ, без соблюдения ремонтных циклов, а когда нужда стала крайней, то СССР доживал последний год.

В итоге крейсер попросту списали 1 июля 1990 года и продали в Индию на металл. Как и у его братьев-близнецов сыграли две вещи – неправильная эксплуатация и развал страны, его породившей.

4. «Севастополь».

Служба для этого проекта типичная: вступление в строй – Северный флот. Дальше – Средиземноморье, походы в Атлантику, слежение за АПЛ НАТО, визит на Кубу. С 1981 года переведен на Тихий океан, где до 1989 года использовался на износ, в том числе принял участие в сборе обломков сбитого южнокорейского «Боинга».

В итоге же к 1989 году корабль требовал ремонта и модернизации, вместо которых был списан 15 декабря 1989 года и продан в Индию.

В целом же свою службу эта четверка отслужила – став первыми современными большими надводными кораблями флота они службу вели весьма активно и износились в итоге порядком.

С учетом же того, что массово вступали в строй корабли новые, да и холодная война закончилась, их списание решение дурацкое, но по-своему разумное – тратиться на стариков смысла в текущих обстоятельствах не было. Чего не скажешь о следующем поколении.

БПК


В 1966 году на заводе имени Жданова в Ленинграде начата постройка второй серии «Беркутов» с добавкой в шифр буквы «А».

Разница между ними и предшественниками заключалось в замене «П-35» на ракетоторпедный комплекс «Метель», установке ЗРК «М-11 Шторм», то есть, в принципе, в том, что планировали для 1134, но по той или иной причине не успели.

Завод к тому времени уже наработал немалый опыт, и головной БПК «Кронштадт» вступил в строй в конце 1969 года, практически одновременно с типом предыдущим.

Всего было построено 10 кораблей, последний «Адмирал Юмашев» вступил в строй в 1977 году.

Серия вышла не эпохальной, конечно, но удачной – хорошие эсминцы для АУГ, способные действовать и самостоятельно, они выполняли широкий спектр задач – от реализации «политики канонерок» и до своих прямых обязанностей по обеспечению ПЛО и ПВО эскадр.

Четыре корабля даже успели модернизировать, заменив «Метель» на «Раструб-Б», повысив их эффективность.

Тем нелепее то, что произошло дальше – все их списали в 1991–1993 годах, самому молодому из них на момент списания было 15 лет.

Понять причины, опять же, можно – корабли, которые они должны были эскортировать, активно списывали, США превратились в друга и партнера, а 1134А нуждались в ремонте.

Такая вот незатейливая людоедская логика, по итогам которой сначала избавляемся от старого, затем в хлам убиваем новое, списываем и его, а потом вдруг понимаем – эсминцев у нас нет, и посылать в океан тоже некого. Точнее – послать с пиар-акцией как раз есть кого, а вот постоянное присутствие...

Между тем корабли были надежными, отработанными промышленностью и вполне себе ремонтопригодными. Что и доказали их младшие братья – серия 1134Б.

Почти как долгожители


Когда мы становились на авианесущих кораблях в Севастополе на Угольной, наш взгляд невольно задерживался на стоявших напротив, на Северной стороне, мощных и архитектурно совершенных кораблях типов «Николаев» и «Слава»...
Контейнеры пусковых установок противолодочных и противокорабельных ракет, поднятые наклонно вверх, подчёркивали стремительный силуэт этих кораблей, и создавалось впечатление, что, даже находясь у причальной стенки, они готовы немедленно вступить в бой...

В 1965 году началось проектирование черноморской серии «Беркутов» с газотурбинными установками.

Они получили новую ГАС «Титан-2», буксируемую ГАС «Вега», способную искать ПЛ под слоем температурного скачка. Доля средств вооружения и защиты в стандартном водоизмещении подросла до 19,4 процента.

Одним словом, получился новый корабль, а финальный корабль серии «Таллин» еще при постройке был вооружен «Раструб-Б», способным, в отличие от «Метели», вести огонь по надводным кораблям.

Очень удачная серия в семь единиц (головной «Николаев» вступил в строй в 1971 году, финальный «Таллин» – в 1979) с необычной судьбой.

Нет, начиналось все, как и у проекта 1134А, в смысле – интенсивная боевая служба, износ и списание вместо ремонта, ибо денег нет, и врагов тоже нет. Но даже безумие политиков имеет свои пределы, и Цусиму начала 90-х некоторые 1134Б пережили.

Первым из них стал «Азов», который еще в далеком 1977 году перевооружили на С-300 «Форт» для испытаний комплекса.

В итоге менее изношенный БПК прослужил в составе флота аж до 1998 года, успев еще поучаствовать в грузино-абхазском конфликте и побыть яблоком раздора между Россией и Украиной.

Но, пережив первую волну развала флота, корабль не пережил вторую – его списали в 1998 году, когда резали уже остатки флота.

Вторым везучим кораблем стала «Керчь».

БПК повезло – его экипаж в 1984 году угробил ГЭУ корабля, после чего «Керчь» стала на трехлетний ремонт с модернизацией. Резать вполне боеготовый корабль при дикой их нехватке на Черном море не стали, не рискуя остаться вообще без флота, и «Керчь» продолжила активную службу.

А в 2005 году нашли деньги на ремонт, и корабль прослужил еще долго.

В 2014 году его ставят на ремонт, ибо других такого класса на Черном море нет и не предвидится, были даже планы сделать его флагманом флота вместо РКР «Москва» на время его ремонта. Но 4 ноября 2014 года на БПК произошел серьезный пожар и ремонт отменили.

В 2017 году были планы создать музей, в итоге же в 2020 году последний «Беркут» передали для разборки на металл.

Мучеником серии стал БПК «Очаков».

Вступивший в строй в 1973 году он был поставлен на ремонт в 1990 году. Но ремонт толком не начался – распался СССР.

А в 1993 году на БПК произошел пожар. Казалось бы, место ему на разделке, но флот делили, и до 1997 года он дожил. А дальше просто стоял в ожидании ремонта, того самого, который так и не начался.

Списали его в 2011 году, но по-прежнему не разобрали, а поставили на отстой.

Впрочем, повоевать БПК в итоге пришлось, точнее – послужить стране напоследок:

…в ночь на 6 марта 2014 года российская сторона затопила списанный из состава Черноморского флота старый большой противолодочный корабль «Очаков» проекта 1134Б на фарватере у входа в озеро Донузлав в Крыму, преградив выход в море кораблям Южной военно-морской базы военно-морских сил Украины.

Подняли корабль спустя полгода и передали для разборки на металл, по факту чего тянет сказать разве – «отмучился».

Если же не умничать – эсминцы противолодочники нужны государствам с геополитическими амбициями и мощными флотами, для государств с амбициями уровня РФ 90-х годов, да и СССР 1989–1991 года, такие корабли ни к чему.

Технически они могли служить еще долго, да и деньги на ремонты-модернизации при желании нашлись бы даже в ту эпоху, но политически – страна избавлялась от сверхдержавности, адмиралы пытались спасти более новые корабли, жертвуя тем, что уже послужило.

И в эти жернова попал 21 горшковский эсминец, которые прозвали на Западе «Крестами».

Черноморским «Крестам» относительно повезло, их спас раздел флота и кабальный российско-украинский договор, затруднявший замену кораблей.

Остальными пожертвовали легко и просто, пытаясь спасти новейшие корабли и суда.

Были ли они полезны?

Конечно, «Керчь», спокойно ходившая на боевую службу в 2014 году, тому пример.

Нужны ли они были России 90-х?

Нет.

Весь ВМФ СССР мог существовать только в рамках сверхдержавы, умерла она – умер и ее флот.

Но корабли, конечно, красивые и функциональные, стоившие миллиарды, но проданные за копейки, ушедшие неизвестно куда, впрочем, как и вся страна, погибшая в 1991 году.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    3 февраля 2022 18:18
    Крестный путь «Крестов»

    Видно автор в спешке забыл написать, что по НАТОвской классификации БПК "Беркут-А" и "Беркут-Б" именовались Kresta I class и Kresta II class соответственно.
  2. +16
    3 февраля 2022 18:19
    Что имеем не храним, потерявши-плачем. Красивые корабли. Были.
    1. +12
      3 февраля 2022 20:54
      Красивые корабли

      Да, они были очень хороши.

      1. +1
        3 февраля 2022 21:07
        "Поющие" - это про них?
        1. +13
          3 февраля 2022 21:13
          Нет, коллега, это Большие противолодочные корабли проекта 61, код NATO — Kashin — серия советских больших противолодочных кораблей (БПК) 2-го ранга, с 1962 года состоящий на вооружении Военно-морского флота СССР.
          1. +3
            3 февраля 2022 21:15
            Спасибо за разъяснение. Я на флоте не служил hi
            1. +3
              3 февраля 2022 21:19
              Я тоже, но всегда любил корабли и море. smile
        2. +3
          4 февраля 2022 04:10
          Нет Это по пр. 61.
      2. +7
        4 февраля 2022 10:54
        Служил я и на 1134 и на 1134 Б. Неудачная серия, чтобы не утверждал автор. Ракетный крейсер 1134 уступал в 2 раза по мощи ударного вооружения своему предшественнику 58 проекту. Тот еще и перезарядку сам мог делать. Как крейсер - слабак. Как БПК - ни о чем.
        Проект 1134 Б был хорош только бытовыми условиями для экипажа. Беззубый красавец не имел ударного оружия и всегда на боевой службе находился в положении жертвы. Шансов самому уцелеть не было никаких, а утопить кого-либо - весьма проблематично. А так - да, красивый кораблик. Как и первый "Варяг".
    2. +4
      3 февраля 2022 22:46
      Цитата: 210окв
      Что имеем не храним, потерявши-плачем. Красивые корабли. Были.

      М-да!
      Не только рыболовный флот растащили, но и вмф сокращают
      1. +7
        4 февраля 2022 01:46
        Цитата: vlad106
        Не только рыболовный флот растащили,

        Невельская БТФ, Холмская ХБТФ, Корсаковская БОР, Рыбакколхозсоюз, Сахморпароходство это только на Сахалине....Совгаваньская БОР, крупнейший в мире Востокрыбхолодфлот и куча пароходств по стране.... am
  3. +12
    3 февраля 2022 18:20
    если бы эти бпк с современным оборудованием и вооружением, то российские фрегаты отдыхают, действительно корабли океанского класса
    1. +7
      3 февраля 2022 18:45
      действительно корабли океанского класса

      На базе 1134БФ проекта можно было бы спроектировать новый эсминец, не чета 956-му. 64-зур Форта, 8-Раструбов, до 4 зрак, до 16-пкр Уран, многоцелевой вертолет в ангаре и одну 130-152-мм. АУ... В будущем можно было заменить пу Форта на УКСК на 64 ячейки. 9 кт. корабль стал бы основой надводных сил отечественного флота. Вместо этого родили сразу два проекта 956 и 1155, каждый из которых существенно не дотягивал до звания многоцелевого...
      1. +6
        3 февраля 2022 18:49
        александр, к сожалению российскому вмф пока такое только снится
      2. +1
        4 февраля 2022 07:51
        Цитата: Doccor18
        На базе 1134БФ проекта можно было бы спроектировать новый эсминец, не чета 956-му

        Ох, господин адмирал....а не подскажите концепцию боевого применения ВМФ СССР в конце 70-х и в 80-х годах прошлого века и конкретно Сарычей??? Да и просветите меня, как так получилось что Котлины прослужили аж до 1990 года?
      3. +3
        4 февраля 2022 11:57
        Цитата: Doccor18
        На базе 1134БФ проекта можно было бы спроектировать новый эсминец, не чета 956-му.

        С учётом реальной истории, при проектировании нового корабля на базе пр. 1134Б получится не эсминец, а ракетный крейсер - пр. 1164. smile
        1. +2
          4 февраля 2022 12:44
          Добрый день hi
          Цитата: Alexey RA
          получится не эсминец, а ракетный крейсер - пр. 1164.

          Размеры 1134Б (173/18,5/8) и 1164 (186,5/20,5/8,5) все-таки серьезно разнятся. На 1134БФ уже был ЗРК Форт, превосходная ГТУ, ангар для вертолета, ПУ Раструб. Не было только артиллерии приемлемого калибра, которую можно было установить вместо второго ЗРК Шторм, а вместо Осы и пары 76-мм. - 2 или 4 ЗРАК. А позже 4×4 ПУ ПКР Х-35 (они уже разрабатывались). Думается, что и Полином вошел. На выходе получился бы приличный корабль первого ранга (не более 10 кт.) с серьезными ПВО/ПЛО, артиллерией и не так дорог, как 1164. Вместо 29 построенных эсминцев и БПК (956/1155) вполне реально было осилить, до распада Союза, 18-22 многоцелевых эсминцев, которые могли стать надежным эскортом для авианосцев и имели бы громадный модернизационный потенциал.
      4. 0
        5 февраля 2022 06:57
        Не слишком ли много вы хотите от корабля с водоизмещением 5300 т? Урежьте осётра. Советские конструкторы урезали в своё время. Понимали, что нельзя объять необъятное и разделили фукнцональные возможности на 2 корабля: собственно крейсер и БПК. Предполагалось, что в море они будут действовать парой.
        1. +1
          5 февраля 2022 08:45
          Цитата: Омскгазмяс
          от корабля с водоизмещением 5300 т

          Стандартное водоизмещение 7000, нормальное - 8000, полное -9000, что сопоставимо с эсминцами типа Арли Бёрк II серии...
          Нет ничего сверхъестественного в том, что предложил, на нём фактически и так уже всё было, кроме нормальной артиллерии...
          Цитата: Омскгазмяс
          Предполагалось, что в море они будут действовать парой.

          Предполагалось, но в уже в начале боевой службы всем стало понятно, что это очень сложно, а порой и нереально, однако серии уже пошли...
          1. 0
            5 февраля 2022 09:00
            Вы наверно, более поздние модификации смотрели. Изначальный проект крейсера был такого водоизмещения: ссылка (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_1134) 5335 тонн (стандартное), 7125 тонн (полное).
            1. 0
              5 февраля 2022 09:22
              По-моему мы говорим о разном. Я - о 1134БФ, и о возможном многоцелевом эсминце на базе этого проекта, вместо двух 956/1155...
  4. +1
    3 февраля 2022 18:25
    Красивые корабли с хорошим потенциалом.
  5. +3
    3 февраля 2022 18:26
    Печальная судьба кораблей.
  6. +8
    3 февраля 2022 18:58
    По многим пунктам согласен с автором, но имею сугубо личное мнение. Пр. 1134 был универсальным кораблем - средняя ПЛО, средняя ПВО - всего по чуть - чуть. На смену им пришли корабли "заточенные" под конкретную работу пр. 956 и пр. 1155. В принципе, потенциал для модернизации у пр. 1134 был, но потребовалась бы очень глубокая, соответственно дорогая модернизация, которую тогда Россия просто "не потянула бы". А так, корабли бы хорошие для своего времени.
    1. 0
      4 февраля 2022 06:47
      Цитата: ТермиНахТер
      Пр. 1134 был универсальным кораблем - средняя ПЛО, средняя ПВО - всего по чуть - чуть. На смену им пришли корабли "заточенные" под конкретную работу пр. 956 и пр. 1155.

      В чем то соглашусь. Усредненные универсалы ,умеющие делать всего понемногу, не всегда способны исполнить работу качественно в нужной в данный момент нише. Это извечная проблема , с которой сталкиваются все. Потому при наличии средств и возможностей( а на такое способны богатые страны,какой был СССР),можно иметь в составе Флота специализированные корабли,более заточенные либо под ударные возможности, либо под оборонительные.
      Конечно, всегда будет желание хотеть иметь много относительно дешевых и умеющих все кораблей, но что толку от таких кораблей ,если они умеют все,но не могут это все сделать нормально? what request
      Цитата: ТермиНахТер
      А так, корабли бы хорошие для своего времени.

      yes
    2. +2
      4 февраля 2022 13:06
      Цитата: ТермиНахТер
      Пр. 1134 был универсальным кораблем - средняя ПЛО, средняя ПВО - всего по чуть - чуть.

      Чистые Беркуты не были универсальными корабля, это попытка развития 58 проекта! Беда в том, что в те времена развитие военной техники шло семимильными шагами и порой новый, только что вступивший в строй корабль, оказывался уже устаревшим....такая же участь постигла и 61 проект, и 1123 проект! Из Беркутов самыми лучшими были Букари, а из Букарей конечно же Азов!
      1. 0
        4 февраля 2022 18:27
        А пр. 58 и был чисто ударным кораблем. При водоизмещении 5000 имел 8 ПУ и 16 ПКР, что можно сказать "даже выше крыши". Пр. 1134 - это как раз попытка создать универсальный корабль, который умеет все, но понемногу. Если бы сейчас были живые корпуса, то при глубокой переделке можно было бы впихнуть 6 - 7 УВП, т.е. 48 - 56 ЗУР или ПКР или КРБД. Вполне себе годный кораблик получился бы.
  7. +8
    3 февраля 2022 19:02
    Потерявши голову по волосам не плачут.

    Страну профукали, чего уж там какие-то железяки.
  8. +21
    3 февраля 2022 19:05
    Вице-Адмирал Дрозд совместно с ТАВКР Киев и БПК Сдержаный во время заправки с танкера на ходу.
  9. +12
    3 февраля 2022 19:45
    Автор, как то с картинками повеселее будет! Статье плюс! hi
  10. +13
    3 февраля 2022 19:55
    Зимой 1991/92 года на "Дрозде" был небольшой пожар. Я побывал на нем в составе АСГ. Жуткое впечатление - корабль мертв, от экипажа осталось человек 50 и те ползают по трюмам и смотрят чтобы корапь не утонул у родного причала. Камбуз не работает, с бачками ходят к соседям столоваться.
  11. +2
    3 февраля 2022 21:03
    Цитата: ТермиНахТер
    На смену им пришли корабли "заточенные" под конкретную работу пр. 956 и пр. 1155....
    Надуманная специализация 956 и 1155 себя не оправдала никак.
    1. +1
      4 февраля 2022 07:53
      Цитата: Pavel57
      Надуманная специализация 956 и 1155 себя не оправдала никак.

      От чего же?
  12. -13
    3 февраля 2022 21:05
    Автор : ...в ночь на 6 марта 2014 года российская сторона затопила списанный из состава Черноморского флота старый большой противолодочный корабль «Очаков» проекта 1134Б на фарватере у входа в озеро Донузлав в Крыму, преградив выход в море кораблям Южной военно-морской базы военно-морских сил Украины.


    Только не Украины, а США.
    1. 0
      4 февраля 2022 18:30
      На входе в Донузлав, можно было затопить любое старое корыто, подходящей длины - 140 метров, хоть "волго - дон". А "Очакова" оставить - хотя бы для музея.
  13. -8
    3 февраля 2022 21:36
    Цитата: Pavel57

    Только не Украины, а США.

    И не выход, а заход.
  14. +6
    3 февраля 2022 22:42
    Нет в ВМС США никаких РПКСН, у них - ПЛАРБ.
  15. +11
    4 февраля 2022 01:12
    Правильные выводы сделал автор.
    Сегоднчшняя экономика РФ- жалкое подобие даже не экономики СССР, а тень экономики РСФСР.
    Сейчас борьба флотов для РФ переместилась в другой класс. Наши кровопийцы-олигархи меряются пиписонами (яхтами) между собой.
    1. +2
      4 февраля 2022 04:15
      А вот здесь добились успехов. Суперяхты круче, чем у американских коллег.
  16. -1
    4 февраля 2022 08:32
    Цитата: Pavel57
    Цитата: ТермиНахТер
    На смену им пришли корабли "заточенные" под конкретную работу пр. 956 и пр. 1155....
    Надуманная специализация 956 и 1155 себя не оправдала никак.

    Даже в советское аремя 956 и 1155 парами редко ходили. Хотя должны были дополнять друг друга. 956 сделали для сохранения компетенции в котлостроении, в итоге практически не осталось ни 956, ни компетенции.
    1. +2
      4 февраля 2022 09:24
      Цитата: Pavel57
      956 сделали для сохранения компетенции в котлостроении

      what Интересное утверждение! Т.е. что бы сохранить котельный цех Кировского завода, замутили серию из 17 вымпелов стоимостью в 90 млн. каждый?
    2. +2
      4 февраля 2022 12:04
      Цитата: Pavel57
      956 сделали для сохранения компетенции в котлостроении, в итоге практически не осталось ни 956, ни компетенции.

      Позже С.Г.Горшков объяснил свое решение тем, что: 1) он не хочет, как заказчик, терять паротурбинное производство на Кировском заводе – если потеряет, потом не вернет; 2) он не хочет зависеть в поставках ГЭУ только от НПО «Заря» – монополиста в производстве корабельных ГТД; 3) время от времени случались перебои в снабжении флота дизтопливом, тогда как КТУ можно было топить, по образному выражению самого Главкома, «хоть дровами». Все это было дальновидно и, возможно мудро, особенно когда оказалось, что всю газотурбинную энергетику для надводных кораблей с распадом СССР пришлось оставить на Украине, но решение-то было волевое.
      © В.П.Кузин. РКР типа "Атлант" (проект 1164). История создания.

      "Заря" в те времена была уже загружена заказами на ГТД, и ещё 21 комплект ГЭУ она могла не потянуть.
  17. +1
    4 февраля 2022 12:16
    Самое интересное почему не ищут должностных лиц кто виновен в списание боеспособных кораблей, это же саботаж и халатность, почему никто за это не ответил ? А потому что концы надо искать в высших эшелоных власти, а они неприкосновенные...
    1. +2
      4 февраля 2022 13:22
      Цитата: неприкаянный
      Самое интересное почему не ищут должностных лиц кто виновен в списание боеспособных кораблей

      А че их искать, они давно известны...адмирал Чернавин, адмирал Сидоров, адмирал Хромов, адмирал Громов, адмирал Куроедов, полковник Басков...Коля Басков своим голосом что ли стал знаменитым?
      Цитата: неприкаянный
      они неприкосновенные.

      Они уже перед Господом ответ держат!
  18. +2
    4 февраля 2022 12:55
    В условиях войны думать о ресурсе не приходится, но в условиях мирного времени загнать корабли так, что чинить себе дороже, и об этом никто не думает, и за этот никто не отвечает - особенность советской/ российской системы управления флотом, и не только.
  19. 0
    4 февраля 2022 13:28
    Классификация очень неблагодарное дело. Все 1134-е - это всё-таки противолодочные корабли, особенно А и Б. Не зря 1134 то в РКР переводили, то назад в БПК. Как РКР слабы, как БПК - тоже не очень, но лучше. Соорудили из того что было, и эта беда так и осталась.
    1134А всегда страдал котлами, почему и исключили всю серию быстро, та же песня у 956. И в литературе об этой проблеме писали, и в 80-е из первых уст это слышал (Дальзавод). Как корабль ПЛО 1134А соответствовал времени.
    1134Б получился надёжнее, установили ГТУ. Но...не усилили ударное вооружение. Нечем было в начале 1970-х усиливать. ПКР - либо П-15, либо П-500, орудия - максимум 76-мм, 100-мм только испытывалась. А усиление вылилось в 1164, корпуса очень похожи, энергетика - тоже.
    Установка на Азов С-300Ф уменьшила боекомплект ЗУР и ТА.
    Разделение на 956 и 1155 и +1164 было, по моему мнению, вынужденным.
    Взять хотя бы Чебаненко. Да, на 1155 установили Москиты и 130-мм, и всё, ПВО - самооборона. То есть как был сторожевик, так и остался. Усиление ПВО - приходим к аналогу 1164.
    956 та же картина. Усиление ПЛО (ГАС, ПЛРК) без изменения прочего прибавило бы ещё 2-3000 т как минимум - опять 1164. Замена на ГТУ была возможна (теоретически), но, как было уже тут сказано, поддержали Кировский завод (времена были другие!).
    Вот и вышла линейка: ПЛО 1155, многоцелевой 956 и ударный 1164.
  20. 0
    5 февраля 2022 22:40
    Судьба флота и авиации -- судьба страны.
  21. +2
    6 февраля 2022 00:43
    Читая статьи в "Военном обозрении", хотелось бы хоть немного представлять жизненный путь и жизненный опыт автора. Чтобы как раньше, взяв в руки книгу, ознакомиться коротко с биографией автора. Роман Иванов? Среди современных писателей и историков он не известен, а может, это псевдоним очень известного специалиста? Из того, что он опубликовал на topwar.ru, можно, с одной стороны, поразиться многоплановости его творчества, а с другой, создается впечатление поверхностности публикаций. Будто статьи состоят из разрозненных сведений из Википедии. Хотя, может быть, я ошибаюсь. Но у настоящих военных моряков, например, не принято называть корабли по-натовски, поэтому "Кресты" как-то сразу оторгает от чтения, хотя данную статью я и дочитал до конца. Словом, хотелось бы знать об авторах побольше. Думаю это будет способствовать росту качества публикаций в целом, отсеет некомпетентных авторов, а критику сделает более доверительной и предметной.
  22. +2
    7 февраля 2022 09:47
    В отличии от ушедших "неизвестно куда" предприятий, флот не ушел. Его уничтожили сознательно. Треп про "нет денег" - ровно такое же вранье, как и сказка, что Союз развалился сам. И сейчас хозяева страны восстанавливать его не собираются. Нет даже концепции развития.
    Да и предприятия ушли известно куда. Что представляло интерес скупили даром, а что могло составить конкуренцию уничтожили.
  23. 0
    8 февраля 2022 10:47
    Хорошая статья! Только БПК "Очаков" по-моему до сих пор не разделан и стоит притопленный в Донузлаве. Корабли очень красивые. Помню, какое сильное впечатление в детстве они на меня произвели в Севастополе на своих 12-14 причалах. Стояли в перемежку с пр.61. Выглядело это очень сильно.
  24. 0
    11 февраля 2022 15:40
    Я как житель Владивостока видел всю трагедию 1134 и не только их. Особенно жалко БПК Петропавловск и БПК Владивосток (Таллин), совершенно боеготовых корабли нещадно продали и утилизацию. Помню как БПК Петропавловск выкрасили 1995 м на празднование 50 лет Победы, на экскурсию пускали. Буквально через месяц на корабле спустили флаг.. Хотя соглашусь с некоторыми комментаторами - корабли требовали серьезной модернизации, и
    были малоэффективными по всем направлениям.
  25. 0
    16 апреля 2022 11:51
    Наш флот стал жертвой теории о "компактной, но исключительно хорошо оснащённой и обученной" контрактной армии. Мол, корвет или фрегат с десятком крылатых ракет стоят целой эскадры. Типа, незачем нам иметь целые эскадры, два-три кораблика всё порешают, у них же такой обученный экипаж, а то, что вооружения на один залп, а потом - убегай, так мы об этом никому не скажем внутри страны, а будем пиарить корабли как супер-пупер могучие.
  26. Eug
    0
    26 апреля 2022 07:08
    Вспоминается х/ф "Одиночное плавание"...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»