Рассказ о том, почему «Урал» жигулёвский бензин пожирал

131

– А «Урал» на каком бензине работает?

– А ни на каком. Он работает на смеси.



Когда-то этот ответ меня, курсанта автошколы ДОСААФ, поставил в тупик.

И лишь спустя многие годы я понял его суть: «Урал-375Д», приписанный к автошколе и предназначенный для обучения курсантов навыкам вождения, действительно работал на смеси бензинов А-76 и АИ-93, потому что его водитель-инструктор по прозвищу
Шкворень сливал выделяемый бензин АИ-93 и продавал его частникам-жигулистам. А его недостаток с лихвой компенсировал заливкой в бак более дешёвого А-76, который Шкворень покупал за символическую цену у остальных инструкторов по вождению достославной и давно почившей в бозе Краснопресненской автошколы ДОСААФ СССР. Ибо этот огромный грузовик мог работать не только на смеси бензинов с разным итоговым октановым числом, но и на обычном А-76, как и остальные грузовики, обучавшие курсантов автошколы навыкам вождения.

А как же так вышло, что «Урал» вдруг выбился из славной когорты советских грузовиков и, заявив о собственной исключительности, потребовал себе на пропитание дорогой «легковой» АИ-93, в то время как остальные армейские грузовики скромно довольствовались бензином А-76?

Вокруг этого вопроса издавна витает множество легенд и преданий.

В частности, народная молва донесла до нас отдаленные слухи, что якобы этот автомобиль разрабатывался с учётом перспективы его эксплуатации в странах Западной Европы, с которыми СССР рано или поздно планировал непременно развязать войну.

И, воюя, грузовик бы смог использовать местные сорта высокооктановых бензинов, ибо (якобы) в Европе в те годы бензин с октановыми числами ниже 93 не производились.

Другая легенда более «мирная»: якобы СССР вовсе не намеревался воевать в Европе, а просто планировал использовать будущий армейский грузовик исключительно в составе контингента Советской армии, размещенного в находящихся в Европе странах социалистического лагеря, где, опять-таки (согласно легенде), низкооктановый бензин А-76 днем с огнем не сыщешь.

Вопрос о том, где найдут себе пропитание эксплуатирующиеся в Европе остальные советские армейские автомобили, использующие А-72 и А-76, обе легенды обходят полным молчанием.

Видимо, предполагалось, что они будут работать на привозном отечественном. Или на местном бензине, для чего потребуется предварительно увеличить угол опережения зажигания (минутное дело). А точнее – вообще не увеличивать, поскольку в Европе в начале 50-х (и даже в 70-х) еще имелся низкооктановый бензин.

Также обходится молчанием и другой любопытный вопрос: в одни годы с «Уралом» разрабатывались и другие армейские грузовики: ГАЗ-66 и ЗИЛ-131.

Отчего же их моторы не спроектировали под АИ-93?

Или в Европу планировалось отправлять только одни «Уралы», а остальные машины должны были отсиживаться дома?

Разработка автомобиля


Чтобы докопаться до истины, требуется вспомнить, что в начале 50-х годов прошлого века Министерство обороны СССР утвердилось во мнении, что было бы неплохо заменить военные грузовые автомобили повышенной проходимости, выпускаемые с 1946 года – ГАЗ-63 и ЗИС-151, новой, более современной техникой. Это важное государственное задание было поручено Горьковскому автозаводу имени Молотова и Московскому автозаводу имени Сталина (ЗИС).

А прототип будущего «Урал-375» доверили разрабатывать флагману отечественной автомобильной науки – Государственному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту НАМИ.

Работы по проектированию возглавил Николай Иванович Коротоношко, их начали в 1953 году. Автомобиль разрабатывался в качестве базового, являвшегося основой для создания нового семейства советских грузовых автомобилей с колесными формулами 4х4, 6х6, 6х4 и 8х8.

Но вот что любопытно: двигатель для этого грузовика в 1954 году почему-то было поручено спроектировать и воплотить в металле конструкторам ЗИС.

Таким образом, можно сделать весьма достоверное предположение, что технические требования на двигатель в 1953 году уже были переданы на ЗИС и, если заказчик (Минобороны) изначально выставил требование, чтобы двигатель работал на бензине АИ-93, то оно должно было войти в вышеуказанном году в техническое задание.

А как это проверить, не имея возможности выудить ТЗ из недр архивов?

Очень просто: нужно проследить, какой бензин производили в СССР, начиная с 1950 года. Автомобиль-то разрабатывался с целью его дальнейшей эксплуатации в основном в СССР, следовательно, его двигатель должен был работать на какой-то марке товарного бензина, производимого в СССР.

В начале 50-х годов, согласно ГОСТ 2084-51, в СССР выпускали бензин 3-х марок: А-66, А-70 и А-74. В 1956 году было решено наладить производство еще двух: А-72 и А-76.

Что позволяет сделать весьма достоверный вывод: заказчик никоим образом не мог выдвинуть требование, чтобы двигатель разрабатываемого грузовика проектировался «под АИ-93», так как бензин этой марки в СССР в 50-е годы еще не вырабатывался и даже не был в проекте.

АИ-93 решили производить в нашей стране лишь в 1967 году (ГОСТ 2084-67), когда «Урал» уже 6 лет стоял на производстве.

Решить-то решили, но его массовый выпуск наладили только в начале 70-х.

Согласно сведениям бывшего «штатного» историка НАМИ А. Карасева, двигателям автомобилей-прототипов будущего «Урала», проходящих под индексами НАМИ 020 и 21, изначально «предписывалось» работать на бензине А-70.

Жизненный путь этого двигателя был долог, тернист и наполнен необычайными приключениями (только об этом можно написать небольшой роман).

Разработка двигателя


Эта история началась в начале 50-х годов с разработанной зисовскими конструкторами опытной V-образной «восьмерки» ЗИС-Э113, которую они, видимо, по давней заводской традиции, скопировали с какого-то американского двигателя.

Это был автомотор объёмом – 6 л, со степенью сжатия – 7,3, диаметром цилиндра – 100 мм, ходом поршня – 95 мм, развивающий мощность 180 л. с. при 4 000 об/мин. Он предназначался для нового правительственного лимузина ЗИС-111, проектируемого в те годы.

Увеличив в этом двигателе диаметр цилиндра до 105 мм и ход поршня до 108 мм, конструкторы в итоге получили 7-литровый мотор ЗИС-Э113А.

Его они планировали приспособить к большому городскому автобусу собственной разработки, проходящему под индексом ЗИЛ-129. Не берусь судить, плох или хорош получился мотор, но, по всей видимости, изначально он не был склонен к детонации, ибо имел полусферическую камеру сгорания КС со свечой по центру. Данную форму КС еще в 30-х годах ХХ века придумал английский конструктор Г. Рикардо.

Однако, по мнению зисовских инженеров, такая конструкция головок имела существенные недостатки: слишком большая ширина, следовательно, большая масса; удвоенное число осей коромысел из-за расположения клапанов по оси, перпендикулярной оси коленвала; размещение свечи в глубоком колодце, что ухудшает ее охлаждение.

Чтобы исправить указанные недостатки, инженеры сконструировали новые головки с шатровыми КС и клапанами, оси которых располагались вдоль плоскости, параллельной оси коленвала. Это позволило сократить ширину мотора на 59 мм и снизить его массу на 20 кг.

В итоге при СС=6,8 автобусный двигатель развивал мощность 176 л. с. при 3 300 об/мин и крутящий момент 47,5 кгс-м при 1 600 об/мин. Для улучшения вихревого движения смеси в цилиндре применили поршни с вытеснителями.

Затем зисовцы его опять слегка модернизировали: увеличили диаметр цилиндров до 108 мм, уменьшили ход поршня до 95 мм и снизили степень сжатия до 6,5. Его проектная мощность определялась в 180 л. с. на бензине А-72, но в действительности составляла 170 л. с.

В окончательном варианте двигатель получил индекс ЗИС-Э129.

Два образца этого автобусного мотора и были переданы в НАМИ для установки на изготовленные в институтском Заводе опытных конструкций автомобили НАМИ-020 и НАМИ-021. Ибо других подходящих двигателей требуемой мощности у ЗИЛа в то время не было, а конструировать их было некогда.

Дальнейшие работы по проектированию автомобиля


В начале 1957 года состоялся показ опытных грузовиков руководству Минавтопрома и представителю Минобороны, а затем развернулись их пробеговые испытания.

Рассказ о том, почему «Урал» жигулёвский бензин пожирал
НАМИ-020 при испытаниях на бездорожье

Машины заказчику очень понравились, и в итоге было принято решение об организации их производства на Уральском автозаводе под индексом «УралЗИС-НАМИ».

В следующем году данное решение было окончательно закреплено Постановлением № 442 ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 апреля 1958 года, обязывающее завод выпустить в 1960 году первую производственную партию этих автомобилей – 300 штук.

Необходимо отметить, что еще при испытаниях ранних опытных образцов НАМИ-020 и 021 было установлено, что на предписанном заказчиком бензине А-70 двигатели ЗИЛ-Э129 работали с сильной детонацией, устранить которую удавалось лишь применяя автобензин А-74 (в те годы предназначенный только для правительственных ЗИС-110) или авиационный Б-70.

Но даже на этом бензине двигатель не смог развить указанную в ТЗ мощность – 180 л. с., а развивал лишь 153 л. с.

Дальнейшие ОКР по двигателю


Между тем зиловцы (ранее бывшие зисовцами) в те годы тоже не сидели без дела.

В ходе дальнейших поисковых работ над новым семейством двигателей они утвердились во мнении, что установка клапанов в ряд при шатровой КС существенно увеличивает гидравлическое сопротивление при входе смеси в цилиндр из-за снижения зазора между впускным клапаном и стенкой КС, что ухудшает степень наполнения цилиндра и, как следствие, снижает литровую мощность мотора.

Не желая возвращаться к исходной конструкции со сферической КС, инженеры решили отказаться от придуманной ими шатровой КС и применить клиновую. Что, по их мнению, должно пойти мотору только на пользу: в такой камере клапаны могут быть расположены более свободно, двигатель будет работать более мягко, облегчится доступ к свечам зажигания и появится возможность применения поршня с плоским днищем. А также, по их мнению, такая форма КС позволит снизить требование к антидетонационным качествам топлива.

Однако, как известно из исследований вышеупомянутого английского инженера Рикардо, в клиновой камере (по сравнению со сферической) из-за положения свечи, находящейся у самого края КС, существенно удлиняется путь распространения фронта пламени, следовательно, увеличивается риск возникновения детонации. И особенно неблагоприятно данный фактор проявляется в моторах с большим диаметром цилиндра.

В итоге на заводе сконструировали моторы второй опытной серии с клиновыми КС, где базовым являлся ЗИЛ-1Э130, а на его основе был изготовлен ЗИЛ-Э129Б, предназначенный для городского автобуса. Он развивал мощность 183 л. с. при 3 200 об/мин и крутящий момент 48,5 кгс-м при 2 000 об/мин. Чтобы снизить риск возникновения детонации, головки цилиндров были изготовлены из алюминиевого сплава, что должно было улучшить их охлаждение.

После дальнейших доработок мотор, получивший индекс ЗИЛ-3Э129, имел рабочий объём – 7 л, диаметр цилиндров – 108 мм при ходе поршня – 95 мм, степень сжатия – 6,5. И, по заверениям конструкторов, развивал всё те же магические 180 л. с. при 3 200 об/мин, но на бензине с октановым числом 76.

В двигателях ЗИЛ-3Э130 и ЗИЛ-3Э129 применялись одинаковые блоки цилиндров, клапанные механизмы и ряд других деталей, что позволяло заводу использовать унификацию для снижения производственных затрат. Но при одинаковой высоте КС этих двух моторов её ширина у ЗИЛ-3Э129 была больше, чем у ЗИЛ-3Э130, что делало мотор более склонным к детонации.

Данный двигатель, проходивший в документации Уральского завода им. Сталина как ЗИЛ-6Э129, был установлен на три опытных образца будущих «Урал-375», пока ещё проходящих под наименованием «УралЗИС-НАМИ-375», изготовленных по новым чертежам на УралЗИС в 1958 году в процессе доработки доставленного на завод автомобиля НАМИ-021.


Опытный образец «УралЗИС-НАМИ-375»

В ходе пробеговых испытаний выявились многочисленные поломки двигателей: вытягивание и обрыв головок выпускных клапанов (что ранее неоднократно выявлялось и при испытаниях на ЗИЛе), задиры и частичное выплавление шатунных вкладышей, обрыв шатуна.

Представитель ЗИЛ Л. С. Киселёв этот грандиозный провал порученного дела объяснил тем, что данный двигатель был инициативно изготовлен в КБ завода на базе экспериментальных образцов двигателей легковых автомобилей высокого класса ЗИЛ-111 исключительно с целью его установки на опытные городские автобусы ЗИЛ-129. В связи с выявившимися при испытании на ЗИЛе дефектами, изготовление экспериментальных образцов этих двигателей было прекращено (кстати сказать, и образцов автобусов тоже). В настоящее время завод приступил к изготовлению специально предназначенных для установки на автомобили «Урал-375» двигателей ЗИЛ-375.

Что вызывает разумный вопрос: а что же помешало конструкторам приступить к изготовлению «специального» двигателя несколькими годами ранее, учитывая, что ОКР по нему начались аж в 1954 году?

Одним словом, в ходе испытаний обнаружилось, что зиловские инженеры, согласно старой советской традиции, дали смежникам не то, что требовалось, а то, что имелось в наличии, да еще и не пригодилось им самим.

Результаты государственных испытаний были признаны неудовлетворительными, автомобиль оказался явно не готовым к постановке на производство, требовались дополнительные обширные доводочные конструкторские работы и ходовые испытания.

Но сроки поджимали, постановление правительства СССР никто отменять не собирался, и в итоге 31 декабря 1960 года заводчане всё же с горем пополам исхитрились выпустить первую «серийную» партию новых автомобилей в количестве 10 штук, собранных вручную в цехах опытного производства и названных «Урал-375».

Таким образом, задание партии и правительства хоть и не в полном объеме, но тем не менее всё же было героически выполнено.

А устранение многочисленных конструктивных и технологических недоработок, как это часто случалось в СССР, впоследствии затянулось на долгие годы…

«Урал» покоряет мир


Первые годы выпуска практически все грузовики направлялись в Советскую армию, да и разрабатывались по заданию военных. Поэтому машина получила ряд оригинальных конструктивных особенностей.

Кабина имела легкосъемный брезентовый верх.


А закрепленные на нижних шарнирах ветровые окна в случае необходимости укладывались на капот.


Опытный образец «Урал-375» с демонтированным верхом кабины

Соответственно и рамки боковых стекол были сделаны легкосъемными, а сами стекла – опускными.

Таково было требование заказчика, имеющее целью упрощение транспортировки автомобиля самолетами и снижение его высоты для удобства маскировки на местности.
На двигателе была установлена экранированная герметезированная система батарейного зажигания, что еще более увеличило его склонность к детонации.

Тому виной был распределитель Р102, не имевший вакуумного регулятора угла опережения зажигания УОЗ, что исключало автоматическое уменьшения УОЗ в случае быстрого роста нагрузки на двигатель. В те годы вакуумные регуляторы уже применялись во всех отечественных автомобилях (за исключением ЗИЛ-131, имевших такой же распределитель).

Двигатель на протяжении многих лет изготавливали в Москве на ЗИЛе.

Двухступенчатая раздаточная коробка (с числами 1,3; 2,15) обеспечивала возможность работы силового привода при отсоединенном переднем мосте (6х4), с мостом, включенным через несимметричный дифференциал (6х6), а также в режиме блокировки главного дифференциала (при эксплуатации на тяжелом бездорожье).

Автомобили оснащались штатной лебедкой, установленной в задней части рамы, с приводом от раздаточной коробки двумя карданными валами.

Для облегчения условий работы шоферов были применены необычные для советских грузовиков тех лет весьма полезные устройства: гидроусилитель рулевого управления и отопитель кабины.

Автомобили «Урал-375» предписывалось эксплуатировать на бензине марки А-76, который тот с удовольствием употреблял в огромных количествах.

По временным нормам 1965 года эксплуатационный расход топлива автомобилем должен был укладываться в 68 л на 100 км (контрольный расход 50 л на 100 км). Для примера: норма расхода бензина грузовиками ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157 в те годы составляла не более 40 л.

В начале 70-х годов, когда в преддверии массового выпуска новых легковых автомобилей ВАЗ, требующих высокооктановый бензин, в СССР было налажено производство АИ-93, армейские «Уралы» с целью окончательной победы в войне с детонацией перевели на эту марку топлива, а «гражданские» – оставили работать на А-76. Хотя впоследствии в инструкциях завод указывал возможность использования для различных модификаций двигателя ЗИЛ-375 или А-76, или АИ-93 (на выбор), а иногда только АИ-93. На АИ-93 грузовик должен был «вписываться» все в те же 68 л на 100 км.

Отсюда можно заключить, что использование бензина АИ-93 при разработке не планировалось и сложилось исторически в виде способа борьбы с детонацией.

Появление «Урал 375Д»


В конце 1964 года с главного конвейера Уральского завода начали сходить первые автомобили новой модели – «Урал-375Д», а выпуск прежней (ранее собираемой на опытном производстве) постепенно был прекращен.

Именно эту модель с индексом «Д» большинство людей называет «Урал-375», что в корне неверно, потому что новый автомобиль получил несколько существенных изменений и внешне отличался от предшественника.


Кабина теперь использовалась цельнометаллическая с двумя поворотными форточками. А в модернизированной раздаточной коробке отсутствовала возможность отключения переднего моста.

Таким образом, грузовик получил постоянно включенный полный привод на все ведущие мосты, и ветровые окна уже не откидывались вперед.

Необходимо отметить, что несколько лет после выхода нового «Урала» в различных автоизданиях машину часто называли «Урал-375» – без «Д».

Модель «375Д» стала базовой, другие модели с буквами «Т», «С», «А» и пр. являлись ее модификациями.

А мотор ЗИС-Э113, упомянутый в начале этой истории, долгие годы модернизировался, видоизменялся, и в итоге дал путевку в жизнь обширному семейству советских 8-цилиндровых V-образных двигателей, из которых базовым считался ЗИЛ-130. Они устанавливались на правительственном ЗИЛ-111, на грузовике ЗИЛ-130 и его модификациях, на автомобилях ЗИЛ-131 и ЗИЛ-133, «Урал-375» и «Урал-377».

А также он использовался на автобусах Львовского и Ликинского автозаводов, среди которых наиболее массовым стал ЛиАЗ-677, оснащенный практически таким же мотором, как и «Урал-375», только с «человеческим» прерывателем, имевшим вакуумный регулятор.
Что, впрочем, не избавляло этот двигатель от жуткой детонации, когда в часы пик битком набитый советскими гражданами автобус величественно отчаливал от конечной станции метро, чтобы затем развести по московским окраинам трудовой народ, отправлявшийся на заслуженный отдых по окончании очередного рабочего дня.


Используемая литература:
Анохин В. И. Отечественные автомобили. М., Машиностроение, 1968.
Бабкин Г. Ф. Автомобильный двигатель ЗИЛ-130. М., Машиностроение, 1973.
Голодовский Я. Е., Зайцев И. В., Лавров О. М. Грузовые автомобили высокой проходимости (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375). Военное изд. Минобороны СССР, М., 1968.
Гуреев А. А. Применение автомобильных бензинов. М., Химия, 1972.
История НАМИ 1918–2003, т. 2. М, Недра, 2006.
Карасев А. Казнить нельзя помиловать. Основные средства, № 10 / 2013.
Краткий автомобильный справочник НИИАТ за 1963, 1968, 1971, 1972, 1975, 1976 гг.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    3 февраля 2022 15:18
    Эх, вспомнились Лиазы, тёплые зимой, и с запахом бензина......добрая ностальгия good
    1. +12
      3 февраля 2022 15:40
      у нас по городу до сих пор несколько в строю
      1. +5
        3 февраля 2022 17:37
        Цитата: Maks Winter
        у нас по городу до сих пор несколько в строю
        В Амурске три года назад видел , носятся красавцы, говорят что ещё ездят. ЛиАЗы по городу хотя и меньше их уже стало. А Урал-375Д это конечно аппарат!!!! good good Хотя я до сих пор люблю ЗиЛ-131 и Стотридцатый. good drinks
    2. +5
      3 февраля 2022 15:45
      Да , с появлением Жигулей торговля АИ 93 пошла полным ходом .
      Получали талоны на высокооктановый , а ездили на 76 или на смеси .
      Даже на некоторых заправках в цистерны уже заливали смесь этих двух бензинов .
      Многие тогда набили карманы .
      Ошибка была конечно в том что не разработали дизель на большегрузные автомобили .
      1. -4
        3 февраля 2022 17:28
        Вот как Вы относитесь к людям, которые распускают слухи ничем не подтверждённые?!
        1. +7
          3 февраля 2022 17:37
          75 Сергей , вы наверное это не застали .
          Знаете поговорку : что написано пером , не вырубить и топором .
          Так вот , не верьте этой поговорке .
          Водители Урала получали 93 бензин , на чем ездили , другой вопрос .
          И даже если на Зил 130 ставили уральскую поршневую , то и они получали 93 бензин .
          Хотя не исключаю что на некоторых предприятиях выдавали и 76 .
          1. -2
            3 февраля 2022 17:55
            Вы это так утверждает, как будто сами получали. Я какой-никакой документ предоставил, представьте и Вы документ норм расхода ГСМ на Урал-375 АИ-93 или АИ-92, по которым бы происходило списание топлива, вы же знаете, что без этого выделение материалов и их списание невозможно. Ну хотя бы в интернете найдите.
            Нас учили в Институте ещё по Советским нормам и методичкам.
            1. +6
              3 февраля 2022 18:35
              Я работал водителем автобуса на предприятии , сам не воровал , сливали у меня с автобуса , и не один раз , но 76 бензин .
              Один раз слили столько , что я смену не смог доставить вовремя . Тут я сторожу вломил , предупредил , если еще раз замечу , пойду к директору .
              Прекратилось .
              А автомобиль я себе купил когда уже работал слесарем .
              Но знаю не по слухам как сливали бензин . И сам был свидетелем , но не заложишь ведь своих коллег шоферов . Или вы бы это сделали ?
            2. +3
              4 февраля 2022 03:21
              Цитата: 75Сергей
              АИ-93 или АИ-92

              Нет топлива под маркой АИ-92! Просто А-92. По крайней мере на АЗС.
              1. +1
                4 февраля 2022 11:52
                Цитата: неглавный
                Цитата: 75Сергей
                АИ-93 или АИ-92

                Нет топлива под маркой АИ-92! Просто А-92. По крайней мере на АЗС.

                Был раньше именно АИ-92. Хорошо этот момент запомнил т.к. в свое время обратил на это внимание (изменение названия) при очередной заправке авто.
                1. +5
                  4 февраля 2022 12:31
                  "Был раньше именно АИ-92"
                  раньше, т.е. в ссср бензин был аи-93
              2. +1
                4 февраля 2022 17:30
                Цитата: неглавный
                По крайней мере на АЗС.
                Очень авторитетный источник — вывеска на АЗС, ага. В Советском Союзе начала 80-х в продаже были в основном бензины А-72, А-76 (октановое число определялось моторным методом) и АИ-93 (исследовательский метод). Бензины с меньшими ОЧ ещё встречались, но считались уже «прошлым веком», а с большими ОЧ были в дефиците, хотя спортсмены для своих «заряженных» моторов и умудрялись доставать. Определение ОЧ товарных бензинов моторным методом где-то в начале 90-х почему-то закончилось, с тех пор на АЗС бензины исключительно АИ (не смотря на то, что «написано на заборе»). Старый добрый А-76 превратился в АИ-80, т.к. исследовательский метод даёт большую цифру для того же бензина. Тогда же на колонках прочно обосновались АИ-95 и АИ-98 с постепенной пропажей АИ-80 (А-76). В провальные времена «лихих 90-х» в связи с трудностями и на НПЗ тоже, вместо АИ-93 часто завозили АИ-91 и АИ-92. «А-92» — это отсебятина конкретной АЗС. Как в «Бриллиантовой руке»: «Кафе …лакучая ива».
            3. +1
              5 февраля 2022 17:32
              75 Сергей, Служил в армии водителем на "Урал-375А"МШ-ПШ, т.е. КУНГ на тягаче и КУНГ на прицепе. Заправка исключительно АИ-93, и никак иначе. Норма расхода ГСМ базовая -71,5/100км, плюс коэффициенты - 10% на прицеп,10% на езду в ходе колонне, 10% на бездорожье (полигон). В итоге почти 100л/100 км. P.S. Срочку служил после окончания ВУЗа , специальность "Эксплуатация и ремонт авто-тракторного парка", так что как заполняются путёвки и как списывается ГСМ, представление имею...
          2. +2
            4 февраля 2022 11:35
            На гражданке,да и в армии эти машины редко видели,что им прописали конструктора,А76 и все т никаких гвоздей,либо в армии этилированнный АИ93расход на транспортный Урал летом был за 70 литров около 80/100 км пути ,если в леса ,поля ,да на боевой с радиостанцией,там и за 100 литров просто в лет,летом еще и грелся не плохо,по сравнению с Уралом ,Зил 131,это была сказка.
      2. -4
        3 февраля 2022 17:33
        Вот книга 1968 года, издательство "Машиностроение" Под редакцией доктора технических наук Анохина В. И. "Отечественные автомобили"
        1. +13
          3 февраля 2022 18:15
          А в Руководстве по Урал 375Д от Минобороны
    3. +7
      3 февраля 2022 15:58
      Ага, задняя площадка за дверкой, за поручнем. Либо справа впереди перед остеклением кабины.
      1. +5
        3 февраля 2022 16:14
        Там ведь автомат коробка была, с таким свистом и лязгом переключалась, двери не закрывались до конца)))) но все равно-Родное smile помню ребёнком пропускал Икарусы, ждал эту "почехоту")))
        1. +4
          3 февраля 2022 19:55
          Там вроде гидротрансформатор с фрикционами был, свист - да, но откуда лязг?
          1. +5
            3 февраля 2022 20:20
            Как форумчане выше писали лязг вроде от карданов...но спутать его ни с чем невозможно)
            1. +4
              4 февраля 2022 11:55
              Цитата: Alien From
              Как форумчане выше писали лязг вроде от карданов...но спутать его ни с чем невозможно)

              Как будто банки металлические друг об друга бились... Не передаваемый звук и ощущения от езды))
            2. +2
              7 февраля 2022 09:15
              Мне запомнился ЛиАЗ своими рифлеными поручнями, очень ухватистые были и "кровать" справа от водителя покрытая стёганым дермонтином. good
        2. +6
          3 февраля 2022 20:21
          Цитата: Alien From
          двери не закрывались до конца))

          Просто не отрегулированы. Спецом так делали, чтоб они не примерзали.
          1. +1
            3 февраля 2022 20:25
            Забота о пассажирах, особенно лютой зимой) зато не пешком laughing может кстати ещё кто вспомнит, на задней площадке укачивало здорово некоторых граждан.......
            1. +6
              3 февраля 2022 20:29
              Цитата: Alien From
              Забота о пассажирах, особенно лютой зимой) зато не пешком

              Нормально. Недавно ехал на Газели, так водила попросил дверь на моторчике подтолкнуть, примерзла.... А в Лиазе пинком пнул,и вся недолга.
              1. +2
                3 февраля 2022 20:32
                С таким характерным пшиком вся эта недолга))))
                1. +6
                  3 февраля 2022 20:35
                  Цитата: Alien From
                  С таким характерным пшиком

                  Нормально... Компрессор ведь с воздушными камерами... Не ляктричество с проводками и моторчиком.
    4. +11
      3 февраля 2022 16:07
      Цитата: Alien From
      Эх, вспомнились Лиазы, тёплые зимой, и с запахом бензина......добрая ностальгия good

      А как волшебно этим ЛиАЗам давались затяжные подъемы.... Возвращаясь с дачи (ну тогда скорее земельный надел), был такой подъем километра 2,5-3, в переполненном автобусе он казался бесконечным и даже в то время, время малого количества машин собирал громадный хвост легковушек за собой. А обогнать этого " торопыгу" ну никак нельзя (двойная сплошная), а доблестное ГАИ в Советском Союзе взятки как и современные дорожники ни разу не брало, занимая в субботу-воскресенье эту золотую горку. Помню у отца в машине было расписание этого дачного маршрута, что бы подгадать время выезда :)
      1. AUL
        +9
        3 февраля 2022 18:15
        ЛИАЗ... Сколько я в нем бока себе мял, сколько новых выражений там услышал в час пик...
        Народное название этого чудо-изделия - "скотовоз".
        1. +3
          3 февраля 2022 20:44
          Цитата: AUL
          Народное название этого чудо-изделия - "скотовоз".

          Только народ не знал, что по комфорту этот скотовоз гораздо лучше, чем, например, желтенькие американские школьные автобусы.
          1. +4
            4 февраля 2022 11:27
            Наверное из автобусов первые в СССР получили пневмоподвеску , автоматическую трансмиссию и гидроусилитель руля,отсюда и плавность хода.
            1. -6
              4 февраля 2022 12:00
              Как то ехали в совхоз. Осень, дождик, водила жмет под 120... В общем, чуть не кувыркнулись. В кювет запрыгнули. Хороший автобус.
              1. +5
                4 февраля 2022 12:34
                "водила жмет под 120..."
                120? на ЛиАЗе ? по просёлку? вы ничего не путаете? форсаж, не?
                1. -3
                  4 февраля 2022 12:57
                  Цитата: аксельбант
                  120? на ЛиАЗе ? по просёлку?

                  По асфальту. Дорога отличная была, и не путаю я ничего, Икарусы догоняли. Я сидел на переднем сиденье справа. Занесло, водила молодой под девяносто градусов руль вывернул, в кювет бухнулись. Водилы постарше подскочили, ему в табло настучали. А наша класснуха сказала водиле : "Спас нас бог и ваша быстрая реакция".
                  1. +10
                    4 февраля 2022 13:13
                    "По асфальту. Дорога отличная была, и не путаю я ничего"
                    а ничего, что у него максималка 70 была, и с коробкой автомат её не сильно превысишь? ну максимум, 80, под горку
                    1. -5
                      4 февраля 2022 13:19
                      Цитата: аксельбант
                      а ничего, что у него максималка 70 была, и с коробкой автомат её не сильно превысишь? ну максимум, 80, под горку

                      Я смотрел на спидометр, и там было на сто дватцать. Я сам охренел, когда он разогнался. И Лиазик новенький был, чустволось, что прямо из под откатки.
                      1. +4
                        5 февраля 2022 02:01
                        "Я смотрел на спидометр, и там было на сто дватцать"
                        это вы сейчас про лиаз 677 говорите? из салона щиток приборов не виден, да и водитель тушкой всё перекрывает. а 120 на том спидометре- это на все деньги, ну никак лиаз столько выжать не мог, да и любой автобус отечественного производства. лиаз был городским автобусом, и потому у него максималка была 70, да быстрей он и не ездил
                      2. -4
                        5 февраля 2022 08:34
                        Цитата: аксельбант
                        лиаз был городским автобусом, и потому у него максималка была 70, да быстрей он и не ездил

                        Вот ездил, блин...
                      3. 0
                        5 февраля 2022 16:36
                        "Вот ездил, блин..."
                        ну, разве что, в ваших мечтах
                  2. +3
                    5 февраля 2022 08:12
                    Володя, впереди справа у него двигатель расположен, справа ты мог только лежать))
                    1. +1
                      5 февраля 2022 08:22
                      Ещё один... Бляха-муха, я имею в виду те сидушки, что справа от входа расположены были.
                      1. +1
                        5 февраля 2022 16:41
                        "Бляха-муха, я имею в виду те сидушки, что справа от входа расположены были"
                        ну и? может, вы в курсе, что у лиаз677 место водителя и двигатель были от салона перегородкой под потолок отделены были? макушку водителя вы видеть могли, если перегородка, как обычно было, не была завешена специальным пологом
                      2. 0
                        6 февраля 2022 01:01
                        У нас в поселке без перегородки ездил за спиной только оргстекло было, а в городе, да, стеклом отгорожено было. Видимо разные модификации были.
                      3. 0
                        6 февраля 2022 18:05
                        " нас в поселке без перегородки ездил за спиной только оргстекло было"
                        это у паз 652
                      4. 0
                        6 февраля 2022 03:44
                        Цитата: аксельбант
                        была завешена специальным пологом

                        Каким-таким пологом? Не было там ни хрена.
                      5. 0
                        6 февраля 2022 17:49
                        "Каким-таким пологом? Не было там ни хрена"
                        по вашему, занавеска называется
                      6. -1
                        6 февраля 2022 04:01
                        Цитата: аксельбант
                        может, вы в курсе, что у лиаз677 место водителя и двигатель были от салона перегородкой под потолок отделены были? макушку водителя вы видеть могли, если перегородка, как обычно было, не была завешена специальным пологом

                        Я очень даже в курсе. Как то магнитофон сл, и удирал от водилы...
                    2. +1
                      6 февраля 2022 00:56
                      Если я не путаю правее водителя впритык к двигателю ряд сидений был. Сидели там спиной вперед. Если сидеть вполоборота, как мы делали будучи пацанами, то спидометр можно и разглядеть. Хотя насчет 120км/ч, я тоже сомневаюсь, уж очень они медленно ползали.
                      А, не вспомнил!Между двиглом и передней дверью было сиденье, сидели там боком к ходу движения, лицом к водителю. Зимой к перегородке двигательного отсека прижмешься, тепло- лафа!
                      1. 0
                        6 февраля 2022 17:51
                        "Если я не путаю правее водителя впритык к двигателю ряд сидений был"
                        путаете, не было там никаких сидений
                        "А, не вспомнил!Между двиглом и передней дверью было сиденье"
                        а это у лаз 695, между водителем и правой дверью
                      2. -1
                        6 февраля 2022 17:51
                        Цитата: chimik70
                        Между двиглом и передней дверью было сиденье,

                        Там диван был.
                    3. +3
                      6 февраля 2022 09:47
                      Лиаз 677, двигатель ЗиЛ 375, в передней центральной части автобуса, слева от двигателя место водителя, отделённое от салона перегородкой от левого до правого борта автобуса. Справа от двигателя радиатор с заслонкой, направляющей горячий воздух от радиатора либо в шахту отопления салона автобуса, либо вниз на дорогу. Коробка передач 3-х ступенчатая, с гидротранформатором, с возможностью его блокировки. Передача момента от двигателя к КПП через карданный вал, от КПП через карданный вал с подвесным подшипником. (бутылочный звон при работе двигателя исходил от переднего карданного вала ввиду износа шлицов на удлинителе коленчатого вала и его фланце, а также ввиду износа тех-же шлицов на валу гидротрансформатора и его фланце) Передняя подвеска рессорная с гидравлическими амортизаторами, задняя с пневмобаллонами и регуляторами уровня пола. Привод дверей салона пневматический, управлялся через воздушный кран слева от рулевой колонки. Зачастую в АТП его переделывали на управление соленоидами. Выпускались варианты с двойным остеклением салона. Емкость бака 300 л, топливо АИ 93. Вентиляция салона через форточки остекления салона и через три люка в крыше автобуса.
                      Водители ветераны Лиаз 677 имели проблемы со слухом справа.
                      1. 0
                        6 февраля 2022 17:58
                        "бутылочный звон при работе двигателя исходил от переднего карданного вала ввиду износа шлицов на удлинителе коленчатого вала и его фланце, а также ввиду износа тех-же шлицов на валу гидротрансформатора и его фланце"
                        этот звон есть у любой двухвальной кпп-шестерни не фиксируются и цепляют друг друга торцами, оттого и звон. аналогичная история была у кпп ваз 2108, только звук был глуше. ещё раз говорю- никак не могли у всех лиазов изнашиваться карданы до такой степени, чтобы звенеть, шумела кпп
        2. +1
          8 февраля 2022 21:15
          Н
          ародное название этого чудо-изделия - "скотовоз".

          Вообще то Луноход.
          Скотовозами называли всё, что более жёсткое, типа ПаЗик или Кубанец.
      2. -2
        4 февраля 2022 03:19
        Зачем при СССР ГАИшникам брать взятки, если штрафов не было Просто не было. К правам выдавался талон предупреждений. И в нем дыроколом ставились дырки. За год допускалось 3 дырки. Потом права изымались. Требовалась пересдача ПДД.
        1. +1
          4 февраля 2022 11:15
          И двойной сплошной осевой не было,а за три просечки в талоне предупреждений,со сроком действия один год,лишение прав на 6 месяцев с пересдачей ПДД и вождения,ну там потом были варианты.
    5. +5
      3 февраля 2022 19:57
      В ЛАЗе теплее, на заднем диване, что над двигателем, 5-тиместном)
      1. +4
        4 февраля 2022 05:13
        Цитата: Azis
        В ЛАЗе теплее, на заднем диване, что над двигателем, 5-тиместном)

        Угу особенно в 30 градусную жару!!!
        Уже в 90-е на дизельных ЛАЗах был прикол с замёрзшей соляркой!
        А уж сколько этих и ЛИАЗоавских чудовищ я на толкался в гололёд в горку «пропихать». Только при курнешь, тебя тормашат - «вставай брат шлифуем» все мужское население автобуса вылазит из последнего и начинает дружно «тянуть бурлака». Как только водители не извращались избежать подобных осенних праздников. Лопаты и ведра с песком у запасного выхода была нормой.
        1. +3
          4 февраля 2022 11:21
          В этом не автобус виноват,а кто садился на заднее сидение,ха!?
    6. 0
      5 февраля 2022 00:04
      Я прошу прощения, в какой части ЛиАЗа было тепло зимой?
      1. +2
        5 февраля 2022 07:14
        Цитата: Михалыч 70
        Я прошу прощения, в какой части ЛиАЗа было тепло зимой?

        У последних, носивших погоняло в народе «скотовоз» была одна пачка на двоих! Так что водитель выбирал пустить тепло себе или пассажирам!!! Пассажиров в мороз могла спасти только склочная кондукторша, которая белила за человеколюбием шофёра!!!
      2. +1
        5 февраля 2022 12:47
        В любой, по сравнению с икарусом или в столице печки не включали laughing
        1. -1
          6 февраля 2022 12:32
          в, общем, это не ветка обсуждения ЛиАЗов. Поэтому: теплые были ЛАЗы. А в ЛиАЗах, особенно на задней накопительной площадке, где пол ходил сам по себе, а кузов сам по себе, и щели в дверях были в несколько пальцев, по определению зимой было холодно. А канал для обогрева по левому борту водители затыкали ещё в кабине. Справедливо полагая, что пассажирам ехать несколько остановок, а им целый день рулить. И. да. Бутылка с водой, положенная у лобового стекла, за минут 40 замерзала.
          По сему предлагаю вернуться к комментариям и обсуждению "УРАЛА".
        2. -1
          6 февраля 2022 17:57
          Цитата: Alien From
          печки не включали

          Воровали их в наглую. Как то забухали в гараже, 6 на 6, включили печку икарусную, так весь гараж протопили.
    7. +2
      5 февраля 2022 10:02
      Цитата: Alien From
      Эх, вспомнились Лиазы, тёплые зимой, и с запахом бензина......добрая ностальг

      А еще они были просторные. Хоть и гремели как сараи. Кстати, во Владивостоке не было ни одного Лиаза - только Икарусы. Хотя во всех других городах ДВ они были основными лошадками
  2. +23
    3 февраля 2022 15:26
    Почтим память ЗиЛа вставанием..
    1. +11
      3 февраля 2022 15:33
      Alien From (Alien From)
      Сегодня, 15:18

      Эх, вспомнились Лиазы, тёплые зимой, и с запахом бензина......добрая ностальгия.
      parusnik (Алексей Богомазов)
      Почтим память ЗиЛа вставанием.
      . присоединяюсь.. в ушах ,всё ещё "звон бутылок" в "Лиазе".
    2. KLV
      +5
      3 февраля 2022 15:56
      ... да и ЛиАЗов с их "бутылочными" звуками тоже.
      1. +8
        3 февраля 2022 16:50
        Цитата: KLV
        ... да и ЛиАЗов с их "бутылочными" звуками тоже.

        Гидромеханическая коробка передач на ЛИАЗе значительно отдалена от самого двигателя и находится между передним и задним мостом. Соединяется её первичный вал с валом двигателя аж через два карданных вала. Вот эти валы при вращении на холостом ходу без нагрузки и давали "бутылочный" звон.
        По поводу бензина. Для перехода с 93 на76 бензин ставили дополнительные прокладки между блоком и головкой, на "москвиче" ещё можно было поставить самодельные ввертыши под свечи. Часть москвичей шло в продажу на 76 бензине- сельский вариант. Да и некоторые Жигули шли на экспорт на 80 бензине, фермеры их там покупали, в Англии был аналог нашего 76 бензина. У меня была "четверка" из Англии на 80 бензине.
        1. -8
          3 февраля 2022 17:26
          Двигатель ЗиЛ375 работал с завода на бензине А-76.
          Этот двигатель ставился на Урал375, ЛАЗ"Турист" и т.д.
          1. +7
            3 февраля 2022 18:05
            Автор вообще-то и указал
            армейские «Уралы» с целью окончательной победы в войне с детонацией перевели на эту марку топлива, а «гражданские» – оставили работать на А-76

            А по поводу на каком бензине могут ездить машины. Наш базовский ГАЗ-66, тоже изначально под 76й заточен, потом начал на 80м, сейчас на 92м гоняет (институту так проще по закупкам) и всё без переделок, никаких проставок. А когда на заправке был ремонт колонки с 80/92 и работала только 95/ДТ заправили и 95м. Машина в горку летела, а мотор тихонько урчал, как спящий котёнок. Понятно, что злоупотреблять не стали, но тогда я подумал, какой же диапазон по октановому числу у этого движка.
            1. -5
              3 февраля 2022 18:17
              Сейчас все на АИ-93 ездят, плотность бензина не меняется, это давным-давно, когда бензин добывали методом прямой возгонки, но и то можно было получить А72, а реально был А66
              Речь идет про времена СССР, когда А-92/АИ-93 были в дефиците.
              1. Комментарий был удален.
            2. +1
              4 февраля 2022 11:45
              В 90х встретил партию Пазиков с эксперементальными моторами,обнаружили это,как всегда в России,зачем читать формуляры,после прогара межкольцовых перемычек на одном двигателе,поршни долго искали ,но пришлось просто заварить аргоном и проточить по новой канавки под кольца,поршней не нашли ,а поршни были облегченные с укороченной юбкой и выборкой в днище,прописано по формуляру,для работы на высокооктановом топливе от Аи93,все три автобуса тут же получили 93 бензин с поехали работать,но уже не долго им осталось...
        2. 0
          4 февраля 2022 12:36
          "Соединяется её первичный вал с валом двигателя аж через два карданных вала. Вот эти валы при вращении на холостом ходу без нагрузки и давали "бутылочный" звон."
          да хоть 10 валов. как вал(!!!) при вращении без нагрузки может издавать звон, тем более бутылочный?
          1. +2
            4 февраля 2022 18:39
            Элементарно, как раз на холостом ходу, болтается на разбитых шлицевых соединениях.
            А уж бутылочный он или как тут уж как кому слышится.
            Я слышал тонкий звон, видимо чашки грязезащиты на крестовинах болтались, они помнится на крестовине простым накерниванием крепились, разбалтывались и звенели.
            А что касается заправки то 375тые исключительно АИ-93 заправлялись, во всяком случае сколько я трубовозов не видел все на 93 ездили. И проходимость у них по болотам северным была сказочная, когда начали на уралы ставить дизеля проходимость стала... кака... зарываются дизеля, грунт режут
            1. -1
              5 февраля 2022 01:43
              "Элементарно, как раз на холостом ходу, болтается на разбитых шлицевых соединениях"
              даже на разбитом шлице, один раз клацнет, выберет зазор- и тишина. и что, у всех лиазов карданы разбиты были, если это характерный звук? может, дело всё таки в коробке было, или в трансформаторе?
              1. 0
                5 февраля 2022 11:23
                Каким образом он "клацнет, выберет зазор и тишина" ?? Речь идет о шлицевом соединении с помощью которого меняется длинна кардана при работе подвески и при другой необходимости.
                1. 0
                  5 февраля 2022 16:26
                  "Каким образом он "клацнет, выберет зазор и тишина"
                  элементарно, ватсон. в шлицевом соединении из-за выработки возникает зазор, при вращении, это зазор убирается, т.е. шлицы, под действием центробежных сил, прижимаются друг к другу, и зазор исчезает, при этом слышен щелчок, а потом тишина. так понятней?
                  1. -2
                    6 февраля 2022 04:06
                    Цитата: аксельбант
                    это зазор убирается, т.е. шлицы, под действием центробежных сил, прижимаются друг к другу, и зазор исчезает, при этом слышен щелчок, а потом тишина. так понятней?

                    Нет, ни не понятно.
                    1. 0
                      6 февраля 2022 17:47
                      "Нет, ни не понятно"
                      ну почитайте детали машин, там всё просто и понятно объясняется. ну можно еще поперечный разрез шлицевой части посмотреть любого кардана, там даже объяснять ничего не надо, и так всё видно
                      1. -1
                        6 февраля 2022 18:00
                        Цитата: аксельбант
                        ну почитайте детали машин,

                        Я читал их. Детали машин и механизмов...
                      2. +2
                        7 февраля 2022 14:26
                        Цитата: мордвин 3
                        Цитата: аксельбант
                        ну почитайте детали машин,

                        Я читал их. Детали машин и механизмов...

                        И всё-таки именно Детали машин. И Теория машин и механизмов (Тут Моя Могила). hi
                        Р. S. А звенят, разумеется, карданы, Вы абсолютно правы.
          2. 0
            5 февраля 2022 13:44
            Шлицы карданного вала как не крути имеют зазор между сопояшаемымт частями, сам карданный вал, это достаточно тонкостенныя труба, неравномерность работы двигателя вызывает удары шлицов друг о друга и этот звук усиливается трубой карданного вала.
            Для снижения этого эффекта, сейчас в трубу при сборке вкладывают плотную бумагу в виде свергнутого листа.
            Чем больше шлицевых соединений, тем сильнее этот эффект
            1. 0
              5 февраля 2022 16:33
              "неравномерность работы двигателя вызывает удары шлицов друг о друга и этот звук усиливается трубой карданного вала"
              на моей машинке-2 кардана, и уж в их болячках я разбираюсь достаточно хорошо. ни разу, ни при каких износах шлицев и крестовин бутылочного звона не было слышно, а вот щелчки- постоянно. это, кстати, характерный признак начала износа крестовин, шлицы изнашиваются гораздо реже.
              "Шлицы карданного вала как не крути имеют зазор между сопояшаемымт частями"
              про эвольвентный профиль слышали? это как раз для того чтобы шлицы не изнашивались
              1. 0
                5 февраля 2022 19:06
                Вы не забыли что мы говорим о карданах лиаза а не о космических кораблях laughing
                1. 0
                  6 февраля 2022 17:43
                  "Вы не забыли что мы говорим о карданах лиаза"
                  именно там и применяется эвольвентный профиль. вы что же думаете- шлицы на кардане зубилом вырубаются, вручную?
              2. -1
                6 февраля 2022 08:41
                На вашей машинке карданный вал стоит между КП и редуктором ведущего моста.
                Тут карданный вал стоит между двигателем и АКПП, т.е. вращается всегда при заведеном ДВС, как только пошла нагрузка, шлицы прижимаются только в одну сторону и звук пропадает.
                1. 0
                  6 февраля 2022 17:44
                  "шлицы прижимаются только в одну сторону и звук пропадает."
                  а я про что? только они и на хх точно так же прижимаются
                2. 0
                  7 февраля 2022 04:42
                  Цитата: 75Сергей
                  Тут карданный вал стоит между двигателем и АКПП, т.е. вращается всегда при заведеном ДВС, как только пошла нагрузка, шлицы прижимаются только в одну сторону и звук пропадает.

                  Двигатель стоит на подушках, коробка стоит на подушках, движение автомобиля только в идеале может быть равномерным и то не факт, да и звук возникал в основном на холостом ходу и при движении накатом перед остановками. И карданы лепились далеко не из лучших сортов стали, разбивало их только в путь...
                  И вообще, тема про Урал 375, а не про автобусы, автобусы это так, попутно.
  3. +5
    3 февраля 2022 15:58
    Спасиобо за статью. Каким-то теплом из прошлого повеяло.
    Были в подразделении такие Уралы. Морока с заправкой, да и бензин сливали внаглую (кто помнит, на баки вешали слепки)...
    Пофиг. Слепки есть - бензина нет. Есть ещё сливные пробки... lol
    Помню, мужик остановил нас, попросил «солярки» 10 литров. Мы ему говорим, что на бензине...Не поверил, пока бак не открыли...
  4. 0
    3 февраля 2022 16:18

    Рассказ о том, почему «Урал» жигулёвский бензин пожирал
    . Конечно вездеход ещё тот, но какая ж он "корова" ... ах да, ещё и в трамваи въезжает хорошо, сразу на пол салона!!!
  5. +4
    3 февраля 2022 16:44
    Убил бы того ирода, кто додумался ураловскую обшивку на восемь десятков саморезов ставить. Намучался я с ними.
    1. 0
      3 февраля 2022 18:18
      Тот болван, который мне минус поставил, попробывал бы сам в одиночку прикрутить обшивку Урала к крыше, прижимая её своим горбом, сверля отверстия, и саморезы закручивая.
  6. +1
    3 февраля 2022 16:46
    У меня сложилось впечатление ,что в СССР воровали и жульничали все если видели возможность. И это менталитет. Поэтому все разворовывают и сейчас, тоесть менталитет тот же остался ,так чему вы тогда удивляетесь,что все тащат в Лондон ?
    1. +7
      3 февраля 2022 17:06
      А никто и не удивляется. Просто возмущаются те кто не имеет возможности "тащить в Лондон"
      1. -3
        3 февраля 2022 17:40
        Цитата: ssergey1978
        Просто возмущаются те кто не имеет возможности "тащить в Лондон"

        Еще один. Вас, загребущих, под асфальт катать надо. Вместе с Лондоном.
    2. -2
      3 февраля 2022 17:20
      БРЕШУТ много, а вы слушайте.
    3. +5
      3 февраля 2022 17:29
      Цитата: l.Jensen
      У меня сложилось впечатление ,что в СССР воровали и жульничали все если видели возможность. И это менталитет.

      Чушь собачья. Это еще надо подсчитать, например, сколько я с работы унес, и сколько туда принес, заплатив из своих кровных.
    4. +1
      5 февраля 2022 13:48
      Не судите по себе, если сейчас на Украине так, то не значит, что в РСФСР было также, но конечно, в любом стаде есть паршивое овца.
  7. -16
    3 февраля 2022 17:15
    Урал 375 потребляли бензин А-76!!!!
    Книга "Отечественные автомобили", автор Анохин 1968г.
    Вот откуда вы такие берëтесь, лишь бы солгать, за использование на грузовике Аи-92/93 при СССР сослали бы далеко и надолго, тогда считали каждый чих.
    1. +6
      3 февраля 2022 18:21
      Ну зачем так эмоционально
    2. +5
      4 февраля 2022 08:59
      Откройте "Краткий автомобильный справочник НИИАТ" и прочтите о автомобиле. В издании 1985 г. указаны ДВА вида бензина : А-76 и АИ-93.
      Почему-то забыли о чудо-машине ЗиЛ-135!!!
      Там ДВА таких чудо-мотора ЗиЛ-375 !!!
      На бездорожье сие чудо кушало до 150 л / 100 км !
    3. +4
      4 февраля 2022 09:55
      Сергей, да угомонитесь вы уже

  8. -2
    3 февраля 2022 17:30
    Имхо, пытались передрать очередной штатовский кубатурник,
  9. +1
    3 февраля 2022 17:33
    Ух, и жрал же он бензин.... Как не в себя.
  10. +2
    3 февраля 2022 17:40
    работал на лиазе . ох бензин рекой лился а если закосишь круг хорошо в кармане. до сих пор помню 154 26 378 порядок работы. учился в сокольниках на кат Д еще кассы были
  11. +3
    3 февраля 2022 17:44
    Автору Спасибо!
    Пожалуй, нет более брутальный мордахи, боевого экстерьера чем у 375-го!(имхо,конечно). Более аскетичная кабина может быть только у "Шишиги'(ГАЗ-66)...
    Однако, уважаемый Автор, позвольте пару замечаний feel
    - думаю, стоило бы упомянуть о бензинах подробнее( об октановых
    числах,само заглавие статьи к этому располагает; методы оценки,- моторный,исследовательский... способы,степень возгонки...с годами это тоже менялось.);
    -в начале статьи при оценке характеристик ДВС(двигателей внутреннего сгорания)отсутствуют данные о крутящем моменте( позже,ниже,- появились).Согласитесь,-не совсем корректно,информативно...
    Надеюсь, сюда заглядывает и совсем молодые люди. которые,возможно, в силу сложившейся ситуации независящей от них, лишены достйного образования, но уверенные в том, что,скажем, легковушка со снаряженной массой около тонны с двиглом в " стописят кобыл"- полный отстой!
    Может тогда,без лишних нравоучений, хоть кто-то из них задумается: а как, м ука, полуторки с 50-ю "кобылами" ВОВ вывезли?!Как СССР на "Беларусях" с мощностью ВАЗ-2101 сельское хозяйство поддерживал и развивал?.... hi
    1. -1
      3 февраля 2022 20:09
      Может тогда,без лишних нравоучений, хоть кто-то из них задумается: а как, м ука, полуторки с 50-ю "кобылами" ВОВ вывезли?!Как СССР на "Беларусях" с мощностью ВАЗ-2101 сельское хозяйство поддерживал и развивал?....

      Угу ,клепать танки в кол-вах десятки тысяч единиц , а собственного моторостроения почти не иметь - копировали поголовно западное.
      Пример мотора под Урал -375 очень хороший пример - там по сути нужно было изначально не трогать родную полусферическую камеру сгорания и ВСЁ , и не было бы таких проблем ,ведь в результате опытов пришли к выводу , что все другие типы камер сгорания только увеличивают детонацию.
      И ведь продавили они этот двигатель нам для образца, да ещё и вложили в головы мысль ,что нужно обязательно с другой камерой сгорания,чтобы наши помучались. .)))
      Немцы так тех.документацию шифровали - сливали чертежи с намеренными ошибками ,чтобы противник выбросил свои ресурсы и человеко-часы ,на заведомо неработоспособное изделие. СССР такие сюрпризы Запад частенько подбрасывал.
      Промышленность не имеющая своей собственной линейки двигателей (от 1 литра и до морских двигателей) практически мертва и неконкурентноспособна,т.к именно двигатель задаёт облик и возможности машины . Не зная какой двигатель будет стоять в изделии, конструктор никогда не сможет создать выдающуюся машину.
      Яркий пример такого подхода сейчас - это Индия , а ранее - Рос.империя.
      Моторостроение - основной драйвер промышленности (наряду со станкостроением и электроникой), без их развития - нечего надеяться на статус сверхдержавы.
      1. +1
        3 февраля 2022 20:37
        С некоторыми Вашими заявлениями("криком души") соглашусь.
        Но, я ведь не об этом писал.
      2. 0
        5 февраля 2022 10:24
        Цитата: lucul
        Моторостроение - основной драйвер промышленности (наряду со станкостроением и электроникой), без их развития - нечего надеяться на статус сверхдержавы.

        Так у нас до сих пор нет необходимого количества двигателей - ни на корабли, на на самолеты, ни на автомобили. Даже нет на мотоблок или газонокосилку отечественного движка. Это извечная проблема страны
  12. +2
    3 февраля 2022 17:52
    А в моём заводском гараже в 70-е годы на единственный Урал установили ярославскую шестерку.Очень удачно получилось!
    1. 0
      4 февраля 2022 18:54
      На севере в 90тых тоже часто переделывали уралы375, ставили ЯМЗ 236, получалось неплохо но только пока на бездорожье не сьезжали.
  13. +7
    3 февраля 2022 20:24
    Цитата: 75Сергей
    Я какой-никакой документ предоставил, представьте и Вы документ норм расхода ГСМ на Урал-375 АИ-93 или АИ-92,

    Сергей, я вроде в статье писал, что для Урал-375 в разные годы рекомендовался бензин с разным ОЧ.
    Когда наладили выпуск АИ-93, то стали рекомендовать его.
    Скан стр. справочника НИИАТ 1982г. вас в этом убедит?
    [center]
  14. +7
    3 февраля 2022 20:58
    Цитата: 75Сергей
    Урал 375 потребляли бензин А-76!!!!
    Книга "Отечественные автомобили", автор Анохин 1968г.
    Правильно, потому что в 1968 г выпуск АИ-93 еще не развернули
  15. +5
    3 февраля 2022 21:17
    Цитата: A.A.G.
    Однако, уважаемый Автор, позвольте пару замечаний
    - думаю, стоило бы упомянуть о бензинах подробнее( об октановых
    числах,само заглавие статьи к этому располагает; методы оценки,- моторный,исследовательский... способы,степень возгонки...с годами это тоже менялось.);
    Для этого требуется писать совсем другую статью, еще более громоздкую, чем написанная.
    В принципе статья об истории отечественных автобензинов у меня практически закончена, но публиковать ее не вижу смысла в виду низкого интереса людей к этой теме да и данный ресурс для этого явно неподходящий
    1. +2
      3 февраля 2022 22:59
      публиковать ее не вижу смысла
      Топливо-кровь войны, поэтому статью было бы интересно почитать и она ,уверен,здесь вполне к месту. Тут, извините, про гиперборейцев и самогон из фекалий писали wassat .
  16. +2
    3 февраля 2022 21:37
    работал на УРАЛ-375,девяносто третий.По дороге 45 л\100 по бездорожью 70\100 лишнего не оставалось.Потом на 377 А-76 те же 45 +10 за прицеп
  17. -3
    4 февраля 2022 10:36
    В общем СССР это "былинная страна где жили люди с собачими головами и все было наоборот."

    Но сравниваться надо не с несостоявшимися достижениями СССР,, а с другими странами 21 века.

    Даже на закате, в 1988 СССР занимал место номер 26 по международному рейтингу качества жизни, а ныне РФ занимает место между 50 и 60. Но в 1988 народ был удручен, а сейчас все как бы.... счастливы. До жуткой степени.

    Современная публицистка с её натужным само-оплевыванием своей истории наводит на мысль о некой форме тяжкого психического извращения. До тошноты. До блевотины, потому до конца читать не стал......и другим не советую. Опасно для здоровья.
  18. +7
    4 февраля 2022 13:02
    Цитата: иван2022
    наводит на мысль о некой форме тяжкого психического извращения. До тошноты.
    Уважаемый, при написании статьи мной ставилась цель рассказать правду о том, как разрабатывался двигатель для будущего автомобиля Урал-375 и почему так получилось, что для него рекомендовался высокооктановый бензин АИ-93.
    В статье содержатся многочисленные технические подробности и приведен перечень 12-ти используемых источников тех. литературы, откуда извлечены приведённые сведения.
    На каком основании вы сделали вывод что статья есть "натужное само-оплевывание своей истории" для меня есть Великая Тайна.
    Впрочем, всем не угодишь, мнения должны быть многополярными love
    1. +3
      4 февраля 2022 13:58
      уважаемый автор, спасибо за интересную статью. и не обижайтесь на всяких недовольных (они и сами не знают чем собственно недовольны). я не нашел в статье ни охаивания СССР, ни мифов о "стране с собачьими головами". успехов вам
      1. +6
        4 февраля 2022 14:52
        Спасибо на добром слове, видимо скоро размещу на ВО еще одну свою статью автомобильной тематики
  19. +3
    4 февраля 2022 13:54
    Был у нас в совхозе Урал))) Отродясь никуда не ездил. Но выделяемый на него бензин осваивался до последнего литра))
  20. +6
    4 февраля 2022 14:59
    Цитата: мордвин 3
    По асфальту. Дорога отличная была,

    У ЛиАЗ-677 макс. скорость по "отличной дороге" была 70 км/ч, а тормозной путь со ск-ти 60 км/ч составлял 32 м smile
    120 км/ч это разве только с горы при хорошем попутном урагане
  21. Eug
    0
    4 февраля 2022 16:04
    У нас в полку на ГППР было 2 автокрана на базе Урал-375Д. Во время регламента (раз в полгода) БК, хранящегося на позиции, очередь к начальнику с канистрами за 93-м бензином была больше, чем в Мавзолей.
  22. +1
    4 февраля 2022 18:54
    Аж ностальгия)) Учился в 1993 году в этой автошколе ДОСААФ на Шмитовском проезде. Запомнился вечно под шофе Мостаков, который нам устройство машины преподавал, очень интересно))) Типа вы вот двигатель, перечислит все навесное, а потом говорит, вы не слесари, больше вам не надо laughing
    Потом после него у нас вел дедуля какой то, фамилию не вспомню, вот тут тетрадь на 24 листа исписал всю. Он любой урок, хоть по теме заднего моста, начинал с того что вставляешь ключ в замок зажигания, ток от + батареи идет на втягивающее реле стартера .... и так всё по порядку, пока до заднего моста не дойдешь, а потом он только начинал его устройство рассказывать. Руки отваливались после его занятий crying Зато потом понял как это пригодилось, когда машину всю вдоль и поперёк знал. good
  23. 0
    4 февраля 2022 22:27
    Цитата: frolishe
    Аж ностальгия)) Учился в 1993 году в этой автошколе ДОСААФ на Шмитовском проезде.
    точно, именно там она и находилась.
    У нас преподом был Демиховский Саул Федорович.
    Толковый был дядечка, он потом в 1989 г книгу издал Легковые автомобили в соавторстве с Шестопаловым.
    Я учился на ЗИЛ-131, и на нем же потом пришлось поездить в СА
    Да.. молодость-молодость winked
  24. 0
    5 февраля 2022 13:54
    Хорошая статья познавательная, как "ТМ" прочел...
    Однако у автора какое-то предвзятое отношение к "зиловцам", а ведь в ее КБ был разработан КАМАЗ....
  25. +1
    5 февраля 2022 15:00
    Цитата: Лара Крофт
    Хорошая статья познавательная, как "ТМ" прочел
    Стараюсь возродить жанр "научно-популярная литература"

    Цитата: Лара Крофт
    у автора какое-то предвзятое отношение к "зиловцам"
    вы преувеличиваете -
    Речка, небо голубое —
    Это все моё, родное.
    Это Родина моя,
    Всех люблю на свете я!
    laughing hi
  26. 0
    5 февраля 2022 20:32
    Точно бензин хавал не по детски. В Заполярье для простоты работы при сильных морозах такая техника спасение. Ну мы в армии и пользовались моментом. На кабине с левой стороны сзади располагался бак литров на 30 мы всегда держали там запас и при выезде пользовались моментом, заедешь в гаражи и сразу как "Крез" богат.
  27. 0
    6 февраля 2022 11:57
    Цитата: chimik70
    Если я не путаю правее водителя впритык к двигателю ряд сидений был. Сидели там спиной вперед.
    не так.
    Короче, входишь в пер. дверь автобуса, заворачиваешь направо, там паралельно продольной оси автобуса находилось трехместное сиденье, где пассажиры ехали правым боком по ходу движения.
    Тот, кто сидел впереди, повернув голову направо, мог смотреть вперед и наблюдать за действиями водителя.
    Я по возможности всегда старался сесть именно там, но насколько помню с этого места щиток приборов не просматривался и определить с какой ск-ю едет автобус, не представлялось возможным.
    А за спиной водителя, или точнее за перегородкой, было двухместное сиденье, расположенное поперек оси автобуса и пассажиры ехали лицом вперед.
    Но что творится впереди они обычно не видели, т.к. водилы часть перегородки за спиной обычно закрывали бумажными плакатами или тканью.
    Левое место на этом сидении было самое теплое, потому что пассажир прижимался левой ногой к коробу воздуховода где шел горячий воздух от отопителя.
    Поэтому мы зимой обычно стремились попасть на это сиденье, а летом на трехместное.
    Движок располагался справа от водителя и рев от него исходил жуткий, водилы его обычно закрывали всякими коврами и пологами, но помогало мало.
    Ну и летом в кабине был Ташкент, потому что остекление как в аквариуме, а форточки в правом окне кабины насколько помню не было
    ЛиАЗ-677 был жуткой жутью, и пересевшие с него на Икарусы водилы говорили что попали в рай
    1. 0
      6 февраля 2022 20:23
      Цитата: Lewww
      ЛиАЗ-677 был жуткой жутью, и пересевшие с него на Икарусы водилы говорили что попали в рай

      Угу... А так же печки уволокли....
  28. 0
    6 февраля 2022 12:06
    Цитата: Severok
    Коробка передач 3-х ступенчатая, с гидротранформатором,
    У ЛиАЗ-677 АКПП была двухступенчатая, 2-я пер. прямая. Отсюда и столь низкая максималка - 70 км/ч
    Соответственно была передача заднего хода.
  29. Комментарий был удален.
  30. Комментарий был удален.
  31. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»