Преимущества и потенциал судна «Хаска-10»

27

"Хаска-10" на форуме "Армия-2020"

Продолжается разработка перспективного судна на воздушной подушке «Хаска-10». Этот многоцелевой транспорт с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками создается для использования в высоких широтах и должен обеспечить перевозку пассажиров и различных грузов. В первую очередь, судно предназначается для гражданских заказчиков, однако интерес к нему проявляет и военно-морской флот.

Транспорт для Арктики


В течение нескольких последних лет министерством промышленности и торговли осуществляется программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». В начале 2018 г. в рамках этой программы была запущена опытно-конструкторская работа по созданию многофункционального судна на воздушной подушке с шифром «Хаска-10».



Контракт на разработку проекта и последующее строительство новых судов получило АО «Рыбинская верфь», входящее в состав концерна «Калашников». Проектно-конструкторский отдел завода достаточно быстро справился с поставленными задачами и подготовил первый вариант проекта.

Уже в начале 2020 г. стало известно о запуске строительства первого судна «Хаска-10». Сообщалось, что работы ведутся в рамках кооперации. Основные мероприятия оставила за собой «Рыбинская верфь», а сборку части конструкций поручили соседнему заводу «Вымпел».


В августе того же года готовое судно впервые показали специалистам и публике на форуме «Армия-2020». Опытный образец закономерно привлек внимание, причем не только российских структур. Сообщалось, что новым судном заинтересовались зарубежные страны, заинтересованные в получении многоцелевого водного транспорта. Вследствие этого руководство концерна «Калашников» назвало «Хаску-10» одной из наиболее перспективных разработок с точки зрения экспорта.

Работы продолжаются


ОКР «Хаска-10» все еще продолжается, и в ее рамках проводятся различные мероприятия. Последние новости проекта стали известны на днях. 31 января телеканал «Звезда» показал очередной выпуск программы «Военная приемка», темой которого стали современные российские суда на воздушной подушке. Одним из «героев» передачи стал проект «Хаска-10».

В рамках перспективного проекта до сих пор проводятся различные научные исследования. Так, «Военная приемка» показала испытания модели судна в бассейне Крыловского государственного научного центра. Там ведется отработка конструкции подводной части корпуса и скегов. По результатам исследований были предложены определенные доработки конструкции, направленные на повышение ее характеристик.

Также показали некоторые детали конструкции и процесса сборки судна на «Рыбинской верфи». В кадр попали ферменные конструкции днища корпуса, элементы надстройки перед монтажом на корпус и т.д. Кроме того, прозвучали любопытные заявления о перспективах проекта.


Ранний вариант облика судна

Генеральный директор предприятия Сергей Антонов напомнил, что «Хаска-10» разрабатывается по заказу Минпромторга в качестве гражданского транспорта. Однако интерес к этому проекту проявляет и военно-морской флот. Многоцелевое транспортное средство с высокими ходовыми характеристиками, способное работать в широком диапазоне условий, может найти место в вооруженных силах.

Впрочем, подробная информация о коммерческих перспективах, о наличии заказов и т.д. пока отсутствует. Также не уточняется, когда будут завершены текущие этапы проекта и начнутся полноценные испытания опытного судна. Соответственно, неизвестны и сроки запуска серии с последующей передачей готовых изделий заказчикам.

Особенности и преимущества


«Хаска-10» представляет собой многоцелевое судно на воздушной подушке, в конструкции которого используются новые для нашей промышленности решения. Впервые в отечественной практике на судне таких размеров и водоизмещения применяется ограждение воздушной подушки на основе гибких скегов. Эта особенность корпуса дает заметные преимущества перед судами иных конструкций.

Судно строится на основе плоского корпуса с вертикальными бортами, напоминающего катамаран. Сверху на таком корпусе монтируются надстройки с рубками, двигательными отсеками и другим необходимым оснащением. На палубе между надстройками помещается полезная нагрузка. В носовой и кормовой частях палубы предусмотрены рампы для погрузки или заезда.


Актуальная версия

На бортах корпуса закрепляются гибкие скеги – резинотканевые баллоны большого удлинения. На носу и корме между жесткими элементами корпуса находится гибкое ограждение воздушной подушки. Подобная конструкция ограждений позволяет создавать подушку с необходимыми параметрами. Одновременно с этим новая конструкция бортовых агрегатов улучшает курсовую устойчивость судна: боковой ветер не мешает его движению.

Проект предусматривает использование двух двигателей мощностью по 1500 л.с. При помощи особой трансмиссии их мощность должна распределяться на подъемные вентиляторы и маршевые винты. Расчетная максимальная скорость с такой силовой установкой достигает 40 узлов. Дальность плавания – 400 миль с автономностью 3 суток.

Размеры палубы позволяют перевозить различную полезную нагрузку – автомобили, в т.ч. грузовые, контейнеры и поддоны и т.д. Возможна разработка пассажирской кабины в виде отдельного модуля. В целом способы применения и решаемые задачи судна зависят только от потребностей и пожеланий эксплуатанта.

Сферы применения


«Хаска-10» имеет особые ходовые характеристики, обусловленные применением воздушной подушки. При этом оно способно перевозить широкий спектр грузов общей массой до 10 т. Эти и другие особенности конструкции позволяют судну эффективно решать транспортные задачи разного рода в различных регионах.


Согласно изначальным планам Минпромторга, перспективное судно должно работать в Арктике и обеспечивать перевозку людей и грузов. Также упоминалась принципиальная возможность применения «Хасок-10» на морских и речных транспортных линиях Дальнего Востока, Сибири и Волго-Камско-Балтийского региона. Во всех случаях суда должны вносить заметный вклад в логистику и положительно влиять на развитие промышленности и экономики.

Сообщается, что на проект обратил внимание ВМФ России. Он заинтересован в получении новых транспортных средств для Крайнего Севера, в т.ч. для его районов с неразвитой инфраструктурой. Гендиректор «Рыбинской верфи» упомянул, что «Хаска-10» может перевозить различные образцы армейской техники, в т.ч. бронеавтомобили «Тигр». При этом ясно, что применение в качестве боевой единицы исключается.

Как показали предыдущие выставки, судно на воздушной подушке интересно и зарубежным странам. Представители нескольких государств обратили внимание на «Хаску-10», и в будущем это может привести к старту переговоров по новым контрактам. Предполагается, что такое судно имеет большой коммерческий потенциал. При этом судно сможет продемонстрировать свои возможности не только в Арктике, но и в других регионах.

С прицелом на будущее


Судя по последним сообщениям, проект «Хаска-10» все еще находится на стадии разработки. Продолжаются необходимые исследования, но при этом начато строительство первых судов. Все это показывает, что в обозримом будущем проект будет завершен и готов к полноценной серии в интересах тех или иных заказчиков.

Когда, кто и в каких количествах закажет новые отечественные суда на воздушной подушке, пока не известно. Однако проект имеет большой коммерческий потенциал, и серийные образцы могут разойтись по стране и попасть за рубеж. При этом круг потенциальных покупателей постепенно расширяется – и это обязательно скажется на реальном портфеле заказов.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    3 февраля 2022 06:04
    Сбываются мои давние мечты! О перспективах использования АВП на гражданке я рассказывал в далёком 1998 году учителям географии моего города! *Подушечники*- одна из моих давних привязанностей!
    1. +6
      3 февраля 2022 06:36
      Перечисляя верфи автор забыл упомянуть судостроительный завод «Вымпел» на котором все это строится. "Предприятия помогают друг другу, используют свои сильные стороны и умения, чтобы создавать прорывные разработки», – сообщил Вадим Собко директор завода. Прорывные разработки Рыбинска и концерна Калашников заключаются в умении получать заказы в Минпромторге?
      И еще вопрос - что за двигатели по 1500 лс установлены на этом судне?
      1. +4
        3 февраля 2022 06:55
        Цитата: Deck
        Перечисляя верфи автор забыл упомянуть судостроительный завод «Вымпел» на котором все это строится.

        Откуда тогда я прочитал?
        Сообщалось, что работы ведутся в рамках кооперации. Основные мероприятия оставила за собой «Рыбинская верфь», а сборку части конструкций поручили соседнему заводу «Вымпел».
    2. +1
      3 апреля 2022 16:30
      А моя привязанность- пневмогусеницы. И старый журнал : http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1982-07--num11
  2. 0
    3 февраля 2022 06:04
    Мы возвращаемся на "севера" и подобный транспорт нужен. Интересует другое. Подобное будет на новых "Рогове" и "Митрофанове"?
    1. +2
      3 февраля 2022 06:17
      БДК с такими названиями возвращаются? А *Николаев*? На первых *Рогове* и *Николаеве* двоюродный брат служил! На *Николаеве* в Анголу ходил!
      1. 0
        3 февраля 2022 06:23
        Поинтересуйтесь по строящихся в Керчи БДК. Звучали именно эти названия
    2. 0
      3 февраля 2022 10:39
      Вы имеете в виду УДК Рогов и Москаленко?
  3. +2
    3 февраля 2022 08:05
    10 тон, что то маловато совсем.
  4. -1
    3 февраля 2022 08:21
    ...При помощи особой трансмиссии их мощность должна распределяться на подъемные вентиляторы и маршевые винты...
    . Скорее всего это слабое звено, долгой и надежной работы не ожидается. Для кардинального устранения этого недостатка необходимо перейти на электродвижение. Правда переход на электродвижение тянет за собой проблему в виде работы электродвигателя на винт. Казалось бы, что уход от одной проблемы приводит к другой. Однако решение последней проблемы есть, и оно состоит в отказе от традиционного подхода к построению системы «электродвигатель-винт». Но это уже другой технологический уровень, новое поколение электродвигателей, которое еще необходимо создать. И здесь вступает правило: кто не успел, тот опоздал...
    1. +9
      3 февраля 2022 08:55
      Но это уже другой технологический уровень, новое поколение электродвигателей, которое еще необходимо создать. И здесь вступает правило: кто не успел, тот опоздал...
      Неужели Гридасов свой ник сменил?
      1. +2
        3 февраля 2022 14:30
        Очень похоже.
  5. +4
    3 февраля 2022 10:08

    Мы что пошли по стопам Китая ? Стали копировать LANDING CRAFT AIR CUSHION TYPE LCAC (USA)
    Куда подевалась наша конструкторская школа ? Современные манагеры рулят
    1. +7
      3 февраля 2022 10:28
      Цитата: APASUS
      Мы что пошли по стопам Китая ? Стали копировать LANDING CRAFT AIR CUSHION TYPE LCAC (USA)
      Куда подевалась наша конструкторская школа ? Современные манагеры рулят

      А какие ещё варианты могут быть при проектировании СВП с загрузкой/выгрузкой с носа и кормы и максимальной весовой отдачей?
      1. +4
        3 февраля 2022 12:05
        Цитата: Alexey RA
        А какие ещё варианты могут быть при проектировании СВП с загрузкой/выгрузкой с носа и кормы и максимальной весовой отдачей?

        Вариантов сотни ,я уже не говорю о конструкторской мысли


        Надо учесть еще ,что пол страны нашей находиться за полярным кругом .Это не США где снег лежит на Аляске ,а в остальной территории, только по праздникам
        1. +7
          3 февраля 2022 14:35
          Цитата: APASUS
          Вариантов сотни ,я уже не говорю о конструкторской мысли

          Так закрытая платформа - это ограничение по высоте перевозимого груза и уменьшение полезной нагрузки из-за увеличения массы пустой машины.
          1. 0
            4 февраля 2022 12:39
            Цитата: Alexey RA
            Так закрытая платформа - это ограничение по высоте перевозимого груза

            Это готовая конструкция на фото, а высоту можно сделать любой
            Цитата: Alexey RA
            уменьшение полезной нагрузки из-за увеличения массы пустой машины.

            Справочник полимеров вам в помощь
    2. +1
      3 февраля 2022 12:27
      Манагер и откат форэва и онли итс ё лайф ска век свободы не видать в натуре.
    3. +3
      3 февраля 2022 22:32
      Не важно, что используют для проекта свои идеи, или чужие! hi Главное дело делается и результат есть, всё остальное второстепенно bully
      Хорошая новость в том что наши Российская компания, для решения своих задач, привлекает российских разработчиков и производителей, а не тупо покупает оборудование за границей good
  6. +2
    3 февраля 2022 11:40
    В отличии от экранопланов у судов на воздушной подушке есть своя ниша и перспективы.
    1. 0
      3 апреля 2022 16:50
      Для хождения по воде были и колёсные варианты. :) Что было бы нестандартно и интересно.
  7. +4
    3 февраля 2022 11:49
    Чтобы скомпенсировать недостатки присущие СВП, можно продумать вариант использования ядерной силовой установки.
    Каковы могут быть возможности такого крупнотоннажного корабля?
  8. +5
    3 февраля 2022 12:25
    Мдя, времена технической красоты Зубров видимо прошли, Какой примитивизм, коробка на шарике.
  9. +2
    3 февраля 2022 12:34
    Честно говоря ещё не одного видео не видел с данным аппаратом в работе, буквально 4 дня назад смотрел видео про СВП, про хаски только пказ сборки перевозки, и видюшки о том как оно всё может.
  10. +3
    4 февраля 2022 12:24
    Самоходные баржи на воздушной подушке - прекрасное средство для "сшивания" логистических цепочек море-суша. На перспективность этого указано, например, в книге "Суда и судоходство будущего" Р. Шёнкнехт, Ю. Люш, М. Шельцель, Судостроение 1981. И полностью согласен с Alexey RA,
    "А какие ещё варианты могут быть при проектировании СВП с загрузкой/выгрузкой с носа и кормы и максимальной весовой отдачей?".


    Это же не корабль, а "межсредный челнок", его функции минимальны - максимально легко и быстро принять на борт любую полезную нагрузку (сверху - подъемным краном, горизонтально - по аппарелям), быстро доставить, выгрузить и уйти обратно.

    Военном применении их работа обеспечивать быструю переброску грузов между кораблями-транспортами и берегом, максимально сокращая самую опасную фазу высадки в полосе прибоя и топтание в топкой береговой полосе, обеспечивая стандартной (!) сухопутной технике, грузам и людям сход сразу на сушу. По-моему, широкое их применение позволит избавиться от необходимости создавать специальную "плавающую" технику, - способную не просто не спеша преодолеть водную преграду (реку или озерцо) - , но передвигаться по морю быстро и маневренно, не повредив ходовую часть об острые коралловые рифы, скальные выступы и не увязнув на топком берегу.

    В военном исполнении хорошо-бы защитить экипаж и механизмы, размещенные на палубе баржи в габаритных надстройках, от к/к пуль, осколков (если это возможно, я бы вообще применил "блинную" компоновку агрегатов - для снижения бокового профиля). И снабдил бы десантную баржу не только толкающими воздушными винтами, но и водометными движителями Гамильтона - для скоростного маневренного перемещения по воде и мелководью. А воздушные винты использовать при передвижении по пляжу, болоту, льду.
    1. +3
      4 февраля 2022 12:45
      Цитата: grumbler
      Самоходные баржи на воздушной подушке - прекрасное средство для "сшивания" логистических цепочек море-суша.

      Сразу вспоминается проект 10620 - ледокольно-транспортные суда-снабженцы типа "Витус Беринг", на которых для разгрузки на необорудованный берег имелись два вертолёта и две грузовые платформы на воздушной подушке.
      1. +1
        4 февраля 2022 14:29
        Логично (за что вам минус кто-то влепил ? - скомпенсировал своим плюсом :)