Новый вымпел специального назначения: «Евгений Горигледжан» выходит на испытания

26

Проектный облик судна пр. 02670

После нескольких лет строительства и преодоления трудностей спущено на воду и выведено на заводские ходовые испытания новое океанографическое исследовательское судно «Евгений Горигледжан» пр. 02670. В ближайшее время оно пройдет все необходимые проверки и будет передано заказчику в лице Главного управления глубоководных исследований министерства обороны. Этому судну предстоит стать очередным инструментом для решения исследовательских и специальных задач.

Из буксиров в науку


История океанографического исследовательского судна (ОИС) «Евгений Горигледжан» восходит к началу восьмидесятых годов. В 1983 г. в Польше по советскому заказу был построен спасательный буксир «Нефтегаз-4» пр. В-92. Позже он был передан ВМФ СССР и в течение нескольких десятилетий нес службу в исходном качестве. По мере продолжения службы буксир менял обозначения, пока не стал МБ-305.



В первой половине десятых годов было принято решение перестроить МБ-305 в ОИС нового проекта для ГУГИ. Предполагалось, что использование имеющейся платформы упростит и ускорит строительство специального судна. После запланированного капитального ремонта и доработки корпус ледового класса и другие конструкции могли бы продолжать службу еще 20-25 лет.


Корпус бывшего буксира во время закладки ОИС, 19 марта 2016 г.

Проект перестройки буксира в ОИС был разработан в ЦМКБ «Алмаз» и получил индекс «02670». Выполнение работ поручили Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь». В середине десятилетия завод приступил к подготовке буксира к будущим работам. С судна удалили надстройку и другие лишние агрегаты, сняли лакокрасочное покрытие и т.д.

Долгое строительство


19 марта 2016 г. на «Янтаре» состоялась церемония закладки будущего ОИС. Новый вымпел был назван в честь Евгения Алексеевича Горигледжана (1934-2014) – генерального конструктора специальных атомных подлодок разработки ЦМКБ «Алмаз».

Согласно планам того времени, работы должны были занять менее двух лет. Передача ОИС заказчику была запланирована на 2017 г. Тем не менее, эти планы выполнить не удалось. Проект перестройки столкнулся с некими трудностями, характер которых до сих пор достоверно не известен. Из-за них темп работ сократился, а в конце 2018 г. проект пришлось приостановить. Осенью 2019-го недостроенное океанографическое судно спустили на воду и отвели к причалу, что позволило освободить стапель для другого заказа.


Спуск судна на воду, 25 декабря 2020 г.

На фоне этих событий ГУГИ и судостроительная промышленность искали выход из сложившейся ситуации. По итогам этих мероприятий в январе 2020 г. появился дополнительный контракт на завершение строительства. Он уточнял условия проведения работ и назначал новые сроки их завершения – 2021 г.

Вскоре после появления нового контракта «Евгений Горигледжан» вернулся на стапель для продолжения работ. Официальный спуск судна на воду состоялся 25 декабря 2020 г. Его отвели к причальной стенке для достройки и подготовки к будущим испытаниям. Основные мероприятия были завершены в первые месяцы прошлого года. В начале июня сообщили о старте швартовных испытаний.

В августе прошлого года НПО «Винт» из состава Центра судоремонта «Звездочка» завершило испытания и передало «Янтарю» т.н. комплекс обеспечения движения и маневрирования для нового ОИС. Выдвижная колонка и подруливающие устройства для «Евгения Горигледжана» были разработаны «Винтом» в сотрудничестве с «Алмазом», причем работы заняли всего год.

Согласно некоторым предположениям, пр. 02670 изначально предусматривал использование иностранного комплекса обеспечения движения, но поставки таких изделий оказались невозможными. Это привело к необходимости разработки собственных агрегатов, а также к смещению сроков строительства и сдачи ОИС заказчику.


"Евгений Горигледжан" у достроечной стенки, 2021 г.

В дальнейшем был выполнен монтаж всех новых агрегатов, после чего состоялись новые испытания и прошла подготовка к выходу в море. 26 января 2022 г. завод «Янтарь» сообщил, что накануне «Евгений Горигледжан» совершил переход из заводской акватории в порт Балтийска. Экипаж судна и сдаточная команда завода заняты подготовительными мероприятиями, и скоро состоится первый выход в море на заводские ходовые испытания.

Запланировано несколько испытательных выходов, во время которых ОИС должно подтвердить расчетные характеристики. Также, возможно, проверку пройдет целевое оборудование судна. По итогам всех этих мероприятий его передадут заказчику. Дата сдачи пока не объявлена, но это может состояться уже в текущем году.

Ранее ГУГИ сообщало, что «Евгений Горигледжан» войдет в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности станут Черное и Средиземное море, а также Атлантический океан. При этом ходовые и иные характеристики позволят ему работать и в других районах, помогая прочим флотам.

Для специальных задач


По известным данным, в ходе строительства нового исследовательского судна готовый корпус буксира в целом был сохранен. На нем установили новую надстройку иной конструкции, что позволило высвободить дополнительные площади на палубе. Они предназначены для размещения разнообразных грузов, таких как подводные аппараты или специальное оснащение.


Судно отправляется в Балтийск, 25 января 2022 г.

ОИС пр. 02670 имеет длину 81 м при максимальной ширине 16 м. Водоизмещение – 4 тыс.т. Собственный экипаж судна будет составлять 32 чел. Также предусмотрены места для 25 чел. научного персонала, отвечающего за эксплуатацию специального оснащения.

Тип главной энергоустановки и использованные агрегаты неизвестны. В состав комплекса обеспечения движения и маневрирования от НПО «Винт» входят выдвижная поворотная колонка ВПК500 и два подруливающих устройства ПУ130Ф. С их помощью судно сможет показывать достаточно высокие ходовые и маневренные характеристики, а также сохранять заданное положение при проведении работ.

Сообщалось, что «Евгений Горигледжан» станет носителем разнообразной научной аппаратуры. При этом точный состав подобного оснащения, по понятным причинам, не раскрывается. Известно, что на борту будут присутствовать обитаемые глубоководные аппараты типа «Консул» или «Русь» и спасательные аппараты «Бестер». Для работы с ними и с другими грузами на палубе имеются подъемные краны.


По официальным данным, новое ОИС предназначено для проведения подводно-технических работ, экологического мониторинга, исследований придонного слоя, а также для участия в поисково-спасательных операциях. Однако нужно отметить, что судно предназначается для ГУГИ – особой структуры Минобороны со специальными задачами. Из этого следует, что функции «Евгения Горигледжана» гораздо шире названных. Все возможности и полный потенциал судна засекречены и вряд ли когда-либо будут раскрыты.

Проблемы решены


Согласно первоначальным планам, на строительство и испытания нового исследовательского судна «Евгений Горигледжан» требовалось менее двух лет, и к концу 2017 г. оно должно было пополнить состав Черноморского флота. По объективным причинам, работы серьезно затянулись и даже на время приостанавливались. К счастью, с возникшими проблемами удалось разобраться, и уже видны результаты этого. Новое ОИС достроено и прошло швартовные испытания, а теперь готовится к выходу в море.

По всей видимости, с основными проблемами перспективного проекта 02670 удалось справиться, благодаря чему теперь работы идут в соответствии с графиком. В ближайшие месяцы новое судно пройдет испытания, и уже к концу года может быть передано заказчику. Затем оно совершит переход к месту базирования и начнет службу.

Какие задачи предстоит решать ОИС «Евгений Горигледжан», его экипажу и научному персоналу – неизвестно. Более того, их не будут раскрывать и по мере проведения работ. Однако понятно, что получение нового вымпела поможет ГУГИ собирать больше информации и проводить больше специальных мероприятий, имеющих критическое значение для флота и обороноспособности страны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    3 февраля 2022 18:18
    Евгений Горигледжан генеральный конструктор АПЛ КБ"Рубин".
  2. -7
    3 февраля 2022 18:26
    "Согласно планам того времени, работы должны были занять менее двух лет.... на 2017 г." Наверное не настоящий у нас капитализм и "рыночные" отношения , если - "эти планы выполнить не удалось. Проект перестройки столкнулся с некими трудностями, характер которых до сих пор достоверно не известен".
  3. +2
    3 февраля 2022 18:46
    С новостроя от поляков ,на судне стояли 2 Зульцера по 3600 л/с которые работали на два винта с ВРШ.Значит двигатель работал на одних оборотах.Возможно их решили откапиталить ,с этим и связана задержка.А вот два подруля и выдвижная винторулевая колонка подразумевает замену ДГ, 3 ёх штук.Выдвижная колонка ,превращат его в электроход,с понижением шумности и хода.
    1. +3
      3 февраля 2022 19:38
      Выдвижная рулевая колонка расположенная в днище кормовой части, совместно с двумя подруливающими устройствами в носовой части предназначены, в основном, для удержания судна в заданной точке. Подобное размещение подруливающих устройств было применено на судах проекта 537 - "Эльбрус" и "Алагез".
      1. +2
        3 февраля 2022 20:46
        Про спутниковое позиционирование судна ничего не нашел .Так не в тему ,Черский возвращается на ДВ,сейчас уже в Бискае,санкционник заходил в Роттердам и где санкции.Идёт через мыс Доброй Надежды.Через 81 день будет дома.
      2. -1
        4 февраля 2022 09:55
        с двумя подруливающими устройствами в носовой части

        кто то ещё заметил - задвижки как у торпедных аппаратов (?)
        не думаю что это типа технические пред спусковые заглушки
        1. 0
          5 февраля 2022 16:54
          Да это крышки как у ТА, С борта на борт идут две трубы в которых размещены и работают по два винта, создающие реактивную силу направленную в стороны бортов. Выдвижная рулевая колонка с винтом, размещенная в кормовой части, по диаметрали, в походном состоянии находится внутри корпуса, при пользовании выдвигается из корпуса на полтора-два метра, может твражаться с работающим винтом на 360 грд.
  4. -1
    3 февраля 2022 19:36
    В чем назначение ГУГИ? Есть ли аналоги этого управления в других странах? Если есть знатоки дайте ответ с учётом соображений секретности)
    1. 0
      5 февраля 2022 16:38
      Смотрите то, что есть в открытых источниках: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
  5. -9
    3 февраля 2022 19:45
    Новое океанографическое судоно тоже нужно. А вот когда на испытания будут выходить напичканные цирконами крейсера, а? В массовом порядке.
  6. +2
    3 февраля 2022 20:39
    Похоже придёт на замену- старейшее судно ВМФ России, и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении и выполняющее боевые задачи.
    По состоянию на 2022 год находится в составе Черноморского флота. Прошло модернизацию, оборудовано подводным роботом действующемув Военно морском флоте , построенному ещё в Российской Империи Бывшему " Волхову , ныне "Коммуне" ...
    1. +2
      3 февраля 2022 20:48
      Комунну должны однозначно оставить как памятник.
      1. +2
        4 февраля 2022 08:46
        Цитата: tralflot1832
        Комунну должны однозначно оставить как памятник.

        Есть информация , что оставят , как корабль музей .
    2. +1
      4 февраля 2022 07:46
      Цитата: 30 вис
      Похоже придёт на замену- старейшее судно ВМФ России, и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении и выполняющее боевые задачи.
      По состоянию на 2022 год находится в составе Черноморского флота.

      Интересно, зачем бы понадобилось ЧФ судно ледового класса? Его место в высоких широтах. Очевидно, в тех районах, через которые планируются маршруты "Посейдона" в Атлантику.
      1. +2
        4 февраля 2022 08:50
        Там полно великолепных ледоколов со всеми прибамбасами . А , Чёрное и Азовское моря тоже замерзают , не полностью ,но всё морское пространство от Очакова до Одессы может покрыться льдом , Азовское понятно замерзает .. А ходить это судно должно . Мало какие задачи поставят .
      2. +1
        4 февраля 2022 10:43
        В Средиземке тоже цель есть ВМБ Неаполь!
    3. +2
      4 февраля 2022 09:58
      Похоже придёт на замену - ныне "Коммуне" ...

      допускаете у ОИС есть функционал спасателя подводных лодок (?)
      1. 0
        4 февраля 2022 10:45
        "Известно, что на борту будут присутствовать обитаемые глубоководные аппараты типа «Консул» или «Русь» и спасательные аппараты «Бестер». Для работы с ними и с другими грузами на палубе имеются подъемные краны.По официальным данным, новое ОИС предназначено для проведения подводно-технических работ, экологического мониторинга, исследований придонного слоя, а также для участия в поисково-спасательных операциях. Однако нужно отметить, что судно предназначается для ГУГИ – особой структуры Минобороны со специальными задачами. Из этого следует, что функции «Евгения Горигледжана» гораздо шире названных. Все возможности и полный потенциал судна засекречены и вряд ли когда-либо будут раскрыты." --------- Это так информация , ну и по факту . Коммуна пыхтит из последних сил .. Малейший шторм и всё , сушите вёсла , почапала со скоростью 5-6 узлов в Севастополь ... Пора отдыхать труженнице моря ..
        1. +2
          4 февраля 2022 10:49
          Бестер принимает до 25 человек т.е. за 2 погружение сможет экипаж ДЭПЛ пр. 636.6 спасти
      2. +2
        4 февраля 2022 10:47
        В статье упоминание о Бестере есть.
  7. +2
    3 февраля 2022 21:29
    Семь футов под килем! Симпатичное судно, интересно, оборудование полностью своего производства?
  8. +1
    3 февраля 2022 21:58
    На Янтаре, осталось еще одно судно для ВМФ « Воевода», то же проблемный заказ!
  9. 0
    4 февраля 2022 15:24
    В общем плане хранить запас вспомогательных материалов имеет меньше смысла, чем хранить запас боевых материалов, принимая во внимание, что вспомогательные материалы можно получить на гражданских рынках, чего не может произойти с боевыми материалами.

    В экономически приемлемой ситуации сохранение боевых материалов будет иметь приоритетное значение, и жизненный цикл боевых материалов может быть дополнен двумя циклами обновления материалов, один из которых находится на действительной службе, а второй - в резерве. Вместо этого жизненный цикл вспомогательного материала, скорее всего, будет дополнен одним циклом обновления материала, и для его достижения размер вспомогательного парка, скорее всего, будет скорректирован, чтобы обеспечить механическое истощение вспомогательного материала в конце этого более короткого цикла жизни..

    Все это говорит о том, что весьма вероятно, что Россия перейдет к модели управления вспомогательным материалом, в которой модернизация не потребуется, потому что вспомогательный материал будет механически исчерпан к тому времени, когда потребуется модернизация.

    На самом деле, Россия завершает процесс сокращения боевой техники, унаследованной Россией от Советского Союза, но процесс сокращения вспомогательных флотов менее продвинут и, скорее всего, завершится к концу 2033 года. К тому времени разработка нового поколения вспомогательных материалов на воздушной основе, скорее всего, будет завершена.

    Чтобы достичь механического истощения излишков вспомогательных материалов, подлежащих утилизации, и сохранить новые вспомогательные материалы для продолжения использования в Вооруженных Силах России, рабочие нагрузки в последующие годы, скорее всего, будут отнесены к избытку вспомогательных материалов, и содержание этого избыточного материала, вероятно, будет сведено к минимуму функциональное обслуживание, избегая других затрат до механического истощения.

    Это позволит России увеличить усилия по сохранению тяжелого вооружения, имеющего более высокую военную ценность в общем плане.

    Представляется маловероятным, что вспомогательные материалы морского и наземного базирования, произведенные в предыдущем столетии, останутся в российских Вооруженных силах к концу 2033 года. Весьма вероятно, что этот корабль является частью излишка вспомогательного материала, подлежащего сокращению.

    (Автоматический перевод с английского. Ниже приведен оригинальный комментарий на английском языке)

    In overall terms to keep a reserve of auxiliary material makes less sense than to keep a reserve of combat material, taking into account that auxiliary material can be obtained from civil markets, something that can not happen with the combat material.

    Under a situation economically affordable, the conservation of the combat material will have priority and the cycle of life of the combat material can be addapted to two cycles of renovation of material, with one in active service, and the second in the reserve. Instead, the cycle of life of the auxiliary material is more likely to be addapted to one cycle of renovation of material, and to achieve it, the size of the auxiliary fleets is likely to be adaptad in order to assure mechanical exhaustion of the auxiliary material at the end of this shorter cycle of life..

    All it makes that very likely Russia will move to a model of management of auxiliary material, in which modernizations will not be necessary, because the auxiliary material will be mechanically exhausted by the time when a modernization is required.

    Actually, Russia is in the end of the process of reduction of the combat material inherited by Russia from the Soviet Union, but the process of reduction of the auxiliary fleets is less advanced, and is very likely to be finished by the end of 2033. By then, the development of the new generation of air based auxiliary material is likely to be completed.

    In order to reach the mechanical exhaustion of the surplus of auxiliary material to be disposed, and to keep newer the new auxiliary material to continue in the Russian Armed Forces, the workloads in the following years will be likely assigned to the surplus of auxiliary material, and the maintenance of this surplus material is likely to be reduced to minimum fuctional maintenance, avoiding other costs until mechanical exhaustion.

    It will allow to Russia to increase the effort in the conservation of heavy armament, of higher military value in overall terms.

    It seems not likely that sea-based and land-based auxiliary material produced in the previous century remain in the Russian Armed Forces by the end of 2033. Very likely, this ship is part of the surplus of auxiliary material to be reduced.
  10. 0
    5 февраля 2022 17:00
    Цитата: Rlptrt
    Новое океанографическое судоно тоже нужно. А вот когда на испытания будут выходить напичканные цирконами крейсера, а?

    Вам хватит и их сухопутных вариантов с авианесущего ракетоносца Крым lol
  11. 0
    5 февраля 2022 22:09
    Винторулевой комплекс отечественный, это хорошо. Чья система DP интересно. Неужто есть отечественная
  12. 0
    15 апреля 2022 15:25
    Новый вымпел был назван в честь Евгения Алексеевича Горигледжана !!!!
    Друг Аркадий, не говори красиво, говори правильно! Далось вам это словечко-ВЫМПЕЛ.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»