Тральщик - корабль будущего

35

Не так давно мы обсуждали строительство «Александритов» и насколько эти корабли нужны не только на Балтике, где до сих пор под волнами много наследия Второй мировой болтается, но и в Тихом океане.

Радует, что многие у нас понимают важность наличия во флоте кораблей противоминной обороны. И одновременно пришло известие с Запада от потенциальных. Они тоже понимают. И принимают меры.



На верфях французской фирмы «Пириу» в городке Конкарно (недалеко от знаменитого Лориэна) начато строительство корабля «Остенде» для военно-морского флота Бельгии.


Событие не то чтобы знаковое, но вызывает интерес тем, что кораблик очень непростой.

Но сперва стоит сделать небольшой экскурс в историю. Вообще ни для кого не секрет, что Балтийское море в целом, а огромный Финский залив в частности – то еще место. Там на протяжении почти 200 лет ставили мины все, у кого была такая возможность.

Первыми, кто выставил мины, видимо, были мы.

Великий изобретатель Борис Семенович Якоби (Мориц Герман фон Якоби) прославился не только изобретением гальванопластики, электродвигателя с непосредственным вращением вала и печатающего телеграфного аппарата. Он изобрел поистине великолепные морские мины с гальваническими взрывателями. Эти мины во время Крымской войны 1853-1856 года на Балтике отправили на дно четыре новейших британских пароходо-фрегата. И в Адмиралтействе решили, что атаковать с моря Санкт-Петербург себе дороже.

Мины Якоби реально отвели угрозу от российской столицы.

А затем Балтика на долгие годы стала этаким полигоном для испытания минного оружия. Особенно во время Второй Мировой войны, когда в общей сложности воюющими и невоюющими сторонами в Балтийском море было выставлено более 650 000 морских мин.

Минные поля не зря принесли Балтийскому морю звание «супа с клецками». На этих «клецках» во время войны подорвалось более 12 000 кораблей и судов, 4 000 погибли.

Окончание войны принесло только работу для тральщиков. Несмотря на то, что тральные соединения стран региона пахали, как проклятые, в течении 20 лет после окончания войны на Балтике подорвалось на минах 436 кораблей, судов и катеров, 227 из которых пошли на дно.

Советские тральщики типа "Фугас"

Да что говорить, даже сегодня минная опасность существует. В августе прошлого года, при выполнении стандартных программ, российские тральщики «Александр Обухов» и «Леонид Соболев» обнаружили и уничтожило более 20 мин времен Второй Мировой войны. И это спустя 80 лет с момента окончания войны.

20 мин – это много? Вообще более чем достаточно. Над «наследием» Второй Мировой до сих пор работают все страны Балтийского региона, у которых есть такая возможность. Но даже такие «крупные» морские державы региона, как Литва и Латвия, имеют в своем составе минные тральщики.

Но это речь идет о минах фактически вековой давности. Что же касается современных мин, то это совсем иной разговор.

Современная морская мина действительно заслуживает отдельного разговора, ибо это далеко не то устройство, которым оперировали участники Второй Мировой войны. Новые виды взрывчатых веществ, корпуса из плохо обнаруживаемых материалов, сложные взрыватели – все подчинено одной цели – как можно сложнее в обнаружении, как можно более эффективнее в подрыве.

В НАТО всегда уделяли большое внимание противоминной борьбе. Особенно – на Балтике, где можно легко и непринужденно (как это было в двух войнах прошлого) запереть российский флот в Финском заливе именно с помощью минных постановок. И, соответственно, можно ожидать подобных действий и со стороны противника.

Балтийское море вообще прекрасно приспособлено для осложнения обстановки именно с помощью минных постановок.

Сейчас мы поговорим о двух странах НАТО, которые всегда принимали активное участие в противоминной борьбе в акватории Балтийского моря. Это Нидерланды и Бельгия. Страны, которые издавна оперировали на Балтике.

Сегодня в составе флотов этих стран осталось 11 боеспособных тральщиков типа «Трипартит» совместной разработки Франции, Нидерландов и Бельгии из 21 первоначально построенных.


Это небольшие корабли с немагнитным пластиковым корпусом, полным водоизмещением 605 тонн, максимальной скоростью в 15 узлов и дальностью хода около 3 000 миль. Вооружение кораблей состоит из 20-мм автоматической пушки и 2-3 пулеметов калибра 12,7-мм. Ну и различного поискового оборудования, включая самые современные беспилотные подводные аппараты поиска и уничтожения мин и безэкипажные катера.

Несмотря на разработку в 80-е годы прошлого века, тральщики типа «Трипартит» все еще способны выполнять боевые задачи по поиску, обнаружению и уничтожению мин и сегодня.


Однако в НАТО понимают, что бесконечно модернизировать корабли, которым от 30 до 40 лет, просто нереально и в любом случае, необходимо двигаться дальше. А потому соответствующие структуры Нидерландов и Бельгии совместно разработали программу обновления трального флота и заказали по шесть новых кораблей Франции.

Тральщик - корабль будущего

В итоге контракт более чем на 2 миллиарда евро получили весьма известные в морском мире компании «Naval Group» и «ECA Group». «Naval Group» займется проектированием и постройкой кораблей, а «ECA Group» обеспечит системы вооружения, в том числе и новый комплекс противоминного вооружения.


Работы начались в 2019 году, и сегодня стали известны некоторые результаты. Результаты вызвали неподдельное удивление.

Российские тральщики типа «Александрит» имеют водоизмещение 900 тонн. «Яхонты» проекта 1265, которые все еще служат, меньше – 450 тонн. Немецкие тральщики типа «Франкенталь» - 650 тонн. Уже упоминавшийся тип «Трипартит» - 600 тонн. То есть, примерно одного класса корабли, ну разве что «Александрит» вышел «потолще».

Водоизмещение нового тральщика согласно проекту около 2800 тонн. Это как бы многовато для корабля такого класса, тральщик выходит весьма «фрегатный». Тот же фрегат «Карл Дорман» «весит» 3 320 тонн, германский «Бремен» - 3 750, есть, конечно, и фрегаты, которые поболее некоторых эсминцев будут, тот же германский «Баден-Вюртемберг», но с классами сейчас полная неразбериха получается в плане водоизмещения.

Так что новый бельгийско-голландский тральщик получается между корветом и фрегатом в плане размеров. И это неспроста.

О ТТХ. Длина 82,6 м, ширина 17 метров. Скорость хода нормальная для тральщика, то есть, 15 узлов. Дальность плавания более 3500 миль, автономность 40 суток.

Вооружен корабль будет 40-мм артиллерийской установкой BAE Systems Bofors Mk 4 и 2-4 пулемета калибра 12,7-мм в дистанционно управляемых модулях.

Экипаж 63 человека. Это для тральщика очень много. На наших кораблях, к примеру, экипаж 44 человека. Возникает вопрос: кто эти люди и чем они станут заниматься?

Секрета нет. Большой экипаж и увеличенное водоизмещение свидетельствуют о том, что эти тральщики будут оснащены не так, как обычные корабли этого класса.

Для того, чтобы четко все понять, стоит посмотреть на заявленные приобретения в плане противоминного вооружения. А на 12 кораблей Бельгия и Нидерланды заказали 10 комплектов систем борьбы с минами от указанной выше компании «ECA Group». Все логично, 5 кораблей в боевой готовности, оборудованные и готовые выйти в море, один корабль на плановом ремонте или обслуживании.

10 комплектов – это сотня беспилотных подводных аппаратов и безэкипажных катеров ПМО. Тральщики нового поколения будут представлять собой плавбазу управляемых беспилотных надводных и подводных искателей мин. Это значительно расширяет возможности в плане противоминной обороны, но требует как места на корабле, так и технического состава для обслуживания.

Так что увеличенные размеры корабля и экипажа выглядят вполне обоснованно.

Основу ПМО новых супертральщиков составят два катера «Inspector 125» все той же ЕСА.


Это безэкипажные катера, но на них есть место для людей, если присутствие на борту будет необходимо. И «инспекторы» в свою очередь, несут НПА (необитаемые подводные аппараты), которые смогут отрабатывать поиск мин на приличных расстояниях от тральщика.

И получается, что новые тральщики смогут расчищать от мин весьма большие акватории, не подвергая риску самих себя в первую очередь.

Несколько слов о катерах.

Вообще с «Инспекторами» от фирмы ЕСА у нас знакомы. Еще когда мы почти дружили с Западом, французы продали нам три катера предыдущего поколения «Inspector Mk.2». Безэкипажные катера пошли на оснащение именно тральщиков типа «Александрит», но… все оказалось не так хорошо, как планировалось.

Да, «Inspector Mk.2» может действовать на удалении до 10 км от корабля, управляемый как людьми, так и дистанционно. Может взять на борт до 600 кг полезной нагрузки. Имеет бортовую ГАС для поиска мин по курсу и буксируемую ГАС бокового обзора.

Все хорошо, но катера вызвали критику в плане мореходности. Они зарывались носом в волну и рыскали по курсу, что не очень хорошо при проведении противоминных операций.

И для «Александрита» катер оказался великоват. Не знаю, как так вышло, как проектировали, как рассматривали, но факт: на палубе тральщиков проекта «Александрит» места для катеров типа «Inspector Mk.2» места не было. И здесь всего два варианта: буксировать за тральщиком, что при волнении не очень умно, либо размещать на других кораблях или судах, что однозначно неудобно.

Конечно, наши выкрутились. Так появился «Сканда», безэкипажный катер на основе надувной моторной лодки. Да, не так шикарно, как «Инспектор», зато можно перемещать на палубе «Александрита» и поднимать/опускать на воду с помощью штатной кран-балки.

БЭК «Inspector 125» - это такая глобальная работа над ошибками в исполнении ЕСА. Его создали на базе прекрасно зарекомендовавшего себя спасательного катера «Mauric» V2 NG, быстрого и весьма мореходного.

Получился довольно крупный безэкипажный катер полным водоизмещением 18,1 т. Длина – 12 м, ширина – 4 м, максимальная скорость хода – 25 узлов, автономность – 40 часов.

«Инспектор 125» может действовать на удалении в 12 миль от корабля-носителя.

Нагрузить «Инспектора» можно целым арсеналом средств противоминной обороны:
- автономные поисковые необитаемые подводные аппараты A18-M;
- буксируемые ГАС T18-M;
- буксируемые магнитные и акустические тралы;
- телеуправляемые необитаемые подводные аппараты «K-Ster Inspector» или «Seascan»;
- телеуправляемые уничтожители мин «K-Ster Mine Killer».

Учитывая, что «K-Ster Inspector» или «Seascan» имеют рабочую глубину погружения до 300 метров, становится очевидно, что вполне возможен поиск и обнаружение мин на большой глубине залегания. А «K- Ster Mine Killer» может уничтожать мины на таких глубинах – от 5 до 300 метров глубины и до 1000 метров удаления от корабля-носителя.

Фактически это самоходный заряд взрывчатки, который со скоростью 6 узлов может подойти к обнаруженной мине и ликвидировать ее путем самоподрыва. Одноразовый, но тем не менее, вполне эффективный убийца мин.

В принципе, новый «Инспектор 125» выглядит не как катер, способный доставить в район работы противоминные средства, а как посредник между тральщиком и используемыми беэкипажными средствами. Система, призванная максимально обезопасить именно людей.

Естественно, для всего этого тральщик будет напичкан различными комплексами передачи, приема и анализа данных. «Инспекторы» и носимые ими противоминные средства будут управляться через комплекс ПМО I4 Drones. А всеми процессами выполнения задач ПМО будет заведовать система MCM Umisoft.

Ощущается превращение обычного тральщика, небольшого и незаметного трудяги противоминной обороны в некую сетецентрическую единицу, управляющую целой (пусть и небольшой) эскадрой надводных и подводных аппаратов.

Будет неудивительно наблюдать на этих кораблях антенные комплексы, сопоставимые в антеннами кораблей радиотехнической разведки.

Но это еще не конец!

Комплекс борьбы с минами кроме надводных и подводных БЭК будет иметь свою авиацию. На макете корабля видно, что крыша ангара представляет собой вертолетную площадку, с которой, естественно, могут взлетать и БПЛА.


А если взять, например, шведский БПЛА вертолетного типа UMS Skeldar V200, который способен нести различные системы обнаружения, то искать мины можно и с воздуха. Что ничуть не менее эффективно, чем использование других поисковых систем.


И последнее: «Остенде» - это не тральщик, способный работать в относительно спокойных водах Балтики. Этот корабль будет нормально работать и в океанской зоне.

Есть мнение, что все страны НАТО будут с интересом наблюдать за тем, как строятся и испытываются корабли нового класса. «Остенде» должен будет войти в строй ВМС Бельгии в 2024 году. За ним последуют остальные корабли серии, названные в честь бельгийских и голландских городов.

И вполне возможно, что к перевооружению своих противоминных сил подключатся и другие страны североатлантического блока. Это сулит новые заказы французским кораблестроителям с одной стороны, и усиление возможностей противоминной борьбы флотам, оснащенным новыми кораблями.

Нам тоже стоит обратить самое пристальное внимание на то, что делают «партнеры». Особенно в реалиях Балтики, где российский флот можно очень легко и непринужденно заблокировать в Финском заливе именно минами. Как это уже было в истории.

А уж учитывая наличие таких приятных соседей, коими являются страны Балтии…

Можно только догадываться, зачем военное ведомство Эстонии закупило в Финляндии партию донных мин «Блокатор» финской оружейной фирмы «Forcit Defence».


Мины просто прекрасные: 560 кг пластической взрывчатки, эквивалентные 1000 кг тринитротолуола, комбинированный программируемый неконтактный трехканальный взрыватель, способный работать в акустическом, магнитном и гидродинамическом режимах – очень серьезная мина.

Но мы не будем ничего фантазировать, а скажем прямо: эти мины предназначены для российских кораблей и судов. Очень сомнительно, что Эстония разругается с Латвией настолько, что бросится минировать Рижский залив.

Да и на учениях BALTOPS, которые проводятся недалеко от Калининградской области, почему-то всегда отрабатываются именно масштабные постановки мин.

Если учесть, насколько серьезно относятся к этому виду оружия в США, и какие там идут работы в плане усовершенствования этого оружия, можно уверенно сказать, что на Балтике дела в этом плане у нас не очень хороши.

Взять те же реализованные проекты «QuickStrike».


На базе авиационных бомб весом 500 фунтов (227 кг) американцы создали донные мины GBU-62 «QuickStrike-ER» и оснастили их модулем коррекции и набором для планирования. Получилась донная мина, которая при сбросе с самолета, способна пролететь в режиме управляемого планирования до 50 км.

О чем это говорит? О том, что тот же старик В-52 способен осуществить минирование, например, Лужской губы, находясь в воздушном пространстве той же Эстонии. Понятно, что это практически есть объявление войны, но мины у;е будут лежать на грунте и ждать.
Кроме того, не стоит забывать об основной работе тральщиков. Естественно, это не поиск мин прошлой войны, а вывод атомных подводных лодок и обеспечение их безопасности при выходе из баз.


В общем, вывод такой: тральщик с безэкипажными средствами поиска, обнаружения и уничтожения мин – это очень серьезный корабль будущего. Европейцы сделали большой шаг в направлении обеспечения своей безопасности в плане борьбы с минами. Что-то в ответ необходимо будет предпринимать и нашей стороне.

Учитывая, какие задачи возлагаются на наш флот, нам такие корабли будут очень нужны.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 февраля 2022 03:58
    Да хоть в каменный век вгоните минусаторы, если это не так!!!!!! (Для тех, кто помнит .........!!!)
  2. +1
    12 февраля 2022 04:59
    Оень интересную статью написал Роман... однозначно плюс ей.
    Хотелось бы подробней узнать о современных комплексах обнаружения мин и самих минах.
    Удружили финны Балтийскому флоту продав отьявленным русофобам свои мины... нехорошо... а как же нейтралитет.
    1. +6
      12 февраля 2022 09:11
      Когда я недавно предложил нам создавать примерно такие разовые беспилотники для поражения донных мин, минусов вагон получил!Французским инженерам и конструкторам тоже за такие технические решения минуса поставите??? fool fool
      1. +1
        13 февраля 2022 00:50
        Цитата: Бережливый
        Когда я недавно предложил нам создавать примерно такие разовые беспилотники для поражения донных мин, минусов вагон получил!

        =======
        Не знаю, КТО минусовал? Идея то вполне здравая, но к сожалению - не новая! Такие подводные "дроны-камикадзе" давно уже на вооружении многих стран мира (да и у нас вроде есть), тем более, что по стоимости они вполне сопоставимы с управляемой торпедой или современной донной миной!
    2. -2
      12 февраля 2022 12:42
      Вы думаете вот эти беспилотники это панацея!? Да это чушь собачья!!! Посмотрите сколько по времени будут с подводными камерами искать и уничтожать мину (есть ютубе), каждый раз возвращаясь за зарядом. Единственный вариант это сцепка таких лодок с различными тралами и пускать их впереди себя. Есть нормативы по выходу из базы и никто не даст тральщикам играться в высокие технологии. Но поверти потери среди тральщиков будут большие и не спасёт их телевидение и т.д. Ф-35 тоже говорили "вундер вафля" а сейчас американцы свои союзникам передают. Краска слазит, движки горят, лючки и кили отваливаются.
      1. +3
        12 февраля 2022 23:54
        Цитата: letinant
        Посмотрите сколько по времени будут с подводными камерами искать и уничтожать мину (есть ютубе), каждый раз возвращаясь за зарядом

        Так никто уже не планирует возвращаться за новым зарядом. Универсальные НПА обнаружения и поражения уже устарели - они слишком велики, чтобы безопасно подходить к мине для укладки заряда, и слишком дороги (за счёт аппаратуры обнаружения), чтобы их терять.
        Так что НПА разделились на два класса: НПА обнаружения, не несущие зарядов и занимающиеся только разведкой мин (этакие противоминные AWACS или JSTARS), и дешёвые одноразовые НПА-уничтожители мин.
        Цитата: letinant
        Единственный вариант это сцепка таких лодок с различными тралами и пускать их впереди себя. Есть нормативы по выходу из базы и никто не даст тральщикам играться в высокие технологии.

        Если забивать на ОВР и начинать ПМО только перед выходом корабля из базы - то так и будет: придётся грудью на мины переть. А при нормальной работе ОВР с ПВО и возможные постановщики мин будут засекаться заранее, и обстановка на дне в районе базы будет отслеживаться регулярно, так что новые объекты будут обследоваться сразу после их появления, а не когда их количество превысит все разумные пределы.
        Если не превращать ПМО из регулярной работы в редкую показуху на учениях, то не смогут мины у базы появиться внезапно, массово и неоткуда.
        1. -3
          13 февраля 2022 02:05
          Если забивать на ОВР и начинать ПМО только перед выходом корабля из базы - то так и будет: придётся грудью на мины переть. А при нормальной работе ОВР с ПВО и возможные постановщики мин будут засекаться заранее, и обстановка на дне в районе базы будет отслеживаться регулярно, так что новые объекты будут обследоваться сразу после их появления, а не когда их количество превысит все разумные пределы.
          Если не превращать ПМО из регулярной работы в редкую показуху на учениях, то не смогут мины у базы появиться внезапно, массово и неоткуда.

          Ты кукушкой тронулся?! ОВР, ПМО . Война начинается с блокировки ВМБ а что эффективно блокирует базы. Правильно минирование. Так вот, со стороны противника для минирования акватории будет применяться всё, авиация, АПЛ, ДПЛ, корветы, катера, байдарки, плоты и резиновые лодки. Единственный способ не запереть флот, вывести его в акваторию, где есть оперативный простор. А война начинается неожиданно. Поэтому все эти мероприятия в начале конфликта это подорожник к одному месту.
          1. +2
            13 февраля 2022 16:36
            Цитата: letinant
            Война начинается с блокировки ВМБ а что эффективно блокирует базы. Правильно минирование. Так вот, со стороны противника для минирования акватории будет применяться всё, авиация, АПЛ, ДПЛ, корветы, катера, байдарки, плоты и резиновые лодки.

            И вся эта орава незаметно подойдёт к ВМБ и скрытно выставит мины. А слонопотам будет смотреть в небо и опомнится только когда база уже будет заблокирована - после чего спешно бросится тралить, проверяя каждый обнаруженный миноподобный объект, включая и те, что лежат годами.

            Массированное минирование подходов к ВМБ возможно только в случае, если ПВО проспало самолёты-постановщики, ОВР проспал ПЛ и НК противника, а также подход самотранспортирующихся мин, а ПМО забила на регулярную съёмку дна и проверку вновь появившихся объектов.
            В любом другом случае ТЩ придётся иметь дело с малым количеством мин, постановщики которых (или они сами) смогли просочиться через оборону базы. Причём большая часть этих мин будет выявлена после первой же съёмки дна - простым сравнением с предыдущей записью на предмет наличия новых объектов.
            1. -1
              14 февраля 2022 01:17
              Массированное минирование подходов к ВМБ возможно только в случае, если ПВО проспало самолёты-постановщики, ОВР проспал ПЛ и НК противника, а также подход самотранспортирующихся мин, а ПМО забила на регулярную съёмку дна и проверку вновь появившихся объектов.
              В любом другом случае ТЩ придётся иметь дело с малым количеством мин, постановщики которых (или они сами) смогли просочиться через оборону базы. Причём большая часть этих мин будет выявлена после первой же съёмки дна - простым сравнением с предыдущей записью на предмет наличия новых объектов.

              Ещё в 1983году в "военном издании" была издана и продовалась книга "минная война". Эту книгу мог купить любой. Так вот, даже в то время было описано применение авиации по минированию ВМБ и сложность обнаружения этих ЛА. Про ПЛ вообще вопрос вопросов! Для обнаружения ПЛ надо либо все потходы засеять ГАБ или создавать поля со стационарными ГАС. Вера во ВСЕМОГУЩЕЕ ПВО это хорошо, но военный имеющий представление не согласиться с вашими тезисами. Тем более что бы обстрелять ЛА, ПЛ и другой объект нужно разрешение. Вниматильно прочитайте отчёт об инцеденте сбития ЛА "Боинг" в 1983 году над Сахалином. Особо обратите внимание на вопрос запроса на поражения ЛА и время ответа.
      2. +1
        13 февраля 2022 00:44
        Цитата: letinant
        Единственный вариант это сцепка таких лодок с различными тралами и пускать их впереди себя.

        ========
        Ну, так это только ПЕРВЫЙ этап. Собственно именно так и делают! А дальше - идут поисковые аппараты: найти и уничтожить то, что на тралы не среагировало! Есть же и мины с приборами кратности, есть и те, которые реагируют только на крупнотоннажные суда с их мощным турбулентным потоком.... Да и вообще - много чего есть! Так, что электромагнитные и акустические тралы - это НЕ ПАНАЦЕЯ! После них все равно придется дно прощупывать!
        1. -2
          13 февраля 2022 02:11
          Ну, так это только ПЕРВЫЙ этап. Собственно именно так и делают! А дальше - идут поисковые аппараты: найти и уничтожить то, что на тралы не среагировало! Есть же и мины с приборами кратности, есть и те, которые реагируют только на крупнотоннажные суда с их мощным турбулентным потоком.... Да и вообще - много чего есть! Так, что электромагнитные и акустические тралы - это НЕ ПАНАЦЕЯ! После них все равно придется дно прощупывать!

          Повторюсь для тех кто в танке. НИКТО и НИКОГДА не ДАСТ ВРЕМЕНИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЛОЖЕНО, НИКТО и НИКОГДА. Если не успел освободить фарватер от мин, будешь своей тушкой выполнять приказ. Далее по списку, нырять с маской, откусывать болторезом минреп, нырять с магнитом, булькать в воде имитируется боевой корабль и т.д.
    3. 0
      23 марта 2022 08:37
      Удружили финны Балтийскому флоту продав отьявленным русофобам свои мины... нехорошо... а как же нейтралитет.

      В случае конфликта на Балтике придётся обнулять финские ВМС специальными "нейтральными" калибрами....
  3. +2
    12 февраля 2022 05:48
    В общем, вывод такой: тральщик с безэкипажными средствами поиска, обнаружения и уничтожения мин – это очень серьезный корабль будущего.

    А по принципу работы и назначению - обычный ( stop не обычный - водный) робот-пылесос... laughing
    Спасибо за статью, Роман.
    Сегодня авторы решили удивить пользователей «ВО» интересными публикациями и поделиться с ними оптимизмом...Это уже 4+
    good
  4. +2
    12 февраля 2022 06:12
    У меня вопрос дилетанта - сухопутчика.
    Вот какие такие суппераккумуляторы должны стоять на тех же якорных минах, что они и сейчас, спустя три четверти века считаются опасными? Ведь, вроде по устройству, наткнувшись на корпус корабля "рожок" сминается, стеклянная колба лопается, жидкость льется на контакты - цепь замыкается и бум!?
    1. +1
      12 февраля 2022 06:43
      Бинарный заряд может быть... когда когда химвещество смешиваясь с другим возгорается. what
    2. +7
      12 февраля 2022 08:49
      что они и сейчас, спустя три четверти века считаются опасными

      Так и наземные мины с замедленным химическим взрывателем времен войны находят в исправным состоянием. Там стеклянная ампула с кислотой и стальная проволочка, которая удерживает ударник с пружиной. Если разбить ампулу, кислота начнет "есть" проволочку, пока со временем не разрушит, а затем ударник бьет по капсюлю.
    3. +8
      12 февраля 2022 10:15
      Цитата: Вождь краснокожих
      Вот какие такие суппераккумуляторы

      В 2004 немецкую в Севасе обезвреживали. Перемещать и взрывать было нельзя.
      Я тогда в МЧС работал, доводили, остаточный заряд батареи был 10%.Для "запуска" предохранения и подрыва мало, но заряд оставался.
      Первое фото, типа такой.
      А по статистике чаще там свои мины находили.



      .
      1. -1
        12 февраля 2022 10:26
        Да, уж... Спасибо. Значит, лет двадцать ещё "оглядываться"....
        1. +3
          12 февраля 2022 13:14
          Цитата: Вождь краснокожих
          Значит, лет двадцать ещё "оглядываться"....

          Были и фото...и как наградили "разминерщика" )))\Самоубийца, типа Пляченко из ППДО ЧФ (Подрыв судов в Намиб)
      2. +1
        12 февраля 2022 12:20
        Крассава! Респект и уважуха!
    4. +5
      12 февраля 2022 14:50
      Вот какие такие суппераккумуляторы должны стоять на тех же якорных минах, что они и сейчас, спустя три четверти века считаются опасными? Ведь, вроде по устройству, наткнувшись на корпус корабля "рожок" сминается, стеклянная колба лопается, жидкость льется на контакты - цепь замыкается и бум!?
      Всё не так, про аккумуляторы. Колба лопается, жидкость льётся, образуется гальванический элемент со своими 1,5 В, который всё и инициирует.
  5. +4
    12 февраля 2022 06:39
    Цитата: Вождь краснокожих
    Ведь, вроде по устройству, наткнувшись на корпус корабля "рожок" сминается, стеклянная колба лопается, жидкость льется на контакты - цепь

    А там в гальваническом элементе взрывателя ещё и напряжение ( ЭДС ) может возникнуть.
    Достаточное для подрыва основного детонатора . Как версия .
    В общем - будущее морских мин - полиэтиленовые мешки с тонной жидкой взрывчатки ,
    растёкшиеся на дне проливов Каттегат и Скагеррак, сонаром и видео необнаружимые
    с пьезоэлементами на корпусе мешка , на вибрацию винта реагирующими . Версия .
    1. +1
      12 февраля 2022 09:35
      Вот это идея! Можно всех врагов разом подорвать.
    2. +4
      12 февраля 2022 11:30
      Акустически прозрачные мины способны во многом обесценить описанные в статье искатели, да и большинство находящихся в эксплуатации. Предложениям по созданию таких мин более 50 лет, но ничего не слышно о реализации. Климова на них нет.
    3. +1
      13 февраля 2022 00:05
      Цитата: Рядовой СА
      В общем - будущее морских мин - полиэтиленовые мешки с тонной жидкой взрывчатки ,
      растёкшиеся на дне проливов Каттегат и Скагеррак, сонаром и видео необнаружимые
      с пьезоэлементами на корпусе мешка , на вибрацию винта реагирующими .

      А кончится всё "Правилами подводной охоты" Янковского.
  6. -1
    12 февраля 2022 07:31
    На Балтике как бы нет атомоходов)
  7. +2
    12 февраля 2022 08:04
    можно легко и непринужденно (как это было в двух войнах прошлого) запереть российский флот в Финском заливе именно с помощью минных постановок.

    Йок... Так у нас жеж Главная Военно-морская База Балтийского Флота в Калининградской области!
    Аллё! Это не Финнский залив, если что.
  8. +3
    12 февраля 2022 08:40
    10 комплектов – это сотня беспилотных подводных аппаратов и безэкипажных катеров ПМО. Тральщики нового поколения будут представлять собой плавбазу управляемых беспилотных надводных и подводных искателей мин.

    Интересная тенденция прослеживается и в авиации и на флоте: один обитаемый самолет, корабль и управляемые ими беспилотники. Вполне возможен и ударный вариант. Один корабль и беспилотники (подводные и надводные) - носители ракет и торпед для борьбы с подводными лодками, кораблями и для ударов по побережью.
  9. +2
    12 февраля 2022 09:54
    Ой...Забрали хлеб у Климова. О горе.
    а скажем прямо: эти мины предназначены для российских кораблей и судов.
    Да ну? А если сказать проще-Предназначены для врага стран НАТО.
    Не будь врагом-не получишь мин в корпус.
    почему-то всегда отрабатываются именно масштабные постановки мин.
    Вообще то-массированные. Масштаб это к топографии.
    И почему ВСЕГДА ? Есть статистика?
    на Балтике дела в этом плане у нас не очень хороши.
    На ТОФ и СФ они хороши? Фото Старого Завойко. Бывшая 114 БКОВР. В остатке два тральщика
    Советской постройки. См. скрин видео.А в Вилючинске сами знаете что сейчас в наличии. Как то не очень обеспокоено командование обеспечением выхода РПКСН. Как ранее было-держат в базе, для уменьшения времени прохождения сигнала.
    Понятно, что это практически есть объявление войны, но мины будут лежать на грунте и ждать.
    Это так. Но кто был инициатором подобной идеи? Читаем «Капитальный ремонт» и замысел Ливитина о минных постановках ДО начала войны. Соболев это придумал? Были такие планы.
    Учитывая, какие задачи возлагаются на наш флот, нам такие корабли будут очень нужны.
    А задачи можно озвучить?
    От себя. Есть РМО ВМФ-93, подготовка к использованию минного оружия и есть признаки этого и противник это обнаружит.
    Стадии подготовки при изъятии из арсенала, перемещение, погрузка, выход сил.
    И самое главное-автор о Балтике. А что там есть такого, что требует постановки мин при выходе из баз кораблей флота ? Сравнить состав БФ при СССР и сейчас?
    Для стран Балтии, которые не сами по себе, а действуют согласно единого плана прикрытия, это не блокировать выход сил РФ, а защитить свои ВМБ. В том числе и в интересах партнеров, прежде всего Германии.
  10. +3
    12 февраля 2022 10:42
    Название статьи верное и статья актуальная для нашего флота. Начинать надо с разработки искателей и тралов.
    1. Комментарий был удален.
  11. +1
    12 февраля 2022 13:17
    Не пинайте меня строго за, возможно, дилетантский вопрос. Прошу объяснить: А зачем стране-члену НАТО тральщик, если их цель запереть Балтийский флот в портах базирования? Разве минирование производит тральщик?
  12. +4
    12 февраля 2022 14:12
    Врядли в 227 кг планирующую морскую мину много взрывчатки напихали, до финской с 1т в тротиловом эквиваленте ей явно далеко.
    Хотя идея конечно шикарная.

    Крылов еще до начала ПМВ предупреждал о блокировке флота минированием Финского залива. И с размаху на эти грабли в Великую Отечественную.
  13. -3
    12 февраля 2022 17:35
    Хочу тоже пофантазировать насчёт мин. Вот поставило НАТО мины в финском заливе, но себе проход оставили или нет? А мы в этот проход ещё и свои мины поставим. Кто выигрывает? И правильно один комментатор отмечает кто даст этим корабликам с таким вооружением заниматься разминированием.
    Пусть Прибалтика в своих водах ставит мины, да и по своей сухопутной границе если так боятся. Сами себя загоняют в резервацию. А мы им ещё и свет отключим. soldier
  14. +1
    12 февраля 2022 18:31
    Вот только современный тральщин не столько борется с минами, сколько со средствами обнаружения подводных лодок. Его основная задача - нейтрализовать стационарные антенные поля и уничтожить поля буев систем СОПО. Это позволяет сыпануть песгчку в глаза противника и обеспечить выход подводного ракетоносца в район развертывания из базы.
  15. 0
    20 апреля 2022 14:04
    Эти мины во время Крымской войны 1853-1856 года на Балтике отправили на дно четыре новейших британских пароходо-фрегата.

    Я так ранее читал, что не четыра, а два. И не утонули, а слегка подорвались. В итоге два исправных фрегата взяли на буксир два "подорванных" и ушли в Британию.
    В количественном смысле, флот временно лишился 4 боевых единицы, что действительно сильно расстроило англичан и больше они не рисковали.