Паровозы из-за океана

59

Фото: jury-a-kap.livejournal.com

Парадоксально, но временная потеря территорий СССР до поры до времени, если можно так сказать, была на руку НКПС. Потеря локомотивов и вагонов оказалась не такой уж и критичной – ведь и дороги были под оккупантом. Ему пришлось разрабатывать военный паровоз (о нем написано в прошлой статье), чтобы наладить транспортное сообщение на этих маршрутах.

А в 1943 году все обернулось наоборот – враг начал откатываться на запад. Протяженность железнодорожных путей начала увеличиваться, и тут вот остро возник вопрос, на чем их обслуживать – за годы войны наши заводы выпустили лишь... 292 паровоза:

• в 1941 – 200 шт.
• в 1942 – 9 шт.
• в 1943 – 43 шт.
• в 1944 – 32 шт.
• и в 1945 – 8 шт.



Как понятно, эвакуированные в тыл заводы, лишенные своих производственных баз и связей со смежниками, достраивали локомотивы из довоенных заделов. Многие из производственников вообще перешли на военную продукцию и выпускали детали для танков, орудий, другой техники.

«Ша»


В сложившейся ситуации 10 апреля 1943 года председатель Государственного комитета обороны И. В. Сталин подписал Постановление № 3159с: «О заказе и завозе паровозов из США и рельсов для НКПС в 1943–1944 г.»

Союзники оперативно откликнулись, тем более что исторический задел в этой сфере уже был.

Тут нужно сделать небольшое отступление.

Ещё во времена Первой мировой войны Россия заказывала паровозы в Америке. Да, был такой факт. В США и Канаде делали для нас паровозы, поставляли морем, и те благополучно эксплуатировались на дорогах. Это были паровозы серии «Е». «Елена», «Ефим», как их ласково называли машинисты. Один из печальных фактов, что именно в топке такого локомотива сожгли революционера Сергея Лазо.

И вот, колесо истории сделало оборот – новый заказ на устаревший, в общем-то, но такой нужный паровоз. Тем более что машина была знакомой, ремонт, обслуживание и эксплуатация – отлажены.

Но появилась и проблема: паровозы были нужны «вчера». То есть СССР хотел начать получать их к концу 1943 года. Заводы ALKO и Baldwin, ранее производившие эти локомотивы, так быстро перестроить предприятия не могли, и тогда было предложено для начала поставить в Советскую Россию модель USATC S160 – специально разработанную для ленд-лизовских поставок в зарубежные страны. Условно этот паровоз можно отнести к «военным паровозам», хотя более правильным будет назвать его «паровозом без роскоши». В его конструкции все было сведено к экономии материалов и упрощению.

Локомотив колёсной формулы 1–4–0, весом 74 тонны, мощностью машины 850–1000 л/с. Скорость – 70 км/ч, запас воды – 24,5 метра кубических, угля – 10 тонн.

Вначале заказали партию в 150 паровозов, позже увеличили до 200.

Американские промышленники не подкачали – в самом конце 1943 года первые паровозы «Ша» («Ш» – похожие по формуле локомотивы России, «а» – американский) прибыли в СССР.

На 1 января 1944 года их числилось 44 штуки. Перевозили их на судах морских конвоев в порты Мурманска, Владивостока и Молотовска. Оттуда – по железной дороге на Москву. До 1947 года они возглавляли составы на Октябрьской железной дороге, обслуживая направление Москва – Ленинград, а также на Белорусской, Эстонской, Приволжской и Казанской железных дорогах.

В 1957 году 50 «Ша» переделали на колею 1067 мм и отправили служить на Сахалин.

Фото этого паровоза я разместил на заставке.

«Елена»


Теперь о втором локомотиве.

Советским железнодорожникам, как я упоминал выше, он был известен под прозвищем «Елена», где «Е» – тип паровоза, а «л» – заглавная буква инженера А. И. Липеца, внесшего много конструктивных изменений и улучшений в машину.

Паровозы из-за океана

Спустя четверть века паровозы этой серии также начали прибывать из-за океана. Уже усовершенствованные и с небольшими изменениями. Стала иной будка машиниста, путеочиститель американского типа, появился стокер (механический податчик угля) «Стандарт НТ-1». Главный отличительный признак: головной прожектор «перекочевал» от дымовой трубы ниже – на лобовую часть.

Благодаря улучшениям конструкции мощность паровой машины увеличилась на 20–25 %.

Кратко о машине: осевая формула 1–5–0. Вес – 85–103 т. Мощность – 1950 л/с. Скорость – 55 км/ч.

В Америке эти локомотивы называли «русский декапод». У нас же они прописались под индексом «Еа» «тип «Е», американский».

Прибывающие из-за океана машины тщательно принимались и внимательно изучались, после чего ведущий инженер В. В. Иванов через НКПС предложил американским производителям внести некоторые конструктивные изменения. Так появились модели «Ем» и «Емв».

Всего в СССР было поставлено 2 047 машин: 1 622 – «Еа», 412 – «Ем» и 13 – «Емв». Использовались локомотивы почти на всех железнодорожных направлениях европейской части России. Позже, когда отечественные заводы наладили выпуск новых паровозов, эти машины стали «выдавливаться» на дороги Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Там, на магистралях, они прослужили до 60-х годов, а в маневровых – до 80-х.

И напоследок полумиф, полулегенда.

Бытует такой рассказ, что в каждом паровозе, прибывшем в СССР из-за океана, были припрятаны комплект спецодежды для локомотивной бригады, ящик тушёнки и бутылка виски.

Официального подтверждения этого нет, но, зная, как «упаковывали» американские танки, можно и поверить.


Фото: osd.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +48
    9 февраля 2022 18:03
    По сложившейся традиции, благодарю всех комментаторов и ругающих - это стимулирует и заставляет задуматься)))
    1. +12
      9 февраля 2022 18:44
      Ну, а мы поблагодарим Вас за интересные статьи. Победа ковалась на многих местах и на разной технике. Хотелось бы почитать о людях, работавших на этих паровозах
    2. +10
      9 февраля 2022 20:16
      Игорь, добрый вечер и спасибо! smile Думал, сегодня уже ничего не будет, а тут ты порадовал. drinks
      Ниже фото прибывающих к нам по ленд-лизу паровозов.


      А это просто красивая графика поставлявшегося по ленд-лизу американского паровоза USATC S160. smile
      1. +9
        9 февраля 2022 20:30
        Присоединяюсь к добрым словам Автору!
      2. +16
        9 февраля 2022 20:30
        Кстати, дядя Костя, возвращаясь к нашему разговору о немецком бронепоезде с башней от "тигра"... Тут штудировал литературу, так знаешь, от другого танка ставили. На специальные броневагоны "истребители танков". От Pz IV H. В 44м году.
        1. +8
          9 февраля 2022 20:44
          О!!! А за это отдельное спасибо! smile
          Конечно, мне можно было попутать башни Т-V и T-IV в фильме, виденном полвека назад, но это уже неважно, а важно то, что немцы таки ставили на бронепоезда башни от своих танков! wink А кто-то меня убеждал, что этого не было.
      3. +5
        9 февраля 2022 21:06
        Да, красивый снимок HDR
    3. 0
      10 февраля 2022 16:24
      Спасибо, интересно! А про вискарь вряд ли, янки ещё те жадины hi
    4. 0
      11 февраля 2022 00:29
      Спасибо автору! Очень познавательно. Ждём новых статей. История- всегда интересна.
  2. +16
    9 февраля 2022 18:11
    Очень интересная серия статей, спасибо автору за труды! hi
  3. +17
    9 февраля 2022 18:22
    Бытует такой рассказ, что в каждом паровозе, прибывшем в СССР из-за океана, были припрятаны комплект спецодежды для локомотивной бригады, ящик тушёнки и бутылка виски.
    В ленд-лизовских самолётах был комплект лётного обмундирования, а всё остальное могло быть личной инициативой упаковщиков.
    1. +17
      9 февраля 2022 18:26
      Цитата: Авиатор_
      В ленд-лизовских самолётах был комплект лётного обмундирования, а всё остальное могло быть личной инициативой упаковщиков.

      В танковые пушки Шерманов бутылку виски пихали.
    2. +12
      9 февраля 2022 20:42
      не знаю, насколько байка, но читал о том что в автомобили прилагался кожаный плащ в качестве спецодежды, которые водителям не попадали, а перекочевали к начальству.
      И как-то прибывшая с конвоем делегация союзников не могла понять, почему их водители группой встречают на пирсе.
      1. +7
        9 февраля 2022 21:48
        не знаю, насколько байка,

        Это не байка, то же самое было с кожаными танковыми комбинезонами и Кольтами для экипажа -- интенданты всё разворовывали. Лётчикам было проще, сами перегоняли самолёты, но всё равно ухитрялись воровать.
        1. +7
          9 февраля 2022 21:56
          если не ошибаюсь, это у Лозы было- личные подарки от американцев танкистам не доходили , а исчезали на этапе расконсервации танков после прибытия. И тогда бутылки виски стали укладывать в ствол, который запечатывался для защиты при перевозке морем и распечатывался уже непосредственно в войсках.
          1. +20
            9 февраля 2022 22:10
            Мой дед, когда получал "Шерман", разбил бутылку. Не знали о подарке. Быстро побежали к соседям и спасли остальное. Также в стволе была и банка тушёнки. А в ящиках с ЗИП находили вязанные носки, перчатки, шарфы....
  4. +13
    9 февраля 2022 18:29
    модель USATC S160 – специально разработанную для ленд-лизовских поставок в зарубежные страны.

    Эта модель была разработана не для ленд-лиза, а конкретно для "дня Д". Его заказчиком был USATC - Транспортный корпус армии США. Таких паровозов разработали несколько типов, начиная от маневровых USATC S100 Class и до мощных USATC S200 Class с учетом специфики железнодорожных путей будущих театров военных действий, по которым планировалось перевозить войска и их снабжать.
    1. +8
      9 февраля 2022 18:43
      Не знаю, Виктор Николаевич, не знаю...
      Энциклопедические данные говорят о другом. Да и как можно было создать паровоз в 1942 году, для операции в 1944? Не слишком ли стратегическое мышление? И зачем, тогда их вначале передали англичанам?
      Я, именно о 160 м локомотиве.
      1. +9
        9 февраля 2022 19:02
        Энциклопедические данные говорят о другом.

        Из какой энциклопедии данные?
        И зачем, тогда их вначале передали англичанам?

        Англичанам (четырем британским железнодорожным компаниям) 400 паровозов было передано для увеличения пропускной способности железных дорог при подготовке "Операции Оверлорд". Еще 400 хранилось в депо Great Western's Ebbw Junction. После высадки в Нормандии эти все паровозы, и те что хранились, и те, что использовались, отправлялись в Европу.
        Не слишком ли стратегическое мышление?

        Как раз нормальное мышление. С учетом логистики. А день Д - общепринятое обозначение дня начала какой-либо военной операции, которые американцы планировали с момента вступления в войну. Поэтому, например, в том же 1942 году, для условий Ближнего Востока был спроектированы паровозы USATC S200 Class, который после высадки в Италии перебросывались туда.
      2. +4
        9 февраля 2022 21:41
        https://preservedbritishsteamlocomotives.com/united-states-army-transportation-corps-2-8-0-mos-wd-austerity-s160/
        пишут, что название S160 официально не использовалось, хотя повсеместно употреблялось.
      3. +5
        10 февраля 2022 01:24
        Цитата: Вождь краснокожих
        Да и как можно было создать паровоз в 1942 году, для операции в 1944? Не слишком ли стратегическое мышление?

        Так его создавали не конкретно для "Оверлорда", а вообще - для будущей высадки в Европе. Которая была неминуема - ибо Союзниками Европа была назначена основным ТВД будущей войны ещё в феврале 1941 г.
        Вообще же, планирование наземных операций на ЕТВД началось уже в начале 1942 г. - операции Bolero и Roundup. Но силы и средства на нормальную организацию высадки удалось накопить только в 1944 г.
  5. +8
    9 февраля 2022 18:42
    Позже, когда отечественные заводы наладили выпуск новых паровозов, эти машины стали «выдавливаться» на дороги Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Там, на магистралях, они прослужили до 60-х годов, а в маневровых – до 80-х.

    Было такое, еще в начале 70-х от Забайкальска до Борзи ходили "американки".
  6. +2
    9 февраля 2022 18:48
    Жаль в статье не говорится о улучшениях предложенных нашими инженерами
  7. +14
    9 февраля 2022 18:53
    Один из печальных фактов, что именно в топке такого локомотива сожгли революционера Сергея Лазо.
    Спорный вопрос.Один из советских краеведов разыскал документы о том, что Лазо под именем прапорщика Козленко был расстрелян на Эгершельде и затем там же и сожжен. Органами СМЕРШ в 1945 году был арестован в Китае бывший казак, стоявший в оцеплении на Эгершельде, когда массово расстреливали арестованных большевиков и партизан, захваченных в ночь на 5 апреля 1920 года. Был среди них и прапорщик Козленко, в котором казак опознал Лазо. Японцы спокойно наблюдали за этой экзекуцией. Тело Лазо сожгли там же, на Эгершельде.
    В последнем издании «Истории Дальнего Востока России» указывается, что реально отверстие паровозной топки было очень маленьким (64 × 45 см), как в паровозе П-36.
    Да и не любили мои забайкальские земляки этого товарища, больно он был жестоким и его жена коммисарша Ольга Грабенко.
  8. +10
    9 февраля 2022 21:30
    прототип USATC S160, KWVR S160

    Бедные машинисты в тоннеле:))
  9. +1
    10 февраля 2022 01:11
    Почти все страны, имевшие отношение ко Второй Мировой войне, понесли огромные убытки вследствие боевых потерь и экономических потрясений. Кроме двух - Швейцарии и США. Первая многократно увеличила банковскую капитализацию за счет золота, награбленного гитлеровцами. А вторая неплохо подзаработала на поставках американской продукции всем, кто в ней нуждался по обе стороны фронта.

    Безусловно лендлизовские поставки сыграли огромную положительную роль в Победе над фашизмом. Но поставки в сражающийся СССР не были благотворительностью. За каждый самолет, грузовик, паровоз, за каждую тонну металла, пороха, тушенки было заплачено сполна. Причем заплачено не только золотом и драгоценностями, но и зерном, которого катастрофически не хватало в послевоенной стране. Это было очень болезненно, но СССР выполнил условия договора.

    В открытых источниках можно прочитать про эти условия. Согласно официальной версии СССР должен был оплатить только за ту продукцию (самолеты, танки, продукты питания, сырье и проч.) которые уцелели в ходе боевых действий но не были возвращены после победы обратно в США. Например, если американский грузовик не был уничтожен в бою, то он должен был быть либо возвращен американцам, либо оплачен и оставлен в СССР. А если уничтожен, то за него платить не надо.

    Но ведь это - нонсенс, скажет любой думающий человек. Зачем платить за Форд или Студебеккер, если их можно преспокойно списать на боевые потери? Никакие проверки это "списание" не раскроют, а все подтверждающие документы можно сфабриковать.

    Все верно. Не такие уж американцы и дураки, чтобы транжирить материальные ценности на подобных условиях. На самом деле все было гораздо проще. Каждую единицу продукции фиксировали в протоколах приема-передачи, а после войны эти протоколы были предъявлены к возврату. А поскольку основную массу продукции вернуть было невозможно (по разным причинам), то за все невозвращенное добро была начислена приличная сумма долга, которую удалось полностью вернуть лишь несколько лет назад.

    Вот такая с Ленд Лизом история получается.
    Кому война, а кому - выгодный бизнес.
    1. +2
      10 февраля 2022 01:53
      Цитата: km-21
      Кому война, а кому - выгодный бизнес.

      А им после войны и не нужна была эта техника. Суда топили, автомобили прямо в порту передачи под пресс пускали. Собаки на сене.
      1. 0
        11 февраля 2022 00:49
        Их собственность и они имели право делать с ней что хотели.
    2. 0
      10 февраля 2022 09:20
      Можете привести конкретные примеры (со ссылками на источники), что США реализовывали программу Ленд-Лиз и в отношении нацистской Германии? (Подлодки которой, напомню, топили американские транспорты)
      1. 0
        10 февраля 2022 11:06
        Не совсем понимаю, почему Вы требуете от меня эти примеры? Ведь я нигде не утверждал, что американский Ленд-Лиз имеет отношение к Германии. Другое дело, что американский бизнес сотрудничал с нацистами несмотря на войну между обоими государствами. И факты, подтверждающие этот тезис, известны. Но это был не Ленд Лиз.
        1. 0
          10 февраля 2022 16:37
          Если сотрудничество отдельных лиц и имело место, то это не относилось к американскому правительству и масштабы в сравнении с ленд-лизом априори просто ничтожны.
          По сути, такие «паршивые овцы» работали и против своей страны, своих моряков и военных.
          Германия объявила войну США 11 декабря 1941 года (это было огромной глупостью с ее стороны).
          Вопрос: какие именно факты известны?
          1. 0
            10 февраля 2022 17:12
            Про немецкую фирму Адам Опель слыхали? Довожу до Вашего сведения, что эта фирма во время войны производила грузовики и самолеты для Вермахта и Люфтваффе. А с другой стороны эта фирма являлась подразделением американского концерна Дженерал Моторс, то есть по сути дела была американским резидентом в Германии, зарабатывала деньги для американских бизнесменов и платила налоги в американскую казну. Разумеется, правительство США было в курсе этой ситуации и ничего не имело против нее. Более того, политика американского руководства всегда была ориентирована на расширение сферы американских интересов по всему миру, поэтому сотрудничество Дженерал Моторс с нацистами в США только приветствовалось. Так вот, если концерн Дженерал Моторс считать "отдельными лицами", то можно смело констатировать сотрудничество этих самых "отдельных лиц" с гитлеровцами.
            1. +2
              10 февраля 2022 18:27
              В 1939 году фашистское руководство Германии потребовало от фирмы поставить на поток армейский грузовик Blitz, гаубицы и детали для самолётов, что дало повод новому президенту General Motors Уильяму Кнудсену иронически констатировать: «На нашем немецком предприятии полным и безраздельным хозяином стал Гитлер, с чем имею честь поздравить всех владельцев и совладельцев концерна…».
              В период с 1941 по 1945 годы компания Opel занималась, как и все другие национализированные предприятия Германии, выпуском оружия и военной техники для нужд вермахта.
              В 1942 году GM отнесла Opel в разряд военных потерь, оценив их в $34 980 024. В свою очередь, Opel стал «Образцовым национал-социалистическим предприятием».
              В августе 1944 года бомбардировщики союзных войск почти полностью уничтожили производственные цеха заводов Opel.

              https://m.carobka.ru/cars/history/opel/

              Бросается в глаза слово «национализированных», не находите?
              Не слишком разумно считать, что Гитлер допустил бы какие-то ни было выплаты в страну, которой объявлена война.
              Ему нужны были производственные мощности и он их забрал.

              https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Opel

              Здесь бросилось в глаза
              1945 г. — руководство General Motors снова стало владельцем Opel.

              Выходит, до 1945г было иначе?
              Логика, поиск информации, ничего больше smile
              1. 0
                10 февраля 2022 19:06
                Цитата: 3danimal
                1945 г. — руководство General Motors снова стало владельцем Opel.

                Выходит, до 1945г было иначе?
                Логика, поиск информации, ничего больше


                Давайте будем логичными до конца.
                Национализация Опеля является всего лишь предположением, которое Вам хочется выдать за факт. Но, если бы этот "факт" действительно имел место в истории Опеля / Дженерал Моторс, то об этом написали бы достаточно подробно с указанием точной даты этого события. А те намеки, которые Вы прочитали в Википедии, следует считать не более чем попыткой отмазать знаменитое американское предприятие от позорной страницы его истории. Тем более, что к этому позору также причастно правительство США.
                1. +1
                  10 февраля 2022 19:27
                  Тем более, что к этому позору также причастно правительство США.

                  Каким образом?
                  Разбомбив в 1944г цеха национализированного Опеля? Поддерживая воюющую с 1939г с нацистами Британию?
                  Национализация Опеля является всего лишь предположением

                  Вы первую часть моего комментария совсем не читали?
                2. 0
                  10 февраля 2022 19:51
                  Иногда полезно читать англоязычную Вики:
                  https://en.m.wikipedia.org/wiki/History_of_General_Motors

                  By the spring of 1939, the German Government had assumed day-to-day control of American owned factories in Germany

                  К весне 1939 года правительство Германии взяло на себя повседневный контроль над американскими заводами в Германии

                  (Специально перевёл)
                  Захватили нужные им заводы. Потому что могли.
                  1. +1
                    10 февраля 2022 21:48
                    Рекомендую прочитать интересную статью на сайте "Военное обозрение" (может слыхали?). Вот ссылка:

                    https://topwar.ru/68426-gruzovoy-avtomobil-opel-blitz-rabochaya-loshadka-vermahta.html

                    А вот цитата:
                    В марте 1929 года американская компания General Motors приобрела долю в 80% в компании Adam Opel. При этом именно компания Opel первой в Германии основала банк и страховую компанию для финансирования продаж автомобилей в кредит. В 1931 году американская компания расширила свою долю в компании Adam Opel до полноценных 100%. При этом Опель получил за обе сделки 33,3 миллиона долларов США, превратившись в 100%-ный филиал «Дженерал Моторс». Любопытно, что данная компания активно финансировала НСДАП на парламентских выборах 1933 года. В компании трудилось около 13 тысяч человек, которые ежедневно собирали до 500 автомобилей и 6000 велосипедов.

                    Поясняем ситуацию.

                    Дженерал Моторс сотрудничала с Гитлером еще до его прихода к власти, и даже поспособствовала его приходу, финансируя избирательную кампанию НСДАП. Заводы Опеля (читай - GM) успешно расширяли производство грузовиков в то время, когда Гитлер со всей очевидностью готовился к будущей войне. В 1939-40-х годах Гитлер (вполне ожидаемо) перевел промышленность Германии на военные рельсы. От Опеля потребовали нарастить производство военной продукции, на что американцы согласились без возражений. Национализация предприятия была бы невыгодна нацистам поскольку привела бы к конфликту с американцами и остановке производства. Ведь значительная часть технологий принадлежала GM, а многие комплектующие производились на заводах Северной и Южной Америки. То есть Опель находился в критической зависимости от головного предприятия и не имел ни малейшей возможности вырваться из нее. В этом заключался стиль работы американцев, которые умеют навязывать своих партнеров на короткий поводок.

                    Таким образом мы имеем полное право не сомневаться в участии американцев в производственной программе гитлеровской Германии. А так называемая "национализация" Опеля была придумана историками уже после войны для того чтобы сохранить лицо GM. Как и приставка AG к названию "Адам Опель". При этом никаких документальных подтверждений этого "факта" не существует. Впрочем, это мы уже обсуждали...
                    1. 0
                      11 февраля 2022 02:04
                      То есть Опель находился в критической зависимости от головного предприятия и не имел ни малейшей возможности вырваться из нее

                      На каком основании сделаны такие выводы? Станки поставлялись из США? Чертежи только в головном офисе? Или инженеры и персонал
                      GM записала в 1942г Опель в убыток и после разгрома нацистов получила репарации.
                      В 1944г цеха Опель AG были уничтожены авиацией США и британцев.
                      Говоря о некоторой поддержке рядом влиятельных людей нацистов, можно вспомнить и британского Эдуарда, бывшего недолго недолго королём.
                      С другой стороны, треть топлива, использовавшегося в налетах люфтваффе на Британию, была из советской нефти.
                      1. 0
                        11 февраля 2022 02:21
                        На основании знания законов бизнеса, согласно которым ни один нормальный инвестор не вложит свои деньги в рискованное предприятие, которое у него могут отнять (национализировать). Поэтому когда мне говорят что Гитлер посмел национализировать заводы мощнейшей американской корпорации, я отчетливо понимаю, что такого не может быть. В подобных заявлениях всегда имеется подвох в виде сговора того же Гитлера с теми же американцами. А национализация была всего лишь ширмой, за которой скрывались совместные интересы Гитлера и Дженерал Моторс.
                      2. 0
                        11 февраля 2022 08:24
                        я отчетливо понимаю, что такого не может быть

                        То есть в основании - личные догадки и уверенность?
                        Инвестор вложит средства в рискованный актив, если предприятие обещает приносить большую прибыль.
                        Разумно было бы продать рискованный актив, но он был слишком прибыльным, ИМХО.
                        Можно застраховать, не говоря о послевоенных репарациях.
                        совместные интересы Гитлера и Дженерал Моторс.

                        Интересами Гитлера было убивать американских солдат и моряков. Поддерживай подобные вещи GM, их сильно не поняли бы в США.
                        По факту, GM утратили контроль над предприятием в 1941 году (год объявления войны между нацистской Германией и США).
                        Опять же, есть фундаментальные отличия организации промышленности в СССР и США. Скажем, невозможно представить самостоятельное функционирование какого нибудь ЗИЛа и владение им зарубежными активами.
                      3. 0
                        11 февраля 2022 11:21
                        Цитата: 3danimal
                        То есть в основании - личные догадки и уверенность?

                        - подкрепленные знанием объективных законов. Задам встречный вопрос - разве Ваши выводы обоснованы чем-то иным? Может приведете ссылки на бесспорные документы? Ах да, у Вас же вместо личного опыта Гугл с Википедией...
                        Цитата: 3danimal
                        Инвестор вложит средства в рискованный актив, если предприятие обещает приносить большую прибыль.

                        Проблема в том, что абсолютно все предприятия обещают большую прибыль. Но далеко не все выполняют обещания. Особенно стремно бывает в тех случаях, когда инвестор не имеет рычагов влияния на инвестируемое предприятие и надеется только на честность партнеров по бизнесу. В таких случаях его кидают на 100%.
                        Цитата: 3danimal
                        Разумно было бы продать рискованный актив, но он был слишком прибыльным, ИМХО.

                        Разумно все то, что не приводит к потерям. Если GM потерял активы, то он либо поступил неразумно, либо его потери были фиктивными. Лично я не верю в неразумность GM и склоняюсь ко второму варианту.
                        Цитата: 3danimal
                        Можно застраховать, не говоря о послевоенных репарациях.

                        А страховщики по-Вашему совсем и не оценивают риски инвестиций в гитлеровскую Германию? Нет, уважаемый, в таких вопросах дураков нет. Высокие риски либо никто не застрахует, либо страховая премия будет сопоставима с ценой страхуемых активов.
                        Цитата: 3danimal
                        Интересами Гитлера было убивать американских солдат и моряков. Поддерживай подобные вещи GM, их сильно не поняли бы в США

                        Верно. Потому-то и был разыгран спектакль с фиктивной национализацией. Формально GM потерял предприятие и изобразил из себя жертву нацизма. А фактически GM продолжил взаимовыгодное сотрудничество с нацистами, но Википедия об этом Вам не доложила.
                        Цитата: 3danimal
                        По факту, GM утратили контроль над предприятием в 1941 году (год объявления войны между нацистской Германией и США)

                        По ФАКТУ ??? Вы располагаете подтверждающими это факт документами и можете на них сослаться? Нет? Ах да, у Вас же Гугл с Википедией...

                        Цитата: 3danimal
                        Опять же, есть фундаментальные отличия организации промышленности в СССР и США. Скажем, невозможно представить самостоятельное функционирование какого нибудь ЗИЛа и владение им зарубежными активами.

                        Законы всемирного тяготения, термодинамики и все остальные действуют абсолютно одинаково на территории как США, так и СССР. Точно так же одинаково действуют законы бизнеса на любых территориях. То есть эффективные предприятия развиваются, а неэффективные - разоряются.
                      4. 0
                        11 февраля 2022 12:45
                        Формально GM потерял предприятие и изобразил из себя жертву нацизма. А фактически GM продолжил взаимовыгодное сотрудничество с нацистами, но Википедия об этом Вам не доложила.

                        А что есть у вас в противовес? Общение с космосом? Опора на собственную непогрешимую логику? Вы не задумывались, что лишь пытаетесь защитить понравившуюся вам теорию?
                        Точно так же одинаково действуют законы бизнеса на любых территориях. То есть эффективные предприятия развиваются, а неэффективные - разоряются.

                        Напомню, что в Союзе за открытие бизнеса была статья до 7 лет. Капиталистом же станете.
                        И в Союзе неэффективные предприятия вполне успешно годами поддерживали из бюджетных средств (что и стало важной причиной сильнейшего кризиса в экономике).
        2. +2
          11 февраля 2022 00:54
          Напомню, что до самых последних минут перед рассветом 22 июня 1941 года СССР торговал с Германией - последние эшелоны с нефтью и сырьем прошли границу за минуты до нападения - так что сведение торговых контактов США и Германии до 8 декабря , 1941 - лицемерно.
          1. -1
            11 февраля 2022 01:25
            Это было ДО войны. С началом войны эшелоны закончились.
            В то же время американцы сотрудничали с Гитлером на протяжении всей войны.
            Улавливаете разницу?
            1. +1
              11 февраля 2022 01:39
              У вас проблемы с логическим мышлением и чтением?
              После начала войны (или даже раньше) предоставленная Вами фирма Опель была НАЦИОНАЛИЗИРОВАНА - проще говоря отобрали у собственника - так что никакой кооперации во время войны не было, потому что тогда она уже не была американскa Компания.
              1. 0
                11 февраля 2022 01:48
                Получается, что американцы выкупили заводы Опеля у немцев, инвестировали в них большие деньги, оснастили производственными технологиями, наладили выпуск первоклассных автомобилей, а Гитлер их кинул как последних лохов? Вы действительно верите в то, что американцы такие наивные и не застраховались от подобного случая?
                1. 0
                  11 февраля 2022 12:49
                  а Гитлер их кинул как последних лохов? Вы действительно верите в то, что американцы такие наивные и не застраховались от подобного случая?

                  А что они могли Гитлеру сделать в 1941г? Ничего.
                  Смогли в 1944, превратив в руины производственные цеха, а в 1945 взяли хорошую репарацию (уже не с Гитлера, тот малодушно самовыпилился).
                  Я же говорил, это все некая ваша логическая цепочка, основанная на «ощущениях» и конспирологии request
      2. -1
        10 февраля 2022 12:58
        Ленд-лиза у американцев с Германией не было. А вот сотрудничество - было. Поищите в сети книгу американского автора "Бизнес с врагом"
    3. 0
      11 февраля 2022 00:47
      А вторая неплохо подзаработала на поставках американской продукции всем, кто в ней нуждался по обе стороны фронта.

      Довольно смелый тезис

      Но поставки в сражающийся СССР не были благотворительностью. За каждый самолет, грузовик, паровоз, за каждую тонну металла, пороха, тушенки было заплачено сполна. Причем заплачено не только золотом и драгоценностями, но и зерном, которого катастрофически не хватало в послевоенной стране. Это было очень болезненно, но СССР выполнил условия договора.


      Я не понимаю - ведь ниже вы написали правила "оплаты" за Л-Л и об оплате каждого самолета, танка и т.д. речи не идет. А золотом расплачивались за поставки из Великобритании, не охваченные Л-Л
      1. 0
        11 февраля 2022 00:57
        Цитата: Кonstanty
        Я не понимаю - ведь ниже вы написали правила "оплаты" за Л-Л и об оплате каждого самолета, танка и т.д. речи не идет.

        Чтобы понять этот "парадокс" надо не выхватывать его из контекста а дочитывать комментарий до конца. Потому что еще ниже я описал несостоятельность этих правил и тем самым продемонстрировал, что таких правил быть не может, а реальные правила были совершенно иными
        1. +1
          11 февраля 2022 01:00
          Это всего лишь ваша предвзятая субъективная интерпретация их. Контракт L-L был очень точным, и в его пунктах указывались как возврат, так и платежи за неповрежденное и невозвращенное имущество (которое де-юре было материалами поставки).
          1. 0
            11 февраля 2022 01:18
            А как в контракте Л-Л указывалась ответственность должника за имущество невозвращенное по причине уничтожения?
            1. 0
              11 февраля 2022 01:36
              Соглашаясь использовать Л-Л, СССР автоматически соглашался с его положениями.
              https://loveman.sdsu.edu/docs/1941LendLeaseAct.pdf
              И это давало большую свободу действий президенту США в том, что касается поставок и всего, что касалось.

              Это было выгодно обеим сторонам - США укрепили свою оборону (в этом и был смысл этого акта) а СССР выстоял благодаря Л-Л. Вот так он и выжил - без него ему не из чего было бы производить самолеты, танки, не было бы у него транспорта, продовольствия в количестве, необходимом для того, чтобы тратить все свои усилия на производство оружия - даже не считая полученных танков или самолетов
              1. 0
                11 февраля 2022 01:52
                Не уходите пожалуйста от ответа, потому что этот ответ очень важен для понимания ситуации. Повторяю вопрос:

                Как в контракте Л-Л была прописана ответственность должника за имущество поврежденное, уничтоженное или израсходованное в ходе боевых действий?
  10. +2
    10 февраля 2022 06:57
    "А в 1943 году все обернулось наоборот – враг начал откатываться на запад. Протяженность железнодорожных путей начала увеличиваться, и тут вот остро возник вопрос, на чем их обслуживать " - " к лету 1942 полигон движения сократился на 40% - с 106 тыс. км до 62 тыс. Остальное было захвачено немцами. И сильно сокращенную сеть можно было полноценно обслуживать гораздо меньшим парком локомотивов. Более того, около 6000 магистральных локомотивов в 1941 г. было выведено из угрожаемой зоны и некоторое время они стояли в запасе, откуда постепенно изымались для движения."
    Вот расконсервированными и начали обслуживать и трофейными (за войну около 2 тыс)...Ну и ленд-лизовские пошли с 1944 года - в основном с середины в количестве сопоставимом с трофейными ...
  11. +3
    10 февраля 2022 07:50
    Спасибо за материал, в качестве дополнения ссылка на статью, о том как доставлялись паровозы через океан.
    http://photoship.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3:klara-tsetkin&Itemid=184
  12. +1
    11 февраля 2022 00:39
    Позже, когда отечественные заводы наладили выпуск новых паровозов, эти машины стали «выдавливаться» на дороги Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Там, на магистралях, они прослужили до 60-х годов, а в маневровых – до 80-х.


    A не предполагалось ли вернуть полученную по лин-лизу технику после окончания войны USA согласно договору?

    PS. Кстати, американцы поставили паровозов за войну почти в 10 раз больше, чем было произведено в СССР - собственно нeбольшая страничка recourse
    1. 0
      13 марта 2022 11:30
      Семь или восемь тысяч паровозов стояло в резерве всю войну и от 8000 до 15000 работало на линии,Это я так о процентах ленд-лиза к парку паровозов страны
  13. +1
    11 февраля 2022 15:07
    Извиняюсь. Может и не по теме, но тоже про ж. дорогу. В 2000-х тысячных, в локомотивное депо Новая Чара прибыл американский тепловоз, марку не помню. Так наши 3-х секционные в подъем идут очень тяжело с поездом, подъемы 18-ти тысячные, дым валит мама не горюй! Амерский 2-х секционный тащит такой же поезд играючи! И дымка даже не видно! И что самое интересное, в депо находились два амерских инженера, и строго-настрого запретили после поездки вытирать где либо потеки масла и других жидкостей. В результате не выдержали колесные пары, прокат быстро образовался. Заказали новые колесные пары, ждали более месяца, потом поменяли и отправили тепловоз куда то в Сургут или ещё севернее.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»