От «Форда» до ГАЗа. 90 лет полуторке

112
Первый собранный в Нижнем Новгороде серийный грузовик НАЗ-АА, фото: https://museum.gaz.ru

29 января 1932 года с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде сошла первая советская полуторка, легендарный грузовой автомобиль ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Автомобиль долгие годы трудился на благо народного хозяйства СССР и вынес на себе все тяготы Великой Отечественной войны, на протяжении всего конфликта оставаясь основным грузовым транспортным средством Красной армии.

Всего в Горьком (в октябре 1932 года Нижний Новгород решили переименовать в Горький) и других городах Советского Союза был собран почти миллион экземпляров легендарной полуторки, к которой эпитет «легендарная» применим в полной мере. Это был самый массовый советский грузовик; первый серийный автомобиль нового автозавода в Горьком; первый грузовик, покоривший пустыню Каракумы и начавший работать в Арктике. К тому же ГАЗ-АА стал главным символом знаменитой «Дороги жизни», которая помогла облегчить бедственное положение блокадного Ленинграда.



На 20 июня 1941 года в частях РККА насчитывалось более 151 тысячи грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. До конца войны советская промышленность успела выпустить ещё 138 600 таких грузовиков. При этом огромное количество «полуторок» было мобилизовано в годы войны на фронт из народного хозяйства.

По официальной статистике, на четырех автозаводах в СССР за всё время выпуска было собрано 985 тысяч грузовиков ГАЗ-АА и их модификаций. Помимо этого, база грузового автомобиля активно использовалась для создания других транспортных средств: автобусов, самосвалов, автоцистерн, пожарных автомобилей и бронеавтомобилей.

От Ford Model AA до ГАЗ-АА


4 марта 1929 года советским правительством было принято решение о постройке в стране автомобильного завода, способного выпускать 100 тысяч машин в год. Уже спустя десять дней – 14 марта в СССР была основана организация «Автострой», которая стала головной при строительстве нового завода. 31 мая 1929 года между американской компанией Ford Motor Company и ВСНХ СССР было заключено соглашение об оказании Советскому Союзу технической помощи в постройке автомобильного завода и налаживании производства грузовых и легковых автомобилей.

Грузовик Ford Model AA, фото: wikimedia.org

Сделка была выгодна для сторон. В Советском Союзе, которому в наследство достались остатки неразвитой автомобильной промышленности Российской империи, с автопроизводством и специалистами всё было очень плохо. На проектирование собственных автомобилей у молодого государства не было ни сил, ни времени. В свою очередь, руководство «Форда», столкнувшееся затем с проявлениями Великой депрессии, охотно пошло на сотрудничество с классовыми врагами. Как говорится: «ничего личного, просто бизнес».

Советской стороне приглянулся простой грузовой автомобиль Ford Model AA, который СССР сначала покупал готовыми машинокомплектами, а затем долгие годы выпускал по лицензии на построенном американскими специалистами предприятии. Первые американские грузовики на советской земле были собраны уже 1 февраля 1930 года. Это была, как сейчас сказали бы, отверточная сборка из фордовских деталей на первом автосборочном заводе «Гудок Октября» в Канавине (Нижний Новгород).

1 мая 1930 состоялась церемония закладки первого камня в фундамент будущего автозавода в Нижнем Новгороде. Завод был спроектирован американским архитектурным бюро Альберта Кана, за техническое руководство строительством отвечала американская компания Austin, специалисты которой провели в Нижнем Новгороде примерно 1,5 года. Для бизнеса Austin, который столкнулся с последствиями Великой депрессии, контракт в Советской России был настоящим спасением.

По условиям заключенного контракта инженеры компании Austin, которые ранее за 7 месяцев построили в Мичигане автозавод для General Motors, должны были повторить подобный фокус и в Нижнем Новгороде с опорой на местные строительные и рабочие кадры. В итоге работа заняла 1,5 года, но всё равно получилось очень быстро.

Спустя 18 месяцев 1 ноября 1931 года была успешно завершена первая очередь строительства: построено 52 здания цехов, проложено 38 километров подъездных и внутризаводских железнодорожных путей, 22 километра шоссейных дорог. При строительстве было использовано 25 тысяч тонн металла и 230 тысяч кубометров бетона. В цехах было размещено более 6 тысяч различных станков и порядка 8 тысяч электромоторов.

Построенные корпуса завода ГАЗ, фото: https://museum.gaz.ru

В ноябре 1931 года специалистов Austin в Нижнем Новгороде сменили специалисты компании Ford, которые должны были помочь советским инженерам наладить серийный выпуск автомобилей, помочь в пусконаладочном периоде. 1 января 1932 года Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) был официально сдан, его первым директором стал Степан Семёнович Дыбец.

80 лет назад, 29 января 1932 года, с конвейера НАЗ сошел первый серийный грузовой автомобиль, получивший название НАЗ-АА. Это название продержалось до октября 1932 года, когда Нижний Новгород переименовали в Горький. С тех пор нижегородский автогигант известен исключительно как ГАЗ. Под этой же маркой до сих пор выпускаются здесь уже новые поколения грузового и коммерческого автотранспорта.

Конструкция полуторки


В США Ford Model AA серийно выпускался с 1927 по 1932 год, в Советском Союзе полуторка продержалась на конвейере гораздо дольше, продолжая активно эксплуатироваться в народном хозяйстве и после завершения производства вплоть до начала 1960-х годов. При этом, уже начиная с 1933 года, в СССР собирали грузовики исключительно из отечественных комплектующих.

Это был конструктивно простой и технологичный грузовой автомобиль, который советская промышленность смогла выпускать даже в самые тяжелые периоды Великой Отечественной войны. Автомобиль ГАЗ-АА был выполнен по классической схеме на рамном шасси, оснащенном рессорной подвеской с колесной формулой 4х2.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА, фото: https://goskatalog.ru оригинал хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

Особенностью автомобиля была необычная трансмиссия, в которой в качестве продольной тяги использовалась «толкающая труба» (torque tube), внутри которой находился закрытый карданный вал, по-русски всю систему можно назвать трубой карданного вала. Подобная схема была характерна для многих американских автомобилей тех лет. При этом рама выполняла и часть функций рессоры, как элемента подвески. Конструкция во многом была спорной, но никто её не менял.

Сердцем грузовика был четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, работавший в паре с четырехступенчатой механической коробкой переключения передач и выдававший 40 л. с. Двигатель отличался впечатляющей степенью сжатия – 4,25 и феноменальной неприхотливостью. Сломать его было фактически невозможно, при этом двигатель потреблял исключительно низкооктановый бензин, что было преимуществом для эксплуатации в СССР. В жаркую погоду двигатель мог работать даже на керосине.

Со временем двигатель на ГАЗ-АА заменили на новый вариант мотора ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с., который также устанавливался на знаменитый легковой автомобиль ГАЗ-М1 (получивший в народе прозвище «Эмка»). Грузовик с таким двигателем выпускался под обозначением ГАЗ-ММ, не имея никаких внешних различий с предшественниками.

Интересной особенностью было и расположение бензобака, который находился перед кабиной, рассчитанной на двух человек: водителя и пассажира. Можно сказать, что бензобак находился непосредственно за приборной панелью, а его горловина размещалась прямо перед ветровым стеклом. Бензонасоса на грузовике не было, бензин из бензобака самотёком поступал в карбюратор, конструкция которого не позволяла избытку бензина попадать в цилиндры.

Процесс заправки ГАЗ-АА из заправщика на базе ЗИС-5, фото: https://waralbum.ru

Не было особых внешних отличий у ГАЗ-АА и от своего фордовского предка. Автомобили были максимально похожи друг на друга. При этом, естественно, в СССР при выпуске использовались исключительно отечественные узлы и агрегаты, производство которых было налажено советской промышленностью. К примеру, вместо американского карбюратора Zenith использовался советский К-14 и т. д.

Все конструкторские схемы и чертежи грузовика были переведены из дюймовой системы в метрическую. Также советская версия получила измененный узел рулевого управления, воздушный фильтр, который почему-то отсутствовал на американском грузовике, усиленный картер сцепления. Со временем усилили и раму для эксплуатации в советских реалиях. Также на грузовике использовался разработанный в СССР бортовой деревянный кузов.

«Дорога жизни»


Великая Отечественная война сделала из обычного грузовика настоящего героя, который является символом Победы наряду с танком Т-34, реактивным минометом «Катюшей», штурмовиком Ил-2 и другими образцами советского оружия. Неприхотливый грузовой автомобиль, который выпускался все военные годы, оставался основным грузовиком Красной армии в самые трудные и тяжелые годы войны.

В военное время конструкцию автомобиля максимально упрощали. Военные версии отличались в первую очередь сварными прямоугольными крыльями (заменили элегантные штамповки), отсутствием двускатных задних колес, одной фарой вместо двух. На оснащении экономили максимально, кабина могла быть деревянной, двери отсутствовали, также на ветровое стекло устанавливался один дворник вместо двух. Помимо этого, на военных автомобилях на передней оси иногда отсутствовали тормоза.

Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни», фото: https://waralbum.ru

На небольшой грузовик грузоподъемностью 1 500 кг выпала масса испытаний. Страшной зимой с 1941 на 1942 год ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ стали символом «Дороги жизни» и основным автомобилем, который работал на этом маршруте, связывающем блокадный Ленинград с остальной страной. Первые полуторки вышли на окрепший лёд Ладоги 22 ноября 1941 года. Это была колонна из 60 грузовых автомобилей, к которым дополнительно прицепили сани.

Уже в первую зиму с ноября 1941 года по апрель 1942 года ледовую трассу протяженностью примерно 30 километров обслуживало примерно четыре тысячи грузовых автомобилей, большую их часть составляли знаменитые полуторки. Примерно четверть из них не вернулась на базу. Помимо этого, дорогу постоянно обслуживали 350 регулировщиков, размещенных на 75 постах, и примерно сотня бензовозов на базе ЗИС-5.

Значение работы этой ледовой трассы, движение по которой было сопряжено с риском не просто провалиться под лёд, но и стать жертвой немецкого артобстрела или авианалёта, для голодающего города невозможно оценить. За время действия первой ледовой трассы с ноября 1941 по апрель 1942 года из города порожними автомобилями было эвакуировано более 550 тысяч человек, а в Ленинград было завезено с большой земли более 361 тысячи тонн различных грузов, из которых 262 тысячи тонн приходилось на продовольствие.

Грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, утонувшие во время работы «Дороги жизни», продолжают поднимать со дна Ладожского озера по сей день. Часть из них – реставрируется и используется в качестве памятников, другая – доводится до ходового состояния и пополняет музейные и частные коллекции, участвуя в парадах и реконструкциях.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    8 февраля 2022
    пожарных автомобилей
    В Невельске иногда выкатывали пожарку- полуторку...(Конец 60-х) hi
    1. +19
      8 февраля 2022
      Цитата: Uncle Lee
      пожарных автомобилей
      В Невельске иногда выкатывали пожарку- полуторку...(Конец 60-х) hi

      Я её ремонтировал. Новомосковский авторемонтный завод.
      1. +7
        8 февраля 2022
        Цитата: мордвин 3
        Я её ремонтировал

        Еще не все мамонты вымерли ! good drinks
        1. Комментарий был удален.
          1. +8
            8 февраля 2022
            Цитата: мордвин 3
            Издеваеть

            Да Вы что ! Горжусь !
            1. +3
              8 февраля 2022
              Цитата: Uncle Lee
              Да Вы что ! Горжусь !

              Нет, вы точно издеваетесь. request
              1. +10
                8 февраля 2022
                Цитата: мордвин 3
                издеваетесь

                "Ох и мнительный ты Сидор ! Ох и мнительный"!
                Владимир, у меня нет привычки издеваться над мастеровыми людьми ! hi
    2. +4
      8 февраля 2022
      Цитата: Uncle Lee
      В Невельске иногда выкатывали пожарку- полуторку...(Конец 60-х)

      А мы на день города её возили.
      1. +1
        8 февраля 2022
        Я помню у нас в селе была единственная , на ней ездил старый шофёр . Но и она вскоре исчезла . Это было в начале 60 ых .
        В основном к этому времени ГАЗ 51 бегали , и поменьше Зил 164 .
        Это история , и хорошо что есть люди , любители старинной техники .
        Низкий поклон им .
        Старые машины завораживают , смотреть как они работают можно вечно .
  2. Комментарий был удален.
    1. +2
      8 февраля 2022
      С ЗиС-5 не путаете?
      1. +3
        8 февраля 2022
        Цитата: hohol95
        С ЗиС-5 не путаете?

        Ничего я не путаю. И полуторку я востанавливал. От моста, до кабины.
        1. +2
          8 февраля 2022
          Тогда, как бензин поступал в карбюратор при отсутствии бензонасоса?
          Если, как Вы утверждаете бензобак был под сиденьем водителя.
          1. -7
            8 февраля 2022
            Цитата: hohol95
            Тогда, как бензин поступал в карбюратор при отсутствии бензонасоса?

            Потому что бензонасос раньше находился под капотом, а не в бензобаке! wink
            1. +5
              8 февраля 2022
              Цитата: Ингвар 72
              Потому что бензонасос раньше находился под капотом,

              Да не было там бензонасоса - вообще!!!

              Цитата: мордвин 3
              Самотеком

              Заливная горловина была перед лобовым стеклом - это даже фото в статье подтверждает.Смысл был им городить трубу через всю кабину под сиденье?
              И для самотека нужна разница в высоте - а сиденье практически на одной высоте с мотором
              1. Комментарий был удален.
              2. 0
                8 февраля 2022
                Цитата: свой1970
                Да не было там бензонасоса - вообще!!!

                Да, вы правы. Я думал тогда уже были мембранные топливонасосы. feel
          2. +2
            8 февраля 2022
            Цитата: hohol95
            Тогда, как бензин поступал в карбюратор при отсутствии бензонасоса?
            Если, как Вы утверждаете бензобак был под сиденьем водителя.

            Самотеком.
        2. +2
          8 февраля 2022
          Цитата: мордвин 3
          Ничего я не путаю. И полуторку я востанавливал. От моста, до кабины.

          Давайте опираться на факты:
          ГАЗ-АА (Полуторка)

          ЗИС-5 (ЗАХАР)

          hi
          1. 0
            8 февраля 2022
            Ну, блин, я эту полуторку от конца и до конца изздезил. Мне лучше знать.
            1. +4
              8 февраля 2022
              Цитата: мордвин 3
              Ну, блин, я эту полуторку от конца и до конца изздезил. Мне лучше знать.

              Я не умаляю ваших достоинств и способностей. Но у меня тоже бывали случаи (пару-тройку раз), когда я «с пеной у рта доказывал своё», а спокойный товарищ подводил меня к реальности, и, когда глаза видели, а руки щупали сам предмет, внутренний тумблер «Г-Ж» сам переключался в правильное положение... laughing
              Мы с (покойным ныне) соседом бывало спорили...
              hi
              1. +1
                8 февраля 2022
                Я даже не водила. Я автослесарем 12 лет проработал.
        3. +7
          8 февраля 2022
          Ничего я не путаю. И полуторку я востанавливал. От моста, до кабины.

          Увы, путаете.
          1. -4
            8 февраля 2022
            Цитата: Undecim
            Увы, путаете.

            Ничего я не путаю. Я полуторку восстанавливал от крыши и до моста.
            1. +6
              8 февраля 2022
              Если Вы ее восстанавливали, удивительно, как не заметили, где бензобак расположен.


              А в ЗИС-5 бензобак действительно под сидением.
              1. -3
                8 февраля 2022
                И в полуторке под сиденьем бензобак. Сам удивлялся, полыхнет, от задницы ничего не останется.
                1. +4
                  8 февраля 2022
                  Ваше упрямство, честно говоря, вызывает удивление и определенные ассоциации с фильмом "Кавказская пленница".

                  1. 0
                    8 февраля 2022
                    Цитата: Undecim
                    "Кавказская пленница".

                    Ой, блин! Я в осадок выпал... Виктор Николаевич, Вы по картинкам машину изучали, а я её десять лет щупал.
                    1. +5
                      8 февраля 2022
                      Напрасно Вы, Владимир, в осадок выпадали, лучше бы мысли упорядочили, а то за десять лет не смогли разобраться с бензобаком "полуторки", щупая ее.
                      Что касается ГАЗ-АА, то я ее "щупал" еще в те далекие времена, когда родители некоторых автомехаников вступали в пубертатный период.
                      1. 0
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Undecim
                        Напрасно Вы, Владимир, в осадок выпадали, лучше бы мысли упорядочили, а то за десять лет не смогли разобраться с бензобаком "полуторки", щупая ее.

                        Я внизу фотку выставил. Именно её я обслуживал.
                      2. +4
                        8 февраля 2022
                        Я внизу фотку выставил. Именно её я обслуживал.

                        Так это же ЗИС-5, "трехтонка". Вы разницу между ГАЗ-АА и ЗИС-5 улавливаете?
                      3. -1
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Undecim
                        Так это же ЗИС-5, "трехтонка".

                        Полуторка. Ну, блин, если весь авторемонтный завод для вас не авторитет, то тогда, да, зис 5.
                      4. +4
                        8 февраля 2022
                        Нет, не авторитет, ни весь завод, ни частями. ЗИС-5 - это первый автомобиль, которым я самостоятельно управлял.
                        А что касается реставрации ГАЗ-АА и ЗИС-5, то имею возможность наблюдать этот процесс постоянно. Внук у меня очень этим интересуется, так что приходится его в "Фаэтон" регулярно возить.

                        Это ЗИС-5. Ждет очереди на реставрацию. Узнаете?
                      5. 0
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Undecim
                        Это ЗИС-5. Ждет очереди на реставрацию. Узнаете?

                        Нет, не узнаю. У полуторки два стекла от середины были.
                      6. +3
                        8 февраля 2022
                        Ну на Вашем фото как раз совсем не два от середины. Свое фото Вы различаете?
                        Но встречаются и два "от середины". Есть у нас и такой. Еще руки не дошли.

                        Это, как правило, более поздние кустарные переделки.
                      7. -1
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Undecim
                        Это, как правило, более поздние кустарные переделки.

                        Если там есть линолеум на крыше, гвоздями прибитый, так это и есть мое рукожопство. И стекла я вставлял.
                      8. +3
                        8 февраля 2022
                        Если там есть линолеум на крыше, гвоздями прибитый

                        В "Фаэтоне" за такую "реставрацию" сразу бы оторвали руки.

                        А это ГАЗ-АА.
                      9. +1
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Undecim
                        В "Фаэтоне" за такую "реставрацию" сразу бы оторвали руки.

                        Я согласен. А что делать, нам начальник приказал, вот мы и этим рукоблодством занимались. На день города надо было срочно машину отправить.
                      10. +7
                        8 февраля 2022

                        Это тот автомобиль, который на моем первом фото ржавый стоит.
                      11. Комментарий был удален.
                      12. -1
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Undecim
                        Это тот автомобиль, который на моем первом фото ржавый стоит.

                        Крылья не такие. У полуторки были плоские, с загибом.
                      13. 0
                        8 февраля 2022
                        Цитата: мордвин 3
                        Цитата: Undecim
                        Это тот автомобиль, который на моем первом фото ржавый стоит.

                        Крылья не такие. У полуторки были плоские, с загибом.

                        У первых моделей Полуторки были овальные.
                        Г- образные плоские, появились на поле поздних вариантах военного времени.
                        По баку видимо тоже были свои различные модификации. Возможно на машине Владимира был установлен кустарным способом бензобак от ЗИСа.
                      14. +1
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        на машине Владимира

                        Коне, так я и есть Владимир.
                      15. +1
                        8 февраля 2022
                        А я то и не знал. good
                        Я наоборот ищу доводы в Вашу пользу, так-как во лжи, вас за 7 лет на сайте не ловил. Не Ваше - это.
                        Со всем уважением, Влад!
                      16. +3
                        8 февраля 2022
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        Не Ваше - это.
                        Со всем уважением, Влад!

                        Спасибо! Я могу ошибаться, но не брешу. Мне это противно.
                      17. +2
                        8 февраля 2022
                        Только не надо строить "логическую цепочку", как дамочка из анекдота. Которой муж сказал - "Дорогая ты Не Права."
                        Ваш грузовик реально сильно похож на ЗиС-5.
                      18. +2
                        8 февраля 2022
                        Цитата: hohol95
                        Ваш грузовик реально сильно похож на ЗиС-5.

                        это была полуторка. Я могу ошибиться, но раму её я не попутаю.
  3. +7
    8 февраля 2022
    Почему-то сразу вспомнился фильм "Директор" о международном автопробеге по пустыне Кара-Кум. Там в числе прочих был и "Форд" с американским экипажем.
    На фото ГАЗ - АА в роли "Форда", "гримировать" было несложно. smile




    Прошу прощения за качество снимков, и эти-то нашел с трудом.
  4. +3
    8 февраля 2022
    Полуторка, полуторка! Машина марки ГАЗ! наша легенда! сколько жизней спасли эти машины! С Праздником, землячка!
  5. +2
    8 февраля 2022
    .... Да Вот как иногда история складывается...не угадаешь..
  6. +9
    8 февраля 2022
    Дед-ветеран (царствие ему небесное) военным водителем был. И до Берлина доехал и еще и Квантунскую армию успел погромить. Воевал в составе 307 Гвардейского минометного полка резерва ставки Главного командования (катюши). На чем ему только не приходилось ездить по его рассказам.... Даже на японских трофейных. Вот они по его словам (если на современный лад переиначить) "из говна и палок собраны были". Немецкие трофейные Опель Блиц - ценились у водителей, особенно если попадалась редкая полноприводная версия с увеличенным клиренсом.
    Ну и лендлизовские машины. Советские водители угорали на грузовиком (дед и другие водители его называли "Джимми" - предполагаю что какой то из GMC или можеи GM) где не было крыши и дверей - во как! Это в наши то морозы и с такой кабиной. И такие поставляли союзники. Канадской сборки Форды не ценились у наших водил - критичные были к качеству топлива и зимой плохо заводились - маета с ними была по его словам.
    Больше всего хвалил из лендлизовских Студебеккер US-6 - неубиваемый грузовик, и бензин жрал что зальешь, и перегруз выдерживал и проходимость по весенним дорогам была - отличная. Как он рассказывал ему со своим Студером постоянно в распутицу кого-нибудь вытаскивать приходилось "на галстуке".
    Ну и само собой на полуторке накатал немерянно - уж она все терпела и ремонтировалась "на коленках" и из подручных материалов.
    1. +6
      8 февраля 2022
      Угорать можно над чем угодно, только вот незадача, ГАЗ АА во время войны выпускался без дверей и с брезентовой крышей. Никто из бойцов, офицеров и генералов не угорал над американскими джипами, Виллисами, Доджами, где салон не предусматривался вообще. Все были довольны , и солдаты, и командиры.
      1. 0
        8 февраля 2022
        А зачем генералам и офицерам угорать над отсутствием крыши и дверей? Их привезли-увезли и все. Опять же им по штату на зиму тулупчики были положены, валенки. А водитель постоянно за рулем, а не на время поездки (особенно те кто грузы развозил а не начальство катал). Из теплого - в лучшем случае телогрейка. В валенках не очень то педали понажимаешь. От ветра и дождя нечем защититься в таком без крыши-без дверей варианте. Наверно есть разница все же - или полчаса к примеру перетерпеть пока привезут, или целый день за рулем ездить на таком авто и в такой экипировке.
        1. +3
          8 февраля 2022
          Лучше плохо ехать, чем хорошо идти!
          Из рассказов стариков шофёров Полуторок, машине в ПАТО на зимнее время, предполагался треух, тулуп, валенки и вчеги.
          1. +2
            8 февраля 2022
            Да кто б с этим еще спорил.

            Насчет тулупа и чего там еще полагалось шоферу мне дед не рассказывал, и уже не расскажет..... Рассказывал что капец как тяжко зимой и ветренную погоду с дождями было в машинах без крыши без дверей. Он в ПАТО не работал во время ВОВ.
        2. 0
          9 февраля 2022
          Цитата: Nexcom
          А зачем генералам и офицерам угорать над отсутствием крыши и дверей? Их привезли-увезли и все. Опять же им по штату на зиму тулупчики были положены, валенки. А водитель постоянно за рулем, а не на время поездки (особенно те кто грузы развозил а не начальство катал). Из теплого - в лучшем случае телогрейка. В валенках не очень то педали понажимаешь. От ветра и дождя нечем защититься в таком без крыши-без дверей варианте. Наверно есть разница все же - или полчаса к примеру перетерпеть пока привезут, или целый день за рулем ездить на таком авто и в такой экипировке.

          А над ГАЗ-64 и ГАЗ-67 Вы тоже угораете ? На них тоже и брезент вместо крыши и с дверьми полное отсутствие ? Или "это другое" ? А вот американские водители такое приветствовали-легче и быстрей из машины горящей выскочить. Да и ГАЗ-69 тоже глупые конструкторы делали и ВОЕННЫЕ заказывали...
          1. 0
            9 февраля 2022
            У американских водителей зимой морозы -30 с метелью не бывают - там другой климатический регион. Предполагаю что если бы Вы провели в таком авто целый день за баранкой при указанных выше погодных условиях, то вероятно позитивных эмоций скорее всего убавилось. А водители не один день и не одну зиму на них ездили.
            В целом при желании можно найти и обосновать как плюсы так и минусы для такой компоновки авто. Насчет отественных авто аналогичной компоновки, так ни для кого не секрет что многие автомобили (как военного назначения так и гражданского) создавались под впечатлением определенных западных эксземпляров.
            1. 0
              9 февраля 2022
              Цитата: Nexcom
              У американских водителей зимой -30 с метелью не бывало. Предполагаю что если бы Вы провели в таком авто целый день за баранкой при указанных выше погодных условиях, то вероятно позитивных эмоций скорее всего убавилось.

              ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-69 тоже американцы делали ? Грачев не знал, что в России бывает зима ? И ГАЗ-66 десантный тоже американцы слепили ?
              1. 0
                9 февраля 2022
                Хотите сказать что это "северный" вариант исполнения? У нас были шишиги в части, но ни одного такого "кабриолета" не было. Хотя это был Южный Урал. В Сургуте или на Оймяконе поездийте на таком хотя бы день и вопрос сам по себе отпадет (хорошо если не от мороза).
                1. 0
                  9 февраля 2022
                  Цитата: Nexcom
                  Хотите сказать что это "северный" вариант? У нас были шишиги в части, но ни одного такого "кабриолета" не было. Хотя это был Южный Урал. В Сургуте или на Оймяконе поездийте на таком хотя бы день и вопрос сам по себе отпадет (хорошо если не от мороза).

                  Крылышки с парашютом ничего не говорят ? Или Войса Дяди Васи будут действовать только летом и только в средней полосе ?
                  1. 0
                    9 февраля 2022
                    Речь велась об обычных машинах а не специального назначения. Машинах повседневного использования. Маркировались буквой Т в треугольнике.

                    Вы как специально не хотите слышать...
                    1. 0
                      9 февраля 2022
                      Цитата: Nexcom
                      Речь велась об обычных машинах а не специального назначения. Машинах повседневного использования. Маркировались буквой Т в треугольнике.

                      Вы как специально не хотите слышать...

                      Согласен, 66-й спецмашина. Но как быть с ГАЗ-69А, который изначально шел как сельскохозяйственный ? Или агрономы-председатели зимой в России не ездили ?
                      1. 0
                        9 февраля 2022
                        Я без понятия как там агрономы ездили, но вот 469 нашего командира тогда утепляли всеми возможными способами, дополнительную трехслойную ткань с ватином под брезентовую крышу натягивали, двери утепляли и что то никто не горел желанием снимать двери и крышу чтобы если что сигануть из горящей машины.
                        А вот дед мой еще рассказывал что замерзших насмерть водителей зимой в морозы под -40 было полно в таких "кабриолетах". Если еще и сбивались с дороги в метель - вообще без вариантов. И еще, я не верю что наших десантников отправят с такими кабриолетами десантироваться в -35 -40. Явно у них будет другая техника и соответсвующая экипировка. Иначе они померзнут все.
                      2. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: Nexcom
                        и что то никто не горел желанием снимать двери и крышу чтобы если что сигануть из горящей машины.

                        А Ваш командир в данный момент был на войне ? В мирное время ценят комфорт, а военное время несколько другие ценности. Например, танкисты в ходе войны спарывали карманы с комбезов, чтобы в момент выскакивания из горящего танка не зацепиться за что-либо, а где Вы в мирное время такое увидите ? Наоборот, командир, увидевший подобное, перед строем отлюбит за порчу имущества.
                        Цитата: Nexcom
                        Я без понятия как там агрономы ездили,

                        Дело не в том, как они ездили, а в том, что такие машины заказывали и вопросов никто не задавал.
                      3. 0
                        9 февраля 2022
                        Вы проигнорировали информацию о замерзших водителях....
                        На машинах с дверями чтобы сигануть побыстрее просто двери чуть приоткрытыми дежали и этого было достаточно чтобы быстро выпрыгнуть. По крайней мере другой ветеран ВОВ рассказывал именно такое. Но это было давно, в школе в советское время....

                        А насчет агрономов... Разве у них был выбор? Что дадут сверху на том и ездят. Опять же тулупы, свитера толстые, шарф, шапка из настоящего меха, штаны в три слоя... Откуда у простого военного водилы времен ВОВ такое добро? Вот и замерзали иной раз насмерть.
                      4. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: Nexcom
                        На машинах с лверями чтобы сигануть побыстрее просто двери чуть приоткрытыми дежали и этого было достаточно чтобы быстро выпрыгнуть

                        Так почему ж наши джипы были без дверей ? Что, Грачев не знал, что в России бывает зима ?
                      5. 0
                        9 февраля 2022
                        Я не Грачев. Мне то зачем этот вопрос задавать? Выше я сделал предположение почему. Вас оно по-видимому не устроило. Но это уж знаете ли личное дело каждого при каком мнении остаться.
                      6. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: Nexcom
                        Я не Грачев.

                        Скажу по секрету. Грачев делал машину по заданию военных, а там четко было сказано-бездверный вариант для лучшего покидания автомобиля. Думаю, создатели Уайта думали так же.
                      7. 0
                        9 февраля 2022
                        Ну флаг ему в руки если такое задание ему дали. Если следовать такой логике, то всем военным машинам двери не нужны. Да и ладно.
  7. +3
    8 февраля 2022
    На многих фото видно что крышка бензобака находится перед ветровым стеклом, и есть фото где полуторки заправляют именно в эту горловину. А у ЗИС 5 бензобак находится под сиденьем.
    1. -1
      8 февраля 2022
      Цитата: Вольный ветер
      На многих фото видно что крышка бензобака находится перед ветровым стеклом, и есть фото где полуторки заправляют именно в эту горловину. А у ЗИС 5 бензобак находится под сиденьем.

      Может я какую ту неправильную полуторку обслуживал? Там бензобак под сиденьем был. Вот она
      1. +5
        8 февраля 2022
        Судя по лобовому стеклу, Вы ремонтировали ЗИС-5, подпольная кличка "Захар":)))
        1. +1
          8 февраля 2022
          Цитата: Старший матрос
          Судя по лобовому стеклу, Вы ремонтировали ЗИС-5, подпольная кличка "Захар":)))

          Там сборная солянка была. Кабину я сам из фанеры собирал.
          1. +2
            8 февраля 2022
            сборная солянка

            Вероятно, в этом и кроется секрет нештатного местоположения топливного бака:)
            1. +1
              8 февраля 2022
              Цитата: Старший матрос
              Вероятно, в этом и кроется секрет нештатного местоположения топливного бака:)

              Угу. Как один поглядел, как мы на крышу линолеум прибивали, так охренел. "Ребята, вы что над машиной издеваетесь?"
              1. +3
                8 февраля 2022
                Владимир, приветствую! Это действительно ЗиС-5, судя по кабине. "Трехтонка". drinks
                1. +1
                  8 февраля 2022
                  Цитата: Пане Коханку
                  Это действительно ЗиС-5, судя по кабине. "Трехтонка".

                  День добрый. Так кабину я сам делал. Старая сгнила, от неё одни двери остались, жестянкой оббитые.
                  1. +2
                    8 февраля 2022
                    Так кабину я сам делал. Старая сгнила, от неё одни двери остались, жестянкой оббитые.

                    Так старая кабина такая же была?
                    1. +3
                      8 февраля 2022
                      Цитата: Пане Коханку
                      Так старая кабина такая же была?

                      А хрен её знает. Это было году в 95-ом примерно, я молодой был, и как кабина на настоящей полуторке не знал. Слепили из того, что было.
      2. +1
        8 февраля 2022
        Чтобы закончит этот спор, может еще что нибудь вспомните? Например количество крепежных шпилек на колесе, или подвеску. Уверен - видевший переднюю подвеску на поперечной рессоре и заднюю на кантилеверных рессорах у ГАЗ АА, никогда не спутает их с классическими полуэллиптическими рессорами на ЗИС 5.
        1. 0
          8 февраля 2022
          Цитата: Tima62
          Чтобы закончит этот спор, может еще что нибудь вспомните? Например количество крепежных шпилек на колесе,

          Могу. шесть шпилек там было. Я их красил белой краской. Вместе с гайками. laughing
          1. +1
            9 февраля 2022
            6 шпилек у ЗиС-5!
            5 шпилек у ГАЗ-АА!
            1. 0
              9 февраля 2022
              Цитата: hohol95
              6 шпилек у ЗиС-5!
              5 шпилек у ГАЗ-АА!

              Я точно не помню. recourse Могу и ошибиться. Я в основном зилы сто тридцатые ремонтировал, а полуторка, это так, побочный продукт.
              1. +1
                9 февраля 2022
                Так может там ни ГАЗ АА, ни ЗИС 5 не пахло, а мастрячили вы раритет из обыкновенного газона (ГАЗ 51). 6 шпилек, бак под кабиной.
                1. 0
                  9 февраля 2022
                  Цитата: Tima62
                  а мастрячили вы раритет из обыкновенного газона (ГАЗ 51)

                  Ну вот уж нет. Я конечно мог ошибаться, но уж никак не деды, что воевали, и говорили, что это полуторка. Я что, газон не знаю? Уж, слава богу, не круглый идьет.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: мордвин 3
                        Потому, как за уничтожение Фердинанда или Тигра гарантированно орден полагался всему экипажу или расчету.

                        А доказательство можете привести ? Награждали за уничтоженные танки, но не за конкретные типы.
                        Цитата: мордвин 3
                        Но машину то вблизи щупали, там такое не прокатывало. На смех бы живо подняли.

                        С танками та же история. После боя составляли донесения, сколько и КАКИХ танков подбито и выдать Четверку за Тигра бы никак не получилось.
                      2. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: Альф
                        Награждали за уничтоженные танки, но не за конкретные типы.

                        Именно за конкретные типы. А если поле боя остается за противником, как проверишь? За тот же Артшурм не награждали. Зато за Фердинанды гарантированно награды получали. Вот они и путали. Расколошматят какой нибудь Т-4, а в донесениях пишут что это Тигр был.
                      3. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: мордвин 3
                        Зато за Фердинанды гарантированно награды получали.

                        А доказательство можете привести ?

                        Например, фото приказа ?
                      4. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: Альф
                        Например, фото приказа ?

                        Не могу. Почитайте вспоминания В. Першавина: "Танкист, штрафник, смертник", он там об этом писал. Я так понял, что это были неофициальные указания.
                      5. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: мордвин 3
                        Цитата: Альф
                        Например, фото приказа ?

                        Не могу. Почитайте вспоминания В. Першавина: "Танкист, штрафник, смертник", он там об этом писал. Я так понял, что это были неофициальные указания.

                        За неофициальные указания не награждали. Вы хотите сказать, что расчету первого орудия, подбившего Тигра дали медаль, а расчету второго, уничтожившего Четверку, ничего не дали ? Что-то мне подсказывает, что если бы такое всплыло, то полетели бы не только погоны комсостава, но и головы.
                      6. 0
                        9 февраля 2022
                        Цитата: Альф
                        Вы хотите сказать, что расчету первого орудия, подбившего Тигра дали медаль, а расчету второго, уничтожившего Четверку, ничего не дали ?

                        Именно это я и хочу сказать. Точнее не я, а Першавин. И Вы косвенно это подтвердили, указав, что у немцев просто не было столько Фердинандов, сколько по бумажкам уничтожили. Командиры, что донесения писали, тоже ведь награды получали. Ну, выяснят, что это не Фердинанд, а паук Артштурм, подумаешь, скажут, ошибочка вышла. А медальки все получать любят. Как и звездочки на погоны.
  8. +4
    8 февраля 2022
    Интересная статья! Спасибо автору! Вопрос: А на построенном американцами автозаводе станки и прочее оборудование были тоже американские?
    Ну и под конец коммента, я видел живую полуторку в 1970 году в Канске, на кондитерской фабрике. Работали на ней муж с женой. Правда за пределы территории она не выезжала.
    1. 0
      9 февраля 2022
      Цитата: ваш вср 66-67
      Вопрос: А на построенном американцами автозаводе станки и прочее оборудование были тоже американские?

      Именно так. Купили не только модель автомобиля, купили весь завод, как сейчас говорят-"под ключ", т.е,сам автомобиль, технологию, инструмент. И право в течении 10 лет иметь доступ к всем новинкам заморского концерна.
  9. +4
    8 февраля 2022
    У нас в ПТУ была полуторка ,которая регулярно участвовала в парадах 9 мая .На седьмое ноября не помню точно .В начале 90х исчезла в неизвестном направлении .А жаль .
    1. +3
      8 февраля 2022
      Цитата: Pashhenko Nikolay
      У нас в ПТУ была полуторка ,которая регулярно участвовала в парадах 9 мая .На седьмое ноября не помню точно .В начале 90х исчезла в неизвестном направлении .А жаль .

      Я на ней рулил. Вот жаль, не сфоткал.
  10. 0
    8 февраля 2022
    До чего же приятно читать такие статьи. Словно возвращаюсь в детство, когда знакомый шофёр подвозил до магазина...
    Интересны особенности конструкции автомобиля. В эксплуатации встречался с Газ-63А, поэтому никогда бы не предположил, что на авто могло не быть бензонасоса, что упрощало его эксплуатацию...
    Грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, утонувшие во время работы «Дороги жизни», продолжают поднимать со дна Ладожского озера по сей день.

    При весе автомобиля и возможностях современной техники это не сложно, и это нужно сделать в память о тех, кто сидел за рулём рискуя своей жизнью ради спасения других.
  11. +2
    8 февраля 2022
    В 1986 году был на практике Нижнем Новгороде. Работал в цехе коробок скоростей. Половина станков была ещё из цехов Форда. Наладчик показывая на один из них, по центру которого был виден сварочный шов рассказывал байку о том, что этот станок был в Америке разрезани уже шёл в металлолом, но в это время подоспел заказ из СССР и станок был сварен и отправлен в Россию. Работал этот станок чуть лучше чем советский производства 1956 года
  12. +2
    8 февраля 2022
    Когда я подрос и стал интересоваться техникой, то как то быстро у меня улетучились мысли о лёгкости ремонта нашей техники. Та же задняя подвеска на ГЗ АА, там черт ногу сломит.
    1. 0
      8 февраля 2022
      Цитата: Вольный ветер
      Та же задняя подвеска на ГЗ АА, там черт ногу сломит.

      А чего там сложного то? Накладки и то резиновые.
  13. 0
    8 февраля 2022
    Добрый день, Сергей! Меня зовут Кирилл Труфанов, я автор документальных фильмов, мы бы хотели записать с Вами интервью, на одну из тем Ваших статей. Скажите пжл, как с Вами можно связаться? Или напишите мне на почту [email protected]. Заранее спасибо, очень ждем Ваши контакты.
  14. +5
    8 февраля 2022
    К примеру, вместо американского карбюратора Zenith использовался советский К-14

    Карбюратор К-14 использовался на ГАЗ-ММ. На ГАЗ-АА использовались или простейшие пульверизационные карбюраторы, или более совершенный карбюратор "Форд-Зенит".
  15. +3
    8 февраля 2022
    На базе полуторки каких только утилит не было)
    Вот автодушевая с дровяным водогрейным котлом и выносными душевыми отделениями для одновременного помыва или санитарно-химической обработки 16 солдат.[/center][/quote]
    Наименование простое и пугающее - АД
  16. +2
    8 февраля 2022
    Аэростатная лебёдка Л-36
  17. +4
    8 февраля 2022
    ДТП. Никогда не подрезай самолёт.
  18. +2
    8 февраля 2022
    Комментарии излишни.
  19. +3
    8 февраля 2022
    Маршрутка. Прапрапрабабушка газельвагенов.
  20. +4
    8 февраля 2022
    Я бы сказал - автосамовар..[/i]

    В принципе, если закинуть десяток лопат "грузинского", то можно напоить чаем один район Москвы.
  21. +2
    8 февраля 2022
    [quote]Двигатель отличался впечатляющей степенью сжатия – 4,25 и феноменальной неприхотливостью. Сломать его было фактически невозможно, при этом двигатель потреблял исключительно низкооктановый бензин, что было преимуществом для эксплуатации в СССР. В жаркую погоду двигатель мог работать даже на керосине.[/quote] Не понял, чего впечатляющего для двигателя начала 30х в степени сжатия 4,25 и возможности работы на керосине. Эти особенности были характерны и для ЗИСа (а других автодвижков в Союзе не было).
    [quote]При степени сжатия всего 4,7 единицы двигатель ЗИС-5 работал на бензине с октановым числом 55 - 60, а в жаркую погоду даже на керосине. /quote]
    [quote]с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде сошла первая советская полуторка,/quote]
    А как же АМО Ф 15? [quote]По разным данным, с 1924 по 1931 год завод АМО выпустил от 6084 до 6465 экземпляров АМО-Ф-15, при этом заводские источники указывают общее количество — 6285 единиц[/quote] Может она не советская? И не полуторка?
    1. 0
      8 февраля 2022
      Цитата: Tima62
      Может она не советская? И не полуторка?

      У Форда линию купили. Форд, это и есть полуторка. Газ- АА.
      1. +1
        9 февраля 2022
        Цитата: мордвин 3
        У Форда линию купили. Форд, это и есть полуторка. Газ- АА.

        Я согласен с тем, что у Форда линию купили и с тем, что это полуторка. Я не согласен с утверждением, что это первая советская полуторка.[/b]
        Я считаю, что первая советская полуторка - [b]АМО Ф 15.
        1. -3
          9 февраля 2022
          Цитата: Tima62
          Я считаю, что первая советская полуторка - [b]АМО Ф 15.

          Те же яйца, только вид сбоку. АМО Ф 15 и переименовали в ГАЗ АА. Из-за буквы "Ф", которая и обозначала, что это Форд.
          1. 0
            9 февраля 2022
            Цитата: мордвин 3
            Цитата: Tima62
            Я считаю, что первая советская полуторка - [b]АМО Ф 15.

            Те же яйца, только вид сбоку. АМО Ф 15 и переименовали в ГАЗ АА. Из-за буквы "Ф", которая и обозначала, что это Форд.

            АМО-Ф-15 есть лицензионная копия ИТАЛЬЯНСКОГО грузовика FIAT-15-TER.
            1. 0
              9 февраля 2022
              Цитата: Альф
              Цитата: мордвин 3
              Цитата: Tima62
              Я считаю, что первая советская полуторка - [b]АМО Ф 15.

              Те же яйца, только вид сбоку. АМО Ф 15 и переименовали в ГАЗ АА. Из-за буквы "Ф", которая и обозначала, что это Форд.

              АМО-Ф-15 есть лицензионная копия ИТАЛЬЯНСКОГО грузовика FIAT-15-TER.

              А, точно, это я уже попутал, каюсь....
              1. 0
                9 февраля 2022
                Цитата: мордвин 3
                А, точно, это я уже попутал, каюсь....


  22. 0
    23 февраля 2022
    Двигатель отличался впечатляющей степенью сжатия – 4,25 и феноменальной неприхотливостью. Сломать его было фактически невозможно, при этом двигатель потреблял исключительно низкооктановый бензин
    Непонятно отчего автор назвал СС=4,25 впечатляющей и почему двигатель сломать было фактически невозможно
  23. 0
    30 мая 2023
    Всю Россию на себе вывезла полуторка до 43г альтернативы не было .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»