Сильнее КрАЗа: несбывшийся НАМИ-076 «Ермак»

45

НАМИ-076М на московском празднике автомобилистов, 1966 год.

Пустынный орел


Рождение концепции трехосного НАМИ-076 было связано с модным зарубежным течением постройки гигантских кораблей пустыни. На первых ролях были французские машины, созданные для работы в африканских колониях. Это были капотные грузовики, нередко циклопических размеров, например, Berliet T100.

Машина полной массой по 100 тонн появилась в 1956 году и предназначалась для нужд нефтедобывающих компаний. Идею нельзя назвать особо удачной – построили всего четыре грузовика, которые, однако, гордо носили титул «величайшего автомобиля в мире». Но в качестве примера для разработки советского гиганта решено было взять гораздо более приземленную 25-тонную машину Willeme W8SA образца 1954 года. Отдел автомобилей высокой проходимости НАМИ даже получил французский грузовик для сравнительных испытаний.



Но говорить о прямом копировании советскими инженерами иностранных аналогов не приходится – для будущего «Ермака» выбрали прогрессивную для своего времени компоновку со смещенной вперед за пределы колесной базы кабиной. Выбранный для сравнения Willeme W8SA был классическим капотным грузовиком 6х6 на широченных шинах, с мощным кондиционером (работа в пустыне все-таки) и развитой системой охлаждения 250-сильного дизеля.

Сильнее КрАЗа: несбывшийся НАМИ-076 «Ермак»


Willeme W8SA и НАМИ-076 «Ермак» на сравнительных испытаниях

НАМИ-076 «Ермак» не только для Советского Союза, но для мировой индустрии был современной, если не сказать прорывной, машиной. Её отличали полный привод с проходным вторым мостом и трехступенчатая гидромеханическая коробка передач, частично унифицированная с аналогом от карьерного БелАЗ-540. Учитывая предполагаемую специфику работы «Ермака», особое внимание уделили охлаждению трансмиссионного масла. Инженеры НАМИ оснастили грузовик дисковыми тормозами с водяным охлаждением. Это было революционное решение, от которого, впрочем, позже отказались в пользу колодочных тормозов с пневмогидравлическим приводом.

Удивительно, насколько разной может быть информация относительно технических особенностей «Ермака». Множество вполне уважаемых автомобильных изданий до сих пор распространяет миф об установке на грузовике… танкового мотора. Специалисты НАМИ отлично понимали ограничения боевого дизеля В-2 в ресурсе (пусть и в дефорсированном исполнении), поэтому никогда бы не решились на такое упрощение конструкции.

Поэтому изначально «Ермак» получил 300-сильный ЯМЗ-238Н, мощность которого позволяла по твердым грунтам перевозить до 25 тонн, по песку – 20 тонн и по бездорожью – 15 тонн. При этом важно понимать, что в снаряженном состоянии грузовик тянул на 21 тонну, что меньше массы груза, а это очень прогрессивный параметр для начала 60-х годов прошлого века.

В советской табели о рангах НАМИ-076 получил особое место. Самым крупным полноприводным грузовиком классической компоновки в СССР в то время был КрАЗ-214, способный брать на борт не более 7 тонн, при этом сам весил больше 11 тонн. Все это означало, что «Ермак» мог один заменить в логистических цепочках два, а то и три КрАЗа. Аналогов этой машины в СССР просто не было. Если, конечно, не брать тягач МАЗ-537, который очень условно можно отнести к массовой технике, учитывая сложности эксплуатации и низкий ресурс танкового дизеля.

Еще можно привести московский четырехосный ЗиЛ-135, но и в этом случае гражданское использование дорогого и сложного внедорожника было очень условным. Двухмоторная компоновка вкупе с системой управляемых колес на переднем и последнем мостах чего стоили.








НАМИ-076М. Источник: gruzovikpress.ru

При этом разработчики отдела автомобилей высокой проходимости НАМИ сразу предложили три варианта «Ермака» – в двух-, трех- и четырехосном исполнении. В исполнении 8х8 вездеход НАМИ уже становился прямым конкурентом МАЗ-537, который к началу 60-х годов уже вовсю выпускался.

Московский вариант выглядел гораздо совершеннее – мощность мотора 650 л. с. против 525 л. с. у МАЗ-547, а грузоподъемность до 40 тонн (у минского тягача нагрузка на седло не более 25 тонн). Однако конкурент МАЗа даже не появился в качестве прототипа.

В металле «Ермак» родился в 1963 году в трехосном варианте. Это был гигант длиной более 10 метров и шириной более 3 метров, предназначенный для работы в условиях пустынь Средней Азии и на нефтепромысловых полях Западной Сибири. На испытаниях он преодолевал снег глубиной до полутора метров. Однако с самого начала не до конца было понятно истинное назначение проектируемого «Ермака».




Фото с московского праздника автомобилистов позволяют точнее оценить размеры «Ермака»









«Ермак» в различные периоды своего существования. К сожалению, машина для истории осталась только на фото и рисунках.

Машину одновременно приспосабливали для условий холодного севера и знойного юга. Стекла кабины были двойные, монтировалась развитая теплоизоляция, а боковые окна предусмотрительно закрывались от солнца жалюзи. Тяжелый грузовик не годился Советской армии из-за гигантских габаритов и непонятного функционала.

К тому времени все потребности в военных тягачах были закрыты КрАЗами, новейшими «Уралами» и ЗиЛами. НАМИ-076 был, конечно, хорош на пересеченной местности и по грузоподъемности, но по габаритам не годился, пожалуй, ни одной армии мира. «Ермак» с трехметровой высотой теоретически не входил ни в один, даже проектируемый, транспортный самолет.

Поэтому в НАМИ принялись искать заказчика.

Лесной зверь


Раз уж бортовой «Ермак» никому оказался не нужен, инженеры НАМИ обратились в Центральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности. Проще говоря, попытались пристроить гиганта в лесное хозяйство. Для этого машину переоборудовали в лесовозный автопоезд грузоподъемностью 45 тонн, который, однако, показал себя неидеально. Тормоза оказались недостаточно эффективными, а мотор – слабым.

В НАМИ приступили в масштабным переделкам – смонтировали 12-цилиндровый 320-сильный дизель, а тормоза, как уже упоминалось выше, поставили колодочные. Кстати, тормозной барабан у обновленного в 1968 году «Ермака» оказался рекордного для своего времени диаметра – 510 мм. Фрикционный материал для тормозных накладок специально разрабатывался на тамбовском заводе асбестотехнических изделий.

Гидропневматический привод тормозов был унифицирован с аналогичной системой «Урала-375», который ранее разрабатывался в НАМИ. Однако и эта машина, известная под именем НАМИ-076М, не нашла серийного воплощения – в стране не было достойной производственной базы для столь сложной конструкции.






«Ермак»-лесовоз.

Надежда появилась лишь в 1969 году, когда могилевский автозавод МоАЗ получил задачу освоить лесовозный автопоезд высокой проходимости и грузоподъемностью до 50 тонн.

В итоге НАМИ пришлось уже в третий раз перекраивать конструкцию «Ермака».

Получилось не очень, в основном из-за требования Минавтопрома «шасси тягача разрабатывать с наиболее широким использованием агрегатов действующего производства». Все инновации инженеров, которые были реализованы в НАМИ-076М, оказались не у дел, и получившийся монстр МоАЗ-7411 оказался откровенно перетяжеленной машиной.

Лесовоз был построен в 1974 году и по снаряженной массе превышал «Ермак» сразу на 7 тонн! Естественно, эту массу отнимали от грузоподъемности грузовика, и получившийся продукт уже никого не заинтересовал – тактико-технические требования Минавтопрома не были соблюдены. Не помог даже мощный 500-сильный дизель ЯМЗ-240Н, которым заменили прежний на 320 л. с.


















МоАЗ-7411 – пример регресса автомобильной концепции. От НАМИ-076М могилевский тягач отличался большей снаряженной массой, что и не позволило соответствовать тактико-техническим требованиям Минавтопрома. Проще говоря, тягач успел устареть еще на этапе испытаний. На фото – различные генерации МоАЗа, построенного на базе «Ермака».

Были попытки соорудить на базе могилевского тягача танковоз, но у военных уже были свои МАЗы, пусть и менее совершенные.

Окончательно надежда на реализацию концепции «Ермака» в серийном воплощении пропала после постройки в 1976 году лесовоза МоАЗ-7411 с двойной ошиновкой задних осей. Инженеры попытались увеличить грузоподъемность тягача за счет снижения проходимости, но и этот вариант был отвергнут.

НАМИ-076 «Ермак» – это типичный пример оторванности научно-инженерного потенциала Советского Союза от производственных возможностей. Машина, по многим параметрам опережающая мировой автопром, оказалась слишком сложной для промышленности.

Немалую роль сыграло здесь и прохладное отношение военных к «Ермаку» – если бы тягач был действительно необходим армии, его бы неизбежно довели до серии, пусть и ценой некоторых упрощений.

К сожалению, для потомков не сохранили «живой» артефакт машины, наглядно иллюстрирующий потенциал советской инженерии, способной создавать шедевры без иностранных комплектующих.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    9 февраля 2022
    По поводу копирования иностранной автотехники. В 1978-81 годах работал на ЗиЛе в ГЛЦКЧ ( литейка).Ездил на завод из Бирюлево- товарная на электричке.Через Автозаводской мост и проходная возле Инженерного корпуса и Экспериментального цеха. Вот где насмотрелся иностранной техники ,стоявшей совершенно открыто. Особенно впечатлили авто представительского класса: Шевроле, Кадиллак,Бьюик.
    Грузовики Мерседес, похожие на КамАз,только наш попроще.
    1. -20
      9 февраля 2022
      Цитата: andrewkor
      Грузовики Мерседес, похожие на КамАз,только наш попроще.

      Чем он попроще то? Вы два года в литейке оттарабанили и смылись. Что, тяжело было?
      1. -21
        9 февраля 2022
        нашли.вот кто развалил СССР!
        и 50 лет назад компромисы по удержанию влияния в нац элитах вели к компромисам в народном хозяйстве.
        надо было развивать нац окраины и тянули их.
        подстегнули этим уродцем МАЗ и КРАЗ. и централизовано передали то, что интерсно было на серийные заводы.
        Масква с жиру бесится и сейчас и тогда деньги на блажь получали .
        а на ремонт и содержание цыфры не просчитали +нужны были еще какие нибудь1000 мастерских комплектных построить. не на коленке же и на земле эти " передовые" эксплуатировать.
        наверное перед закрытием проекта учли многое , в тч культуру эксплуатиции в автоколоннах и самое последнее --цену содержания и ?? тоннокилометр
        1. +4
          9 февраля 2022
          Цитата: антивирус
          подстегнули этим уродцем МАЗ

          Вот не надо белоруссов уродами обзывать.
          1. -7
            9 февраля 2022
            у меня уродец --этот от нами.
            и не по внешнему виду .... а по сути ---скорее всего (сейчас принято восторгаться, что все конструкторские" прорывные " идеи) и внутри было много " через коленку" "на потом" отложенных не доведенных до ума идей
            а не рабочие лошади
            1. +3
              9 февраля 2022
              Цитата: антивирус
              внутри было много " через коленку"

              Вот не надо. Как то учебник читал по устройству автомобилей. Там даже колеса формулами выводили.
              1. +1
                9 февраля 2022
                формулы --это гладко было на бумаге... да забыли про конвейер и конкурентов... и развитие производительных сил и производ-х отношений.
                фантазии они такими и остались до сих пор. прекраснодушие...а уже 15 лет отверточной сборкой занимаемся или просто из маш.комплектов. конструкторская школа не вытянула автопром.
                нужны прежде всего ( и ранее и сейчас)--ПТУ, для подъема на др , выше уровень культуры производства
                1. +5
                  9 февраля 2022
                  Цитата: антивирус
                  фантазии

                  Вовсе не фантазии, а наука.
                  1. -9
                    9 февраля 2022
                    наука в в детройте была на высоте. да сдохли те от цены --в Мексике и Китае дешевле и лучше .
                    у нас так же.

                    "прорывные" все что угодно мало для прорыва. в тот прорыв надо вводить массы людей для "занятия новых рубежей" и познания и простого изготовления болванок(по знаниям НАМИ)
                    1. +1
                      9 февраля 2022
                      Цитата: антивирус
                      Китае дешевле и лучше .

                      Хуже. Как то ремонтировал китайское авто. Так там жестянка из фольги, а крылья на трех болтах.
                      1. -4
                        9 февраля 2022
                        это и есть развитие производительных сил и производ-х отношений.

                        им хватает и по Марксу и по капиталистич теории--"цена-качество."
                        + для их деревни и малых городов --это норма-сам крутить гайки. без спец съемников и др загогулин сервисов.
                        как и в 30-60 -80 гг в наших колхозах ..и в Нигерии сейчас так же и в Лаосе и далее везде
                      2. +1
                        9 февраля 2022
                        Цитата: антивирус
                        это и есть развитие производительных сил и производ-х отношений.

                        Какое развитие? Я бы эту жестянку из фольги ни в жизнь бы не купил. Запорожец, и то лучше.
                      3. -5
                        9 февраля 2022
                        Китай -1.5млрд .чел
                        там было 300 автозаводов.
                        не 3-10 как у нас. есть и вечные авто. есть из фольги
                      4. +3
                        9 февраля 2022
                        Цитата: антивирус
                        Китай -1.5млрд .чел
                        там было 300 автозаводов.

                        Первый китайский автозавод СССР построил.
                      5. +3
                        9 февраля 2022
                        А первый Советский автозавод и грузовик построили американцы ,и что?
                      6. +5
                        9 февраля 2022
                        Цитата: вадим dok
                        А первый Советский автозавод и грузовик построили американцы ,и что?

                        Да ничто. Я к тому пишу, что китаезы у наших учились. Теперь они выпускают десятки моделей, а мы где?
              2. +5
                9 февраля 2022
                Цитата: мордвин 3
                Как то учебник читал по устройству автомобилей. Там даже колеса формулами выводили.

                Это потому что тогда УЧИЛИ. Сейчас учат какую кнопку в компе нажать, а оно там само посчитает. "Зачем географию учить коль извозчик довезёт" написано задолго до нас.
      2. 0
        9 февраля 2022
        Стажировался для строящегося филиала ЗиЛа в Ярцево Смоленской области.
        1. 0
          9 февраля 2022
          Цитата: andrewkor
          Стажировался для строящегося филиала ЗиЛа в Ярцево Смоленской области.

          А я на Новомосковском АРЗ 12 лет отпахал.
        2. 0
          16 февраля 2022
          Там двигатели делали, был перед Новым. Г. там погода к сожалению не позволила рассмотреть окромя забора ничего, но вот само Ярцево видно без градобразующего завода не очень хорошо себя чувствует.
          1. +1
            17 февраля 2022
            В Ярцево должно быть два завода филиалы ЗиЛа .Литейный и дизельный по обе стороны ЖД. Помнится их спроектировали как на КАМАЗе и оборудование должно быть американское как и там. Но тут грянул Афган и санкции за него ,а фундаменты под линии уже возведены . Пришлось Союзу копировать все самому на разных заводах . Вот строительство и затянулось.
    2. +3
      9 февраля 2022
      Ермака делали как землевоз-для перевозки земли при рытье судоходных каналов. Автор, вы пишете про ЯМЗ-238 V8, а на приведенной вами схеме уже на самом первом варианта Ермака четко виден V12 ЯМЗ-240-сравните с фото, точно 240-ой!

  2. -1
    9 февраля 2022
    В этой нише сейчас китайцы сос своими малыми карьерными самосвалами и штучные российские самосвалы
    1. 0
      9 февраля 2022
      Цитата: Zaurbek
      китайцы сос

      Не понял. Чего сос?
      1. +2
        9 февраля 2022
        со своими.....самосвалами.
      2. Комментарий был удален.
  3. +4
    9 февраля 2022
    В Австралии по пустыне ходят гипер-автопоезда: один супермощный тягач и множество прицепов. Почему у нас это не пошло на дорогах севера (но во внедорожном варианте) - не понятно.
    1. +2
      9 февраля 2022
      Цитата: Falcon5555
      Почему у нас это не пошло на дорогах севера (но во внедорожном варианте) - не понятно.

      Потому, что в Европе есть ограничение на длину грузовика. А, например, в Сша их нет. Поэтому в Европе ые кабины разрабатывают, а в США -нет. Как в Австралии, не знаю.Ну вот, блин.. Как я кабины обозвал, удалили. Ну ладно, пусть будут короткими.
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          9 февраля 2022
          Цитата: flc9800
          Другое дело , что беcкапотники значительно менее популярны , нежели классические траки !

          Ну так я написал, что в США нет ограничений по длине авто. В отличие от Европы, где длина автопоезда не должна превышать сколько то там метров. Поэтому они и делают короткие кабины.
          1. 0
            10 февраля 2022
            Причем здесь Европа (в смысле Евросоюз)? Понятно, что туда нестандартные автопоезда не пустят, но им туда и не надо. Они должны были бы быть не только длинные, но и вероятно и по ширине выходить и за европейские и за сегодняшние российские стандарты для обычных дорог. Как можно было бы реформировать российские стандарты для этой цели - это отдельный вопрос.
      2. 0
        19 февраля 2022
        Цитата: мордвин 3
        Потому, что в Европе есть ограничение на длину грузовика. А, например, в Сша их нет. Поэтому в Европе ые кабины разрабатывают, а в США -нет. Как в Австралии, не знаю.Ну вот, блин.. Как я кабины обозвал, удалили. Ну ладно, пусть будут короткими.

        Ну вообще то есть. Причем в каждом штате свои, где то на длинну прицепа, а где то на длинну сцепки. В некоторых штатах даже разрешены дополнительные прицепы. И в Австралии есть. А роад транс ходят только в одном районе, в Сиднее им нельзя скажем так, а в Элис Спрингс как раз можно.
  4. +6
    9 февраля 2022
    Машина полной массой по 100 тонн появилась в 1956 году

    Не в 1956, а в 1957 году.

    В 1956 году появился шестидесятитонный Berliet GBO15.
  5. 0
    9 февраля 2022
    Тонар выпускает сейчас , малыми партиями.....

    https://www.youtube.com/watch?v=GO4rJQlwLds
  6. +6
    9 февраля 2022
    Тормоза не дисковые , а многодисковые, охлаждались не водой, а работали в масляной ванне, "гидро" в технике совсем не вода , гидробак это не бачок с питьевой водой. lol . Если привод тормозов как на Урале. которые все проклинают. То боюсь представить что натворит стотонная бандура с отказавшими тормозами, управляемость у этого тягача никакая. радиус поворота огромен.. Что я могу сказать про этот авто исслед институт, что то не могу припомнить автомобиль разработанный у них и принятый в производство, хотя ЕРАЗ И Колхида вроде оттуда. Ну правда и репутация у них довольно своебразная. МоАЗ возможно и стал бы машиной востребованной. Изменить конструкцию, улучшить комфорт в кабине. подтянуть качество сборки. Шарнирно сочленённики сейчас пользуются устойчивым спросом. Увы, мы пролетели как фанера над Парижем. request
    1. 0
      9 февраля 2022
      Цитата: Вольный ветер
      Тормоза не дисковые , а многодисковые, охлаждались не водой, а работали в масляной ванне, "гидро" в технике совсем не вода , гидробак это не бачок с питьевой водой. lol . Если привод тормозов как на Урале. которые все проклинают. То боюсь представить что натворит стотонная бандура с отказавшими тормозами, управляемость у этого тягача никакая. радиус поворота огромен.. Что я могу сказать про этот авто исслед институт, что то не могу припомнить автомобиль разработанный у них и принятый в производство, хотя ЕРАЗ И Колхида вроде оттуда. Ну правда и репутация у них довольно своебразная. МоАЗ возможно и стал бы машиной востребованной. Изменить конструкцию, улучшить комфорт в кабине. подтянуть качество сборки. Шарнирно сочленённики сейчас пользуются устойчивым спросом. Увы, мы пролетели как фанера над Парижем. request

      Колхида вроде на базе зила собрана. А вот что грузины с ней сделали, непонятно. Как то пригнали к нам на капиталку, так ребята умоляли её на зил 130 обменять.
    2. +1
      9 февраля 2022
      Цитата: Вольный ветер
      Что я могу сказать про этот авто исслед институт, что то не могу припомнить автомобиль разработанный у них и принятый в производство

      УРАЛ 375 с теми самыми проклинаемыми тормозами.
  7. +3
    9 февраля 2022
    По моему прОблем тут с целеполаганием. Делали ляльку неизвестно для чего и кого. Как грит-ца: "Нас не сбить с пути, нам по..., в общем, все равно, куда идти".
    Странно, что вообще получилось что то путное.
  8. Комментарий был удален.
  9. +2
    9 февраля 2022
    Московский вариант выглядел гораздо совершеннее – мощность мотора 650 л. с. против 525 л. с. у МАЗ-547, а грузоподъемность до 40 тонн (у минского тягача нагрузка на седло не более 25 тонн).

    Маз 547 - шестиосник, и 650 л.с. но никогда не был седельным тягачом. Масса шасси 27 тонн, а себе еще тащил почти 68 тонн штатных. И он был создан для РВСН. Автор наверное имел ввиду один из вариантов МАЗ-543
    И эти МАЗы в эксплуатации показали себя весьма не плохо.
  10. +1
    9 февраля 2022
    Willeme W8SA на третьей фотке очень уж на трактор "Кировец" смахивает...
  11. +1
    9 февраля 2022
    Бытует мнение что НАМИ вообще были оторвонными от реальности и разрабатывали машины в стол. Мало их разработки машин ушло в серию, не путать с узлами и агрегатами ими разработанными.
    1. -2
      9 февраля 2022
      Цитата: evgen1221
      Бытует мнение что НАМИ вообще были оторвонными от реальности

      Бытует мнение, что и Генри Форд был оторван от реальности, когда в гараже создавал свои первые двигатели и автомобили.
      А может - наоборот- руководители промышленности в нашем благословенном отечестве были оторваны от науки ? Они- то и завели страну в тупик.
      Бытует мнение, что и люди наши в большинстве своём очень умны, да только умные их мозги вставлены в голову как бы наоборот- "вверх ногами."...
  12. +2
    9 февраля 2022
    Машина, по многим параметрам опережающая мировой автопром, оказалась слишком сложной для промышленности ?.

    Любопытно, а ракетная и атомная техника не оказались "слишком сложными " ? "Страна чудес"- отечественная колбаса или ботинки - камень преткновения...... А как вообще выиграли ВОВ при таких "сложностях" ? "Трехлинейкой на троих" и сапёрными лопатками ?
    Но самое удивительное то, что и 6- й пятилетний план (1956-1960) в 1959 году тоже вдруг оказался "слишком сложным", хотя за 4 года нац. доход страны вырос в полтора раза.
    Да и вообще плановое хозяйство оказалось "слишком сложным", да и сама страна "не такой аки надо"....... Разворовать страну и жить на импорте гораздо проще, а чем проще- тем лучше !
    Оно понятно... для общества, в котором слово "авторитет" обозначает не учёного, а бандита, вообще всё, что предлагает учёный - "слишком сложно". Учёный ! Иди ты на..... мы людь простыя....
  13. +2
    10 февраля 2022
    В металле «Ермак» родился в 1963 году в трехосном варианте. Это был гигант длиной более 10 метров и шириной более 3 метров,
    ширина была ровно 3 м., длина 10750 мм высота по кабине 2950

    Ответственным за разработку был А.В. Родионов - будущий директор НАМИ
    тактико-технические требования Минавтопрома не были соблюдены.
    ТТТ это у Минобороны, у Минавтопрома просто ТТ
  14. +3
    10 февраля 2022
    Цитата: Вольный ветер
    Тормоза не дисковые , а многодисковые, охлаждались не водой, а работали в масляной ванне, "гидро" в технике совсем не вода , гидробак это не бачок с питьевой водой.

    Первоначально были установлены именно дисковые герметизированные тормоза со специальной системой водяного охлаждения - автор точно написал
  15. 0
    10 февраля 2022
    Цитата: Вольный ветер
    Что я могу сказать про этот авто исслед институт, что то не могу припомнить автомобиль разработанный у них и принятый в производство, хотя ЕРАЗ И Колхида
    на вскидку: НАМИ-I, ЗАЗ-965, ЛуАЗ, Ока, Урал-375 (с доработкой на УралЗИС)
  16. +1
    17 февраля 2022
    У психически нормальных людей нет отрванности новых идей от возможностей промышленности. Потому что сама промышленность есть результат реализации новых идей. Особенно в стране, самой богатой природными ресурсами во всем Мире.
    Это мысль не моя, а из мультфильма, в котором даже кот Матроскин понимал, что всего у нас хватает, кроме ума.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»